Почему о раскольниковых читатель узнает не сразу а из письма кратко

Обновлено: 04.07.2024

1)Почему Раскольниковы возникают не сходу, а мы узнаем о их из письма?2) Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова?

  • Алёна
  • Литература
  • 2019-10-24 08:47:17
  • 29
  • 1

1) Семью Раскольникова мы узнаем не собственно, а из письма. Этим создатель желает показать нам, что Раскольников одинок в своём доме, также это указывает самостоятельность Раскольникова, который уехал от собственной семьи, в которой он вправду был кому-то нужен. Родион считал себя самостоятельным, считал, что сумеет выжить в жестоком городке, пытался делать резоны, приводящие к убийству, и сам же на них словил себя.

2) Авдотья Романовна Раскольникова не была искренне любима Свидригайловым. Свидригайлов думал, что любовь выражается в деньгах, для него женитьба на Дунечке была развлечением, которое ему надоест. Судьба Дуги в этом доме была тяжёлой, часто она подвергалась побоям, и, как выше сказано, веселие в лице Авдотьи Романовны надоело владельцу.


Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?

• Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступления, по мере работы над романом?

• В чём заключается жанровое своеобразие романа?

• Каково значение цвета и чисел в романе?

• Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, а остальные пять — наказанию?

— Романы Ф. М. Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей.

Ф. М. Достоевский в своём творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорблённых людей и выразил огромную боль за эти страдания.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Ф. М. Достоевским и полны глубокого смысла.

Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей идеи ассоциировались с расколом — определённой стороной самосознания русских людей.

Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова — смиренно несёт крест, выпавший на её долю, и верит в победу добра и справедливости

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублёвкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина

• Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

• Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.

• Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?

• Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.

• С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?

• Какие художественные приёмы использует писатель в этих эпизодах?

• Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнаёт о её внешности и о прошлом?

• На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

• Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребёнок, но жертвует собой, помогая детям?

• Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?

• Какие уроки даёт нам Мармеладов и его семья?


Предполагаемая запись

4) Обобщение учителя

— Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Её великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живёт семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Семёна Мармеладова к пьянству. Причины падения в общем-то хорошего и доброго человека, каким был Мармеладов, Достоевский видит как в слабости и несовершенстве человека, так и в отсутствии поддержки со стороны людей. Мармеладов и его семья становятся изгоями.

• Почему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из письма?

• Каковы отношения между членами семьи?

• Что мы узнаём о матери Раскольникова?

• Каковы судьба Авдотьи Романовны, её испытания в доме Свидригайлова?

• Как характеризует Дунечку её согласие на брак с Лужиным?

Обобщение учителя

— Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Чтобы поддержать брата и мать, она вынуждена работать гувернанткой в семье помещика Свидригайлова, где подверглась домогательствам со стороны развратного хозяина, с позором была изгнана из имения и незаслуженно ославлена в городе женой Свидригайлова. Чтобы помочь брату выбраться из нужды, она готова пойти на компромисс со своими чувствами и выйти замуж за дельца Лужина, который хочет жениться на бесприданнице, чтобы та всю жизнь чувствовала благодарность к нему как благодетелю.

• Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Постройте такую схему (запись на доске и в тетрадях), аргументируйте свой выбор.

• Ознакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

VI. Домашнее задание

Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно.

Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные.

— А! — закричала она в исступлении, — воротился! Колодник! Изверг. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори.

И она бросились его обыскивать. Мармеладов тотчас же послушно и покорно развел руки в стороны, чтобы тем облегчить карманный обыск. Денег не было ни копейки.

— Где же деньги? — кричала она. — О господи, неужели же он все пропил! Ведь двенадцать целковых в сундуке оставалось. — и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках.

— И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в на-слаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист.

— Пропил! все, все пропил! — кричала в отчаянии бедная женщина, — и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей). О, треклятая жизнь! А вам, вам не стыдно, — вдруг набросилась она на Раскольникова, — из кабака! Ты с ним пил? Ты тоже с ним пил! Вон!

Молодой человек поспешил уйти, не говоря ни слова. К тому же внутренняя дверь отворилась настежь, и из нее выглянуло несколько любопытных. Протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками, в ермолках. Виднелись фигуры в халатах и совершенно нараспашку, в летних до неприличия костюмах, иные с картами в руках. Особенно потешно смеялись они, когда Мармеладов, таскаемый за волосы, кричал, что это ему в наслаждение. Стали даже входить в комнату; послышался, наконец, зловещий визг: это продиралась вперед сама Амалия Липпевехзель, чтобы произвести распорядок по-свойски и в сотый раз испугать бедную женщину ругательским приказанием завтра же очистить квартиру. (вернуться к уроку)


Соня Мармеладова и Раскольников.
Иллюстрации Д. А. Шмаринова
к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Источник: Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман в 6 частях с эпилогом. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2017. — 512 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОЗГОВОЙ ШТУРМКакие события в жизни России и самого писателя повлияли на созд.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?
В чём заключается жанровое своеобразие романа?
Каково значение цвета и чисел в романе?
Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, а остальные пять – наказанию?
Для чего Достоевский использует подробное описание города Петербурга?
2

Петербург Достоевскогоместо действия участник событий3Илья Глазунов «Ф. М. Д.

Петербург Достоевского
место
действия

Как вы объясните значение имён и фамилий героев романа?МОЗГОВОЙ ШТУРМИмя Отче.

Как вы объясните значение имён и фамилий героев романа?
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Имя
Отчество
Фамилия

Сенная площадь в середине XIX века 5

Сенная площадь в середине XIX века

Петербургские сцены6

Семья МармеладовыхПочему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольни.

Семья Мармеладовых
Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?
Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.
Почему дочь Мармеладовых вынуждена жить по жёлтому билету?
7

На квартире Мармеладова: портреты жены и детей; описание комнаты; жильцы дома.

На квартире Мармеладова: портреты жены и детей; описание комнаты; жильцы дома
Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.
С каким настроением покидает Раскольников квартиру Мармеладовых?
Какие художественные приёмы использует писатель в этих эпизодах?
8

Семья МармеладовыхКак появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узн.

Семья Мармеладовых
Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнаёт о её внешности и о прошлом?
На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой могла бы быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребёнок, но жертвует собой, помогая детям?
10

Семья МармеладовыхКакова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны? К.

Семья Мармеладовых
Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?
Какие уроки дают нам Мармеладов и его семья?

СОСТАВИМ КЛАСТЕР (СМ. следующий слайд)
11

Семья РаскольниковыхПочему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из пи.

Семья Раскольниковых
Почему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из письма?
Каковы отношения между членами семьи?
Что мы узнаём о матери Раскольникова?
Какова судьба Авдотьи Романовны, её испытания в доме Свидригайлова?
Как характеризует Дунечку её согласие на брак с Лужиным?
13

Система образов в романеПостройте схему образов в романе. Можно ли объяснить.

Система образов в романе
Постройте схему образов в романе.
Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?
14

Система образов в романе15

Система образов в романе
15

Система образов в романе16

Система образов в романе
16

Или так?17

Домашнее заданиеПодобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальный и.

Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

Отношения между членами семьи.

Рассказ о матери Раскольникова.

Письмо матери Раскольникова.

Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.

Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?


Возможно, семья Раскольникова не сразу показывается нам Ф.

М. Достоевским, чтобы дать понять, насколько Родион Романович захвачен своей безнравственной, лишенной чувств идеей.

Семья - символ человечности, доброты.

Это слабое место почти каждого человека.

Что - то глубоко личное.

А идея Раскольникова - жестокое, сухое, безнравственное разделение людей на "право имеющих" и "тварей дрожащих".

В свою очередь, мать Родиона Романовича и Дуня сердечно любят его и не скрывают этого.

Он же, как было мной сказано уже, пытается подавить в себе любовь к родным, находясь под влиянием маниакальной идеи.


Каковы отношения раскольникова к лужину?

Каковы отношения раскольникова к лужину.


Письмо матери Раскольникова?

Письмо матери Раскольникова.


Каковы отношения Раскольникова к Лужину?

Каковы отношения Раскольникова к Лужину.


25 баллов Какое значение имеют образы Лужина и Свидригайлова в развеевании теории Раскольникова?

25 баллов Какое значение имеют образы Лужина и Свидригайлова в развеевании теории Раскольникова?


Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова?

Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова?

Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?


Помогите найти 8 цитат, из письма матери (Пульхерии Раскольниковой)Роман "Преступление и наказание"?

Помогите найти 8 цитат, из письма матери (Пульхерии Раскольниковой)

Роман "Преступление и наказание".


Сравните Лужина и Лебезятникова(как двойников Раскольникова)?

Сравните Лужина и Лебезятникова(как двойников Раскольникова).


СРОЧНО ПОМОГИТЕ ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИНапишите письмо Раскольникову с целью отговорить его от убийства от Матери или от Дуни?

СРОЧНО ПОМОГИТЕ ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Напишите письмо Раскольникову с целью отговорить его от убийства от Матери или от Дуни.


ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?

ЧЬЯ ТЕОРИЯ ОПАСНЕЕ РАСКОЛЬНИКОВА, СВИДРИГАЙЛОВА ИЛИ ЛУЖИНА?

ПЛИЗ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ!


Событий романа Ф?

Событий романа Ф.

признание Раскольникова Соне

письмо матери Раскольникова к сыну


Разум и страсти - две противоположности, не существующие друг без друга, потому что одна может породить другую. В некоторых случаях, требующих разумного решения, нужно заглушать свои эмоции и страсти, то есть чувства, мешающие принятию такого решени..



Если Алёна старше Васи в 3 раза, то : 1 часть - Васе лет3 части - Алёне летЕсли Алёна в 5 раз моложе мамы, то : 3 * 5 = 15 частей - маме лет1) 15 - 1 = 14 частей - разница между Васей и мамой ( = 42 года)2) 42 : 14 = 3 года - Васе (1 часть)3) 3 * 3 =..


Жил один бедный мальчик а в соседнем доме у него был магазин и там продавались игрушки а он хотел именно паровоз под названием "Голубая Стрела", но у его мамы не хватало денег на паровоз. Владельцем магазина была бароннеса - волшебница. Однажды все..


Поучение другу Друг мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней, а призадумайся. Когда ты видишь, что сильный бьет слабого, останови его. Ведь более сильный может побить тебя. Не смейся над старостью, так как все к ней придем. Не обижай живот..

Читайте также: