Почему костюм является частью общего сценографического решения спектакля кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сценический костюм – зачем нужен, и почему важен для постановки


Театральный костюм — это составная сценического образа актера. Это не только внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера, но также и средство художественного воздействия на зрителя.

Еще во время подготовительной работы над спектаклем или фильмом, художник рисует эскизы костюмов, отталкиваясь от идеи, заложенной в драматургии, режиссерского замысла, стилистического решения будущей постановки и, конечно, от характеристики персонажей.

Эскиз подсказывает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме.

Если костюм неудобен, если он спадает, рвется, цепляется за реквизит и декорации, сковывает движения, то актер (а вместе с ним и зрители) будет постоянно отвлекаться на него, забывая о линии роли.

В то же время хороший костюм, отражающий характер персонажа, поможет лучше вжиться в роль, почувствовать правду и даже создаст требуемое эмоциональное состояние.

Зритель способен считать множество характеристик персонажа просто по его внешнему виду. Вспомним хотя бы Чарли Чаплина с его знаменитым бродяжкой:

Так талантливо обыгранные, построенные по контрасту части одежды создавали незабываемый по убедительности и силе воздействия образ, ставший символом “маленького человека”.


Костюм способен выразить психологическую характеристику героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение.

Характер человека всегда отражается на его внешнем виде! Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен — все это черточки, выявляющие характер владельца. И актер должен об этом помнить.

Не может элегантная леди в нормальном душевном состоянии проявлять небрежность в костюме. Не может ответственный офицер позволить себе не застегнуть все пуговицы на мундире. Но с другой стороны, именно такие отклонения от нормы будут выдавать особое эмоциональное состояние героя.

Костюм может выражать и социальные характеристики героя. По костюму зритель безошибочно распознает богатых и бедных, военных и интеллигенцию, дворян и мещан.

Кроме того, костюм на сцене может изменить фигуру актера, причем не только согласно образу и возрасту, но и моде.

Деформация, если речь идет не о пластическом изменении фигуры путем толщинок или накладок, осуществляется за счет изменения пропорциональных соотношений основных линий фигуры и особого кроя костюма, перемещением линии талии, разнообразными формами лифа. Такие изменения могут здорово помочь при создании характерных ролей и героев, живущих в определенную эпоху.

В конце концов, к костюму элементарно надо привыкнуть, а потому: чем раньше актер найдет костюм, чем раньше начнет в нем репетировать, тем лучше.

Костюм, конечно же, отражает время и место действия. Особенно важно это в бытовых и реалистичных спектаклях. Если костюмы точно соответствуют эпохе или прекрасно стилизованы под нее, зритель с большим доверием отнесется к тому, что происходит на сцене.

Цель актёрского искусства — лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео или Джульеттой, но живёшь на сцене их жизнью, их чувствами.

Существуют два способа актёрского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Первое коренится в традициях театра представления, второе — в традициях театра переживания.

Все они предстают перед нами как определённые типажи, в которых подчёркнуто обозначена какая-то одна человеческая черта. В создании игровой маски большую роль играют средства внешней выразительности: грим и пластика, особенности дикции и костюма.


Искусство внешнего перевоплощения, искусство маски и лицедейства тянется из глубокого прошлого и имеет свои истоки в древних языческих игрищах, в культурах разных стран. В Европе масочное лицедейство оформилось как театр представления в Италии. Масочные персонажи Карло Гоцци (Бригелла, Коломбина, Скапен) были носителями человеческих черт, профессий и были неизменны, кочуя из спектакля в спектакль.

Драматургия XX в. потребовала от актёра иного типа игры, основанной на психофизике внутреннего перевоплощения в своего героя.


Выразительность формы и стиля сценического костюма позволяет актёру зажить жизнью театрального героя. Точно найденная деталь помогает созданию образа, становится средством его характеристики.

Совсем не обязательно играть купца в настоящем овчинном тулупе. Бытовой костюм выполняет конкретную жизненную функцию: шуба — согревать, рыцарские доспехи — защищать, золотое платье королевы — показать её величие и богатство.


Сценический костюм и грим так же отличаются от своих бытовых прототипов, как сценические вещи отличаются от тех, которыми мы пользуемся в жизни.

Работа художника над костюмом начинается с эскиза, в котором уже должна быть заложена образная характеристика персонажа. Костюм решается в одном стиле со сценографией спектакля.


Костюм каждого персонажа создаётся с учётом единства стиля костюмов всех актёров спектакля.


Есть такие сценические зрелища, в которых художником решаются только костюм и свет. Вспомните различные концерты и шоу, цирк и пантомиму. Там всё визуальное решение зрелища сосредоточено в облике актёра или певца.

Здесь приведены примеры костюмов, специально придуманных художником. А часто для создания сценического облика используется самая обыденная одежда: майки, кепки, тельняшки и т. п. На сцене или на эстраде, в шоу или на концерте это придаёт определённый стиль и колорит всему зрелищу. Вспомните, например, выступления известных вам рок-групп.


Это перевоплощение, создаваемое актёром вместе с художником, чрезвычайно эффектно, иногда даже составляет суть представления.


Создавать пробы грима и других средств внешнего перевоплощения очень полезно и интересно при помощи компьютера, взяв за основу фотографию, художник вместе с актёром могут моделировать облик персонажа во множестве вариантов. Внешний облик часто помогает понять внутреннее состояние.

Задание

Учебно-исследовательское

  1. Какие вам известны способы актёрского перевоплощения?
  2. В чём отличия сценического костюма от бытового? Как костюм помогает актёру в создании образа своего героя? Почему костюм является частью общего сценографического решения спектакля?
  3. Каковы способы трансформации костюма в любительском спектакле?

Костюм, придуманный художником, имеет смысл только в игре актёра.

То, как ведёт себя актёр в костюме, как двигается, как костюм помогает ему создать внешне и внутренне запоминающийся образ, — свидетельство успеха работы художника. Но в то же время это свидетельство мастерства актёра, сумевшего с помощью костюма добавить новые краски в жизнь своего персонажа.

Полезно сделать компьютерную разработку разных вариантов грыма, причёскы и др. Актёрская работа оценивается по естественности поведения (умение выдеть и слышать без наигрыша и зажима), по правде реакции на происходящее в этюде.

Стремление неопытных актёров облачиться в настоящие костюмы, да ещё как можно более похожие на исторические, понятно. Но оно лишь следствие неумения перевоплощаться и идёт от неверия в предлагаемые обстоятельства, от недостатка фантазии, неуверенности в своих актёрских возможностях.

Правда игры происходит не от реальности королевского одеяния, а оттого, что ведёшь себя как король. Тогда даже тюлевая портьера, наброшенная на джинсовую курточку, будет восприниматься залом как лионские кружева.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сценический костюм – зачем он нужен актеру и почему важен для постановки


Стыдно признаться, но я отношусь к тому типу режиссеров и актеров, для которых сценический костюм не имеет большого значения. Мне на самом деле все равно, во что я одета на сцене, и даже самый точный костюм не помогает мне лучше вживаться в образ персонажа, потому что внутренняя настройка на меня гораздо важнее. Как режиссер я никогда не придерживаюсь эпохи или места действия, предпочитая думать, что это неважно и что история, которую я хочу донести, могла случиться где угодно и когда угодно. Причиной такого безразличия к визуальной составляющей у меня, являются, наверное, мое полное невежество в изобразительном искусстве и недоразвитость зрительного восприятия. Но я сама понимаю, как заблуждаюсь и как много теряют мои постановки из-за этого.

Итак, что такое сценический костюм и почему он важен и для актера, и для постановки в целом? Театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Неверно думать, что костюм ограничивается лишь одеждой. Это еще и грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно.



Еще во время подготовительной работы над спектаклем или фильмом художник рисует эскизы костюмов, отталкиваясь от идеи, заложенной в драматургии, режиссерского замысла, стилистического решения будущей постановки и, конечно, от характеристики персонажей. Эскиз подсказывает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме.





Костюм способен выразить психологическую характеристику героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение. Характер человека всегда отражается на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен — все это черточки, выявляющие характер владельца. И актер должен об этом помнить. Не может элегантная леди в нормальном душевном состоянии проявлять небрежность в костюме. Не может ответственный офицер позволить себе не застегнуть все пуговицы на мундире. С другой стороны, именно такие отклонения от нормы будут выдавать особое эмоциональное состояние героя.

Костюм может выражать и социальные характеристики героя. По костюму зритель безошибочно распознает богатых и бедных, военных и интеллигенцию, дворян и мещан.

Кроме того, костюм на сцене может изменить фигуру актера, причем не только согласно образу и возрасту, но и моде. Деформация, если речь идет не о пластическом изменении фигуры путем толщинок или накладок, осуществляется за счет изменения пропорциональных соотношений основных линий фигуры и особого кроя костюма, перемещением линии талии, разнообразными формами лифа. Такие изменения могут здорово помочь при создании характерных ролей и героев, живущих в определенную эпоху.



Костюм, конечно же, отражает время и место действия. Особенно важно это в бытовых и реалистичных спектаклях. Если костюмы точно соответствуют эпохе или прекрасно стилизованы под нее, зритель с большим доверием отнесется к тому, что происходит на сцене. Я не говорю уже о ляпах в костюмах в кино, которые особо въедливые зрители потом долго и с удовольствием мусолят (примеры почитать можно тут и тут).



1. Костюм – это средство выявления характера персонажа.

2. Костюм может изменить фигуру актера.

3. Костюм отражает время и место действия, стиль эпохи.

4. Костюм – это важная часть выразительного решения и стиля спектакля или фильма.




Идёт поиск ответа.

Надо немного подождать, идёт поиск ответа на твой вопрос!

Если ответ не очень подходит для тебя, то нажми кнопку и попробуй найти другой

1. Костюм является частью общего сценографического решения спектакля.

Читайте также: