Почему для решения проблемы возникновения жизни на земле необходимо знать историю появления кратко

Обновлено: 02.07.2024

3) реализация наследственной информации в процессе синтеза белка.

• Генетическая репликативная функция: структурная возможность копирования (репликации) линейных последовательностей нуклеотидов через комплементарные последовательности. Функция реализуется при вирусных инфекциях и аналогична главной функции ДНК в жизнедеятельности клеточных организмов - редупликации генетического материала.

• Кодирующая функция: программирование белкового синтеза линейными последовательностями нуклеотидов. Это та же функция, что и у ДНК. И в ДНК, и в РНК одни и те же триплеты нуклеотидов кодируют 20 аминокислот белков, и последовательность триплетов в цепи нуклеиновой кислоты есть программа для последовательной расстановки 20 видов аминокислот в полипептидной цепи белка.

• Структурообразующая функция: формирование уникальных трехмерных структур. Компактно свернутые молекулы малых РНК принципиально подобны трехмерным структурам глобулярных белков, а более длинные молекулы РНК могут образовывать и более крупные биологические частицы или их ядра.

• Функция узнавания: высокоспецифические пространственные взаимодействия с другими макромолекулами (в том числе белками и другими РНК) и с малыми лигандами. Эта функция, пожалуй, главная у белков. Она основана на способности полимера сворачиваться уникальным образом и формировать специфические трехмерные структуры. Функция узнавания является базой специфического катализа.

• Каталитическая функция: специфический катализ химических реакций рибозимами. Данная функция аналогична энзиматической функции белков- ферментов.

2. Что такое генетический код?

Ответ. Генетический код - это свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов.

В ДНК используется четыре нуклеотида — аденин (А), гуанин (G), цитозин (С), тимин (T), которые в русскоязычной литературе обозначаются буквами А, Г, Ц и Т. Эти буквы составляют алфавит генетического кода. В РНК используются те же нуклеотиды, за исключением тимина, который заменён похожим нуклеотидом — урацилом, который обозначается буквой U (У в русскоязычной литературе). В молекулах ДНК и РНК нуклеотиды выстраиваются в цепочки и, таким образом, получаются последовательности генетических букв.

3. Что такое ферменты? Какова роль ферментов в клетке?

Ответ. Ферменты — белки, являющиеся биологическими катализаторами. Ферменты присутствуют во всех живых клетках и способствуют превращению одних веществ (субстратов) в другие (продукты). Ферменты выступают в роли катализаторов практически во всех биохимических реакциях, протекающих в живых организмах — ими катализируется около 4000 биореакций. Ферменты играют важнейшую роль во всех процессах жизнедеятельности, направляя и регулируя обмен веществ организма.

Подобно всем катализаторам, ферменты ускоряют как прямую, так и обратную реакцию, понижая энергию активации процесса. Химическое равновесие при этом не смещается ни в прямую, ни в обратную сторону. Отличительной особенностью ферментов по сравнению с небелковыми катализаторами является их высокая специфичность — константа связывания некоторых субстратов с белком может достигать 10−10 моль/л и менее. При этом эффективность ферментов значительно выше эффективности небелковых катализаторов - ферменты ускоряют реакцию в миллионы и миллиарды раз, небелковые катализаторы - в сотни и тысячи раз.

Вопросы после § 90

1. Почему ученые считают гипотезу абиогенного зарождения жизни в процессе биохимической эволюции наиболее приемлемой?

Ответ. Гипотеза абиогенного зарождения жизни в процессе биохимической эволюции с научной точки зрения является наиболее разработанной. Потому что свои предположения ученые подтвердили рядом экспериментов. В лаборатории, создав подобные тому времени условия, удалось синтезировать органические вещества из неорганических. Другие гипотезы эксперементально не доказаны.

2. Какая проблема в гипотезе абиогенного зарождения жизни является наиболее сложной?

Ответ. В настоящее время подавляющее большинство ученых поддерживают идею абиогенного зарождения жизни в процессе биохимической эволюции. Но вопросы о том, где и когда происходил абиогенный синтез органических соединений, а главное — как произошел качественный скачок от неживого к живому, пока остаются спорными

3. Почему ученые считают, что открытия, сделанные при изучении РНК, могут дать ключ к решению проблемы возникновения жизни?

Ответ. Научные исследования показывают, что зарождение жизни в минеральной воде и, в особенности, гейзерах наиболее вероятно. В 2005 году академик Юрий Викторович Наточин высказал предположение, отличное от общепринятой концепции возникновения жизни в море, и аргументировал гипотезу, согласно которой средой возникновения протоклеток были водоемы с преобладанием ионов К+, а не морская вода с доминированием ионов Na+. В 2009 г. Армен Мулкиджанян и Михаил Гальперин на основе анализа содержания элементов в клетке также пришли к выводу, что, вероятно, жизнь зародилась не в океане. Дейвид Уард доказал, что в горячей минеральной воде появились и сейчас образуются строматолиты. Самые древние строматолиты были обнаружены в Гренландии. Их возраст насчитывает 3,5 миллиардов лет. В 2011 г. Тадаси Сугавара создал протоклетку в горячей воде. Исследования Мари-Лор Пон минерала серпентина в геологической формации Исуа, Гренландия, в 2011 г. показали, что жизнь могла зародиться и в грязевых вулканах. Лауреат Нобелевской премии биолог Джек Шостак отметил, что мы можем легче представить себе накопление органических соединений в первичных озёрах, чем в океане. Такого же мнения группа учёных под руководством Евгения Кунина.

Вопрос возникновения жизни на Земле волнует человечество уже многие тысячелетия. Проблема происхождения жизни - одна из первостепенных проблем в современном естествознании. Наша Земля как планета Солнечной системы сформировалась примерно 4,6 млрд лет назад. Уже через полмиллиарда после формирования на ее поверхности появились первые живые организмы. Но как это произошло? Какие условия должны привели к возникновению такого уникального феномена, как жизнь? На эти и многие другие вопросы на протяжении всей истории человечества многие ученые и философы пытаются дать ответ.

  • Основные теории зарождения жизни
  • Теория самозарождения
  • Теория стационарного состояния
  • Теория панспермии
  • Теория креационизма
  • Теория биохимической эволюции

Основные теории зарождения жизни

  • Концепция самозарождения
  • Концепция стационарного состояния
  • Концепция панспермии
  • Концепция креационизма
  • Концепция биохимической эволюции

Теория самозарождения

Еще в древности появились первые гипотезы о происхождении жизни. Жители древних стран востока верили в теорию самопроизвольного зарождения жизни. Они не сомневались, что жизнь способна появляться почти из ничего, сама по себе. Согласно этой теории, многочисленные животные, такие как черви, жабы, змеи, рождаются из глины и воды под воздействием тепла и солнечного света, которым приписывались божественные, волшебные силы.

Рис. 1. Основные теории зарождения жизни Философы Древнего Рима и Древней Греции, в отличие от их восточных коллег, не видели в самопроизвольном зарождении жизни никакого теологического подтекста. Наоборот, в своих теориях они старались объяснить феномен жизни, применяя материалистический или идеалистический подход. Одна из гипотез гласила, что взаимодействие стихий рождает жизнь: из влажной земли и огня появляются животные.

Важно! Приверженцем этой теории был Ван-Гельмонт, ученый из Голландии. В XVII веке в научной работе описал свой эксперимент, по результатам которого он “получил” несколько мышей в закрытом шкафу, куда положил рубашку и немного зерна.

Опровержение теории предоставил Франческо Реди. В 1688 году он доказал, что личинки мух не способны появиться на гниющем мясе сами. Эксперимент был прост: он положил в два горшочка одинаковые куски мяса. Один сосуд он накрыл тонким куском ткани, другой - остался открытым. Спустя несколько недель в открытом сосуде было множество личинок, а в закрытом - ни одной. Ученый сделал вывод, что мухи откладывают в мясо свои яйца, а значит - насекомые не самозарождаются.

Теория стационарного состояния

  • Земля и вся Вселенная вечны и существуют в неизменяемом виде;
  • Изменения в природе незначительны и не имеют существенного влияния на живые организмы;
  • Для всех видов есть два возможных пути - они либо вымирают, либо изменяют свою численность.

Важно! Эта теория отрицает положения теории Большого Взрыва и эволюционной теории. В современных условиях этернизм стоит рассматривать скорее как философское учение.

Известный российский ученый, автор учения о биосфере, академик В. И. Вернадский придерживался теории этернизма. Вернадский говорил что “. жизнь вечна, потому что вечный Космос”.

Теория панспермии

Теория панспермии - это теория о внеземном происхождении жизни. Впервые эту идею высказал греческий философ Анаксагор (V в до н. э.). А в 1865 году Х. Рихтер - ученый, родом из Германии, возродил ее. Он выдвинул предположение, что на Землю жизнь в виде зародышей простейших микроорганизмов занесли многочисленные метеориты и космическая пыль с планеты, где на тот момент уже имелась жизнь. Сторонники теории утверждают, что условия первобытной Земли были благоприятны для развития этих микроорганизмов, и они дали начало всему разнообразию жизни. Приверженцы теории панспермии стремятся научно доказать возможность переноса жизни с планеты на планету, ведь при путешествии через космическое пространство спора бактерии столкнется со множеством испытаний. Опасность будут составлять и холод межпланетного пространства (-220 ° С), и сильнейшее ультрафиолетовое излучение. Также не стоит забывать об атмосфере планеты, проходя через которую на большой скорости, любое тело благодаря силе трения загорится.

Рис. 2. Зарождение жизни в потоках энергии и химических веществ по Опарину - Холдейну Конечно, эти доводы не опровергают теорию полностью. В 60-х годах прошлого века популярность теории панспермии резко возросла, благодаря обнаружению на метеоритах и поверхности комет сложных органических соединений и воды. Теория панспермии не является полноценной теорией возникновения жизни, поскольку она не объясняет сам феномен зарождения жизни, просто перенеся проблему с нашей планеты в огромный космос.

Теория креационизма

Теория креационизма или божественного творения имеет очень длинную и богатую историю. Все религиозные учения мира по-своему объясняют происхождение жизни, но все они говорят о неком божественном замысле и о божественном происхождении Вселенной в целом и жизни на Земле в частности.

Христианский креационизм является наиболее развитым, в его основу положены библейские тексты. Согласно этой теории, зарождение жизни произошло в результате разумного акта творения высшим существом. В зависимости от метода трактовки Библии, сторонники теории делятся на разные течения.

Важно! Кроме Библии, есть и другие священные книги мировых религий, в каждой из которых тоже есть сведения о возникновении мира.

Например, буквалистские креационисты утверждают, что мир был создан за 6 дней около 6 000 лет назад, как это и описано в Библии. Сторонники метафорического креационизма считают, что написанное в Библии не стоит понимать буквально. По этой версии, один “день творения” мог длиться тысячи лет. Также в рамках концепции креационизма существует теистический эволюционизм, признающий эволюционную теорию. Однако его сторонники считают, что эволюция - ни что иное, как орудие в руках творца.

Важно! В соответствии с современными представлениями о науке, креационизм рассматривают только как философско-методологическую концепцию, поскольку теория возникла в рамках религиозного мировоззрения. Многие противники теории говорят о нецелесообразности преподавания креационизма в школе из-за ее антинаучности.

Теория биохимической эволюции

  1. Синтез органических соединений из неорганической материи в аэробных условиях первобытного океана.
  2. Формирование из органических веществ биополимеров, углеводородов и липидов в водоемах планеты.
  3. Самоорганизация и развитие органических веществ в сложные структуры, на основе которых возникают механизмы обмена веществ и самовоспроизводства. Все это в конечном итоге привело к образованию живой клетки.

Рис. 3. Этапы возникновения жизни на планете по Опарину Атмосфера молодой Земли была бедна кислородом, так как гравитация планеты была еще не способна удерживать легкие газы. Опарин считал, что только в анаэробных условиях могли появиться первые органические вещества, потому что влияние кислорода было бы разрушительным для зарождающейся жизни. Протекание химических реакций стало возможным под действием электрических разрядов молний, высоких температур и мощного ультрафиолетового излучения, от которого первобытная атмосфера планеты еще не защищала.

Важно! В 1953 г. американский ученый Стэнли Ллойд Миллер воспроизвел условия молодой Земли в своей лаборатории. Смесь из воды, аммиака, метана и водорода он подвергал мощным электрическим разрядам. Спустя некоторое время ученому удалось таким образом синтезировать аминокислоты, сахара и даже простые белки. Этот опыт доказал, что органические соединения образуются не только в результате биогенеза, но и посредством абиогенного синтеза.

Белки имеют способность притягивать к себе воду, которая образует вокруг них оболочку. Опарин предположил, что во время второго этапа на основе таких белков происходило формирование многочисленных сложных структур - коацерватов - предбиологических систем. Коацерваты, отделенные от среды, избирательно обменивались с ней веществами, а также накапливали некоторые соединения. Многочисленные вещества, входящие в состав этих сложных структур, взаимодействовали между собой и ионами металлов. Это дало начало появлению ферментов. На границе между коацерватом и средой собирались жиры (липиды), которые играли роль примитивной клеточной мембраны и обеспечивали стабильность. Предполагается, что на третьем этапе из массы коацерватных капель остались лишь самые устойчивые. Они уже имели способность поглощать вещества из среды, таким образом появился механизм обмена веществ, который является одним из важнейших свойств жизни. Согласно теории Опарина, такая коацерватная капля по мере роста и накопления массы могла распадаться на две дочерние, которые были идентичны ей, то есть приобрела способность к самовоспроизведению. На этом этапе коацерваты уже стоит рассматривать как первые простейшие организмы.

Важно! В теории Опарина существует много “белых” пятен. Эта гипотеза не дает в полной мере ответ на вопрос о зарождении жизни, но именно гипотеза биохимической эволюции является наиболее перспективной в плане дальнейших исследований.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В качестве альтернативы абиогенезу выступала концепция панспермии, связанная с именами таких выдающихся ученых, как Г. Гельмгольц, У. Томпсон (лорд Кельвин), С. Аррениус, В.И. Вернадский. Эти исследователи полагали, что жизнь столь же вечна и повсеместна, как материя, и зародыши ее постоянно путешествуют по космосу; Аррениус, в частности, доказал путем расчетов принципиальную возможность переноса бактериальных спор с планеты на планету под действием давления света; предполагалось также, что вещество Земли в момент ее образования из газопылевого облака уже было "инфицировано" входившими в состав последнего "зародышами жизни". Концепцию панспермии обычно упрекают в том, что она не дает принципиального ответа на вопрос о путях происхождения жизни, и лишь отодвигает решение этой проблемы на неопределенный срок. При этом молчаливо подразумевается, что жизнь должна была произойти в некой конкретной точке (или нескольких точках) Вселенной, и далее расселяться по космическому пространству - подобно тому, как вновь возникшие виды животных и растений расселяются по Земле из района своего происхождения; в такой интерпретации гипотеза панспермии действительно выглядит просто уходом от решения поставленной задачи.

Однако действительная суть этой концепции заключается вовсе не в романтических межпланетных странствиях "зародышей жизни", а в том, что жизнь как таковая просто является одним из фундаментальных свойств материи, и вопрос о "происхождении жизни" стоит в том же ряду, что и, например, вопрос о "происхождении гравитации". Легко видеть, что из двух исходных положений концепции панспермии - вечность жизни и повсеместность ее распространения - проверяемым является лишь второе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

О.В. Хохлова

Уроки биологии по разделам:

(9 класс)

Караганды - 2012

Пояснительная записка

Одним их наиболее трудных и в то же время интересных в современном естествознании являются вопросы о происхождении жизни на Земле и происхождении рас. Они трудны потому, что, когда наука подходит к проблемам развития как создания нового, она оказывается у предела своих возможностей как отрасли культуры, основанной на доказательстве и экспериментальной проверке утверждений.

Исследования Л. Пастера в 19 веке окончательно подтвердили ошибочность представлений происхождения жизни как о спонтанном самозарождении. Правда, они не дали окончательных выводов о происхождении жизни.

Поурочное планирование представлено следующими темами:

1. Начальные этапы развития жизни.

2. Современные представления о возникновении жизни. Этапы формирования жизни на Земле.

3. История развития органического мира.

4. Многообразие живых организмов. Эволюция млекопитающих.

5. Место человека в живой природе.

6. Стадии эволюции человека.

7. Происхождение рас и их единство.

Особое внимание читателей, несомненно, привлекут приведенные в методическом пособии приемы и задания, позволяющие расширить и обогатить дидактический арсенал каждого современного учителя биологии.

Тема: Начальные этапы развития жизни.

Цель: знакомство учащихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.

1. познакомить учащихся с формированием представлений о возникновении жизни;

2. формировать умение анализировать предложенную информацию;

3. воспитывать терпимость к взглядам других людей, тактично доказывать свою точку зрения.

Тип урока: лекция с элементами беседы, презентациями и обобщениями учащихся, самостоятельная работа.

Методы урока: объяснительно – иллюстративный.

I .Организационный момент.

II . Подготовка к восприятию темы.

Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел.

Белки являются главной составляющей всего живого, от самых примитивных форм существования до самых сложных.

В этом определении материальная основа жизни – белковые тела.

Так как в науке пока нет общепринятого, универсального определения жизни, то есть единственный способ описать ее – это перечислить основные свойства живых организмов.

Перечислите основные свойства живого, дайте каждому свойству краткую характеристику. Для выполнения этого задания, на которое дается 5 – 7 минут, класс делится на несколько групп. Затем группы по цепочке называют одно свойство живого и кратко характеризуют его.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Но все многообразие этих идей сводится к двум точкам зрения – биогенезу и абиогенезу.

Борьба сторонников биогенеза и абиогенеза является одной из увлекательнейших страниц в истории.

2. Учитель предлагает в ходе урока заполнить таблицу:

Теории возникновения жизни на Земле

Имена ученых

Характеристикатеорий

1. Теории биогенеза

2. Теории абиогенеза

3. Самостоятельная работа учащихся с учебником по вариантам (устный фронтальный опрос).

1 вариант – Какой опыт проводил Ф. Реди и что он доказал по результатам опыта.

2 вариант – Какой опыт проводил Л. Пастер и что он доказал по результатам опытов.

IV. Закрепление.

В качестве закрепления организуется проверка выполненных заданий на уроке.

V . Рефлексия.

VI . Домашнее задание:

Учебник Ж.Б. Шилдебаев §25, записи в тетради.

Дополнительное задание на дополнительную оценку: заполнить таблицу.

Характеристика методов, предупреждающих развитие микроорганизмов

Методы, предупреждающие развитие организмов

Суть метода

Область применения

Практическое значение

Тема: Современные представления о возникновении жизни. Этапы формирования жизни на Земле.

Цель: продолжить формирование знаний учащихся о возникновении жизни на Земле, об условиях возникновения жизни на Земле, об условиях, способствующих возникновению живого из неживого, о возникновении планеты Земля; познакомить с основными постулатами теории А.И Опарина – Дж. Холдейна.

1.познакомить учащихся с современными представлениями о возникновении жизни;

2. развивать знания о формировании жизни на Земле;

3. прививать интерес к изучению биологических наук.

Оборудование: слайды, интерактивная доска, фрагменты презентаций.

Тип урока: лекция с элементами беседы, обобщениями, самостоятельная работа.

Методы урока: объяснительно – иллюстративный.

I . Организационный момент .

а) Закончить предложения:

1. Название теории, утверждающей, что живое может возникнуть из неживого…

2. Теория, согласно которой живое может возникнуть из живого…

3. Ученый, доказавший невозможность зарождения мух из гнилого мяса…

4. Этот ученый доказал невозможность самозарождения жизни в пастеризованном бульоне, заключенном в запаянной колбе…

5. Способ существования белковых тел…

III . Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Вопросы учащимся: Как вы думаете, известно ли ученым сегодня, как зародилась жизнь? Считаете ли вы самозарождение жизни возможным? А как возникла Земля?

Действительно, некоторые факты подтверждают идею большого взрыва, согласно которой, около 15 млрд. лет назад произошел чудовищный взрыв, породивший известную нам Вселенную.

Какие условия являются необходимыми и достаточными для ее возникновения? Первоначально Земля была холодной, но благодаря распаду радиоактивных элементов она разгорелась, а температура в ее недрах достигла 1000 градусов, в результате чего твердые породы начали плавиться. Под влиянием высокой температуры вещества вступали в химические реакции. Активно действовали вулканы, выбрасывая на поверхность планеты из ее недр огромное количество неорганических веществ. В результате дегазации планетарных недр образовалась атмосфера, которая состояла из паров воды, углекислого газа, азота, окислов серы.

Затем наступил период охлаждения планеты. Температура на поверхности Земли снизилась до 100 градусов, началась конденсация водяного пара в атмосфере, прошли проливные дожди, продолжавшиеся тысячелетиями и сопровождающиеся грозами. Горячая вода заполняла впадины земной поверхности. В ней растворялись вещества, содержавшиеся в земной коре и атмосфере, вступали в химические реакции. Когда Земля остыла настолько, что водяные пары, сгустились и образовали первичный океан, многие соединения, в том числе и органические, оказались растворенными в водах этого океана. Таким образом, на планете в то время сложился уникальный, неповторимый комплекс условий. Поверхность Земли, вероятно, еще не совсем остыла, но и не была излишне накалена, отсутствие озонного экрана способствовало неорганическому поступлению на поверхность планеты ультрафиолетового излучения, что способствовало образованию органических веществ.

В 1922 году русский биохимик Александр Иванович Опарин (1894-1980) сформулировал естественную теорию происхождения жизни на Земле.

В 1926-1929 гг. мысль Опарина развил английский биолог Джон Холдейн.

А.И. Опарин выделил в 1953г. три этапа зарождения жизни:

1.появление углеводородов и возникновение из них простейших органических веществ;

2. возникновение сложных биополимеров, в основном белков;

3.возникновение открытых систем, состоящих из органических веществ (микросфер, коацерватов или протобионтов, предшественников жизни).

Английский биолог Джон Холдейн развил теории А.И. Опарина, высказал предположение о роли ультрафиолетового излучения как источника энергии при формировании органических веществ.

Американский ученый Стенли Миллер в 1953 году поставил серию опытов в целях экспериментальной проверки гипотезы Опарина-Холдейна (колба Миллера).


Американский исследователь Сидней Фокс исследовательским путем получил устойчивые полимеры (протеноиды).

IV . Закрепление:

Задание №2. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.

А. многомолекулярные комплексы, окруженные водной оболочкой

Б. вещества, ускоряющие химические реакции

3. Живые организмы -

В. растворенные в воде компоненты первичной атмосферы, различные соли

Г. открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящие системы, существующие на Земле

Ответы: 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б.

Задание №3. Ответьте на вопрос: возможно ли сейчас образование жизни небиологическим путем.

V . Обобщение: работа с обобщающей таблицей.

Этапы формирования жизни на Земле

Что происходило?

1 этап. Абиогенный синтез органических веществ.

3,5-4 млрд.лет назад синтезировались первые органические вещества из неорганических. Этому способствовали тогдашний состав атмосферы; высокая вулканическая активность; разряды молний и высокая температура на поверхности планеты.

2 этап. Процесс коацервации.

Полученная абиогенным путем органика накопилась в первичном океане в большом количестве и начала образовывать сгустки – коацерваты.

3 этап. Эволюция коацерватов, проявление свойств живого.

Коацерваты обособились от окружающей водной среды жировыми мембранами и стали потреблять и выделять вещества, расти, тратить энергию на процессы, свойственные живому. В этой стадии их называют протобионтами. Они еще не были живыми, но имели некоторые свойства живого.

4 этап. Появление первых прокариотических клеток.

Появление прокариот, цианобактерий, способных к фотосинтезу.

5 этап. Появление эукариот.

Появление эукариот и последующее формирование многоклеточности.

VI . Рефлексия.

Тема: Историческое развитие жизни на Земле.

Цель: в результате работы учащиеся должны запомнить основные этапы развития жизни на Земле, последовательность развития органического мира; усвоить основные ароморфозы живых организмов в различные периоды и эры; изучить глобальные климатические изменения, происходившие на различных этапах развития органического мира.

1. познакомить учащихся с этапами развития живых организмов в различные эры и периоды;

2. развивать умение находить общее решение, работая в группе;

3. раскрыть у учащихся способность отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: самостоятельная работа.

Методы урока: частично – поисковый.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний (учащиеся, в ходе фронтальной беседы, отвечают на вопросы учителя).

1. Что вы помните о том, как зародилась жизнь?

2. Каков возраст нашей планеты? Как долго существует на ней жизнь?

3. Как вы думаете, какими методами пользуются ученые для того, чтобы определить возраст геологических отложений? Какими методами они пользуются?

III . Изучение новой темы.

б) Учебный материал по данной теме учащимися изучается самостоятельно, в группах. Учитель предлагает 6 вариантов заданий. Учащиеся делятся на группы, каждой из которой предлагается на выбор задание.

1. Выполните задание.

Вставьте в тексте пропущенные слова: В развитии органического мира можно выделить несколько этапов: … - эволюция неживой природы вплоть до появления биополимеров;… - до появления протобионтов (проклеток); … - эволюция жизни на Земле, которая привела к многообразию органического мира.

2. Ответьте на вопросы:

Какие организмы, по мнению многих ученых, являются первыми? Как питался и получал энергию первый живой организм? Какие изменения под действием естественного отбора претерпевали протобионты? Какую роль в эволюции органического мира сыграло появление фотосинтезирующих организмов?

3. Выполните тестовое задание.

а) Первые организмы возникли в (почве, воздухе, воде).

б) Какой способ питания был у первых живых организмов ( гетеротрофный, автотрофный, хемотрофный).

в)Какие организмы были первыми автотрофами (гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы).

г) Какой способ питания появился в процессе эволюции у хемотрофных и фототрофных организмов (автотрофный, гетеротрофный).

д)Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих бактерий (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).

е) Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле (вирусов, клеточных форм жизни, биополимеров).

1. Расставьте условные промежутки времени в истории Земли в порядке возрастания: эпоха, эра, период.

2. Ответьте на вопрос: Перечислено несколько событий: а)возникновение эукариот; б)появление кишечнополостных; в)появление сине-зеленых и одноклеточных водорослей; г)возникновение многоклеточности; д)возникновение фотосинтеза. Какие из них относятся к архею?

3. Выполните тестовое задание.

а) Эра, в течение которой возникла жизнь, называется (ранний протерозой, архей, палеозой).

б) Какая наука является наукой об истории жизни на Земле (ботаника, орнитология, палеонтология, цитология).

в) Важнейшим событием архея следует считать (накопление в атмосфере кислорода, появление коацерватов, образование первых органических соединений).

г) Какими организмами был представлен живой мир в архейскую эру? (покрытосеменными, пресмыкающимися, бактериями, грибами, цианобактериями).

д) Какие факты свидетельствуют о том, что жизнь возникла в архее? (Наличие пород органического происхождения – графита, мрамора, известняка; наличие ископаемых остатков живых организмов; обнаружение органических соединений в космическом пространстве).

1. Расставьте события, происходившие в архее и протерозое в последовательности, соответствующей порядку их возникновения:

а) появление фотосинтеза; б) появление прокариот; в) появление многоклеточных водорослей; г) появление свободного кислорода; д) появление членистоногих; е) появление моллюсков; ж) появление кольчатых червей.

2. Ответьте на вопросы: Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру? Как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли?

1. Выполните тестовое задание:

а) На какие периоды делится палеозой? (кембрий, юра, пермь, карбон, триас, силур, ордовик, девон, мел).

б) В каком периоде появляются первые хордовые животные? (В силуре, в ордовике, в кембрии).

в)Каким ароморфозом сопровождался выход растений на сушу? (Появлением хлорофилла; появлением многоклеточности; появление проводящей ткани).

г)Предками каких животных считаются трилобиты? (членистоногих, моллюсков, инфузорий).

д) В каком периоде появились кистеперые рыбы? (В перми, в карбоне, в девоне).

е) Рассмотрите рисунок. Какое животное относится к первым наземным организмам?

ж) С какими событиями связано исчезновение каменноугольных лесов в перми? (С общим потеплением климата; с увеличением водных пространств; с общим похолоданием климата).

Читайте также: