Почему дети пакостят в школе

Обновлено: 04.07.2024

Ребёнок пакостит и смотрит на реакцию родителя. Что с этим делать?

Порой родители теряются и не знают, как реагировать на пакости ребёнка. А их чадо в это время думает, что бы такое натворить, сломать, испортить или испачкать. Да ещё и внимательно смотрит на реакцию родителей.

Есть мнение, что ребёнок делает это назло. Но есть и другая позиция: дети так познают мир. Но как понять эту разницу? И что делать и в первом, и во втором случае?

На ЮВ TV вместе с психологом Юлией Фроловой обсудим эту проблему, её нюансы и расскажем вам, как правильно действовать, чтобы ребёнок перестал пакостить.

Видеоролик поможет вам:

определить причину пакостей ребёнка:

1) хочет обратить на себя внимание;

2) проверяет границы дозволенного;

3) проявляет интерес, не понимая что делает плохо.

не допустить, чтобы ребёнок манипулировал родителями.

понять, что с ребёнком нужно разговаривать и объяснять причину запрета, а не просто говорить “нельзя”.

Почему дети выбирают травлю?

Хулиган, который не дает покоя одноклассникам, вряд ли вызовет сочувствие. Но когда в травле замешан собственный ребенок, у нас могут возникнуть противоречивые чувства. Разумеется, такое поведение нельзя оставлять без внимания, однако прежде чем переходить к конкретным действиям, полезно узнать, в чем причина агрессии. Какие проблемы ребенок пытается решить таким способом? Что происходит в душе подростка, который выбрал роль агрессора?

Потребность в близких, безопасных отношениях — одна из базовых для ребенка. Поэтому, если ему не хватает поддержки и принятия родителей, ему трудно выстроить здоровые отношения со сверстниками.

Как реагировать родителям?

Согласно Нойфельду, важно, чтобы рядом с ребенком был заботливый и понимающий взрослый, который поможет ему осознать его чувства, отнесется с принятием, покажет другой пример отношений. Если такой взрослый отсутствует, подросток неизбежно будет искать понимания и поддержки среди сверстников со схожими агрессивными импульсами.

Помогите сыну или дочери увидеть собственную ценность, вне зависимости от того, что думают сверстники. Маклем советует объяснить ребенку, что у него всегда остается выбор, как вести себя с окружающими. Предложите поразмышлять, как чувствовал бы себя он сам, если бы над ним издевались. Развитие эмоционального интеллекта и навыков эмпатии — наиболее эффективный способ предотвратить агрессивное поведение в дальнейшем.

Пять типов детского вредничания и советы по его исправлению

Дети редко ведут себя идеально, более того, чересчур послушный ребенок выглядит даже подозрительно, согласитесь. Но ругать малыша, который, несмотря на предупреждение, не может сдержать эмоции и в самый неподходящий момент начинает бегать, прыгать, петь во все горло, совершенно не хочется.

Другое дело, когда ребенок сознательно идет на мелкие пакости: делает то, от чего вы его просили воздержаться, прекрасно помня о вашем запрете и наслаждаясь вашей реакцией. Такое поведение, безусловно, нужно немедленно пресечь, и (повторяемся в очередной раз) шлепки – это не выход. А где выход?

Маленький экстремал

Некоторые малыши, несмотря на все ваши просьбы, запреты и увещевания, словно задались целью покалечиться. Они залезают на подоконники, хватают ножи и ножницы, выбегают на дорогу и норовят засунуть в розетку разные предметы.

Разумеется, впервые малыш сделал это ненамеренно, жажда познания мира вкупе с ограниченным опытом могут привести к самым рискованным результатам. Объяснений ребенок еще не понимает, последствий – не представляет, зато ваша непроизвольная реакция ему может очень понравиться!

Маленький бунтарь

Чтобы вы ни говорили ребенку, чтобы ни предлагали, он в штыки принимает любую вашу фразу, даже если в итоге сам же от этого и пострадает. Он не хочет есть, спать, раздеваться и одеваться, гулять и возвращаться с прогулки, идти в гости к бабушке и уходить от нее. Встречаются радикалы, которые готовы даже отказаться от мороженого и конфет!

Зачастую такие бунтари растут в семьях, где чрезмерно опекают и заботятся о малыше. Все уже продумано, решено, подготовлено и сделано наилучшим образом. У него не остается ни малейшей лазейки для самостоятельного принятия решений, а потребность в этом есть.

Маленький актер

Некоторые дети безупречно ведут себя дома, но в гостях, в транспорте, в магазине, просто на улице их не узнать. Крики, вопли, намеренное хватание и толкание посторонних людей… стыд, да и только!

Решение проблемы: концентрация внимания. Если ребенок стремится перетянуть все внимание на себя, постарайтесь найти что-то, что сможет конкурировать с ним, любимым. В самом деле, малыш не станет капризничать на цирковом представлении, если на арене живые тигры. Постарайтесь сначала планировать посещения тех мероприятий, где ребенок точно будет увлечен происходящим и, параллельно, объясняйте дома в спокойной обстановке, что взрослые люди (а вы уверены, что ваш ребенок уже достаточно взрослый) умеют контролировать свое поведение.

Маленький молчун

Вы по сто раз просите убрать игрушки, вымыть руки, надеть шапку, но разговариваете словно с пустым местом? Такое поведение раздражает даже больше, чем скандалы и крики! Когда вас откровенно игнорируют, вы невольно повышаете тон, срываетесь на крик. В результате картина совсем неприглядная: мама в истерике, а ребенок отстраненно наблюдает за ней.

Решение проблемы: завязать диалог. Это не значит, что нужно в сотый раз повторять один и тот же вопрос, важно найти такой вопрос, на который ребенок точно ответит. Переключитесь с актуальных задач (убрать игрушки, умыться, пообедать) на отвлеченные (что делает игрушечный мишка или что произошло в последней серии любимого мультсериала). Когда разговор станет активным и полноценным, переключайтесь на насущные проблемы, но не формулируйте их, как указания! Задавайте вопросы, предоставляя ребенку ограниченный выбор (когда мы будем убирать игрушки, сейчас или после обеда?), поинтересуйтесь, почему малыш предпочитает тот или иной вариант. И помните, ваша стратегическая цель – не уборка, а превращение родительского монолога в продуктивный диалог!

Маленький шантажист

Очевидно, что для перевоспитания маленького вымогателя вам придется перестроить всю воспитательную систему. Но если вас шантажируют здесь и сейчас, есть и быстрое решение проблемы.

Решение проблемы: взаимовыгодная альтернатива. Даже если малыш утверждает, что ему жизненно необходима десятая красная машинка или пятый розовый единорог (а иногда и вовсе странная вещь, например, стиральный порошок или турнепс), на самом деле ему нужны вы и ваша любовь! Не отказывайте ему в покупке, но и не делайте ее немедленно. Предложите привлекательный вариант, который устроит и вас тоже. К примеру, если ребенок настаивает на вашем немедленном участии в игре в куклы, предложить поиграть на кухне, где кукла поможет приготовлении обеда. Если ребенок настаивает на покупке игрушки – предложите обсудить это во время совместной прогулки в его любимом месте (парк или детская площадка).


о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители Другие статьи автора


Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности. Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом. Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров. Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д. В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.


10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

5. Не показывать слабость


Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

5. Поговорите с родителем обидчика


К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

6. Переходите к активным действиям

7. Научите детей объединяться

Читайте также: