Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества кратко

Обновлено: 06.07.2024

Модели поведения людей формируются обществом — или всё предопределено природой? Как гендерные стереотипы ограничивают развитие личности и приводят к дискриминации? Как их разрушить и создать гармоничное общество? Ответы на эти вопросы ищет гендерная психология: рассказываем, как она появилась, как развивалась и чем занимается сегодня.

Гендерная психология: две точки зрения

Гендер = биологический пол

  • всех людей можно разделить на две категории — мужчины и женщины;
  • все люди гетеросексуальны;
  • биологический пол, природное предназначение человека — первопричины психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин.

Последнее утверждение означает, что мужские и женские качества предопределены. Например, если человеку при рождении приписан женский пол, то от него ожидаются феминные черты характера, внешность, поведение.

Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.

Решительный сын и послушная дочь, успешный муж и домовитая жена, предприимчивый подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в бинарную гендерную систему, чтобы не выглядеть чужими среди своих.

Гендер = социальный пол

  1. Пол — совокупность биологических особенностей человека.
  2. Гендер — набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Эти нормы передаются из поколения в поколение и закрепляются на подсознательном уровне.

Гендер — гибкий конструкт, который может меняться в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода. Он не определен биологией, а значит, на него можно воздействовать. Во многих странах меняются гендерные стереотипы и роли, и в первую очередь это связано с изменениями в самосознании людей. Если мы будем принимать тот факт, что любой человек независимо от биологического пола — это индивидуальность со своими психологическими особенностями, сочетанием маскулинности и феминности в психике, то общество станет более полноценным и гармоничным.


Фото из открытого источника

Как развивалась гендерная психология

Историю становления гендерной психологии принято делить на пять этапов. Каждый из них связан с новаторскими идеями и теориями, которые шокировали современников и вызвали общественный резонанс. Некоторые из них удивляют и сегодня.

1. Период философов

Большую часть истории у людей не было необходимости придумывать теорию о биологическом происхождении мужских и женских качеств. По мнению современного историка Томаса Лакера, во многих европейских культурах до начала XVIII века существовала однополая модель человека, описанная древнеримским медиком Галеном. Женщины и мужчины рассматривались как две формы одного пола. Считалось, что репродуктивные системы у них одинаковые, просто женские гениталии находятся не снаружи, а внутри тела.

Платон первым высказал мысль о равноправии полов: женщины могут играть те же социальные роли, что и мужчины, а также быть воинами и учеными.


Источник

В начале XVIII века на смену однополой модели человека пришла двуполая.

Между биологическим полом и особенностями людей стали искать прочную связь. Врачи, писатели, философы в своих работах противопоставляли женщин и мужчин во всех физических и моральных аспектах.

Томас Лакер считает, что причиной появления двуполой модели было не только развитие науки, но и политика. В обществе появлялось всё больше образованных и амбициозных женщин. Власть мужчин оказалась под угрозой, срочно нужны были доказательства превосходства мужского над женским! Так была создана бинарная гендерная система, которая во многих культурах существует и сегодня.

2. Возникновение феминизма и появление новаторских идей


Мэри Уолстонкрафт. Изображение из открытого источника

В конце XIX — начале XX века во Франции, Великобритании, США, России развернулась первая волна феминизма — политическое движение за предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических, права на образование.

В учебных заведениях многих стран, в том числе России, ввели совместное обучение. Благодаря этому у исследователей появился интерес к сравнению мужчин и женщин.

В конце XIX века русский философ и психолог Петр Астафьев опубликовал две работы об особенностях женской и мужской психики. Астафьев утверждал, что скорость психических реакций у женщин выше, чем у мужчин. Также к особенностям женской психики он относил рассеянное внимание, эмоциональность, легкую возбудимость, неспособность к ассоциативному мышлению и оригинальному творчеству.

  1. Пол определяется не только первичными и вторичными, но также третичными и четвертичными половыми признаками. Фактически к третичным и четвертичным половым признакам Вейнингер относит то, что сегодня мы называем гендером: модели поведения, приобретенные качества человека.
  2. Существует два биологических начала: мужское и женское. Оба начала присутствуют в каждой личности, поэтому любой человек бисексуален.
  3. Мужские качества — развитые когнитивные и творческие способности, гениальность; женские — глупость, неспособность к творчеству. Женщина может добиться успеха в науке, профессии, только если в ней присутствует мужское начало.
  4. Единственное сильное женское качество — сексуальность. Чем больше в человеке женского начала, тем он сексуальнее.
  5. Гармоничные отношения в паре возможны, только если половые партнеры — противоположности. Если один партнер имеет выраженную маскулинность и низкую феминность, тогда второй должен обладать противоположными качествами.


Отто Вейнингер. Источник

3. Фрейдовский этап

Без отца психоанализа, как всегда, не обошлось: третий этап развития гендерной психологии связывают с его знаменитой теорией. Ученый считал, что гендерные различия не являются врожденными, а формируются в раннем детстве. Основной механизм усвоения половой роли — идентификация детей с родителями.

Согласно теории Фрейда, каждый ребенок с рождения обладает либидо и примерно в три года начинает проявлять сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность и злопамятность в отношении родителя одного с ним пола. Такое явление Фрейд назвал эдиповым комплексом . По мере взросления ребенок преодолевает его, идентифицируя себя с родителем своего пола: мальчик старается походить на отца, девочка — на мать. Фрейд считал, что успешное разрешение эдипова комплекса — основа психического здоровья человека.

Эдипов комплекс, через который проходят девочки, также называется комплексом Электры. Этот термин ввел в психологию Карл Юнг, ученик Фрейда.

Критики теории Фрейда ломали копья как при жизни, так и после смерти знаменитого психоаналитика. Его работа подтолкнула многих исследователей к изучению того, как формируются гендерные различия.


Зигмунд Фрейд. Фото из открытого источника

Пока Фрейд разрабатывал свою теорию, в России наблюдался упадок психологии и педагогики. С приходом советской власти было узаконено равенство полов во всех сферах жизни, женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам. Казалось бы, в СССР были созданы прекрасные условия для развития гендерных исследований, но на практике всё выглядело по-другому: полностью отрицалась разница полов, гендерная психология и педагогика были объявлены ненужными.

В Союзе существовал только один пол — советский человек, который был всегда готов к труду и обороне и в психологических исследованиях не нуждался.

4. Вторая волна феминизма, women’s studies и женщины-исследователи

Интерсексы — это люди, чьи половые признаки нельзя отнести ни к женским, ни к мужским. Согласно генетическим исследованиям, примерно один человек из ста рождается с нарушениями при формировании пола.


Симона Бовуар. Источник

Успех вызывает у женщин тревогу: они боятся потерять женственность, расположение мужа, детей.

Поэтому многие отказываются от профессионального роста в пользу семьи или карьеры мужа. Позже этот феномен другие авторы описали как синдром самозванца.


Мартина Хорнер. Источник

Маккоби и Жаклин обнаружили, что между мужчинами и женщинами нет различий по большинству параметров, включая восприятие, память, способность к обучению, эмоциональность, внушаемость и самооценку.

Подтвердились только некоторые гендерные различия:

  • женщины превосходят мужчин в вербальных способностях;
  • у мужчин лучше развиты визуально-пространственные, математические способности, выше агрессивность.

В 1974 году американский психолог Сандра Бем создала полоролевой опросник для определения степени маскулинности, феминности и андрогинности. Тест состоит из 60 личностных качеств (20 мужских, 20 женских, 20 гендерно-нейтральных), которые участники опроса оценивают по семибалльной шкале. Бем была уверена, что маскулинность и феминность не противопоставлены друг другу и люди любого пола могут обладать одновременно и теми, и другими чертами, то есть быть андрогинными.

Сандра Бем утверждала, что андрогинность делает человека более адаптивным, гибким к окружающим обстоятельствам. Позже пользу андрогинности доказали и современные клинические исследования.

В СССР в конце 1960-х годов сформировалась относительно благоприятная атмосфера для развития гендерной психологии. В это время психолог Б. Г. Ананьев основал ленинградскую (петербургскую) психологическую школу и запустил в ней серию исследований, направленных на изучение мужских и женских особенностей. В итоге ученый пришел к выводу, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по многим параметрам, и причина этого — биология.

После работы Ананьева половой диморфизм стал главным принципом психологических исследований в СССР. Многие российские психологи придерживаются его и сегодня.

5. Современные гендерные исследования

Последний этап истории гендерной психологии длится уже более 30 лет, в это время широко разворачиваются клинические исследования. Лидирует в этой области США, где выработаны четкие процедуры и стандарты, сформирована мощная научная инфраструктура: журналы, конференции, системы подготовки специалистов. Во многих американских университетах women’s studies трансформировались в крупные учебно-исследовательские программы, изучающие гендерные и сексуальные вопросы. Также подобные программы есть в университетах Канады, Германии, Англии, Франции, Индии, Китая.

Начиная с 1990 года активно исследуются гендерные стереотипы. Например, психологи Джон Вильямс и Дебора Бест провели кросс-культурное исследование гендерных стереотипов, опросив респондентов в 25 странах мира.

В большинстве стран гендерные стереотипы совпали, причем шаблонов мужского поведения оказалось в два раза больше, чем женского.


В скобках указано количество стран. Источник

В начале XXI века в гендерной психологии стали применять метаанализ, что повысило точность и эффективность исследований. В 2005 году с помощью этого метода психолог Джанет Хайд разработала теорию о гендерном сходстве . Ее данные показали, что 78% предполагаемых гендерных различий несущественны.

Исследование Джанет Хайд опровергло некоторые результаты предыдущей работы Маккоби и Жаклин.

Например, Хайд установила, что математические способности у женщин и мужчин одинаковые. Превосходство мужчин было обнаружено в физической активности, агрессии, некоторых показателях сексуальности.

До появления теории Хайд большинство исследований было направлено на поиск гендерных различий. После нее многие ученые сосредоточились на изучении гендерных сходств. Подобные работы помогают бороться с созданными в обществе стереотипами и дискриминацией.

В последние годы ученые анализируют:

В России гендерные исследования тоже развиваются, но медленно. В 1990 году в Москве заработал МЦГИ — первый российский центр гендерных исследований. Следом за ним были созданы Петербургский, Карельский, Ивановский и другие центры. Сегодня география подобных организаций расширилась, но исследования они проводят редко. Некоторые негосударственные центры, существующие за счет зарубежных грантов, закрывают по политическим причинам.

фото Гендерные стереотипы в современном мире

Стереотип — это устойчивое обобщенное представление о чем-либо, которое формируется под влиянием личного опыта, социального мнения или устоявшихся традиций.

Стереотипы нельзя назвать однозначно вредным явлением, так как благодаря им становится проще ориентироваться в обществе и выбирать подходящую модель поведения.

Однако упрощения и обобщения не всегда приемлемы, поскольку не всегда соответствуют действительности.

Некоторые стереотипы безобидны. Например, ожидание, что женщина будет соответствовать образу нежного, хрупкого создания, а мужчина будет образцом отваги и решимости, не всегда оправдывается, но и не сказывается на них губительно. Другие стереотипы могут нести вред как отдельному человеку, так и большой группе людей. Одни стереотипы имеют под собой реальные основания, лишь упрощая их, другие в корне ошибочны.

То, насколько стереотипы далеки от действительности и как сильно они влияют на социальное поведение (особенно в негативном плане), — один из признаков развитости общества.

Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества

Такие стереотипы в первую очередь связаны с гендерными ролями. Мужчина — добытчик, кормилец, защитник, глава семьи. Женщина — жена и мать. Именно на этом были основаны стереотипы.

Например, долгое время считалось, что женщины не способны к работе на производстве, с механизмами, не способны к умственному труду. Соответственно, женщине не нужно ни образование, ни реализация в профессии, ни возможность участвовать в жизни общества.

Единственное ее предназначение — деторождение и забота о семье.

Стереотипы о том, каким должен быть настоящий мужчина, тоже меняются. Раньше мужчина был в первую очередь воином, солдатом и оценивался по физической силе и умению обращаться с оружием — таким образом он мог добыть и сохранить имущество. В мирное время мужчина обеспечивал себя и семью тяжелым физическим трудом: опять же его главные показатели — сила и выносливость. Сейчас образ успешного мужчины тоже подразумевает умение добывать, но не оружием, а деловыми качествами.

И в современном обществе есть множество стереотипов, касающихся различий между мужчинами и женщинами.

Гендерные стереотипы: примеры сегодня

Современные стереотипы во многом продолжают ту же идею гендерных ролей. Женщина по-прежнему воспринимается в первую очередь как жена, мать и хранительница очага, а мужчина — как добытчик и защитник. И хотя границы уже размыты и продолжают путь к уравниванию, разница в восприятии обществом предназначения мужчин и женщин остается.

Особенно это заметно по отношению окружающих к мужчинам и женщинам, не состоящим в отношениях. Обычно неженатый мужчина не вызывает особых вопросов и сочувственных взглядов. К одинокой женщине отношение может быть двояким. В одних случаях окружающие считают, что ей не повезло, она несчастна, пытаются подбадривать, знакомить с кем-то. В других случаях то, что у женщины нет пары, связывают с ее одержимостью карьерой. Ей как бы приходится выбирать между семьей и профессиональным успехом.

Есть небольшой процент женщин, для которых семья никогда не была первостепенной. Они ориентированы не на мужа и детей, а на публичную жизнь. Именно из таких получаются актрисы, эстрадные певицы, сейчас все чаще это бизнес-леди.

Знаете, какой есть значимый показатель того, что социальное мнение меняется? Масскультура. Она отражает современные гендерные стереотипы. В фильмах (особенно для молодежи) и прежде было много самодостаточных героинь, которые вдохновляли зрительниц быть увереннее в себе, добиваться желаемого, принимать себя такой, какая есть и т. д. И обычно в финале героиня добивалась всяческих успехов, а также находила настоящую любовь.

Суть в том, что отсутствие пары делает менее наполненной и счастливой жизнь и мужчин, и женщин. Вместе и те и другие могут добиться намного больше, чем по одиночке, при условии, что встретили нужного человека и умеют строить с ним гармоничные взаимоотношения.

изображение Какие особенности гендерных стереотипов в настоящее время

Затронув вопрос парных отношений, нельзя пройти мимо такой серьезной темы, как домашнее насилие. Страшно не только то, что мужчина по каким-то причинам применяет физическое или психологическое насилие к женщине. Страшно еще и то, что в обществе пока что не сформировалось мнение, что это нечто абсолютно неприемлемое.

Интересно, как поменялось отношение к женской сексуальности. С одной стороны, мы все чаще видим, как от женщины требуется быть соблазнительной, эффектной, чтобы привлечь партнера, обойдя конкуренток. Только не все понимают, что привлекательность в качестве сексуального объекта и привлекательность в качестве партнерши для серьезных отношений — не одно и то же и зависит от разных атрибутов.

С другой стороны, если обратить внимание на молодежную моду для девушек, у старшего поколения могут возникнуть вопросы. Зачем пытаться быть похожей на мальчика и уродовать себя мешковатыми куртками и бесформенными штанами? Неужели современным девчонкам не хочется быть женственными?

Конкретные особенности моды обсуждать не будем — они были, есть и будут. А вот то, что у сегодняшних девушек все чаще возникает желание, чтобы их воспринимали в первую очередь не как сексуальный объект, а как равноправного партнера — маркер современного мира. Им хочется привлекать парней, но не только красотой.

Вопрос о женском оргазме по-прежнему открыт, хотя поменял свое направление. Теперь ненормальным считается наличие у женщины трудностей с достижением оргазма.

Сегодня женщине мало просто принадлежать мужчине, она хочет наслаждаться интимной близостью наравне с ним. Только устроено это у мужчин и женщин по-разному.

Женщины в этом вопросе по-прежнему более зависимы от доверительности отношений, от наличия ощущения защищенности, уверенности в партнере.

Чувства, эмоции, переживания есть у всех, независимо от пола. Есть люди более эмоциональные и демонстративные от природы — это их врожденная психическая особенность, она тоже не зависит от пола. Этот гендерный стереотип обусловлен тем, что поколениями нас так учили и воспитывали. И мальчикам приходится учиться сдерживать эмоции, что почти всегда идет им во вред.

Постепенно это меняется. Мы все чаще видим на публике мужчин, не стыдящихся говорить о переживаниях, проявлять живые эмоции, плакать от радости или печали.

Посмотрите, например, на церемонии награждения в киноиндустрии или шоу-бизнесе или на ролики юношей-видеоблогеров.

Стереотип о мужской полигамности часто находит отклик у самих мужчин и используется как оправдание склонности к изменам или неспособности к долгосрочным отношениям. На самом деле понятие полигамии очень узкое и для большинства мужчин и женщин неприменимо.

Человеческий вид по природе своей моногамный, то есть наибольшего наслаждения от жизни мы способны достигать, только находясь в постоянных отношениях с одним партнером, с которым связывает не только физическое влечение, но и эмоциональная близость, интеллектуальное родство. Когда пытаемся добрать недостающее на стороне, это говорит о неумении распознать и наполнить нехватки, строить правильные отношения и вкладываться в них, иногда — об инфантильности.

Особенности гендерных стереотипов

На постсоветском пространстве менталитет более патриархальный, и уравнивание идет медленнее и не во всех сферах. Например, у нас пока редкость, чтобы мужчина, а не женщина уходил в декретный отпуск, и связано это не только с уровнем дохода. В западных странах нормально, когда мужчина и женщина оплачивают счет в кафе каждый за себя. У нас обычно мужчине неудобно, если дама платит, а женщине он будет менее приятен, предложи он разделить счет.

Этот момент основан на глубинном природном механизме. Накормив женщину, мужчина дает понять, что способен заботиться о ней, обеспечивать ее и будущего ребенка.

Сейчас женщина способна сама прокормить и себя, и семью, но природная база осталась и продолжает действовать. От мальчика, который угощает подружку конфеткой, до мужчины, который зовет возлюбленную на свидание в ресторан или стремится покорить ее собственноручно приготовленным ужином.

фото Как на нас влияют гендерные стереотипы

В странах с традиционным укладом различие гендерных ролей более значительное. Права и свободы в таких государствах распределяются по половой принадлежности, и часто не в пользу женщин.

Есть разница в восприятии стереотипов и между поколениями. Дети рождаются и развиваются уже в новом мире, с новыми взглядами и ориентирами. Юные девушки с большей уверенностью действуют и воплощают свои стремления. Мысль о том, что им недоступно то, что доступно парням, реже приходит в их головы.

На приверженность к стереотипам влияет уровень образования. Чем более женщина образованна, тем меньше ее привлекает роль домохозяйки, тем больше она стремится реализовать свои качества в обществе — наравне с мужчиной. Чем более образован мужчина, тем больше он стремится видеть в супруге равноправного партнера. В целом высокий уровень образования и развитости интеллекта открывает большие горизонты восприятия, позволяет уйти от привычного, от закостенелости и стагнации.

Влияние гендерных стереотипов

Одни стереотипы влияют на тех, о ком они. Другие — на противоположный пол.

Влияние на женщин

Женщины все чаще стремятся вырваться из-под влияния стереотипов. Уже в детстве девочки тенденциозно больше стараются в учебе, как бы чувствуя необходимость доказывать свои способности.

Иногда женщинам и в профессиональной сфере приходится больше стараться, чтобы быть наравне с мужчинами. Поскольку мужчинам в большей степени приписываются лидерские качества, умение решительно действовать в сложных ситуациях и полагаться на разум, а не на эмоции, повышения и руководящие посты чаще достаются им. Опять же, наличие и степень развитости этих качеств зависит не от пола, а от врожденных психических особенностей индивида.

Влияние на мужчин

картинка Как влияют гендерные стереотипы

Еще один гендерный стереотип, который постепенно меняется и уходит, связан с заботой мужчины о своей внешности. Мы видим все больше мужчин, не связанных с шоу-бизнесом, которые следят за модой, пользуются уходовой, а иногда и декоративной косметикой, делают маникюр и т. п. Постепенно это становится тенденцией: даже те, у кого нет такой внутренней потребности, иногда вынуждены соответствовать определенному образу, например, чтобы получить работу в престижной компании.

Также велико влияние популярных женских тренингов о том, как соблазнить мужчину, развести его на подарки, выйти замуж на олигарха и т. п. Мужчина, зная о существовании таких методик, начинает подозревать, что его хотят использовать. Женщинам, кстати, в конечном итоге такие тренинги тоже вредят.

Этот стереотип имеет под собой природную основу. Женщина в отношениях действительно должна быть более рациональной — ей надо думать не только о себе, но и о возможном потомстве. Ее, в отличие от мужчины на начальном этапе отношений, ведет не только физическое влечение. Поэтому она даже бессознательно воспринимает мужчину, способного ее обеспечить и защитить, более привлекательным.

Влияние на общество

Чем больше развивается общество, тем быстрее оно идет к уравниванию, гендерные стереотипы постепенно слабеют. Женщина наравне с мужчиной получает образование, работает во многих сферах деятельности, включая точные науки, занимает руководящие посты и реализует себя в социуме. Она уже не стремится, едва став совершеннолетней, выйти замуж и родить детей.

Мужчина больше, чем прежде, уделяет внимание внешности, занимается домашними делами и воспитанием детей. Есть пары, в которых жена обеспечивает семью, а муж занимается бытом и детьми — это непривычно и вызывает отдельные протесты, но уже не осуждается обществом.

Парные отношения, основанные на партнерстве и равноправии, более счастливые и долговечные, каждый в них получает больше.

Мужчины и женщины — разные не только физиологически, но и психологически. Поэтому нормально, что есть и будут некоторые различия в их поведении и отношении друг к другу. Например, во время ухаживания и дальше, во время построения парных отношений, знание этих особенностей станет огромным преимуществом. Однако то, что касается социальной сферы (права, отношение общества), должно быть одинаково доступным.

Все мы разные, но в большей степени эти отличия обусловлены не полом, а психическими особенностями. Чем быстрее мы научимся их определять и принимать, тем быстрее получится налаживать правильные, гармоничные взаимоотношения в обществе — без притеснений, ущемлений, негативного влияния.

Автор Екатерина Жаворонкова
Редактор Тамара Ткаченко
Корректор Анна Мороз

Мужчина и женщина

Гендерные стереотипы – это сложившиеся в обществе, плотно укоренившиеся в сознании людей, наборы представлений и ожиданий, связанных с поведением мужчины и женщины. Как правило, гендерные стереотипы формируются на протяжении длительного времени, и чаще всего от них тяжело избавиться, даже когда общество начинает осознавать негативное влияние данных стереотипов.

Стереотипы в определенной степени коррелируют с реальным опытом людей, однако в любом случае они являются необъективными, поскольку формируются исходя из конкретных социальных условий, а также редко соответствуют актуальным изменениям в обществе. Более того, во многих ситуациях стереотипы сопряжены с какими-либо властными отношениями, а также во многом формируются из-за социального неравенства. Стоит понимать, что достаточно часто за гендерными стереотипами скрывается не сама суть поведения конкретного пола, а дискриминация, тщательно скрываемая за извилистыми формулировками.

Примеры гендерных стереотипов

В современном мире существует огромное количество гендерных стереотипов. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Стоит отметить, что в некоторых странах большая часть данных стереотипов уже практически исчезла, а в некоторых — продолжает существовать и является абсолютной нормой общества.

Как появились гендерные стереотипы?

Все гендерные стереотипы по своей сути разделяются на две большие категории в зависимости от биологического пола — на мужские и женские. В патриархальном обществе гендерные стереотипы определяются бинарным разделением на сферы производства и воспроизводства, а также приватное и публичное.

При этом женщина, ее деятельность и обязанности, полностью относятся к сфере приватного, а именно — воспроизводству и заботе, красоте и принесении эстетического удовольствия мужчинам. Мужская роль подразумевает публичную сферу, в рамках которой мужчина занимается добычей ресурсов, обладает властной позицией. Исходя из подобной точки зрения, все женщины должны быть милыми и проявлять слабость, проводить время с детьми, проявляя собственный материнский инстинкт.

При этом, считается, что каждый мужчина должен быть сильным, властным и настойчивым индивидом, который способен эффективно проявить себя в условиях конкуренции, а также стремящимся достичь высот в различных сферах жизни. Стоит отметить, что подобное разделение многими считается естественным из-за природных и биологических особенностей тела.

Также все гендерные стереотипы могут быть классифицированы по признаку воспроизводства в социуме. К примеру, на наиболее высоком уровне (социальной и гендерной политики) происходит глобальное разделение на мужчин и женщин. В зависимости от необходимости введения определенных мер повышения или снижения рождаемости государство может определять или отказываться от гендерных стереотипов о важности материнства для женщины, а также ее поддержки домашнего хозяйства.

Стоит отметить, что деятельность различных организаций, институтов, муниципальных учреждений — также является источником поддержки стереотипов, которые определяются формальными и неформальными правилами. К примеру, дополнительное распространение гендерных стереотипов происходит на уроках труда в школе, где девочек учат готовить, а мальчиков делать поделки из дерева.

Негативные влияние гендерных стереотипов

Главная проблема заключается в том, что гендерные стереотипы могут негативно отражаться на жизни различных людей. К примеру, девушкам может быть крайне затруднительно устроиться на руководящие должности в компании из-за предрассудков на счет пола. Таким образом, стереотипы являются предрассудками, которые формируются ложными предубеждениями и ошибками мышления.

Также гендерные предубеждения приводят к формированию искаженных представлений о возможностях людей в профессиональной среде, поскольку женщины начинают думать, что им следует становиться похожими на мужчин, чтобы получать руководящие должности.

Негативное влияние гендерных стереотипов может проявляться не только в профессиональной сфере, но и в семейных отношениях. Например, распространенный стереотип о второстепенной роли женщины в семейной жизни, часто воспринимается мужчинами слишком буквально, вследствие чего они часто перекладывают все домашние обязанности на женщину, не смотря на то, что она так же как и мужчина ходит на работу. Кроме того, часто гендерные стереотипы являются провоцирующим факторов для применения домашнего насилия в отношении женщины со стороны мужчины.

Заключение

Таким образом, гендерные стереотипы способствуют формированию предрассудков, которые препятствуют развитию индивидуальных черт характера. Все люди не могут быть описаны одними и теми же качествами, к тому же, развитие общества в современном мире также приводит к переопределению мужских и женских ролей.

Согласно теории В.А.Геодакяна, мужчины и женщины имеют разные эволюционные функции: мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский – сохранение и устойчивость. Мужской пол – авангард эволюции. Он более изменчив, первым приспосабливается к меняющимся условиям. Женский пол более стабилен, он вбирает то прогрессивное, что выработано на материале мужских особей. Именно на них идёт отбор нового путём проб, ошибок и выбраковки ненужного. В резко неблагоприятных условиях популяции приходится увеличивать материал для отбора, и тогда доля рождающихся мальчиков растёт. Обусловлено это комплексом генетико-физиологических механизмов, отработанных в эволюции. Во время войн, голода, социальных потрясений мальчиков рождается больше. Происходит это сейчас и в России.




Мужское и женское начало трактуются в древних религиях как взаимодополнительные (даосизм, индуизм), как конфликтные (древнегреческая мифология), как иерархически соподчинённые (христианство, ислам).

Согласно теории В.А.Геодакяна, мужчины и женщины имеют разные эволюционные функции: мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский – сохранение и устойчивость. Мужской пол – авангард эволюции. Он более изменчив, первым приспосабливается к меняющимся условиям. Женский пол более стабилен, он вбирает то прогрессивное, что выработано на материале мужских особей. Именно на них идёт отбор нового путём проб, ошибок и выбраковки ненужного. В резко неблагоприятных условиях популяции приходится увеличивать материал для отбора, и тогда доля рождающихся мальчиков растёт. Обусловлено это комплексом генетико-физиологических механизмов, отработанных в эволюции. Во время войн, голода, социальных потрясений мальчиков рождается больше. Происходит это сейчас и в России.

Мужское и женское начало трактуются в древних религиях как взаимодополнительные (даосизм, индуизм), как конфликтные (древнегреческая мифология), как иерархически соподчинённые (христианство, ислам).

Читайте также: