Почему необходимо изучать памятники древнерусской литературы 5 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Но на самом деле Колумб всё ещё плывет к неизвестным берегам и Америка за туманом, не открыта. Потому что древнерусская литература оказалась не по зубам школьной программе.

Дело в том, что простое механическое включение тех или иных текстов древнерусской литературы в школьную программу могут вызвать лишь скуку и непонимание, даже у старшеклассников.

Одна из основных проблем — незнание истории. Циклическое, а не линейное изучение литературы и истории. Школьник не представляет ни этапы развития текстов и стилей, ни того, как видел мир средневековый автор. Ему неизвестен язык, на котором писалась вся эта древнерусская литература, а навыка анализа слов по этимологии и морфемам у школьника нет. И приходится изучать древнерусскую литературу или в переводах, или в пересказах.

Но тем не менее, древнерусская литература нужна. По крайней мере, вот по каким причинам.

Сейчас модно говорить о национальном коде, культурном коде, скрепах и цивилизационных основах. Но без понимания, что лежит в фундаменте русской культуры, все эти разговоры — всего лишь идеологические пузыри, выдуваемые для развлечения младенцев.

Понимание своей культуры начинается с понимания того, откуда пошла русская культура. А русская культура начиналась как книжная, письменная. Кирилл и Мефодий не просто просвещали славян, они весь опыт сделали доступным для прочтения и фиксации.


Невозможно представить грека, не знающего греческие мифы и Гомера, или итальянца, забывшего о Данте. А представить русского, который кривится от одного упоминания древнерусской литературы, — легко.

Начальная школа — сказки и былины

По-хорошему, древнерусская литература должна начинаться в начальной школе — как игра. Загадки, пословицы — это ещё и задачи на развитие логики, языковой интуиции, сообразительности. Можно просто давать загадки и пословицы, а можно рассказывать о них на уроках чтения и объяснять, что так 1000 лет назад в Новгороде или Киеве, Суздале или Ростове пытались найти ответы наши далёкие предки.

В начальной школе можно изучать русские народные сказки. Есть интересный проект Александра Княжицкого — сравнительные сказки с комментариями. Берутся сказки, похожие по структуре и сюжету, скажем, русская и татарская, русская и малороссийская — и в их сравнении можно потихоньку вводить в проповский мир архетипического в сказке. Того, что узнаётся с любого возраста и в любой культуре. Так же можно работать и с былинами. Начинать с того, что интересно в младшей или средней школе — подвига, сражения, чуда, а потом вводить понятия психологического портрета, устойчивого словосочетания, эпитета.


Средняя школа (5-6 класс) — летописи и жития


В младшей и средней школе будет интересно рассказывать об обрядовых песнях через сезонные песни, семейные — и сами сезоны узнаваемы, и семейные проблемы ничуть не изменились с тех пор, разве что вместо лапты теперь смартфон и интернет. Тут же можно рассказать, как отмечали на Руси свадьбы, каким вообще был детский и взрослый досуг в деревне и городе.

Но опять же, такая фольклорная средневековая стихия будет понятна школьнику лишь через игру. Обязательно нужны практические задания — сочинения, отгадывания, исполнения, игры. Теоретическая часть здесь сама по себе — набор дат и имён, названий размеров и жанров — работать не будут.

В восьмом классе, когда нужно переходить к системному представлению о мире и об истории, нужно вновь вернуться к древнерусской литературе. Но уже на другом уровне — на понимании этапности движения времени и исторических периодов.


Нельзя понять русскую культуру, не зная древнерусскую

Самое страшное, что делают с древнерусской литературой — превращают её в скучный предмет. Потому что сами учителя часто её не понимают и не знают, как с ней работать.

Например, школьники читают в переложении Житие Сергия Радонежского, что неплохо, но сразу превращает литературу в морально-назидательную сказку (конечно, если ребёнок религиозен, ему проще — он верит в чудеса жития и в жизнь святого).

Для остальных житие — просто странная сказка. Скучный Гарри Потер. Вернее, устаревший

И тут необходимо изучение контекста — рассказ о христианстве на Руси, о роли принятия христианства, об идеале средневекового русского человека. О смысле чуда.


Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного, 1558—1576 / Фото: Wikimedia Commons

Конечно, если бы учителя могли опираться на работы Хомякова, братьев Киреевских, Проппа, академика Топорова, Шмелева, Гаспарова, академика Зализняка — то, помимо работы с сюжетом, школьники учились бы разным приёмам анализа и знакомились с разными культурными установками. Такая работа с древнерусскими текстами помогала бы лучше понять классические произведения русской литературы, увидеть и определить евангельские и исторические подтексты в стихах и прозе Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова. То есть изучение древнерусской литературы стало бы вполне современным по методам анализа и способам интерпретаций.

Я бы каждый год часть времени в курсе чтения/литературы уделял определённой эпохе и внутри эпохи — знакомству с двумя-тремя жанрами. Важно не количество — а глубина чтения с комментариями. Поиск вместе с учителем слов, выдумывание по примеру игр, ритуалов, жанров. Выстроенная таким образом — от игры и головоломки до системного изучения, с комментариями, практикой и сравнением с другими дисциплинами и культурами — древнерусская литература органично вошла бы в общий курс литературы от курочки Рябы до Иосифа Бродского.

Почему необходимо изучать памятники древнерусской литературы?


Изучать памятники Древнерусской литературы необходимо по нескольким причинам.

Во - первых, чтобы знать историю нашей страны.

Во - вторых, для детального изучения её культуры.

В - третьих, в Древнерусской литературе скрыто множество исторических фактов, и нам необходимо тщательно изучить их, чтобы не повторять ошибки прошлого.

В - четвертых, наша литература сильно отличается оттрадиций других стран, и нам просто необходимо сохранить её особенности, а для этого нужно хорошо с ними познакомится.


Назовите жанры древнерусской литературы?

Назовите жанры древнерусской литературы.

Каково значение древнерусской литературы?


ПЛАН сочинения слово о полке игореве памятник древнерусской литературы и само сачинение?

ПЛАН сочинения слово о полке игореве памятник древнерусской литературы и само сачинение.


Сочинение на тему * Почему необходимо изучать паметники древне русской литературы *?

Сочинение на тему * Почему необходимо изучать паметники древне русской литературы *.


Почему нам необходимо обращаться к литературе далёкого прошлого?

Почему нам необходимо обращаться к литературе далёкого прошлого?

Что она давала древнерусскому читателю и что она может дать современному читателю?


Почему нужно изучать литературу?

Почему нужно изучать литературу?


ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Зачем нам нужно сейчас изучать в 21 веке древнерусскую литературу?

Зачем нам нужно сейчас изучать в 21 веке древнерусскую литературу.


Объясните, почему в 21 веке важно читать древнерусскую литературу?

Объясните, почему в 21 веке важно читать древнерусскую литературу.


Пересказ древнерусской литературы?

Пересказ древнерусской литературы.


Когда появилась древнерусская литература?

Когда появилась древнерусская литература.


Разум и страсти - две противоположности, не существующие друг без друга, потому что одна может породить другую. В некоторых случаях, требующих разумного решения, нужно заглушать свои эмоции и страсти, то есть чувства, мешающие принятию такого решени..



Если Алёна старше Васи в 3 раза, то : 1 часть - Васе лет3 части - Алёне летЕсли Алёна в 5 раз моложе мамы, то : 3 * 5 = 15 частей - маме лет1) 15 - 1 = 14 частей - разница между Васей и мамой ( = 42 года)2) 42 : 14 = 3 года - Васе (1 часть)3) 3 * 3 =..


Жил один бедный мальчик а в соседнем доме у него был магазин и там продавались игрушки а он хотел именно паровоз под названием "Голубая Стрела", но у его мамы не хватало денег на паровоз. Владельцем магазина была бароннеса - волшебница. Однажды все..


Поучение другу Друг мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней, а призадумайся. Когда ты видишь, что сильный бьет слабого, останови его. Ведь более сильный может побить тебя. Не смейся над старостью, так как все к ней придем. Не обижай живот..

Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет” - первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря" Афанасия Никитина, и другие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.


Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитывает в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших. Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие.
.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Ценность древнерусской литературы несомненно огромна для российского гражданина, потому что эти исторические шедевры дают нам возможность проследить за зарождением литературы как искусства целого народа и увидеть его успехи и поражения, познакомиться с источниками убеждений, преданности и патриотизма, оценить истинное богатство родного языка.
Русский народ может по праву гордиться такими бессмертными творениями, как “Слово о полку Игореве”, “Поучение Владимира Мономаха”, “Повести временных лет”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”. Читая эти настоящие шедевры слова, мы узнаем всё самое прекрасное, что было создано великими мастерами слова за период существования Древней Руси, ведь древнерусская литература – это часть великой истории великой страны, которая всегда отражала проблемы общества того времени.
“Повести временных лет” убеждают нас в святости власти, это произведение можно считать настоящей школой гражданственности, школой истины.
Древнерусская литература XI - XII веков, связанная с болгарской и византийской литературой, богатая литературными жанрами, воспевающими истинную всенародную любовь к родине, не может оставить нас, своих потомков, безразличными к истории и культуре нашей страны. Мы можем с уверенностью сказать, что литература Древней Руси – это истинное отражение доблести, бессмертия и славы наших предков: воинов, философов, великих мастеров слова.
По-моему, знакомство с древнерусской литературой - очень важная ступень в изучении истории своей страны, чтобы больше узнать о ней и понять, что памятники старины должны служить будущему, ибо вся литература Руси обращена к будущему, к нам, потомкам древних великих умов, она призывает на любить свою страну и заботиться о будущих поколениях.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: