Почему иезуиты и другие миссионеры так активно действовали за пределами европы кратко

Обновлено: 05.07.2024

К началу XVI века Европа пережила ряд эпидемий и войн, которые унесли половину её населения. Вдобавок основа веры - католический папский престол находился в глубоком кризисе. Папами римскими побывали подростки, финансисты, пират, а также личности, которых иначе как уголовниками не назовёшь.

Игнатий Лойола

В 1521 году испанская крепость Памплона была осаждена французскими войсками. Комендант крепости Иниго Лопес (Игнатий Лойола) с отрядом отступил в крепость. Ему раздробило обе ноги, но он продолжал руководить обороной. Французы высоко оценили доблесть храброго офицера и отправили его в родовое поместье.

Игнатий долго залечивал свои ноги, лекарям так и не удалось поставить на место переломанные кости, один обломок так и остался торчать, и Игнатий велел его отпилить. В результате одна нога стала короче другой, и офицер лишился возможности вернуться к военной карьере.

Поддержка Ватикана

Во время лечения, лёжа недели напролёт в своём замке, Игнатий перечитал массу духовной литературы. В марте 1522 года он тайно отправился в монастырь Пресвятой Богородицы. Там он молился всю ночь, затем положил перед иконой своё воинское вооружение и с этого момента посвятил свою жизнь Пресвятой Деве и Иисусу. Воин-богослов основал новый монашеский орден, назвав его Орден Иисуса.

К обычным монашеским обетам Лойола добавил ещё один: беспрекословное повиновение Святому престолу, чем заручился поддержкой Ватикана и обеспечил ордену развитие и процветание.

Главой Ордена был Генерал, избираемый пожизненно остальными руководителями, ему все беспрекословно повиновались.

Только молодые и здоровые

В члены иезуитского сообщества принимали далеко не всех: ориентир был на особо одарённых, энергичных и здоровых молодых людей из высшего общества.

Подготовка адептов и их отбор для дальнейших действий проходил в специальных школах, которые располагались по всей Европе. Обучение там нередко бывало бесплатным. Уровень обучения был высоким, принимали в эти школы в том числе православных, естественно, с целью перевербовки.

Выпускники таких школ затем получали образование в каком-нибудь из известных европейских университетов, а то и в двух, среди них были также музыканты, врачи, технические специалисты.

Ложь во благо

Вступая в иезуитское общество, человек сразу отрекался от родителей, родственников, собственности, родины, собственного мнения - становясь как бы шестерёнкой в мощной машине ордена. На этапе послушничества неофит обязан был выполнять самую чёрную и грязную работу, пока у него не исчезало отвращение к подобному труду.

И всегда они продвигали собственные интересы под прикрытием поддержки Ватикана. Кроме всего прочего, члены этого монашеского ордена носили светскую одежду, и их нельзя было быстро идентифицировать.

Поближе к правителям

В католических странах иезуиты старались стать духовниками правителей и влиять через них на политику и всю внутреннюю жизнь. В протестантских или лютеранских – становились шпионами. В языческих – миссионерами.

Многих им удалось обратить в католичество методом убеждения. Но затем иезуиты, естественно, полезли во власть. Они убеждали массы бороться против власти короля, недостаточно преданного папскому престолу. Так, убийство Генриха III получило их горячее одобрение.

Затем, после одного из покушений на Генриха IV, следствие также обнаружило иезуитский след. орден был изгнан из Франции, вернулся и вновь был изгнан, потому как выяснилось, что под видом миссионерства иезуиты занимаются колониальными торговыми операциями, и подмяли под себя львиную долю торговли на Мартинике. В 1764 году иезуиты был изгнаны из Франции вторично.

В Испании и колониях

Здесь, как и в Европе, были открыты школы, куда охотно принимались отпрыски местной знати. В том числе преподавались индейские языки: готовили миссионеров. Было создано также два университета. Однако не всё было так гладко. Многочисленный народ индейцев-гуарани в 1628 году восстал против иезуитов, и они смогли удержаться только благодаря военной поддержке.

Впоследствии святые отцы и индейцы нашли взаимопонимание. Образовались многочисленные поселения с плантациями, которые приносили хороший урожай, но создали конкуренцию плантаторам-рабовладельцам. Иезуиты были изгнаны из колоний, а в 1767 году и из Испании.

В Португалии иезуитов приняли с энтузиазмом. Страна была на пике могущества, с множеством колоний в разных частях света. Однако правительство сделало ошибку, рассеяв свой активный генофонд по всему свету, в результате страну захватила Испания и заодно изгнала оттуда иезуитов.

Власть в Польше

В большинстве стран всё же существовали сдерживающие факторы, но в Польше при короле Сигизмунде III иезуиты получили полную власть. Возами сжигались древние польские рукописи – страна на глазах лишалась истории и национального духа. При этом основная борьба велась не против кальвинизма или лютеранства, а против православия. С этими событиями связана экспансия поляков и попытки захвата власти через Лжедмитриев. Историк Валерий Шамбаров указывает, что Лжедмитрий I не мог быть монахом-расстригой Отрепьевым.

Заметили, что он любит телятину, которая на Руси считалась запретным блюдом. Что не ложится вздремнуть после обеда, но и не встаёт так рано, как это было принято на Руси. Что не ходит регулярно в баню. И крестное знамение творит слегка не так, как принято.

Папа Павел V после крушения всей авантюры сетовал, что исчезла надежда привести Москву под его власть. Вместе со свитой Лжедмитриев в Москве появились иезуиты, которые для маскировки отрастили бороды и ходили в одежде православных священников.

Влияние на Европу за её пределами

Руководство Ордена быстро сообразило, что можно влиять на европейскую политику через удалённые страны, где умные и талантливые посланцы становились незаменимыми как переводчики в торговле и политике.

В Японии иезуиты работали параллельно с португальцами, но их быстро раскусили, какое-то время использовали, а потом Тоётоми Хидеёси объединил страну и их выставил.

В Китае требовались технические специалисты – и Орден начал отправлять туда своих адептов-специалистов инженеров, литейщиков, оружейников, математиков. Миссионер Маттео Риччи прикинулся Конфуцианцем и потихоньку вплетал нужные ему идеи в свои проповеди. Но китайцы были сами не дураки и не позволили морочить себе голову

В Индии иезуит Нобили успешно вжился в образ бритоголового брамина – его признали за своего, а он в проповедях гнул свою линию, добавляя к индуизму основы христианства.

В Тибете иезуиты способствовали свержению и убийству VI Далай-ламы – молодого и весёлого парня, поэта, любителя женщин и стрельбы из лука – любимца всей страны.

Иезуиты собрали у себя столько одарённых и образованных людей по всему миру, так целенаправленно добивались поставленных целей, что повсюду мешались и создавали конкуренцию. В конце концов даже Папа римский сообразил, что им прикрываются и морочат ему голову. 21 июля 1773 года он объявил орден иезуитов упразднённым навсегда.

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?


Конституция ордена Иисуса (официальное название Общество Иисуса), была окончательно утверждена и подписана в Риме Павлом III в 1540 г., и иезуиты всецело посвятили себя служению папе, дав ему клятву безусловного повиновения.

Начнём с цитаты Эдмона Пари из книги "Тайная история иезуитов", которая вряд ли удивит читателей портала Крамола:

Иезуиты - это шпионы и наемные убийцы католической церкви. Те, кто верит в то, что орден иезуитов - это религиозная организация, жестоко ошибаются. Они есть и всегда были политической структурой во всех отношениях. Это политический инструмент воздействия на общество с помощью сказочных персонажей и ритуалов, заимствованных из более древних религий. Разделение на церковную и светскую власть для католической церкви фиктивно и не имеет никакого значения, т.к. она неусыпно и неустанно работает ради приобретения власти мировой, - и не гнушается никакими средствами. Ее власть зиждется на массовых убийствах, пытках, массовом грабеже, организованных преступлениях, оболванивании населения и отсекания его от настоящей духовности и магической силы. Она контролировала королей, королев, знать, президентов, правительства и почти каждого, кто имеет какую-то власть.

ИЕЗУИТЫ. ПЕРЕДЕЛ ИСТОРИИ

Хроника изгнаний

Иезуиты были изгнаны за свою политическую деятельность из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767). Орден был на 40 лет даже ликвидирован в 1773 г. папой Климентом XIV (булла "Dominus ас Redemptor"). Однако в 1814 г. Пий VII восстановил орден для борьбы против революционных движений. Тем не менее дурная слава иезуитов приводила их и далее к конфликтам с властями и к запрещению их деятельности (например, в Германии с 1872 по 1917 гг.).

В середине XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой, принявшей католичество, где основали ряд учебных заведений, издали около 350 теологических сочинений. С их помощью Польша постоянно конфликтовала с Русью. В конце XVI века в Львов прибыл мощный католический орден - иезуиты, которые были умными, образованными и богатыми.


Источник символики доллара.

Иезуиты в Китае

В 1583 году в Китай прибыл учёный-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), и китайцы-католики, наравне со сторонниками других религий Китая, свободно проводили богослужение там и основывали свои школы.

ИЕЗУИТЫ. ПЕРЕДЕЛ ИСТОРИИ

Миссионер и "блистательный иезуит" Маттео Риччи проник в хоромы высших сановников, одевался в халат мандарина, "уверовал" в конфуцианство, объявив его логическим завершением христианства (католического толка, разумеется), знакомил азиатцев с картографией, техническими и научными достижениями Запада и готовил сановников Империи к приезду из Европы "специалистов" по истории.

До появления в Китае М. Риччи, никаких династических хроник в Китае не писали! Т. е. "скелета", по которому можно было "набросать" хотя бы в черновике историю Китая, не существовало. Она всё-таки была написана, но только прибывшими вслед за Риччи поколениями иезуитов, на что у них и ушли многие десятилетия.

ИЕЗУИТЫ. ПЕРЕДЕЛ ИСТОРИИ

Иезуиты в Индии

Исследователь религиозной жизни Европы немец Генрих Бемер, оставил описание того, как проник в Индию и охмурял в ней брахманов иезуит Роберт де Нобили: "С этой целью он сам превратился в синиази, или кающегося брахмана. Он купил себе шапку огненно-красного цвета, покрывало, красно-жёлтую одежду из муслина и деревянные башмаки кающегося синиази. Затем он обрил себе голову, украсил уши огромными серьгами, выкрасил лоб жёлтой мазью из сандалового дерева, являющейся отличительным признаком брахманов, и поселился в землянке, где жил в уединении в течение целого года, питаясь овощами и водой.

Этим путём ему удалось обратить на себя внимание брахманов, и те, в конце концов, стали посещать его. Уверив их клятвой в древней знатности римских брахманов, он достиг полного успеха в своём притворстве. Он говорил так же, как брахман, писал работы на тамильском языке, в которых христианство, странным образом перемешанное с индийской мудростью, приняло вид совершенно индусского учения". Даже спустя 20 лет после смерти Роберта-Татувы в Южной Индии, где он миссионерствовал, остались его последователи - 250 000 индусов-католиков!


Официальная версия истории ордена Иезуитов в России

Иезуиты действовали против России и за ее пределами, так они выступали против русского присутствия в Китае, конкретно против Русской духовной миссии в Пекине, из-за иезуитов в Китай не пустили святителя Иннокентия (Кульчицкого), он должен был возглавить миссию и Пекинскую кафедру.

Особое покровительство ордену оказывала императрица Екатерина II. Она не поддержала католических монархов Европы, которые вынудили папу Климента XIV в 1773 году ликвидировать орден. И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально.

Свою деятельность они продолжили и в первые годы правления Александра I, количество членов ордена значительно выросло, развились его структуры.

Перемена в отношении ордена произошла после папской буллы 1814 года, восстанавливающей орден, российским правительством иезуиты стали рассматриваться как агенты иностранного влияния.

Иезуиты и на самом деле зарвались. В 1815 г. иезуитский епископ Баландре на проповеди в петербургском храме святой Екатерины открыто заявил о превосходстве католической Церкви над Православной, а летом этого же года иезуиты переманили в католичество А.А. Голицына, племянника обер-прокурора Синода Александра Голицина и родственника фельдмаршала Михаила Кутузова. Племянника с помощью мудрого пастыря и богослова святителя Филарета, митрополита Московского вернули в Православие, а всех иезуитов выслали из столицы (указ от 20 декабря 1815 года).

Согласно указу, иезуитские коллегии и академии были упразднены, имущество конфисковано. 317 иезуитов, которые не пожелали выйти из ордена, были депортированы из России.

Материалы по теме

Уже множество независимых исследователей пришло к выводу о том, что все беды нынешнего человечества, включая и социальную несправедливость, паразитизм хищников-потребителей и низменные деградационные наклонности, имеют в своих истоках отнюдь не "человеческую природу", а результат вмешательства в нашу историю паразитической сатанинской "внешней силы".

В США уже более двух лет развивается истерия о связях Дональда Трампа с Россией и вмешательстве последней в президентские выборы в США. Эта истерия в основном исходит от представителей международных глобалистских нео-марксистских структур, представленных в США Демократической партией. Независимые аналитики же говорят не о русском вмешательстве, а об израильском.

Когда я впервые осознал истинный масштаб того, что раскрывает конструкция конференц-зала Папы, я был потрясен. Несмотря на 10 лет моих исследований мировой элиты, мирового контроля, оккультизма, сокрытий, символики. Вы слышали о конференц-зале Папы?

А вот ещё:

Как средневековые святые наказывали людей


Сегодня христианских святых часто представляют кроткими, благосклонными к людским слабостям, почти что всепрощающими. Столетия назад их изображали куда разнообразнее: были среди них и добросердечные защитники человечества, и суровые, а иногда по-настоящему жестокие личности.

Разберемся в том, как и за что средневековые святые могли покарать человека болезнью или даже убить и что эти случаи говорят о жизни в те времена.

Защита и опора: кара за посягательство на слабых

Пожалуй, больше всего с современными представлениями согласуются эпизоды средневековых источников, где святые карают людей за злодеяния против тех, кто значительно слабее преступника. Описания этих случаев пугали даже спустя столетия. Например, в XIX веке издатель жития Геральда Аврилакского (Орильякского) в серии Patrologia Latina не решился включить следующий эпизод в печатный текст — фрагмент увидел свет гораздо позже.

Итак, одна женщина из Лиможа посетила гробницу святого Геральда. На обратном пути ее изнасиловал некий всадник. Хотя любое нападение на паломников осуждалось, его не остановил ни тот факт, что она возвращалась из святого места, ни само имя Геральда. Вскоре — очевидно, по воле святого — у преступника разложились и отвалились гениталии. Даже после этого он не раскаялся в содеянном, хотя составитель жития явно ожидал этого: для средневекового человека такая внезапная болезнь была понятным знаком, требующим покаяния. Однако грешник не признал своей вины, поэтому через несколько дней утонул в реке, а значит, не смог покаяться в грехах даже перед смертью — такой участи страшился любой христианин той эпохи.


Такой тип наказания свыше вполне понятен и сегодня. Но в этом житии немало других примеров пугающе, с нашей точки зрения, жестоких кар, причем за куда меньшие преступления. По воле святого нарушителей норм поражают внезапные болезни, у них отсыхают руки, с их тел в одно мгновение слезает кожа. Парадоксально, но все эти факты не делают Геральда жестоким, с точки зрения составителей его жития.

Напротив, они постоянно подчеркивают, насколько мягким человеком он был. Святой происходил из знатной семьи и мог стать воином, как и поколения его предков. Вместо этого он отказался от светской жизни и брака и основал на своих землях монастырь, где потом и упокоился. В житии упоминается, что приближенные Геральда называли его робким, застенчивым, едва ли не женоподобным. Также агиографы сообщают, что за всю жизнь в миру он не нанес ни единой раны — как и сам не был ранен, хотя участвовал в боях.

В какой-то мере эти описания можно считать общим местом, характерным для житий, — святого необходимо изображать благостным и кротким, не приемлющим насилия. Однако отчасти в этих характеристиках проявился и специфический средневековый взгляд на суровые кары. Исследователь жития Геральда Мэтью Кюфлер пишет:

Среди чужих: жестокость святых к иноверцам

В ответ будущий святой устроил крестный ход, и при виде его часть иноверцев упала замертво, а остальные вмиг ослепли. Впрочем, Леонтий немедленно оживил мертвых и вернул зрение слепым, — поразившись его чудесам, меряне добровольно крестились.

Не всем христианским миссионерам везло так, как Леонтию (впрочем, некоторые редкие варианты его жития сообщают, что впоследствии он таки был убит язычниками). Куда чаще клирики, отправляющиеся в чужие земли, становились жертвами местных жителей, не желающих отказываться от своей веры. Образы святых, способных уложить толпу чужеземцев замертво, а потом оживить, показывали и силу христианской веры, и то, какие почти невыносимые трудности ждали тех, кто отправлялся в дальние края с духовной миссией.


За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

В чужой монастырь: святые в борьбе за земли и имущество


Историк Александр Медведь замечает:

Похожие эпизоды есть и в западноевропейских житиях. Например, уже упомянутому Геральду Аврилакскому, также происходившему из влиятельной семьи, пришлось защищать монастырь от собственного племянника. Тот вместе со своими людьми решил ограбить обитель, стоящую на дядиных землях. Святой Геральд явился нечестивцу во сне, ударил его по голове и пригрозил немедленной смертью, если тот не оставит монахов в покое. Позже на монастырскую собственность посягнули еще несколько человек, и все они умерли при страшных обстоятельствах: скажем, с мальчика, укравшего из церкви алтарный покров, полностью слезла кожа.

Так были ли святые жестокими?

Итак, средневековые источники показывают, что святые отнюдь не всегда были кроткими и снисходительными к людским порокам. Они могли гневаться и карать, причем с современной точки зрения весьма сурово, а иногда и вовсе безжалостно. Однако считали ли составители этих текстов, что описанное — жестоко?


Кроме того, можно вслед за Мэтью Кюфлером предположить, что все эти эпизоды действительно воспринимались как жестокие, но таким тогда был мир — мрачным и не знающим пощады. Однако мнение о безжалостном характере той эпохи разделяют далеко не все историки. Дэниел Барац, автор книги Medieval Cruelty, предупреждает: наше представление о том, что этот период был полон ничем не ограниченного насилия, сформировали не столько сами средневековые источники, сколько их восприятие в более поздние времена, например антикатолическая полемика эпохи Реформации. Этот взгляд на Средние века сохранился и во многих авторитетных исследованиях ХХ столетия.

Сам Барац считает, что говорить о едином отношении к жестокости в Средневековье невозможно, скорее перед нами многообразие различных взглядов, зависящее от множества факторов.

Все эти вопросы показывают, как сильно за столетия изменился образ христианского святого. А это значит, что менялись и взгляды на жестокость, преступление и само понятие зла — как и на милосердие и справедливость.

society-jesus800x800

1. Необходимо добиться симпатии подрастающего поколения, и поэтому иезуит должен быть законоучителем. Он должен воспитывать детей народа, должен внедрять в их головы десять заповедей и символ веры и таким образом заставить их мыслить и жить в соответствии с учением церкви.

2. Для того чтобы добиться расположения взрослых людей, иезуит должен стать их духовником. Соответственно, особое внимание надо обращать на исповедь и укреплять в людях желание исповедоваться. Поэтому иезуит никогда не должен отпускать без утешения тех, кто на неё приходит.

3. Иезуит должен усердно проповедовать, так как проповедь — наиболее близкий и удобный путь к сердцам людей. При этом проповедь должна быть простой и понятной. Необходимо помнить, что огонь ума и глаз производит на массы гораздо большее впечатление, чем изящные речи и тщательно подобранные слова.

4. На широкие народные массы хорошо действует благотворительность, и поэтому иезуит должен выделяться своим рвением в делах любви к ближнему.

Правила простые, но чрезвычайно действенные, и иезуитские миссионеры с большим успехом применяли их на практике.

jesuites-scholars800x390

Между тем в общении с высокопоставленными лицами отец Александр применял совершенно другую тактику, поражая их своими знаниями и умениями. Именно он создал вьетнамскую письменность (на базе латинского алфавита), написал Катехизис на вьетнамском языке и множество других трудов. В результате в первый же год своего пребывания в Индокитае он лично крестил 1200 новообращенных, среди которых было семнадцать родственников короля! Общины росли настолько быстро, что в 1660 году в Тонкине насчитывалось 300 тысяч христиан и 386 церквей.

Кстати, любопытный факт из биографии пылкого иезуита: под конец жизни Александр де Род уехал в Персию, где и умер в 1660 году. Похоронен на армянском кладбище в Исфахане.

alexandre-rhodes800x800

В Китае подобной стратегии придерживался отец Маттео Риччи, который сумел добиться высокого положения для своего ордена во всех главных городах империи. Прекрасно понимая, что достичь успеха он сможет, только если привлечет на свою сторону богатых и образованных людей, отец Маттео приступил к делу с недюжинной энергией. В первую очередь он освоил диалект, на котором говорил правящий класс мандаринов и начал изучать китайскую науку и философию. Вскоре он поднаторел в них настолько, что мог часами вести высокоучёные беседы со знатными людьми, тонко смешивая лекции по физике и математике с религиозной пропагандой.

matteo-ricci-map1200x539

ferdinand-verbiest800x800

roberto-nobili800x930

religion-dialogue800x800

soong-sisters800x944

Меняются правители, идеологии, общественно-политические формации, но иезуитская схема управления остаётся неизменной. И, обращая внимание на действия конкретных представителей элиты в конкретной стране, надо всегда помнить об этом. Уж больно хороша оказалась чеканная формулировка Игнатия де Лойолы, фанатика, подвижника и визионера:

Читайте также: