Материя как основная форма бытия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)

Что такое бытие?

Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.

Какие виды бытия существуют?

В философии различают бытие как объективную и субъек­тивную реальности.

Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.

Субъективная реальность — это сознание, мышление, ду­ховный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвя­заны. Субъективная реальность отражает объективную реаль­ность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.

Какие уровни бытия выделяются в философии?

В философии различают актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие.

Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что суще­ствует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, преж­де всего, бытие естественных вещей и процессов.

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.

Какие формы бытия существуют?

В философии различают природное и социальное бытие.

Какие концепции бытия существуют?

В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием пони­мают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существую­щих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.

Что такое субстанция?

Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Субстанция в обычном понимании — синоним материи и ве­щества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые ме­няются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.

В философии субстанция трактуется по-разному, в соответ­ствии с разным видением мира. В монистическом учении осно­вой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым на­чалом всех явлений.

Наряду с монистическими толкованиями в философии су­ществуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и ду­ховное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.

Что такое материя?

Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

Понятие материи возникло в то время, когда древнегрече­ские мыслители пытались объяснить единство мира.

Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и в сознании. Материя не суще­ствует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.

Каким образом человек может познать материю?

Материя существует в бесчисленном множестве конкрет­ных форм, и познать ее можно только через познание отдель­ных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.

Какую структуру имеет материя?

Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархи­ческом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту струк­турную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни органи­зации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.

Каким образом существует материя?

Длительное время считалось, что материя — некое застыв­шее образование, из которого возникают вещи. В ходе разви­тия философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.

Какие формы движения материи существуют?

Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движение.

Что является началом всякого превращения?

Основой и началом всякого превращения является самодви­жение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.

Как понимают пространство и время в философии?

Что такое реляционный подход?

Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?

Пространство и время в диалектическом материализме вос­принимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.

Пространство — форма существования вещей, их структур­ность и протяженность.

Время — форма протекания всех механических, органиче­ских и психических процессов. Время характеризует взаимо­действие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для простран­ства это гомогенность (однородность), изотропность (одинако­вость свойств) и кривизна; для времени — однородность.

Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.

Цель – сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия.

1. Бытие как проблема философии

2. Сущность и формы материи

3. Философия развития

Дидактические единицы: Проблемы материи в философии. Понятие материи. Основные формы материи. Философское обоснование бытия. Проблема субстанции. Объективность и реальность как свойства материальных объектов. Идеально-духовные начала бытия. Проблема движения и покоя в философии. Пространство и время как философские категории, их общие и специфические черты. Всеобщие законы бытия и движения мира. Диалектические законы Г. Гегеля. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Понятие регресса и прогресса. Философские категории. Их роль в познании.

Можно воспользоваться учебниками колледжа:

1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. –с. 262 - 278

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. –с. 189 - 193

4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – с. 208 - 224 (есть и других лет издания).

1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с.

2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с.

3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с.

1.Новая философская энциклопедия:

Дополнительные материалы

Бытие как проблема философии

Онтология – философская дисциплина о наиболее общих и фундаментальных закономерностях существования и развития мира.

Проблема бытия в философии:

- У большинства людей есть естественная потребность в существовании мира.

- Изменчивость мира порождает сомнение в вечном и неизменном его существовании.

- Мир имеет логику существования и развития.

- При осмыслении целостности мира, поиске его закономерностей, определении категорий, наиболее полно его отражающих, возникает множество разночтений и трактовок.

- Онтологические вопросы всегда зависят от сознания, вне которого их постановка невозможно.

Сущее – всё, что существует. Существование – фундаментальное свойство всякого бытия наличествовать и проявлять себя.

1). Философская категория, фиксирующая основу существования, целостности, все сущее, которое пребывает в непрерывном движении, имея внутренний источник развития.

2).Всё, что реально существует, и представления об этой реальности.

Процесс понимания бытия равнозначен освоению окружающей действительности и самопознанию.

Категория бытия в истории философии:

Древняя Индия: бытие определяется активностью Брахмы-космоса.

Древний Китай: Дао порождает бытие.

Ранняя античность: бытие есть сочетание стихий, в основе которого лежит единая субстанция.

Средневековье: бытие есть Бог и сотворенный им мир.

Новое время: акцент на возможность адекватного отражения бытия.

Иррационализм: бытие – бытие конкретного человека.

Позитивизм: бытие – это то, что подтверждается научными фактами.

Небытие – категория для обозначения того, чего нет, что не существует, это отсутствие, отрицание бытия, несуществующая реальность. Ничто – способ существования небытия.

Доказательства обоснованности понятия небытия:

От времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего.

От пространства: бытие вещи в одном месте предполагает отсутствие (небытие) в другом.

От движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть.

От случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть. Существование случайности предполагает существование небытия.




Основные формы бытия:

Сущность и формы материи.

Основные подходы к трактовке материи.

1. Материалистический подход: материя – это весь окружающий мир. Она вечна, несотворима и неуничтожима; материя обладает качествами субстанции; идеальное становится возможным в результате развития материи, оно присуще только людям.

2. Объективно-идеалистический подход: признается существование материи, но лишь как результат активности (творения) высшего идеального начала (Бог, Абсолют, Мировой разум…); материя не обладает качествами субстанции.

3. Субъективно-идеалистический подход: существование материи ставится под сомнение или отрицается; материальный мир – совокупность ощущений человека, привычка так воспринимать действительность.

Современное понимание материи.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается в ощущениях человека, существуя независимо от них.

Материя – субстанция, обладающая статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

1. Материя существует в виде вещества и поля.

Вещество (газ, твердое, плазма, жидкость) – обладает массой покоя.

Физические поля (гравитационное, электромагнитное) обладают энергией и импульсом.

2. Существуют уровни (формы) материи:

- биологический (клетки, организмы)

- социальный (социальные структуры)

3. Материя существует как …

- неживая (микромир; мир, привычный человеку; макромир)

Материя существует в пространстве и времени. Пространство и время – это всеобщие формы материи, это атрибуты материи.

Пространство – категория, которой обозначают всеобщую форму бытия материи, характеризующую ее протяженность, структурность.

Свойства пространства: протяженность, размерность, соотнесенность.

Время – философская категория, обозначает всеобщую форму бытия материи, выражающую порядок необратимой смены событий, последовательность и длительность существования различных объектов, явлений, процессов.

Свойства времени: необратимость, длительность.

Философия развития.

С древних времен философы спорят о том, что такое движение, существует ли оно или это иллюзия. Существует два основных подхода философов к движению и развитию в окружающем мире: диалектика и метафизика.

Диалектика – учение о закономерностях развития, об изменчивости бытия, о взаимосвязанности всех его проявлений и форм, а также философский метод осмысления и изучения окружающей действительности.

Метафизика. Бытие в метафизике понимается как состоящее из отдельных объектов, связь между которыми неочевидна и необязательна.

Движение – понятие, которым обозначаются всякие изменения объектов, систем, отношений. Движение в той или иной форме существует всегда.

Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние данных объектов. Развитие может быть 1) прогрессивным и регрессивным; 2) постепенным и скачкообразным.

Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве Г. Гегеля, а затем приобрела материалистический характер в марксизме.

Закон диалектики по Гегелю:

Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта.

Механизм развития: развитие происходит путем перехода количественных изменений в качественные.

Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.

Диалектика имеет свою структуру:

1). Принципы диалектики

- принцип всеобщей связи;

- принцип всеобщего развития

2). Законы диалектики

- закон единства и борьбы противоположностей;

- закон перехода количественных изменений в качественные;

- закон отрицания отрицания

3). Категории диалектики

- сущность и явление;

- содержание и форма;

- причина и следствие

- возможность и действительность

- необходимость и случайность

Вопросы для самоконтроля:

1). Какие типы трактовок бытия встречаются в истории философии?

2). Какие формы имеет человеческое бытие?

3). Какова специфика живой материи?

Тема: Философское учение о бытии

Цель – сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия.

1. Бытие как проблема философии

2. Сущность и формы материи

3. Философия развития

Дидактические единицы: Проблемы материи в философии. Понятие материи. Основные формы материи. Философское обоснование бытия. Проблема субстанции. Объективность и реальность как свойства материальных объектов. Идеально-духовные начала бытия. Проблема движения и покоя в философии. Пространство и время как философские категории, их общие и специфические черты. Всеобщие законы бытия и движения мира. Диалектические законы Г. Гегеля. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Понятие регресса и прогресса. Философские категории. Их роль в познании.

Можно воспользоваться учебниками колледжа:

1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. –с. 262 - 278

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. –с. 189 - 193

4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – с. 208 - 224 (есть и других лет издания).

1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с.

2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с.

3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с.

1.Новая философская энциклопедия:

Дополнительные материалы

Бытие как проблема философии

Онтология – философская дисциплина о наиболее общих и фундаментальных закономерностях существования и развития мира.

Проблема бытия в философии:

- У большинства людей есть естественная потребность в существовании мира.

- Изменчивость мира порождает сомнение в вечном и неизменном его существовании.

- Мир имеет логику существования и развития.

- При осмыслении целостности мира, поиске его закономерностей, определении категорий, наиболее полно его отражающих, возникает множество разночтений и трактовок.

- Онтологические вопросы всегда зависят от сознания, вне которого их постановка невозможно.

Сущее – всё, что существует. Существование – фундаментальное свойство всякого бытия наличествовать и проявлять себя.

1). Философская категория, фиксирующая основу существования, целостности, все сущее, которое пребывает в непрерывном движении, имея внутренний источник развития.

2).Всё, что реально существует, и представления об этой реальности.

Процесс понимания бытия равнозначен освоению окружающей действительности и самопознанию.

Категория бытия в истории философии:

Древняя Индия: бытие определяется активностью Брахмы-космоса.

Древний Китай: Дао порождает бытие.

Ранняя античность: бытие есть сочетание стихий, в основе которого лежит единая субстанция.

Средневековье: бытие есть Бог и сотворенный им мир.

Новое время: акцент на возможность адекватного отражения бытия.

Иррационализм: бытие – бытие конкретного человека.

Позитивизм: бытие – это то, что подтверждается научными фактами.

Небытие – категория для обозначения того, чего нет, что не существует, это отсутствие, отрицание бытия, несуществующая реальность. Ничто – способ существования небытия.

Доказательства обоснованности понятия небытия:

От времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего.

От пространства: бытие вещи в одном месте предполагает отсутствие (небытие) в другом.

От движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть.

От случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть. Существование случайности предполагает существование небытия.

Основные формы бытия:

Сущность и формы материи.

Основные подходы к трактовке материи.

1. Материалистический подход: материя – это весь окружающий мир. Она вечна, несотворима и неуничтожима; материя обладает качествами субстанции; идеальное становится возможным в результате развития материи, оно присуще только людям.

2. Объективно-идеалистический подход: признается существование материи, но лишь как результат активности (творения) высшего идеального начала (Бог, Абсолют, Мировой разум…); материя не обладает качествами субстанции.

3. Субъективно-идеалистический подход: существование материи ставится под сомнение или отрицается; материальный мир – совокупность ощущений человека, привычка так воспринимать действительность.

Современное понимание материи.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается в ощущениях человека, существуя независимо от них.

Материя – субстанция, обладающая статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

1. Материя существует в виде вещества и поля.

Вещество (газ, твердое, плазма, жидкость) – обладает массой покоя.

Физические поля (гравитационное, электромагнитное) обладают энергией и импульсом.

2. Существуют уровни (формы) материи:

- биологический (клетки, организмы)

- социальный (социальные структуры)

3. Материя существует как …

- неживая (микромир; мир, привычный человеку; макромир)

Материя существует в пространстве и времени. Пространство и время – это всеобщие формы материи, это атрибуты материи.

Пространство – категория, которой обозначают всеобщую форму бытия материи, характеризующую ее протяженность, структурность.

Свойства пространства: протяженность, размерность, соотнесенность.

Время – философская категория, обозначает всеобщую форму бытия материи, выражающую порядок необратимой смены событий, последовательность и длительность существования различных объектов, явлений, процессов.

Свойства времени: необратимость, длительность.

Философия развития.

С древних времен философы спорят о том, что такое движение, существует ли оно или это иллюзия. Существует два основных подхода философов к движению и развитию в окружающем мире: диалектика и метафизика.

Диалектика – учение о закономерностях развития, об изменчивости бытия, о взаимосвязанности всех его проявлений и форм, а также философский метод осмысления и изучения окружающей действительности.

Метафизика. Бытие в метафизике понимается как состоящее из отдельных объектов, связь между которыми неочевидна и необязательна.

Движение – понятие, которым обозначаются всякие изменения объектов, систем, отношений. Движение в той или иной форме существует всегда.

Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние данных объектов. Развитие может быть 1) прогрессивным и регрессивным; 2) постепенным и скачкообразным.

Диалектические представления о мире формировались на протяжении тысячелетий. В европейской философии первым диалектиком обычно называют Гераклита. В период развития классической философии наиболее завершенный вид диалектическая система получила в творчестве Г. Гегеля, а затем приобрела материалистический характер в марксизме.

Закон диалектики по Гегелю:

Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта.

Механизм развития: развитие происходит путем перехода количественных изменений в качественные.

Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.

Диалектика имеет свою структуру:

1). Принципы диалектики

- принцип всеобщей связи;

- принцип всеобщего развития

2). Законы диалектики

- закон единства и борьбы противоположностей;

- закон перехода количественных изменений в качественные;

- закон отрицания отрицания

3). Категории диалектики

- сущность и явление;

- содержание и форма;

- причина и следствие

- возможность и действительность

- необходимость и случайность

Вопросы для самоконтроля:

1). Какие типы трактовок бытия встречаются в истории философии?

2). Какие формы имеет человеческое бытие?

3). Какова специфика живой материи?


1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.


1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием "субстанции".
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория "МАТЕРИЯ" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ "МАТЕРИЯ", каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).


Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

1. Сознание существует.
2. Оно имеет особую - идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

1. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.
2.Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

1. ФИЗИКАЛИЗМ - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
2. СОЛИПСИЗМ – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.


- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

- Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Движение, пространство, время - это атрибуты материи.

- Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Благодарю.
Ноумен - это не "реальное", а "умопостигаемое".
С "материей" тоже не так всё просто. Известное у Ленина начинается со слов "философская категория". А затем, после ОР, следует интересная фраза "данная в ощущениях".
Если разворачивать от этого центрального пункта, то приходим к триаде: сравнение двух порождает третье. Здесь "сравнение" необходимое "действие" для порождения материи.
Отсюда интересный вывод: материя - уровень движения субстанции. На этом уровне движения субстанции мы и существуем, способом рефлексии сравнения.

"- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том"
Убеждённость человека связана с устойчивостью рефлексии, которая есть в циклах бытия. Устойчивость повторения циклов "индицируется" ВЕРОЙ, от которой родится "уверенность" в повторении будущего цикла.
Спасибо. Надеюсь ещё прочитать Ваши исторические заметки.

Спасибо.
Горизонты философского восприятия и осмысления безграничны.
Это доказал ещё Диоген "из бочки".

Я бы согласился с Вами.
Но для объёма головы внешний мир великоват, потому его безграничность кажущаяся. Даже для бочки, которая заведомо больше головы.
Две трети жизни человек борется за жизнь для себя, и для других. Последнюю треть осмысляет прожитое, если успевает. А то так по инерции и продолжает бороться.
Философия имеет дело с формами вещей, а не самими вещами. Человек наполняет формы своим внутренним отношением, выстраивая схемы действия окружающего, а потому и познаёт его адекватно формам. На схемы ёмкости мозга хватает. Если бы нас учили этим схемам в школе, то к концу жизни мы бы уже примерно знали о жизни всё.
Но тогда жить было бы не интересно.
С каждым рожденьем происходит новизна в рождающемся. Но для мира эта новизна запланированная, предопределённая. А потому называем её "кажущейся новизной".
Вопрос о "новизне реальной")))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Материя – это философская категория, применяемая для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человека, но доступной для наблюдения и фиксации.

Понятие материи, ее виды

Понятие материи является одним из фундаментальных в философии. Представление о существовании материи восходит своими корнями к до философским мифорелигиозным системам, которые обозначали с его помощью мир сотворенный божествами. В самой философии, материя рассматривалась в качестве субстанции, т.е. первопричины и сущности мира, бытия, основной формы его существования. Вместе с тем понимание материи, ее роль и место в философских концепциях с течением времени значительно менялись.

Так уже в античной философии можно найти множество альтернативных взглядов на материю. Для натурфилософов милетской школы (Анаксимен, Анаксагор) материя – это стихия, создающая все многообразие бытия. Демокрит и философы-атомисты рассматривают материю как совокупность бесконечно малых частиц – атомов, которые вечны, неуничтожимы и неделимы, и образуют все формы бытия через свое объединение в более сложные структуры. В тоже время Платон с идеалистических позиций рассматривает материю как вторичную по отношению к идеальному бытию. Материальные тела в его концепции есть лишь грубые и неточные воплощения идей. Погрешности возникающие в процессе их материализации приводят к тому, что одна и та же идея, например, лошади, порождает множество отличных друг от друга материальных тел.

В период средневековья идеалистические взгляды продолжают преобладать. Материя ассоциируется с природой и представляет собой творение бога, его производную. В Новое время идеализм постепенно уступает место механистическому материализму. В данной концепции материя понимается как вещество, а именно как совокупность бесконечно малых и неделимых атомов, взаимодействующих между собой по законам механики во времени и пространстве. При этом время и пространство представляют собой самостоятельные субстанции, независимые от материи.

Современное понимание материи формируется в рамках марксистского направления философии В.И. Лениным. Оно открепляется от понимания материи исключительно как вещества, включая в него все возможные формы существования реальности, как уже известные, так и те, которые человечеству еще предстоит открыть. При этом явления нематериального, духовного характера – психика, социальные отношения, культура и т.д. рассматриваются в качестве вторичных по отношению к материи, как ее функции и продукты деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время выделяют два основных вида материи:

Под веществом понимается материя, организованная корпускулярно, т.е. состоящая из отдельных сколь угодно малых частиц. Энергия в свою очередь не закреплена в качестве каких-либо частиц, но проявляет себя в качестве излучения. Вместе с тем данное деление достаточно относительно, так как вещество и энергия способны взаимно преобразовываться друг в друга, что было доказано Эйнштейном По данной теме мы уже выполнили реферат Альберт Эйнштейн подробнее .

Вещество в свою очередь делится на обычное (светящееся) и темное. В наблюдаемой вселенной – шаре радиусом 15 миллиардов световых лет, доля массы обычного вещества крайне мала – всего лишь 4%. Около 25% приходится на темное вещество. В отличие от обычного темное вещество не испускает излучения и по этой причине остается невидимым для человека. Его взаимодействие с обычным веществом по мнению ученных в настоящее время ограничивается лишь гравитационным воздействием.

Энергия аналогично подразделяется на излучение и темную энергию. Темная энергия также, как и темная материя остается недоступной для регистрации и обнаруживается исключительно благодаря ее гравитационному воздействию на обычную материю.

Понятия пространства и времени

Пространство – это базовая категория человеческого представления о мире, отражающая его неоднородный и множественный характер.

Представление о пространстве необходимо для нормального протекания психической деятельности, так как оно включает в себя как предметы и объекты окружающего мира, так и самого человека, а также связи между ними. К основным свойствам пространства относят:

  • протяженность,
  • однородность,
  • изотропность,
  • трехмерность.

Время – это понятие, отражающее понимание изменчивого и процессуального характера реальности, существования возможности взаимодействия между телами в пространстве, которое носит последовательный, упорядоченный характер.

Наиболее часто время понимается как линейное, равномерно протекающее из прошлого в настоящее и будущее, и таким образом однозначно закрепляющее положение вещей в пространстве в определенный момент. Вместе с тем существует также циклическое понимание времени, связанное с повторяемостью определенных событий (сутки, год), само измерение линейного времени возможно лишь благодаря циклическим событиям.

Основными свойствами времени являются:

  • длительность,
  • однородность,
  • одномерность,
  • необратимость.

Пространство и время как формы материи

Длительное время в философии и науке пространство и время рассматривались в качестве субстанций – независимых и самостоятельных понятий, которые по отношению к материи играют роль внешних сил, условий в которых эта материя существует, с помощью которых ее за ней можно наблюдать и фиксировать ее изменения, но никак с самой материей не связанных. Подобное представление о пространстве и времени до сих пор доминирует в обыденном сознании, как наиболее совпадающее с сенсорным образом реальности.

Одновременно развивалось реляционное понимание пространства-времени, в котором предполагалось их зависимость от материальных объектов и тех процессов которые с ними происходят. На бытовом уровне данное представление отражается в субъективном растягивании и сжимании времени, во время монотонных и наоборот интенсивных, разнообразных занятий. В науке состоятельность реляционного подхода была доказана А. Эйнштейном в его специальной и общей теории относительности.

Существуют физические вещества, которые отличаются от психических и духовных. Они телесные, у них есть масса, место в пространстве, протяженность. Что касается понятия материи в философии, то это фундаментальная категория. Она определяется с двух позиций — материализма и идеализма. В соответствии с первым материя представляет собой образование произвольной формы, возникающее из духовной субстанции. Идеализм связывает эту категорию с возможностью ощущений.

Понятие материи в философии

Исторические сведения

Материя в эпоху античности воспринималась как основа всего, что есть во Вселенной. Из нее построены все объекты, существующие в этом мире. Первые трактовки предложили Демокрит и Левкипп. Платон противоречил их идеям. Он называл материей субстрат идей. Грек Аристотель считал ее неуничтожимой, несотворимой, вечной. Это значит, что у нее нет начала и конца, ее невозможно из чего-то создать или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснял ее как принцип индивидуации и множества. Определение материи давали и другие ученые:

  • Томас Гоббс;
  • Джон Локк;
  • Джордж Беркли;
  • Поль Гольбах;
  • Иммануил Кант.

Томас Гоббс

По Гоббсу материя — это субстанция, которую нужно рассматривать в отношении ее формы, а ее сущностью является протяженность. При этом он разделял понятие на первичное и вторичное. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которое представляет человек, когда абстрагируется от его формы.

В теории Локка материя понимается как плотная протяженная субстанция. Ее идея возникла, поскольку человек не может представить, как качества, доставляющие ощущения, способны существовать сами по себе. Есть какое-то явление, которое заставляет людей чувствовать, представлять.

Джордж Беркли вообще отрицал существование материи. Он считал, что все может жить только до тех пор, пока воспринимается в виде идей либо само их принимает. Субстанция не мыслит и не чувствует, а только воздействует на дух извне, заставляя работать его воображение. Она не воспринимает идеи и не создает их в человеческом сознании. Именно поэтому ученый утверждал, что материи не существует.

Поль Гольбах считал, что такая субстанция означает абсолютно любое явление, которое воздействует на органы чувств. Но объекты микромира воспринимать не получается, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделяющие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. Из-за этого материалисты связывают субстанцию с механическо-вещественным пониманием, они не разделяют взглядов и доводов идеалистов.

Кант делил материю на физическую и логическую. Значение последней заключается в суждении, понятиях, а не их связке. Физическая субстанция ограничена формой, она наполняет собой пространство и образует явления, вызывающие ощущения в человеческом сознании, то есть воздействует на дух.

Свойства и атрибуты

Материя обладает тремя атрибутами — пространством, временем и движением. Вне субстанции они существовать не могут. Бытие материальных предметов, у которых нет свойств относительно пространства и времени, невозможно.

У движения несколько оснований — носитель, взаимодействие и закон. Универсальных правил постоянного развития и существования материи три:

  • борьба и единство противоположностей;
  • отрицание отрицания;
  • количественные изменения в качественные.

Первый закон раскрывает первоисточник, касающийся развития. Его основой считается борьба противоположных явлений и качеств. При этом между ними всегда есть связь и взаимодействие, хотя присутствует и взаимоотрицание. Такие отношения были названы противоречиями.

Борьба противоположных явлений и качеств

Качество и количество всегда взаимосвязаны. Они являются частями одного целого. Качество — это определенность явления, с помощью которой его выделяют среди других таких же. Количество может выразить общие черты, это совокупность величин множества, которые используются для характеристики предмета.

Закон отрицания отрицания означает, что при переменах качественного состояния явление должно преодолеть старое качество и принять его вторично, но уже в новом виде.

Универсальные свойства материи в философии:

  • неуничтожимость и несотворимость;
  • бесконечность в пространстве;
  • вечное существование;
  • причинность;
  • познаваемость;
  • объективность;
  • структурность;
  • субстанциональность.

Материя в философии

После краха материализма в материю вошли не только вещества, но и поля. Сама по себе субстанция не может существовать. Она только проявляется через дискретную структуру. Материя в философии постоянно движется и изменяется, превращает одно состояние в другое.

На все предметы и явления влияют структурные связи, а также причины и условия, которые порождают воздействия извне. Есть еще одно свойство — отражение. Оно может проявляться во всех процессах, а его развитие привело к появлению абстрактного мышления.

Формы движения

Аристотель считал движение изменением. Он определил четыре вида этого термина: качественный, количественный, перемещение, возникновение с уничтожением. Позже Ф. Бэкон добавил еще 15 типов, но их не используют в современной философии.

Изучением форм движения занимался Фридрих Энгельс. Много лет он потратил на проведение экспериментов. В ходе своих опытов он выявил, что каждая из них соответствует определенному виду материи. В философии существует несколько форм движения:

  • физическая;
  • механическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Физическая форма характеризует изменение положения материи в пространстве. Под ее влиянием происходит смена скорости, объема, массы, энергии, температуры и других характеристик, присущих материальным объектам. Механическая форма является передвижением тел в пространстве.

Химический вид материи

Химический вид — это обозначение взаимодействия молекул веществ органического и неорганического происхождения. Биологическое движение характеризует саму жизнь и изменения, которые происходят в организмах людей, животных и растений. Социальная форма означает развитие общества.

Каждому телу присущи разные типы движения. Современная наука делит их на три группы в зависимости от расположения явления или предмета:

  • неорганическая природа;
  • органический мир;
  • общество.

В живой природе изменений гораздо больше. Они касаются обмена веществ, взаимодействия биологических систем с биосферой, саморегуляции и воспроизводства в биоценозах. К этой группе относятся процессы внутри организмов, которые позволяют им сохранить свои особенности и поддерживать стабильное состояние при смене окружающих условий.

 Движения постоянно происходят и в обществе

Отношения между разными видами, их расселение, численность и эволюция также характеризуются третьей группой. Движения постоянно происходят и в обществе, так как люди не остаются без деятельности. Из-за этого действительность преображается, на это и направлена работа человека.

В течение истории возникали и более высокие формы движения. Появляются они на основе преобразованных низших. Они взаимосвязаны и едины, но в то же время влияют друг на друга. Но сводить высшие и низшие формы нельзя, так как они отличаются.

Пространство и время

Остальные категории материи — это время и пространство. Первое характеризует последовательность развития процессов, их длительность и отдаленность друг от друга. Пространство определяет порядок расположения предметов, их протяженность. У времени есть свои свойства:

  • размерность;
  • однородность;
  • необратимость.

Время всегда однородно

Время всегда однородно. Если говорить кратко, то любой момент можно задать числом, когда есть точка отсчета. Однородность означает, что при одинаковых условиях в разные периоды времени события могут протекать одинаковым образом. К примеру, впервые действие выталкивающей силы на предмет, который погрузили в воду, открыл древнегреческий ученый Архимед еще 2,5 тысячи лет назад. Но и сегодня можно наблюдать этот эффект при одинаковых начальных условиях.

Необратимость времени означает, что оно не двигается вспять. На практике такое явление наблюдать не получится, но в четырехмерном пространстве Минковского, который добился всеобщего признания, существует случай с отрицательной категорией — обратным течением. В этой плоскости три координаты отведены пространству, а четвертая — времени.

Третья категория материи также обладает своими свойствами. Пространство характеризуется тремя показателями:

  • протяженностью;
  • размерностью;
  • однородностью.

Основное свойство — протяженность. Ею обладают все материальные объекты. У них есть пространственная структура и объем. В природе нет предметов без этих показателей — безобъемных, бесструктурных и непротяженных. Также невозможно существование беспространственных объектов.

Пространство трехмерно

Пространство трехмерно, хотя есть теория о четырехмерном. Но чтобы определить информацию о положении объекта, достаточно трех расстояний — высоты, длины и ширины. Их численное значение называется координатами точки.

Однородность также присуща пространству. Она характеризует особенности обстоятельств, в которых может находиться объект. Если он участвует в одном и том же событии, но в разных точках пространства, то протекает процесс одинаково. При этом должны быть идентичными изначальные условия события.

Концепции материи

О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:

  • субстанциональная;
  • атрибутивная;
  • диалектико-материалистическая.

Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.

Материя через отношение с сознанием

По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.

Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.

Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.

Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.

Читайте также: