Почему физика в школе такая скучная

Обновлено: 05.07.2024

Думаю, просто потому, что большинству людей физика неинтересна. Легче всего понимать и осваивать то, что вам интересно. Труднее всего - то что неинтересно. Для истинных интеллектуалов не существует неинтересных тем. Поэтому такие люди могут разбираться хорошо и в физике и, например, в искусстве.
Другой момент состоит в том, что для понимания физики и математики необходим действительно высокий интеллект. Даже не высокий балл теста IQ, а именно что высокий интеллект. Вы можете выучить что угодно, освоить любую специальность, не обладая высоким интеллектом, просто за счёт вашей дисциплинированности и трудолюбия. Любую кроме физики и математики. Одним только трудолюбием физику и математику не выучишь. Здесь нужны мозги. Нужно уметь оперировать понятиями и категориями на высоких уровнях абстракции. Нужно быть способным к различным формам высшей мыслительной деятельности. Это чистая правда

эх, мне лично физика очень интересна и кажется такой крутой наукой для просветлённых и вообще очень разнообразно и. Читать дальше

Дык любую науку трудно понять, если ей не заниматься, как должно. Причем физика - вовсе не самая сложная. Пять лет отучился и вуаля, знаешь. А чтобы изучить теорию музыки в начальном понимании, нужно учиться 7 лет. Причем, если вы загляните в детский учебник по сольфеджио для второго класса, вы не поймете ни одного слова. Если в загляните учебник физики для любого. Читать далее

"Причем физика - вовсе не самая сложная. Пять лет отучился и вуаля, знаешь". Вы путаете дилетантизм с глубоким. Читать дальше

Инженер тяжелого машиностроения и инженер-конструктор, технолог машиностроения, профессион. · 2 мая 2021

Физика пусть и считается фундаментом и основой всех прочих наук, но даже она состоит из нескольких частей. И чтобы осознать физику (рассматриваем самую примитивную) нужно знать мат. логику, аналитическую логику, иметь представление о динамике и статике и, разумеется, "дружить с цифрой". Если хоть что-то из этого "пошатывается" - физику понять не получится. Но, чем. Читать далее

Вырвав фундамент не удержится строение. Бегущий на время спортсмен распределяет свои силы т.к. до финиша можно и. Читать дальше

Очень часто проблемы с физикой из-за проблем с математикой. Об этом не всегда говорят, но это так. Язык физики -- это математика. Начинать нужно с математики. Школьная математика в рюкзаке? -- можно читать пятитомник Мякишева. Основы матанализа и линейной алгебры перемолоты? -- можно уже начинать и Фейнмана. Удалось освоить матан на уровне хотя бы Марсдена -- добивать. Читать далее

Почему школьная программа не оставляет у выпускников почти никаких знаний? Что в ней устарело, а что нуждается в кардинальном пересмотре?

Начинаем серию статей о проблемах и устаревших концепциях в школьной программе и предлагаем порассуждать о том, зачем школьникам нужна физика, и почему сегодня её преподают не так, как хотелось бы.

Для чего современный школьник изучает физику? Или для того, чтобы ему не надоедали родители и учителя, или же затем, чтобы успешно сдать ЕГЭ по выбору, набрать нужное количество баллов и поступить в хороший вуз. Есть ещё вариант, что школьник физику любит, но эта любовь обычно существует как-то отдельно от школьной программы.

В любом из этих случаев преподавание ведётся по одинаковой схеме. Оно подстраивается под систему собственного контроля — знания должны преподноситься в такой форме, чтобы их можно было легко проверить. Для этого и существует система ГИА и ЕГЭ, а подготовка к этим экзаменам в результате и становится главной целью обучения.

Как устроено ЕГЭ по физике в его сегодняшнем варианте? Задания экзамена составляются по специальному кодификатору, куда входят формулы, которые, по идее, должен знать каждый ученик. Это около сотни формул по всем разделам школьной программы — от кинематики до физики атомного ядра.

Большая часть заданий — где-то 80% — направлена именно на применение этих формул. Причем другие способы решения использовать нельзя: подставил формулу, которой нет в списке — недополучил какое-то количество баллов, даже если ответ сошелся. И только оставшиеся 20% — это задачи на понимание.

В результате главная цель преподавательской работы сводится к тому, чтобы ученики знали этот набор формул и могли его применять. А вся физика сводится к несложной комбинаторике: прочитай условия задачи, пойми, какая формула тебе нужна, подставь нужные показатели и просто получи результат.

В элитарных и специализированных физико-математических школах обучение, конечно, устроено иначе. Там, как и при подготовке к всевозможным олимпиадам, присутствует какой-то элемент творчества, а комбинаторика формул становится намного сложнее. Но нас здесь интересует именно базовая программа по физике и её недостатки.

Стандартные задачи и абстрактные теоретические построения, которые должен знать обычный школьник, очень быстро выветриваются из головы. В результате физику после окончания школы уже никто не знает — кроме того меньшинства, которому это почему-то интересно или нужно по специальности.

Получается, что наука, главной целью которой было познание природы и реального физического мира, в школе становится донельзя абстрактной и удаленной от повседневного человеческого опыта. Физику, как и другие предметы, учат зубрёжкой, а когда в старших классах объём знаний, который необходимо усвоить, резко возрастает, всё зазубрить становится просто невозможно.


Но это было бы и необязательно, если бы целью обучения было не применение формул, а понимание предмета. Понимать — это, в конечном счёте, намного легче, чем зубрить.

Формировать картину мира

Задачки, которые нам здесь предлагают решить — не количественные, а качественные: нужно не подсчитать какой-то абстрактный показатель вроде коэффициента полезного действия, а поразмышлять, почему вечный двигатель невозможен в реальности, можно ли выстрелить из пушки до луны; нужно провести опыт и оценить, каким будет эффект от какого-либо физического взаимодействия.


Одним словом, заучивать формулы здесь не обязательно — главное понимать, каким физическим законам подчиняются предметы окружающей действительности. Проблема только в том, что знания такого рода куда сложнее поддаются объективной проверке, чем наличие в голове школьника точно определённого набора формул и уравнений.

Поэтому физика для обычного ученика оборачивается тупой зубрежкой, а в лучшем случае — некой абстрактной игрой ума. Формировать у человека целостную картину мира — совсем не та задача, которую де факто выполняет современная система образования. В этом отношении, кстати, она не слишком отличается от советской, которую многие склонны переоценивать (потому что раньше мы, мол, атомные бомбы разрабатывали и в космос летали, а сейчас только нефть умеем продавать).

По знанию физики ученики после окончания школы сейчас, как и тогда, делятся примерно на две категории: те, кто знает её очень хорошо, и те, кто не знает совсем. Со второй категорией ситуация особенно ухудшилась, когда время преподавания физики в 7-11 классе сократилось с 5 до 2 часов в неделю.

Большинству школьников физические формулы и теории действительно не нужны (что они прекрасно понимают), а главное — неинтересны в том абстрактном и сухом виде, в котором они преподносятся сейчас. В итоге массовое образование не выполняет никакой функции — только отнимает время и силы. У школьников — не меньше, чем у учителей.

Attention: неправильный подход к преподаванию точных наук может иметь разрушительные последствия

Если бы задачей школьной программы было формирование картины мира, ситуация была бы совершенно иной.

Лекция Уолтера Левина — хороший пример того, как можно соединить физические теории и формулы с конкретными наблюдениями.

1. Предмет кажется слишком сложным из-за математики

Мало кто задумывался, но в физических задачах от самой физики — только рисунки и составление системы уравнений. Дальше начинается банальная математика, о чём нет предупреждающих наклеек на учебниках. В итоге все стремления учащихся разбиваются о математический быт, затушив желание постичь тайны Вселенной. Да и всем ли детям нужно так много задач? Понять физику может даже двоечник по математике, если сократить количество задач и научить его замечать и описывать явления.

2. Материал, который объясняют на уроках, не связан с настоящим временем

3. Слишком много задач, в которых слишком мало реальности

4. Нужно больше практики

Условный школьник Вася научился решать задачи, выучил формулировки и законы, может написать любую формулу. Но зачем ему это? Васе ещё нужно научиться это применять. Больше практики! Берите пример с кружков по робототехнике и прототипированию. В своё время мы водили детские экскурсии в FabLab, где находится куча разных современных станков — начиная от 3D-принтера и заканчивая лазерными резаками. Там дети вживую видят, что такое физика, почему современный лазер не всегда может разрезать металл или почему дерево не подходит для 3D-печати. Теория в отрыве от практики скучна и неинтересна, в особенности если мы говорим о школьниках. Важно рассказывать о том, как работает пульт от телевизора, кнопка выключателя или главный атрибут кухни — холодильник.

5. К предмету нужно готовить в школе заранее

Готовы ли дети к курсу физики к 7-му классу на самом деле? Нет. Учителя физики почему-то тратят часть времени (и хорошо, если только часть) на подтягивание математики у детей. В итоге 7-й класс превращается в математическую пытку: пытают и на алгебре, и на геометрии, и на физике. Всё непонятно и сложно. В такой ситуации любовь к предмету — это отношения вопреки.

6. Кому нужен учебник по физике?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе почти все предметы преподают не так, как нам, казалось бы, надо. Физика не исключение. О том, что так бесит в школьной физике, рассказывают два учителя этого предмета Иван Леонов и Александр Юрасов.

1. Предмет кажется слишком сложным из-за математики

Мало кто задумывался, но в физических задачах от самой физики — только рисунки и составление системы уравнений. Дальше начинается банальная математика, о чём нет предупреждающих наклеек на учебниках. В итоге все стремления учащихся разбиваются о математический быт, затушив желание постичь тайны Вселенной. Да и всем ли детям нужно так много задач? Понять физику может даже двоечник по математике, если сократить количество задач и научить его замечать и описывать явления.

2. Материал, который объясняют на уроках, не связан с настоящим временем

3. Слишком много задач, в которых слишком мало реальности

4. Нужно больше практики

Условный школьник Вася научился решать задачи, выучил формулировки и законы, может написать любую формулу. Но зачем ему это? Васе ещё нужно научиться это применять. Больше практики! Берите пример с кружков по робототехнике и прототипированию. В своё время мы водили детские экскурсии в FabLab, где находится куча разных современных станков — начиная от 3D-принтера и заканчивая лазерными резаками. Там дети вживую видят, что такое физика, почему современный лазер не всегда может разрезать металл или почему дерево не подходит для 3D-печати. Теория в отрыве от практики скучна и неинтересна, в особенности если мы говорим о школьниках. Важно рассказывать о том, как работает пульт от телевизора, кнопка выключателя или главный атрибут кухни — холодильник.

5. К предмету нужно готовить в школе заранее

Готовы ли дети к курсу физики к 7-му классу на самом деле? Нет. Учителя физики почему-то тратят часть времени (и хорошо, если только часть) на подтягивание математики у детей. В итоге 7-й класс превращается в математическую пытку: пытают и на алгебре, и на геометрии, и на физике. Всё непонятно и сложно. В такой ситуации любовь к предмету — это отношения вопреки.

6. Кому нужен учебник по физике?

Читайте также: