Почему церковь запрещала рыцарские турниры аргументируйте свой ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

В средневековом обществе Церковь играла важнейшую роль, влияя на все сферы повседневной жизни. Поэтому возникновение турниров и увлечение ими рыцарей было практически сразу же замечено, оценено и категорически осуждено святыми отцами. С начала XII века Церковные соборы один за другим запрещали, хотя и тщетно, рыцарские турниры.

Говоря коротко, из-за их исключительно светского характера. Одним из основных мотивов, побуждавших рыцаря принимать участие в турнире, – была жажда славы , почестей, возможность привлечь к себе внимание. То есть на ристалище рыцарь шел, движимый гордостью и честолюбием, которые осуждались Церковью. Впрочем, сами рыцари рассматривали турниры, как возможность продемонстрировать личную отвагу и доблесть – качества не только ценимые в их среде, но и воспеваемые еще со времен Гильома IX , герцога Аквитанского .

Позднее, начиная с 1180 года, победители боев на копьях уже принимают награду из женских рук. Турниры превращаются, по сути, в праздники, после которых и мужчины и женщины не прочь были окунуться в омут галантных приключений. Об этом свидетельствуют как литературные произведения той эпохи, так и церковные авторы, клеймившие турниры за их пособничество разврату. Например, проповедник Жак де Витри разоблачал 7 пороков, свойственных участникам боев на копьях: гордость, зависть, ненависть, гнев, алчность, хвастливость и сладострастие.

Под осуждение Церкви попала и материальная выгода – добыча, получаемая победителем в конце турнира. Хотя европейская аристократия заметно обогатилась в XI - XII веках за счет откупных платежей со стороны освобождавшихся от крепостной зависимости крестьян, а также благодаря наметившемуся прогрессу в сельском хозяйстве, однако новый образ жизни требовал от нее баснословных трат. Одни только доспехи и одежда стоили недешево, а ведь рыцарь должен был еще устраивать пиры, дарить роскошные подарки, проявляя щедрость – одну из составляющих его кодекса чести. С другой стороны, обедневшие рыцари и младшие сыновья знатных семей, постоянно находившиеся в поисках денег, в мирное время могли рассчитывать лишь на добычу, которую по правилам рыцарского турнира получал победитель.


По этим основным причинам Церковь запрещала рыцарские турниры, которые в своих постановлениях именовала не иначе, как отвратительными боями на копьях. Почти двести лет осуждений и запретов мало что изменили. И в 1316 году папе Иоанну XXII пришлось разрешить турниры, служащие, якобы, хорошей подготовкой к Крестовым походам. И все-таки, например, в Англии в 1328 году ристалища были полностью запрещены, но не Церковью, а королевской властью по политическим мотивам. Во Франции турниры просуществовали дольше, до 1559 года, и только смерть короля Генриха II , раненного во время боя, положила им конец.

Таким образом, в течение нескольких веков Церковь, хотя и безуспешно, запрещала рыцарские турниры по четырем основным причинам, в основе которых лежали, осуждаемые ею пороки: гордость, сладострастие, алчность и гнев.

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii . blogspot . com .

Церковь постепенно выступала против организации рыцарских турниров, один за другим издавая указы про их отмуну в 1131 году, 1139 году и 1179 году. Но, сразу же за эдиктом 1193г. Папы Селестина Третьего последовало позволение короля Ричарда Первого на проведение военных состязаний. Рыцари, которые были убиты на турнире, не могли быть погребены с сохранение церковных обычаев. Однако и этот запрет можно было обходить: покойника одевали в монашескую одежду, как это делал в 1193 году Эстейс де Калкель. Папа Григорий Девятый огласил в 1228 году очередную буллу, которая запрещала проведение турниров, однако и она не имела действия.

Папству было не по душе настроение, которое развивалось под влиянием турниров в среде баронов. Ранения и смерть, являвшиеся очень частыми следствиями турнирных состязаний, мешали Папе отдавать свои санкции на проведение таких мероприятий, однако были не единственной причиной для неодобрения религией таких состязаний.
Более всего церковь боялась за судьбу душ, которые принимали активное участие в таких опасных сражениях. Состязавшиеся на турнире в Ньюсе говорили, что кричали демоны, которые пролетали над полем сражения в облике грифов и воронов. Проигравший на рыцарском турнире мог требовать необходимую сумму с подданных или так же, как Ульрих фон Лихтенштейн, заложить собственное имущество еврейским ростовщикам, для того, чтобы получить нужные для выкупа средства. Лорд Хомрнкурт все время закладывал собственные земли, чтобы у него была возможность принимать участие в турнирах, которые становились всё более и более дорогостоящим занятием. Для не богатых рыцарей оно стало бы вовсе невозможным, если бы не благосклонство крупных лордов, которые принимали гостей турниров за собственные деньги.
Церковная власть, как и приближенные самого короля, часто применяли турниры в роле удобного случая, чтоб поймать совершившего преступление человека, злодеяние которого сложно было доказать. Вся высшая знать все время сопротивлялась признать, что приведение в жизнь церковных запретов является обязательным делом. Булла 1281г. была отменена непосредственно Папой Мартином Четвертым. А понтифик Клемент Шестой (1342 - 1352) разрешил организацию турниров в празднества в Лвигноне, при папском дворе. Церковь абсолютно справедливо переживала, что турниры станут провоцировать различные конфликты между борцами разных классов, которые будут призваны воевать плечом к плечу, для зашиты христианской идеологии, когда был крестовый поход. В самом же деле турниры, напротив, содействовали подготовке рыцарей к крестовым походам, также как это происходило в 1199 году в Экри и в 1251 году Тразегнизе.

Церковь запрещала рыцарские турниры по двум причинам.
Во-первых, как пролитие крови и вообще насилие не во имя войны за высокие идеалы христианства, а как игру, не имеющую глубокой духовной основы.
Во-вторых, как развлечение, привлекавшее внимание праздных зевак. Все христианские церкви в средние века неодобрительно относились к любым развлечениям (так, РПЦ добилась запрещения скоморохов (уличных артистов), осуждала соколиную охоту знати, любые танцы и музыку.

Церковь постепенно выступала против организации рыцарских турниров, один за другим издавая указы про их отмуну в 1131 году, 1139 году и 1179 году. Но, сразу же за эдиктом 1193г. Папы Селестина Третьего последовало позволение короля Ричарда Первого на проведение военных состязаний. Рыцари, которые были убиты на турнире, не могли быть погребены с сохранение церковных обычаев. Однако и этот запрет можно было обходить: покойника одевали в монашескую одежду, как это делал в 1193 году Эстейс де Калкель. Папа Григорий Девятый огласил в 1228 году очередную буллу, которая запрещала проведение турниров, однако и она не имела действия.

Церковь запрещала рыцарские турниры из-за их противоречий религии: религия предписывала не убивать, а на турнирах рыцари убивали друг друга.

Аватар

Рыцарские турниры изначально проводились с использованием боевого оружия и копий с острым наконечником. При этом защитное оснащение было еще недостаточно развито: кольчужный доспех, кожаные или металлические корсеты не давали защиты от удара копьем конного воина. Так было с XI по XIII века. Такие турниры, как правило, отличались высоким уровнем травматизма и смертности. Например, в 1175 году на турнирах в Германии погибло 17 рыцарей, а в 1240 году только на турнире в Нойсе погибло более 60 человек. Среди погибших было немало известных людей. Кроме того, как мы знаем, количество рыцарей в государстве всегда было невелико. Поэтому, зная об опасности турниров, католическая церковь стала препятствовать им. Так, в 1130 году Папа римский Иннокентий II запретил хоронить убитых на турнирах по христианскому обычаю, а в 1175 году архиепископ Магдебурга Вихман, узнав о смерти 17 рыцарей отлучил всех участников турнира от церкви. Церковь также пыталась обосновать свои запреты тем, что турниры провоцируют свершение всех семи смертных грехов: пробуждают гордыню, разжигают ненависть и гнев, вызывают алчность у победителей, способствуют унынию проигравших, поощряют чревоугодие во время пиров и поддерживают разврат.

Лишь в 1316 году папа Иоанн XXII снял церковный запрет на проведение турниров. К этому времени турниры, в основном, стали намного безопаснее и больше походили на театрализованное шоу. Рыцари сражались в полном стальном доспехе тупыми копьями с наконечниками в виде короны, затупленными мечами с округленными наконечниками. Перед турнирами священнослужители даже стали благословлять рыцарей. Тем не менее, полностью избежать травматизма не удалось. Так, в 1524 году английский король Генрих VIII едва не погиб после того, как сломанное копье отбросило забрало его шлема и осколки копья попали в лицо. А в 1559 году французский король Генрих II погиб после того, как сломанное копье противника попало через забрало в глаз.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

Подумайте

1) Рыцарский феод зачастую был не большим, и делить его между всеми наследниками было просто не выгодно, потому что им достанутся очень мало. Поэтому все доставалось одному наследнику. А остальным приходилось добиваться всего самим. 2) Рыцарь был хорошо защищен латами, но они весили слишком много, и без лошади, пеший рыцарь был довольно неповоротлив. 3) Эти девизы характеризуют феодалов как людей, которые чтут свою честь, достоинство и имя. 4) Так как гербы часто носили на щитах, и щиты носили на левой руке, то так изображенный на гербе зверь смотрит лицом на врага. 5) Сейчас рыцарским поведением называют благородство, щедрость, защита слабых. Большинство современных мужчин следуют этим правилам, но не так часто как в прошлом. 6) Рыцарские турниры были довольно травмоопасными, или даже смертельными. И такими смертями церковь была не довольна. Смерть на потеху публике они считали бесполезной. 7) Вот и наступил торжественный день. Много гостей прибудет в мой замок для проведения турнира. Над высокими стенами развеиваются все гербы прибывающих гостей, возле главного хода гостей встречают люди, осыпая их цветами. После размещения гостей и небольшой подготовки начался турнир. Многие проявили свою силу, ловкость и доблесть в поединках на мечах, в стрельбе из лука. Главным же зрелищем было поединок на копьях. После турнира я закатил пир. Я хорошо расщедрился, и пир был большим, стол переполняли яства и напитки. После пира все разошлись спать, а на следующий день разъехались.

Читайте также: