Почему глинку называют основоположником русской классической музыки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Михаил Иванович Глинка - основоположник русской музыкальной классики.
Это хрестоматийное определение как-то стерлось и потускнело от частого употребления. Иной раз даже может возникнуть сомнение: а так ли оно точно? Разве в России до Глинки не было мастеров, которых мы подчас заново открываем? Оперы Бортнянского и Пашкевича с успехом идут в московском Камерном музыкальном театре, а хоровые шедевры русских мастеров-распевщиков XVI и XVII веков, имена которых ранее были известны только знатокам, украшают программы концертов, фестивалей, конкурсов.
И все-таки место Глинки - особое. В его творениях нам слышен и голос самого художника, и голос времени- самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел. Время это было трудное и сложное - время великих надежд и великих разочарований. Два события определили его облик. Первое - победоносная воина с Наполеоном, в которой русский народ показал и воинскую доблесть, и невиданную силу духа, Она пробудила в лучших умах России уверенность в том, что такой народ сумеет уничтожить или хотя бы обуздать самовластье и добиться свободы. Здесь лежали корни второго события - восстания декабристов. закончившегося трагедией на Сенатской площади, казнью или ссылкой честных и благородных людей России.
Но наперекор историческим испытаниям именно тогда, в первой половине XIX века, Россия выдвинула плеяду талантливых людей, уверенно поставивших ее молодое искусство в один ряд с уже зрелыми национальными школами. Современниками Глинки и почти его ровесниками были Пушкин. Гоголь. Баратынский, Тютчев. Девятью годами старше- Грибоедов, десятью моложе - Лермонтов. Им на смену пришли младшие современники, первые успехи которых совпадают с годами полного расцвета творчества Глинки: Некрасов, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой.
Разные характеры, разные таланты, разные судьбы. И все же - это единая национальная русская школа. Их объединила прежде всего вера в созидательный дух народа н стремление прикоснуться к живому источнику его искусства - отражению "чаяний и ожиданий народных", как много лет спустя назвал русскую песню В. И. Ленин. Вспомним и слова Глинки: "Создаем не мы, создает народ, а мы, художники, только записываем и аранжируем". Слова эти относятся не только к музыке. Разве не народом создан характер главного героя оперы Глинки - Ивана Сусанина? Но композитор первый - и не только в опере, а вообще в театре - поставил крестьянина-героя в центре трагического конфликта. Это определило и музыкальные особенности.
Потому и удалось Глинке в своей опере "возвысить народный напев до трагедии", как выразился его современник и друг Одоевский.
Произведения Глинки, в которых и нравственные, и эстетические идеалы русского искусства выражены в прекрасной художественной форме, стали первыми образцами русской музыкальной классики. О знаменитой глинкинской "Камаринской" Чайковский однажды сказал крылатую фразу: "В ней, как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка". Таким же "желудем" или зерном, из которого выросла вся русская оперная классика, стали и оперы Глинки. Первая из них - "Иван Сусанин" - определила путь русской исторической оперы от "Псковитянки" Римского-Корсакова и "Бориса Годунова" Мусоргского до "Войны и мира" Прокофьева. А вторая - "Руслан и Людмила" -- стала родоначальницей и всей "русской музыки о Востоке" (по выражению академика Асафьева) , и музыки всяческих сказочных волшебств и очарований в творчестве Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева. Самые большие музыканты нашего времени не раз признавались, что как бы хорошо они не знали музыку Глинки, но слушая ее снова и снова, они всякий раз открывают в ней что-то новое и не устают учиться.

Его оперы Иван Сусанин и Руслан и Людмила считаются первыми русскими классическими сценическими творениями а также Камаринская - одно из симфонического творчества-- и еще романсы

Он первым в России написал оперы, которые стали широко известны. До него в России были и другие композиторы, писавшие оперы, но их сейчас помнят только специалисты по истории музыки.

Это хрестоматийное определение как-то стерлось и потускнело от частого употребления. Иной раз даже может возникнуть сомнение: а так ли оно точно? Разве в России до Глинки не было мастеров, которых мы подчас заново открываем? Оперы Бортнянского и Пашкевича с успехом идут в московском Камерном музыкальном театре, а хоровые шедевры русских мастеров-распевщиков XVI и XVII веков, имена которых ранее были известны только знатокам, украшают программы концертов, фестивалей, конкурсов.
И все-таки место Глинки - особое. В его творениях нам слышен и голос самого художника, и голос времени- самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел. Время это было трудное и сложное - время великих надежд и великих разочарований. Два события определили его облик. Первое - победоносная воина с Наполеоном, в которой русский народ показал и воинскую доблесть, и невиданную силу духа, Она пробудила в лучших умах России уверенность в том, что такой народ сумеет уничтожить или хотя бы обуздать самовластье и добиться свободы. Здесь лежали корни второго события - восстания декабристов. закончившегося трагедией на Сенатской площади, казнью или ссылкой честных и благородных людей России.
Но наперекор историческим испытаниям именно тогда, в первой половине XIX века, Россия выдвинула плеяду талантливых людей, уверенно поставивших ее молодое искусство в один ряд с уже зрелыми национальными школами. Современниками Глинки и почти его ровесниками были Пушкин. Гоголь. Баратынский, Тютчев. Девятью годами старше- Грибоедов, десятью моложе - Лермонтов. Им на смену пришли младшие современники, первые успехи которых совпадают с годами полного расцвета творчества Глинки: Некрасов, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой.
Разные характеры, разные таланты, разные судьбы. И все же - это единая национальная русская школа. Их объединила прежде всего вера в созидательный дух народа н стремление прикоснуться к живому источнику его искусства - отражению "чаяний и ожиданий народных", как много лет спустя назвал русскую песню В. И. Ленин. Вспомним и слова Глинки: "Создаем не мы, создает народ, а мы, художники, только записываем и аранжируем". Слова эти относятся не только к музыке. Разве не народом создан характер главного героя оперы Глинки - Ивана Сусанина? Но композитор первый - и не только в опере, а вообще в театре - поставил крестьянина-героя в центре трагического конфликта. Это определило и музыкальные особенности.
Потому и удалось Глинке в своей опере "возвысить народный напев до трагедии", как выразился его современник и друг Одоевский.
Произведения Глинки, в которых и нравственные, и эстетические идеалы русского искусства выражены в прекрасной художественной форме, стали первыми образцами русской музыкальной классики. О знаменитой глинкинской "Камаринской" Чайковский однажды сказал крылатую фразу: "В ней, как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка". Таким же "желудем" или зерном, из которого выросла вся русская оперная классика, стали и оперы Глинки. Первая из них - "Иван Сусанин" - определила путь русской исторической оперы от "Псковитянки" Римского-Корсакова и "Бориса Годунова" Мусоргского до "Войны и мира" Прокофьева. А вторая - "Руслан и Людмила" -- стала родоначальницей и всей "русской музыки о Востоке" (по выражению академика Асафьева) , и музыки всяческих сказочных волшебств и очарований в творчестве Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева. Самые большие музыканты нашего времени не раз признавались, что как бы хорошо они не знали музыку Глинки, но слушая ее снова и снова, они всякий раз открывают в ней что-то новое и не устают учиться.

Потому то он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре.

Да потому что он первый начал "приспосабливать" русскую музыку к европейским канонам! Т. е. можно сказать синтезировал сложившиеся и устоявшиеся европейские музыкальные формы и русскую народную мелодию. Вроде бы как-то так. )


Творчество Глинки имело особое значение для развития русской национальной культуры: в его творениях сложилась русская музыкальная классика. Глинка навсегда останется в истории первым русским композитором мирового значения, а потому – явлением единственным, исключительным, неповторимым.

Глинка стал родоначальником новой эпохи русского искусства. Он выступил не только как завершитель пройденного этапа, но и как открыватель новых путей. Он не только обобщил лучшие художественные традиции прошлого, но и дал новый поворот всему развитию русской музыки.

В своем понимании народности композитор был чужд национальной ограниченности. Один из самых передовых, глубоко мыслящих художников эпохи романтизма, он живо интересовался искусством различных народов, их бытом и нравами, их языком. В его музыке широко отражены и песни Востока, и грация польского танца, и темпераментная испанская пляска, и пленительное bell canto итальянских мелодий. Такая широта восприятия в творчестве Глинки является типичной чертой русской классической школы.

Проблема народности в сознании Глинки была нераздельно связана с требованием правдивого отражения жизни, с реалистическим методом творчества. И здесь композитор поднялся на ступень выше своих предшественников. Преодолевая бытовой реализм 18 века, он пришел к эстетическим принципам высокой типизации и поэтического обобщения явлений действительности. Особое значение в творческом методе Глинки приобретает проблема мастерства. Никто из его предшественников не уделял так много внимания вопросам художественной формы, архитектоники, композиции. Любое произведение Глинки привлекает цельностью и стройностью формы, точностью и ясностью музыкального выражения.

Национальное искусство Глинки не принадлежит ни классицизму, ни романтизму, оно тем более не является простой суммой классицистических и романтических элементов. Впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры. В совершенстве овладев высоким мастерством, он выработал свою систему эстетических взглядов, опирающуюся на принципы русского художественного реализма пушкинской эпохи. Этой системе и подчинен стиль Глинки.

Роль Глинки в русском музыкальном искусстве велика. Только с его творчеством русская музыка вышла на путь широкого, монументального, общенародного искусства.


Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки".
Вторая опера - эпическая "Руслан и Людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы.

В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."

Цитата о М.И.Глинке: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.

Знаменитый композитор.

Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.

Ранние годы

Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.

Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.

Семейное фото.

Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.

Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Родовое поместье.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Расцвет творчества

В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.

Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.

Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.

Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.

Поздние годы. Смерть

Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.

В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.

Композитор Михаил Глинка.

Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.

Факты из жизни

Наследие. Значение

Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).

Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.

Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.

В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.

Памятник композитору.

Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.

В России существует авторитетный конкурс имени Глинки, в котором соревнуются певцы.

Читайте также: