Почему крестьяне объединялись в общины и какую роль играла община в жизни крестьян кратко

Обновлено: 28.06.2024

До столыпинских преобразований крестьяне фактически были заложниками своих же односельчан. Продать надел или изменить систему хозяйствования на своей земле было нельзя без согласия общины . Даже быть уверенным в сохранении размеров своего участка.

Проблемы русской деревни, которые не удалось решить и через сорок лет после реформы 1861 года , были весьма специфичны.

За долгие века крепостного рабства крестьяне привыкли жить не индивидуальным хозяйством, а общиной. В тяжёлые годы это помогало выжить. Но к концу XIX века столь архаичная форма взаимоотношений внутри сельского общества превратилась в серьёзный тормоз на пути прогресса. А кроме того, большинству крестьян были понятны только экстенсивные методы ведения хозяйства. То есть не повышение урожайности, а просто расширение своих наделов.

Взять и поделить

С одной стороны, подобные радикальные меры могли лишь на время решить крестьянский вопрос. Ведь при дальнейшем росте населения опять перестало бы хватать земли. С другой стороны, в руках помещиков пашен оставалось не так уж и много. А там, где дворяне умудрялись контролировать свои угодья, как раз были самые передовые хозяйства. Причём не обязательно для этого приходилось засевать пашни хлебом. Высокую доходность могло давать выращивание технических культур. Превращение таких угодий в новые поля ржи, которые обрабатывались бы по-дедовски деревянной сохой, просто отбросило бы жизнь на десятки лет назад.

Община в цифрах
108 000 сельских общин на начало XX века насчитывалось в губерниях Европейской России (на эти общины приходилось 233 000 отдельных сельских поселений).
95 крестьянских дворов входило в среднем в одну общину.
302 крестьянина мужского пола числилось в среднем в каждой общине.

Воля и разум

Бремя ответственности за непопулярную (а точнее, многим совершенно непонятную) реформу по разрушению всевластия общины взвалил на себя Пётр Столыпин . При этом яростное сопротивление всем переменам оказывали не только тысячи крестьян, которые считали выход своих соседей из общины преступлением против векового уклада. Гнев на Столыпина обрушился и со стороны образованного общества.

Для многих интеллектуалов община была образцом социальной справедливости. На волне модного увлечения идеями социализма упрямое желание крестьян сохранять коллективную форму собственности на землю воспринималось как особая народная мудрость.

Следует особо оговорить, что император Николай II хоть и поддержал на словах все преобразования, в душе оставался искренним почвенником. На реальную помощь царя рассчитывать не приходилось. А согласие Николая II на реформы было вынужденным после поражения России в войне с Японией и начавшейся революции.

Можно только восхищаться решительностью Столыпина, который в таких условиях последовательно и терпеливо проводил всё задуманное в жизнь. Причём в невероятно короткие сроки.

Община в жизни крестьян играла очень большую роль. Следует упомянуть тот факт, что в то время крестьяне жили очень и очень бедно. Так вот, когда они вступали в общину, то община им часто помогала в трудных ситуациях. Община строилась по принципу, что вместе легче выживать в условиях бедноты. Также община помогала с похоронами, устраивала для всех крестьян праздники, контролировала их деятельность, а также могла принять или исключить крестьян из своих рядов. Роль ее в жизни крестьян была просто громаднейшей на тот момент.

ОБЩИ́НА (ком­му­на), са­мо­управ­ляю­щий­ся про­из­вод­ст­вен­ный и со­ци­аль­но-бы­то­вой кол­лек­тив над­се­мей­но­го уров­ня, ос­но­ван­ный на со­вме­ст­ном (кол­лек­тив­ном) вла­де­нии (и/или рас­по­ря­же­нии) сред­ст­ва­ми про­из-ва, кол­лек­ти­ви­ст­ских прин­ци­пах со­ли­дар­но­сти и взаи­мо­по­мо­щи . Пред­став­ля­ет со­бой ба­зо­вый со­ци­аль­ный ин­сти­тут и пер­вич­ную фор­му эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции не­по­средств. про­из­во­ди­те­лей в до­ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. В за­ви­си­мо­сти от хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па мо­жет быть зем­ле­дель­че­ской (сель­ской, де­ре­вен­ской, кре­сть­ян­ской), ко­че­вой (па­ст­бищ­но-ко­че­вой) и про­мы­сло­вой (у охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов); в го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ные О. ( це­ха ). Вы­де­ля­ют два осн. ис­то­рич. ти­па О. – пер­во­быт­ный и со­сед­ский (тер­ри­то­ри­аль­ный, сель­ский).

Община являлась определяющин институтом в жизни крестьян. В частности, например, именно община в период до великих реформ определяла кого отправлять в рекруты. А после крестьянской реформы ее роль стала определяющей в распределении земель и сборе налогов.

Община по-прежнему играла важную роль в жизни крестьян. Она делила пахотные наделы, огородные участки между крестьянскими семьями, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озёр и рек. Община распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности.

Роль общины в жизни крестьянина была очень важной, даже определяющей. Община делила пахотные наделы и огороды, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озер и рек. Также, община распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности.

Главные плюсы и минусы крестьянской общины

В советское время деревенские жители работали в колхозах. У каждой здешней семьи был свой огород. Крестьянская община — это тот же колхоз, в которой раньше жила вся страна.

Крестьянская община (сельское общество, обчество, мир) — это такой вид организации на Руси, в котором крестьяне вместе работали и платили налоги. Община получалась из одного большого или нескольких маленьких селений. Из нескольких крестьянских общин получалась волость.

Из чего состоит крестьянская община:

  1. Сельский сход — собрание всей общины. Туда приходили мужчины от каждой семьи, где решали проблемы обчества. Кроме этого на сходах проходили споры или суды. Собрание выбирало старосту.
  2. Староста — глава сельского обчества. Он отправлялся на собрания нескольких общин, собирал внутренние сходы, следил за уплатой налогов и состоянием земли, задерживал преступников. К нему прислушивались жители всей деревни.

Крестьяне

Как появилась

Крестьянская община появилась тогда, когда восточные славяне стали селиться группами. Они вместе строили сёла, вспахивали поля, собирали урожай, платили оброки. Оброки — это налоги, которые платили либо деньгами, либо зерном или пушниной. Если люди селились по одиночке, то им нечем было себя кормить, потому что вся добыча уходила на уплату налогов. Каждый князь сам выбирал его размер.

В 1497 году вышел судебник Ивана Третьего. В нём описали размеры всех оброков и правила переселения крестьян на новое место. Они могли это сделать один раз в год 26 ноября на Юрьев день.

Сельское общество стало административной единицей в России только в 1834 году. Его узаконили казённой реформой графа Киселёва. Реформа распространялась только на государственных крестьян, а крепостные подчинялись своему помещику, который платил за них налоги.

По сути, теперь община могла участвовать в управлении страной. Но в действительности крестьянам нельзя было влиять на правительство. Казённые крестьяне остались для государства предметом для сбора налогов. А община только упрощала сбор и распределяла землю.

Столыпинская реформа

После революции 1905 года правительство под руководством Петра Столыпина издало аграрную реформу. Проект разделял всю землю на общинную и землю самоуправления. Каждый человек мог уйти из общины или выкупить у них участок, построить хутор и самостоятельно выращивать урожай.

  1. Рост производительности сельского хозяйства падал, годовой урожай с каждого мира становился всё меньше.
  2. Темп развития промышленности замедлялся из-за того, что крестьянам было сложно уйти из общины. Тогда в деревнях жили 74% населения страны, от которых половина не могла переселиться в город.
  3. Обчествами легко управляли революционеры. Это было угрозой для правительства.

Столыпинская реформа сделала ставку на сильных земледельцах, которым невыгодно находиться в мире и делиться урожаем. После реформы ушли 12 тысяч человек, большинство которых вернулись обратно. Для этого у них было 2 причины:

  1. Общинники сжигали им хутор.
  2. Многих государство переселяло в Сибирь и обещало поддерживать ссудами. Но помощь получили только четверть переселенцев.

Оставшаяся часть зажиточных крестьян давала половину урожая всей страны. Это связано с тем, что община не удобряла землю и меняла её хозяев каждые 10 лет. Кулаки, наоборот, развивали свои технологии и повышали урожай.

Первая Мировая война и революция 1917 года провалили аграрную реформу. В неурожайный год государство повышало налоги в несколько раз. Реформа Столыпина не продержалась достаточно времени, чтобы безболезненно убрать крестьянскую общину.

Главные плюсы крестьянской общины

Община крестьян

Главные минусы крестьянской общины

  • Слабые ущемляют сильных. Вернёмся к примеру с зерном: один собирает 70 килограмм, а другой 30. Получают они ровно пополам из общего урожая. Для второго крестьянина это хорошо, потому что он забрал на 20 килограмм больше, чем добыл. Но тогда первый отдавал эти 20 килограмм. Получается, что работящие крестьяне содержали слабых. Но чаще всего они были просто тунеядцами. Тогда такая поддержка была незаслуженной. Ведь эти 20 килограмм муки он мог не отдавать, а продать или отложить себе про запас.
  • Общиной легче управлять революционерам. В каждом обчестве был староста, которого все слушались. Этим пользовались революционеры. Они убеждали или подкупали старосту, чтобы община устраивала бунты или сжигала хозяйство помещика. Столыпинская реформа решала бы эту проблему, если ей удалось сбыться. Общиной легче управлять, чем каждым крестьянином по одиночке.
  • Мешает развитию промышленности. В 1905 году 74% населения России жили в деревнях. Переселиться в город им было сложно, потому что старосты часто не отпускали людей. Поэтому на заводах не хватало людей, чтобы развиваться как надо. С 1890 года сельское хозяйство росло на 2% в год, а промышленность на 6%. В 1905 году сельское хозяйство за год развивалось на 1,5%, а промышленность на те же самые 6%.
  • Сложно уйти. Если крестьянин захотел переселиться в город или стать самостоятельным, ему надо уйти из общины. Но сделать это можно было только после согласия старосты. Когда человек выходил, у него забирали землю. В обчествах не любили, когда из неё кто-то выходит. Поэтому, многих просто не отпускали. Если крестьянину удавалось уйти и построить хутор, то его могли сжечь вместе с урожаем, а скот зарезать. И тогда кулаку оставалось только возвращаться или уходить в новый мир.

Крестьяне на руси

Заключение

Крестьянская община давала пищу всем её членам, даже если некоторые из них работали меньше, чем надо. Её порядки спасали во времена ига, войн и голода. Но она мешала развитию страны.

В начале 20 века обчество исчерпало себя как порядок жизни людей. Когда мира не стало, крестьянам пришлось привыкать к новым правилам жизни, что породило новые революции.

Читайте также: