Почему фотография может рассматриваться как искусство светописи кратко

Обновлено: 04.07.2024

ИЗО 8 класс. Презентация знакомит с физическими основами фотографии, характеристиками света, видами освещения, источниками освещения. Свет - главная созидающая сила фотографии. Свет и фактура.

ВложениеРазмер
fotografiya_iskustvo_svetopisi.ppt 1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Рисование светом Под светом в фотографии понимают не только свет как источник освещения, светом в фотографии называют также наиболее светлые участки снимка. Наиболее темные, слабоосвещенные или неосвещенные участки поверхности называют тенями, а места, малодоступные для освещения, появляющиеся, когда объект освещен несколькими источниками света, – полутенями. Существуют еще такие элементы светотеневого рисунка, как рефлекс и блик. Рефлексом называется свет, отразившийся от рядом стоящего предмета. Блик может отразиться от любого предмета, так как всё, что нас окружает, обладает отражающей способностью в той или иной степени. Отблеск от предмета с хорошо отражающей поверхностью, например зеркала, называется бликом. Постарайтесь найти эти составляющие светотени на фотоснимке .

Свет как средство выразительности Соотношение всех вышеперечисленных элементов отраженного света позволяет не только достоверно воспроизводить изображение, но является источником неиссякаемой творческой фантазии. Комбинируя источники освещения, наблюдая за светом в природе и городе в различное время суток, фотограф может создавать интересные сочетания светотени в изображении. Свет может быть и мощным художественным средством, он в состоянии менять наши представления о хорошо известных предметах. Регулируя и выстраивая свет, фотограф может создавать снимки, передающие особенное эстетическое состояние и эмоциональные ощущения.

Освещение Освещение при съемке – это распределение света в пространстве по интенсивности, направлению и характеру светового потока. В фотоискусстве выделяют три вида освещения: направленное освещение (иногда его называют прямым), рассеянное и смешанное. Лучи направленного света (может быть использовано одно или несколько направлений) создают контрастное изображение, переходы светотени при этом очень резкие, а прорисовка деталей за счет наличия полутеней выражена слабо. Источником направленного света является, например, солнце в ясный, безоблачный день, а также рефлектор с зеркальной поверхностью. Рассеянное освещение создается источниками ненаправленного света. Рассеянный свет – это свет с неба через облака, свет через рассеиватели (например, через матовое стекло) или свет, отраженный от поверхности с небольшой отражательной способностью. Изображение характеризуется мягкими светотеневыми переходами. Ярких пятен, таких как блики или рефлексы, нет. На степень интенсивности рассеянного света при съемке на природе или на улице оказывает влияние атмосфера, точнее ее способность пропускать свет при различных погодных условиях. Рассеянное освещение способствует отчетливому делению изображения на света и тени, обеспечивает скрупулезную проработку деталей в тенях, тщательно прорисовывает объемы. Название смешанного освещения говорит само за себя, это сочетание направленного и рассеянного света. Оно наиболее эффективно для воплощения авторских замыслов. Так, рассеянным освещением можно добиваться мягкого тона, а прямым светом расставлять акценты, выраженные бликами или рефлексами, подчеркивать тени и выставлять нужный контраст.

Источники освещения Освещение бывает естественным и искусственным. К естественному освещению относится свет солнца и луны. Иногда к естественному освещению относят свет фонарей и огня. Это то освещение, которое не создается фотографом. Естественное освещение зависит от времени суток, погодных условий, а также дополнительных источников света, попадающих в кадр (фонарей, света витрин). Так, например, утренний свет не дает контраста и выраженных теней, но зато хорошо подчеркивает форму объектов и их расположение, фактуру. Дневной свет – самый подходящий для фотографирования в естественный условиях, помимо объемов предметов и наилучшей светотеневой передачи хорошо отображает светотеневой рисунок. Вечерний свет похож на утренний, но добавляет больше контрастов. В ночном свете изображение очень контрастное, однако плохая прорисовка деталей. К искусственному освещению относят свет различных ламп, моделируемый в зависимости от потребности фотографа.

Виды освещения по направлению светового потока Фронтальное (иначе – переднее) освещение получается при свете, исходящем от источников, расположенных со стороны зрителя. Тени и полутона не выражены, поэтому это не самое удачное освещение для передачи объемов. При этом тени от объектов расположены сзади и не видны на изображении. Такое освещение хорошо передает тон самого объекта, а не сложно построенных композиций; его применяют для снимков в одной тональности, где не нужны резкие тени и контрастные переходы. Боковое освещение получается, когда источник света расположен сбоку. При таком свете тени от предметов удлиняются, чередование теней и светов обеспечивает хорошую передачу формы, объема и рельефа рисунка. Контровой свет – свет, источник которого расположен позади объекта съемки. Сам предмет оказывается в тени, но его контуры при этом хорошо очерчены. Это освещение не годится для передачи объема предметов, но хорошо подчеркивает фактуру и разницу яркости темных и светлых участков.

Студийная съемка В условиях естественного освещения фотограф вынужден использовать имеющуюся обстановку, в то время как, работая в студии с искусственным освещением, фотограф может создавать тот световой рисунок изображения, который будет максимально соответствовать его художественному замыслу. Специалисты выделяют несколько видов искусственного освещения. Заполняющий свет обеспечивает равномерное освещение предмета и проработку деталей в тенях при помощи комбинации переднего и верхнего света. Рисующий – направленный свет, подчеркивающий объем, форму и фактуру предмета, на который он направлен; его основное значение – подчеркивать и выделять свойства главного сюжетного объекта. Рисующий свет должен быть ярче, чем основной уровень освещенности. Моделирующий – узконаправленный свет с целью подкорректировать образующиеся блики и тени. Иногда тень, отбрасываемая предметом, выбивается из светотеней картины или имеет неудачную форму, в таких случаях используется дополнительный источник света небольшой интенсивности, чтобы сгладить тень или подчеркнуть блик. Контровой (контурный) свет при съемке с искусственным освещением используется для подчеркивания контуров предметов. Фоновой – создает уровень освещенности фона, на котором расположен объект. Он должен быть менее ярким, чем заполняющий или рисующий свет. Фоновой свет выставляют так, чтобы темные участки объекта хорошо просматривались на белом фоне, а темные – на светлом.

Свет – первичный инструмент для создания изображения в фотографии. Для получения просто хороших снимков, а тем более для создания фотографий в художественной манере требуется большое умение разбираться в свето- и цветопередаче, производить съемку, адекватную условиям освещения, уметь использовать элементы светотени. РЕФЛЕКСИЯ

Презентация по изобразительному искусству на тему: "Фотография-искусство светописи".Презентация познакомит с понятиями и определениями света и тени.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Современный мир невозможно себе представить без самого, пожалуй, распространённого на сегодняшний день вида искусств – фотографии. Однако не стоит отождествлять истинное творчество в этом жанре с бесчисленным количеством личных снимков. Настоящее искусство фотографирования – это нечто гораздо большее, чем пресловутые селфи.

Подлинное умение создать настоящее высокохудожественное произведение заключается не просто в фиксации кого-либо объекта, а в причудливой игре света и тени, в передаче (иногда в намеренно искажённом виде) некоей ауры, витающей над местом или субъектом съёмки.


Начинающим фотографам или далёким от этого искусства людям порой всё кажется достаточно простым – поймал в объектив, нажал кнопку… Но так ли это?

Во многом создание фотографий действительно упростилось – ещё пару десятков лет назад для изготовления шедевра нужно было чуть ли не купаться в химикатах, часами сидеть под красным фонарём в тёмной комнате, использовать громоздкие фотоувеличители, резаки и глянцеватели. Теперь это всё в прошлом: достаточно цифрового фотоаппарата и хорошего фотопринтера. Однако всё это – всего лишь инструменты. И искусство настоящего мастера состоит отнюдь не в механическом использовании современной техники. Посредством обычных физических и химических процессов фотограф, используя своё воображение, создаёт картину живого мира, который на некоторых работах кажется нереальным.


Собственно говоря, всё действо состоит из подбора нужной композиции, правильного и подходящего для художественного замысла освещения, и самого процесса фотографирования. Всё это определяется фотохудожником, исходя из его технических познаний, опыта и художественного замысла.


Искусство фотографии сегодня стало не просто созданием высококачественных (во всех смыслах) снимков, но и приобрело новое наполнение – самопознание, самовыражение и общение. В современном мире выдающийся фотоснимок моментально становится достоянием огромного количества людей, вызывая дискуссии и широчайшее обсуждение.

Искусство фотографии имеет уникальное свойство (присущее ещё, пожалуй, разве что музыке) – вызывать ассоциации и воспоминания. Даже совершенно незнакомая местность или личность на фотоснимке зачастую напоминает нам о каких-то моментах собственной истории, а иногда даже вызывает нечто вроде дежавю.


Подтверждением того, что фотографирование давно уже стало самым настоящим видом искусства, может служить вполне сформировавшееся направление в искусствоведении – фотокритика. Конечно же, профессионал и сам способен оценить свою работу, подметить все её черты – как положительные, так и отрицательные. Однако критика окружающих тоже важна, может быть, даже ещё важнее, чем самокритика. Взгляд со стороны позволяет сформировать минимальный стандарт профессионализма и высокой художественности. Именно объективная критика, возводя фотографию в ранг тонкого искусства, позволяет ей очиститься от шелухи дилетантизма и мещанского критиканства.


Конечно, фотография, как и любое другое искусство, прежде всего является не предметом потребления, а концентрированной формой самовыражения мастера. И как раз этим объясняется иной раз поразительное отличие простой фиксации окружающей действительности на фотографический носитель от создания по-настоящему шедевральных фотопортретов, пейзажей и стоп-кадров.

Фотография как процесс получения и сохранения личных снимков давно уже вышла за пределы наших домов и частных фотоальбомов. Как вид искусства она стала достоянием человечества, и шедевры признанных мастеров по праву занимают свои места в частных коллекциях и крупнейших галереях.

Оборудование: 2 постановки натюрморта, электроосветительная аппаратура (2 бытовых светильника), Презентация по изучаемой теме.

I. Организационный момент

  • С помощью чего выявлен объем предметов? (С помощью света)
  • Одинаково ли положение источника освещения? (Нет)
  • Какие чувства хотели вызвать художники у зрителей? (Ответы детей)
  • С помощью какого средства выразительности художники передают настроение вВ своих работах? (С помощью цвета)

– Сегодня на уроке речь пойдёт о роли света в фотографии, видах освещения, значении цвета и монохромности в фотографиях. Используя полученные знания, вы начнёте учиться делать фотоснимки в жанре пейзажа и натюрморта на примере работ известных фотохудожников.

III. Формирование новых знаний

– Как вы уже сказали, выявлять объём, фактуру предметов помогает свет. А какие
источники света вы знаете? (Естественные и искусственные).

а) Знакомство с видами естественного освещения (слайд 2).

– А какое освещение может быть в пейзаже? (Естественное)

б) Знакомство с видами искусственного освещения (слайд 11).

  • Каждой фактуре – свой свет.
  • В тени фактура не видна.
  • Мягкий, рассеянный свет мало способствует выявлению фактуры.
  • Чем дальше от предмета расположен источник света, тем меньше освещённость предмета.
  • Чем острее угол падения лучей света, тем более выявленной будет фактура предмета.
  • Подчёркнутое выявление фактуры может быть осуществлено боковым или контровым пучком света.

– Грамотно выполненные снимки натюрморта радуют зрителя своей выразительностью, поэтичностью изображения, мастерской передачей объёмной формы фактуры, чёткостью светового рисунка. А ещё снимки этого жанра часто становятся своеобразной картиной человеческой жизни, живут, отражённые жизнью людей.

в) Формулирование вывода о значении света в фотографии.

– Какую роль играет свет в фотографии? Что может передать фотограф при помощи света? (Ответы детей)

Вывод: Свет – изобразительный язык любой фотографии. Также как живописец работает красками, фотограф работает светом. С помощью света фотограф может передать объём и фактуру предметов, скрыть пространство или подчеркнуть его глубину, сконцентрировать внимание зрителя на чём-то важном, вызывая различные эмоциональные отклики.

г) Роль цвета в фотографии.

– В цветных фотографиях понятие цвета, в принципе, имеет тот же смысл, что и в живописи, хотя цветового решения фотограф добивается иными, чем художник, средствами. В частности, цвет предметов зависит и меняется от цветности освещающего его света (слайд 20). В ранние утренние и предвечерние часы естественное освещение содержит больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня. С восходом солнца увеличивается не только интенсивность цвета, но и его температура; соответственно, происходят изменения в спектре, где начинают преобладать фиолетовые, синие и голубые цвета.

Большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в искусстве фотографии несёт цветовое наполнение. Правильная расстановка цветовых акцентов, их сочетание, позволяет создавать отличные художественные фотографии. Цвета, находясь в гармоническом сочетании друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции: светом, пространством, движением. В фотографии цветовое построение изображения может быть получено путём выбора объекта, точки съёмки, и использования необходимого спектра освещения. Цветовая композиция также строится с учётом световых пятен и расположению цвета по полю изображения. Большие художественные возможности даёт использование светофильтров (слайд 21), которые не только корректируют передачу цветов, но и позволяют влиять на цветопередачу в художественных целях.

Цвет также обладает силой вызывать у зрителя различные реакции и психологические эмоции. Например, скажите, что вы чувствуете, глядя на фотографию, где преобладает синий цвет? Красный? Жёлтый? (Ответы детей) (слайд 22). Значит, о воздействии отдельных цветов на подсознание также следует помнить, снимая тот или иной сюжет.

– Таким образом, свет и цвет помогают обобщить образ, дать волю воображению и фантазии зрителя, правильная работа со светом и цветом позволяет создавать образы, потрясающие наши чувства и привлекающие внимание. Начинающему фотографу всегда следует помнить следующие правила (слайд 23):

1. Снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно показать то, что замыслено.
2. Максимально эффективно использовать символику цвета.
3. Использовать контраст цветовой для контраста смыслового.

д) Графическое искусство чёрно-белой фотографии.

– Как вы думаете, почему наряду с цветными фотографиями фотографы делают много чёрно-белых снимков? (Ответы детей)
– Дело в том, что монохромное фото глубже раскрывает суть вещей, концентрируя внимание на самом важном и интересном. Чёрно-белые фотографии выявляют линии и формы, акцент делается на линии, структуре, светотени, ритмике. Такие фотографии сочетают в себе простоту и одновременно сильную эмоциональную выразительность, выявляет личный взгляд фотографа и определённый эмоциональный посыл. Цветные фотографии не всегда могут передать всю гамму чувств и душу снятых объектов. Рассмотрите работы фотохудожников (слайд 24). На чём (ком) акцентируется внимание? О чём рассказывают нам эти работы? (Ответы детей). Отсутствие цвета здесь компенсируется тональностью и контрастностью, умение грамотно концентрировать своё внимание к экспозиции.

В настоящее время можно получить чёрно-белый снимок несколькими способами: перевести фотокамеру в режим чёрно-белой фотографии или использовать программу графического редактора в компьютере. Одно из основополагающих условий качественной Чёрно-белой съёмки – правильная работа с экспозицией. Интенсивность цвета и контраст представляют собой две наиболее важные вещи, которые способен заметить человеческий взгляд при взгляде на чёрно-белый снимок. Выбирая объект, фотограф должен заранее понимать и видеть, каким будет снимок. Необходимо отбрасывать все цветовые наполнения, а внимание уделять главному 6 фактуре, тональности и контрастности снятых объектов.

И, наконец, самые важные правила работы фотохудожника (слайд 25):

1. Важнейший авторский и художественный компонент в фотографии – выбор.
2. Самая главная задача фотохудожника – так увидеть и зафиксировать увиденное, чтобы оно вызывало у зрителя личные и художественно – поэтические ассоциации.
3. Чем проще – тем лучше.

IV. Закрепление полученных знаний

1. Постановка практического задания:

– Сейчас, используя полученные вами знания, вам будет нужно выполнить:

1) фотосъёмку поставленного натюрморта (с различных точек, в различных ракурсах и планах, с различными постановками света).

Задания для съёмки:

– концентрация внимания на одном из предметов, его фактуре;
– показ пространства натюрморта;
– показ глубины натюрморта.

2) фотосъёмка пейзажа

Задания для съёмки:

– съёмка через детали переднего плана;
– передача настроения;
– построение композиции;
– съёмка разными планами.

2. Практическая работа

V. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы:

– Почему свет является изобразительным языком фотографии?
– Какие виды освещения вы запомнили?
– Какие правила работы цветом должен соблюдать фотограф?
– Почему до сих пор делают чёрно-белые снимки?
– Какие работы фотохудожников вам запомнились и почему?

2. Домашнее задание: выполнить фотопейзажи в разное время суток, используя различные виды освещения.

Читайте также: