Почему духовенство претендовало на роль главного сословия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Духовенство, как сословие. Одной из важнейших особенностей общественного устройства имперского периода, особенно первой его половины, являлось сословное устройство российского общества. Что такое сословие? Это такое социальное устройство, где социальный статус и занятия человека передаются по наследству. Именно наследованием человека обусловливается положение человека, род его занятий и так далее. Материальное его положение в данном случае не играет существенной роли, поскольку мы вполне можем себе представить богатого зажиточного крестьянина, или горожанина, купца и бедного дворянина. Но от этого, от их личного благосостояния ни в коей мере не будет изменен их социальный статус – дворянин останется дворянином, а купец останется купцом, и он не сможет поступить на государственную службу, или военную службу, а должен будет заниматься своей торговой деятельностью.

В синодальный же период правительство прикладывает усилия для того, чтобы закрыть духовное сословие для входа и для выхода. Для чего это делается? Прежде всего по двум причинам. Первая причина своего рода фискальная – правительство не заинтересовано в том, чтобы люди, поданные из податных сословий, из крестьян, из посадских людей переходили в духовное сословие, которое не облагается налогами – это, с одной стороны. А с другой стороны, правительство пытается повысить образовательный уровень детей священнослужителей, что кажется проще делать в рамках замкнутого сословия.

Очень важным элементом было формирование в начале XIX века системы духовного образования через которую стали проходить уже все дети духовенства и это было одним из важнейших элементов формирования духовного сословия в России. Уже в первой половине XIX века мы видим, что духовное сословие вполне сформировалось. Не хватает ему с точки зрения классической теории сословий, пожалуй, только одного – органов сословного самоуправления. И вот, как ни парадоксально в 1860-е годы, когда великие реформы ставят одной из своих задач демонтаж сословного строя в рамках Российской империи и на это были направлены судебная реформа, военная реформа. Так вот, как ни странно, именно в этот период духовенство получает органы сословного самоуправления в виде благочиннических съездов и епархиальных съездов, что естественно ведет к продолжающейся консолидации духовного сословия.

Оформление духовного сословия в четко наследуемую институцию, приводит безусловно к последовательному отчуждению духовенства и его паствы, как образованного общества, как дворян, которые смотрят на духовенство с определенной дистанцией, с определенной насмешкой, так и по отношению к крестьянам. Крестьяне также все больше ощущают дистанцию между собой и духовенством, замкнутым в определенные сословные рамки.

Духовенство было привилегированным сословием. И стояло всегда рядом с правителем ( к образцу в России вровень с дворянами).
Так же не стоит забывать, что духовенство- это представители религии (а у бедного народа кроме веры в Господа иногда не чего и не было)
Сами правители обращались к представителям духовенства за советами и т.д. тем самым превозносили роль богослужителей!
Да и ещё в то время к религии относились не так как на данный момент. Религия была на первом месте для всех и каждого.

В те времена все думали, что после погибели попадут на трибунал Бога и по этому духовенство превозносили на первое место!

Анемподист

Духовенство было привилегированным сословием. И стояло всегда рядом с правителем ( к примеру в России наравне с дворянами).
Так же не стоит забывать, что духовенство- это представители религии (а у бедного народа кроме веры в Бога порой не чего и не было)
Сами правители обращались к представителям духовенства за советами и т.д. тем самым превозносили роль богослужителей!
Да и ещё в то время к религии относились не так как сейчас. Религия была на первом месте для всех и каждого.

Духовенство считалось привилегированным сословием, поскольку не платило прямых налогов, имело ряд судебных привилегий, а также владело огромными вотчинами и крепостными крестьянами.

2. Почему положение духовенства в государстве было неустойчивым, несмотря на огромные богатства и обширные земли?

Положение духовенства в Российском государстве было неустойчивым по той же причине, что и у дворян. Не существовало никаких законов, которые защищали бы духовенство от возможно произвола со стороны царя. Постепенно православная церковь превращалась в послушное орудие в руках монарха. Помимо прочего, немаловажную роль играло желание дворян отобрать монастырские вотчины, а царских советников – пополнить казну церковными богатствами.

Стр. 148

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Прочитайте эпиграф:

2) Можно ли назвать службу московского дворянства особенной, престижной?

Служба московского дворянства была престижной, по сравнению с другими сословиями, поскольку их назначали на ответственные, командные должности. Кроме того, служилые люди не платили налоги.

3. Сравните положение привилегированного сословия в XVII в. в России и Европе.

Положение привилегированного сословия в России и Европе существенно отличалось, хоть и выполняло аналогичные функции. Европейское дворянство имело юридически закреплённые права и вольности, которые защищали их от произвола правителей и в определённой мере ограничивали их власть. Классическим примером является английская Великая хартия вольностей, которая запрещала необоснованные аресты, конфискацию имущества, тюремное заключение и казнь представителей дворянства. Даже в период абсолютной монархии короли не смели отменить подобные привилегии. Тоже самое касалось дворянства других стран (Франции, Испании, Германии и т.п.). Ничего подобного в России не было. Не существовало никаких документов, которые защищали бы служилых людей от царского произвола. Их жизни, свобода и имущество полностью зависели от воли государя.

4. К какому по своему положению в обществе были ближе стрельцы: к посадским людям или дворянам? Свой ответ объясните.

По своему положению в обществе стрельцы были ближе к дворянам, чем к посадским людям. Стрельцы тоже несли государеву службу, получали жалованье с царской казны и самое главное – не платили налогов, что являлось главным показателем привилегированного сословия.

Читайте также: