Почему люди становятся монахами кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мне не раз приходилось слышать утверждение, что в монастыре живут люди жизнью обиженные. О монахах говорят, что они не нашли свое место в обществе, и поэтому скрываются от окружающего мира за монастырскими стенами. Глядя на молодых иноков (инокинь) в монастырях, некоторые люди с сожалением делают вывод – не повезло человеку в любви. Насколько эти утверждения и выводы соответствуют реальности?

На самом деле полагать, что от проблем можно спрятаться в монастыре – это ошибочное мнение. Если разочарование от жизни стало почвой на которой выросла мысль ухода в монастырь, то результат будет плачевный. Скрыться от мира и от проблем в монастыре не получится.

Кто-то может возразить, что ведь есть же святые, которые стали монахами (монахинями) после случившихся в их жизни несчастий, например, после смерти мужа или жены.

Да, такие святые есть, но если почитать их жития, то становится ясно, что они не от мира убегали. Эти люди в какой-то момент переосмыслили свою жизнь.

Например, княгиня Елизавета Федоровна после смерти мужа приняла монашеский постриг и стала основательницей женской обители. Но ведь княгиня и не пряталась в монастыре от людей, наоборот, с сестрами занималась благотворительностью, организовала при обители больницу, бесплатную столовую для малоимущих людей. Она совмещала молитву с трудом – ухаживала за больными, посещала бедные семьи.

Не всегда смерть близкого человека подталкивала к радикальному изменению жизни – уходу в монастырь. Архимандрит Кирилл (Павлов) не скрывал, что его переосмысление жизни произошло в годы Великой Отечественной войны. Найденное Евангелие в одном из полуразрушенных домов Сталинграда изменило его жизнь. После войны он поступил в духовную семинарию, а потом в Троице-Сергиеву лавру. Впоследствии архим. Кирилл стал духовником не только обители, но и патриарха. К нему за духовными наставлениями с разных городов ехали люди, и всех он принимал, утешал, наставлял. Отец Кирилл вел переписку, за год он писал около 5000 писем.рхимандрит Кирилл (Павлов)

Поэтому утверждение, что монахи отрезаны от мира – неправильное. Главная причина ухода человека в монастырь – не скорби и несчастья, не избегание людей, а воссоединение с Господом. Что это значит? Это значит, что человек желает полностью посвятить себя Богу. Это единственный смысл монашества.

Монашество – это призвание.

Человек, желающий принять монашество, для начала испытывает себя, сможет ли он жить монашеской жизнью?

Монашеский постриг совершается после того, как человек прошел подготовку, а говоря простым языком, когда он присмотрелся к монастырю. Это значит, что для начала желающего стать монахом (монахиней) принимают в монастырь в качестве послушника. В этот период (около 3-х лет) он должен выполнять весь уставной порядок, который предусмотрен в монастыре. В это время человек смотрит на то, сможет ли он так жить? После этого периода и принимается решение о принятии человека в монастырь.

Бывает так, что человек длительное время числится послушником, но со временем понимает, что монашество – это не его путь. А еще у опытных игуменов (игумений) существует неписанное правило – не брать в послушники тех, у кого жизнь не удалась.

Поэтому люди, которые считают, что монахи уходят от проблем, заблуждаются. Монашеская жизнь полна трудностей, ведь монастырские стены не спрячут человека от страстей и искушений. Не зря ведь святые отцы говорили, что тому, кто желает идти в монастырь, нужно терпения не воз, а целый обоз.

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Поделитесь статьями с друзьями.

Монашество для большинства мирских людей – неприемлемый путь в жизни. А далеким от церкви гражданам и вовсе не понятно, как можно осознанно и добровольно отказаться от развлечений, денег, детей, плотских удовольствий и других жизненных прелестей ради Господа.

В обществе укоренился стереотип, что уход в монастырь – это конец, глупые похороны самого себя в четырех стенах, место, куда идут несчастные люди, не сумевшие реализовать себя и найти свое предназначение. Как обстоят дела на самом деле, кто и почему уходит в монастырь?

Что такое монашество?

Монашество – особый путь спасения души, добровольное мученичество, христианин всю свою жизнь посвящает служению Богу. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что монах – воин Христов, который непрестанно ведет духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного.

Прежде, чем человек станет монахом (монахиней) он живет и трудится в монастыре, иногда несколько лет, чтобы убедиться, что не ошибся в своем выборе. Некоторые послушники возвращаются в светский мир, а оставшиеся – принимают монашеский постриг и приносят 3 обета:

  • Послушания. Человек отрекается от собственной воли и обязуется подчиняться духовному отцу и игумену (начальнику монастыря);
  • Целомудрия (отречение от брака);
  • Нестяжания. У монахов нет никакого имущества.

После пострига монахи проживают в монастыре, заботятся о спасении души и благе обители.

Причины, по которым уход в монастырь может обернуться ошибкой

Какие люди и почему уходят в монастырь?

Духовник Ново-Тихвинского монастыря, схиигумен Авраам рассказывает, что в обитель приходят люди разного социального положения и возраста. Много интеллигентных и молодых. В монастырь их ведет желание посвятить жизнь Господу, покаяться, стремление жить по учению святых отцов.

Как и кто может поступить в монастырь?

У каждого монаха своя история вступления на особый жизненный путь. Однако, современных людей, оставивших мирскую жизнь и монахов, живших в древности, объединяет какое-то особое действие Промысла Божия, подвигнувшее человека отречься от мира.

Препятствиями для поступления в монастырь являются:

  • Брак;
  • Несовершеннолетние дети;
  • Иногда преклонный возраст.

Каждый человек, пришедший в монастырь с намерением стать монахом, сначала проживает при обители в качестве паломника (от нескольких дней до нескольких месяцев). Затем полностью включается в жизнь монашеской общины, как брат (сестра) и спустя год становится послушником (послушницей). Такой длительный срок необходим, чтобы человек присмотрелся к укладу монашеской жизни и проверил твердость намерения оставить мир. Время испытания регулируется настоятелем при совете с духовником. Только потом совершается постриг – специальный чин, с которого начинается монашеская жизнь.

Чем занимаются монахи?

Смысл монашеской жизни – труд и молитва. В настоящее время монастыри помимо ежедневных богослужений и молитвы занимаются социальной, просветительской деятельностью. Многие обители ведут натуральное хозяйство. Затем продают продукцию собственного производства (крестильные наборы, платки, свечи, уголь, иконы, четки, книги и другое).

История монашества

Первыми монахами были святые подвижники Древней Церкви, которые уходили в пустыню (например, преп. Мария Египетская), затворялись в пещерах, на столпах и постоянно возносили молитвы Господу.

После распространения христианства, люди, стремившиеся к идеалам христианской жизни, объединялись в общины. Так появились первые монастыри.

На Руси существовала благочестивая традиция отдавать детей в монастырь, чтобы они молились за весь род. Например, игумению Арсению (Себрякову), известную подвижницу из дворянской семьи, в обитель привез отец.

Разница между евангельскими заповедями и духовной жизнью современного общества огромна, поэтому многие люди, желающие спасти душу, выбирают монашеский путь.

Что такое монашество и как уйти в монастырь? Монашеством называется образ жизни православного христианина, оставившего мирскую жизнь и полностью посвятившего себя служению Богу. Это церковный институт, который предполагает принесение особых обетов Богу. Прежде всего, это безбрачие, нестяжание (отказ от владения и приобретения личного имущества) и послушание (отказ от своей воли, следование воле духовника – таким образом монах учится следовать Божьей воле).

как уйти в монастырь

Монах

Брак сам по себе богоугоден, но несовместим с монашеством. Апостол Павел говорит:

Монах удаляется от супружества, чтобы угождать лишь одному Богу. Чтобы ничего земное не мешало его стремлению ко Господу. Через обет девства, порабощение своей плоти, монах теснее соединяется с Христом. Возлюбив Бога всем сердцем, монах всего себя отдаёт лишь Ему. Душа такого христианина становится невестой для небесного Жениха.

Для чего становятся монахами

Целью монашества является духовное совершенствование путём подражания образу жизни Иисуса Христа.

Монах призван отказаться от всего мирского и как можно больше приблизиться к этому идеалу. Почему это идеал для христианина? Потому что бренные земные ценности, как балласт, замедляют движение человека к главному – к Богу. Очистившейся от мирских страстей душе намного легче идти ко спасению.

Преподобный авва Исаия сказал:

История монашества

Ещё среди первых христиан были те, кто отказывался от брака, имущества и полностью посвящал себя служению Господу. Обеты нестяжания и девства для спасения души узаконил сам Христос:

“И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19:29).

Говоря об отказе от семейной жизни, Господь добавляет, что

“не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит. (Мф. 19:11-12).

Институт монашества окончательно сформировался в 4 веке. Основателем общежительного иночества считается святой Пахомий Великий. Под влиянием святых Антония Великого и Илариона развивалась другая форма монашества – отшельничество. Выдающимися монахами древности считаются также святые Евфимий Великий и Макарий Великий.

Как становятся монахами

Подготовка к принятию монашества называется послушничеством. Послушник живёт в монастыре и выполняет различные послушания. Этот этап необходим для того, чтобы человек понял, насколько ему близок такой образ жизни и чувствует ли он к нему призвание. Как правило, послушничество длится 3 года (Правила святых Вселенских Соборов). Если послушник остался твёрд в своих намерениях, то его посвящают в первую степень монашества.

Всего в русском Православии существует три степени монашества. Первая степень – рясофор (иночество). Вторая – мантия (малая схима). Третья – схима (великая схима). Все они отличаются друг от друга количеством даваемых Богу обетов, послушаниями и монашеским облачением. Схима, как последняя, высшая степень монашества, подразумевает практически полное отрешение от мира. Схимонахи не выполняют никаких послушаний, кроме непрестанной молитвы и, как правило, живут в затворе или отшельниками. В монашеском духовенстве (священстве) существуют следующие чины: иеродьякон, архидьякон, иеромонах, архимандрит, игумен, епископ, архиепископ, митрополит, викарий, патриарх.

Посвящение в монахи называется постригом, поскольку оно сопровождается пострижением части волос будущего монаха. Такой символический обряд совершается в знак принадлежности монаха к Церкви, его добровольной жертвы Богу. Постригаемый произносит обеты, ему даётся новое имя и небесный покровитель, так как с этого момента начинается совершенно другая жизнь. Постриг со сменой имени совершается при каждом переходе на следующую степень монашества.

Итак, становясь монахом, человек сознательно отрекается от мира и даёт твёрдое обещание всю оставшуюся жизнь посвятить христианскому служению. Поэтому оставление монашества считается грубым нарушением данных Богу обетов.

Тот, кто принёс себя в дар Богу, уже не принадлежит себе. Отрекшийся от монашеских обетов человек становится

О том, каким тяжким грехом является оставление монашества, в своих письмах говорил преподобный Амвросий Оптинский:

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с самоубийцей. Святитель Иоанн Златоуст уподобляет нарушившего обеты монаха с воином из царского войска, который струсил и убежал с поля битвы. Дезертирство же всегда подлежит наказанию.

Согласно Шестому правилу Василия Великого, Церковь не признаёт брак человека, который прежде давал обет девства, и считает такового блудником и прелюбодеем. Единственным же способом покаяния для ушедшего из монастыря является возвращение к монашеской жизни.

Как уйти в монастырь

Решение об уходе в монастырь требует трезвого и серьёзного размышления. В этом вопросе не стоит спешить, нужно тщательно всё взвесить. После пострига пути назад уже не будет. Иеромонах Пётр (Бородулин) сказал, что монашество это счастье, но это также и тяжёлый крест. Это удел избранных.

Митрополит Иларион (Алфеев) определил монашеству как стремление к одиночеству, любовь к богослужению и молитве. Если человек принимает монашество из-за чего-то другого, то он может не выдержать этого бремени. Не в том главный вопрос, как уйти в монастырь, а как остаться.

Преподобный Паисий Святогорец в письмах советует мирянам перед уходом в монастырь прислушаться к своему сердцу. Если хотя бы малая его часть занята другим человеком, то в монастырь уходить не стоит. Дьявол постепенно начнёт одолевать через помыслы и плоть. Сама по себе борьба человека с блудной страстью не является препятствием для ухода в монахи. Главное, чтобы не была актуальна тема брака. Старец Паисий призывает уходящим в монашество не забывать, зачем они отреклись от мирской жизни, и двигаться вперёд, к жизни более высокой.

Митрополит Антоний (Паканич) в одном из своих интервью говорит, что ради монашества нельзя бросать семью. Такие порывы не будут богоугодными. Если Бог призывал христианина к семейной жизни, то нужно нести этот крест с терпением и любовью. Уход в монастырь для семейных людей возможен лишь по обоюдному желанию супругов и благословению духовника. Также у таких супругов не должно быть маленьких детей. Митрополит Антоний подчеркивает, что не стоит спешить в монастырь, если есть хотя бы тень сомнения.

православные монахи

Кто такой монах и зачем люди уходят в монастырь? Какие у монахов обеты и какие бывают виды (степени) монашества? Кто такие послушники? Когда монашество возникло в христианстве и почему оно возникло? Рассказываем.

Монах — кто это?

Монах — это тот, кто отдал свою жизнь служению Богу. Это не его выбор — а призвание. Многие в монастырь уходят, и лишь малая часть в итоге становится монахами, поскольку монашество это не умение, которое ты можешь освоить, а судьба.

Монах не прекращает жить на земле, не прекращает заниматься какой-либо работой для монастыря или для людей (это называется послушание), но каждая минута его жизни продиктована служению Богу, а не земным идеям, целям или идеалам.

Отныне он стремится жить подобно ангелу, а не человеку. Единственный стержень и смысл его жизни — молитва.

Чем монашеское призвание отличается от выбора?

православный монах в храме

Монашеские обеты

Монах дает обеты безбрачия, послушания и нестяжания.

Обет безбрачия

В своем глубоком смысле этот обет означает не просто отказ иметь жену (или мужа, если это монахиня), сколько понимание: пол больше не имеет значения, его больше нет. Монах ушел от мира, а вне мира — только души.

Обет послушания

Монах отказывается от своих желаний. Воля и силы воли остаются при нем, но отныне они направлены на молитву и желание постоянно сопребывать со Господом.

В монастыре этот обет образуется в форме беспрекословного послушания настоятелю. И это не раболепие и покорность, а радость и мир, поскольку в отречении от эго обретается настоящая свобода.

Обет нестяжания

Если человек становится монахом, из вещей ему уже ничего не принадлежит — даже шариковая ручка. И не потому что это запрещено (хотя, это запрещено), а потому что не нужно.

Душа, познавшая хотя бы раз Господа, соприкоснувшаяся хотя бы раз с Величием Духа Святого, теряет интерес ко всему земному. Все земное меркнет, как для юноши, влюбившегося в девушку, теряют значимость большинство обстоятельств.

Здесь, в монастыре, все вещи становятся ненужными, а в руках остаются только те, которые нужны по-необходимости: книги, телефон. Да и это — собственность не монаха, а монастыря.

православный монах молится

Степени монашества

Монашеский путь имеет несколько степеней, но если говорить в самых общих чертах, то этапа три (если не два):

  • Подготовка (трудник, послушник)
  • Монашество
  • Схимонашество (правильнее — схима)

Подготовка к монашеству может растянуться на несколько лет — бывали случаи, когда человек оставался послушником почти всю жизнь.

Православные монахи Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Послушания в монастыре

Монастырь — большая семья. Она живет не только духовной жизнью (хотя, это основное), но и тем, без чего жизни на земле быть не может: хозяйством, пропитанием, жильем.

Послушания — это те дела и та работа, которую делают монахи в свободное от богослужений и молитвы время.

В послушании соединяются две цели:

  • Чисто хозяйственная: монастырь нужно держать в порядке, монахов нужно кормить, это должен кто-то делать.
  • Воспитательная: молиться денно и нощно это не умение, а Дар, который обретают единицы. Свободное от молитвы время станет бездельем. А безделье — худший враг человека и еще более худший для монаха.

монах и теленок

У этого монаха послушание, возможно, — следить за монастырским скотом.

Молитва в монастыре

При всей обязательности, которую послушания имеют в монастыре, они для монахов не главное. Главное делание иноков — это молитва.

Молитва в монастыре присутствует в трех формах:

В большинстве монастырей любое послушание к началу богослужения должно быть остановлено — даже, если оно не закончено. Монах должен присутствовать на службе. Исключения могут быть для слабых здоровьем.

В некоторых монастырях такой строгости нет. Например, если братия в обители небольшая и на каждого монаха в течение недели ложится слишком много. В таком случае, монах по благословению настоятеля может пропустить ту или иную службу. Но лишь для того, чтобы молиться в другой форме: за каким-либо делом или келейно.

Келейная молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально.

Что касается молитвы во время послушаний и во все остальное время, то под этим подразумевается, что монах ни секунды жизни старается не проводить в пустом созерцании или праздномыслии. И постоянно, — за работой или в любую минуту бодрствования, — читает про себя какую-либо молитву — чаще всего, молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).

иосиф исихаст и ефрем филофейский

Монашество на Святой горе Афон отличается строгим уставом. Мало сна, строгий пост, непрестанная молитва.

Когда возникло монашество в христианстве

Иисус Христос присутствовал на бракосочетании в Кане Галилейской и тем самым благословил семейную жизнь. И то, и то монастырь — только разный по форме. И там, и там можно пасть; и там, и там — обрести жизнь Вечную.

Монашество — это любовь к Богу, а любовь к Богу это не одежды, а образ жизни и мысли.

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Читайте также: