Уровни педагогического общения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Педагогическое общение – комплекс средств и методов социально-психологического взаимодействия между педагогом и воспитуемыми, содержанием которого является оказание воспитательного воздействия, обмен информацией, организация взаимоотношений с использованием коммутативных средств.

Продуктивно и результативно организованный процесс педагогического общения обеспечивает психологический контакт, возникающий между педагогом и детьми.

Педагогическое общение призвано: превратить детей в субъектов общения; перевести детей из позиции ведомых на позицию сотрудничества; преодолеть различные психологические барьеры, проявляющиеся в процессе взаимодействия между преподавателем и учеником.

Только при соблюдении этих условий педагогическое общение формирует социально-психологическую структуру всей педагогической деятельности. Педагогическое общение служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Это целостная система навыков и приемов социально-психологического взаимодействия, включающая обмен информацией, организацию взаимоотношений и воспитательные воздействия с помощью коммуникативных средств.

Специфика педагогического общения порождает организаторскую функцию взаимодействия педагога с воспитуемыми, функцию социального и психологического обеспечения воспитательного процесса, является средством решения учебных задач. В процессе педагогического общения перед педагогом встают различные задачи, в том числе организация продуктивного общения, предусматривающая высокий уровень развития коммуникативных умений.

Уровни педагогического общения

В зависимости от характера взаимодействия во время учебного процесса преподавателя и учеников выделяют следующие уровни педагогического общения:

Готовые работы на аналогичную тему

  • низкий уровень, или официальный – характеризует формальное взаимодействие, практически полное отсутствие неформальных отношений;
  • средний уровень – характеризует зачатки неформального сотрудничества;
  • высокий уровень – определен переходом от неформального сотрудничества к целенаправленному взаимодействию.

При высоком уровне педагогического общения наблюдается совместное планирование преподавателя и обучающихся и организация будущей совместной деятельности.

Наиболее эффективно процесс обучения и воспитания обеспечивается при выстроенной системе педагогического общения, которое характеризуется:

  • взаимодействием факторов сотрудничества и ведомости;
  • наличия общности с педагогами;
  • единством личностного и делового общения;
  • высоким уровнем самосознания;
  • включением обучающегося в организованную систему педагогического общения.

В организации педагогической деятельности распределение функций, заданий, поиск оптимального решения (совместная организация труда) должны вестись преподавателями и учащимися совместно.

Условия эффективного педагогического общения

При организации эффективного педагогического общения гарантируется создание позитивно эмоционально выраженной атмосферы во время учебной деятельности, которая способствует проявлению у учащихся энтузиазма к учебе, создает здоровые межличностные взаимоотношения между педагогом и учеником, личностный уровень развития обучающихся.

Многие выдающиеся педагоги акцентирую свое внимание на значение воспитания словом. При этом слово должно быть обращено не столько к разуму, сколько к сердцу ребенка (В.А. Сухомлинский). Мудрость педагога лежит в сохранении доверия к нему ребенка, в желании разговаривать с педагогами.

Педагоги-новаторы обосновывают эффективность организации педагогического общения через совместную работу, осуществляемую через умение педагога идти навстречу ребенку, принимать его позицию. Эффективность общения во многом определяется педагогической структурой общения.

Блоки педагогического общения, выступающие эффективным условием педагогической коммуникации:

  1. Социально-психологический блок. Включает следующие условия: использование различных психологических средств (вербальных и невербальных, проксемических), произведение благоприятного впечатления, расположение к общению субъектов образовательного процесса, адекватное понимание и восприятие личности каждого ребенка и группы, статусную структуру, рефлексирование, прогнозирование развития межсубъектных отношений, механизмы коммуникативного воздействия (внушения, заражения, идентификации, убеждения при организации общения).
  2. Нравственно-этический блок. Включает такие условия, как: построение общения на демократической, разумной основе, управление правилами и принципами профессиональной этики и этикета, определение личностного достоинства каждого учащегося, организация творческого сотрудничества с каждым учащимся и с целым классом, соблюдение педагогического такта, создание благоприятного нравственного климата для общения.
  3. Эстетический блок. Содержит условия: гармонизация личностных проявлений, эстетической выразительности, артистичности, приобщение к высокой культуре общения, инициирование оптимистического мироощущения у учащихся, эмоционального тонуса, чувства прекрасного, радости общения.
  4. Технологический блок. Включает такие условия, как: использование учебно-воспитательных методов, средств, приемов, различных форм взаимодействия, органическое сочетание предметных и коммуникативных взаимодействий, выбор наилучшего стиля общения.

Компетенции преподавателя можно рассматривать как процесс его самосовершенствования и саморазвития. Ведущие признаки педагогической коммуникативной компетентности включают: положительную эмоциональную тональность; потребность в общении с детьми; преобладающее переживание удовлетворением общением; способность установления групповых и индивидуальных контактов; взаимную личностную привлекательность; понимание детей; конструктивное разрешение межличностных противоречий; демократизм и гуманизм общения; красоту общения и эстетику.

Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя с учащимися в классе и вне его, которое имеет определенные педагогические функции и направлено на создание психологического климата учебной деятельности и взаимоотношений между учителем и учащимися и внутри ученического коллектива; от его успешности зависит успех преподавания и обучения.

Воспитание — это по сути коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие чувства по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои силы.

Разговаривать с ребенком сложнее, чем со взрослым. Необходимо уметь правильно воспринимать внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учитывать возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Общение происходит не только в вербальной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание — это тоже ответ или обращение к партнеру.

Слово учителя имеет силу только в том случае, если учитель признает ученика, обращает на него внимание, помогает ему в чем-то. Уверенное общение помогает учителю усилить воспитательное воздействие на личность ученика, чтобы предотвратить срыв в его поведении.

Характер и содержание оценок, которые учитель дает ученикам, характер переживаний по поводу их действий или ошибок в поведении во многом зависит от отношения учителя к ученикам.

Отношение к ученикам всегда проявляется в общении учителя с учениками. Такое отношение основано на определенных стереотипах. Известно, что благоприятные отношения преподавателей со студентами определяются чистоплотностью и внешней привлекательностью студентов, их академическими успехами, прилежанием и дисциплиной.


Стили, уровни и этапы педагогического общения

Стили педагогического общения

Педагогическое общение — это совокупность средств и методов, позволяющих достигать целей воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Различают следующие виды педагогического общения:

2) Общение, основанное на дружбе. Оно подразумевает энтузиазм по отношению к общему делу. Учитель выступает в роли наставника, старшего друга или участника общей учебной деятельности. Однако следует избегать паннибализма. Это особенно актуально для молодых учителей, которые не хотят попадать в конфликтные ситуации.

3) Дистанционное общение — один из самых распространенных видов педагогического общения. При этом дистанция в отношениях постоянно прослеживается во всех сферах (в классе — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в образовании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст). Этот стиль формирует отношения между учителем и учеником. Но это не значит, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4) Коммуникативное запугивание, негативная форма общения, которая носит мизантропический характер и выявляет педагогическую несостоятельность преподавателя, который ее использует.

5) Флиртующее общение характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такой тип общения создает лишь ложное и дешевое доверие.

Чаще всего в педагогической практике мы наблюдаем сочетание стилей в тех или иных отношениях, когда один из них доминирует.

Среди классификаций стилей педагогического общения, разработанных за рубежом в последние годы, — типология профессиональных позиций учителей, разработанная М. Талантов.

Модель III — Мастер. Учитель выступает в качестве ролевой модели, которой нужно безоговорочно подражать, причем не только в процессе обучения, но и в жизни в целом.

M. Тален прямо указывает на основу, заложенную в типологии: выбор роли учителем, основанный на его собственных потребностях, а не на потребностях учеников.

Уровни педагогического общения и их последствия

Анализируя реальную работу учителей на уроке и во внеклассных формах учебной деятельности в одной и той же группе учащихся, можно выделить различные уровни общения:

  • высокая — характеризуется теплотой в отношениях, взаимопониманием, доверием и т.д;
  • средний;
  • низкий — характеризуется отстраненностью, непониманием, враждебностью, холодностью, отсутствием взаимной поддержки.

Уровень общения напрямую связан с воздействиями учителя, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, подробно изученным Б.Г. Ананьевым. Эти влияния можно разделить на два типа:

  • позитивные — одобрение, поощрение к независимости, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
  • негативные — выговор, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление и придирка.

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения учителя в общении с учениками в классе. Традиционно их можно обозначить следующим образом.

Следствие: отсутствие психологического контакта, следовательно, безынициативность и пассивность учащихся.

Следствие: слабое взаимодействие с учащимися и безразличное отношение к преподавателю с их стороны.

Следовательно, практически отсутствует взаимодействие между студентами и преподавателем, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны коммуникационного процесса по сути изолированы друг от друга, а педагогический эффект представлен формально.

Это приводит к повышенной социальной и психологической чувствительности данного типа преподавателя и, как следствие, к неадекватной реакции на высказывания и действия аудитории. Такая модель поведения не исключает того, что бразды правления находятся в руках ученика, а учитель играет ведущую роль в отношениях.

В результате эффект от педагогического взаимодействия оказывается низким.

Последствия: вызывается безынициативность учащихся, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной деятельности.

Следствие: возникающие педагогические, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Эта модель является наиболее производительной.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Педагогическое взаимодействие реализуется в основном посредством общения как с помощью речи (вербальное общение), так и с помощью мимики и жестов (невербальное общение). Педагогическое общение - это взаимодействие воспитателя и воспитанника, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Педагогическое общение – это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

В педагогическом процессе педагогическое общение реализовывается посредством стилей педагогической деятельности.

Стиль педагогической деятельности – это устойчивая система способов, приемов деятельности, манеры поведения педагога, проявляющаяся в разных условиях ее существования, профессионально выработанная, но сопряженная с его индивидуальностью. Стиль обусловливается спецификой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов – учителя (преподавателя) и учащихся (школьников, студентов). В психолого-педагогической литературе существует большое количество классификаций стилей деятельности преподавателей.

Наиболее известна следующая классификация стилей педагогической деятельности.

Однако, современная социальная психология справедливо отмечает, что существуют такие особые обстоятельства и задачи, когда наиболее адекватным будет именно авторитарный стиль.

2. Попустительский (либеральный) стиль. Главная его особенность заключается в том, что педагог стремится минимально включаться в деятельность (самоустраниться), что объясняется сложением им с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Нередко преподавание предмета превращается в формальную передачу информации, без интереса к обратной связи. Данный стиль предполагает тактику невмешательства, основу которого составляют равнодушие и незаинтересованность в учащихся. Либеральный стиль не формулирует должных требований к учащимся, не видит необходимости в постепенном усложнении требований в учебном процессе, а потому и не может рассчитывать на перспективы продвижения учеников, довольствуясь минимальными достижениями.

3. При демократическом стиле педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимопринятие и взаимоориентация. Именно здесь происходит собственно взаимодействие. Для педагогов, реализующих подобный стиль, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. В результате у учащихся развиваются уверенность в себе и своих силах, общительность, доверительность взаимоотношений, групповая сплоченность. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед учащимися, избегает негативных установок, он объективен в оценках, разносторонен и инициативен в общении.

Именно демократический стиль позволяет наиболее эффективно решать педагогические задачи. Преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Выработать такой стиль может человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

Данную классификацию стилей руководства принято считать универсальной.

Существует еще одна любопытная и действенная классификация. Различение стилей педагогического труда происходит по следующим параметрам:

а) содержательные характеристики стиля (ориентация учителя на процесс или результат своего труда, оценка этапов своего труда);

б) динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

в) результативность (уровень знаний, навыков, интереса к учебе).

На основе указанных критериев выделены индивидуальные стили деятельности педагога: эмоционально-импровизационный (ЭИС); эмоционально-методический (ЭМС); рассуждающе-импровизационный (РИС); рассуждающе-методический (РМС).

1. Учителей с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, он ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных. Уроки проходят в быстром темпе. Учителя с ЭИС не дают ученикам самостоятельно формулировать ответ. Для учителей с подобным стилем педагогической деятельности характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Как правило, на их уроках прорабатывается наиболее интересный учебный материал, а на дом задается менее интересный. Контроль за деятельностью учащихся со стороны таких учителей недостаточен. Учителя с ЭИС используют большой арсенал разнообразных методов обучения, часто практикуют коллективные обсуждения, стимулируют спонтанные высказывания учащихся. Для учителя, владеющего подобным стилем деятельности, характерна интуитивность, зачастую выражающаяся в неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке. По отношению к ученикам такой учитель чуток и внимателен.

2. Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, контроль знаний и умений всех учащихся, использование разнообразных видов работ на уроке и коллективных обсуждений. Используя богатый арсенал методических приемов, учителя с ЭМС стремятся прежде всего заинтересовать учеников самим предметом, не злоупотребляя при этом яркими, но поверхностными образами.

3. Для учителей с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной деятельности, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учителя с РИС проявляют меньшую изобретательностью в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения, предпочитают воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. п.), давая им возможность детально оформить ответ. Таким учителям присущи традиционность и осторожность в поступках.

4. Учителя с РМС ориентируются преимущественно на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляя консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения, контроля знаний учащихся) сочетается у них со стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса учителя с РМС обращаются к небольшому количеству учеников, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание уделяется слабым ученикам. Для учителей подобного стиля в целом характерна рефлексивность.

Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно отнесен к какому-то одному из перечисленных типов. У учителя-мастера стиль руководства может обладать целесообразной вариативностью. Оптимальный индивидуальный стиль – это такой стиль педагогической деятельности, который позволяет максимально полно использовать сильные стороны преподавателя и по возможности компенсировать слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом. Для каждого профессионального педагога важнейшей задачей является выработка своего собственного индивидуального стиля в педагогической деятельности с устойчиво положительным типом взаимоотношений между учениками и педагогами.

Педагогическое общение реализуется на разных уровнях. Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях и характере взаимодействия партнеров по общению.

2.Манипулятивный уровень. По крайней мере, один из партнеров общения пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя. Благодаря своим уловкам манипуляторы вынуждают партнера по общению совершать выгодные им шаги. Манипуляции – это не просто обман, а тонкая игра.

Американский психолог Э. Шостром выделяет четыре типа манипулятивных систем: активный, пассивный, соревнующийся и безразличный манипулятор.

Активного манипулятора отличает использование активных методов воздействия на партнера по общению. Он энергичен, инициативен. У него всегда есть вопросы и предложения к партнеру, есть варианты необходимых действий и решений. Он сам ищет и, как правило, находит возможности для встречи с партнером с целью решения своих проблем. Активный манипулятор максимально использует свое социальное положение: директора, начальника, учителя, попечителя, родителя, старшего по возрасту или званию. Он довольно часто использует атрибуты авторитарного стиля воздействия: приказной тон, строгий голос, сердитый взгляд, категоричные высказывания, угрозы наказаний или других нежелательных для партнера последствий.

Активным манипулятором может быть не только взрослый человек, но также школьник или даже дошкольник, умело использующий активные методы воздействия на своих сверстников, учителей или родителей.

Соревнующийся манипулятор выбирает довольно гибкую тактику взаимодействия со своими партнерами. Он внимательно изучающет сильные и слабые стороны своих партнеров по общению. И в зависимости от особенностей того или иного партнера он умело пускает в ход активные или, напротив, пассивные методы взаимодействия с ним. Главное для него – получить свой выигрыш и добиться желаемого результата, а средства достижения не имеют существенного значения для такого манипулятора.

Таким образом, манипуляциями в общении называют систему действий одного партнера по отношению к другому с целью получения определенной выгоды.

Признаки манипулятивного общения: наличие выигрыша, к которому стремится манипулятор в общении с конкретным партнером и специальные манипулятивные приемы-манипуляции, с помощью которых манипулятор направляет поведение партнера в нужное русло или пытается предстать перед партнером в выгодном для себя свете.

Наблюдения показывают, что значительное число людей используют манипуляции в общении друг с другом. Педагоги и школьники в этом смысле не являются исключением.

Контакт масок означает ограничение, накладываемое на участие собственной личности в диалоге, поскольку вместо себя человек предлагает партнеру общаться с той или иной маской. Подлинного общения с партнером в маске не получится.

Чтобы успешно реализовывать педагогическую деятельность, педагог должен суметь распознать уровень общения, найти адекватные способы поведения.

79. УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Анализируя настоящую работу преподавателей на занятиях и вне урока в одной и той же группе студентов, можно выделить такие уровни общения:

– высокий, которому присущи теплота во взаимоотношениях, взаимопонимание, доверительность и пр.;

– низкий, при котором наблюдаются отчужденность, непонимание, неприязнь, холодность, отсутствие взаимопомощи.

Уровень общения тесно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, подробно рассмотренным Б.Г. Ананьевым. Такие воздействия можно разделить на два типа:

– положительные, включающие в себя одобрение, поощрение самостоятельности, похвалу, юмор, просьбу, совет и предложение;

– отрицательные, при которых наблюдаются замечания, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка.

Разные стили коммуникативного взаимодействия порождают модели поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их обозначают так.

Следствие: нет психологического контакта, что приводит к безынициативности и пассивности студентов.

Следствие: почти отсутствует контакт между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего появляется поле психологического вакуума.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя.

Педагогическое общение – это общение между различными субъектами образовательного процесса, ориентированное на реализацию потенциальных возможностей ребенка, на его интеллектуальное, эмоционально- волевое развитие, личностный рост, на создание доброжелательной, комфортной атмосферы. Стилем педагогического общения является устойчивая, доминирующая характеристика общения, связанная с ценностями учителя, его профессиональной позицией, нравственными нормами. Существуют различные подходы к классификации стилей.

Канн-Калик выделил следующие типы общения:

1.общение на основе взаимных симпатий и антипатий

Перспективные:

2.общение на основе дружеского расположения

3.общение на основе общих интересов (совместной творческой деятельности)

Неперспективные:

Наиболее распространённой является следующая типология стилей:

1) авторитарный. Вектор общения направлен от учителя к ученику. Стиль, основанный на власти. Стили общения – распоряжения, инструкция, приказ и другие виды монологов. В этом общении поощряется исполнительность, точность, послушание, дисциплинированность. Подавляется всякая инициативность, активность личности. Этот стиль способствует формированию внешней дисциплинированности и может давать высокие результаты. Интересов, как правило, нет, мотивация долга и ответственности. Формально высокие результаты достигаются за счёт перегрузок, переутомления. Этот стиль связан с неуважением к коллегам.

2)Либеральный (попустительский) – полное отстранение учителя от организации, управления учащимися, предоставление детям неограниченной свободы.

3) Самоотречённый – для учителя основные личностные приоритеты находятся в школе. Он центрирован на детях, все знает о каждом ребенке, его семье, старается помочь ребенку, создать наиболее комфортную, доброжелательную обстановку, т.е. учитель живёт интересами своих учеников. Если в научной школе такое отношение к детям принимается человеком и вызывает поддержку родителей, то чем старше дети, тем в меньшей степени они принимают подобный стиль общения. Этот стиль не дает детям самостоятельно решить свои проблемы, формирует инфантильность, пассивность. Этот стиль тяжёлый для его носителя: учитель все время проводит в школе, отдаёт всего себя детям. Учитель с возрастом

перестаёт интересовать детей как личность.

4) Конфликтный– высокая самооценка учителя, высокий уровень притязаний, неадекватный его реальным возможностям. Учитель неуспешен в профессиональной деятельности, но причины этой неуспешности видит в различных внешних обстоятельствах. Учитель не ориентирован на саморазвитие, постоянно конфликтует как с учителями, так и с родителями, учащимися.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

Педагогическое общение – это общение между различными субъектами образовательного процесса, ориентированное на реализацию потенциальных возможностей ребенка, на его интеллектуальное, эмоционально- волевое развитие, личностный рост, на создание доброжелательной, комфортной атмосферы. Стилем педагогического общения является устойчивая, доминирующая характеристика общения, связанная с ценностями учителя, его профессиональной позицией, нравственными нормами. Существуют различные подходы к классификации стилей.

Канн-Калик выделил следующие типы общения:

1.общение на основе взаимных симпатий и антипатий

Перспективные:

2.общение на основе дружеского расположения

3.общение на основе общих интересов (совместной творческой деятельности)

Неперспективные:

Наиболее распространённой является следующая типология стилей:

1) авторитарный. Вектор общения направлен от учителя к ученику. Стиль, основанный на власти. Стили общения – распоряжения, инструкция, приказ и другие виды монологов. В этом общении поощряется исполнительность, точность, послушание, дисциплинированность. Подавляется всякая инициативность, активность личности. Этот стиль способствует формированию внешней дисциплинированности и может давать высокие результаты. Интересов, как правило, нет, мотивация долга и ответственности. Формально высокие результаты достигаются за счёт перегрузок, переутомления. Этот стиль связан с неуважением к коллегам.




2)Либеральный (попустительский) – полное отстранение учителя от организации, управления учащимися, предоставление детям неограниченной свободы.

3) Самоотречённый – для учителя основные личностные приоритеты находятся в школе. Он центрирован на детях, все знает о каждом ребенке, его семье, старается помочь ребенку, создать наиболее комфортную, доброжелательную обстановку, т.е. учитель живёт интересами своих учеников. Если в научной школе такое отношение к детям принимается человеком и вызывает поддержку родителей, то чем старше дети, тем в меньшей степени они принимают подобный стиль общения. Этот стиль не дает детям самостоятельно решить свои проблемы, формирует инфантильность, пассивность. Этот стиль тяжёлый для его носителя: учитель все время проводит в школе, отдаёт всего себя детям. Учитель с возрастом

перестаёт интересовать детей как личность.

4) Конфликтный– высокая самооценка учителя, высокий уровень притязаний, неадекватный его реальным возможностям. Учитель неуспешен в профессиональной деятельности, но причины этой неуспешности видит в различных внешних обстоятельствах. Учитель не ориентирован на саморазвитие, постоянно конфликтует как с учителями, так и с родителями, учащимися.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

Читайте также: