Почему мустафу кемаля называли ататюрк кратко

Обновлено: 04.07.2024

Происхождение, образование
Мустафа Кемаль Ататюрк (фамилию Ататюрк - в пер. отец турок - получил в 1934 г. после введения в Турции фамилий) родился в Османской империи в г. Салоники (в н. в. - Греция) в семье лесоторговца Али Резы Эфенди в 1880 или 1881 г. Достоверных сведений о дате его рождения нет, впоследствии сам Ататюрк выбрал в качестве дня своего рождения условную дату - 19 мая 1881 г.
Учился в светской школе, затем продолжил обучение в подготовительной военной школе, где получил от своего учителя по математике прозвище Кемаль ("совершенство, зрелость"), ставшее впоследствии его вторым именем. В 1896 г. Мустафа Кемаль поступил в военную школу в Монастире (н. в. г. Битола, Северная Македония), а спустя три года - в военный колледж в Стамбуле. В 1902-1905 гг. учился в Академии Генерального штаба в Стамбуле. Владел французским и немецким языками.
В годы учебы Мустафа Кемаль состоял в революционных обществах и по окончании учебы примкнул к младотуркам - политическому движению в Османской империи в конце XIX - начале XX в., выступавшему за конституционное государственное устройство и проведение либеральных реформ (опиралось, в частности, на курсантов военных учебных заведений и младших офицеров).
Служба в армии
По окончании учебы в 1905 г. Мустафа Кемаль был назначен в 5-ю армию в Дамаске (в н. в. столица Сирии), в 1907 г. был направлен в 3-ю армии в Монастире. В 1908 г. он принял участие в подготовке Младотурецкой революции, совершенной силами армии. Ее итогом стало лишение султана Абдул-Хамида II абсолютной власти (был созван парламент), а впоследствии и его свержение в 1909 г. Новым султаном стал Мехмед V, однако реальная власть в стране перешла центральному комитету партии младотурков "Единение и прогресс". Впоследствии Мустафа Кемаль перестал поддерживать младотурков из-за разногласий с членами его руководства (считал, что военные не должны вмешиваться в политику).
В 1911-1913 гг. Мустафа Кемаль принял участие в двух войнах: в итало-турецкой (1911-1912 гг.) и Балканской (1912-1913 гг.). В 1913 г. он был назначен военным атташе в Софию (в н. в. столица Болгарии), там дослужился до подполковника.
После начала Первой мировой войны Мустафа Кемаль был назначен командиром 19-й дивизии. В 1915 г. в ходе Дарданелльской операции стран Антанты (Франция, Россия, Великобритания и их союзники) эта дивизия защищала имевший важное стратегическое значение Галлипольский полуостров (между Саросским заливом Эгейского моря и проливом Дарданеллы). Известно, что во время обороны этого полуострова Мустафа Кемаль отдал своему полку приказ: "Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть". После того как войска Антанты были остановлены, Мустафа Кемаль был произведен в полковники, в следующем году он получил звание дивизионного генерала. В 1917 г. был назначен командующим 7-й армией в Сирии. Там под его руководством османские войска успешно оборонялись от атак британцев. После подписания 30 октября 1918 г. Мудросского перемирия, ознаменовавшего поражение Османской империи в Первой мировой войне, Мустафа Кемаль вернулся в Стамбул.
Кемалистская революция
В 1919 г. Мустафа Кемаль, уволившись из армии, встал во главе национально-освободительного движения против Великобритании, Франции, Италии и Греции, оккупировавших по итогам Первой мировой войны ряд регионов Турции, в том числе Стамбул. В 1920 г. под его руководством в Анкаре было созвано Великое национальное собрание Турции (ВНСТ), объявившее себя единственной легитимной властью в стране. В конце того же года была сформирована регулярная армия.
Основную роль в войне с кемалистами страны Антанты отвели союзной греческой армии. Но войска под руководством Мустафы Кемаля остановили наступление греческих сил и нанесли им ряд поражений. К осени 1922 г. кемалисты полностью освободили территорию Турции. За военные заслуги Мустафе Кемалю было присвоено звание маршала.
Во главе страны
24 июля 1923 г. страны Антанты и Турция подписали Лозаннский мирный договор, в соответствии с которым была признана независимость Турции и определены ее границы. 29 октября 1923 г. ВНСТ во главе с Ататюрком объявило о провозглашении независимой Турецкой Республики со столицей в Анкаре. В тот же день Мустафа Кемаль был избран Собранием первым президентом республики. Впоследствии он неоднократно переизбирался (в 1927, 1931, 1935 гг.) и занимал этот пост вплоть до своей кончины.
Возглавив страну, Ататюрк взял курс на создание современного государства светского характера. Конституция 1924 г. отменила положение ислама как государственной религии и действие законов на основе шариата, были установлены светские принципы гражданского права, упразднены религиозные школы. В рамках укрепления единства турецкой нации конституция объявляла турками всех жителей Турции "независимо от религиозной и национальной принадлежности", было запрещено использование других языков, кроме турецкого. В целях европеизации страны был принят новый турецкий алфавит на основе латиницы (ранее использовалась арабская письменность), состоялся переход от исламского летоисчисления на григорианский календарь, введены фамилии и метрическая система мер. Выходным днем вместо традиционной пятницы было объявлено воскресенье. При правлении Ататюрка произошли изменения и в положении женщин - они получили избирательные права и возможность участия в политической и общественной жизни. При этом Ататюрк был убежден, что для успешной модернизации страны необходимы авторитарные методы управления, в связи с чем была установлена однопартийная система - вся власть находилась в руках основанной им Народно-республиканской партии.
Экономические реформы Ататюрка были направлены на развитие в стране предпринимательства и промышленности (в начале 1920-х г. Турция была аграрной страной, доля сельского хозяйства в национальном доходе составляла около 70%). Поощрялась частная промышленность, при этом создавались государственные фабрики в сельском хозяйстве, машиностроении и текстильной промышленности. Благодаря этим преобразованиям, в 1930-е гг. Турция вышла на третье место по темпам промышленного развития. К 1940-м гг. радикальные общественно-политические и экономические реформы Ататюрка позволили полуразрушенной стране войти в число наиболее успешных развивающихся стран.
Личные сведения, кончина
Мустафа Кемаль Ататюрк был женат на Латифе Ушаклыгиль, они развелись после двух лет совместной жизни в 1925 г. Своих детей у него не было, но он воспитывал 10 приемных. Свое наследство Ататюрк разделил между родной сестрой, приемными детьми и обществами турецкого языка и истории.
Мустафа Кемаль Ататюрк скончался 10 ноября 1938 г. 21 ноября был похоронен в Анкаре на территории музея этнографии, в 1953 г. перезахоронен в выстроенном для него мавзолее "Аныткабир" (в переводе с тур. - мемориальная могила).
После кончины Ататюрка в Турции сложился культ его личности. В каждом турецком городе есть памятник первому президенту республики, его портреты размещены на банкнотах и монетах, присутствуют во всех государственных учреждениях. В 1951 г. был принят закон, который предусматривает уголовную ответственность за оскорбление памяти Ататюрка. Кроме того, 19 мая - день, когда в 1919 г. Ататюрк в выступлении перед турецкой молодежью в г. Самсун объявил мобилизацию против оккупационных сил, - отмечается в Турции как День памяти Ататюрка, молодежи и спорта.


Кто такой Мустафа Кемаль Ататюрк? Прежде всего, он – основатель и первый президент Турецкой Республики. Статья кратко, познакомит с этой культовой личностью, расскажет о его детстве, личной жизни и политической деятельности.

Детство и юность.

Его отец, господин Али Риза, служил в таможенном надзоре. Потом оставил эту должность и занялся продажей древесины, затем продажей соли. Али Риза Эфенди был добродушным человеком, достаточно образованным для того времени. Отец зарабатывал немного, поэтому семья имела весьма скромные доходы. Мать – госпожа Зубайда очень чтила Коран и была искренней мусульманкой. Есть версии, что Зубайда Ханым была его тетей, которая усыновила мальчика после смерти родной матери.

Отец Ататюрка не отличался особым здоровьем, и вскоре заболел серьезно. Он умер в 1888 году в возрасте 50 лет. После смерти оставил троих детей. Это были: Мустафа (Кемаль Ататюрк), Макбуль и Наджие. Наджие умрет через некоторое время, но Мустафа и Макбуль будут продолжать свою жизнь. В районе Ахмет Субаши, в пустом доме, оказалась его семья почти без средств к существованию. Тогда Мустафе было 7 лет, и он был единственным мужчиной в доме.

После того, как он потерял отца, учился в школе Шамси Эфенди в Салониках. В 1899 году поступил в военный колледж. В 1902 году – в Стамбульскую Академию Генштаба в качестве лейтенанта пехоты, а в 1905 году закончил Академию в качестве капитана штаба.

Военная и политическая карьера.

Мустафа Кемаль был назначен на стажировку в тридцатой кавалерии в Хайфе. Так начался его офицерский путь. Он искренне заинтересовался своей работой, добился успеха благодаря своей способности и любви к преподаванию. Кемаль приобрел здесь опыт, который имел значение для его последующей жизни. Он много читал особенно биографии исторических личностей, а также ознакомился с трудами Вольтера, Руссо. Он видел неудачи в государственной жизни, отсутствие военной подготовки, проблемы, которые люди испытывают из-за плохого управления.

В конце XIX века Османская империя была только мифом. Государственная администрация была в состоянии разложения. Еще султан Абдулхамид II пытался ее очень жестокими методами объединить государство, но это ему не удалось. Страна погрузилась в огромный хаос. Турция была вынуждена отступать с завоеванных ранее территорий.

С поддержкой и усилиями Мустафы Кемаля, Великая национальная ассамблея Турции начала свою историческую миссию в Анкаре 23 апреля 1920 года. Кемаль был избран президентом парламента и правительства. Затем были турецко армянская и греко-турецкая войны. Греческая армия понесла тяжелые потери в этой войне, которая длилась 22 дня. Благодаря этой победе Мустафа Кемаль был удостоен звания маршала и титула Гази Великого Национального собрания Турции.

Достижения и реформы.

Ататюрк был избран президентом 4 раза подряд до своей смерти в 1938 году.

Реформы, проведенные турецким правительством в 20-е годы, основывались, в основном, на примере западноевропейских, поэтому одними из первых изменений было введение григорианского календаря (1925), замена арабского алфавита латинским (1928), введение десятичной системы мер и весов (1933). Во время правления Кемаля Ататюрка и его преемника Исмета Иненю существовала однопартийная система. С 1945 года уже существует многопартийная система.

Важным изменением было также введение фамилий. Сам Мустафа Кемаль выбрал для себя фамилию Ататюрк, что означает "Отец Турок". Эту фамилию нельзя было носить никакому другому жителю этой страны. Под его руководством было ограничено вмешательство ислама в политику государства. Начал действовать Уголовный кодекс, ввели обязательное обучение женщин, а также законы, гарантирующие им социальное и политическое равенство.

Мустафа Кемаль Ататюрк начал пятилетний промышленный план в 1933 году с целью смягчить последствия мировой экономической депрессии в 1929 году и ускорить развитие страны. Он основал модель светского государства.

Женщины в его жизни.

О личной жизни Ататюрка много домыслов, поскольку в те времена его личную жизнь обсуждать было запрещено. Говорят, он разбил немало сердец. В Болгарии Кемаль познакомился с дочерью военного министра – Мити. Но ее отец воспротивился их свадьбе, т.к. Мустафа был мусульманином. Сестра его отчима Фикрия стала его любовницей, но Кемаль не захотел на ней жениться. Он искал женщину, равную себе. И тогда он встретил Латифу. Это была образованная девушка. Она изучала право в Европе, говорила на французском языке, как на родном. Вскоре они поженились. Фикрия, узнав об этом, приехала в Турцию. Поздравила Мустафу и его молодую жену. Позже захотела увидеться с ним еще, но ее не пустили во дворец. Фикрия вернулась в гостиницу и застрелилась. Ататюрк чувствовал свою вину, и это помешало его браку. Через 2 года они с Латифой развелись.

10 ноября 1938 года Мустафа Кемаль Ататюрк, храбрый и незабываемый предводитель, ушел из жизни. В траур была погружена вся Турция. Траурные мероприятия продолжались несколько дней. Он был похоронен временно в анкарском музее этнографии. А в 1953 году был возведен Мавзолей Ататюрка, где саркофаг с его телом покоится по сей день.

Для турок Мустафа Кемаль Паша является национальным героем, единственным бесспорным вождем. Свергнув султанат и введя реформы, он полностью изменил страну.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КСП содержит материал урока по развитию Турции в ХХ веке. Раскрывает суть развития страны на мировой арене.

Краткосрочное планирование урока по всемирной истории 9 класс

Предмет: Всемирная история Урок № 12

Раздел долгосрочного плана: Страны Азии и Африки в период между двумя мировыми войнами.

ФИО учителя: Аргимбаев Мансур Эримбекович

Дата: 12.02.2021 год

Кол. присутствующих: 25

Кол. отсутствующих: 2

Тема урока: Турция в ХХ веке

формирование у учащихся системных знаний о важнейших событиях процессах всемирной истории, об их взаимосвязи и хронологической последовательности;

Цели обучения, которые

достигаются на данном уроке

( ссылка на учебную программу)

рассмотреть особенности развития Турции в период между двумя мировыми войнами; пока-зать внутреннюю и внешнюю политику государства; подчеркнуть роль М. Кемаля в становлении Турецкой Республики.

Все учащиеся смогут: отметят особенности в социально-экономическом и политическом развитии страны;

Большинство учащихся будут уметь: характеристику политико- экономического развития Турции в период после мировой войны,;

Некоторые учащиеся смогут: дать характеристику правления М. Кемаля.

Учащиеся смогут: сформировать представление о внутренней и внешней политике страны в перод между двумя мировыми войнами.

Ключевые слова и фразы: буржуазно-патриотические общества, Кемалистская революция, партизанское движение, созыв Великого Национального Собрания Турции, Национально-демократическая революция, Турецкая Республика.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: научно-публистический

Вопросы для обсуждения:

Расскажите о военной службе М. Кемаля.

Раскройте значение Кемалистской революции.

Опишите формы правительства Кемаля.

Можно ли считать Кемаля Ататюрка прогрессивным политическим деятелем?

Можете ли вы сказать, почему.

Почему Мустафа Кемаль находится в списке ста лучших правителей в Википедии?

Подсказки: политика реформ Ататюрка.

воспитывать уважительное отношение к стремлению народов к независимости; формировать принципы демократического мышления и поведения.

Навыки использования ИКТ

Мобильник, интернет ресурсы

Знают материал о Японии

Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями)

Опишите внутреннюю и внешнюю политику Японии во время первой мировой войны.

Какие требования были поставлены японцами перед Китаем?

Каково было положение Японии в промежутке между войнами?

Что вы знаете о плане японских милитаристов?

Как проходила Тихоокеанская война на море и каковы её результаты?

Как вы оцениваете разгром японских милитаристов?

Учебник, карта мира, тетради

Вводная беседа учителя.

Работа с учебником.

Задание1-й группе: политические изменения, осуществленные правительством М. Кемаля.

Задание2-й группе: социальные изменения, осуществленные правительством Кемаля.

Задание3-й группе: экономические изменения, осуществленные правительством Кемаля

Закрепление:

1. Что такое налог ашар?

2. Был ли выгоден новый налог на землю?

3. На какую продукцию налагались 8% и 10%-ные налоги?

4. Какие решения конференции в Монтре укрепили политическое

5. Какое предложение внесла турецкая делегация, приехавшая в

Москву в сентябре 1939 г.?

6. После того как Турция не приняла предложение СССР, какое

государство стремилось подчинить ее своему влиянию?

7. Какая из сторон способствовала нарушению дружественных

отношений между Турцией и Советским Союзом?

Работа с хронологией:

1. Что произошло в эти годы:

б) 1881 — 1938 гг.; (годы жизни Мустафы Кемаля)

в) 1911 — 1913 гг.? (М. Кемаль участвовал в войнах в Африке и на Балканах)

2. Какие законы приняла Турецкая Республика в:

а) 1924 — 1934 гг.;(1924-закрылись религиозные школы и открылись гражданские школы, распушены шариатские суды и введены гражданские судебные органы, изменились правила регистрации гражданского брака и развода, объявлялось о равноправии женщин и мужчин. 1925-принят закон о переводе турецкого языка с арабского алфавита на латинский, разрешение на ношение европейской одежды, равноправие женщин. !934-Закон о введении фамилии, Присвоено Кемалю фамилия Ататюрк)

3. Каково значение дат:

а) 29 октября 1923 г.-образована Турецкая Республика.

б) 13 октября 1923 г.-столица переведена в Анкару.

в) 3 марта 1924 г.-уничтожен халифат и потомки халифа.

г) 20 апреля 1924 г.-объявлена новая конституция, демократия.

д) 24 ноября 1934 г.великое национальное собрание –Кемаль Ататюрк.

е) 20 июля 1936 г.-восстановлен суверинетет над проливами Босфор и Дарданелы на Международной конференции в швецарском городе Монтре.

Учебник, карта мира тетради

Подведение итогов урока:

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи. Соблюдение СанПиН. Связи с ценностями.

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Какие два аспекта смогут пройти хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил за время урока о классе или достижениях-трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

После смерти отца Мустафа оставил финансовое училище и обратился к карьере военного, которая более подходила его способностям и чаяниям. К слову, это было абсолютно самостоятельное решение подростка, однако отец им явно гордился бы. Али Рыза-эфенди, в отличие от матери будущего первого президента Турции, не хотел для сына религиозного образования. И осиротевший мальчик, уже обладавший духом взрослого мужчины, в двенадцать лет стал на тот путь, на котором ему предстояло вершить судьбы своей страны.

Учебу Ататюрк успешно продолжил в военной школе в Македонии, затем в Оттоманском военном колледже и Оттоманской академии генштаба. Эти учреждения, расположенные в самом сердце Османской империи, Стамбуле, уже не отличались свободолюбием. И в 1905 году, сразу после выпуска в чине капитана, Мустафу Кемаля арестовали, обвинив в критике режима, а через несколько месяцев сослали в Дамаск.

Там, в провинции, Ататюрк и начал военную службу. Стремительного взлета служба на окраине не предвещала, протекала спокойно, но свободолюбивый Мустафа Кемаль участвовал в ряде революционных организаций и тайных обществ. Кроме всего прочего, он вел непримиримую борьбу с коррупцией в армии. И это отличало Мустафу Кемаля от многих единомышленников: он был не просто идейным романтиком, но очень практическим человеком. Ататюрк ставил перед собой осязаемые цели и знал, как их достичь.

За два года Мустафа Кемаль зарекомендовал себя хорошим офицером. Его повышают в звании и переводят – но не в столицу, а в особо не примечательный тунисский город Монастир. Там он сходится с движением младотурков и принимает участие в их революции, которая привела на трон первого в империи конституционного монарха – Мехмеда V. Правда, позже, как и многие сторонники перемен, Ататюрк разочаровался в результатах той революции. Он к тому времени уже достаточно четко сформировал собственное видение будущего Турции – республики, где граждане будут определять вектор ее развития.

В 1911 году Мустафа Кемаль ненадолго вернулся в Стамбул для службы в Генштабе. Но уже несколько месяцев спустя он ушел на фронт: на окраинах империи начались многочисленные столкновения с соседями, давно желавшими изменить карту мира.

Первую мировую войну Мустафа Кемаль встретил в звании подполковника на посту военного атташе в Софии. В 1915 году он по приказу командования сформировал дивизию в европейской части современной Турции, которая вскоре успешно проявила себя при Дарданеллах, остановив наступление союзников на Константинополь.

Однако закончилась война, как известно, победой союзников. Армия Османской империи была разоружена и едва не расформирована, юг Турции оккупировали французы и итальянцы, запад – греки, а занявшие Стамбул англичане спустя несколько месяцев разогнали парламент.

Гази Мустафа Кемаль-паша, как звучало его полное имя на тот момент, вернулся с фронта в чине генерала почти не существующей армии, но с четким пониманием того, как воссоздать страну из осколков империи.

23 апреля 1920 года новый парламент избрал Ататюрка своим председателем и главой правительства. И сразу же под его руководством создал новую регулярную армию, которая объединила свои силы с партизанским движением, чтобы совместно освободить страну.

Уже в 1924 году Турция приняла новую конституцию, нормы которой максимально соответствовали европейским. Вслед за этим лидер республики проводит Atatürk Devrimleri (буквально: революцию Ататюрка), серию радикальных реформ, которые позволили освободить Турцию от оков прошлого, создать успешное государство.

Разумеется, такие нововведения поддержали далеко не все, и противостоять пришлось многим мощным силам: реформы не только переиначивали политическую систему, но и кардинально уменьшали религиозное влияние. Ататюрк стремительно уводил государство от господства мусульманских традиций к европейской, светской форме.

Жесткая, авторитарная политика Ататюрка вызывала немало критики, но спустя десятилетия стало ясно всем: по-иному и нельзя было выковать новую успешную страну на карте Евразии. Воля Ататюрка, подкрепленная прочной властью в руках его единомышленников, оказалась сильнее реакционных кругов.

Вслед за изменениями в общественной жизни Ататюрк реформировал банковскую и налоговую системы, по европейским моделям перестроил медицину и образование. Повысить народную грамотность помог, в частности, инициированный им переход с архаической, сложной формы арабского письма на более доступный латинский алфавит.

Важной частью реформ стала реорганизация экономики, промышленности и сельского хозяйства. Огромной заслугой Ататюрка стало быстрое избавление села от сохранявшихся феодальных порядков. А в промышленности Турция благодаря разумному государственному регулированию уже к 30-м годам достигла третьего места по темпам развития в мире!

Все эти огромные перемены железной волей Ататюрка были проведены всего за 15 лет, которые судьба отпустила ему руководить страной. 10 ноября 1938 года жизнь великого сына турецкого народа оборвалась.

В Турции помнят и любят своего первого президента: ведь плодами его деятельности благодарные потомки пользуются по сей день.

Теперь вы знаете, почему каждый год 19 мая, в день рождения Мустафы Кемаля Ататюрка, на украшенные флагами и его портретами улицы городов выходит практически вся Турция. TURKBELBUSINESS

Читайте также: