Почему дети не ходят в школу летом

Обновлено: 28.06.2024

Мода на развитие детей принимает немыслимые масштабы. Родители забыли, что дети должны не только учиться, но и отдыхать. И не отдыхать под руководством вожатого или педагога, а распоряжаться своим временем самостоятельно. К нам в редакцию пришло письмо от мамы, в прошлом — педагога, которая возмущена тем, что родители перегружают детей учебой не только в школьное время, но и на отдыхе. Это, уверена женщина, прямой путь к эмоциональному выгоранию ребенка.

Учеба должна быть в радость — согласны? А кого сейчас ни спроси, у всех дети стонут от школьной нагрузки. Домашних заданий много, внеклассного чтения гора. До кучи постоянно задают проекты, которые дети могут выполнить только с помощью родителей. Весь год все мои подруги жалуются, что школа истощает всю семью, и нет у этого ужаса ни конца и края.

И тут наступает лето, и что же я вижу? Те, кто выл волком весь год от уроков, ищут, чем бы занять детей на каникулах. Люди, вы серьезно? В июне в чатах было мирное затишье, но в июле отдохнувшие от школы родители вновь воспрянули духом: уже две недели они обсуждают, какие пособия и онлайн-курс прикупить, чтобы ребенок не затух без умственной нагрузки.

В этом месте мне просто хочется плакать. Младшекласснники, которые весь год ежедневно отпахивали по шесть уроков (с факультативами), а потом посещали рисование, танцы, английский и еще 33 кружка, теперь и летом должны разминать мозги.

Одна мама уже успела написать, что ее дочка упирается, как осел, и отказывается что-либо делать. И я ее понимаю (дочку, не маму). В школьное время девочка занимается в музыкальной школе и ходит на гимнастику. По дороге в обычную школу они повторяют английский, на обратном пути слушают и обсуждают классическую музыку. Мама мягко продавливает ребенка, говоря, что делает все для ее блага, что отдает последние деньги на спортивные сборы. Женщина мечтает, чтобы девочка сделала карьеру в профессиональном спорте или стала выдающимся музыкантом. На каникулах она продолжает заниматься и растяжкой, и музыкой. И тут мама говорит, что надо поднажать еще и с чтением.

Наш школьный год, занимающий 9-10 месяцев — от сентября до июня, установился, когда большинство людей жили и работали на фермах, т. е. занимались сельским хозяйством. Дети должны были помогать родителям в делах по хозяйству в период сельскохозяйственных работ, поэтому летом в школе занятий не было. И такая продолжительность учебного года стала традицией.

Даже сейчас, когда большинство людей уже не живут и не работают на фермах, традиционная продолжительность учебного года осталась, а вокруг этой традиции сложились и другие. Традицией стали летние каникулы. В летние каникулы дети получили возможность ездить отдыхать вместе со своими семьями. Успешное развитие летнего туризма во многом зависело от семейных отдыхающих (и от студентов, которые во время летних каникул не только отдыхали, но и подрабатывали в летнем туризме).

Но исследования показывают, что перерыв в учебе на два-три месяца может создавать проблемы. За долгое лето дети забывают многое из того, что выучили в течение учебного года, и осенью приходится тратить немало времени, чтобы дети вспомнили пройденный материал. А поскольку наше общество больше нельзя назвать сельскохозяйственным, и потому что большинство учреждений работают круглый год, многие специалисты в области образования рассматривают идею перехода на обучение круглый год.


Самый прекрасный период в жизни любого школьника — летние каникулы. Спишь сколько хочешь. Гуляешь допоздна. Никаких уроков, домашних заданий. Разве не прекрасно? Ребёнок отдыхает, расслабляется и забывает абсолютно всё, что учил целый год в школе. Хорошо это или плохо? Нужны ли такие долгие каникулы летом? Выскажу сугубо своё мнение, которое, конечно, может сильно отличаться от вашего.

Я не только учитель, но ещё и мама двоих школьников. Сын перешёл в седьмой класс, а дочь — в четвёртый. Признаюсь честно: летних каникул я ждала, наверное, больше, чем мои дети. Поэтому да, летние каникулы не только для школьников, но и для их родителей. Отдыхаем от школы мы всей семьёй. В первые недели не хочется даже затрагивать тему образования. Но все мы помним, что на лето у каждого в шкафчике лежит длинный список литературы, которую надо прочитать, а у школьников, которые учатся в 1–4-м классах, ещё и куча дополнительных заданий: выучить таблицу умножения, падежи, склонения и так далее. К 1 сентября всё это надо знать.

Все эти задания даются не просто так, да и список литературы нужен не только для того, чтобы на следующий год можно было меньше читать во время учебного процесса. Это нужно, чтобы поддерживать те навыки и умения, которые сложились в течение предыдущего учебного года. Если не читать и совсем ничего не повторять летом, то в сентябре учителя обнаружат, что обнаруживается каждый год: дети не знают ничего, всё забыто, читать стали хуже, решить примеры и задачи, которые с лёгкостью решались четыре месяца назад, большинство учеников не может, про иностранный язык вообще молчу, его просто приходится изучать заново.

Получается, летние каникулы только вредят? Может, надо отказаться от такого длительного отдыха?

Сократить большие каникулы, а оставшиеся дни пустить на дополнительные перерывы для детей в учебном году? Некоторые депутаты уже предлагали такой вариант, но он не вызвал всеобщего одобрения, хотя если посмотреть на эту меру со стороны, не вдаваясь в подробности, то ведь неплохая идея. Как вам кажется? У детей каникул будет больше, четверти сократятся, школьники не будут выжатыми как лимон к концу учебного года. Может, такой вариант, действительно, лучше нынешней системы?

Мне кажется, нет. Отменять большие летние каникулы нельзя, и вот почему:

1. Особенности отпусков в нашей стране

Сейчас не все могут позволить себе взять отпуск летом, во всяком случае целиком. Многим разбивают отпуска по две недели, так как летом отдохнуть хочется всем, а работников в фирмах и компаниях немало. Поэтому чаще всего приходится две недели брать летом, а две — в другое время года.

Если у ребёнка три месяца каникул, то, когда бы ты ни взял отпуск в летнее время, всё равно отдых у вас совпадёт и вы сможете побыть вместе со своим ребёнком, куда-то съездить или просто совместно провести время. Если сократить летние каникулы, то будет меньше дней, которые можно будет провести вместе.

Отдых в школьные каникулы смогут себе позволить только начальники и некоторые привилегированные работники. Большинство населения не сможет провести лучшие тёплые деньки в году со своим ребёнком.

2. Психологическое истощение ребёнка к концу учебного года

Сужу по своим детям и ученикам. Несмотря на то что каждые два месяца у детей каникулы, когда школьники могут хоть недельку отдохнуть, всё равно после каждой последующей четверти детям учиться становится всё сложней и сложней. После весенних каникул, когда школьники должны прийти в свои классы свеженькими и отдохнувшими, ты видишь усталых, замученных детей. Так каждый год. Усталость имеет свойство накапливаться, и одной, даже двух недель недостаточно, чтобы эту усталость полностью снять. Для этого нужно более длительное время.

3. Погода

Спросите любого учителя: когда ученики пропускают больше всего занятий, хуже готовятся к урокам, более невнимательные? Почти любой вам ответит — в мае. Это не только потому, что школьники к концу года устали, но и из-за хорошей погоды, которая обычно приходит в конце весны. Всем хочется гулять. Представляете, что будет, если мы заставим наших детей учиться в самое тёплое время года? Боюсь, что половина учеников просто не будет ходить в школу, а если и будет, то толку от этого будет не много.

4. Привычка

Человек так устроен, что ему очень тяжело что-то менять в своей жизни. За много лет наши соотечественники привыкли, что летом все дети отдыхают. Даже если привести сотни доводов о вреде летних каникул, очень немногие согласятся с ними. Потому что непривычно, страшно, по-другому, а значит — плохо, и точка. Вряд ли кто-то сможет их переубедить.

Таким образом, длительные летние каникулы нужны. Чтобы потом не было мучительно больно, во время отдыха дети должны читать и хоть иногда повторять какие-то наиболее важные моменты из учебной программы. Тогда летние каникулы принесут больше пользы, чем вреда.

Как пандемия скажется в будущем на экономическом положении и карьерных перспективах школьников


Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

К чему могут привести локдауны в школах

Пробелы и прогулы

Вот что на этот счет говорят западные исследования. В США, например, к концу 2021 года больше 98% школьников с 1-го по 12-й класс учились по гибридной модели с определенным доступом к очной форме образования. Постоянно менялось расписание, учителя и школьники сражались с плохим интернетом и мучительной связью по Zoom. Все это специалисты международной консалтинговой компании McKinsey & Company назвали недополученным образованием: дети, учившиеся удаленно, не смогли изучить весь материал, который проходят в обычные годы, то есть недополучили знания.

Чтобы оценить, насколько отстали американские школьники из-за школьных локдаунов, в McKinsey & Company сравнили оценки 1,6 млн учеников начальной школы в 40 штатах за 2021 год с аналогичными показателями в допандемийные годы. Школьники, сдавшие экзамен в 2021-м, примерно на 10 пунктов отставали по математике и на 9 — по чтению. Если пересчитать на месяцы, получится, что они недосчитались знаний за пять месяцев по математике и за четыре — по чтению. Между тем в младших классах важнее всего освоить чтение, ведь это залог дальнейших успехов в учебе, пишут исследователи в своем докладе.

В Нидерландах в период дистанта ученики начальной школы в основном не добились прогресса в знаниях, а если и добились, то совсем небольшого. Британские ученые, проводившие исследование, выбрали именно эту страну, потому что финансирование школ там достойное, показатели доступа к широкополосному интернету лучшие в мире, а локдаун длился недолго. Выяснилось также, что на удаленке дети учатся меньше, чем когда ходят в школу. Потери заметны по всем предметам: математике, правописанию, чтению.

По самым оптимистичным оценкам, эффективность удаленной учебы составила 50%, хотя некоторые данные свидетельствуют, что в этот период ученики больше забыли из того, что знали, чем выучили чего-то нового.

Хуже всего удаленка сказалась на детях из неблагополучных семей: пробелы в образовании у них на 60% больше, чем в среднем по этой возрастной когорте.

Как пандемия повлияла на психическое здоровье детей

Еще одно глобальное исследование показало, что если учебное время в третьем классе сократить на треть — а именно столько многие дети не могли посещать школу, то в десятом уровень их знаний будет таким, как если бы они проучились на целый год меньше, чем в допандемийные времена.

Но, пожалуй, главный недостаток удаленки и даже гибридного образования в том, что старшеклассники все меньше хотят ходить в школу. В том же докладе McKinsey & Company говорится, что регулярные прогулы среди учащихся 8–12-х классов в США выросли на 12%, то есть к 3,1 млн тех, кто и до пандемии прогуливал школу, прибавилось еще от 2,3 млн до 4,6 млн старшеклассников. Сильнее всего число прогульщиков увеличилось в благополучных семьях. Пока не ясно, вернутся ли показатели посещаемости к допандемийному уровню, но 42% прогульщиков уже окончательно решили бросить школу — а это от 617 тыс. до 1,2 млн учащихся 7–12-х классов. 17% тех, кто планировал поступать в вуз, из-за локдаунов отказались от своих планов, чаще всего по финансовым соображениям. Среди старшеклассников из бедных семей таких еще больше — 26%.

Что будет с карьерой?

Недополученное образование будет иметь далекоидущие последствия для нынешнего поколения школьников, предупреждают в McKinsey. Отказ от образования снижает шансы найти достойную работу, которая позволит содержать семью. Но даже те, кто остался в школе, рискуют окончить ее без необходимых знаний, поведенческих навыков и настроя, которые позволят преуспеть в жизни. Почему? Образование основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих этапах обучения. Не восполнив пробелы, возникшие из-за удаленки, дети окончат школу с менее глубокими знаниями, которые можно применить в будущей работе, и у них будет меньше возможностей получить дальнейшее образование или повысить квалификацию, говорится в статье британского Института финансовых исследований.

Прошлые кризисы продемонстрировали, что образованные работники в период рецессии лучше справляются с трудностями, поскольку легче адаптируются к запросам работодателей и быстрее осваивают новые технологии.

Как пандемия меняет университеты мира

В период кризисов больше других страдают работники производственного сектора, особенно если у них образование не выше среднего. Среднеоплачиваемым сотрудникам без высшего образования приходится хуже, чем обладателям университетских дипломов, и после кризиса разрыв только увеличивается. Чуть больше повезло низкооплачиваемым работникам: большинство из них после пандемии вернутся на работу, пусть и с обычными невысокими заработками, хотя сейчас они чувствуют себя хуже всех.

Впрочем, есть и более серьезные последствия недополученных в период школьных локдаунов знаний — недополученные доходы.

Цена школьного локдауна

В Организации экономического сотрудничества и развития подсчитали, что каждый дополнительный год учебы повышает заработок человека в среднем на 7,5–10,0% в год, а пандемии снижают доход на 5—9%. По расчетам специалистов Всемирного банка, нынешние учащиеся могут недосчитаться $1,4 тыс. годового дохода, или $25 тыс. за всю жизнь, а в мировом выражении пятимесячный школьный локдаун приведет к общему снижению доходов на $10 трлн.

К тому времени, когда дети вернутся в школу, большинство потеряют минимум полгода очного обучения. Если кто-то из них за всю жизнь заработает £1 млн, как примерно в среднем зарабатывают в Британии, то полугодовой перерыв снизит доход такого работника на £900 в год.

При 45-летнем рабочем стаже это £40 тыс. за всю жизнь, то есть учащиеся 1–12-х классов, попавшие в школьный локдаун, в течение жизни получат на 3% меньше доходов, чем в обычные времена. Это означает £350 млрд недополученных индивидуальных доходов в пересчете на 8,7 млн школьников Великобритании. В Канаде выпускники средней школы 2020 года в ближайшие пять лет могут потерять больше 25 тыс. канадских долларов прижизненных доходов на человека, если безработица среди молодежи достигнет 28%.

Американский экономист Дирк Крюгер и его коллеги из ФРГ полагают, что потеря доходов составит в среднем 1%. Выпускники колледжей потеряют в заплате меньше, чем люди с неполным средним образованием, которые из-за удаленной учебы подойдут к 16 годам с гораздо меньшим человеческим капиталом, нежели те, кто в школьный локдаун не попал.

По подсчетам McKinsey, нынешние учащиеся в США, причем даже те, кто высшее образование все же получит, недосчитаются от $49 тыс. до $61 тыс. прижизненных доходов — и это только в результате школьных локдаунов. А все потому, что недополученные знания делают будущих соискателей рабочих мест менее компетентными.

Потери в доходах сильнее всего ударят по людям с более низким уровнем образования, поскольку их финансовые поступления опустятся до уровня, который с трудом будет обеспечивать базовые потребности. Такое снижение доходов повлияет на их способность обеспечивать себе достойное питание, жилищные условия и т. п. по сравнению с более высокооплачиваемыми специалистами.

Как пандемия коронавируса повлияла на здоровье дете

Студентам университетов и колледжей удаленка может стоить $90 тыс. прижизненных доходов на человека, что существенно снизит ценность университетского диплома, считает Джордж Псакаропулос. Последние несколько десятилетий отмечался гигантский рост высшего образования, и сегодня число студентов увеличилось больше чем втрое по сравнению в 1970-ми годами. Надбавка к зарплате, обеспеченная университетским дипломом, весьма высока и со временем только повышается. Поскольку студенты высших учебных заведений получают обычно более высокую зарплату, то в абсолютном выражении они потеряют больше, чем люди с менее высоким образовательным уровнем. Из 1,5 млрд учащихся в мире 224 млн человек, или 15%, учатся в вузах. В среднем выпускники вузов получают почти вдвое больше, чем люди со средним образованием, и в 2,7 раза больше, чем не окончившие среднюю школу. Следовательно, если говорить о ежегодных потерях в зарплате из-за связанных с ковидом локдаунов, то выпускники вузов будут терять $725 в год, то есть примерно $18 тыс. за всю жизнь, если считать, что они будут работать 45 лет.

С учетом сроков школьных локдаунов, средней зарплаты, общего стажа в 45 лет и знаний, полученных на удаленке, специалисты оценивают потери личных прижизненных доходов в $2833 для стран с низким уровнем доходов, в $6777 — со средним, в $21 158 — с высоким. В среднем по миру это $11 117 на человека.

Возможно, кому-то эти потери покажутся небольшими. Но если взять совокупные потери 1,5 млрд учащихся, то цифра окажется катастрофической: для бедных стран — $360 млрд, для стран со средним доходом — $6,8 трлн, для богатых — $4,9 трлн. В мировом исчислении это $15,1 трлн. Даже если считать по нижней границе численности экономически активного населения, потери составят $252 млрд, $4,8 трлн и $3,4 трлн соответственно; в мировом выражении — $10,5 трлн.

Такая разница в цифрах связана с тем, что в странах со средним уровнем доходов намного больше учащихся, а в богатых странах доходы выше. Потери доходов в бедных странах огорчают больше всего, потому что там и без того невысокие зарплаты, низкий прогноз по экономическому росту и более высокий уровень нищеты. В странах со средним доходом цифры тоже очень велики, поскольку 1 млрд из 1,5 млрд учащихся, затронутых школьными локдаунами по всему миру, живут именно там.

Почему через месяц после 1 сентября ребенок ложится на пороге и саботирует школу и может ли новый пенал заставить учиться, рассказывает детский психолог Анастасия Пелячик.

— Зачем ребенка готовить к школе? Неужели психологической диагностики недостаточно?

Школьная дезадаптация возникает тогда, когда ребенку в школе плохо и ходить он туда не хочет. Если ребенок послушный, он начинает страдать и болеть, саботируя посещение школы. Обмороки, головокружения, слабость, тошнота, даже температура — проявлений много. В любом случае, в школу он не идет по уважительной причине.

— Какая задача стоит в этом случае перед родителями?

— Сделать все, чтобы до болезни или протеста дело не дошло. Помимо того, что родителям имеет смысл позаботиться о выборе педагога, которому они доверяют, или хотя бы вникнуть, кто с ребенком будет постоянно взаимодействовать, нужно сделать еще три вещи. Выяснить, а есть ли у ребенка мотивация, развита ли произвольность, и, конечно, важно обратить внимание на уровень развития интеллекта ребенка. Потянет ли он ту программу и требования, которые будут жестко предъявлены ему 1 сентября и в течение последующих 11 лет?

Новый пенал и стразики не могут быть мотивацией идти в школу

— Именно, и если хочу, то ради чего? Мотивация не бывает хорошей или плохой. Она бывает адекватной или неадекватной, той, которая помогает нам что-то делать или не помогает. Ребенок может в принципе не хотеть идти в школу 1 сентября.

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

— Почему же?

— Во-первых, потому что у него есть личный негативный опыт, если речь идет о школьниках.

Наша задача, если семья многодетная, никогда не разбираться со старшим в присутствии младшего, чтобы не отбить у младших желание ходить в школу.

Не критиковать учителя, даже если есть, за что. Не говорить о том, что в школе может быть плохо, опасно или трудно. Не показывать ситуации, когда со школой связаны какие-то неприятные эмоции.

— А если это уже произошло: уже ругали старших, уже хватались за ремень, уже плакали ночами?

— Это не конец света. У всех детей есть природное любопытство, они, естественно, хотят проверить сами, действительно ли там все так ужасно. На этом и надо сыграть. Задача — подогреть интерес, рассказывая про школу как про место, где будет происходить нечто полезное и замечательное, а не пугать реалиями. Если ребенок хочет идти в школу, то важно, чтобы кроме неадекватной мотивации была адекватная. Неадекватная мотивация — это ситуация, когда ребенку одиноко, не хватает общения, нет друзей и он хочет в школу, чтобы играть и общаться.

Общаться там ему не дадут, ведь перемены короткие, а на уроках нельзя. Задача родителя — организовать ребенку летом интенсивное общение со сверстниками. Помогите найти ему друзей в кружке, лагере, на даче. У ребенка должен быть опыт тусовки, чтобы школа не стала единственным местом, где он, наконец, увидит детей. Он должен за лето наиграться, наболтаться и наобщаться с ровесниками.

6 типажей российских мам, ожидающих детей у школы:

Неадекватной мотивацией также является внешняя мотивация: хочу в школу, потому что мне купят суперский портфель, модный пенал и бант со стразиками. Поверьте опыту: стразики отваливаются, пенал надоедает за месяц, портфель пачкается и, значит, ходить в школу становится незачем. Если школа ассоциируется у ребенка с разными предметами, которыми ребенок будет обладать, надо нащупать иную мотивацию, на которую можно опереться.

— Просто спросите ребенка: почему ты думаешь, что в школе хорошо? Чего больше хочешь, как себе представляешь будущий год?

Мотивацию в детях убивают родители

— Как же понять, что мотивация адекватна и ребенку есть на что опереться?

— Адекватная мотивация — познавательная. Желание узнавать новое, любопытство — вещь врожденная. Не важно, к каким предметам есть любопытство, важно, чтобы хоть что-то было интересно. Но врожденная мотивация легко умирает в человеке. И убивают ее родители.

— Что-то не верится.

— Сидит ребенок и ест песок в песочнице. Что делает родитель? Бросается песок выковыривать, мыть рот с мылом и проводить воспитательную работу.

Родителям нужен спокойный ребенок, который сидит и рисует домик с солнышком, а если мы с соседкой болтаем, то стоит молча и не встревает.

А ребенок, у которого высокая познавательная активность, который проверяет мусорный бак, вкус песка, глубину луж и раскручивает розетки — такой ребенок для нас неудобный.

10 книг, которыми зачитывались советские школьники:

— Ну не разрешать же розетку разбирать?

Финляндия много лет выигрывает все мировые конкурсы по лучшей подготовке детей к школе. И тут колоссальная заслуга не только учителей, но и родителей, которые очень многое детям позволяют. На это ориентировано все: и среда, и люди. Финны выводят своих детей на улицу в клеенчатых штанах на лямках и позволяют идти измерять глубину луж. Это правильно, потому что это единственная возможность освоить мир своим телом и всеми органами чувств. Никто не кинется в Финляндии бить ребенка, если он стал есть песок. Наберитесь терпения, позвольте и вы своему ребенку осваивать вселенную.

Как до ребенка донести, что от его усилий многое зависит

— А можно ли эту познавательную мотивацию поощрять и развивать кружками?

— Я — противница раннего развития. Кружки — это хорошо, потому что прекрасно развивают произвольность (учат терпеть и смиряться). Но еще чаще они убивают познавательную активность. Если у маленьких детей больше двух кружков, то это катастрофа. Ребенок не способен к успешному участию во всех мероприятиях. Дети с родителями связаны как сообщающиеся сосуды.

Чем выше у нас познавательная активность, чем больше мы пытаемся транслировать на детей информацию, впихнуть их в большее число кружков, тем меньше собственной активности у ребенка.

У активных родителей обычно пассивные и амебообразные дети. Родителям важно дозировать свое участие, потому что познавательная активность должна идти изнутри, а не снаружи.

— Кроме познавательной мотивации, должна же быть еще какая-то?

10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой:

Читайте также: