Почему нужны продуктивные методы в доу

Обновлено: 04.07.2024

Детство - очень ответственный период в жизни каждого человека, а как пройдет детство, во многом зависит от нас, взрослых.

До сих пор некоторые родители дошкольников считают, что детский сад нужен для того, чтобы научить ребенка читать, писать, считать.

Но на самом деле основным результатом дошкольного образования является всестороннее гармоничное развитие личности каждого ребенка-дошкольника. Как воспитать в ребенке необходимые качества личности?

ФГОС предусматривает следующую закономерность: личность порождается и развивается в деятельности. Много разнообразных видов деятельности используют педагоги в своей работе, но первостепенной, конечно, является игровая и продуктивная деятельность. Именно здесь дети получают социально-коммуникативный опыт, именно здесь они могут реализовать себя творчески.

В условиях реализации ФГОС ДО очень остро возникает необходимость более серьезно рассматривать организацию продуктивной деятельности в ДОУ. Продуктивная деятельность включает в себя: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, макетирование.

Эти виды продуктивной деятельности представляют собой работу, которая позволяет творить, создавать, превращать из разнообразного материала конкретный продукт в соответствии с целью, поставленной перед ребенком.

Продуктивная деятельность - это тесное взаимодействие взрослых и детей, учитывающее индивидуальные способности и возможности каждого ребенка в отдельности.

Это требует изменения форм организации образовательного процесса, перехода от классно-урочной системы к непринужденно партнерской деятельности с детьми. В отличии от учебных занятий по изо деятельности, построенных по типу урока, организация продуктивной деятельности по требованию стандарта - освобождает всех участников образовательного процесса от излишней регламентации и проводится как совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми, в наибольшей мере способствующая развитию дошкольников.

Дети свободны в выборе места, могут переговариваться друг с другом, перемещаться, чтобы взять нужный материал. Вместе с тем занятия в непринужденной партнерской форме не означают хаоса и произвола – такие занятия включаются в распорядок дня и тщательно готовятся педагогом.

Таким образом, продуктивная деятельность выполняет свою основную развивающую функцию – способность к осуществлению волевого усилия, только в том случае, если ребенок действует без психологического и дисциплинарного принуждения. Но как добиться, чтобы без принуждения и назидания все дети участвовали в процессе?

Для этого нужно сделать продуктивную деятельность детей более осмысленной. Педагог должен обратиться к типичным культурно-смысловым контекстам
созидательного труда понятному ребенку (подарок близкому человеку, украшение группы к празднику, лакомство для угощения игрушки, предмет для игры и др.)

Возникает вопрос нужно ли обучение детей умениям и навыкам? Нужны ли они для реализации инициативы ребенка как одного из основных требований стандарта или творческая инициатива малыша разовьется сама по себе? Подобная позиция, конечно не допустима!

Ребенок должен овладеть продуктивной деятельностью. Поэтому важным условием развития личности ребенка является систематическое и правильное обучение разным видам продуктивной деятельности. Дети самостоятельно никогда не смогут выполнить привлекательно и интересное для них дело, приобретение навыков – непрерывный процесс, но если партнер-взрослый не покажет способы работы, то идея сама по себе не найдет развития.

Знания свойств материалов и умение владеть орудием не является самоцелью, но является необходимой ступенью развития личности ребенка. Итак, навык и инициатива представляются как одно целое, позволяющее достигнуть ребенку продуктивный результат и ощутить себя созидателем.

Таким образом, развитие детей в продуктивной деятельности предполагает ряд существенных положений:

  • Включение детей по собственной инициативе в продуктивную деятельность;
  • Самостоятельность ребенка в выборе цели из нескольких по силам и интересам;
  • Индивидуальный темп деятельности дошкольника, не ограниченный временной конец занятия;
  • Передача детям знаний и умений.

Одним из важных условий всестороннего развития ребенка в продуктивной деятельности является грамотно выстроенное взаимодействие со взрослым.
В общении и взаимодействии с ребенком педагог или родитель должен занимать позицию "рядом", "глаза в глаза" и только тогда из ребенка вырастет творческий, самостоятельно мыслящий и инициативный человек.
Воспитатель партнер работает рядом с детьми, являясь образцом, помощником в общем деле. Он ничего не навязывает детьми, а предлагает идею общего дела – что конкретно сделать, из какого материала каждый ребенок решает самостоятельно.

Таким образом, педагог должен:

  • Занимать позицию равенства, делать то же, что и дети, выполнять всю работу или ее часть.
  • В процессе разнообразной деятельности находить себе место рядом с детьми, не во главе.
  • Предлагать, заинтересовать, подбирать интересную и содержательную деятельность, не навязывая.
  • Организовывать свободную и непринужденную атмосферу, разрешать детям общаться, передвигаться ,помогать друг другу.

Огромное значение имеет самостоятельная продуктивная деятельность. Именно она способствует успешному решению поставленных задач, позволяет творчески мыслить и самовыражаться ребенку. Этого требует и ФГОС.

Но для взрослого и здесь немало работы, так, как он должен создать полифункциональную и трансформируемую предметную среду, которая будет активизировать самостоятельную деятельность детей с различным уровнем развития. Разнообразие материала стимулирует творческий замысел и его воплощение.

Надо отметить, что стандарт не может быть реализован полностью, если не организовано сотрудничество с семьей. Так как один из принципов ФГОС - содействие и сотрудничество всех участников процесса, которые делают ребенка активным субъектом.

Хочется выделить еще одно немаловажное условие для всестороннего развития личности ребенка - это "встреча" ребенка с успехом. Создайте ребенку такую обстановку, в ходе которой его обязательно ждал успех! Чаще хвалите, поощряйте детей и у них появится стимул достичь высоких результатов. Создавайте ситуацию успеха везде и во всем, в любой деятельности.

Именно так и будет сформирована у ребенка уверенность в себе, в свои силы. А значит, ребенок будет всесторонне и гармонично развитой личностью. Ведь умелая организация продуктивной деятельности в форме партнерства взрослого и ребенка, обеспечение самостоятельной деятельности детей и организация предметно-развивающей среды способствует формированию разносторонней личности ребенка.


Продуктивное обучение в практике современного детского сада

Фомичева Юлия Юрьевна, учитель-логопед

Зеленина Наталья Владимировна, воспитатель

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, продуктивная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) ориентируют на активное использование воспитателями и педагогами продуктивных методов обучения детей. Они обеспечивают решение задачи развития творческого начала в ребенке, его самостоятельности в осуществлении всех видов деятельности, определяемых возрастными особенностями.

В ежедневном общении детей кроме усвоения необходимого и определенного возрастом набора социальных норм должно быть место проблемным ситуациям и задачам, решение которых пробуждает инициативу детей и самостоятельность. Безусловно, взрослый на первом этапе должен показать ребенку алгоритм выхода из проблемной ситуации, обеспечить соответствующими навыками и умениями в ходе анализа, многократного повтора типовых действий (прежде всего связанных с безопасностью). Следующий этап – понимание ситуации и попытка поиска выхода из нее в совместной деятельности. Под совместной продуктивной деятельностью подразумевается деятельность нескольких субъектов, цель которой – производство конкретного продукта (например, рисунка, аппликации, модели из конструктора, спектакля и т.д.).

Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, продуктивное обучение, ребенок, детский сад, образовательный процесс, проблемная задача, дошкольная образовательная организация, задача, совместная деятельность, совместная деятельность детей.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование – быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка – манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании – так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу – оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Метод – это способ работы воспитателя с детьми, это способ передачи воспитателем знаний детям, это пути усвоения знаний детьми, это средство, с помощью которого происходит развитие речевых способностей детей.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

г) игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.

- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;

Читайте также: