По мнению ученых в каком возрасте у человека формируется механизм действия по фгос кратко

Обновлено: 07.07.2024

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.


В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

Челпанов М.

Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5 – 9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10 – 11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Позиция сравнения Первое поколение ФГОС Второе поколение ФГОС
Знание Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают Ученик активно участвует в процессе получения знаний
Обучение Система знаний как бы существует в вакууме Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
Учение Односторонняя комуникация учитель → ученик Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
Сотрудничество Единоличное руководство учителя Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку . Подход коснется всех уровней школы.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

  • Например, патриотическое воспитание​

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

А что с шахматами?

. в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида).

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из.

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок начиная с поступления в школу

Выберите один ответ:

a. находится на стадии млекопитающего

b. усваивает человеческую культуру в духе средневекового фанатизма

c. усваивает человеческую культуру на уровне культуры Нового времени

d. усваивает человеческую культуру в духе античного и ветхозаветного мира

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении.

Выберите один ответ:

a. условного рефлекса

c. безусловного рефлекса

Баллов: 1,00 из 1,00

Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Это были концепции .

a. Л.С. Выготского

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. весь ход развития человека

c. будет человек одаренным или нет

d. темп развития человека

Баллов: 1,00 из 1,00

Спор психологов о том, что предопределяет развитие – наследственность или среда, привел к появлению .

Выберите один ответ:

a. социологизаторской идеи

b. идеи рекапитуляции

c. идеи конвергенции двух факторов.

d. биологизаторской идеи

Баллов: 1,00 из 1,00

Увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова, может быть положительным или отрицательным - это

Выберите один ответ:

a. условный рефлекс

c. безусловный рефлекс

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским .

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

К . месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

К концу какого месяца жизни ребенка появляются и первые условные рефлексы?

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Как проявляются особенности восприятия младенца в 3 месяца?

Выберите один ответ:

a. сосредоточение становится достаточно длительным

b. восприятие становится осознанным и целенаправленным

c. сосредоточение становится продолжительностью 7-8 минут, становится возможным прослеживание движущихся предметов.

d. ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает

Баллов: 1,00 из 1,00

На какой неделе появляется зрительное сосредоточение, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

На цвет он может реагировать уже в . (1) месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Активный же интерес к цвету появляется позже, с . (2) месяцев.

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал .

Выберите один ответ:

a. двигательными реакциями

b. окружными реакциями

c. круговыми реакциями

d. рефлекторными реакциями

Баллов: 1,00 из 1,00

Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в . (1) раза, а вес — почти в . (2) раза.

Баллов: 1,00 из 1,00

Увидев маму/или другого близкого человека, который ухаживает за ним, останавливает взгляд на ее лице, новорожденный вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа .

Выберите один ответ:

◄ Презентация. Психическое развитие ребенка в младенчества. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте

Тема 5. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) ►

Пропустить Навигация по тесту

Навигация по тесту

Вопрос1Эта страницаВопрос2Эта страницаВопрос3Эта страницаВопрос4Эта страницаВопрос5Эта страницаВопрос6Эта страницаВопрос7Эта страницаВопрос8Эта страницаВопрос9Эта страница

В период раннего возраста в процесс активного восприятия включается .

Выберите один ответ:

a. оперативная память

b. долговременная память

Баллов: 1,00 из 1,00

Важная характеристика восприятия в раннем возрасте – его…

a. психическая окрашенность

b. рефлексивная окрашенность

c. эмоциональная окрашенность

d. аффективная окрашенность

Баллов: 1,00 из 1,00

Ведущая деятельность в период раннего детства .

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

К трем годам активный словарь достигает . слов.

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Как принято называть мышление в период раннего детства?

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

a. возрастание активности ребенка

b. снижение активности ребенка

c. возрастание самостоятельности ребенка

d. снижение самостоятельности ребенка

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите один ответ:

a. отражение чувств

c. воспроизведение образа

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметьте характеристики речи к окончанию 3-го года жизни ребенка.

a. понимается как инструктивная речь так и речь-рассказ

b. усваиваются все основные звуки языка

c. слово приобретает для ребенка предметное значение

d. появляются первые обобщения

Баллов: 1,00 из 1,00

Примерно в каком возрасте у ребенка появляется внутренний план действий?

Выберите один ответ:

В данной игре ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Это игра.

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите особенности развития памяти в дошкольном детстве.

a. ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме

b. память непроизвольна

c. хорошо развита произвольная память

d. наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите особенности развития речи в дошкольном детстве.

a. растет словарный состав речи

b. развивается звуковая сторона речи

c. завершается процесс фонематического развития

d. формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова

Баллов: 1,00 из 1,00

Выберите характеристики игры.

Выберите один ответ:

b. игра социальна по содержанию

c. не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми

d. все ответы верные

Баллов: 1,00 из 1,00

К чему появляется тенденция к концу дошкольного возраста?

a. установлению связей

Баллов: 1,00 из 1,00

Как принято называть мышление в период дошкольного детства?

Баллов: 1,00 из 1,00

Самосознание формируется к . благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Выберите один ответ:

a. концу раннего возраста

b. середине дошкольного возраста

c. концу дошкольного возраста

d. началу дошкольного возраста

Баллов: 1,00 из 1,00

Какой возрастной группе характерен тип игры на имитирование предметной деятельности.

Выберите один ответ:

a. средние дошкольники

b. младшие дошкольники

c. старшие дошкольники

Баллов: 1,00 из 1,00

Что оказывает значительное влияние на развитие восприятия в дошкольном возрасте?

Выберите один ответ:

появляется к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении?

Выберите один ответ:

a. целенаправленное восприятие

b. рассеянное восприятие

c. комплексное восприятие

d. синтезирующее восприятие

Баллов: 1,00 из 1,00

Какой вид мышления преобладает у младших школьников?

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Престижная мотивация характерна для детей с .

a. завышенной самооценкой

b. заниженной самооценкой

c. опекаемых родителями

d. лидерскими наклонностями

Баллов: 1,00 из 1,00

Становление самооценки младшего школьника зависит.

Выберите один ответ:

a. стиля семейного воспитания

b. особенностей общения учителя с классом

c. все ответы верные

d. от успеваемости

Баллов: 1,00 из 1,00

Что в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни?

Выберите один ответ:

a. поведенческая ориентировка

b. психологическая ориентировка

c. мотивационная ориентировка

d. смысловая ориентировка

Баллов: 1,00 из 1,00

Что становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте?

Выберите один ответ:

Баллов: 1,00 из 1,00

Что считается чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей?

c. искусственная натянутость поведения

◄ Тема 7. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

Ведущей деятельностью в подростковый период становится…

Выберите один ответ:

a. эмоционально-личностное общение

b. замкнутое общение

c. интимно-личностное общение

d. многословное общение

Баллов: 1,00 из 1,00

Главной особенностью подростка является?

Выберите один ответ:

a. спокойная жизнь

b. личностная нестабильность

c. соблюдение этических правил

d. личностная стабильность

Баллов: 1,00 из 1,00

Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют .

Выберите один ответ:

a. социальной мимикрией

b. социальной лабильностью

c. социальной дезадаптацией

d. социальной адаптацией

Баллов: 1,00 из 1,00

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и……— отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком.

Выберите один ответ:

a. чувство рефлексии

b. чувство принятия

c. чувство взрослости

d. чувство отчуждения

Баллов: 1,00 из 1,00

Особенности увлечений в подростковом возрасте

a. часто сменяющие друг друга

Баллов: 1,00 из 1,00

От чего зависит развитие взрослости в разных ее проявлениях?

Выберите один ответ:

a. какой характер приобретает его самостоятельность в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах.

b. все ответы верные

c. удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству.

d. в какой сфере пытается утвердиться подросток

Баллов: 1,00 из 1,00

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в…

a. неучебных занятиях

b. делинкветном поведении

c. девиантном поведении

d. разнообразных увлечениях

Баллов: 1,00 из 1,00

Мир Здоровья

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Безусловные рефлексы новорожденного

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Восприятие

Развитие ребенка

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года


Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.


Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство, - уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.

Читайте также: