Почему марксистская политэкономия является утопичной кратко

Обновлено: 05.07.2024

Заметим, что разворачивание, развитие мысли идет именно в направлении от абстрактных понятий (категорий) к конкретным, от более бедных и односторонних в содержательном отношении определений к более богатым и всесторонним. В конечном счете все эти понятия выстраиваются в единую иерархическую систему, которая и есть наиболее полное отражение действительности. Так получается конкретное знание.

Движение мысли, восхождение от абстрактного к конкретному происходит по законам диалектики. Выделяют три таких закона: 1) единства и борьбы противоположностей; 2) взаимного перехода качества и количества; 3) отрицания отрицания. Главным является закон единства и борьбы противоположностей.

Узкогносеологический подход, то есть метафизический способ мышления, исключает существование противоречий в объективном мире. Объективный мир, с точки зрения метафизика (будь то позитивист или неокантианец), идеален и находится в постоянной гармонии. Поэтому никаких существенных изменений в нем происходить не может. Несовершенен лишь человек, разум которого и допускает противоречия в процессе мышления. Но в таких случаях на помощь человеку приходит формальная логика, в чьи обязанности входит устранение возникающих противоречий, в результате чего человеческий разум вновь обретает покой и все возвращается на круги своя. Таким образом, с точки зрения метафизики противоречия целиком имеют субъективную природу.

Диалектическая логика, напротив, постулирует объективный характер противоречий. Они не являются лишь досадным недоразумением (хотя и такое возможно), а лежат в основе всего мироздания, проявляя себя на всех его уровнях. Через эти противоречия мироздание и обретает единство. Напротив, метафизика с ее мнимой гармонией это единство разрушает, что приводит к дуализму (учению об одновременном существовании двух различных и абсолютно самостоятельных субстанций) и эклектике (смешению несовместимых и разнородных методологических принципов и теорий). С такой ситуацией мы как раз сталкиваемся сегодня в экономической теории (и обществознании в целом).

Значение материалистического понимания истории для науки в целом и политэкономии в частности трудно переоценить. По признанию известного французского философа Л. Альтюссера, материалистическое понимание истории стало подлинным открытием в пространстве научной теории континента Истории. За всю историю науки найдутся всего лишь два события, сопоставимые с этим: открытие древними греками континента Математики и открытие Галилеем континента Физики18.

Выражением материалистического понимания истории в политэкономии является трудовая теория стоимости. К. Маркс, как известно, не был автором этой теории. Но благодаря своей материалистической позиции он смог развить ее, устранив теоретические ошибки его предшественников.

Чем же так напугала трудовая теория стоимости в ее Марксовой интерпретации сильных мира сего, потребовавших вообще избавиться от данной теории? Марксова трудовая теория стоимости давала ключ к пониманию природы социального неравенства. Она утверждала, что источником всех имеющихся в обществе материальных благ является труд человека. Однако в обществе, поделенном на противоположные классы, материальные блага не принадлежат его непосредственным производителям, трудящимся, а присваиваются теми, кто на их труде паразитирует. В этом суть эксплуатации.

Не смог понять и объяснить качественные изменения в экономической системе и великий Дж. М. Кейнс38. Для этого и ему надо было отбросить эклектику и стать диалектиком39. Между тем и Й. Шумпетер, и Дж. М. Кейнс все-таки немного отклоняются (и даже делают небольшой шаг вперед) от неоклассического мейнстрима.

В этой связи хотелось бы высказаться относительно концепции научно-теоретического строя экономической науки, предложенной В. А. Канке40. Данная концепция выстраивает экономические теории в соответствии с так называемым принципом научной актуальности, согласно которому развитая теория есть ключ к неразвитой. Сам принцип не вызывает возражений. Серьезные возражения вызывает тот порядок, в котором выстраиваются экономические теории. На первом месте стоит вероятностно-игровая теория, на втором – кейнсианство, на третьем – неоклассическая теория, на последнем – классическая (А. Смит, Дж. С. Милль, К. Маркс). Выходит, что теория игр, как самая развитая, способна объяснить любую из экономических теорий, тогда как Марксова политическая экономия, как самая неразвитая теория, не в состоянии интерпретировать, понять ни одну из неклассических экономических теорий.

На наш взгляд, критерием развитости теории является ее содержание. Более развитой теорией является та, которая глубже и полнее отражает предмет познания. Более богатое (полное и глубокое) содержание развитой теории позволяет выявить и объяснить недостатки неразвитой. Если исходить из полученных нами результатов сравнения достижений политической экономии К. Маркса с достижениями альтернативных ей экономических теорий, то в соответствии с содержательным критерием именно эта теория должна возглавлять, а не замыкать научно-теоретический строй экономической науки.




Таблица баллов:

Тема №1 Тема №2 Тема №3 Тема №4
1.1.таблица- 2.1. таблица- 3.1. таблица- 4.1. таблица-
1.2.таблица- Резюме- Резюме- 4.2. таблица-
1.3. таблица- Глоссарий- Глоссарий- Резюме-
1.4. таблица- Тесты- Тесты - Глоссарий-
1.5. таблица- Вопросы (Да/Нет)- Вопросы (Да/Нет)- Тесты-
1.6. таблица- Тесты (свои)- Тесты (свои)- Вопросы (Да/Нет)-
1.7. таблица- Тесты (свои)-
1.8. таблица-
Резюме-
Глоссарий-
Тесты-
Вопросы (Да/Нет)-
Тесты (свои)-

Резюме: Характеристика марксистской школы политэкономии:

Социальная несправедливость и пути её преодоления, построения справедливого общества — эти проблемы попадают в центр внимания мыслителей, философов, начиная с глубокой древности. В Новое время один за другим появляются труды, специально посвящённые вопросам преобразования общества на социалистических принципах — теории утопического социализма. В марксизм они входят, как один из трёх его источников, наряду с буржуазной политической экономией. Однако собственно в предмет политэкономии эту проблематику вводит предшественник Маркса, С. Сисмонди, представляющий в науке течение экономического романтизма.

Ещё при жизни Маркса, по ходу разложения буржуазной политической экономии на отдельные, часто расходящиеся во мнениях, течения, многие из них „выкидывают” из состава предмета социальную составляющую. Этот процесс продолжался и в XX веке; обосновывая такую позицию, английский экономист Лионел Роббинс в 1932 году заявил:

Экономика имеет дело с удостоверяемыми фактами, а этика — с оценками и обязанностями. Эти две области исследования не лежат в одной плоскости рассуждений.

Однако далеко не все экономисты поддержали эту позицию. Дж.М. Кейнс возразил Роббинсу: Вопреки Роббинсу, экономика является морально-этической наукой по своей сущности. Иначе говоря, она использует самоанализ и субъективную оценку ценности.

Но Церковь не может попустительствовать или закрывать глаза на то, что рабочий, который тщится облегчить свою долю, сталкивается с системой, которая находится в несогласии с природой и противна Божьему порядку и предназначению, которое Он положил благам земным.

П. Биго даёт следующую оценку воззрений Маркса об отношениях между трудом и капиталом в части трактовки акта купли-продажи рабочей силы:

Маркс рассматривал капитализм как овеществление и продажу человека, следовало бы сказать — как его материализацию. Марксистский материализм… направлен прежде всего на то, чтобы освободить человека от этой экономической материализации, которая составляет основу продажи человека.

Критика марксистской политэкономии

Критика теории трудовой стоимости содержится и в зарубежных учебниках по истории экономической мысли.

Некоторые авторы указывали на расплывчатость, неясность и неконкретность формулировок Маркса, которые похожи не столько на экономические, сколько на философские умозаключения (Маркс по образованию был юристом и философом). Жак Аттали считает, что многие экономические постулаты (тезис о фетишизации денег при капитализме, об отчуждении труда, тезис о капитале как о мёртвом труде-вампире, высасывающем живой труд и т. д.) он выводил не из объективной реальности или фактов, а из своих личных ощущений и комплексов.

Сам Маркс невысоко оценивал свой вклад в экономическую науку, в отличие от своего вклада в области социальной теории.

Существует взгляд, что марксистская политэкономия, вернее, та её часть, которая была привнесена самим Марксом, не является традиционной экономической наукой, а представляет собой самостоятельное философское ответвление политической экономии.

Политическое влияние марксизма в XX в. было огромным: марксизм доминировал примерно на 1/3 территории земного шара. Марксистская политэкономия выступила экономической доктриной социализма, реализованного в XX веке в СССР, КНР, в странах Восточной Европы, Индокитая, на Кубе, в Монголии. В свою очередь социальные изменения в странах, строивших социализм, подтолкнули глубокую трансформацию социально-экономического устройства развитых капиталистических стран, качественно улучшившую социальное положение основной массы их населения и развитие институтов демократии в этих странах.

С другой стороны, почти во всех социалистических странах марксистская экономическая наука превратилась в догматическое учение – часть официальной идеологии. Перестав отвечать реалиям, она стала оказывать негативное воздействие. Так, в СССР насаждение этого учения в 1930-е годы сопровождалось разгромом отечественной экономической школы мирового класса (Николай Кондратьев, Василий Леонтьев, Александр Чаянов). В 1950-е годы марксистские догмы (опережающее развитие тяжелой промышленности, неизбежность краха мирового капитализма и т.д.) помешали трансформации советской военной экономики в экономику, ориентированную на потребности населения (план Маленкова), и в какой-то мере способствовали начавшейся гонке вооружений. В 1960-1980-е гг. господство марксистского догматического мышления в СССР помешало своевременно сделать вывод о том, что капитализм на Западе в середине XX в. претерпел качественную трансформацию, и не позволило к моменту начала перестройки выработать продуманную концепцию рыночных реформ, что отчасти предопределило негативные последствия этих реформ и распад СССР.

Таблица 4.2 - Теории трудовой стоимости, капитала, земельной ренты

(сравнительный анализ)

Таблица баллов:

Тема №1 Тема №2 Тема №3 Тема №4
1.1.таблица- 2.1. таблица- 3.1. таблица- 4.1. таблица-
1.2.таблица- Резюме- Резюме- 4.2. таблица-
1.3. таблица- Глоссарий- Глоссарий- Резюме-
1.4. таблица- Тесты- Тесты - Глоссарий-
1.5. таблица- Вопросы (Да/Нет)- Вопросы (Да/Нет)- Тесты-
1.6. таблица- Тесты (свои)- Тесты (свои)- Вопросы (Да/Нет)-
1.7. таблица- Тесты (свои)-
1.8. таблица-
Резюме-
Глоссарий-
Тесты-
Вопросы (Да/Нет)-
Тесты (свои)-

Резюме: Характеристика марксистской школы политэкономии:

Социальная несправедливость и пути её преодоления, построения справедливого общества — эти проблемы попадают в центр внимания мыслителей, философов, начиная с глубокой древности. В Новое время один за другим появляются труды, специально посвящённые вопросам преобразования общества на социалистических принципах — теории утопического социализма. В марксизм они входят, как один из трёх его источников, наряду с буржуазной политической экономией. Однако собственно в предмет политэкономии эту проблематику вводит предшественник Маркса, С. Сисмонди, представляющий в науке течение экономического романтизма.

Ещё при жизни Маркса, по ходу разложения буржуазной политической экономии на отдельные, часто расходящиеся во мнениях, течения, многие из них „выкидывают” из состава предмета социальную составляющую. Этот процесс продолжался и в XX веке; обосновывая такую позицию, английский экономист Лионел Роббинс в 1932 году заявил:

Экономика имеет дело с удостоверяемыми фактами, а этика — с оценками и обязанностями. Эти две области исследования не лежат в одной плоскости рассуждений.

Однако далеко не все экономисты поддержали эту позицию. Дж.М. Кейнс возразил Роббинсу: Вопреки Роббинсу, экономика является морально-этической наукой по своей сущности. Иначе говоря, она использует самоанализ и субъективную оценку ценности.

Но Церковь не может попустительствовать или закрывать глаза на то, что рабочий, который тщится облегчить свою долю, сталкивается с системой, которая находится в несогласии с природой и противна Божьему порядку и предназначению, которое Он положил благам земным.

П. Биго даёт следующую оценку воззрений Маркса об отношениях между трудом и капиталом в части трактовки акта купли-продажи рабочей силы:

Маркс рассматривал капитализм как овеществление и продажу человека, следовало бы сказать — как его материализацию. Марксистский материализм… направлен прежде всего на то, чтобы освободить человека от этой экономической материализации, которая составляет основу продажи человека.

Критика марксистской политэкономии

Критика теории трудовой стоимости содержится и в зарубежных учебниках по истории экономической мысли.

Некоторые авторы указывали на расплывчатость, неясность и неконкретность формулировок Маркса, которые похожи не столько на экономические, сколько на философские умозаключения (Маркс по образованию был юристом и философом). Жак Аттали считает, что многие экономические постулаты (тезис о фетишизации денег при капитализме, об отчуждении труда, тезис о капитале как о мёртвом труде-вампире, высасывающем живой труд и т. д.) он выводил не из объективной реальности или фактов, а из своих личных ощущений и комплексов.

Сам Маркс невысоко оценивал свой вклад в экономическую науку, в отличие от своего вклада в области социальной теории.

Существует взгляд, что марксистская политэкономия, вернее, та её часть, которая была привнесена самим Марксом, не является традиционной экономической наукой, а представляет собой самостоятельное философское ответвление политической экономии.

Политическое влияние марксизма в XX в. было огромным: марксизм доминировал примерно на 1/3 территории земного шара. Марксистская политэкономия выступила экономической доктриной социализма, реализованного в XX веке в СССР, КНР, в странах Восточной Европы, Индокитая, на Кубе, в Монголии. В свою очередь социальные изменения в странах, строивших социализм, подтолкнули глубокую трансформацию социально-экономического устройства развитых капиталистических стран, качественно улучшившую социальное положение основной массы их населения и развитие институтов демократии в этих странах.

С другой стороны, почти во всех социалистических странах марксистская экономическая наука превратилась в догматическое учение – часть официальной идеологии. Перестав отвечать реалиям, она стала оказывать негативное воздействие. Так, в СССР насаждение этого учения в 1930-е годы сопровождалось разгромом отечественной экономической школы мирового класса (Николай Кондратьев, Василий Леонтьев, Александр Чаянов). В 1950-е годы марксистские догмы (опережающее развитие тяжелой промышленности, неизбежность краха мирового капитализма и т.д.) помешали трансформации советской военной экономики в экономику, ориентированную на потребности населения (план Маленкова), и в какой-то мере способствовали начавшейся гонке вооружений. В 1960-1980-е гг. господство марксистского догматического мышления в СССР помешало своевременно сделать вывод о том, что капитализм на Западе в середине XX в. претерпел качественную трансформацию, и не позволило к моменту начала перестройки выработать продуманную концепцию рыночных реформ, что отчасти предопределило негативные последствия этих реформ и распад СССР.

Следует с самого начала подчеркнуть, что у марксизма очень двоякая репутация в научной и экономической среде. С одной стороны, сообщество относится хорошо к анализу капитализма и теории трудовой стоимости как одной из научной теории (а экономический анализ это смесь политэкономии Адама Смита и Рикардо, и младогегельянской материалистической диалектики как философского метода), а также, к критической теории, которая развивалась последователями вне советского блока, а в западном academia.

С другой стороны, теория коммунизма, классовой борьбы, позиция прогнозирования будущего сейчас является в научной и экономической среде, очевидно, маргинальной.

Так что, ярлык якобы "ненаучности" вручается как раз вот этой второй ключевой стороне марксистской теории.

С точки зрения специалистов позитивистского направления (и Карл Поппер является одним из ведущих критиков не только марксизма, но и гегельянства и даже платонизма), любые теории несуществуюшего сейчас и не имевшего прецеденты в прошлом не являются научными, как бы отрицая научность прогнозирования будущего. Для позитивистов, прогнозирование через историзм/историцизм есть форма фикшна, форма научной фантастики. По сути, идеология позитивистов заключается в том, что у них имеется приоритет частного над общим, разрозненными фактами над тенденцией и явлением;, идеализацией настоящего относительно якобы "непонятного и смутного будущего".

Собственно, какое определение позитивизма, мы находим.

ПОЗИТИВИ́ЗМ
1. Философское направление, отрицающее возможность познания закономерных связей и отношений действительности и ограничивающее роль науки описанием фактов, явлений.

Они не считают, что выявляя движение тенденций в прошлом, можно выявить какой-то примерный социально-экономический вектор. Главное - частности и плюрализм ради плюрализма.

То есть, вот нам даются факты по документам разрозненно, а движение тенденции и явления выявить как-то не хочется. Это, по сути, как зацикливание на личном опыте, хотя общественные тенденции и явления, особенно их развитие в противоречии куда важнее.

Отсюда и смысл фразы Маргерет Тэтчер, как одной из ярких представительниц неоконсерватизма: "There is no such thing as society. There are individuals. There are families"

Некоторые остряки, пытаясь "опровергнуть будущее", которого пока не было, приводят аналогию с неспособностью человека взлететь.. Эту остроту очень легко вывести на чистую воду. Вот смотрите, у нас есть самолёты, у нас есть космические корабли, так и в далёком будущем, человек будет летать при помощи технических приспособлений. Понятное дело, в деталях, это предсказать невозможно, но вектор в сторону которого может двигаться цивилизация вполне предсказуем, только надо извилины включить и уйти от ограниченности уже устаревшего, как я считаю, позитивистского метода.

Что мне сказать о последовательных позитивистах? Флаг им в руки, только история покажет, кто был соответственно прав.

Читайте также: