Почему олимпиады такие сложные школьные

Обновлено: 30.06.2024

Как работают школьные олимпиады?

Зачем готовиться к олимпиадам? Плюсы

Олимпиада — это возможность поступить в вуз или получить максимальный балл еще до ЕГЭ. Таким образом, вы увеличиваете свои шансы на поступление. Обычно ЕГЭ проходит в мае-июне, а олимпиады в феврале-марте. Результаты олимпиад публикуют в марте-апреле. Таким образом, еще до экзаменов вы сможете проверить свои знания. Например, вы пишете олимпиаду по обществознанию — и видите, что у вас масштабные пробелы в блоке по экономике. Возможно, вы возвращаетесь без диплома, но с пониманием, над чем вам нужно работать. Идя на олимпиаду, вы ничем не рискуете, главное — грамотно распределять время и усилия.

Не забывайте, что ЕГЭ — это всего одна попытка. Очень многое зависит от воли случая. В вашем варианте может оказаться задание, которое вы никогда не видели — или тема, которую вы не успели подучить. А вдруг заболит голова, а вдруг что-то забудете, а вдруг неправильно перенесете ответы в бланк? Да, на олимпиадах случайности тоже важны. Вы не можете узнать, какие задания вам выдадут на экзамене или олимпиаде — зато только от вас зависит количество раз, которое вы попробуете. Тут работает теория вероятностей — чем больше пробуешь, тем выше шансы на успех.

В принципе выиграть олимпиаду вполне реально. Но тут нужно учитывать, что олимпиады бывают разные по уровню сложности. Есть олимпиады 1 уровня, за них дают наиболее существенные льготы — поступление без экзаменов. К ним относится, например, Всероссийская олимпиада школьников. Для того, чтобы выиграть ее в 11 классе, мне пришлось готовиться весь год. С другой стороны, есть олимпиады 2-3 уровня — льготы за них меньше (например, 100 баллов за ЕГЭ по предмету олимпиады), но и выиграть их проще. Но ведь 100 баллов на ЕГЭ — тоже неплохо! Чем больше олимпиад вы напишете — тем выше шансы на успех. Я уверен, что каждый может выбрать подходящую олимпиаду, ориентируясь на свои силы и уровень подготовки. Для этого обязательно изучите Перечень олимпиад — сайт, где собраны все олимпиады и указаны их уровни.

Кроме того, олимпиада — это возможность познакомиться с предметом на более глубоком уровне, чем задания ЕГЭ. Вы хотите учиться на социологическом факультете? Попробуйте подготовиться к олимпиаде по обществознанию — возможно, при более близком знакомстве с предметом вам он на самом деле не понравится. Дни и ночи, проведенные в изучении олимпиадного материала, будут хорошей проверкой для ваших интересов. Если вам не нравится анализировать графики, выделять группы респондентов, создавать гипотезы — возможно, вам на самом деле не подходит социология. Впрочем, лучше всего пройти профориентацию, чтобы изначально не тратить силы на области, которые вам не интересны.

Вам может не хватить сил и времени на все. Представьте — вы три месяца готовитесь к олимпиаде, ни на что не отвлекаясь, а на заключительном этапе не занимаете призовое место. На дворе март, до ЕГЭ два месяца — теперь нужно догонять всех тех, кто концентрировался на ЕГЭ. Но в качестве контраргумента напомню, что готовиться только к олимпиаде — не лучший выбор, потому что вам все равно нужно будет подтверждать ее баллами ЕГЭ.

Еще у вас может пропасть мотивация. Допустим, вы участвуете в 10 олимпиадах — и ни на одной не получается победить. Тогда перед ЕГЭ ваши нервы будут на пределе — если вы ни разу не смогли добиться успеха, кажется, что и на экзамене ничего не выйдет. Успокою вас: это когнитивное искажение, ведь задания ЕГЭ отличаются от олимпиадных. Ваши результаты на олимпиадах могут только косвенно показывать, уровень знаний. А для того, чтобы чувствовать себя на экзамене спокойнее и увереннее, обязательно почитайте нашу статью о психологической подготовке к ЕГЭ!

Нет. Это платные конкурсы. Никаких бонусов при поступлении они не дают. В лучшем случае вы получите только ручку или блокнот. Участвовать в них стоит только ради интересных заданий, и то это имеет смысл только тогда, когда школьник действительно любит предмет. Иначе это пустая трата денег и времени.

А настоящие олимпиады делятся на два типа: разноуровневые перечневые олимпиады и Всероссийская олимпиада школьников. Все они могут помочь при поступлении.

Всероссийская олимпиада школьников (также известная как всерос, всош, вош) - это та самая олимпиада, которая проходит во всех школах в начале осени. Это школьный этап. Далее ученик проходит на муниципальный этап, если набирает проходной балл. По той же системе действуют региональный и заключительный этапы. Важно не место в рейтинге и не звание победителя, а балл.

Миф 2. Олимпиады нужны только школам, дети не хотят в них участвовать

А вот и нет. Разные, конечно, бывают случаи, кого-то учителя заставляют участвовать через не хочу ("Ты ж отличница, иди на школьный этап по математике", - говорили мне. Сходила. Впрочем, после того, как я набрала 1 балл за всю олимпиаду, учительница перестала настаивать, чтобы я участвовала снова). В 5-6 классе меня пытались затащить на олимпиады по разным предметам. Я всячески отнекивалась, и ничуть не жалею об этом. Олимпиады - дело добровольное.

В 6 классе одноклассница сходила на олимпиаду по литературе, а потом показала эти задания мне. Как ни странно, мне понравилось. С этого всё и началось. В 8 классе я вышла на муниципальный этап по литературе, но ничего там не заняла. В 9 - победитель регионального этапа, но до всероса баллов не хватило. Сейчас, в 10, хватило.

С другими интересными для меня предметами дела обстоят не так радужно: в русском все ограничилось призерством на муниципальном этапе, а в английском - победой в школьном (44/45 - таким страшным был наш проходной на муниципальный этап). Мне серьезно нравится процесс написания олимпиад, нравится подборка заданий, нравится поощрение творческого подхода и нестандартного мышления.

Олимпиады могут приносить удовольствие, честно. Горящие глаза литераторов на олимпиадах не дадут соврать. Притом многие участвуют просто ради участия, ради заданий, людей и атмосферы. Я знаю призеров всероса, которые на следующий год всё равно приходят писать "низшие" этапы, хотя поступление у них уже в кармане.

Миф 3. Участвовать в олимпиадах бесполезно

Победа/призерство на школьном и муниципальном этапе не дает, по факту, ничего, кроме расширения кругозора и, возможно, оценок. Победа/призерство на региональном этапе может помочь вам получить около 5 бонусных баллов к сумме ЕГЭ при поступлении в некоторые вузы. Заветная победа или призерство на заключительном этапе дает право на поступление без ЕГЭ в любой вуз страны (на соответствующее предмету олимпиады направление, естественно).

Если вы всерьез думаете, что на этих олимпиадах все куплено и пробиться на следующий этап реально, только если вы дочь губернатора, то вы окажетесь не правы. Да, бывают случаи списывания на олимпиадах и сливов заданий, бывают нечестности, кому-то по блату могут завысить баллы. Но! Вам-то не имеют права занизить баллы, если у вас действительно выдающаяся работа. Пробиться самому - реально. А олимпиадные задания в большинстве предметов составлены так, что найти на них ответы в интернете попросту невозможно.

Миф 4. Олимпиады - это сверхсложно, нет смысла даже пытаться участвовать, если у меня не 5 по этому предмету

"Олимпиады - это только для отличников". Нет. Совсем нет. В первую очередь, олимпиады - это для увлеченных людей. Можно иметь тройки по всем предметам, но серьезно увлекаться программированием и быть успешным в олимпиадах по информатике.

До победителя региона по литературе в том году я дошла без специальной подготовки. Я нигде никогда не занималась дополнительно. У меня не было "наставника". Во-первых, я просто даже понятия не имела, как готовиться, поэтому поехала на олимпиаду, собрала в кучку последние извилины и написала всё чисто на интуитивном уровне. А во-вторых, когда литература - это неотъемлемая часть твоей жизни, а чувство текста - твой постоянный спутник, то и без особой подготовки можно написать олимпиаду на приличный балл. Но чтобы выйти дальше, нужно готовиться.

Бывают даже случаи, когда у школьника в году стоит 4 по предмету, в олимпиадах по которому он занимает призовые места. И это неудивительно. Школьные требования и олимпиада - вещи, к сожалению или к счастью, несопоставимые.

А вообще, олимпиады - это здорово. Это возможность проявить себя, попробовать свои силы в выполнении нестандартных заданий и развиваться в любимом предмете. Попробовать однозначно стоит. Может, вам даже понравится.

Осторожно, олимпиады вызывают привыкание! В повышенных дозах (участие сразу в нескольких муниципальных/региональных этапах, выход на всерос) олимпиады могут вызывать стресс во время ожидания результатов и проходных баллов.


Участие в олимпиадах стало популярным способом поступить в вуз, минуя сдачу ЕГЭ. Чем более массовым оно становится, тем более очевидны различные недоработки. Призёр ВсОШ по обществознанию Александра Вайсберг рассказывает, с какими проблемами сталкивается большинство участников олимпиад.

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — тот случай, когда хотели как лучше, а получилось как всегда. Олимпиада задумывалась как способ выявления, развития и поощрения талантливой молодёжи. Ставки здесь довольно высоки: победители и призёры заключительного этапа получают право поступления без вступительных испытаний в любой вуз страны, а также приятные бонусы в виде денежных премий, грантов и т. д.

Для многих школьников участие в олимпиадах стало важной частью жизни, источником уверенности в своих силах, способом поиска новых друзей (там проще найти людей, разделяющих твои интересы). Но столь же много и тех, кому оно принесло слёзы разочарования из-за проявленной по отношению к ним несправедливости, ведь когда на кону стопроцентное поступление (или премия, или рейтинг школы), всегда возможна не совсем честная игра. Поэтому я считаю эту тему важной для обсуждения.

Возможно, я далеко не идеальный автор для подобной статьи, потому что в так называемое олимпиадное движение я влилась сравнительно недавно, у меня за плечами всего один Всерос (то есть заключительный этап Всероссийской олимпиады). Однако мне есть с чем сравнивать, ведь я участвовала ещё и в перечневых олимпиадах (олимпиадах, проводимых не министерством образования, сейчас — просвещения, а вузами). К тому же в статье я буду не столько высказывать своё личное мнение, сколько обобщать претензии, которые выдвигают другие олимпиадники.

Организационные проблемы

Самое банальное и вместе с тем несправедливое — это списывание. Контроль за участниками на олимпиадах намного менее жёсткий, чем на ЕГЭ, поэтому пронести с собой телефон часто не составляет труда, особенно на школьном и муниципальном этапе. Казалось бы, мелочь, однако порой списавший может преградить дорогу честно готовившемуся человеку, потому что проходной балл на следующий этап зависит от результатов всех участников.

Кроме того, на олимпиадах не всегда проверяют паспорта участников, поэтому фактически вместо школьника задания может решить молодо выглядящий кандидат наук.

Более масштабная проблема, чем единичное списывание — массовые сливы олимпиадных заданий регионального этапа. В 2017 году попавшие в сеть задания по литературе, экономике и праву вызвали достаточно широкий резонанс, правда, в основном в сравнительно узких олимпиадных кругах. Но в итоге кроме обещаний каких-либо серьёзных мер Министерство образования не приняло.

Однако это важная проблема. Пронесённый телефон может и не пригодиться, потому что олимпиадные задачи не сводятся к формальным ответам на вопросы, которые можно загуглить, но заранее известные задания дают весомое преимущество перед другими участниками.

https://vk.com/typical_olimp

Особенно сложно приходится участникам олимпиад по социально-гуманитарным предметам, где критерии оценивания можно трактовать по-разному, но член жюри может напирать на то, что ответ участника должен в точности совпадать с ключами, иначе высокой оценки ему не видать.

В конце концов голодный, перенервничавший и измученный многочасовым ожиданием в очереди на показ работ и апелляцию школьник трясущейся рукой подписывает согласие с решением жюри. Из-за такого не очень дружелюбного отношения интеллектуальный праздник может превратиться в поле боя, отбивая у ребят желание участвовать в олимпиадах.

Все эти организационные проблемы хотя бы отчасти можно решить с помощью чёткой регламентации проверки и усиления контроля за проведением олимпиады. Проблемы, о которых пойдет речь далее, имеют более сложный и системный характер.

Образовательное неравенство

В столице нашей родины создана целая система олимпиадной подготовки: Центр педагогического мастерства проводит бесплатные занятия для кандидатов в команду Москвы, есть онлайн-курсы для подготовки к муниципальному этапу, Ассоциация победителей олимпиад организует кружки в школах. Широкие образовательные возможности в Москве дополнены солидными премиями — 150 тысяч рублей призёрам и 200 тысяч рублей победителям заключительного этапа.

В большинстве других регионов, в том числе и в Санкт-Петербурге, где живу я, ситуация несколько хуже. В первую очередь олимпиадников раздражает отсутствие или небольшой размер (справедливости ради надо сказать, что в Северной столице премии всё же выплачивают) материальных поощрений. Однако, на мой взгляд, это всё же не главное.

Проблема в гораздо меньшем диапазоне возможностей для одарённых школьников. Мало того что целенаправленная подготовка к олимпиадам в большинстве регионов не ведётся, многие учителя даже не знают о существовании ВсОШ. К примеру, некоторое время назад я решила проведать учителей в своей предыдущей школе, в руках у меня был диплом призёра Всероса, и педагоги начали с любопытством расспрашивать меня о том, что это за олимпиада, по каким предметам она проводится и т. д. А ведь это вполне себе нормальная школа в городе федерального значения, что уж говорить о деревнях и селах.

Источник:https://vk.com/typical_olimp

В итоге почти единственное (за исключением репетиторов или поступления в школу-интернат), что остаётся одарённому школьнику не из Москвы — это самоподготовка, в то время как его столичные коллеги будут заниматься под руководством вузовских преподавателей или студентов, имеющих опыт успешного участия в олимпиадах. Однако это ещё не все различия.

Положим, наш одарённый школьник из небольшого городка или посёлка всё сам разузнал про олимпиаду, нашёл в интернете учебники и задания прошлых лет и дошёл до регионального этапа. Теперь от Всероса и заветного диплома его отделяет только один шаг. Но не тут-то было.

По одной из этих причин они могут занизить участникам баллы. Тогда, если никто не наберёт проходной балл (определяемый Минобром после получения результатов от всех субъектов), на Всерос от всего региона поедет только один человек.

При этом команда Москвы чаще всего состоит из десятков школьников (для сравнения команда Санкт-Петербурга на Всеросе по обществознанию состояла из четырёх человек, Москвы — из 88), порой москвичи составляют больше половины всех участников Всероса (так, например, было на олимпиаде по праву в 2018 году).

Допустим, наш герой оказался настолько упорным и удачливым, что прошёл на заключительный этап. Дело за малым — надо подготовиться. Но так ли просто это сделать, если на естественно-научных олимпиадах есть практический тур, для подготовки к которому требуется специальное лабораторное оборудование, которое имеется далеко не в каждой школе?

На олимпиаде по обществознанию ситуация ненамного лучше. Во втором туре нужно выделить общую идейную основу трех различных текстов. Ни идейная основа, ни логика составителей задания не очевидны. Самостоятельно подготовиться к такому формату и понять, что хотят увидеть проверяющие, непросто, даже если человек обладает широкой эрудицией и хорошим логическим мышлением.

При этом из-за неправильно выделенной общей идеи можно потерять половину баллов. Кроме того, в третьем туре от участников требуется устное выступление, которое тоже оценивают по не совсем понятным критериям.

Самостоятельная подготовка к нему тоже затруднительна, потому что для объективной оценки так или иначе требуется взгляд со стороны. Получается, что олимпиадники из разных регионов находятся в неравных условиях, что противоречит самой сути олимпиады, которая должна была стать не в последнюю очередь социальным лифтом для старшеклассников из отдалённых уголков России, на которой всё должно зависеть исключительно от трудолюбия и способностей человека.

https://vk.com/typical_olimp

Предвидя возможную критику, заранее скажу, что я ни в чем не обвиняю москвичей, занимающих призовые места на олимпиадах. Они тоже приложили очень много усилий и достойны этих побед. Московское правительство не делает ничего предосудительного, выплачивая премии талантливым школьникам.

Вопрос в том, почему этого не делается в других регионах. Соглашусь, что при желании одарённый школьник может сам подготовиться, поступить в интернат, доехать до Москвы на рыбном обозе. Но разве время рыбных обозов и образования как привилегии избранных уже не прошло? Разве не стоит стремиться к равным возможностям для каждого?

Также я понимаю, что кому-то может показаться неуместным обращать внимание на столь незначительные проблемы как списывание и неравенство на олимпиадах, в то время как в некоторых школах туалеты на улицах, а в тюрьмах пытают людей. Но посмею предположить, что все это симптомы одной болезни, одни более, другие менее заметные, поэтому нужно говорить и о том, и о другом. По юношеской наивности я пока что верю в силу слова и в то, что общественное обсуждение способствует решению проблемы.


До поступления еще целая жизнь, но ставки делаются уже сейчас, в октябре. Наступает пора олимпиад, призовые места в которых фактически дают одиннадцатиклассникам гарантию поступления в самые престижные вузы. По сути, олимпиады стали чем-то вроде замены ЕГЭ. Хорошо это или плохо?

Преподаватель литературы, доцент ВШЭ и учитель лицея ВШЭ Михаил Павловец впервые стал членом жюри Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе в 2002-2003 гг. Участников отбирали пристрастно, уровень тогда был очень высокий. Члены жюри тоже были весьма авторитетны. Со временем количество участников олимпиадного движения стало расти, как и число самих олимпиад.

– Тревожным звоночком лично для меня оказался момент, когда ввели так называемую апелляцию, – вспоминает Павловец. – Все стало как на экзамене. Если до этого между членами жюри и ребятами были очень уважительные отношения, то теперь это напоминало поножовщину или боксерский поединок. Тренеры, родители или учителя готовят их, полотенчиком обмахивают, потом на апелляцию заходит ребенок и начинает, буквально взяв за горло, выжимать из членов жюри дополнительный балл.


Но это еще не самое противное. Хуже – доносы, которые давно не редкость.

– Я почувствовал, что дух олимпиады начал потихонечку выходить, как воздух из дырявого мячика. Когда-то мы работали в бутике, а теперь – в большом супермаркете, – говорит Павловец.

Выигравшие и проигравшие

Ребята не скрывают прагматического подхода к олимпиадам. Для Анны Жариковой из Нижнего Новгорода, студентки 3-го курса социологического факультета СПбГУ, участие в них было азартной игрой, где важно правильно сделать ставку.


– Участвовать лучше в нескольких олимпиадах, никогда не знаешь, где выстрелит. Самая результативная олимпиада, которая дала мне возможность поступить без вступительных испытаний при условии сдачи ЕГЭ по обществознанию на 75 баллов – это олимпиада, на которую я ехала на всякий случай, не думая, что смогу что-то занять. А те, на которые я делала ставку, не выстрелили, я там ничего не выиграла.

По мнению Жариковой, школьные олимпиады учат собраться в трудной ситуации, мобилизовать знания и выдать лучший результат. Она вспоминает о них как о важном этапе взросления.

– Я выбирал между СПбГУ и ВШЭ, внимательно изучал правила, по которым засчитываются олимпиады в этих вузах. В каких олимпиадах победа или призерство равняются 100 баллам ЕГЭ или БВИ (поступлению без вступительных экзаменов – ред.). Наметил себе дорожную карту: выигрываю то-то – поступаю туда-то. Преимущество я отдавал петербургским вузам. Все получилось, как я и задумывал. Поступил без вступительных испытаний на юрфак ВШЭ в Питере.

В олимпиадах Андрей видит только хорошее:

– Не согласен, что они вырождаются и из творческого соревнования превращаются лишь в средство поступления в вуз. Почему твой интеллект не должен помочь тебе получить какие-то преференции при поступлении?

По сути, Всерос – это конкурс не между школьниками, а между специализированными топовыми школами. Только у них есть возможности и материально-техническая база (в случае с химией, где для опытов нужны реактивы, это особенно важно), чтобы подготовить детей к победе. Другой вариант – нанимать репетиторов, но тогда это соревнование не между детьми, а между родителями.

Еще одна олимпиадная несправедливость, как считает Пигуль: чтобы достижение ребенка пошло в зачет при поступлении, ему нужно это достижение сделать в одиннадцатом классе. Все, что было раньше, никого не интересует. Можно было бы утешать себя тем, что занятия в любом случае не напрасны. Но олимпиада подчас не помогает, а мешает сдаче ЕГЭ – другой формат, другие требования. Например, по химии одна и та же реакция на олимпиаде и на экзамене записывается по-разному.

Олимпиадная индустрия


Для столичных школ победы в олимпиадах – это и в самом деле престиж, рейтинг и финансирование.

– Подготовка и проведение олимпиад – большая нашей часть работы, мы ведем ее вместе с МГТУ им. Баумана. Победителей у нас очень много, участников – вообще практически каждый третий. Их победы приносят, конечно, баллы в рейтинг школы, но это не главное. Важно, что сами ребята получают удовлетворение от участия в таких соревнованиях, – убежден директор школы №1580 при МГТУ им. Баумана Сергей Граськин.

Директор Вероника Бурмакина, чья школа №1329 выиграла, как и школа №1580, грант мэра Первой степени (40 млн руб.), говорит, что половину баллов ей в рейтинг принесли победы школьников на Всероссийской и международных олимпиадах.

– Конечно, гранты – это нам интересно, мы получили прибавку на весь учебный год и будем стимулировать коллег, которые подготовили победителей олимпиад, они получат премии.

Но все ли разделяют удовлетворение директоров? В комментариях к посту Леонида Кацвы один из его коллег-учителей рассказывает о подготовке иркутских школьников к Всероссийской олимпиаде по обществознанию. Они занимаются с апреля по сентябрь три или четыре раза в неделю по полтора-два часа в день, включая лето.

– Не все ученики испытывают от этого счастье. Учителю и школе – хотя бы бонусы в виде прибавки к зарплате. А что же самим олимпиадникам? А вдруг не поступишь, а ты свету белого не видел, все сидел, зубрил и занимался.

Правда, далеко не все российские школы участвуют в забеге. Многим это не по карману – особенно когда детей надо отправлять в другие города. На заключительном этапе Всероса Москва и Питер выбирают всю квоту, а с Дальнего Востока приезжает хорошо если один человек. По словам Михаила Павловца, есть регионы, которые делают все, чтобы у них не было победителей.

– У начальства есть рычаги административного давления на тех, кто проверяет работы. Просто режут оценки и никого не отправляют. Конечно, есть регионы, где руководство вменяемое и понимает, зачем нужно участие детей во Всероссийской олимпиаде. Иногда и сами родители платят за ребят, отправляют их за свои деньги.

В целом же материальное поощрение учреждений образования за подготовку детей к олимпиадам Павловец считает порочной практикой:

– За талантливого ребенка кому надо давать награду? Господу Богу и его родителям, которые поддержали его, дали ресурс, чтобы заниматься. А награду получает школа.

Берегите выпускника

– Олимпиады очень выматывают, – признается Елизавета Пигуль. – Региональные туры проходят в других городах. Где-то организовывают бесплатные автобусы, а где-то нет, и родители отвозят детей самостоятельно. Часто одаренные дети принимают участие в олимпиадах по 5-6 предметам, и тогда у них период с января по май – изнурительный, так как они минимум два раза в месяц встают в 5 утра и едут за много километров.


Есть люди, для которых олимпиада – это драйв, источник дополнительной энергии и интереса, они способны мобилизовать все свои знания и сделать рывок. Но это – путь немногих.

Обычно на участии в олимпиадах настаивают школа и родители, и это неправильно, если учесть, что ЕГЭ и олимпиады – это два разных типа подготовки, и нагрузка тем самым удваивается.

– Оцените состояние вашего ученика, подойдите к этому реалистично. Если ресурсы невелики, лучше сделать ставку на ЕГЭ как на более предсказуемый формат, – рекомендует Василькина.

– Отдых одиннадцатикласснику необходим как воздух. Обязательно должны сохраняться хобби, разгрузка в виде музыки и книг, общение с друзьями, прогулки. Знаю, что родителям иногда тревожно бывает видеть ребенка за компьютерной игрой или перепиской в соцсетях. Но заставлять каждую минуту заниматься – это привести ребенка в истощенное состояние. Берегите выпускника и себя!

Олимпиады в России делятся на два типа: Всерос (Всероссийская) и перечневые.

Перечневые олимпиады бывают 1-го, 2-го, 3-го и 4-го уровней. 1-й и 2-й уровни могут дать максимум 100 баллов за ЕГЭ при условии, что на экзамене абитуриент наберет не меньше 75 баллов по этому предмету. 3-й и 4-й уровень, как правило, практически ничего не дают.

Сам перечень включает 80 соревнований, но некоторые проводятся сразу по нескольким направлениям, поэтому соревнований на самом деле больше. Всю информацию о том, какие именно олимпиады дают преимущества при поступлении, вузы ежегодно публикуют на своих сайтах.

Всероссийская олимпиада ценится выше, чем перечневые. Она дает поступление без вступительных испытаний (БВИ), если предмет, по которому выиграна олимпиада, является на факультете профилирующим. Допустим, в списке ЕГЭ на данный факультет есть математика, русский, биология и химия, но профилирующим предметом является только химия. Тогда 100 баллов по русскому вам не помогут поступить без экзаменов. Зато если вы призер или победитель Всероса по химии, то БВИ у вас в кармане.


Цели курса

Естественнонаучная программа дает школьникам знания и умения, которые позволяют им грамотно развить свои идеи на практике.

Химия для физиков, биологов и химиков

У физиков, биологов и химиков совершенно разный научный бэкграунд, и преподавать химию нельзя для всех одинаково. Поэтому с первого же дня программа адаптируется. Возникают три разные траектории под каждую из групп.

Если на первой неделе программы химики показывают знания в большем объеме, то на второй и третьей неделе вперед вырываются уже биологи и физики. Ребята это знают и всегда стараются помогать друг другу, отмечает Елена Карпова. Практика негласного тьюторства кажется педагогу одним из важнейших факторов для социализации школьников, поиска общих интересов и умения понимать коллег из смежных областей.

Несмотря на разный уровень задач, все группы не только изучают теорию, но и проходят практические занятия в лаборатории. Экспериментальная работа состоит из двух блоков. В одном из них школьники учатся количественно определять содержание веществ в растворе, а в другом – синтезировать вещества.

Вся прелесть в объединении наук

В химии к наиболее востребованным областям можно отнести такие, как биохимия и синтез новых материалов. Первая помогает разобраться в тонких процессах, которые происходят внутри живых организмов, в том числе в человеке. Вторая находится на стыке физики и химии и изучает получение материалов с заданными физическими свойствами.

Что не так с химией в школе

Во-первых, слишком мало часов школа отводит на изучение химии. Во-вторых, один преподаватель часто вынужден вести и химию, и биологию, и физику.

Наконец, в школах мало уделяют внимания практике: не всегда есть необходимое оборудование, или педагог не обладает достаточно крепкими навыками, чтобы максимально полно использовать лабораторную базу. Некоторые эффекты можно объяснять на примере явлений, с которыми мы сталкиваемся в быту, но для этого учителю нужно проявить изобретательность, что не всегда получается из-за большой нагрузки.

Олимпиадная химия

Менделеевская олимпиада – это олимпиада высокого уровня. По сути, она является преемницей Всесоюзной олимпиады школьников по химии. Однако сейчас, помимо участников из стран – бывших советских республик, в ней принимают участие школьники из Румынии, Чехии, Болгарии, Македонии, Саудовской Аравии и других стран.

Менделеевская олимпиада включает следующие разделы: неорганическая, органическая, аналитическая, физическая химия и наука о живом. Каждый год составляются новые задачи, абсолютно не похожие на прошлогодние по формулировкам и тематике. Поэтому сказать, какие темы наиболее популярны, невозможно. Тем не менее, эксперт призывает не бояться олимпиадных задач.

Читайте также: