Почему незнание законов не освобождает от ответственности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Этого правила дословно нет ни в одном законе в России, ни в законах других стран. Тем не менее, это правило чётко соблюдается практически во всех государствах мира. Почему так?

Для понимания совершим небольшой экскурс в историю Древнего Рима.

Из-за этого начали возникать проблемы, когда кто-то заявлял, что не слышал о таком законе или правиле. А хранителями законов, которые по необходимости их вспоминали, воспроизводили и поясняли, были специально обученные люди или жрецы.

Это сильно осложняло жизнь людям, поэтому в конце концов решено было зафиксировать все основополагающие законы в письменном виде. Причём так, чтобы ознакомиться с ними смог бы любой желающий.

И в 450 году до н.э. были изданы т.н. Законы двенадцати таблиц. Они были высечены на 12 больших металлических табличках и вывешены на одной из главных площадей Рима на всеобщее обозрение.

Здесь впервые и появляется правило то том, что незнание законов не освобождает от ответственности.

Когда все законы были записаны и выставлены в публичном месте, каждый человек должен был с ними ознакомиться. А если не ознакомился — пеняй на себя, за незнание тебе больше снисхождения не сделают.

По этой причине в России существуют официальные источники опубликования законов. Они являются публичными, бесплатными и общедоступными.

4. Официальный интернет-портал правовой информации Pravo. gov. ru.

***Насколько это справедливо?***

С одной стороны, явная отмена этого принципа развязала бы руки различным мошенникам и проходимцам — очень легко было бы сослаться на незнание закона.

С другой стороны, когда все законы влезали на 12 пусть даже больших таблиц, то вопросов не возникало. Но в России ежемесячно меняются сотни законов, принимаются тысячи подзаконных актов от различных государственных органов, ведомств и так далее. А ещё ведь региональные и муниципальные уровни.

Мало того, что изучить и запомнить всё это физически невозможно, так и меняться всё это будет быстрее, чем вы будете усваивать. Более того, я считаю, что обычный гражданин и не должен знать все законы до нюансов и мелочей.

Кроме того, российское законодательство всё чаще весьма трудно понять — тут вам и сложные формулировки, и отсылки к другим законам, и регулирование подзаконными актами. Даже юристам иногда непросто разобраться в текстах.

Поэтому ситуация патовая: гражданин не может физически знать все законы. Но должен.

А что вы думаете по этому поводу? Как можно выйти из этой ситуации?

Сергей Северянин

НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ПОЛИЦАЕВ ОТ НАКАЗАНИЯ. МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПРИКАЗ
от 10 декабря 2010 г. N 682

Показать полностью.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

3.3.3.11. Доверенности
1) Доверенность подтверждает наличие у представителя прав действовать от имени Службы, а также определяет условия реализации и границы этих прав.
Первый лист подлинного экземпляра доверенности оформляется на общем бланке Службы (территориального органа Службы), последующие листы подлинного экземпляра и визовый экземпляр доверенности - на чистом листе бумаги формата A4. Представителями могут быть одно или несколько лиц.
(в ред. Приказа ФССП России от 31.03.2014 N 112)

Сотрудники полиции компании "МВД России" согласно ПРИКАЗУ от 20 июня 2012 г. N 615 должны иметь доверенность на право общения с третьими лицами. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 20 июня 2012 г. N 615 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 53. Доверенность - документ, подтверждающий наличие у представителя прав действовать от имени органа внутренних дел, а также определяющий условия реализации и границы этих прав. Доверенность оформляется в соответствии с действующим нормативным правовым актом 1. —----------------------------— 1 Приказ МВД России от 1 января 2007 г. N 3 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления, выдачи, регистрации, учета и отмены доверенностей, выдаваемых для представления интересов Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Сергей Северянин

Призываю МВД не нарушать статью 31 Конституции РФ и дать спокойно выразить народу своё мнение. МВД занимаются не своим делом ,их дело не разгонять, а охранять митингующих. Призываю МВД не принимать участия в подавлениях митингов, придёт время и за исполнение преступных приказов придётся отвечать!

Светлана Осотова

Сергей Северянин

Сергей Северянин

Олег Трукшин

Сергей, Да,вроде,бараны наши проголосовали за новую конституцию.Нет уже верховенства международного права. Или ,я,что-то упустил?

Сергей Северянин

Любовь Мартин

Сергей Северянин

Любовь Мартин

Владимир Котяну

Как выйти из ситуации? Сократить колличество законов. Убрать кучу актов под законных и тд. Оставить только федеральные законы и Конституцию. Признать наконец всеми участниками верзовенство данного документа. Новый проект Конституции вынести на обсуждение по каждому пункту.

Любовь Иваненко

Владимир Котяну

Михаил Аринченков

Пугачев Александр

Законы никогда не будут писать для людей, (так как они за Коном) они могут быть лучше или хуже, но писаться они будут для власти и поэтому за их нарушение всегда будут наказывать.
Чем больше, сложнее и запутаннее законодательство, тем легче принимать законы под "себя" и тем проще наказывать не только за нарушение, но и по другим причинам или просто потому что так хочется).
В данном современном случае , единственно возможная одна из хороших сторон законодательства будет та, где как можно больше будет предупреждений или предписаний о нарушении, а не сразу наказание ).

Любовь Муратовашкляр

Ну у нас столько "умных" законов, что действует поговорка - Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло. Ибо нет четкости и куча подзаконов и уточнений.

Сергей Мясников

И главного беззаконика на фото . Криминал весь жил по закону а это опг по беспределу

Наталья Натфулина

Светлана Нетова

Мария Юрьева

🙂

Вспомнила учёбу в институте , римское право, законы хамураппи и 12 таблиц.

Татьяна Алексеева

А ещё надо знать медицину,чтобы просто так врачей не отвлекать. И диагноз ставить себе самостоятельно,чтобы врач не заморачивался.

Сергей Северянин

Согласно 42 ст. жилищного кодекса" Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты." Какая организация может провести расчет этой доли?. Каков порядок? Добрый вечер! Вы можете сами это рассчитать путем простых арифметических действий.
Показать полностью. Для этого достаточно общую площадь дома разделить на общую площадь жилого помещения. Согласно Жилищному кодексу РФ (далее — ЖК РФ), ст. 37 п. 1, цитата: "Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме ПРОПОРЦИОНАЛЬНА размеру общей площади указанного помещения". Ст. 39 п. 2, цитата: "Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется ДОЛЕЙ в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника". Поскольку в ЖК РФ отсутствует формула, согласно которой можно сделать расчёт своей доли в общем имуществе в многоквартирном доме собственника помещения, то используя логику и арифметику, можно применить формулу, которая применяется к расчёту доли в местах общего пользования в коммунальных квартирах. Вычисление доли в общем имуществе в многоквартирном доме происходит в два этапа: 1) Площадь общего имущества: площадь всех жилых и нежилых помещений = коэффициент, 2) Полученный коэффициент умножить на площадь помещения собственника = ДОЛЯ в общем имуществе. Итак, подставив данные, которые можно взять из ПОПРОШАЙКИ (именуемой "Извещение"), получается следующее: Дано: 317 кв. м. - S ОДИ (общедомовое имущество), 2550,90 кв. м. - S жилых и нежилых помещений,
51,7 кв. м. - площадь моей квартиры. Вычисление: 1) 317: 2550,90 = ~ 0,12 – коэффициент, 2) 0,12 х 51,7 = 6,1 кв. м. - размер МОЕЙ доли в ОДИ. То есть: если я и должна оплачивать какие-то услуги (мифические, которые никто мне НЕ оказывал и НЕ оказывает), то всего за 6,1 кв. м, а не платить ежемесячную дань за 51,7 кв. м нанимаемой мной квартиры. То есть: в течение 4 лет я переплачивала по всем строкам ПОПРОШАЙКИ больше, чем в 8 (!) раз. Так что, я переплатила на годы вперёд. Поэтому со стороны ТСЖ, которая якобы управляет в моём доме, не может быть ко мне никаких материальных претензий. То есть: на мне обогатились, ввели в заблуждение.
Общее имущество дома принадлежит не собственникам квартир, а собственнику дома. А если у дома несколько собственников, то общее имущество распределяется в равных долях, как это закреплено с бизнесом. Между собственником МКД и собственником квартиры существенная разница. Собственник МКД обязан содержать дом в надлежащем порядке, а собственник квартиры обязан содержать в надлежащем порядке только свою квартиру. Поэтому собственник МКД несет все расходы и затраты по содержанию дома через платежи за жилищно-коммунальные услуги. Собственник МКД из своих доходов и оплачивает заработную плату сотрудникам управляющих организаций, сотрудникам ТСЖ, ЖСК. Передача полномочий оформляется локальными документами. Поэтому утверждение многих коммунальщиков о том, что жители должны нести коллективную ответственность по качественному обслуживанию МКД и созданию жителям комфортного проживания, является незаконным, необоснованным, не состоятельным. Обязанность жителей квартир в любых домах заключается в своевременной оплате за ЖКУ, и на этом их обязанность завершается. У собственника МКД должна болеть голова по созданию жителям комфортного проживания, а не у собственников квартир.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ 1. Фундаменты Устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы. 2. Стены и фасады Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов. 3. Перекрытия Частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска. 4. Крыши Усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции. 5. Оконные и дверные заполнения Смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений. 6. Межквартирные перегородки Усиление, смена, заделка отдельных участков. 7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей Восстановление или замена отдельных участков и элементов. 8. Полы Замена, восстановление отдельных участков. 9. Печи и очаги Работы по устранению неисправностей. 10. Внутренняя отделка Восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах. 11. Центральное отопление Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные. 12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение Установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях. 13. Электроснабжение и электротехнические устройства Установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит. 14. Вентиляция Замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции включая собственно вентиляторы и их электроприводы. 15. Мусоропроводы Восстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств. 16. Специальные общедомовые технические устройства Замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами. 17. Внешнее благоустройство Ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.

Презумпция добросовестности. Конституционный суд объяснил, когда незнание закона может освободить от ответственности

Судьи Конституционного суда России не увидели мошенничества в необоснованном получении налогового вычета. Претендующий на компенсацию гражданин может ошибаться безнаказанно и неоднократно, если непредумышленно.

Как следует из постановления, 23 июля опубликованного на сайте суда, разобраться с частью 3 статьи 159 УК (мошенничество в крупном размере) попросил военнослужащий Михаил Литвинов. Обвинительным приговором по этой статье закончилось для него общение с налоговой инспекцией, которая из-за собственной ошибки выплатила ему компенсацию.

Научный сотрудник Военно-медицинской академии Литвинов в 2011 году приобрёл квартиру за 3,1 млн рублей. Два из них взял в кредит, 550 тысяч получил по военной ипотеке, остальное добавил из своих накоплений. Через год вычитал в Интернете, что может получить налоговый вычет. Нужные декларации нашёл на сайте ФНС, заполнил самостоятельно и отнёс в налоговую инспекцию Ленобласти. В комплекте документов были, в том числе, договоры целевого жилищного займа и кредитный.

В 2017 году Литвинов от своего начальника узнал, что вычет по закону ему не положен, и добросовестно вернул деньги в бюджет. От уголовного дела это не спасло, несмотря на то, что в инспекции признали, что в заблуждение их никто не водил, ипотечный договор во время проверки могли пропустить по невнимательности.

В КС такую позицию не разделили. Как отметили судьи, само по себе обращение в инспекцию, даже являясь необоснованным и неоднократным, не свидетельствует об умысле на мошенничество. Так, гражданин вполне может ошибаться или сомневаться и обратиться в ФНС для того, чтобы прояснить вопрос о праве на вычет.

То есть само обращение не может быть составом преступления, потому что вычет предоставляет орган после проверки. В противном случае любая ошибка заявителя расценивалась бы как покушение на мошенничество.

При этом судьи пришли к выводу, что противоречий Конституции в части 3 статьи 159 УК нет. Однако впредь применять её нужно с учётом толкования Конституционного суда.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (6)

Государство расположилось в России, как оккупационная армия. Мы не ощущаем государство частью себя, частью общества. Государство и общество ведут войну. Государство карательную, а общество партизанскую"

Прочитав заголовок, вы наверняка подумали, а что неправильного в этом постулате? Он настолько вдолблен в голову и растиражирован в массовом сознании, что оспорить его - это все равно, что выйти за пределы разума.

В этой статье я утверждаю, что этот принцип не абсолютен и не должен применяться по умолчанию.

Тот, кто хоть раз открывал законы и пытался самостоятельно вникнуть в те моменты, которые касались его проблемы, подтвердит, что сделать это было очень сложно.

В предыдущей статье мы рассказывали почему - ужасающее число законов их постоянное изменение просто не оставляет шансов рядовому гражданину самостоятельно решить свой вопрос.

Сюда нужно добавить еще несколько проблем:

1. Низкая культура написания законов. Сюда относится неоправданное усложнение фраз и предложений, плохое структурирование текста, слова с двояким толкованием.

Одним из способов понять смысл закона является прочтение пояснительной записки к законопроекту. Депутат обязан изложить в письменном виде, на что направлено его предложение и зачем оно вообще нужно.

Но зачастую наши депутаты не утруждаются исчерпывающим описанием цели законопроекта, и ты находишь там только стандартные фразы, которые даже не объясняют, а зачем этот закон вообще принят.

2. Бесконечные отсылки на другие нормы.

В случае предусмотренном пунктом 1 ст. 10, лица, указанные в пунктах 5-6 ст. 99, вправе претендовать на получение льгот, установленных ст. 5-6 федерального закона.

Такое структурирование нормативного материала - это правило, а не исключение.

Обратите внимание, как написаны старые нормы Трудового и Гражданского кодексов.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Примерно так и должны быть написаны законы. Они легко читаются, легко воспринимаются, в них нет излишнего нагромождения терминов.

Если вы почитаете те статьи, которые уже претерпели относительно недавние изменения, то вы увидите, насколько нечитабелен приведенный там текст.

Такое лицо почти у каждого нашего клиента, после того, как он сам пытается решить свой вопрос в интернете :)

Такое лицо почти у каждого нашего клиента, после того, как он сам пытается решить свой вопрос в интернете :)

Почему гражданин не должен знать все законы?

Потому что в ином случае возникает двойственная ситуация:

1. С одной стороны, государство не заботится о качестве законов, принимает их огромными количествами, должным образом не рассказывает о существовании этих законов.

Правовым просвещением фактически занимаются частные СМИ, которые делают это из корыстного интереса, а не из альтруистических начал.

А что же делает государство? Оно ограничивается "публикацией" законов в никому не известных источниках, которые никто никогда не читал и не открывал. 1 из 1000, наверно, держал в руках Российскую газету или того интереснее - Собрание законодательства.

2. С другой стороны, государство легализовало юридическую деятельность, направленную на оказание профессиональной правовой помощи гражданам. При этом не гарантировав качество такой помощи. Получается, люди добровольно-принудительно вынуждены обращаться к профессионалу для того, чтобы решить проблемы, которые создало само же государство. И более того, такой профессионал сам может ошибиться, и за это ему ничего не будет.

Все это вызывает вопрос - допустимо ли гражданину не знать каких-то правил?

Пора отказываться от этих косных и неповоротливых томов в пользу наглядного и понятного всем материала. Нужно развивать право в сторону его популяризации, а не создавать гигантскую пропасть между кругом посвященных и безграмотной массой несведущего народа.

По мере начала новой деятельности граждане должны знакомиться с законами, которые регулируют эту деятельность. Это не должны быть сложные заумные книги. Право придумано для того, чтобы упрощать людям жизнь, а не усложнять ее.

Инфографики - отличный способ обучения граждан. Нет смысла расписывать огромное количество текста, если есть возможность урегулировать правила поведения в форме понятной схемы. Да, это кажется очень непривычным, но привычка дело наживное.

Инфографики - отличный способ обучения граждан. Нет смысла расписывать огромное количество текста, если есть возможность урегулировать правила поведения в форме понятной схемы. Да, это кажется очень непривычным, но привычка дело наживное.

А уж все подзаконные акты вообще должны действовать только на государственные и муниципальные органы, юридические лица, а также профессионалов в области права. Нельзя обременять этими документами всех граждан.

В следующий раз поговорим о том, как юристы работали раньше и работают сейчас с гигантской кипой нормативного материала.

Хочу напомнить, что в нашем INSTAGRAM есть хорошая возможность получить бесплатную консультацию по вашей проблеме. Не стесняйтесь писать и задавать вопросы, нам всегда интересно разбираться в проблемных и спорных ситуациях.

А еще мы регулярно публикуем правовые ликбезы, обзоры изменений законодательства и развлекательные посты на юридическую тематику.

В этом известном афоризме известного польского писателя и публициста говорится о том, что совершивший правонарушение человек будет привлечён к юридической ответственности вне зависимости от того, знал ли он о последствиях своего поступка или нет. А вот гражданин, который знает, чем грозит нарушение закона и каковы его права, сможет применить эти знания на практике: не ввязываться в сомнительные дела, а при необходимости – доказать свою невиновность и неправомерность действий других людей.

Я согласен с данным утверждением и уверен в том, что каждый гражданин должен знать о правовых последствиях тех или иных действий, а также стремиться к тому, чтобы знать свои законные права.

Станислав Ежи Лец

Обратимся к теоретическому смыслу утверждения Леца. Законом называется нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органом государства, в котором содержатся общеобязательные правила поведения для всех граждан. Юридической ответственностью называется применение мер принуждения лицу, совершившему правонарушение. Она бывает дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной. За совершение дисциплинарного проступка предусматривается замечание, выговор или увольнение. За совершение административного правонарушения – предупреждение или дисквалификация, административный арест или административный штраф. За совершение гражданско-правового правонарушения – взыскание неустойки, возмещение убытков. За уголовное преступление – лишение свободы, лишение права заниматься определённой деятельностью, штраф. Принципами законности являются: верховенство закона, обеспечение равенства всех граждан перед судом, борьба с нарушениями норм права. Человек с высоким уровнем развития правовой культуры будет стремиться избежать ответственности, не совершая правонарушений. Но если правовая культура человека недостаточно развита, то он может не знать, какое деяние является противоправным, и совершить преступление по своему неведению.

К примеру, когда вышел закон о запрете курения в общественных местах, многие люди не знали об этом и продолжали по привычке курить там, где им это удобно. Тем самым они подвергали себя опасности получить штраф за нарушение закона. Ведь полицейских совершенно не интересовало, знали ли курильщики о том, что такой закон недавно вышел, или нет.

Девушки в армии Израиля

Подводя итог, можно сделать вывод, что знание законов помогает избегать неприятных последствий и грамотно отстаивать свои права. Это знание не позволит совершать правонарушений, а также успешно защищать себя юридически в случае необходимости.

Читайте также: