Что такое иконостас кратко

Обновлено: 07.07.2024

В прошлой статье мы начали разговор о значении и месте иконописи в древнерусской культуре, об основных образах, которые встречаются наиболее часто. Безусловно, главным местом, где была сосредоточена христианская живопись, была церковь. Пространство храма включало в себя и настенные росписи, и отдельные образа́, для которых были строго установленные места. (Об этом можно почитать здесь ).

Интересный факт: учёные не могут точно определить когда и где именно сложился такой тип иконостаса, но первой известной, на сегодняшний день, такой многоуровневой преградой является иконостас Успенского собора во Владимире , над которым трудились Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

Иконостас – это воплощение представлений христиан о небесной и земной иерархии, история христианской церкви и история христианского вероучения , разворачивающаяся последовательно в рядах (чинах) иконописных образов.

В классическом варианте чинов бывает пять. Однако, в зависимости от размера и финансирования храма, их может быть и меньше. Также может быть разным количество икон в каждом из рядов. Однако обязательными для русской православной церкви являются два нижних ряда икон (местный и деисусный), и некий набор образов, находящихся в центре каждого чина.

Рассмотрим последовательно, сверху-вниз, ряды классического иконостаса:

Верхний ряд (чин) – праоте́ческий. Здесь изображены ветхозаветные библейские патриархи, основатели рода человеческого (Адам, Ной, Авраам и др.). Центральная икона этого ряда – Троица Ветхозаветная (реже Троица Новозаветная) - как воплощение главного христианского догмата о триединстве Бога. В целом - этот ряд напоминает верующим о истории человечества, до появления Церкви Земной (имеется ввиду - некий общественный институт - собрание верующих). Наличие этого чина не является строго обязательным в церковном иконостасе.

Далее следуют иконы проро́ческого чина , в которых предстают те, кто предсказывал появление Иисуса Христа, сына Божьего, Спасителя Мира (Моисей, Давид, Соломон и др.). Обычно, в руках у них свитки, собственно с пророчествами. Персонажи эти, воплощают ветхозаветную историю Церкви , до рождения Иисуса Христа. В центре этого ряда помещается образ Богоматерь Знамение , который как раз выражает мысль о будущем появлении Бога в человеческом теле.

Пророческий ряд. В центре изображена Богоматерь Воплощение. По сторонам от Неё пророки: слева — Давид и Моисей, справа — Соломон и Иона. XVI век

Пророческий ряд. В центре изображена Богоматерь Воплощение. По сторонам от Неё пророки: слева — Давид и Моисей, справа — Соломон и Иона. XVI век

Ниже находится, так называемый, праздничный чин икон с изображением двунадесятых и других церковных праздников, рассказывающий о воплощении Бога в человеческом теле, то есть историю земной жизни и смерти Христа , ради спасения людей. Эти события ознаменовали начало евангелистской или новозаветной истории Церкви .

Праздничный ряд легко узнать по формату составляющих его икон. Обычно они небольшого размера и квадратной формы, что напоминает "клейма" житийных икон (о них я рассказывала в предыдущей статье ).

В некоторых иконостасах деисусный и праздничный чины могут располагаться в обратной последовательности. То есть праздничный ниже деисусного.

Самый нижний ряд иконостаса, называется местным чином , так как кроме обязательных икон Богоматери и Христа здесь помещаются и изображения тех праздников или святых, в честь которых данная церковь освящена (названа). Икона, по которой можно определить называние церкви обычно вторая справа от Царских врат, её называют "храмовая" . А икона расположенная симметрично, но вторая слева от Царских врат связана со святыми или праздниками, особенно почитаемыми в этой местности, поэтому именуется она "местночтимой" .

В местном чине находится главный вход в алтарную часть храма, называемый Царскими или Райскими вратами , куда могут входить лишь священнослужители. Так как считается, что алтарь символически представляет в пространстве церкви Рай Небесный или Царствие Божие, то в сюжетах, украшающих вход в него, ещё раз представлены те события, которые сделали этот вход возможным для всех верующих . Они украшены живописными изображениями, так же расположенными в строгом порядке.

Обычно створки ворот разделены на шесть сегментов. В верхних - представлен сюжет Благовещение , где архангел Гавриил доносит Деве Марии весть о будущем рождении ею Сына Божьего – Спасителя мира. На остальных частях помещаются образы четырёх евангелистов , поведавших миру о Иисусе Христе и его учении.

Непосредственно над Царскими вратами располагается сюжет, связанный с обрядом причастия – вкушения апостолами хлеба и вина, являющихся символами тела и крови Христовой, обозначающего единение всех верующих с Богом. В качестве такого сюжета могут выступать иконы с изображением, собственно, прича́стия апостолов , или же Тайной ве́чери – последнего ужина Христа в кругу учеников, где этот обряд (таинство) был впервые осуществлен.

Многие исследователи древнерусской живописи отмечают, что, по сути, любая икона в Древней Руси могла рассматриваться как часть иконостаса . Н.А. Барская пишет об этом так:

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

Иконостас резной с позолотой

Иконостас – это один из главных предметов убранства православного храма. Конструктивно он представляет собой перегородку между алтарем и основной частью храмового помещения, украшенную иконами. Облик иконостаса формировался и видоизменялся на протяжении практически всей истории христианства. В разных христианских странах иконостас может иметь различный облик и конструкцию, но есть и общие принципы.
Будучи значимым объектом в архитектуре храма, иконостас, как правило, благолепно украшается. Основное его назначение – способствовать молитве верующих во время богослужения.

Материалы изготовления

Варианты изготовления

Помимо традиционных методов, в наши дни иконостасы нередко создают с помощью современных технологий: изображение наносится на фанеру или пластик методом печати, так что и резьба, и сами иконы оказываются напечатанными на основе.
Встречаются храмы, в которых алтарь отделен от основной части глухой стеной, на которой написан иконостас. Такие иконостасы именуются фресковыми.

Особенности конструкции

Иконостас представляет собой сложное сооружение. Иконы в нем располагаются рядами. Число этих рядов может составлять от 1 до 8. Наиболее распространены сегодня четырехъярусные иконостасы.

Иконостас четырехъярусный

В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата. По сторонам – две дьяконские двери.
Как правило, иконостас, сколько бы ни было в нем рядов, делается выше человеческого роста. В наши дни все чаще появляются исключения из этого правила. Они восходят к самым древним образцам алтарных преград, которые создавались в то время, когда иконостас еще не нес функции закрывать от мирян происходящее в алтаре. Низкие алтарные преграды, создаваемые сегодня, вызывают серьезные дискуссии. Одни говорят, что они помогают лучшему восприятию молящимися богослужения, другие опасаются профанации службы, исчезновения благоговения.
По стилистике убранства иконостасы подразделяются на 2 главных типа: тябловые и рамочные.
Тябловый иконостас состоит из ровных балок, на которых и стоят иконы, иногда разделенные между собой столбиками. Балки эти именуются тяблами. Они могут быть украшены резьбой – как правило, низкорельефной, или росписью. В тябловом иконостасе декор алтарной преграды имеет вспомогательное значение, основное внимание уделяется иконам. Именно тябловыми были иконостасы древней Византии и Руси вплоть до XVII столетия, а также самобытные иконостасы Русского Севера.

Элементы тяблового иконостаса

Рамочный иконостас обычно бывает украшен значительно более пышно, нежели тябловый. Он представляет собой великолепную раму, в которую вправлены образы. Встречаются иконостасы, в которых основной акцент и вовсе сделан не на иконы, а на декор: объемную резьбу. Иногда в таких иконостасах встречаются скульптуры, что в целом не свойственно убранству православного храма. Эти иконостасы относятся к некоторым ответвлениям стиля барокко, а также к классицизму. Впрочем, в соответствии с назначением иконостаса предпочтительно, чтобы иконы в нем занимали основное место, а декор играл вспомогательную роль. В большинстве храмов сегодня иконостасы имеют рамочную конструкцию, но иконы в них достаточно крупные, что способствует молитвенному сосредоточению внимания. Их можно отнести к стилям нарышкинского барокко, умеренного классицизма, русского модерна, историзма, эклектики.

Размещение икон в иконостасе

В зависимости от размеров и стилистики, в иконостасе может быть различное число икон. Но есть практически обязательные образы.

Схема храмового иконостаса


Царские врата

В первую очередь, это иконы Христа и Богоматери, которые находятся в нижнем ряду алтарной преграды, по сторонам от Царских врат. Они именуются местными иконами, а нижний ряд иконостаса – местным рядом.
Справа от образа Спасителя в местном ряду традиционно помещают икону святого или события, которому посвящен храм.

На Царских вратах мы, как правило, видим образы четырех евангелистов (апостолов, написавших Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова). Также на Царских вратах обычно помещают икону Благовещения. Над Царскими вратами – образ Тайной Вечери. Эта икона входит в пространство Царских врат, то есть относится к нижнему ряду иконостаса. Нередко Царские врата украшают фигуркой голубя, который символически указывает на Третье Лицо Пресвятой Троицы – Святого Духа, Которым совершаются церковные Таинства.

Ряды иконостаса

Над деисусным рядом располагается ряд двунадесятых праздников. Иконы в нем, как правило, имеют меньший размер, нежели в других рядах. Помимо изображений главных праздников Православия, в нем могут находиться иконы Страстей Христовых. Впрочем, существуют иконостасы, в которых выделен особый страстной ряд.

Еще выше мы видим пророческий и праотеческий ряды, в которых расположены образы ветхозаветных угодников Божиих. Во многих иконостасах эти ряды соединены в один.
В центре иконостаса, венчая его вершину, устанавливается крест. В русских храмах этот крест, как правило, не велик. В греческих же, сербских и болгарских церквях высота креста на иконостасе может быть сопоставима с размером самых крупных из икон. На иконостасах Греции и Балкан нередко можно увидеть необычную для нашего взора композицию: крест, установленный на змее или драконе, попирающий его. Этим зримо выражается идея победы Христа над грехом, смертью и адом.
На боковых – дьяконских вратах иконостаса обычно изображают древних святых дьяконов: Стефана и Лаврентия. Встречаются иконостасы, на одной из боковых дверей которых изображен благоразумный разбойник, введенный Спасителем в рай.

Полезный совет

Облик иконостаса определяет восприятие храмового убранства. Поэтому особенно важно, чтобы он соответствовал архитектуре храма. В старинных церквях иконостасы, как правило, воссоздают в соответствии с тем, как они выглядели до разрушения. Впрочем, не всегда. Как известно, в XVIII – XIX веках церковное искусство находилось под серьезным влиянием искусства светского. Поэтому нередко настоятели храмов принимают решение сделать новый иконостас более соответствующим традиции церковного благочестия: с крупными, написанными в каноничной стилистике иконами. В любом случае, если храм является памятником архитектуры, при воссоздании его убранства следует быть очень внимательными, чтобы не вступить в противоречие с действующим законодательством.

Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в.

Первые алтарные преграды, известные нам, появились в IV веке по Р.Х. Они представляли собой невысокий парапет, решетку. Нечто подобное было в античных общественных учреждениях, где места судей и писарей были отделены решеткой от помещения для посетителей. Со временем на этот парапет в храме стали устанавливать иконы. Он делался все выше и декоративнее.

С течением столетий формировалась общая для разных стран схема размещения основных образов в иконостасе. Увеличивалось количество рядов. Усложнялся декор. К XVII веку в России повсеместно распространились пятиярусные тябловые иконостасы.

После Петровских преобразований, когда Церковь в России была фактически подчинена государству, храмовое зодчество в большинстве случаев стало следовать в фарватере модных в то время в светской архитектуре стилей. Появились иконостасы, выполненные в стилистике барокко, затем – классицизма, готики, модерна. В наши дни создаются иконостасы в самых разных стилях, начиная с византийского.

Духовно-символическое значение

Иконостас православного храма является частью Предания Церкви. Скрывая от взоров мирян происходящее в алтаре, духовным образом он являет им Небесную Церковь, Горнее Царствие. Таким образом, главное его назначение – напоминать молящимся, что в храме следует смотреть не столько на временное и человеческое (личность священника, отношения между людьми), сколько на вечное, Небесное. Иконостас являет нам тайну попечения Божия о спасении человечества. Мы видим праотцев, пророков, ангелов, главные события Священной истории, новозаветных святых. И, конечно, иконостас показывает нам Царствие Божие: Пресвятую Троицу, восседающего на престоле Господа, предстоящих Ему Богоматерь и Иоанна Богослова.
Декор иконостаса, обрамляя иконы, напоминает о красоте Горнего мира. Элементы этого декора глубоко символичны. Это крест в различных его формах, орнаменты в виде трав и цветов – знаки христианских добродетелей и рая, а также символические изображения. Особенно распространены изображения, напоминающие о Таинстве Евхаристии – главном, что совершается в храме. Это виноградная лоза и грозди, колосья пшеницы и т.п. На некоторых иконостасах можно увидеть древние христианские символы: якорь – тайное изображение креста, знак верность и стойкости; рыбы – зашифрованное имя Спасителя.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

Как устроен иконостас?

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.

Православный иконостас: история и устройство

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса

Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса

Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре — пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас — попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Строение иконостаса: второй ряд

Строение иконостаса: третий ряд

Строение иконостаса: четвертый ряд

Строение иконостаса: пятый ряд

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Читайте также: