Почему деньги играют важную роль в современном обществе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Заработать, занять, накопить, сохранить, потратить — немало наших ежедневных забот и эмоций связано с деньгами. Их главная функция — обеспечивать нашу жизнь. Но то, как каждый из нас к ним относится, многое говорит и о нас самих, объясняет психолог Анна Фенько.

Почему мы тратим иррационально?

С точки зрения логики наше отношение к такому утилитарному предмету, как деньги, могло бы быть чисто рациональным: поступай так, чтобы это принесло тебе максимальный доход. Но в реальной жизни все происходит иначе.

Занимая важнейшее место в нашей жизни, сами по себе деньги остаются абстракцией: ведь банкноты и монеты имеют смысл лишь поскольку символизируют стоимость вещей. Но для каждого из нас они означают то, что мы хотим в них видеть или бессознательно надеемся с их помощью получить.

Безопасность, власть, любовь окружающих, свобода… С психологической точки зрения деньги представляют собой идеальный экран для наших проекций: как изображение проецируется на киноэкран, так и мы приписываем деньгам те смыслы, которые значимы для нас.

Психоанализ денег

По времени приучение к горшку совпадает с той стадией развития ребенка, когда он борется за автономию и независимость, и часто эта процедура становится источником конфликта. Конфликт может усиливаться из-за непоследовательного поведения родителей, которые, с одной стороны, ценят фекалии как подарок ребенка, а с другой — считают их грязными, не прикасаются к ним и стараются поскорее выбросить.

Деньги дают ощущение безопасности

34-летняя Ирина работает буквально на износ: ей важно быть уверенной в том, что ее маленький сын в будущем получит хорошее образование, а родители (если с ними что-то случится) — лучшую медицинскую помощь. Она старается накопить как можно больше денег — только так она чувствует себя в относительной безопасности.

Возможность почувствовать власть и превосходство

44-летний предприниматель Сергей уверен, что может в этой жизни все: откупиться от ГАИ, на глазах инспектора проехав по встречной полосе, улететь международным рейсом, на который проданы все билеты, выписать на загородную вечеринку с друзьями хоть саму Мадонну. Деньги дают ему особое ощущение власти и превосходства.

Деньги дарят свободу

Самый распространенный и одобряемый современным обществом смысл, приписываемый деньгам, — это свобода.

Любовь за деньги?

Деньги концентрируют в себе наши фантазии, эмоции и желания. Нередко кажется, что они управляют нашей жизнью

Деньги концентрируют в себе наши фантазии, эмоции и желания. Нередко кажется, что они управляют нашей жизнью. Но деньги сами по себе не способны действовать и руководить чем-либо. Они приобретают эту способность только тогда, когда мы сами наделяем их властью.

Что нас смущает в отношениях с деньгами?

Неловкость в обращении с деньгами знакома многим. Психоаналитик, научный сотрудник факультета психологии МГУ Татьяна Алавидзе расшифровала для нас несколько типичных случаев.

Бережливость, доходящая до скупости, может проявляться в любых ситуациях, подразумевающих обмен — имущественный, эмоциональный, творческий. Нежелание тратить, дарить возникает из стремления компенсировать то ощущение беспомощности, которое мы испытали в детстве.

Бессознательное желание сберечь, не потратить в символической форме дает ощущение безопасности, обладания чем-то и приятной возможности распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Такая утрированная независимость дарит человеку успокоение, за которое, увы, приходится расплачиваться: строить близкие и доверительные отношения с окружающими с таких позиций оказывается очень непросто.

Напротив, как правило, он берет на вооружение какую-нибудь социально одобряемую идею (помощь ближним, забота о тех, кто слабее и т. д.), которая подкрепляла бы такое поведение и помогала объяснить его себе и другим, — словом, идет на любые уловки, лишь бы не признаться в том, что ему просто не хватает человеческого тепла.

Если к ребенку с детства относятся с нежностью, пониманием и любовью, то у него вряд ли возникнет вопрос относительно собственной ценности. Если же родители ведут себя непоследовательно, то принимают, то отвергают его, чувство собственной ценности у него не формируется.

В современном мире, особенно в странах с рыночной экономикой, велика роль денег. Без денег невозможна работа предприятий, выполнение социальных программ, обеспечение быта, функционирование государства. и т. д. и т. п.

потому что современное общество построено на идеях материального благополучия. другими словами материальные ценности в современном обществе ценятся больше чем духовные. людей превратили в рабов, которые меняют свою жизнь на цветные бумажки))

во всех обществах со времен их изобретения. Деньги - эквивалент жизненных ресурсов, необходимых для выживания

Кредитная система позволила даже тем, чья заработная плата покрывает только необходимые ежедневные расходы, приобретать дома, автомашины, предметы роскоши. Выходные дни большей частью посвящены приобретению всё новых вещей, Shoping превратился в форму отдыха и развлечений. Отношения между людьми всё больше стали регулироваться деньгами, и деньги заняли центральное место в шкале общественных интересов.

Деньгами стали оцениваться те сферы жизни, к которым раньше применялись другие критерии. Талант в любой сфере деятельности определяется не профессиональными достижениями, а уровнем оплаты.

Успешный врач не тот, кто помог большему количеству пациентов, а тот чей, годовой доход выше, чем у его коллег. Инженер не тем, сколько благ обществу он принёс своей работой, а тем, сколько он за неё получил. Писатель, художник, актер, режиссёр оцениваются не по значимости своих творений, а по размеру полученного гонорара.

Деньги всегда были символом жизненного успеха, но в условиях экономической демократии они больше, чем абстрактный символ общественного статуса, так как дают многие формы свободы, делают человека хозяином своей судьбы. Ими, а не сложными критериями оценки человеческой ценности прошлых эпох, определяется ценность личности.

Топор средство народное, и он показатель того, что в процесс погони за деньгами включились массы. С деньгами человек получает уважение, без денег он “тварь дрожащая”.

Достоевский недаром по сей день остаётся остросовременным писателем – он, как никто другой, показал возрастающую власть денег над общественным сознанием. В чём Достоевский остался человеком своего времени, так это в том, что трагедия его героя в непреодолимом противоречии между религиозной моралью и практикой жизни. Нравственная мука и есть главное наказание Раскольникова за совершённое им убийство - преступление приводит к распаду личности. Сегодня морализаторство Достоевского вызывает недоумение, в современном экономическом обществе мораль утратила своё былое значение, вместе с потерей статуса морали в общественном сознании исчезла сама дилемма мораль-деньги.

Огромный накал страстей во всех романах Достоевск­го, сюжеты которых строятся вокруг денег, показывал реакцию тогдашнего российского образованного класса на власть денег над жизнью людей, которая воспринималась как трагедия, так как противоречие морали и денег было неразрешимо. Российская либеральная интеллигенция видела возможность решения этой дилеммы в революционной буре, в уничтожении всей государственной структуры, все беды страны она видела в безнравственности власти.

В России государство и экономика были неотделимы. В Европе же, экономика была достаточно самостоятельна, независима от государственной структуры. Государство постепенно утрачивало свою абсолютную власть, так как экономика перестраивала всю общественную систему, экономика стала определять место человека в обществе.

Европейское мещанство превратилось в новый буржуазный класс, от которого стали зависеть старые хозяева жизни, аристократия, дворянство. Новые хозяева жизни создавали новую иерархию ценностей и превращались в аристократию нового времени, аристократию денежную.

В России до 1917-го года этот процесс проходил по другому. Россия использовала принципы капиталистической экономики, но власть в экономике принадлежала государству, новые формы экономики вписывались в традиционную структуру - феодальную. В феодальной системе богатства не зарабатывались, а получались, в зависимости от связей с вертикалью власти.

После 1917-го года большевики, разрушив старую феодальную систему, создали новую, которая отличалась от старой лишь по форме, и в ней жизненные блага также распределялись по принципу феодальной системы, в соответствии со статусом внутри вертикали государственной власти. Государство превратилось в единственного хозяина всей экономики, и деньги - один из главных инструментов демократии, перестали выполнять свою роль мотора социальных изменений. Россия остановилась во времени. События 1991 года вернули Россию в ряд стран, где деньгами стал определяться общественный статус, Россия демократизировалась. Но также, как и во всей предыдущей российской истории, новые предприниматели получают богатства из рук государства.

С момента появления капитализма в XVIII веке, культурная элита Европы осуждала процесс смены ценностей нравственных, духовных, т.е. аристократических, на мещанские, демократические, денежные. И реакция культурной элиты была понятна, она лишалась привычного заказчика, новому заказчику они были не нужны, у новых хозяев жизни были другие интересы и другие ценности.

Традиционная культура была аристократичной, элитарной по определению, так как создавалась аристократией творческой для аристократии потомственной, родовой - владельцев богатств. Новые формы экономических отношений создавали условия, в которых высокие, духовные ценности начали уступать своё место ценностям экономическим. Деньги превратились в цель и смысл жизни масс, так как они давали физический комфорт, свободу и общественный статус. Тем не менее, в глазах европейцев, обожествление денег в Америке перешло допустимые даже для них пределы.

Обеспеченные классы Европы видели в деньгах лишь средство для полноценной жизни, целью было счастье, которое достигалось в гармоническом слиянии человека с природой, в постижении истины, в широкой палитре чувств, эмоций, мыслей, в богатстве человеческих отношений. Жизнь, посвящённая лишь погоне за деньгами, казалась им иррациональной.

Американский философ Джордж Сантаяна объяснял, почему деньги играют такую огромную роль в США: «Американец так много говорит о долларах потому, что доллар это символ и мера измерения успеха, единственная мера, которую он имеет, чтобы оценить свой успех, свой ум и свою власть над обстоятельствами. В то же время, он относится к деньгам довольно легко. Он их делает, теряет, тратит, раздаёт с легким сердцем. Это уважение не к самим деньгам, а к количеству вообще, потому что качество трудно определимо.

Но Сантаяна был исключением из правила, американская культурная элита видела в обожествлении денег признак распада основ общества, деградацию вечных ценностей.

Деньги, более чем когда-либо раньше, стали определять все формы человеческих отношений. Цифры денежной оценки делают отношения людей, неравные в своём качестве, т.е. в своей природной сущности, равными друг другу в абстрактной шкале измерений. Деньги виртуальная схема мира, они являются чем-то вроде географической карты, изображающей города, реки, горы точками, линиями, цифрами, а географическая карта безразлична к цветам и краскам природы, к человеческим чувствам, ко всей культуре, гуманистической цивилизации в её многомерном, качественном содержании.

Принято считать, что деньги разрушают человеческие отношения, но они также вносят в хаос спонтанных отношений, построенных на чувствах, эмоциях, импульсах, порядок, новый порядок. То качество отношений между людьми, которое вся мировая культура считала высшим выражением человеческого духа, бескорыстие, создавало огромное напряжение.

Моральные, этические или идеологические принципы далеки от определённости и чёткости экономических критериев, что приводило к постоянным конфликтам, взрывавшихся гражданскими войнами и войнами между странами. В экономическом обществе конфликты разрешаются большей частью мирным путём, а высокие принципы и этические нормы лишь обязательный декор, соблюдение правил приличий, за которым стоит прагматизм, экономический интерес.

Экономический интерес, став центральным, не вытеснил другие интересы человека, но сделал их значительно менее привлекательными, превратив количество в более важный критерий нежели качества. Объём материального богатства ценнее объёма человеческой жизни, её многокрасочной палитры эмоций, чувств, переживаний. Рациональная логика вытеснила непосредственное восприятие, но лишь развитый капитализм с его рационализмом, пронизавшим все аспекты общественной жизни, смог уничтожить унижающую нищету, в которой массы жили веками.

Америка начиналась как рыночное общество и, за почти два столетия, сумела ввести рыночные ценности во все формы человеческих отношений, она их очеловечила, если считать, что рационализм такое же органически присущее человеку качество, как понтанность и непосредственность чувств. Деньги превратились в самый мощный инструмент рационализаци всех аспектов деловой жизни и всех форм человеческих отношений, сделавшие Америку самой богатой страной мира.

Культура денежных отношений в США в течении времени приобретала всё более цивилизованные, благопристойные формы, в их создании участвовало всё общество, все его институты. Это культура общественного договора, консенсуса, всеобщего согласия, а деньги, чётко обозначая границы конфликтных интересов, выполняют роль регулятора, жироскопа, удерживающего баланс.

Российская либеральная интеллигенция в XIX веке видела в Америке образец для подражания, но недостижимый в российских условиях, в ХХI веке, несмотря на всю антиамериканскую пропаганду, Россия внедряет американскую модель в экономике, культуре, повседневной жизни. Сегодня весь мир хочет стать Америкой, не только Европа, но и Азия пытается воспроизвести в своих национальных формах систему, показавшую свою эффективность.

Но без сложной общественной инфраструктуры, без бюрократизации, т.е. рационализации всех форм общественной жизни, развитого законодательства и воспитания норм индивидуального поведения, которые создавались в Европе и Америке в течении столетий, процесс проходит, как в Азии, так и в современной России, в атмосфере стихии бесконтрольного базара, где хозяйничает криминальный элемент вместе с представителями власти, так как нормативные инструменты развитой экономики отсутствуют. В стихии базара норм и цен не существует, есть лишь столкновение инересов в данный момент, в котором стоимость определяется лишь тем, на чьей стороне в данный момент сила.

Запад же постепенно подменял стихийность отношений межу людьми отношениями, регулируемые деньгами, законами рынка, создавал сложное законодательство и многослойную инфраструктуру общества внутри сетки взаимосвязанных экономики, культуры, пропаганды и системы образования.

Денежные отношения обозначают точные границы и формы всех видов неопределённых и постоянно меняющихся чувств, возникающих между людьми. Брачный союз, основанный только на чувстве любви, приводит к трагедии, когда это чувство притупляется или исчезает. Материальная сторона отношений становится инструментом войны между охладевшими друг к другу супругами. Брачный контракт, оговаривающий все стороны материальных претензий, переводит неопределённость страстей и претензий, основанных на чувствах, в чёткие параметры денежных оценок.

Отношения между друзьями, ведущими общее дело, может превратиться в испепеляющую ненависть, при малейшем подозрении на невыполнение неопределённых, построенных только на чувстве симпатии друг к другу, обязательств. Эмоциональные отношения между родителями и детьми также несут в себе зёрна часто неразрешимых конфликтов.

Рыночная цивилизация сумела ввести многие формы отношений, раньше стро­вшихся на моральных нормах, на симпатиях-антипатиях, любви-ненависти, в русло чётких экономических норм, формулирумых традицией и законом. Она ввела стихию человеческих отношений в русло математически рассчитанного, рационального порядка, в котором бескорыстие, построенное на чувствах, эмоциях, выглядят безнадёжным атавизмом, лишь напоминанием об уходящей или ушедшей в прошлое иррациональной эпохе.

Старую, уходящую цивилизацию было принято называть гуманистической, так как в ней человек, Human, был мерой всех вещей, сегодня мерой всех вещей и самого человека стали деньги.

Деньги играют важную роль, в том числе для определения социального статуса человека. Они влияют на становление личности, образ жизни человека, взаимоотношения. Однако не стоит зацикливаться на деньгах и думать о них постоянно, ведь это всего лишь средство, расширяющее наши возможности.

Каждый по-разному воспринимает наличие или нехватку денег, но их неожиданная потеря или появление способны сильно ударить по психике человека. У некоторых даже появляются определенные формы денежных расстройств, страсть к азартным играм или даже к воровству. В то же время нельзя игнорировать деньги, так как в современном мире они являются неотъемлемым инструментом для тех, кто стремится сделать карьеру и достигнуть успеха, жить комфортно. К тому же, деньги помогают в самореализации и самовыражении, но продуктивность данного процесса зависит от самого человека.

Чтобы заработать много денег, требуется сильная мотивация. Но важно выработать правильное отношение к деньгам, а не быть зависимым от их количества. Богатство идет к тому, кто умеет обращаться с деньгами, умело расставляет приоритеты, способен управлять денежными потоками и контролировать затраты.

Почему бы нет? Если вы можете позволить себе все, вы будете есть пищу лучшего качества, вы будете отдыхать столько, сколько захотите, вам будет оказана лучшая медицинская помощь. Все будут вращаться вокруг вас.

Однако на практике этого не происходит - у богатых есть свои проблемы - нежелательное внимание со стороны средств массовой информации, нехватка времени, потому что все хотят встретиться с ними, неразделенная любовь, неизлечимые болезни, с которыми сталкиваются обычные люди.

Деньги на самом деле похожи на волшебную лампу Аладдина. Когда вы будете искать их и просить всей душой, они у вас будут. Вы сможете строить дворцы, управлять человеческими жизнями, управлять и навязывать свою волю.

Деньги не могут сделать то же самое. Они дают нам все остальное, что является основой качественной жизни.

Помните пирамиду Маслоу? Без ее первых двух уровней - физиологические потребности (еда, вода, здоровье, сон) и безопасность (жилье, безопасность) мы не могли бы существовать физически.

Это минимальный фундамент, с которого мы начинаем выживать.

Следующим уровнем пирамиды является принадлежность к семье, общине, языку, религии, группе. Это, по сути, наша социальная потребность.

Это также связано с материальной безопасностью, потому что мы не можем создать семью или присоединиться к группе или слою, если у нас нет финансовых средств. Здесь, однако, впервые в нашу душу входит - чувство близости, привязанности, удовлетворения.

Четвертый уровень - это уверенность (слава, уважение и чувство собственного достоинства). Да, деньги помогают подняться на этот шаг. Но они не единственные - мы должны проявить себя, чтобы попасть на этот уровень, чтобы чувствовать себя успешными - в профессии, в карьере, в определенной области. Верьте в себя!

На последнем - пятом уровне деньги играют наименьшую роль. Это уровень самосовершенствования. Это самый духовный уровень и включает в себя стремление к постоянному развитию, достижениям и обучению. Это то, что отличает нас от животных, но без прохождения первичного уровня удовлетворения потребностей сюда нет способа добраться.

Так что сколько денег нам нужно обычным людям - судите сами. Если они являются символом удовлетворения ваших материальных потребностей и возможностей для развития вашей духовности, то для вас они очень важны.

Бедность унижает нас и заставляет оставаться на более низких уровнях пирамиды. Конечно, есть люди, которые, если у них будет достаточно денег, все равно не достигнут вершины.

Но большинству из нас нужен фундамент, чтобы расти. Иногда это дается нам по рождению, а иногда нам приходится бороться за это, но в любом случае это необходимые шаги к успешной жизни. Развивайтесь!

Читайте также: