Почему бог допускает греховное поведение людей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как-то на днях я разговорился с милой девушкой из бюро путешествий; и по мере того, как мы беседовали, речь зашла о Боге.

– Я в Бога не верю, – сказала она. – Если Бог существует, то почему тогда в сегодняшнем мире так много страданий? Почему тысячи людей в Африке ежедневно умирают от голода? И что это за Бог, который допускает, чтобы свирепствовала такая ужасная болезнь, как СПИД? Почему мой самый близкий друг был искалечен в автомобильной катастрофе?

– Ну что ж, – ответил я, – нельзя винить Бога за все несчастья в мире! Бог – это не монстр, который наслаждается, причиняя людям страдания. Не Бог является причиной всего этого. Многое происходит из-за черных дел могущественного существа, называемого Сатаной или Дьяволом. А он просто обожает причинять человеку боль и видеть, как человек страдает! В сущности, это та из тактик, которую использует Дьявол, чтобы отвратить человека от Бога. Он пытается свалить на Бога вину за свои собственные дела и поступки!

Какое-то время девушка молчала, обдумывая то, что я сказал ей, а затем она выпалила коронный вопрос атеистов, которым они всегда пытаются поставить христиан в тупик.

– Хорошо, если Бог существует и Он всемогущий, почему же Он не остановит зло в мире? Например, почему Он не остановил Гитлера?

– Это прекрасный вопрос, – ответил я. – Но, видишь ли, если бы Бог остановил Гитлера, Ему пришлось бы остановить и тебя! Потому что ты ведь тоже грешница, правда? Конечно, я уверен, ты не такая плохая, как Гитлер, но временами все мы совершаем плохие поступки. Библия говорит: “Все согрешили и лишены славы Божией” (Римлянам 3:23). Так что Ему пришлось бы остановить каждого человека в этом мире, кто совершает что-либо плохое! Еще в самом начале Богу следовало бы удержать Адама и Еву и не дать им вкусить плод с дерева Познания Добра и Зла в Эдемском саду. Ему пришлось бы не давать нам возможности совершать поступки по доброй воле, не давать нам свободу выбора, которую Он предоставил каждому из нас, чтобы мы выбирали между добром и злом!

– Но разве не было бы лучше, если бы Он сразу создал всех нас хорошими? – продолжала она спорить.

– Ну что ж, если бы Господь хотел создать роботов, тогда конечно, Он заставил бы каждого совершать хорошие поступки и любить Его. Но Он создал нас, дав нам свободу выбора, чтобы мы могли любить Его по доброй воле! Ведь тебе бы, наверное, не очень нравилось, если бы тебе пришлось заставлять своих детей любить тебя, правда? – спросил я.

Она была озадачена, а затем ответила:

– Нет, не нравилось бы; но какое отношение это имеет к страданиям?

Я стал объяснять:

– Основная причина, почему в сегодняшнем мире так много страданий, несчастий, болезней, войн, экономических проблем и т.п. заключается в том, что вместо того, чтобы выбрать любовь и послушание Богу, человек выбрал путь непослушания Божьим любящим законам, которые были созданы только ради нашего здоровья и счастья. Человек же стал делать многое по-своему, так что теперь он страдает от последствий своего собственного неправильного выбора! “Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти” (Притчи 14:12).

В этот момент ее позвали к посетителю, так что на этом наш разговор прекратился. Но после этого я задумался о том, как много страданий в мире вызваны не Дьяволом и, конечно же, не потому, что Бог хочет мучить людей, но скорее из-за глупости самого человека. Худший враг человека – он сам.

Посмотрите на ужасные страдания, которые человек причиняет себе, постоянно развязывая страшные войны, в которых убиты и искалечены миллионы людей! Мартин Лютер называл войну самым большим бедствием, от которого страдает человечество; войны разрушают религию, разрушают государства, разрушают семьи. Любое другое бедствие приносит меньше вреда! Но разве Бог виноват в том, что люди постоянно воюют? Библия говорит: “Откуда у вас вражда и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших?” (Иакова 4:1). Не Бог виновен в страданиях, причиняемых войной, но скорее эгоизм, жадность, гордость и дух соперничества человека – уничтожение других ради собственных корыстных целей – вот что вызывает войны!

Вы можете мне не поверить, но даже больше смертей и страданий, чем войны, человеку приносят автомобильные катастрофы! Автомобили, например, убили больше американцев, чем все войны вместе взятые! – В одних только США автомобильные катастрофы уносят ежегодно 56 тысяч жизней – половина из них из-за употребления водителями алкоголя!

Слишком многие изобретения человека, такие, как разные виды оружия, скоростные средства транспорта, высочайшие небоскребы, пестициды, смертоносные химикаты, наркотики, и т.п,. подобные смертоносным игрушкам и приводят к многочисленным страданиям. Когда человек начинает упрямо делать то, что он считает нужным, и создает то, что Бог не хотел бы создать, какого еще результата можно ожидать?

Если бы не было автомобилей, то практически не было бы смертей и увечий в результате дорожно-транспортных происшествий. Воздух не был бы отравлен дымом фабрик и выхлопными газами, если бы не было ни автомобилей, ни фабрик. Наш современный противоестественный образ жизни во многом способствует увеличению страданий в мире! Вплоть до последних ста пятидесяти лет основным средством передвижения по суше были лошади и повозки. И в результате жизнь на Земле была более мирной, более спокойной, более радостной и здоровой.

Именно излишние стрессы, спешка, беспокойства и напряжение современной жизни принося так много различных психосоматических заболеваний, таких как сильные мигрени, язвы желудка, заболевания сердца, и т.д.. Мы не научились возлагать все наши заботы на Бога, как нам советует 1 Послание Петра 5:7, и из-за этого мы позволяем нашему беспокойному и торопливому разуму делать нас больными.

Также много страданий, которые доставляют нам болезни, которые принесены самим человеком и вызваны неправильным питанием. Бог дал нам естественный сахар, но мы вытравливает все его питательные свойства и получает вредный белый сахар. Мы едим белый хлеб, в то время как черный намного полезнее. Мы нарушает Божьи законы здоровья, употребляя в пищу различного рода консервированные фрукты, сладости из сахара, химические концентраты, вместо того, чтобы есть вкусные натуральные фрукты, овощи и другие продукты, которыми в изобилии снабдил нас Бог. Мы также являемся инициаторами собственных заболеваний, когда мы курим, выпиваем, принимаем наркотики – что вредит нашему разуму и телу. Разве в этом вина Бога? Разве не добровольно вступаем мы на этом путь?

Еще одним примером того, как человек сам навлекает на себя страдания, являются миллионы умирающих с голода людей в таких странах как Судан и Эфиопия. Пустыни Северной Африки были когда-то прекрасными плодородными землями, покрытыми лесом. Но в течение нескольких столетий человек вырубил все деревья! И в результате засоления почвы ничего не осталось, кроме пустыни. По мере того, как человек продвигался к югу в поисках плодородных земель, он продолжал вырубать деревья, и как следствие этого пустыня тоже наступала к югу!

Сегодня в Северной Африке насчитывается около 9 миллионов квадратных километров пустыни из-за того, что люди нарушили экологический баланс природы. В результате огромное количество людей ежедневно умирает от голода!

Можно ли винить в этом Бога? Подобные проблемы вызваны собственной глупостью человека на протяжении множества лет, а часто и веков! Проблемы, которые постоянно нарастают от поколения к поколению.

И в то же время в других частях света имеются огромные излишки продуктов питания – миллионы и миллионы тонн в год – так что Бог дает продуктов больше, чем достаточно, так чтобы никому не приходилось голодать! Но в то время, как Западный мир тратит миллионы долларов на хранение, а порой и на уничтожение этих излишков, на программы по сбрасыванию веса с помощью диет, в то время как Западный мир платит фермерам, чтобы они не выращивали большие урожаи – бедные нации мира глодают!

Есть и другие формы страданий, которые люди сами причиняют себе. Так, например, СПИД свирепствует в основном среди гомосексуалистов. Бог строго запрещает гомосексуализм или, как Библия называет его, содомию, поскольку он является негигиеничным и вредным для здоровья, поскольку он неестественен и проклят Богом! “Мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение” (Римлянам 1:27). СПИД, также как многие другие болезни вызван и распространяется из-за злоупотребления человеком своим телом, что строго противоречит Божьему слову и Его законам здоровья.

Так что разве это Божья вина, когда человек страдает из-за грехов? Нет! Как говорит Слово: они получают “должное возмездие за свое заблуждение” – по Закону Моисея их забивали камнями!

Еще одним источником несчастий и страданий является жалкая нищета и убожество, в котором живет бедное население крупных городов. Вокруг Бомбея и Каира, Рио де Жанейро и Манилы выросли целые поселки из лачуг, где посреди сточных вод, отходов, грязи и вони, в абсолютно антисанитарных условиях проживают миллионы поселенцев!

Но жить так – вовсе не Божий план для людей! Прежде всего люди не должны были селиться в городах! Намного лучше было бы, если бы они оставались жить в сельской местности, где есть пища и свежий воздух, где достаточно тяжелой, но полезной работы и физических упражнений, где меньше народа, где текут прекрасные чистые речки, где достаточно места для того, чтобы играли дети, где можно завести скот, а также испытывать множество других радостей сельской жизни. Именно такую прекрасную, полезную, здоровую жизнь в сельской местности Бог предназначил человеку!

Но бедные люди видят красивые автомобили и прекрасные дома, всю эту бесполезную и излишнюю роскошь, которой обладают в городах богатые, и им кажется, что это может сделать их счастливыми! Им кажется, что в городе работать они будут меньше, денег у них будет больше, и жить они будут, утопая в роскоши!

И вот они пробиваются в города, и вскоре их семьи распадаются, их дети становятся наркоманами и преступниками, сами они не могут найти работу и страдают от ужасных болезней и недоедания. Во многих случаях они в конце концов приходят к тому, что живут и питаются своими собственными отходами – употребляя для стирки, готовки и даже для питья отвратительную, загрязненную, отравленную воду!

Неудивительно, что миллионы умирают от тифа, холеры и других болезней. “Города, – сказал великий историк Тойнби, – это гнойные раны на теле человечества”. Но в этом не Божья вина, города – это созданное человеком проклятие!

В некоторых странах бедные люди стекаются в города, чтобы спастись от гражданской войны, от действий партизан или групп вооруженных преступников и бандитов, орудующих в сельской местности, так что страдания этих людей вызваны жадностью и угнетением со стороны других, а также бесчеловечным отношение между людьми во время войны.

Конечно, причиной лишений, нужд и нищеты миллионов людей по всему миру является эгоизм богатых. Большинство из них просто не делают того, что они должны делать: не делятся теми благами и землями, которыми они обладают, не вкладывают свои средство в развитие различных областей промышленности, чтобы обеспечить бедных людей работой. Не платят бедным людям должную заработную плату, чтобы дать им возможность вести нормальный образ жизни. Если бы они делали это, то всем бы несомненно всего хватало – как это и было запланировано Богом. В Своем Слове Он вновь и вновь советует и даже заповедует, чтобы богатые делились с бедными, потому что Он не хочет, чтобы бедные страдали!

Так что большинство страданий в мире вызваны вовсе не Богом, а человеком – непослушанием человека Божьим любящим законам! И верите ли, но богатые тоже страдают! У бедных есть хотя бы надежда, что придет день, когда богатства сделают их счастливыми. Но у богатых есть все, а они все равно несчастны. В сущности, многие из них приобрели свои богатства, грабя и обманывая бедных. А это противоречит Божьим законам счастья и духовного равновесия, в которых говорится, что мы должны проявлять любовь и заботу, что мы должны давать и делиться с нашим ближним.

Соответственно богатые обычно страдают от того, что их совесть нечиста, а также они полны страха, что кто-то может попытаться отнять у них их богатства. И точно в тюрьме живут они в своих собственных домах за высокими оградами и воротами, которые они строят, чтобы оградить себя от воров, разбойников и своих врагов! Но демоны Ада могут пройти сквозь любые ограды и ворота и наполнить их дома страхом, болезнями, волнениями и смертью!

Другим мучительным видом страданий, которому позволяет Бог существовать, являются гонения, которым подвергаются Его последователи от рук безбожных, отвергнувших Евангелие нечестивых. На протяжении тысячелетий праведные испытывали боль, гонения и лишения от рук нечестивого, безбожного Мира! В сущности, каждый христианин, который мужественно стоит за правду и активно борется со злом этого мира, обязательно будет испытывать гонения, “да и все, желающие жить во благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (2 Тимофею 3:12).

Если мы попытаемся перечислить все причины страданий в мире, можно было бы, наверное, написать большую книгу. Но мы надеемся, что нам удалось дать вам по крайней мере некоторые ответы на один из великих вечных вопросов этой жизни: “Почему Бог допускает страдания?” Потому что мы сами навлекаем их на себя! И хотя чтение Божьего Слова и молитва могут дать нам многие ответы о причинах страданий, все ответы на этот вопрос мы, наверное, не узнаем, пока не окажемся там, на Небесах, потому что есть вещи, которые мы не в состоянии понять, пока не увидим их глазами Бога.

Подходящий иллюстрацией к этому является следующая история о докторе Хандли Моуле, когда он приехал на угольную шахту, где произошел ужасный подземный взрыв. У входа в шахту стояла огромная толпа людей, среди которых были родственники оставшихся под обломками и страдающих шахтеров.

Он сказал: “Нам очень трудно понять, почему Бог позволил произойти такой ужасной трагедии. Но у меня дома есть старинная закладка для книг, которую подарила мне моя мать. На ней есть надпись, вытканная шелком, и когда я смотры на обратную сторону этой закладки, то ничего, кроме спутавшихся нитей я не вижу. Кажется, что это большое недоразумение, ошибка мастера! Но когда я переворачиваю закладку и смотрю на лицевую сторону, то вижу красивые, искусно вышитые буквы, рождающие фразу: “БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ”. “Сегодня, – продолжал доктор, – мы смотрим на это событие с обратной стороны. Но настанет день, и мы сможем взглянуть на это с другой точки зрения, и тогда мы все поймем”.

Допуская страдания, Бог всегда имеет определенную цель, план для этого, даже если мы не всегда можем сразу понять это! (Римлянам 11:33), и мы должны просто доверять Богу, зная, что чтобы Он ни делал, Он делает это в любви, и что если мы не понимаем всего сейчас, мы поймем позже!

В заключение мы должны сказать также и о пользе страданий. Часто страдания полезны для тебя! Древние греки верили в это, вот почему в свои Трагедии они вложили так много горя и страдания. Они называли это “катарсис” – очищение. Они верили в то, что глубокие переживания, эмоции и слезы очищают нас от глупости, безрассудства, тщеславия и себялюбия и делают нас честнее и чище.

Удивительно, как в результате страданий люди часто становятся мягче и лучше! Горе, страдание, жертвы и печаль меняют людей к лучшему, рождая в них сострадание, любовь, чуткость, смягчая их сердца, наполняя их любовью и участием по отношению к другим людям! Страдание должно укреплять тебя, чтобы ты мог давать силу другим людям. Библия говорит: “Чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!” (2 Коринфянам 1:4). А в нас, христианах, это рождает желание дать другим людям тот ответ, который мы нашли для разрешения всех наших проблем и страданий – дать им Иисуса!

Во многих случаях страдания заставляют людей обратиться к Богу и вдохновляют их на то, чтобы умолять Его о прощении, на то, чтобы раскаяться и просить Бога спасти их. Они осознают, что с ними сам Бог имеет дело, и тогда спрашивают : “Господь, в чем я не прав? Почему я должен это испытать?” Как сказал царь Давид: “Прежде страдания моего я заблуждал, но в тесноте моей я призвал Господа, и Он от всех опасностей моих избавил меня” (Псалом 17:7; 33:5; 118:67). Страдания и невзгоды приближают нас к Господу!

И, наконец, давайте никогда не забывать, что “мы имеем такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который подобно нам искушен во всем” (Евреям 4:15). Иисус знает, что значит страдать! Он страдал больше, чем кто-либо из нас! Он страдал за все грехи всего мира, и скоро настанет день, когда, как обещает Божье слово, для тех, кто любит Бога, все страдания прекратятся, и Он “отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уж; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло!” (Откровение 21:4).

До наступления этого совершенного дня нам придется переносить страдания, но та награда, которая ждет нас на Небесах, намного превышает временную боль и страдания, которые мы испытываем здесь Как сказал апостол Павел: “Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас” (Римлянам 8:18).

Приведем другой, аналогичный, вариант природной безгрешности. Поскольку Адам, до своего грехопадения не имел внутренних искушений (внутреннего уклонения к греху), то без внешнего искушения он и не согрешил бы. Но такая безгрешность являлась бы заслугой не Адама, а исключительно его Создателя — Бога. Именно поэтому и был допущен искуситель к человеку — чтобы человек сам выбрал свой путь.

Варианты природной безгрешности, в которых человек при принципиальной возможности грешить не делает этого в силу своих природных особенностей, можно условно назвать вариантами психической (т.е. зависящей от психики) природной безгрешности. В отличие от них, вариант природной безгрешности, заключающийся в том, что человек принципиально не мог бы грешить вообще, можно условно отнести к физической природной безгрешности.

Е. Тихомиров о физической природной безгрешности пишет: «Кто дерзнет утверждать, что Бог не мог создать свободы, недоступной греху и неодолимой злом? И из камней Он может воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3:9). Но чем такая свобода отличалась бы от необходимости? “Бог, — говорит святой Григорий Богослов, — почтил человека свободою, чтобы добро принадлежало не меньше избирающему, чем и вложившему семена онаго”. “Говорят, — рассуждает святой Василий Великий, — почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но, когда видишь, что они добровольно выполняют пред тобою свои обязанности”.

Выделим еще один вариант безгрешности, заключающейся в том, что путем последовательной и систематической духовной брани, направленной на борьбу со страстями и укрепление своей праведности, человек может постепенно перейти, — по терминологии блаженного Августина, — от возможности не грешить к невозможности грешить. Здесь, в отличие от природной безгрешности, речь идет о приобретенной в результате синергии (соработничества) воли Бога и воли человека невозможности грешить. При этом человек, обладая принципиальной возможностью совершить грех, не будет делать этого, потому что принципиально не хочет грешить. Такой вариант безгрешности можно условно назвать нравственной безгрешностью.

Приведём и другие цитаты по данному вопросу:

Таким образом, если бы возможность получать удовольствие от греховных поступков не была бы свойственна природе человека, то не могло бы быть и духовных подвигов. Это обусловлено тем, что человеку нечего было бы преодолевать, и не было бы внутренней (духовной) борьбы. А, следовательно, и не было бы наград (духовных венцов) за победы в этой борьбе (т.е. — за духовные подвиги).

Иначе говоря, возможность получать удовольствие как следуя к Богу, так и следуя от Него, дана человеку для свободного осознанного выбора: быть с Богом или — вне Его; совершать праведные поступки, преодолевая временные соблазны и совершенствуясь духовно, или грешить, истлевая в обольстительных похотях (Еф. 4:22); находиться, в соответствии с этим, в добре или — зле. Искушения (соблазны) в виде греховных удовольствий или скорбей (страданий) допускаются к нам (в нас) по милосердию Божьему для возможности получения наград (венцов) за их преодоление. Поэтому Бог и не попускает искушений сверх наших сил [3].

Таким образом, небесные награды даются только за духовные победы (духовные подвиги) в духовной брани, обретаемые в результате победы над собой.

Приведём и другие цитаты по данному вопросу:

Приведем и другие цитаты, касающиеся данного вопроса:

Однако эти слова не следует понимать дословно. Действительно, если бы безгрешность человека Бог поставил выше человеческой природы (выше человеческих возможностей), то есть в природе человека была бы заложена необходимость греха, то человек уже не смог бы нести ответственность за свои греховные действия, так как их совершение было бы заложено в его естестве и противление греху было бы непреодолимо для него. Иначе говоря, то, что заложено в человеке без его воли и является для него непреодолимым, необходимым и насильственным, уже не является для него грехом. Здесь пропадает само понятие греха, как именно свободного, а не необходимого (не насильственного) действия. Кроме того, такое мнение противоречило бы словам св. апостола Павла о том, что Бог не попускает искушения сверх наших сил (1Кор. 10:23).

Действительно, Иисус Христос, в ответ на вопрос Своих учеников: кто же может спастись? (Мф. 19:25; Мк. 10:26), воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26. См. также Мк. 10:27). Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока ему отворят (Откр. 3:20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Поэтому человек и ответственен за все свои грехи, даже с учетом невозможности их преодоления собственными силами, так как в возможности человека находится прибегнуть или нет к помощи Божьей.

1. Бартенев Э. Тайна бытия человеческого. — М.;1969.2. Святоотеческая хрестоматия / сост. прот. Н. Благоразумов. — М.: Круг чтения, 2001.

3. Невярович В. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русскiй Хронографъ, 2001.
4. Василий Великий, свт. О том, что Бог не виновник зла.

5. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Ладья, 2000.

6. Помазанский М., протопр. Догматическое богословие. - Клин: Христианская жизнь, 2001.

7. Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисского. Об устроении человека / пер. В. М. Лурье; под ред. А. Л. Берлинского. — СПб.: АХIОМА, 1995.

8. Немесий, еп. Эмесский. О природе человека. — МГУ, 1996. - (Учителя неразделенной церкви).

9. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. — М.: Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т, 2003.

10. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — (Религиозно-философская серия).

12. Вихлянцев В. П. Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг. М.; Коптево.

13. Франк С. Смысл жизни. — 2-е изд. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1992.

14. Бердяев Н. А. Философия свободы.

15. Иларион (Алфеев), игум. Жизнь и учение св. Григория Богослова.

16. Платон, архим. Православное нравственное богословие. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

17. Добротолюбие / пер. с греч. свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 5. —М.: Сретенский монастырь, 2004.

18. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божиих и о святых добродетелях Архимандрита Паисия Величковского. Одесса: Свято-Ильинский Скит на Афоне, 1910.

19. Добротолюбие / пер. с греч. Свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 1. — М.: Сретенский монастырь, 2004.

20. Гумеров А., свящ. Вопросы священнику. — М.: Сретенский монастырь, 2004.

21. Лоргус А., свщ. Православная антропология: курс лекций. Вып. 1. М.: Российский Православный университет св. ап. Иоанна Богослова, 2003.

22. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. нравственной безгрешности, 1998.

23. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

24. Из поучений святого праведного Иоанна Кронштадтского. Исполни заповедь любви. — М.: Отчий дом, 2001.

25. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит — издат, 2003.

26. Старец Иоанн (Крестьянкин) (1910 -2006 гг.). Сост. Светлана Девятова // Путь исихастов. N 43 (206) Март, 2006.

27. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. — В 2-х т. —Т. 1. — СПб., Сатисъ, 2002.

28. Крупицы духовной мудрости. Об искушениях, скорбях, болезнях и утешении в них. — М.: Паломник, 1994.

29. Сильвестр (Малеванский), архим. Опытъ Православнаго догматическаго богословiя (с историческимъ изложенiемъ догматовъ): в 5-ти тт.— Т. 3. — 2-е изд. —Кiев: Типографiя Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1889.

30. Свт. Григорий Богослов. Избранные слова. — М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002.

31. Мень А. (А. Боголюбов), прот. Сын человеческий. — М.: Р. S, 1991.

32. Николай (Могилевский), митр. Тайна души человеческой. Святоотеческое учение о борьбе со страстями.

33. Сурожский Антоний, митр. Об исповеди. — М.: Дом надежды, 2008.

[1] В соответствии с (Быт. 2:17), нарушением заповеди Божьей (грехом) являлось именно вкушение плодов с дерева познания добра и зла, а не помышления об этом и пожелания этого. Заметим также, что, по общепринятому мнению, первородным грехом считается непосредственно вкушение запретных плодов, а не помышление об этом. Конкретно о возможности совершения греха в мыслях и пожеланиях сказано в 10-й заповеди Божьей (Исх. 20:17; Втор. 5:21) и в Мф. 5:28.

[2] Свобода в выборе греха, равно как и свобода в выборе праведности являются коррелятивными (то есть одно из них необходимо предполагает и другое) и вполне рационально (логически) постижимыми понятиями. Действительно, поскольку целью жизни является, по сути дела, достижение святости (или спасение, соединение с Богом, вечное блаженство в Царстве Небесном и т.п.), а святость, по определению, не может быть принуждаемой или необходимой, то и праведный поступок (как необходимое средство достижения святости) можно будет совершить только при наличии возможности совершения поступка грешного и наоборот.

Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека?

Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека? Такой вопрос на разных этапах жизни задавал себе, скорее всего, каждый верующий человек. Если Бог такой любящий, разве Он не может избавить человека от страданий? Почему Бог допускает эти плохие вещи в жизни людей, тем более верующих? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в нашей статье. А поможет нам сегодня Гордон Фергюсон, известный христианский учитель и автор многих книг.

Почему Бог допускает зло: понимание проблемы страданий

Проблема с пониманием причин, почему Бог допускает зло или существование зла — это большое препятствие в первоначальном формировании веры в Бога. Даже после того, как мы пришли к вере, Сатана будет использовать эту проблему, чтобы постараться сбить нас с пути в трудные времена нашей жизни. Несколько лет назад я прочитал короткую, но хорошо обоснованную книгу Томаса Уоррена под названием “Доказали ли атеисты, что Бога нет?”. Спустя годы я не нашел лучшей книги на эту тему с точки зрения логики. В итоге я написал урок, представив основные аргументы этой книги в форме проповеди. Материал в этой статье адаптирован из той проповеди, впервые произнесенной много лет назад.

Рассматривая эту тему, держите в уме 2 вещи:

  1. Независимо от того, сколько объяснений может быть дано, решающий вопрос всегда будет в том, проявим ли мы веру перед лицом жизненных бурь.
  2. Хотя логика и рассуждение не могут убрать из нашей жизни те необходимые препятствия, которые должна преодолеть вера, всё же многие ненужные препятствия могут быть удалены с помощью практических объяснений. Было бы большой ошибкой не убрать из нашей жизни эти ненужные препятствия.

Бесспорно, одно из самых вызывающих препятствий на пути к вере и доверию Богу основывается на вопросе: “Почему Он позволяет плохим вещам происходить с хорошими людьми?”, — как мы это часто формулируем. Среднестатистический человек сформулировал бы свой вопрос примерно так: “Почему Бог допускает болезни, зло, голод, природные катаклизмы и такие злодеяния, как войны, убийства, насилие и жесткое обращение с детьми?”. Агностик выразил бы своё беспокойство таким образом: “Если Бог желает зла, то Он не добр. Если Бог не желает зла, но оно происходит всё равно, тогда Он не всемогущ. Следовательно, поскольку зло существует, Богу не хватает или благости, или силы”. А атеист высказался бы еще сильнее: “Добрый и всемогущий Бог уничтожил бы зло полностью. Но зло существует. А значит, Бога нет!”.

Определение основных понятий

Прежде чем мы продолжим, требуется определить основные понятия. Определения “добра” и “зла” жизненно необходимы. Единственное настоящее зло — это то, что в Библии называется “грехом”, потому что грех разрушает наши взаимоотношения с Богом и с нашими ближними. С другой стороны, единственное настоящее добро — это Библейская “праведность”, это то, что всегда хорошо, что развивает наши взаимоотношения с Богом и другими людьми. Мы можем назвать “инструментом зла” то, что приводит людей в итоге к неправильным вещам (ко греху). Это могут быть как “камни преткновения”, так и “камни, которыми вымощена дорога”, но они по своей природе не являются злыми. И мы можем назвать “инструментом добра” то, что приводит человека к подлинному добру.

Таким образом, одно и то же происшествие может быть как “инструментом добра”, так и “инструментом зла”, в зависимости от того, как человек посмотрел на него и как отреагировал на него. Болезнь — хороший пример того, что может быть как благословением, так и проклятием. Проблема со здоровьем может сподвигнуть человека или злословить Бога, или обратиться к Богу, в зависимости от сердца этого человека. На самом деле, боль сама по себе не обязательно является злом. Она может быть просто симптомом проблем со здоровьем, который мотивирует человека получить необходимую помощь, или она может быть неизбежным результатом перенесенной хирургической операции, спасшей человеку жизнь.

Определения некоторых качеств Бога необходимы для нашего понимания проблемы добра и зла. Когда мы говорим, что Бог “всезнающ”, мы говорим тем самым, что Он знает всё, что можно знать. Например, Он знал заранее, что человек согрешит и будет нуждаться в искуплении. Поэтому Он создал мир, учитывая это — мир, подходящий для духовного развития человека. Наш мир никогда не предназначался для того, чтобы быть вечным раем — для этого предназначены Небеса!

Когда мы говорим, что Бог “всемогущ”, мы осознаем, что Он может делать всё, что в принципе возможно сделать. Однако некоторые вещи невозможны по определению. Например, может ли Бог создать камень такой большой, что не сможет его поднять, или может ли Бог создать квадратный круг? Подобные вопросы производят такое впечатление, что, будь у Бога больше силы, Он бы смог. Но факт в том, что некоторые вещи — это не вопрос силы, даже Божьей силы! Он будет делать только то, что гармонирует с Его природой. Он не будет и не может лгать, например. И не будет вмешиваться в свободную волю человека. Описать Бога как справедливого — значит сказать, что Он должен вознаграждать добро и наказывать зло. Поскольку Он создал человека как существо со свободной волей, Его справедливость требует, чтобы Он позволял человеку совершать настоящий выбор.

Один из ключей к пониманию проблемы страданий и зла — понять, каково определение человека. По замыслу Бога, человек — это существо выбирающее, со свободой морального выбора (а не робот). Поэтому человек может выбирать, делать ли ему добро или зло, даже несмотря на то, что Бог отчаянно желает, чтобы он выбирал добро! Бог не мог создать человека (по определению) и затем отказать ему в праве выбирать. (Он мог бы сделать роботов без права выбора, но не человека!).

Атеист хочет знать, почему Бог не создал человека неспособным ко злу, но тем самым он спрашивает, почему Бог в принципе создал человека (поскольку свобода выбора — это часть определения, что значит быть человеком). Мы хотим иметь детей, даже зная, что они будут неоднократно делать выбор, который принесёт вред. Бог хотел благословить нас через взаимоотношения с Ним и с другими людьми, а вы не можете иметь взаимоотношений, если вы робот — для этого требуется выбор.

Другое необходимое определение — это определение физического мира, в котором мы живем. Мы должны помнить, с какими целями он сотворен. Он был сотворен как идеальная среда для духовных целей. Некоторые из необходимых характеристик такого мира включают следующие:

  1. Мир не должен предоставлять одни удовольствия без ответственности и без несчастий (иначе мы были бы избалованными невоспитанными детьми!).
  2. Для человека должна быть создана атмосфера, в которой он может свободно практиковаться в выборе. (Поэтому некоторая дистанция существует между ним и Богом; ему нужно видеть достаточно свидетельств о Боге, чтобы знать, что Он есть, но не настолько много, чтобы это ошеломляло его и принуждало к каким-то решениям).
  3. Мир должен быть подходящим для удовлетворения физических нужд человека.
  4. Мир должен функционировать как “законопослушный”, чтобы научить человека взаимосвязи между причиной и следствием. Без этого свойства миром бы правил хаос, и человек не мог бы научиться таким ценностям, как ответственность и мораль. Например, топор прекрасно подходит для того, чтобы рубить деревья, но им можно также рубить людей. Кирпичи обладают прекрасными свойствами для строительства из них домов, но их также можно использовать, чтобы ударить кого-то по голове. Что можно сделать с таким “двойным назначением”? Вы не можете забрать способность выбирать у человека, но также вы не можете и заставить топор иметь одни свойства применительно к деревьям и другие — применительно к живым людям! Вывод таков, что мы должны узнать закон причины и следствия: что мы посеем, то и пожнем. И этот урок нельзя выучить, если топоры не будут всегда острыми, а кирпичи — всегда твердыми!
  5. Этот мир должен давать вызов интеллектуальным способностям человека; он должен учить его иметь дело с препятствиями.
  6. Наконец, такой мир должен быть временным, но крайне существенным для того, чтобы делать в нем духовный выбор.

Причины человеческих страданий

Стоит сказать слово о причинах человеческих страданий. Истинное зло (грех) всегда происходит из свободного выбора человека. Бог не хочет, чтобы человек делал такой выбор, и Он удивительным образом трудился в течение веков, влияя на выбор людей, чтобы он был праведным. Одного взгляда на Иисуса на кресте должно быть достаточно, чтобы доказать это утверждение! Тем не менее намерение Бога таково, чтобы мы смотрели на все вызовы, свойственные нашему временному миру, с верой, и реагировали на них по вере, чтобы Он мог достичь Своих целей через них.

Такие вещи, как болезни — это часть временного мира, и они могут стать “инструментом добра” в том, чтобы помочь нам опереться на Бога. Природные катастрофы напоминают нам о нашей хрупкости и помогают нам осознавать, что мы нуждаемся в Боге. Некоторые, а может быть, и большинство из этих катастроф восходят своими корнями к тем изменениям, которые претерпела окружающая среда после потопа, описанного в книге Бытие — а этот потоп (а значит, косвенно и последующие экологические изменения) был вызван человеческим грехом. Некоторые катаклизмы сегодня связаны с тем, что мы сами сделали, загрязняя и нанося вред нашей окружающей среде, но сам факт того, что мы испытываем действие стихийных бедствий, согласуется с целью Бога тренировать нас духовно. Они напоминают нам, что в жизни есть определенность (в том, что она закончится) и есть неопределенность (в том, что мы не знаем, когда).

Теперь давайте рассмотрим замысел, стоящий за человеческими страданиями. Божье позволение страданий напрямую связано с Его целью духовного развития человечества. Большая часть человеческих страданий вызвана непосредственно свободной моральной волей людей. Чтобы страдание произвело желаемое Богом влияние на совершаемый нами выбор, оно должно выпадать всем нам “случайно”, “беспорядочным” образом. (Если бы страдания случались только с неправедными людьми, то искушение искать Бога из неправильных побуждений было бы слишком сильно!).

Мы получаем многообразную пользу от страданий, если мы отвечаем на наши обстоятельства верой в Бога. Страдание создает условия для того, чтобы человек жил жизнью самоотречения, а это — самая лучшая из всех возможных жизней. Страдание дает человеку возможность развивать его моральный характер (Послание Иакова 1:2-4; Римлянам 5:1-5).

Бог допускает страдания, ведь Он может приводить людей к Себе через страдания — или в самом начале, или позже, если они покинули Его. Страдания предоставляют самый лучший способ испытать, насколько человек любит (например, вызывая необходимость выбирать — пострадать или согрешить?). Страдание может развить в нас сострадание к нашим ближним. Оно помогает человеку больше ценить свою любовь к Богу и Божью любовь к нему, его любовь к ближним и любовь ближних к нему. Страдание поможет любому человеку сильнее ценить ту жизнь, что грядет. И наконец, наше страдание влияет на других людей, побуждая их стать христианами, потому что они видят нашу реакцию на страдания, которая так сильно отличается от реакции неверующих. Крест, который мы мужественно несем в своих жизнях — это по-прежнему “козырь” для других (Послание Колоссянам 1:24).

Какое отношение нам иметь к своим человеческим страданиям — зависит от того, каково возможное предназначение этих страданий. Когда мы рассматриваем несколько вариантов того, что Бог, возможно, старается достичь в наших жизнях, мы учимся, каков будет подходящий ответ веры. В одном случае, Бог может наказывать Своих детей для того, чтобы воспитать их, и в этом случае мы скромно подчиняемся. В другом — мы можем страдать от гонений из-за того, что мы — сыновья и дочери Бога, и в таком случае мы радуемся. В третьем, мы можем быть не в состоянии понять, почему же всё-таки мы страдаем, и в этом случае мы доверяем. Во всех случаях мы смотрим на крест Христа и видим, что Бог разделил с нами наше страдание, испытал его в полной мере и тем самым показал нам величайшую любовь. Теперь Он призывает нас последовать за Ним, доверяя, что наша вечная награда с лихвой перевесит временную борьбу.

Когда мы способны убрать с пути нашей веры препятствия, вызванные проблемой боли и страдания, мы оказываемся в гораздо лучшем положении для того, чтобы видеть Бога более ясно.

Автор: Гордон Фергюсон (ноябрь 1999 г.)

Перевод: Александр Пасечный

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Я не знаю, прочтёте ли Вы моё письмо, но решил написать. Я не отношусь к Вашему вероисповеданию, да и вообще в последние несколько лет моя вера в Бога угасает, потому что в мире очень много насилия и страданий, потому что все это зло увеличивается, эта болезнь, не знаю, как правильнее подобрать слова, но буду надеяться, что Вы понимаете, о чем я. Столько невинных погибает, к примеру, Хиросима и Нагасаки, эта ужасная трагедия, а ведь весь мир знает, кто допустил такое, но остался безнаказанным, как же так? Почему народы Африки голодают? Зачем Бог дает детям жизнь? Чтобы потом оставить их страдать от голода и холода?! Да, человек виновен, но Бог допустил! Так почему Бог, Всевышний Творец, допускает страдание? Неужели Ему все равно? И не надо говорить, что это испытание! Что же это за точка зрения такая, в которой виноваты те люди, кто честно работают в поте лица, чтобы у них дома был хлеб? А государство наживается на этих людях. ЧЕЛОВЕК, каким же ты стал пустым, показушным, что в тебе осталось человеческого… Богатые воруют у бедных и остаются безнаказанны, но если бедный выроет себе колодец или построит дорогу к своему дому, то его сразу спешат наказать, посадить. Что же творится с этим миром? Наверное, этому миру пора сгореть дотла и возродиться снова из пепла. А может, это я сошел с ума и чего-то не понимаю!?

Отвечает иерей Иоанн Севастьянов (г. Ростов-на-Дону):

Мне очень понятно Ваше возмущение и сожаление по поводу греховной ситуации, которая сложилась в нашем мире. Я полностью согласен с Вашей оценкой той несправедливости, которая царит в нем. Но только я не совсем понимаю, какие претензии по этому поводу Вы предъявляете Богу?

О каком Боге Вы говорите, если Вы в Него не верите? Ведь если не верить в Бога, то какие претензии к Тому, Кого нет? Не правда ли, абсурдно?

Если же допустить существование Бога, то есть хотя бы одно действие Бога, которое привело к страданиям и скорбям? Есть ли в Евангелии хоть одна заповедь, при выполнении которой может пострадать другой человек? Не честнее ли будет признать, что все беды человечества оттого, что человечество не выполняет Божии заповеди, не использует эту данную Богом инструкцию по безопасности жизни? Вы считаете, что Бог не вмешивается в нашу жизнь? Что Бог недостаточно заботится о нашей безопасности? А в какой мере Вы хотели бы, чтобы Бог вмешивался в Вашу жизнь? Вы хотели бы, чтобы у Вас, например, не заводилась машина в том случае, когда Бог посчитает, что Вам не нужно ехать туда, куда Вы намереваетесь? Вы готовы к тому, что Ваш ребенок не поступит в то учебное заведение, куда Вы хотели бы, чтобы он поступил, но чего не хочет Бог? Вы хотели бы, чтобы Бог вмешался в Ваши отношения с девушкой, которую Вы полюбили, но которую Бог не видит достойной быть Вашей женой?

В этом заключается вся проблема человечества: мы хотим только того, чтобы Бог беспрекословно выполнял наши пожелания, но мы не хотим, чтобы Бог неконтролируемо вмешивался в нашу жизнь. И Бог уважает это наше решение. Все государства, весь образ жизни, все наши взаимоотношения были созданы нами. И мы хотим так жить. Нас устраивает эта ситуация. А Бог только смотрит и ждет, когда же мы все-таки решим обратиться к нему за помощью.

Вот представьте себе ситуацию: Ваш сын хамит Вам, унижает Вас, забирает у Вас деньги. Жена изменяет Вам, издевается над Вами. Вся семейная ситуация ужасна и плачевна. В этом случае Вы можете предъявить претензии своему отцу? Вы можете обвинить его в том, что выбрали такую женщину себе в спутницу, что наплевали в свое время на воспитание ребенка?

Читайте также: