Почему 18 век является переломным для отечественной литературы и для культуры в целом кратко

Обновлено: 05.07.2024

На рубеже 17 и 18 веков в России началось Новое время. В странах Европы этот исторический переход растягивался на столетия, в России занял менее века.

Периоды развития

Больше всего для развития культуры сделали два правителя: Петр I и Екатерина II. Поэтому условно 18 век можно разделить на два периода:

  • первая четверть века — становление новой культуры;
  • вторая половина века — ее развитие и расцвет.

В начале века развивались наука и образование, появились периодические издания, светские развлечения, такие как балы и театры, светская литература. К середине 18 века образованное общество состояло почти исключительно из дворянства, прежде всего петербургского и московского, а также небольшого количества разночинцев. Крестьяне еще очень долго не читали газет и не ходили в театры.

Разночинцы - это представители незнатных сословий, получившие образование, но не дослужившиеся до дворянского звания; интеллигенция.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Екатерина II продолжала курс на европеизацию страны. В России усилились самодержавие и крепостное право, но в те же десятилетия была проведена колоссальная работа по увеличению общего уровня образования, развитию науки и культуры. Идеи о свободе и равенстве и вера в необходимость сохранения сословных различий в сознании самых просвещенных деятелей русской культуры были неразрывно связаны между собой. Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством, но все они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков.

Влияние культуры 18 века на развитие российского государства

По приказу Петра I столица была переведена в Санкт-Петербург, выстроенный по европейскому образцу. Именно выход к Балтийскому морю, а затем и к Черному, укрепил и расширил связи России с европейскими государствами. Значительно снизилось влияние церкви, образование стало светским, развивалась наука.

Екатерина II, известная на Западе как сторонница естественного права каждого человека на достойное существование, желала, чтобы ее народ жил по справедливым законам. В самом начале своего правления она утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 года, освобождавший дворян от обязательной государственной службы, и в то же время объявила, что крестьяне остаются в крепостной зависимости. Крепостное право в России до 1762 года существовало как бы по государственной необходимости: дворянин находился на царской службе, а прикрепленный к его земле крестьянин обеспечивал всем необходимым для жизни и дворянина, и себя. В первой половине 18 века из-за неясностей в российском законодательстве все более распространялся взгляд на крепостного как на полную собственность помещика. Указы, изданные императрицей позднее, закрепили это, фактически превратив крестьян в рабов. Императрица предлагала членам российского Вольного экономического общества обсуждать положение крестьян, надеясь убедить их в аморальности узаконенного рабовладения. Также она запретила свободным людям становиться крепостными, а для освоения новых земель правительство выкупало крестьян и делало их свободными горожанами.

Особенности культуры

Длительная изоляция

Из-за длительной изоляции люди не доверяли ничему иностранному, поэтому многие нововведения в петровскую эпоху только раздражали русских, оскорбляли их веру и казались странными. Потребовалось время, чтобы основная масса населения привыкла к новшествам.

Передовые деятели российского Просвещения резко критиковали отвратительные проявления крепостничества и паразитизм помещиков, разоблачали их бесчеловечность и произвол, ратовали за повышение образовательного и морального уровня дворянства. Но все же крепостное право было незыблемым фундаментом представлений об обществе и справедливости. По мнению просветителей, каждое сословие должно было осознать свое предназначение и место в государстве, тогда исчезли бы и социальные конфликты.

Влияние православной церкви

Церковь конфликтовала с Петром I, давала резко негативную оценку его нововведениям. Внутри самой церкви еще продолжались конфликты по поводу раскола. Феофан Прокопович, сподвижник Петра, оратор и проповедник, занялся религиозной деятельностью во взрослом возрасте, перешел в православие после монашества в Польше и обучения богословию в Риме, так что по своему происхождению и воспитанию был ближе к западноевропейскому подходу к религии. Многие священники не разделяли его взглядов.

Завершая начатую еще Иваном III борьбу за возвращение государству монастырских земельных владений, правительство в 1764 году провело секуляризацию церковных земель, в результате которой около 2 миллионов крестьянских душ, прежде принадлежавших церкви, перешли в ведение особого государственного учреждения — Коллегии экономии. Петровские и екатерининские реформы достигли своей цели: отныне Русская Православная церковь не могла проявлять ни малейшей самостоятельности в общественно-политических вопросах. Это стало одной из причин быстрого падения ее авторитета не только среди образованной части общества, но и в народе. Тысячи и тысячи людей тайно и явно порывали с официальным православием и обращались в приверженцев различного рода религиозных движений, не принадлежавших к господствующей церкви, в первую очередь — старообрядчества. Екатерина II проявляла известную веротерпимость, в ее царствование староверов можно было встретить в любом уголке России: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы, прежде всего из Польши, образовывали общины. Идеология старообрядчества не способствовала принятию европейских нововведений.

В то время как Просвещение в Европе имело светский характер, философия в сознании русского человека была неразрывно связана с верой. Русские просветители протестовали против суеверий, позволяли себе критиковать священнослужителей, но в целом оставались на позиции деизма и оставались истинными христианами.

Переход на путь общеевропейского развития

В 18 веке Россия встала на путь общеевропейского развития. В первую очередь это выразилось в принятии материалистического мировоззрения. Появились наука и светское образование в прикладных сферах. Вслед за этими нововведениями русские люди стали знакомиться со светским искусством: живописью и музыкой. Быт и традиции также стали постепенно меняться.

Приобщение к европейской культуре

Общественное признание

Новые устои жизни

Гражданское образование

При Петре I русские люди отправлялись в Европу за государственный счет обучаться различным специальностям, наукам, ремеслам, организации производства, коммерции. В свою очередь тысячи иностранцев — от аптекарей и садовников до инженеров-оружейников и мастеров шлюзного дела — были наняты на русскую службу.

В 1701 году открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук. В 1715 году ее сменила Морская академия, в 1711 году в Москве появилась инженерная школа. Также появились артиллерийская, медицинские школы. Для детей мастеровых и матросов открылась русская школа.

При правлении Екатерины II в России появилась система общего начального образования. В губернских городах открыли главные, а в уездных — малые народные училища, куда принимали всех, кроме крепостных крестьян. Но потребности растущего хозяйства и европеизированный уклад жизни вынуждали помещиков готовить грамотных специалистов и из крестьян: приказчиков, музыкантов, садовников.

Приобщение к духовному наследию Европы

Ассамблеи — вольные собрания для дворян — были учреждены в 1718 году. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время, играя в карты, шахматы, танцуя западноевропейские танцы.

В 1702 году Петром I была приглашена немецкая театральная труппа и открыт общедоступный театр, просуществовавший четыре года. Императора не устроило, что спектакли носили исключительно развлекательный характер, не патриотический. Тем не менее начало театрам в России уже было положено, и в 1723 году вышел указ о постройке театрального здания на реке Мойке. Во второй четверти 18 века ученики художников, обучавшиеся за границей за счет государственных средств, стали возвращаться в Россию и обучать талантливых молодых людей на родине.

Общая оценка развития культуры 18 века

Музыка

Музыка, до 18 века бывшая в основном народным искусством, обрела большое значение: в России появились собственные оперные театры, композиторы и исполнители. Императрица Анна Иоанновна впервые пригласила в Россию итальянскую оперную труппу, либретто перевели на русский язык, и в 1736 году состоялось первое представление. Нередко на оперных певцов переучивались певчие Придворной капеллы, до этого исполнявшие церковные песнопения.

Просвещение

Были созданы первые в России музеи. Для царской Кунсткамеры, открытой в 1719 году, привозили из разных уголков страны и выписывали из-за границы разные диковины. Начала работать первая общественная библиотека, где можно было ознакомиться с книгами, изданными как в России, так и за границей, а также получить их на дом.
Екатерина II основала Эрмитаж, при ее жизни он оставался частным собранием, но мода коллекционировать и демонстрировать гостям произведения искусства распространилась, среди образованных людей стало считаться приличным разбираться в искусстве. В частности, для Воспитательного дома наряду с книгами закупали картины и скульптуры.

Наука

В 1718 году, вскоре после избрания Петра I членом Парижской Академии наук, начинается разработка проекта создания в России подобного научного центра — Академии наук. Она была учреждена в 1725 году, уже после смерти великого реформатора.

Архитектура

Не придавая большого значения представительности своих дворцов в самом Петербурге, Петр I все внимание сосредоточивал на устройстве великолепных, не уступающих Версалю, загородных резиденций в Стрельне и знаменитом Петродворце. Дворцовые комплексы с каскадами фонтанов, садами и парками спроектировали и отстроили лучшие архитекторы — И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б.А. Леблон, Б.К. Растрелли.

В первой половине 18 века архитекторы совмещали особенности древнерусской архитектуры и стиля барокко, примером этого могут служить соборы, возведенные Б.К. Растрелли. Русский неоклассицизм второй половины 18 века обычно называют просто классицизмом. Один из первых образцов этого стиля — здание Академии художеств.

Изобразительное искусство

Петровская эпоха, с которой начинаются традиционные курсы истории русской литературы XVIII века, стала переломным моментом в истории русской государственности и культуры, но все-таки вряд ли была поворотным моментом в литературе. Скорее в это время продолжался обозначившийся во второй половине предшествующего столетия переход от древнерусской, средневековой литературы к литературе новой. Глубокие качественные изменения во всех областях секуляризирующейся культуры наложили свой отпечаток и на литературу, в которой уже со второй половины XVII века усилился интерес к изображению человеческой личности, углубился драматизм понимания жизни, появились новые роды и виды литературных произведений (панегирическая и любовная лирика, школьная и придворная драма) . Именно во второй половине XVII века начался продолжавшийся в Петровскую эпоху активный процесс освоения разнообразного западноевропейского художественного опыта, его самобытной и творческой переработки.

Петровская эпоха, с которой начинаются традиционные курсы истории русской литературы XVIII века, стала переломным моментом в истории русской государственности и культуры, но все-таки вряд ли была поворотным моментом в литературе. Скорее в это время продолжался обозначившийся во второй половине предшествующего столетия переход от древнерусской, средневековой литературы к литературе новой. Глубокие качественные изменения во всех областях секуляризирующейся культуры наложили свой отпечаток и на литературу, в которой уже со второй половины XVII века усилился интерес к изображению человеческой личности, углубился драматизм понимания жизни, появились новые роды и виды литературных произведений (панегирическая и любовная лирика, школьная и придворная драма) . Именно во второй половине XVII века начался продолжавшийся в Петровскую эпоху активный процесс освоения разнообразного западноевропейского художественного опыта, его самобытной и творческой переработки.


Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору? Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.


Художественная литература и история Литература постоянно обращается к важнейшим историческим событиям, прославляет героев, обличает несправедливость, вдохновляет на подвиги в трудные времена. В течение всего учебного года мы с вами будем говорить о взаимосвязи литературы и истории, познакомимся с новыми интересными произведениями и попытаемся понять, почему именно исторические сюжеты встречаются во многих произведениях русских и зарубежных писателей. Естественное стремление образованного человека – узнать и понять прошлое своей страны. Чтобы понять прошлое, надо его изучить. И в этом нам поможет историческая книга


Разделы литературы Устное народное творчество; Древнерусская литература; Литература XVIII века; Литература XIX века; Литература XX века; Зарубежная литература


Устное народное творчество Исторические песни: Иван Грозный молится о сыне Песни о Степане Разине Солдатские песни Исторические песни – эпические и лирические фольклорные произведения, в которых отражается понимание народом исторических событий и явлений и выражается к ним отношение


Житие Сергия Радонежского Житие протопопа Аввакума Слово о погибели земли Житие Александра Невского Древнерусская литература Судьба и слава Родины – главные темы литературы Древней Руси, поэтому главные качества человека - любовь к Отечеству и готовность бескорыстно служить ему


XVIII век оказался переломным для отечественной литературы и культуры в целом: в русском обществе утверждается тип человека- гражданина, под­чиняющего свою деятельность укреплению и прославлению нового государства, его единства и могущества. Это отразилось в литературе и искусстве XVIII век оказался переломным для отечественной литературы и культуры в целом: в русском обществе утверждается тип человека- гражданина, под­чиняющего свою деятельность укреплению и прославлению нового государства, его единства и могущества. Это отразилось в литературе и искусстве Литература второй половины XVIII века Н.М. Карамзин Г.Р. Державин



Поэты пушкинского круга И.А. Крылов К.Н. Батюшков А.А. Бестужев К.Ф. Рылеев Ф.Н. Глинка Н.М. Языков А.А. Дельвиг А.В. Кольцов Ф.И. Тютчев А.А. Фет


Романтизм – направление в мировой художественной культуре, возникшее в конце 18, в основном сложившееся к началу 19 столетия. Особенности романтизма: В центре мира — человек, окружённый враждебной действительностью Романтический герой - всегда яркая, сильная личность В.А. Жуковский Литература первой половины XIX века


Литература первой половины XIX века К.Ф. Рылеев











В.В. Маяковский (1893 – 1930 гг.)





Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1924 – 2001)— выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда, Кавалер ордена Ленина, Лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. Горького и двух Государственных премий РФ. Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны. Литература XX век





Роль литературы во все времена и в современности - помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение

Читайте также: