Почему борьба против терроризма требует международного сотрудничества кратко

Обновлено: 03.07.2024

Статья посвящена отдельным проблемам, возникающим в процессе международного сотрудничества в борьбе с терроризмом на современном этапе.

Ключевые слова

Текст научной работы

Международный терроризм представляет собой специфическую форму терроризма, зародившуюся в конце шестидесятых годов прошлого века [1, с. 56] и получившую особо бурное развитие на рубеже двадцатого и двадцать первого столетия. Главными целями международного терроризма выступают:

  • дезорганизация государственного управления;
  • нанесение политического и экономического ущерба;
  • нарушение общественных устоев.

Перечисленные факторы, по мнению террористов, обязаны вынудить правительство того или иного государства изменить свою политику [2, с. 39]. На сегодняшний день международный терроризм, как правило, является исламистским [3].

Международный терроризм поставил перед государствами задачу совместного противодействия данной угрозе. В меняющемся мире терроризм стал глобальным явлением, а акты его проявления поражают своей жестокостью и цинизмом. В таких условиях цивилизованные государства вынуждены выступать единым фронтом в борьбе с террористическими организациями, оказывать друг другу всевозможную поддержку на данном пути, развивать антитеррористическое законодательство.

Терроризм нацелен на попрание основных ценностей, закрепленных в международном праве: прав и свобод человека и гражданина, законности, защиты жизни и здоровья, мирное существование наций и народностей, взаимного уважения и мирного разрешения имеющихся разногласий.

По мнению специалистов, в двадцать первом столетии международный терроризм трансформировался в сложное многоуровневое сетевое социально-деструктивное явление, охватывающее в своем функциональном проявлении все разнообразие взаимодействующих террористических организаций, преступная деятельность которых основана на религиозно-этнической парадигме и ориентирована на изменение геополитической расстановки сил в современном мире [4, с. 343].

Осознание потребностей противодействия именно международному терроризму повлекло за собой то, что отдельные государства приступили к формированию законодательства об уголовной ответственности за него, не дожидаясь международных усилий по выработке общепризнанного определения этого явления. По мнению В.Г. Белоуса и Е.А. Гневашева, такой шаг вполне объясним, учитывая, что подготовка и согласование международных договоров, в особенности глобального уровня, занимают длительное время [5, с. 14].

На сегодняшний день международное сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляется на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем.

Сотрудничество на универсальном уровне, как правило, осуществляется под эгидой Организации Объединенных Наций. Необходимо отметить, что на универсальном уровне последовательно и решительно разрабатываются общие принципы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Принято шестнадцать основных конвенций и соглашений по борьбе с различными проявлениями терроризма. Как известно, Российская Федерация участвует в подавляющем большинстве из них.

Генеральная Ассамблея ООН настаивает на том, чтобы любые меры, принимаемые государствами – участниками упомянутых конвенций и соглашений в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам в рамках международного права. Роль международно-правового сотрудничества в борьбе с терроризмом следует рассматривать по двум главным задачам, стоящих перед ним: обеспечение мира и защита прав человека.

На региональном уровне межгосударственное взаимодействие осуществляется на базе таких организаций, как Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств, Организация исламского сотрудничества, Организация Африканского Единства, Содружество Независимых Государств, Европейский союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие.

К примеру, системообразующим элементом деятельности ШОС в военной сфере является противодействие не только международному терроризму, но и кибер-терроризму, сепаратизму и политическому экстремизму. Для решения вопросов в данной сфере создана значительная правовая база сотрудничества стран-участниц. Показательным являются совместные военные учения государств-членов ШОС. В большинстве своем, благодаря усилиям Российской Федерации военное сотрудничество стоит на повестке дня и является одним из приоритетных в сферах деятельности ШОС [8, с. 595].

Россия эффективно участвует в рамках межгосударственного сотрудничества по противодействию терроризму. Она является активным сторонником бескомпромиссных мер по борьбе с данным явлением и заметным членом контртеррористической коалиции. Наша страна также последовательно отстаивает позицию по созданию всеобъемлющей системы противодействия новым угрозам терроризма на основе норм международного права.

Несмотря на большой объем имеющихся нормативно-правовых документов, терроризм не стоит на месте, появляются новые формы данного явления, которые обусловлены вновь возникшими факторами. На сегодняшний день существует угроза перерастания международного терроризма в новый вид – появление государств и квазигосударств, реализующих свою политику путем осуществления террористических актов, в том числе с использованием оружия массового поражения, что неизбежно приведет к конфликту мирового уровня.

  1. Кинзябулатова А.Г.
  2. Аглиуллин Д.Р.
  3. Кутуев З.З.
  4. Ямалов Р.Р.
  5. Дукаева А.М.

Список литературы

Цитировать


В статье рассмотрена проблема международного терроризма, возможные причины этого явления. Приведены основные пути борьбы против терроризма. Рассмотрены меры, направленные на его предотвращение, реализуемые мировым сообществом. Обозначены перспективы и тенденции развития международного терроризма на современном этапе.

Ключевые слова: терроризм, международный терроризм, международное сообщество, террор, террорист, террористический акт

Терроризм и другие, общественно опасные по своим формам, проявления экстремизма, которые формируются на разной идейно-политической платформе, стали повседневной реальностью для всего мирового сообщества. Сегодня трудно найти государство, правительство и население которого могли бы считать себя застрахованными от террористических актов.

В наши дни терроризм представляет угрозу для всего человечества. Сегодня повсеместно происходят убийства, захваты заложников, взрывы, поджоги и другие диверсии. Все это относится к числу основных проявлений социально-политического, националистического, религиозного и уголовного терроризма. [5]

Начиная с 30-х годов ХХ в., и до сих пор продолжается процесс поиска эффективных средств противодействия актам терроризма на международном уровне. 9 сентября 2010, Генеральной Ассамблеей ООН была проведена международная конференция, на которой были решительно осуждены все акты терроризма и единогласно одобрена резолюция, призывающая к глобальному сотрудничеству и диалогу в борьбе с международным терроризмом.

Современный терроризм — это масштабные провокации (вроде 11 сентября 2001) и преобразования терроризма в инструмент глобальной перестройки мира. Такой терроризм решает одновременно несколько задач, среди которых основное — лишение других стран возможности объективного анализа ситуации и государственного суверенитета при принятии тех или иных важных решений.

Главными причинами терроризма на современном этапе являются следующие: [7]

− нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех, которые имеют для определенной социальной, национальной или другой группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой и самовосприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями;

− война и военные столкновения, в рамках которых террористический акт выступает неотъемлемой частью военных действий;

− наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также, в силу своей политической, экономической и военной мощи иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам;

− в российском обществе террористические методы борьбы традиционно применялись для решения, в первую очередь, задач чисто политического характера;

− нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, включая проблемы на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности и в то же время слабая защищенность коммерсантов и финансистов со стороны правоохранительных органов.

Главной особенностью современного терроризма является наличие международных и региональных руководящих органов для решения вопросов организации, планирования террористической деятельности, руководства ею, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями акций [3]. Создана разветвленная структура центров и баз по подготовке боевиков, организовано сеть фирм, кампаний, банков и фондов, которые используются для прикрытия деятельности террористов, их финансирования и всестороннего обеспечения. За счет сращивания с наркобизнесом и торговлей оружием в руках террористов концентрируются огромные ресурсы. Кроме того, международный терроризм опирается на поддержку разного рода экстремистских организаций, которые разбросаны по всему миру, а также на содействие некоторых государств, получает от них финансовую и материальную помощь, современное вооружение и средства связи, готовит боевиков.

В связи с развитием общества причины совершения террористических атак трансформируются, с каждым годом появляются все новые и новые факторы. Вместе с этим в рамках международного сообщества создаются новые организации, направленные на борьбу с международным терроризмом. В первую очередь эта миссия возложена на Организации Объединенных Наций (ООН), в рамках которой выпускаются важные документы по противодействию терроризму, создаются антитеррористические центры. [1]

ООН на сегодняшний день является единственным универсальным механизмом поддержания международного мира и глобальной безопасности за счет осуществления коллективного регулирования международных отношений и обеспечения устойчивого развития и стабильности. Устав ООН является основой и фундаментом всей международно-правовой системы современного миропорядка. Основными документами, направленными на борьбу с международным терроризмом, сегодня являются: [2]

− Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 года;

− Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 года;

− Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников о т 4 декабря 1989 года;

− Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 года.

Кроме того, в наши дни в рамках международного сообщества предпринимаются некоторые действия, направленные на борьбу с международным терроризмом. Во-первых, нельзя не отметить заключение 12-ти международных договоров, призванных способствовать борьбе с терроризмом. Во-вторых, был принят ряд обязательных к исполнению всеми государствами — членами ООН резолюций Совета Безопасности ООН. В-третьих, в рамках борьбы с международным терроризмом был создан Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН (КТК). [6]

При этом следует отметить, что первые две стратегии уже утратили свои позиции, во всяком случае, в практике борьбы с международным терроризмом, подтвердив свою неэффективность и нецивилизованность. Представляется, что перспективными являются такие стратегии борьбы с терроризмом, в основе которых отсутствуют признаки физического насилия, а основной упор делается на разумный компромисс, учитывающий интересы конфликтующих сторон. Соблюдение их позволяет обществу, или социальной системе, определить оптимальный алгоритм социального управления, при котором терроризм невозможен как в настоящем, так и в будущем. Борьбу с терроризмом следует рассматривать как контролированный, сознательный процесс, в результате которого появляются хорошо продуманные, детально разработанные еще до начала формальной реализации стратегии мероприятия. Позиционирование стратегий борьбы с терроризмом повышает роль планирования специальных мероприятий по противодействию и профилактике терроризма на более высокую ступень, предполагая участие аналитики в процессе выработки стратегии, именно в выработке стратегии, а не в простом подборе ее составляющих из имеющегося арсенала доступных средств.

Таким образом, следует помнить, что терроризм является лишь методом, тактикой, а не политической программой или идеологией. Безусловно, уничтожать террористов можно и нужно, в обязательном порядке следует предпринимать меры по предупреждению терактов, однако, следует помнить, что для борьбы с международным терроризмом усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств недостаточно. Преодоление международного терроризма, как глобальной проблемы современного мира, требует коллективных и слаженных усилий большинства государств и народов всего мирового сообщества.

Кроме того, следует акцентировать внимание на том, что в существующих стратегиях борьбы с терроризмом упор делается на террористическую деятельность как свершившийся факт, требующий применения силы, в тоже время недостаточно внимания уделяется технологиям первичной нейтрализации социальных конфликтов, которые выступают глубинными социальными причинами терроризма. Не вызывает сомнения факт перспективности социально-информационных технологий противодействия терроризму. Их сущность сводится к элементарному — проще устранить предпосылки террористической деятельности через конформные реформы и своевременную коррекцию алгоритма социального управления, чем нейтрализовать социальный конфликт, который может стоить стабильности власти, а народу спокойствия и безопасности.

Основные термины (генерируются автоматически): международный терроризм, терроризм, борьба, Международная конвенция, международное сообщество, мировое сообщество, террористическая деятельность, современный терроризм, современный этап, социальное управление.

Угроза мировому сообществу со стороны международного терроризма не снижается, несмотря на усилия международной антитеррористической коалиции при активной роли Российской Федерации.

Деятельность международных террористических организаций становится все более изощренной и агрессивной, нацеленной на увеличение количества жертв и нанесение максимального ущерба. Террористы практикуют рассредоточение сил и средств, кооперируются с транснациональными организованными преступными группировками, стремятся получить доступ к оружию массового уничтожения, используют в своих целях последние достижения в области высоких технологий, ведут активную идеологическую и пропагандистскую работу, вербовку и подготовку новых сторонников, используют радикальные настроения, питаемые международными и внутренними конфликтами, политическими кризисами, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.

Необходимыми условиями успешного противодействия глобальной террористической угрозе такого уровня и характера являются сплочение всех антитеррористических сил, включая взаимодействие государств в международном масштабе, и координация усилий федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы противодействия терроризму.

Так, Национальный антитеррористический комитет вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения по совершенствованию государственной политики и приоритетных направлений в области противодействия терроризму, в том числе по вопросам организации международного антитеррористического сотрудничества, а также координирует деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области противодействия терроризму.

Основными направлениями взаимодействия Национального антитеррористического комитета с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти являются выработка предложений по формированию и совершенствованию государственной политики в области противодействия терроризму, в том числе с учетом изучения зарубежного опыта борьбы с терроризмом, а также получение и анализ информации об устремлениях и планах террористических организаций, формах и методах финансовой, материальной и иной подпитки этих организаций из-за рубежа, их связях с международными террористическими организациями и спецслужбами иностранных государств.

Национальный антитеррористический комитет участвует в выработке предложений по укреплению и совершенствованию международного антитеррористического сотрудничества, обеспечению активного участия в нем Российской Федерации и своевременно информирует на уровне руководства уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о планируемых и проведенных активных оперативных и информационно-пропагандистских мероприятиях в области противодействия терроризму.

Несмотря на то, что Таджикистан более чем 10 лет тому назад вышел из войны и идёт по пути мира и стабильности, тем не менее, мы озабочены развитием и расширением терроризма в разных регионах мира и поэтому полагаем, что в сложившейся ситуации нельзя медлить с принятием более эффективных и многонаправленных мер, способных нейтрализовать действия террористов, откуда бы они не исходили. При этом меры могут быть действенными лишь тогда, когда принимаемые антитеррористические стратегические планы и основные направления их реализации будут опираться на тесное сотрудничество государств, региональных структур и мировое сообщество в целом. Поскольку международный терроризм стал аномально-глобальным явлением, то разрозненная борьба против него выглядит как паллиатив, который может дать возможность появления все новых и ранее неизвестных источников и сфер действия, особенно религиозных экстремистов.

Вот почему необходимо рассматривать борьбу против терроризма, как комплексную проблему и ее эффективное воздействие – общей задачей всего мирового сообщества. В вопросах противодействия терроризму не должны существовать варианты ни двойных ни прочих стандартов, ни стремление доминирования геополитических и других интересов одних стран над другими. В противном случае в сфере борьбы против терроризма будет нарастать кризис, пути преодоления которого могут оказаться продолжительными и затратными для стран, вовлеченных в конфликтные ситуации.

Только в тесном взаимодействии и взаимном доверии государств, при полном учете международного права и мнения мирового сообщества, которое по существу выражают ООН и ее Совет безопасности, можно принять жесткие и в тоже время справедливые меры, направленные на срыв любых планов террористических и других экстремистских организаций.

Безусловно в борьбе против современного терроризма необходимы меры системного характера, которые, с одной стороны, препятствовали бы незаконному обороту оружия и наркотиков, а, с другой – выработали бы эффективный механизм по блокированию всевозможных источников финансирования террористических операций и др. Без всего этого любые меры против терроризма и его сегментов не могут быть успешными с точки зрения обеспечения всеобщего мира и стабильности.

Читайте также: