Почему одной из ведущих в эпоху просвещения стала идея природосообразности кратко
Обновлено: 17.05.2024
2. Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
3. Педагогическая мысль эпохи Просвещения: Франция, Англия, США, Германия.
4. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции.
1. Проекты реформирования образования Жан Антуан Кондорсе (1743–1794), Луи Мишель Лепелетье (1760– 1793).
2. Реформаторы об образовании в США: Уильяма Петти (1623–1687), Бенджамин Франклин (1706–1790), Томас Джефферсон (1743–1826), Томас Пейн (1737–1809).
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебн. Пособие./ Под ред. А.И. Пискунова.- М., 2001.- с.177-232. (глава 8).
2. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособие. – М., 2000. –с.121-159. (глава 3).
3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособ. – М., 2005. – 22-57
4. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. – Л., 1978. с. 20-37.
5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.99-127.
6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие. /Под ред. З И. Васильевой. – М., 2001. – с.85-138.
7. Пискунов А.И. хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971.
При подготовке к занятию ответьте на следующие вопросы:
1. Объясни, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности?
2. Назовите новые представления о науке и образовании в философии Ф.Бэкона.
4. Как формулируется кредо Просвещения? Какие положения концепции Я.А. Каменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?
5. Какая связь между мировоззрением Я. А. Коменского и его трактовкой цели воспитания?
7. Каковы основные положения концепции воспитания Д. Локка?
8. Что побудило Ж.-Ж. Руссо к обоснованию теории естественного свободного воспитания?
9. В теории Песталоцци просматриваются элементы диалектики. Докажите, подтвердите фактами.
10. Проследите развитие принципа природосообразности воспитания в педагогических учениях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци.
11. Где должно проходить воспитание и обучение и чему необходимо учить детей по убеждению Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.- Ж. Руссо и других?
12. Проследите развитие трудового воспитания в педагогических учениях Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэна.
13. Дайте характеристику взглядов французских материалистов XVIII века на роль воспитания в формировании личности.
14. Раскройте содержание теории элементарного обучения И. Песталоцци.
15. В чём заключается прогрессивность взглядов и педагогической деятельности Р. Оуэна?
16. Как Я.А. Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?
17. Что нового внес Коменский Я.А. в понимание сущности и назначения человека? Какие педагогические перспективы открыло это новое понимание?
18. Какие идеи Я.А. Коменского нашли воплощение в школьной практике?
19. Что понимает Ж.Ж. Руссо под свободным и естественным воспитанием?
20. Что говорил Руссо о цели воспитания, его этапах, содержании?
21. Охарактеризуйте систему образования во Франции, Англии, США и Германии в эпоху Просвещения. Назовите представителей немецкого Просвещения и изложите их ведущие идеи.
Методические указания: Специфика данного занятия состоит в длительной подготовке к нему по ходу чтения курса истории образования и педагогической мысли, изучения первоисточников и составления таблицы по проблемным вопросам.
Не делать. Таблица сравнительной характеристики основных педагогических категорий в педагогических теориях истории зарубежной педагогики XVII - XVIII вв. Автор, дата, страна. Характеристика мировоззрения, эпохи. Факторы развития личности. Цели, задачи воспитания. Принцип природосообразности. Место воспитания и обучения (семья, школа). Задачи, содержание, принципы обучения. Формы организации обучения. Трудовое воспитание. Нравственное воспитание. Другие аспекты воспитания. Требования к учителю (воспитателю). Оценка педагогической теории
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.
1. Объясните, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности.
2. Назовите новые представления о науке и образовании в философии Ф. Бэкона.
4. Как формулируется кредо Просвещения? Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?
5. Как отразилась институциализация механико-математического естествознания на особенностях образования?
6. Перечислите французских просветителей-энциклопедистов и их основные педагогические идеи. Назовите подлинную причину запрещения Французской энциклопедии.
7. Изложите основные положения концепции Ж. – Ж. Руссо.
8. Охарактеризуйте систему образования во Франции, Англии, США и Германии в эпоху Просвещения.
9. Назовите представителей немецкого Просвещения и изложите их ведущие идеи.
10. Какое место в педагогической мысли и деятельности занимает Песталоцци?
Рекомендуемая литература к главе 7 раздела II
1. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология И. Канта сегодня. М., 1994.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1985.
3. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х т. М., 1970. Т. 1.
4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
5. Дидро Д. Сочинения: В 2-х т. М., 1975. Т. 2.
6. Европейское Просвещение и Французская революция XVIII в. М., 1988.
7. История становления науки. М., 1981.
8. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма М., 1980.
9. Коменский ЯА. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1985.
10. Коменский ЯА., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
12. Осадная башня штурмующих небо: Избранные тексты из Великой Французской энциклопедии. М., 1980.
13. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.
14. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.
15. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
17. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1981.
Образование в России: от древности до Просвещения
В эпоху Просвещения в общеевропейское культурное русло вливается такое мощное государство с самобытной культурой, как Россия. Во многом перенимая и адаптируя европейский опыт, она привносит в него новые черты, начинает задавать тон во многих областях культуры, включая образование. Говоря об этом, нельзя не отметить место славянских просветителей (Кирилла и Мефодия, Яна Гуса, Яна Амоса Коменского) и в общеевропейском, и в российском образовании. До эпохи Просвещения возможно отследить, по прямым и косвенным источникам, по крайней мере, тысячелетний путь российского воспитания и образования.
К началу эпохи европейского Средневековья славяне располагались уже на огромной территории между Черным и Балтийским морями, от Карпат до Судет. Практически вся Восточная Европа была населена славянами – восточными, западными и южными. Славянские корни прослеживаются даже во многих землях современной Германии.
Воспитание и обучение у древних славян
Народная педагогика широко опиралась на многочисленные природные приметы.
По истечении отрочества девушки оставались под опекой матери, а мальчики продолжали воспитание у отца, обучаясь, как правило, его навыкам – земледельца, ремесленника, ратника. Дети дружинников уже с 12 лет жили в особых домах – гридницах.
Образование в ранний период российской государственности (X–XII вв.)
История сохранила образцы глаголицы – письма, возникшего до кириллицы и просуществовавшего наряду с ней еще несколько веков. Кроме того, ценным источником явились берестяные грамоты, раскопанные в слоях IX–XI вв. в Новгороде. Одна из них донесла до нас не только имя школьника Онфима, но и сведения о буквослагательной методике письма. Там же была найдена дощечка с нацарапанными буквами (числом 36) древнерусского алфавита. Буквами обозначались и цифры, созданы были система мер и система (крюковая) нотной записи.
Сохранение и развитие национальных культурных традиций, языка, образования и воспитания в конечном итоге оказывались единственно верным способом, оберегающим национальную независимость народов и государств, сделавших упор на созидательный труд, будь то маленькие Армения и Грузия или огромная Россия. Сейчас, когда Россию раздирают противоречия – экономические, политические, национальные, когда реальна угроза ее развала, взгляды обращаются не только к общему состоянию и перспективам образования, но и состоянию языка.
Влияние православного христианства
Отмечая роль христианства в развитии образования в славянских государствах, следует внести следующее важное уточнение. Если западные славяне (например, поляки) в наибольшей степени испытали воздействие римско-католических, западноевропейских традиций образования и воспитания, то восточные славяне восприняли православный характер этих обычаев.
Памятники педагогической литературы XI–XIII вв.
Первые образовательные учреждения
Разрушительным ударом для культуры и образования Древней Руси оказалось татаро-монгольское нашествие. Был сожжен (в 1240 г.) Киев, уничтожены памятники культуры, книги, истреблены наиболее ученые и образованные люди. Завершился Киевский этап русской государственности.
XVIII век – расцвет французского Просвещения. В это время во Франции творят десятки великих деятелей в самых разных областях культуры, от философии до естественных наук. Многие из этих деятелей оказали заметное воздействие на педагогику, образование и воспитание, их труды вошли не только В историю педагогики Франции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французского Просвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчество Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.
XVIII век – расцвет французского Просвещения. В это время во Франции творят десятки великих деятелей в самых разных областях культуры, от философии до естественных наук. Многие из этих деятелей оказали заметное воздействие на педагогику, образование и воспитание, их труды вошли не только В историю педагогики Франции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французского Просвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчество Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.
Вопросы и задания
1. Объясните, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности.
2. Назовите новые представления о науке и образовании в философии Ф. Бэкона.
4. Как формулируется кредо Просвещения? Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?
5. Как отразилась институциализация механико-математического естествознания на особенностях образования?
6. Перечислите французских просветителей-энциклопедистов и их основные педагогические идеи. Назовите подлинную причину запрещения Французской энциклопедии.
7. Изложите основные положения концепции Ж. – Ж. Руссо.
8. Охарактеризуйте систему образования во Франции, Англии, США и Германии в эпоху Просвещения.
9. Назовите представителей немецкого Просвещения и изложите их ведущие идеи.
10. Какое место в педагогической мысли и деятельности занимает Песталоцци?
Рекомендуемая литература к главе 7 раздела II
1. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология И. Канта сегодня. М., 1994.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1985.
3. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х т. М., 1970. Т. 1.
4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
5. Дидро Д. Сочинения: В 2-х т. М., 1975. Т. 2.
6. Европейское Просвещение и Французская революция XVIII в. М., 1988.
7. История становления науки. М., 1981.
8. Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма М., 1980.
9. Коменский ЯА. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1985.
10. Коменский ЯА., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
12. Осадная башня штурмующих небо: Избранные тексты из Великой Французской энциклопедии. М., 1980.
13. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.
14. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.
15. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
17. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1981.
Читайте также: