План урока русского языка с применением цифровых образовательных технологий

Обновлено: 05.07.2024

Урок русского языка в 6 классе с применением компьютерных технологий.

Тема: правописание приставок. Обобщение.

Цель урока: обобщить знания о приставках.

  • Практическим путём совершенствовать умения классифицировать слова с разными группами приставок и правильно их писать.
  • Совершенствовать навыки работы на компьютере.
  • Развивать творческую активность.

До, при, на, по, гор, гар, чик, ек, л, о, и.

-Вы догадались что мы записали?(морфемы)

-Что такое морфема? ( Это часть слова)

-Как называется наука, которая изучает морфемы? (морфемика)

-С какой наукой нельзя путать морфемику? (с морфологией)

-На этом острове 4 города.
Как вы думаете, каких? (город приставок, корней, суффиксов и окончаний)

Слайд №3(а)
Слайд №3(б)

-Попробуем их вспомнить.

За одну минуту записать все приставки, пришедшие на память.

Проверка: Сосчитайте, кто, сколько вспомнил приставок, запишите число.
(На самом деле их чуть больше 40-а)

-Кто вспомнил все 40,30,20, 10?
(Читает тот, у кого приставок больше всех)

-Вернёмся в город приставок.

- Как вы думаете, почему в нём три дома?

(Потому что приставки можно разделить на три группы)

Единообразного написания приставки при- , пре-

Слайд №4 (а)
На слайде появляются все возможные приставки, и дети могут дописать те, что не вспомнили.

приставок единообразного

- Потренируемся в их написании и узнавании.

Сонный,собирался,
Осенний, освещал,
Доехал, дождик,
Побежал, поляна,
Пропадать, проба.

- Из группы слов выписать только слова с приставками единообразного написания и выделить их.

Проверка.

- А чем являются похожие буквосочетания в остальных словах? (частью корня)

Какой частью речи являются выписанные нами слова? (глаголами)

-Нам не встретились существительные и прилагательные. Придумайте одно прилагательное и одно существительное с приставками единообразного написания.

Проверка.

На экране высвечивается проверка.

- Давайте подведём итог этой части урока.

- Оцените свои теоретические знания и практические умения.

- А теперь постучимся в другой дом. Кто здесь живёт? (приставки, оканчивающиеся на з, с.)

-Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно писать эти приставки?

Дети хором отвечают правило

- Оцените себя, как вы знаете это правило.

-Потренируемся в написании этих приставок.

Оставьте строчку для заглавия.

С самого рассвета идёт мелкий дождь. В последнее время он льёт беспрерывно. Всё позже восходит солнышко, всё раньше нисходит оно к краю земли.

Цветы исчезли. Это злая рука осени сжала и смяла их.

Проверка.- Найдите слова с приставками. Объясните их написание. Назовите слова с приставками единообразного написания и с приставками на з, с.

(Необходимо обратить внимание на слова сжала и смяла. Приставка с- относится к приставкам единообразного написания.)

- Найдите простое двусоставное предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

Подчеркните грамматическую основу.

- Найдите простое нераспространённое предложение. Докажите.

- Найдите сложное предложение и дайте его характеристику.

-Как называется отрывок, который мы записали?

-Озаглавьте его. Укажите стиль и тип речи.

Найдите средства художественной выразительности.

Я хочу процитировать вам слова известного детского писателя К.И.Чуковского:

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Цель: Развивать умения группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевленные и неодушевленные предметы.

5. Планируемые результаты:

- Формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;.

- Использовать специальную терминологию при определении частей речи;.

- Закреплять умения ставить к слову вопросы кто? или что?

- Совершенствовать умение правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов);

- Развивать умений разграничивать омонимичные названия типа Пушок и пушок

Метапредметные:

Личностные результаты

- Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

-Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД

- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- Представлять информацию в виде схемы.

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

- Ориентироваться на развороте учебника.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

- Развивать умение работать в паре.

Регулятивные УУД

- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Дает положительный эмоциональный настрой на результаты работы.

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.

Высказываются об эмоциональном настрое на работу на уроке, говорят об ожидаемых результатах работы.

Актуализация опорных знаний

Учитель предлагает выполнить интерактивное задание и поделить слова на группы, подводит к формулированию темы урока

Учащиеся выполняют задание, делят слова на группы по признаку одушевлённости-неодушевлённости.

Практический

Интерактивное задание

Словарная работа на уроке русского языка. 2 класс.pptx

Закрепить навыки правописания словарных слов

Введение в тему. Постановка основного вопроса урока

–_Учитель организует работу по группам.(Задание: 1 группа – записывают название страны или города, а вторая группа – названия жителей этого города или страны. Например: Россия – россияне,)

Просит поставить к словам вопрос:. кто ? что?

Учащиеся работают по группам, записывают в тетрадь, задают вопрос, записывают рядом.

Учащиеся уточняют, что на вопрос кто? отвечают слова, которые называют людей и животных, а на вопрос что – названия стран и городов.

Ознакомление с новым словарным словом.

Организует работу по ознакомлению с новым словарным словом - -Написание какого из записанных слов вызвало у вас затруднение? Знакомо ли оно вам? Что вы знаете о Москве?

- Прочитайте пословицу, написанную на доске. Запишите её.

-О какой красоте идет речь?

(демонстрация слайдов с экрана)

- Какие пословицы о Москве вы знаете?

( работа в орфографических тетрадях, с. 19)

-Можем ли в этих пословицах к слову Москва поставить вопрос кто?

Поставьте к ним вопросы. Какие из них мы отнесём к одушевлённым предметам, а какие к неодушевлённым.

Учащиеся актуализируют свои знания о Москве

Работают с пословицей

Просмотр сюжета, о Москве и её достопримечательностях

Подбирают однокоренные слова, работают в орфографических тетрадях, с.19)

Достопримечательности Москвы

Информационный Текст с иллюстрациями

Расширить кругозор детей о Москве, её достопримечательностях

Развитие языковых и прописных умений

Организует работу по учебнику в парах Упр. 50

Учитель контролирует выполнение задания

Учащиеся вспоминают правила работы в паре, читают задание, строят алгоритм выполнения упражнения, выполняют упр.50 , осуществляют взаимопроверку

Выполняют интерактивное задание

Воспринимают информацию, анализируют, выбирают правильный ответ, записывают слова в тетрадь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение в современное образование ФГОС обязывают педагогов использовать в образовательном процессе цифровые ресурсы и электронные образовательные платформы. Это позволяет делать занятия интересными, мобильными, продуманными.

Конспект современного урока с использованием цифровых ресурсов и электронных образовательных платформ

Предмет: русский язык.

Тема урока: Правописание глаголов – тся и –ться.

Тип урока: открытие новых знаний.

- познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

писать глаголы с -ться, -тся, объясняя выбор способа действия; выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Этапы урока

I. Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

- С какой частью речи мы работаем последние уроки?

1. Глагол обозначает признак предмета.

2. Глаголы отвечают на вопросы что делает? что будет делать?

3. Глагол изменяется по числам и временам.

4. Глагол прошедшего времени изменяется по родам.

5. Глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа отвечают на вопрос что делает?

6. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

- Проверьте свою работу, сверяя со слайдом.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

Они вернутся – они верну[ца].

-Что вы можете сказать об этих словах? (Это глаголы)

-Какие вопросы у вас возникли?

(Почему в одних глаголов пишется ь, в других его нет, а произносится во всех словах [ца])

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

(Правописание глаголов с -тся, -ться)

-Какую задачу поставите перед собой?

( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда –тся)

IV. Открытие нового знания.

- Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная.

1) Составим план исследования.

1.Поставить к глаголам вопросы.

2. Распределить глаголы на группы в зависимости от вопросов.

3.Выяснить. что влияет на написание -тся, - ться.

4. Сделать вывод.

2) Работа в парах.

- Обсудите в парах.

Учиться учится Развеселиться развеселится они вернутся

Что делать? что делает?

Что сделать? что сделает?

- К какому выводу пришли?

(Если в глаголах на конце слышится [ца], и глагол отвечает на вопрос что делать?, что сделать?, то пишется –ться, а если отвечает на вопрос что делает?, что сделает?, то пишется -тся.)


- Составим алгоритм написания глаголов с ться и –тся.

1. Нахожу глагол.

2. Ставлю вопрос, определяю форму.

3. Пользуюсь правилом.

4. Обозначаю орфограмму.

- Для чего он нужен? Как вы им будете пользоваться?

- Вы решили поставленную задачу? (Да)

- Оцените свою работу.

V. Физкультминутка.

- Если я произношу глагол 3 лица единственного числа, хлопают девочки, если глагол неопределённой формы – мальчики.

Бояться, боится, соревнуется, соревноваться, хвалится, хвалиться, играется, играться, слышится, торопится, прячется, торопиться, получается, получиться, кататься, пробежаться.

t1572719554aa.jpg

Наступила эра смешанного обучения . Учителей призывают использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для уроков русского и литературы. Не обязательно жертвовать качеством работы ради отчёта. Напротив, качество можно повысить.

Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.

Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы

Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).

Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).

Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).

Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).

Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).

Формирование универсальных навыков.

Возможности, которые дают цифровые технологии

Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).

Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома

Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).

Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).Пликерс

Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).РЕШУЕГЭ

Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского языка и литературы

Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать? А вот смотрите:

показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,

предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,

предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,

задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,

предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,

предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например, "Парочки",

предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),

предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения,

создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),

создавать общие презентации,

создавать ментальные карты,

создавать профили литературных героев в соцсетях,

создавать хронологические ленты (история литературы),

создавать лендинги - презентации литератрурных произведений,

создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,

создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),

создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,

создавать читательские дневники в блогах,

создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам,

создавать учебные мультфильмы,

анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),

работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,

изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова.

Этот перечень можно продолжать и продолжать. Технологии дают возможности, дело за вашей фантазией. Остановимся на некоторых из них
Сколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор(презентация)

Тут и визуализация, и метапредметность, и работа в группах, и использование технологий. Сделаны все обязательные отжимания, а эффективность работы только выросла.

Какие сайты можно использовать для создания интерактивных заданий?

Казалось бы, как далеки русский язык и информатика! Однако появляется всё больше сервисов, которые позволяют сделать урок русского языка и литературы не только нескучным, современным и технологичным, но и более эффективным.

Самое простое, что нам подарили информационные технологии, - создание презентаций к уроку. Если вы знаете, где брать хорошие иллюстрации, если вы без труда обрабатываете эти иллюстрации (например в Фотошопе), если можете с нуля создать шаблон оформления, и главное (!) - если у вас есть время на эту работу, то вам не нужны какие-то особые программы для создания презентаций к уроку. Хватит и стандартных средств типа PowerPoint. Существуют интернет-сервисы, которые значительно упрощают процесс создания презентаций и экономят время учителя. Популярен сайт Canva

Canva - это графический сервис, который позволяет создавать любые виды презентаций прямо в браузере без установки какого-либо программного обеспечения на компьютер. Ресурс ориентирован на непрофессиональных пользователей, что отражается не только в простоте использования сервиса, но и в детальной системе обучения, которая расскажет о всех возможностях работы с проектами.

Canva предлагает своим пользователям более 300 000 бесплатных изображений для фона презентаций, более 50 тысяч уже готовых шаблонов и более 35 разных видов шрифтов от рукописных до стандартных.

Сервис ​предусматривает совместную работу нескольких людей над одним проектом, использование собственных медийных материалов при оформлении слайдов. А это значит, что одну презентацию одновременно могут делать несколько учеников.

Вишенка на торте. Дополнительный функционал: создание плана урока, грамоты, оформление рефератов и выпускных альбомов. Кроме того, если вы ведёте учительский блог, в этом сервисе можно быстро сделать стильные иллюстрации к вашим статьям. Все необходимые размеры уже заданы, выбираете соцсеть и фон, вводите текст - и всё готово!

Национальный корпус русского языка.

Инструмент для анализа текста - Национальный корпус русского языка.

Сайт представляет собой громадную библиотеку текстов и механизмы для анализа этих текстов. Например, можно быстро найти фразу, которую использовали разные авторы, что очень помогает для сравнительного анализа текстов. Моментально собирается материал для мотивного анализа по ключевому слову.

Интересна статистика употребления слов. Можно быстро получить график, который покажет, как изменялась "мода" на то или иное слово в течение столетий. Например, этот график показывает, как устаревал глагол "извольте". График составился за доли секунды.

Игры со словами

Создание ментальных карт

Запомните новое слово - майндмэппинг. Это удобная и эффективная техника визуализации. Ментальные карты можно применять для фиксации идей, анализа и систематизации информации. Что-то типа создания очень разветвлённого плана, только не в линейной записи. Предлагайте ученикам создавать ментальные карты для закрепления материала. Например, можно устроить конкурс на лучшую карту по видам придаточных предложений или по языковым средствам выразительности.

Легко устроить мозговой штурм на уроке литературы и, используя совместно одну доску, быстро добавить много примеров из текста на заданную тему. Просто шикарно для анализа мотивной структуры произведения. Тут вам и совместная групповая работа, которую требует ФГОС.

Карты размещаются на бесконечных досках и могут расширяться в разные стороны. Поэтому не сложно теорию подкрепить многочисленными примерами. Примеры могут быть в прикреплённых файлах, открытых для совместного редактирования. Так вы используете ещё одну технологию. Обычно сервисы создания ментальных карт позволяют добавлять прямо на доску прикреплённые файлы для скачивания, фото и видео. К анализу эпизода можно присоединить отрывок из фильма-экранизации, а ещё лучше - из нескольких фильмов, чтоб возникло поле для сравнения и дискуссий.

Стрелки могут показывать сеть очень сложных взаимосвязей блоков. Это существенное отличие от линейного плана.

Чем карта отличается от обычного способа работы с информацией?

Во-первых, информация визиализируется, во-вторых, систематизируется, в-третьих, проще выделить основную идею, которая размещается в центре, проблемный вопрос, в-четвертых, это мыслительный процесс, демонстрирующий индивидуальный способ восприятия. Достоинства сервиса я вижу в том, что он позволяет работать как индивидуально, так и группой, применим в урочной и внеурочной деятельности для учащихся 5 - 11 классов на разных этапах урока, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Ментальные карты можно создавать по определенным темам и параграфам учебника, по биографиям поэтов и писателей, по правилам русского языка. Создавая ментальную карту, ученик работает с информацией, перерабатывает ее, самостоятельно изучает учебный и справочный материал. Для создания карты нужно вдумчиво прочитать произведение.

Личные орфографические словарики.

Создайте вместе с детьми личные орфографические словарики. Для начала добавьте те слова, которые запоминаете в этой четверти, потом можно приучить учеников пополнять словарики, работая над ошибками. Вы сразу получите несколько бесплатных автоматизированных упражнений со словами, попавшими в словарики, в разделе Тренинг. Если слово есть в нашей базе, оно попадёт в озвученные задания, если нет - только в зрительные диктанты. Программа анализирует частоту ошибок и предлагает проблемные слова чаще.

Справа от вас на этой странице кругляш "Выучить 15 слов".

Например, на этой странице подборка из трёх упражнений. Сначала слабый ученик выполняет очень простую задачу: растаскивает карточки по двум полям в соответствии с выделенными буквами. Если карточка попадёт не на место, прозвучит звуковой сигнал. Ребёнок точно справится с таким заданием, получит позитивный опыт и запомнит по ходу дела несколько слов. Затем эти же слова предлагаются в другом порядке и уже с пропущенными буквами. Можно предложить классу проговаривать слова хором. В момент нажатия на карточку появляются пропущенные буквы и ученики могут проверить себя.

Страничка литературного героя в соцсетях

На уроках литературы для полного понимания задумки автора текста, образов главных героев мы часто должны заниматься кропотливой рутинной работой. Но всегда ли это нравится нашим ученикам? Мне кажется, что нет. И причин для такого ответа множество. Поэтому каждый раз, подходя к изучению серьезного произведения, я продумываю, какое же интересное задание можно использовать, чтобы неинтересная работа заиграла другими красками.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Читайте также: