Почему философия не школьная наука

Обновлено: 01.07.2024

1. "философия- не школьная наука, ее изучают слишком рано".
2. "философия-это слишком сложно".
3. " философию лучше отложить на потом, сначала положительные, бесспорные науки".
4. "философия бесполезна".
5. "философии, как и искусству, нельзя научить".
не слишком сложно, и не мало:)

Философия бесполезна:
Потому что польза здесь
лишь в развитии разума и чувств.
Это нематериально.
Мудрость-это правильное использование знаний.
Науки-это прикладные "дочки" философии.
А время-это количество чувств, ощущений.

Философия-обязательный зтап продвигающегося в себе, позволяющая *прозревать*не уму а осознанности, но это время для зрелого ума, чувствующего предел .

Первый год человек учится говорить. Всю остальную жизнь человек учится молчать. Слова — серебро бедных людей. Золото правильных привычек и потому возможность промолчать доступны только богатым. Богатством, в первую очередь, являются навыки обращения с предметами. Во вторую очередь — сами предметы. И, если в ладонь ребёнка не вложить предмет, она, пустая, потом сожмётся в кулачёк. Ничто не сравнится с обучением, не прибегающим к словам. Согласитесь, что даже разговор должен быть предметным. Слова, словосочетания — это процессы, ещё не сформировавшиеся в предметы. Нужно улавливать в словах суть не столько для того, чтобы рассказать о ней, а сколько для того, чтобы попробовать сформировать предметы. Если не удастся (общими усили ями) сформировать предмет, то не сумевшие затем этим предметом воспользоваться будут сотрясать воздух несколько дольше. Это обедняет их жизнь. Обогащение жизни называется счастьем. Если я, меняясь, захочу действовать, я буду изменять себя и ближних при помощи бытия.

АРИСТИПП: Кто-то привел к нему в обучение сына; Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: "За эти деньги я могу купить раба! " – "Купи, – сказал Аристипп, – и у тебя будет целых два раба".

Подросткам и юношеству свойственно максималистское мышление - это нормально, но несовместимо с философским мировоззрением. Философия- "любовь к мудрости", а первый признак мудрости, как сказал кто-то из великих - сомнение, что несвойственно юным.
Ум имеет три составляющих: интеллект, знания и опыт. Молодой человек вполне может иметь первые две, но третьей составляющей - опыта - у него определению не имеется.

написал бы кто учебник, в последних классах пошла бы не отягченная версия. 90% маразма в мире от неумения элементарно правильно думать.

Безусловно, в той части, где речь идёт об учебнике, Болдачёв прав, соответствующий учебник просто необходим. И даже два учебника: один по истории философии, а другой по философии как явлению, как науке. Также необходимо и раздельное изучение истории философии и философии как явления, то есть практической и теоретической философии.
Но в той части, где речь идёт о квалификации учителей, пессимизм Болдачёва кажется довольно наивным и неуместным. Ведь такой же пессимизм можно высказать и по преподаванию в школах любой другой науки. Где взять хороших учителей химии, физики, математики и т.д.? Профессионализм учителей – это отдельная серьёзная тема. Но если физические и химические факультеты всё-таки выпускают соответствующих специалистов, то почему философские факультеты не в состоянии выпускать приличных школьных преподавателей философии? Кажется, для этого нет никаких препятствий. Данная проблема скорее относится к политическим и идеологическим вопросам, ведь если бы на то была воля соответствующих должностных лиц, то преподавательский состав сформировался бы за весьма короткий срок. Здесь скорее нужно говорить о качестве обучения специалистов на самих философских факультетах, то есть о качестве подготовки будущих преподавателей.
Далее Болдачёв пишет:

Очень часто люди спорят о том, является ли философия наукой. Существует три распространенных ответа:
1. Философия является одной из научных дисциплин. Она лишь часть гуманитарного знания.
2. Философия не является наукой, потому что она не дает объективных знаний о действительности и не использует общепринятые научные методы. Она не дотягивает до уровня научного знания.
3. Философия не является наукой, потому что по иерархии она выше любой науки и всей научной системы в целом.

Чтобы разрешить этот вопрос, следует определиться, что мы понимаем под наукой, и когда она возникла. У науки есть множество определений. Наука сама точно не знает, что она такое, а потому мы попытаемся дать более точный ответ. Для нас наука — это философская школа, которая появилась в начале Нового времени на базе таких учений, как рационализм и эмпиризм. До этого не существовало достаточного количества факторов и принципов, объединяющих современную научную систему и то, что называется наукой прошлого. Наука — это прежде всего теоретическое знание, основанное на эмпирическом базисе. Если мы расширим определение науки и назовем её синонимом практики, то, конечно, придется признать, что наука существует столько же, сколько существует и человечество, но современная наука и наука Нового времени — это не просто практика, это определенная философская установка на исследование действительности.

Если мы расширяем определение науки до практики, то наука есть в христианстве, буддизме, у древних людей и у каждого из философов. Тогда у всех есть своя наука. Но даже в таком случае философия не является наукой, так как она объясняет практику. Мы же задаем вопрос из современной научной системы, которая помещает философию в свое образование в качестве одной из гуманитарных наук. Основываясь на этом, логично использовать такое определение науки, которое имеет более конкретное отношение к современности.

Очевидно, что автор статьи придерживается третьего ответа на поставленный вопрос.

Философия — фундамент любого донаучного и вненаучного знания

У каждой религии, секты или любой другой группы людей, объединенных общими воззрениями, имеется своя философия, которая играет роль фундамента. На Западе философия в самом прямом смысле являлась основанием для всего вненаучного, начиная от христианства и заканчивая атеизмом. Первыми атеистами были именно философы. Они же сформулировали все самые важные аргументы против религии. Даже еретические учения имели свою философию. В этом смысле теоретическое философское знание лежит за пределом любой науки и научной системы в целом.

Из этого следует, что философия не ограничивается одной лишь научной системой, в то время как каждая из наук подчиняется общим законам науки своего времени. Уже этого достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать, что философия наукой не является.

Научная философия — фундамент научного знания

Даже внутри науки научная философия занимает особое место, которое не ограничивается предметом отдельной дисциплины. Научная философия — это один из многих разделов философии, но один из немногих, имеющих реальное отношение к науке. Данный раздел занимается формированием научных принципов, самых общих методов и установок, без которых не сможет существовать ни одна естественная, точная, общественная или гуманитарная наука.

Неизвестно, является ли научная философия подлинной частью науки или находится за её пределами, но ответ на этот вопрос для данной статьи неважен, поскольку нам известно, что вся остальная философия может не иметь к науке никакого отношения.

Философия создала науку

Научное мировоззрение появилось на стыке двух философских школ: эмпиризма и рационализма. Философия не может быть наукой, потому что она создала эмпиризм, рационализм и, как прямое следствие, саму науку. Философия существовала еще тогда, когда науки не было, если под наукой мы понимаем тот тип исследования, который возник в начале Нового времени и развивался вплоть до наших дней.

Философия формирует общую методологию науки

Философия не вписывается в отдельную научную дисциплину, так как она работает над методологией всех наук. У основания естественнонаучного знания мы находим учения многочисленных натурфилософов (Демокрит, Аристотель), эмпириков (Ф. Бэкон) и рационалистов (Р. Декарт). Гуманитарное знание также формировалось под сильнейшим влиянием философии (Шлейермахер, Дильтей). Теоретическая математика (Пифагор, Платон и Евклид) и логика (Аристотель) также были созданы философами.

Философию невозможно классифицировать в рамках науки

Философия имеет право игнорировать научные теории

Ни одна наука не может игнорировать теоретические достижения других наук, особенно если речь идет о смежных областях исследования. Философия и здесь является исключением. У нее есть полное рациональное право действовать в обход научному методу, как следствие, не учитывая научные теории. Конечно, большинство людей, занимающихся философией, хорошо знакомы с наукой. Они оспаривают научные теории или пытаются соотнести с ними свои достижения. Правда, это не обязательное условие для того, чтобы называться философом. Ни один ученый не имеет права игнорировать научные теории. Философ может это делать. Из этого следует, что философ не является ученым, а представляет собой нечто другое.

Философия имеет право игнорировать научные факты

Философия предоставляет множество теоретических построений, которые логически аннулируют научные факты. Например, если философ солипсист, то из его учения следует, что весь мир не является настоящим, как следствие, нет никакого смысла подходить к нему с точки зрения естественной установки. У многих учений есть возможности, позволяющие им непротиворечиво отрицать научные факты, например, подвергнув сомнению научную методологию. Ни один из ученых и людей, претендующих на это звание, не может сделать ничего подобного. Наука — это вера в факты, без которых вся научная деятельность теряет основание. Философ может представить такие теоретически условия, в которых научная трактовка фактов будет либо ложной, либо бессмысленной, как следствие, он имеет полное право игнорировать их.

Подлинно философское образование невозможно

Тогда чему учат на философских факультетах? Во-первых, там обучают истории философии, которая является частью научного исторического знания, а не философского. Во-вторых, там изучаются уже созданные философами прошлого методы, что крайне редко приводит студентов к созданию своих методов. В данном случае, академическая философия подражает науке, пытаясь навязать нам те или иные подходы. В-третьих, там обучают языкам, которые позволяют читать тексты мыслителей прошлого, что тоже не имеет никакого отношения к чистой философии, и относится скорее к истории, филологии и лингвистике. В-четвертых, студентов-философов учат герменевтической традиции изучения философских текстов. Какой результат у всего этого? Разве студенты-философы и их преподаватели покидают университеты Фалесами, Парменидами, Гераклитами, Платонами, Аристотелями и Кантами? Нет. Они лишь становятся специалистами в философии Фалеса, Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля или Канта. Это тоже полезно и нужно нашему обществу, но к чистой философии такое образование имеет косвенное отношение.

Не исключено, что когда-нибудь будет создана обучающая программа, которая сможет делать из обычных людей продуктивно мыслящих философов, но до сих пор все подобные попытки создать философское образование выливались либо в идолопоклоннические секты (пифагореизм, платонизм, перипатетизм и т.д.), где из огромного количества обучающихся к настоящей философии отношение имели лишь единицы, либо становились подходом к исследованию философии, ограниченным доминирующей точкой зрения (​изучение философии в Средние века, академическая философия).

Вывод

Философию очень трудно представить в качестве одной из наук. Она не является полноценной частью научной системы, не подчиняется научному методу и может не разделять научную картину мира. Если мы и хотим назвать философию наукой, то придется сделать огромное количество поблажек. Это будет самая исключительная и свободная наука, которая ни перед кем не отсчитывается. Она не подчиняется логике, математике, методу, фактам и научным теориям. Она может как поддерживать, так и отвергать науку. У нее нет определенных объекта исследования, предмета, проблемы, принципов и подходов. Философия допускает безграничное количество точек зрения и методов. Она потенциально, во всей своей неопределенности и свободе, превосходит науку в целом, и сама наука является лишь её частью. Поэтому философия не может быть наукой. Кроме того, нелепо называть её чем-то более низким, чем наука, так как философия создала науку, основала многие области исследования, впервые сформулировала важнейшие научные принципы, а также разрабатывала и разрабатывает различные методы, играющие огромную роль для развития научной системы.

Читайте также: