Почему индия разделилась на пакистан и индию кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раздел Индии был процессом раздела субконтинента по религиозным линиям, который произошел в 1947 году, когда Индия получила независимость от британского владычества. Северные, преимущественно мусульманские, части Индии стали нацией Пакистана, а южные, преимущественно индуистские, стали Республикой Индия.

Краткие факты: раздел Индии

Предпосылки раздела

Начиная с 1757 года британское торговое предприятие, известное как Ост-Индская компания, управляло частями субконтинент, начинающийся с Бенгалии, период, известный как Правило Компании или Радж Компании. В 1858 году, после жестокого восстания сипаев, власть над Индией перешла к английской короне, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии в 1878 году. Ко второй половине 19 века в Англии в полной мере развернулась промышленная революция в регион с железными дорогами, каналами, мостами и телеграфными линиями, обеспечивающими новые каналы связи и возможности. Большинство созданных рабочих мест досталось англичанам; большая часть земли, используемой для этих ссуд, принадлежала фермерам и оплачивалась местными налогами.

Медицинские достижения под руководством Компании и Британского правления, такие как вакцинация от оспы, улучшение санитарных условий и карантинные процедуры, привели к резкому росту населения. Землевладельцы-протекционисты подавили сельскохозяйственные нововведения в сельской местности, и в результате вспыхнул голод. Худший из них был известен как Великий голод 1876–1878 годов, когда погибло от 6 до 10 миллионов человек. Основанные в Индии университеты привели к появлению нового среднего класса, и, в свою очередь, начали расти социальные реформы и политические действия.

Рост сектантского разделения

В 1909 году британцы разделили электорат разным религиозным общинам, что привело к ужесточению границ между различными сектами. Колониальное правительство подчеркнуло эти различия, предоставив мусульманам и индуистам отдельные туалеты и водные ресурсы на вокзалах. К 1920-м годам стало очевидным обострение религиозной этнической принадлежности. Беспорядки вспыхивали во время фестиваля Холи, когда забивали священных коров или когда перед мечетями во время молитвы играла индуистская религиозная музыка.

Первая мировая война и после нее

Несмотря на растущие беспорядки, ИНК и Мусульманская лига поддержали отправку индийских добровольческих войск в сражаться на стороне Великобритании в Первой мировой войне. В обмен на службу более миллиона индийских солдат народ Индии ожидал политических уступок вплоть до независимости. Однако после войны Великобритания не пошла на такие уступки.

В апреле 1919 года подразделение британской армии отправилось в Амритсар в Пенджабе, чтобы заставить замолчать про -независимость беспорядки. Командир подразделения приказал своим людям открыть огонь по безоружной толпе, в результате чего погибло более 1000 протестующих. Когда слухи о резне в Амритсаре распространились по Индии, сотни тысяч ранее аполитичных людей стали сторонниками ИНК и Мусульманской лиги.

В 1930-х годах Мохандас Ганди (1869–1948) стал ведущей фигурой в ИНК. Хотя он выступал за единую индуистскую и мусульманскую Индию с равными правами для всех, другие члены ИНК были менее склонны объединяться с мусульманами против британцев. В результате Мусульманская лига начала строить планы по созданию отдельного мусульманского государства.

Вторая мировая война

Вторая мировая война спровоцировал кризис в отношениях между Британией, ИНК и Мусульманской лигой. Британское правительство ожидало, что Индия снова предоставит столь необходимых солдат и материалы для военных действий, но ИНК выступил против отправки индейцев воевать и умирать в британской войне. После предательства, последовавшего за Первой мировой войной, ИНК не видел никакой пользы для Индии в такой жертве.. Мусульманская лига, однако, решила поддержать призыв Великобритании к добровольцам, чтобы снискать расположение Великобритании и поддержать мусульманскую нацию в северной Индии после обретения независимости.

Еще до того, как война закончилась, общественное мнение в Британии настроилось против отвлечения внимания и расходов империи: цена войны сильно истощила британскую казну. Партия британского премьер-министра Уинстона Черчилля (1874–1965) была выброшена из офиса, а Лейбористская партия, выступавшая за независимость, была выбрана в 1945 году. Лейбористы призвали к почти немедленной независимости Индии, а также к более постепенной свободе для других британцев. колониальные владения.

Отдельное мусульманское государство

Лидер мусульманской лиги Мухаммед Али Джинна (1876–1948) начал публичная кампания в пользу отдельного мусульманского государства, в то время как Джавахарлал Неру (1889–1964) из ИНК призывал к объединенной Индии. Лидеры ИНК, такие как Неру, выступали за единую Индию, поскольку индуисты составили бы подавляющее большинство населения Индии и контролировали бы любую демократическую форму правления.

Акт о независимости Индии 1947 года

В феврале 1947 года британское правительство объявило, что Индия получит независимость к июню 1948 года. Вице-король Индии Луи Маунтбеттен (1900–1979) умолял лидеров индуизма и мусульман согласиться на создание единой страны, но не смогли. Только Ганди поддержал позицию Маунтбеттена. Страна все больше погружалась в хаос, и Маунтбеттен неохотно согласился на создание двух отдельных штатов.

Трудности разделения

После принятия решения в пользу разделения, стороны следующие столкнулся с этой почти невыполнимой задачей по установлению границы между новыми государствами. Мусульмане занимали два основных региона на севере по разные стороны страны, разделенные большей частью индуистской частью. Кроме того, на большей части северной Индии представители двух религий были смешаны, не говоря уже о сикхах, христианах и других религиозных меньшинствах. Сикхи проводили кампанию за собственную нацию, но их апелляция была отклонена.

В богатом и плодородном регионе Пенджаб проблема была серьезной: почти даже смесь индуистов и мусульман. Ни одна из сторон не хотела отказываться от этой ценной земли, и межконфессиональная ненависть резко возросла.


Линия Рэдклиффа

Джинна предложил единую комиссию, состоящую из трех беспристрастных лиц; но Неру предложил две комиссии: одну для Бенгалии и одну для Пенджаба. Каждый из них будет состоять из независимого председателя, и два человека, назначенных Мусульманской лигой, и два человека — ИНК. Рэдклифф служил обоими председателями: его работа заключалась в том, чтобы составить приблизительный план разделения каждой провинции как можно скорее. по возможности, а мелкие детали будут решены позже.

14 августа 1947 года была основана Исламская Республика Пакистан. На следующий день на юге была создана Республика Индия. 17 августа 1947 года награда Рэдклиффа была опубликована.

Премия

Линия Рэдклиффа проводила границу прямо по центру провинции Пенджаб, между Лахором и Амритсаром. Благодаря награде Западная Бенгалия получила территорию площадью около 28 000 квадратных миль, на которой проживает 21 миллион человек, из которых около 29 процентов были мусульманами. Восточная Бенгалия занимала 49 000 квадратных миль с населением 39 миллионов, из которых 29 процентов были индуистами. По сути, награда создала два штата, в которых соотношение меньшинства было почти одинаковым.

Когда реальность раздела поразила дом, жители, которые нашли Сами по ту сторону линии Рэдклиффа чувствовали крайнее замешательство и тревогу.. Что еще хуже, у большинства людей не было доступа к печатному документу, и они просто не знали своего ближайшего будущего. Более года после вручения награды по приграничным общинам распространились слухи, что они проснутся и обнаружат, что границы снова изменились.

Насилие после раздела

Последствия раздела

Согласно историку Чаттерджи, новая граница разорвала сельскохозяйственные общины и отделила города от внутренних районов, которые у них были. обычно полагались на удовлетворение своих потребностей. Рынки были потеряны, и их нужно было реинтегрировать или изобретать заново; железнодорожные станции снабжения были разделены, как и семьи. Результат был беспорядочным: трансграничная контрабанда превратилась в процветающее предприятие и увеличилось военное присутствие с обеих сторон.

30 января 1948 года Мохандас Ганди был убит молодым индуистским радикалом за его поддержку многоконфессионального государства. Независимо от раздела Индии, Бирма (ныне Мьянма) и Цейлон (Шри-Ланка) получили независимость в 1948 году; Бангладеш получила независимость от Пакистана в 1971 году.

С августа 1947 года Индия и Пакистан вели три крупные войны и одну небольшую войну из-за территориальных споров. Граница в Джамму и Кашмире особенно проблемна. Эти регионы не были формально частью британского владычества в Индии, но были квазинезависимыми княжескими государствами; правитель Кашмира согласился присоединиться к Индии, несмотря на то, что на его территории мусульманское большинство, что привело к напряженности и войне по сей день.

В 1974 году Индия провела испытание своего первое ядерное оружие. За ним последовал Пакистан в 1998 году. Таким образом, любое обострение напряженности после раздела сегодня — например, подавление Индией независимости Кашмира в августе 2019 года — может иметь катастрофические последствия.

В среду, 27 февраля, произошел воздушный бой с участием военных самолетов Индии и Пакистана в районе Кашмира - региона, из-за которого страны враждуют более 70 лет. Стороны обвинили друг друга в нарушении воздушного пространства, а за несколько дней до этого несколько раз обменялись взаимными обстрелами территорий.

Инфо24 вспомнил историю этого конфликта, который в начале XXI века едва не привел к полноценной войне, и поинтересовался у экспертов, что будет дальше.

Предыстория

До 1947 года Индия и Пакистан входили в состав Британской Индии – колонии королевства. В начале XX века населявшие ее мусульмане стали требовать независимости. Движение возглавил Мухаммад Али Джинна, сначала выступавший за единство мусульман и индусов.

В августе 1946 года в Калькутте произошли массовые беспорядки, получившие название День прямого действия. За трое суток в религиозных столкновениях погибли, по разным данным, от 4 до 5 тысяч человек.

Британия ускорила процесс по разделу колонии и в августе 1947 года предоставила Пакистану и Индии независимость. В Пакистан вошли мусульманские регионы, в Индию – индуистские. При этом Пакистан состоял из двух анклавов – Восточного и Западного, а Индия расположилась посередине.

После официального раздела начались массовые миграции: индуисты стремились в Индию, мусульмане – в Пакистан. На границах случались столкновения, в которых погибли, по разным оценкам, от 200 тысяч до 1 млн человек.

Начало Кашмирского конфликта

Княжествам из бывшей колонии предоставили выбор – к какой стране присоединиться. Кашмиром тогда правил индуист Хари Сингх, но около 77% местных жителей были мусульманами. В Пакистане рассчитывали присоединить Кашмир, но Сингх отказался.

Кашмир – достаточно крупный регион. Он близок по площади к Румынии или Белоруссии.

Пакистанцы заслали в Кашмир партизан, которые начали атаковать индусов. Сингх попросил помощи у правителя Индии, генерал-губернатора Луиса Маунбеттена, по плану которого и разделилась британская колония. Индийские войска вошли в Кашмир и уничтожили пакистанцев. Но регион так и не провел референдум и остался спорной территорией – минимум на ближайшие 72 года.


В 1947 году, 14-15 августа, англосаксы отпустили на волю свою самую большую и главную колонию Индию, создав на территории колонии два государства – доминион Пакистан и Индийский Союз.

Раздел был осуществлен сверхудачно для бывшей метрополии – сразу после объявления независимости начались стычки между индусами и мусульманами, в которых погибло около миллиона человек. Кроме того, многим пришлось покидать обжитые и родные места и переселяться.

Две новые страны в юридическом плане появились на карте мира в полночь 15 августа 1947 года. Церемония, на которой передавалась власть, прошла 14 августа в Карачи, который на тот момент был столицей Пакистана. В результате британский вице-король Луис Маунтбеттен побывал на церемонии отделения в Карачи и Дели. Но чтобы появление Пакистана не выглядело как отделение от Индии, в Пакистане принято праздновать день независимости 14 августа, а в Индии – 15-го.

В итоге, через границы перешли в обоих направлениях около 14,5 миллионов человек, пытавшихся найти безопасные места среди единоверцев. Оба правительства оказались неспособны разобраться с такими массовыми миграциями, а в результате по обе стороны границы вспыхнули стычки, в которых полегло по разным подсчетами от 200 тысяч до миллиона человек.

Кроме того, сразу начался и территориальный спор между Индией и Пакистаном. Разборки начались из-за Кашмира, а точнее штатов Джамму и Кашмир, где преобладающим было мусульманское население. В результате Пакистан и Индия воевали друг с другом в 1947, 1965, 1971 и 1999 годах и не исключено, что столкнутся в дальнейшем. Во всяком случае обе страны постоянно и активно готовятся к войне друг с другом, а спор по поводу двух штатов так и не завершен.


Термин не относится к следующим событиям:

Содержание

Предыстория

Конец XIX — начало XX вв.


Основные религии Британской Индии по состоянию на 1909 г.


Процент мусульман по состоянию на 1909 г.


Процент индусов по состоянию на 1909 г.


Процент буддистов, сикхов и джайнов по состоянию на 1909 г.


Основные языки по сост. на 1909 г. (северные регионы)


Плотность населения (1901).

1920—1932

Всемусульманская индийская лига была образована в Дакке в 1906 мусульманами, которые с неодобрением относились в преобладанию индусов в Индийском национальном конгрессе и его светской направленности. Среди первых, кто выдвинул требование отдельного государства для мусульман Британской Индии, был писатель и философ Аллама Икбал, который обратился с таким требованием в своей председательской речи на конгрессе лиги в 1930 г., указав на опасность превращения полуострова Индостан в контролируемое индусами государство. С аналогичным требованием выступила ассамблея Синдха в 1935 г. Икбал, Маулана Мохаммад Али Джоухар и ряд других деятелей приложили немало усилий, чтобы убедить М. А. Джинну, который до того времени агитировал за единство мусульман и индусов, возглавить движение за новую мусульманскую нацию. К 1930 г. Джинна начал приходить к убеждению, что в объединённой Индии судьба меньшинств (в том числе мусульман) будет целиком зависеть от индуистов, преобладающих в Конгрессе. Лига мусульман во главе с Джинной получила плохие результаты на выборах в местные органы власти в 1937 г.

1932—1942

Большинство лидеров Индийского национального конгресса были сторонниками светского государства и решительно противостояли требованиям разделить Индию по религиозному признаку. Махатма Ганди и Аллама Машрики считали, что индусы и мусульманы могут и должны жить в дружбе. Ганди возражал против раздела, заявляя, что:

1942—1946

До 1946 г. определение Пакистана в требованиях Мусульманской лиги было настолько расплывчатым, что его можно было понимать и как отдельное государство, и как члена Индийской конфедерации.

Некоторые историки полагают, что Джинна намеревался использовать угрозу раздела как предмет торговли, чтобы добиться большей независимости от Индии населённых мусульманами провинций на западе Британской Индии. [6]

Другие историки утверждают, что Джинна в реальности видел Пакистан простирающимся даже на территории, где индусы составляли большинство. По крайней мере, Джинна приложил немало усилий к аннексии Кашмира, княжества, населённого преимущественно мусульманами, а также Хайдарабада и Джунагадха, княжеств с преимущественно индусским населением, но мусульманскими правителями.

Раздел 1947 г

Две отдельные страны юридически возникли в полночь 15 августа 1947. Церемония передачи власти была проведена днём раньше в Карачи, который в то время стал столицей новообразованного доминиона Пакистан, благодаря чему британский вице-король Луис Маунтбаттен смог присутствовать на церемонии как в Карачи, так и в Дели. Ещё одной причиной было то, чтобы возникновение Пакистана не выглядело как его отделение от суверенной Индии. Поэтому Пакистан празднует день независимости 14 августа, а Индия — 15 августа. Ещё одна причина — чисто техническая — состоит в том, что пакистанское время отстоит от индийского на 30 минут, поэтому в момент подписания акта в Пакистане ещё было 14 августа, а в Индии — уже 15 августа.

План Маунтбаттена


18 июля 1947 британский парламент принял Акт о независимости Индии, завершивший формальное разделение. В Акт об управлении Индией 1935 г. были внесены поправки, чтобы создать законные основы существования двух новых доминионов. После разделения Пакистан стал новым членом ООН. Индийский союз, образованный из штатов с преобладанием индуизма, принял название Индия, что автоматически дало ему право унаследовать в ООН место Британской Индии (член ООН с 1945 г.) и стать её правопреемником. [7]

625 княжествам была дана возможность сделать выбор, к какой из двух стран присоединиться.

География раздела: линия Редклиффа


Массовые миграции населения

Новообразованные правительства были совершенно не готовы справляться с миграциями такого масштаба, что привело к массовому насилию по обеим сторонам границы. Количество жертв, по разным оценкам, колеблется в районе 500 тыс. (по минимальным оценкам — 200 тыс., по максимальным — около 1 млн.). [9]

Пенджаб

Индийский штат Пенджаб был создан в 1947 году, когда при разделе Индии бывшая провинция Британской Индии Пенджаб была поделена между Индией и Пакистаном. Мусульманская западная часть провинции стала пакистанской провинцией Пенджаб, а восточная часть, — населённая в основном индусами и сикхами, — индийским штатом Пенджаб. Много индусов и сикхов проживало на западе, а много мусульман на востоке, что и послужило причиной массового переселения и кровавых столкновений при разделе. Лахор и Амритсар оказались в самом сердце конфликта, англичане не знали, сделать ли их частью Индии или Пакистана. В конце-концов они решили, что оба города были частью Пакистана, но из-за отсутствия достаточного контроля на границе, Амритсар стал частью Индии, а Лахор Пакистана.

Бенгалия

Бывшая провинция Британской Индии Бенгалия была разделена на две части. Западная Бенгалия отошла к Индии, а Восточная Бенгалия к Пакистану. В 1955 году Восточная Бенгалия была переименована в Восточный Пакистан и в 1971 году стала независимым государством Бангладеш.

Синдх

Беженцы

Пенджабские беженцы в Дели

Город Дели принял самое большое число беженцев по сравнению с другими городами — население Дели выросло за период 1941—1951 от 1 до почти 2 млн (переписи Индии 1941 и 1951 гг). Беженцев поселяли в различных исторических и военных местах, как Старый Форт Пурана Кила, Красный Форт, в военных казармах в Кингсуэе (в районе нынешнего Делийского университета).

Позднее в лагерях беженцев стало появляться всё больше постоянных домов благодаря крупномасштабной программе строительства, развёрнутой правительством Индии с 1948 года. Были также начаты программы по образованию беженцев, предоставлению им работы, дешёвых займов для начала своего бизнеса и т. д. Тем не менее, беженцы в Дели получили гораздо больше выгоды от указанных программ, чем беженцы в других местах. [10]

Беженцы, осевшие в Индии

Многие сикхи и индусы-пенджабцы поселились в индусских частях Пенджаба и Дели. Индусы родом из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) поселились в Восточной Индии и Северовосточной Индии, многие осели в соседних штатах, напрмер, Западный Бенгал, Ассам, и Трипура. Некоторые мигранты были отправлены на Андаманские острова.

Индусы Синдхи остались без родины. Ответственность за их реабилитацию взяло на себя их правительство. Для них были устроены лагеря беженцев. Тем не менее ни один синдх-индус не получил ни малейшей помощи от Правительства Индии, и многие так и не получили какой-либо компенсации от индийского правительства.

Беженцы, осевшие в Пакистане

Беженцы, прибывшие в Пакистан — там их называли мухаджирами — происходили из различных регионов Индии. В частности, туда прибыло значительное число пенджабцев из Восточного Пенджаба, спасающихся от массовых беспорядков. Несмотря на экономические трудности, затруднительные условия проживания, пенджабцы в Пакистане не испытывали проблем с культурной и лингвистической ассимиляцией — напротив, до сих пор пенджабцы составляют в Пакистане влиятельное большинство, хотя их язык получил не государственный, а лишь региональный статус. С другой стороны, с подобными проблемами столкнулись мусульмане, прибывшие в Пакистан из других частей Индии — нынешних Раджастхана, Уттар Прадеш, Мадхья Прадеш, Гуджарата, Бихара, Хайдарабада и др. Потомки этих непенджабских беженцев в Пакистане часто считают себя мухаджирами, в то время как ассимилированные пенджабские беженцы больше не делают этого политического различия. Большое число педжабских беженцев поселились в Синлхе, особенно в городах Карачи и Хайдарабад. Они объединены своим статусом беженцев и родным Урду языком и составляют значительную политическую силу в Синдхе.

Последствия

Индия и Пакистан

Раздел стал причиной массового насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира:

    1947 года: при поддержке пакистанских войск племенные вожди организовали вторжение в Кашмир, который ранее отошёл к Индии решением правителя княжества, Хари Сингха, несмотря на то, что большинство населения княжества составляли мусульмане. Решение ООН не удовлетворило ни одну из сторон. 1965 года: вооружённые группы при поддержке пакистанских войск вторглись в индийскую часть Кашмира. Результат неоднозначен, большинство источников считает, что победила Индия. [11] 1971 года: после того, как Индия поддержала сторонников независимости Бангладеш, отколовшегося от Пакистана, последний в ответ начал авианалёты на Индию. В ответ Индия захватила 13000 кв. км пакистанской территории, которые позднее были возвращены в качестве жеста доброй воли. : май-июль 1999 г. пакистанские войска и боевики вторглись в индийскую часть Кашмира, когда высоко в горах посты не расставлялись. Индия отвоевала всю потерянную территорию. [12]

Между Индией и Пакистаном продолжается гонка ядерных вооружений.

Международные отношения

Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Более миллиона бенгальских индусов и мусульман стали жертвами пакистанских войск в ходе Войны за независимость Бангладеш 1971 г. Индусы, проживающие в Пакистане, подвергаются преследованиям [13] [14] (см. Индуизм в Пакистане, Снос храма в Лахоре 2006). С другой стороны, мусульмане в Индии неоднократно подвергаются насилию со стороны индусов: [15] характерным случаем являются столкновения 2002 г. в Гуджарате.

Текущая религиозная демография Индии, Пакистана и Бангладеш

Несмотря на массовые миграции во время раздела и после него, светское и федеральное государство Индия до настоящего времени имеет третье по величине в мире мусульманское население (после Индонезии и Пакистана). В Бангладеш и Пакистане, также образованных в результате раздела, процент меньшинств существенно меньше.

Индия (население 1095 млн по оценкам 2006 г. по сравнению с 361 млн по переписи 1951 г.)

  • 80.5 % индусы (839 млн.)
  • 13.10 % мусульмане (143 млн.)
  • 2.31 % христиане (25 млн.)
  • 2.00 % сикхи (21 млн.)
  • 1.94 % буддисты, джайны, зороастрийы и др. (20 млн.)

Пакистан (2005, оценка — 162 млн по сравнению с 34 млн по переписи 1951 г.)

  • 98.0 % мусульмане (159 млн.)
  • 1.0 % христиане (1.62 млн.)
  • 1.0 % индусы, сикхи и прочие (1.62 млн.)

Бангладеш (2005, оценка — 144 млн по сравнению с 42 млн по переписи 1951 г.)

  • 86 % мусульмане (124 млн.)
  • 13 % индусы (18 млн.)
  • 1 % христиане, буддисты и анимисты (1.44 млн.)

Изображение в искусстве

О разделе Индии было написано огромное количество исторической литературы, а также множество произведений художественной литературы (романы, рассказы, стихи, поэмы, пьесы) в которых нашли отображение боль и ужас произошедших событий.

Читайте также: