По каким направлениям осуществляется анализ рынка труда кратко

Обновлено: 06.07.2024

Следующим шагом в самомаркетинге является изучение рынка труда.

Информацию о рынке труда следует собирать и анализировать по основным направлениям:

  • Демографическая ситуация
  • Уровень безработицы
  • Соотношение спроса и предложения
  • Уровень зарплат
  • Отраслевые индикаторы

Эту информацию можно получить из следующих источников:

- - информационные статьи (в интернете, СМИ и т.п.)

- - требования к кандидатам в объявлениях о вакансиях

- - соотношение вакансий и резюме по разным должностям и др.

Во время кризиса изменяется ситуация на рынке труда:

- Уменьшилось общее количество вакансий, повысилась конкуренция среди кандидатов. В этой ситуации следует тщательно готовиться к поиску работы и действовать более активно.

-Увеличилось количество безработных в связи с сокращением штатной численности в ряде компаний и каждый из нас может попасть в эту категорию. Но после кризиса начнется обратный процесс, когда рабочей силы будет не хватать.

- Происходит деформация структуры занятости, изменение списка востребованных профессий. По-прежнему наблюдается нехватка квалифицированных рабочих кадров в промышленности, по прогнозам экспертов, в ближайшее время наибольшим спросом будут пользоваться инженеры, химики, биологи и экологи, а через несколько лет десятку самых востребованных составят специалисты в области нанотехнологий, электроники и биотехнологий, инженеры, IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, маркетологи, сотрудники сферы сервиса, логисты, экологи, медики и химики. В то же время ожидается, что упадет спрос на модельеров, концертных директоров, инструкторов по дайвингу, флористов, брокеров, дистрибьюторов и пластических хирургов. Крупные кадровые агентства регулярно составляют собственные рейтинги востребованных профессий. Например, по данным компании HeadHunter, восемь из двадцати пяти самых дефицитных составили профессии IT-отрасли.

- Наблюдается изменение заработной платы. Наиболее высокая заработная плата выплачивалась в компаниях, осуществляющих финансовую деятельность, связи, оптовой и розничной торговли. Наиболее низким был уровень заработной платы в организациях, ведущих образовательную деятельность, здравоохранения и предоставления социальных услуг, научных исследований и разработок. С одной стороны, надо знать себе цену, а с другой - отслеживать ситуацию на рынке и соответственно корректировать свои амбиции.

- Происходит повышение требований работодателей к профессионализму работников, ожидание от работников универсальности, широкой профильности. В такой ситуации следует повысить квалификацию, овладеть новыми знаниями и навыками для расширения функций своей должности, получить опыт в других направлениях профессии и т.п.

В создавшихся условиях кандидату необходимо искать новые возможности для поиска работы. А теперь с учетом своего психотипа и тенденций рынка труда попробуем разработать критерии желаемой работы, ответив письменно на следующие вопросы:

  1. От каких из своих умений и способностей Вы получаете наибольшее удовольствие?
  2. Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  3. Перечислите то, что Вы считаете своим позитивные опытом, и постарайтесь объяснить, почему Вы его таковым считаете.
  4. О какой работе вы мечтаете? Чем Вы намереваетесь заниматься через 3 года?
  5. Какая работа была бы для Вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе.
  6. Каковы Ваши критерии выбора работы (обязательные и желательные)?
  7. Какие Ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют Вам считать себя подходящими для этой работы?
  8. Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить эту работу?
  9. Если эта работа недостижима в настоящее время, что Вы могли бы делать сейчас, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  10. С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

На рынке труда гораздо больше вакансий, чем кажется, но нужно уметь их находить. Существует так называемый скрытый рынок вакансий, вакансии не публикуют по разным причинам:

  • Сохранение конфиденциальности - информация о смене или замене топ-менеджера может очень сильно повлиять на саму компанию
  • Специфические вакансии, где требуются редкие специалисты, или специалисты с необычным набором навыков, таких людей на рынке - единицы и они хорошо знакомы хедхантерам, работающим в данной индустрии
  • Конкуренция - анализируя, каких специалистов набирает компания, конкуренты могут судить о стратегии ее дальнейшего развития и предпринять ответные действия
  • Нерегулярное обновление информации на сайте компании
  • Попытки сначала найти нужного кандидата по знакомству и т.д.

Несколько советов, как попасть на скрытый рынок вакансий:

  • Быть настоящим профессионалом в своем деле, предоставляя отличные результаты работы, быть востребованным специалистом, в этом случае хедхантеры сами будут предлагать работу
  • Продвигаться в профессиональном сообществе, развивая и поддерживая отношения с коллегами из других компаний: выступать на отраслевых конференциях, публиковаться в профессиональных изданиях, давать комментарии в бизнес-изданиях
  • Отправлять резюме и сопроводительные письма в компании, которые вам потенциально интересны, даже если не видите у них открытых вакансий
  • Расширять сеть полезных контактов и оповестить всех знакомых

Необходимо постоянно следить за происходящим на рынке труда для того, чтобы быть в курсе всех изменений. Без этой информации человек как бы находится в информационном вакууме в собственной отрасли, и это значительно снижает его перспективы как специалиста.

Достаточно ли высоко оплачивается труд работников в вашей компании? А может наоборот, вы предлагаете завышенную заработную плату и организации это экономически выгодно? Какой компенсационный пакет предложить специалисту, чтобы он принял ваше предложение о работе? На эти и другие вопросы можно ответить, используя результаты анализа рынка труда. Мы поможем вам провести исследование собственными силами.

Плюсы и минусы анализа рынка труда собственными силами

Плюсы

Минусы

- Определение критериев выборки и формата предоставления данных с учетом специфики компании

- Возможность параллельного решения других кадровых задач (например, проведения анализа эффективности размещения вакансий в СМИ)

- Высокие квалификационные требования к специалисту, проводящему исследование (риск необъективности в сборе информации и интерпретации результатов)

Рынок труда отличается высокой подвижностью, поэтому современным компаниям следует осуществлять его мониторинг с периодичностью один-два раза в год. Для многих HR-менеджеров это одна из обязательных функций.

Основная задача исследования - получить статистически достоверные данные о средней заработной плате

специалистов по конкретным должностям. Эти данные должны учитывать отраслевую и региональную специфику, материальные ожидания соискателей, размеры и структуру компенсационных пакетов, предлагаемых компаниями-конкурентами. Кроме того, результаты анализа помогают узнать, какие требования предъявляют работодатели к образованию, квалификации и опыту работы соискателей. Также результаты мониторинга позволяют определить, как соотносятся спрос и предложение по конкретным специальностям, отраслям и регионам, отследить сезонность и динамику изменения спроса/предложения.

Достоверная информация по заработным платам наглядно показывает место компании на рынке труда, ее положение по сравнению с конкурирующими фирмами


Результатымониторинга и кадровая политика

Результаты анализа рынка труда лежат в основе формирования кадровой политики по различным направлениям.

2. Политика подбора персонала. На основе информации о спросе и предложении рабочей силы следует разрабатывать стратегию привлечения новых сотрудников, в том числе с учетом фактора сезонности на рынке труда. Также следует определять и обосновывать приоритетные пути привлечения кадров.

3. Корректировка требований к сотрудникам и формирование политики оценки персонала.

Мониторинг рынка труда позволяет отследить изменения в требованиях к должностям, поскольку развитие бизнеса требует появления дополнительных компетенций и профессиональных навыков. Это в свою очередь приводит к совершенствованию методов оценки персонала.

4. Политика развития персонала.Изучая то, как меняются требования к сотрудникам, и прогнозируя развитие ситуации на рынке труда, руководство может принять решение о подготовке кадрового резерва. Это позволяет заблаговременно подготовить преемников для большинства ключевых сотрудников. Данная информация также учитывается при разработке плана обучения сотрудников компании.

5. Политика удержания персонала. Информация по рынку труда помогает спрогнозировать кадровые риски в случае ухода ключевых сотрудников. Кроме того, конкурентоспособный компенсационный пакет способствует уменьшению текучести. Соответственно снижаются потери, связанные с незапланированным уходом сотрудников из компании.

Среди основных критериев формирования выборки - отрасль, размеры компании и квалификационные требования к работнику

Этапы проведения обзора заработных плат

Этап 1. Определение цели и задач исследования. От цели и задач зависят периодичность, сроки выполнения работы, необходимый объем выборки (Выборка - перечень источников информации, отобранных определенным образом в соответствии с требованиями компании. Объем выборки зависит от масштаба исследования.), подбор источников и способов сбора информации, требования к степени достоверности результатов, стоимость исследования и т. д.

Этап 2. Определение объема и критериев формирования выборки. Анализ проводится по отдельным должностям или их группам. При формировании выборки рекомендуется пользоватьсяправилом: качество выборки важнее ее количества. Поэтому по возможности в список стоит включать не только данные открытых источников (интернета и печатных СМИ), но и те сведения, которые дополнительно проверяются с помощью очного и телефонного общения, а также электронной почты.

При формировании выборки рекомендуется пользоваться правилом: качество выборки важнее их количества

Критерии формирования выборки позволяют включить в нее только те компании, которые представляют для вас интерес. Среди основных критериев:

- региональное размещение компаний;

- их отраслевая принадлежность;

- принадлежность капитала и стиль менеджмента (иностранная или российская компания);

- размеры компании (условно можно выделить малые (до 100 человек), средние (до 300 сотрудников), крупные организации, либо четко сегментировать компании по объему оборота, численности персонала);

- квалификационные требования к работнику (опыт, образование, уровень владения иностранными языками и т. д.) и перечень профессиональных задач в описании должностей.

Этап 3. Сбор информации- самый сложный и трудоемкий этап. От него во многом зависит качество обзора заработных плат. Основные способы получения информации представлены на схеме (стр. 55).

Этап 4. Обработка результатов.Итак, информация собрана. Рассмотрим технологию обработки полученных данных по шагам (см. образец расчета на стр. 56).

Шаг 2. Определение средней арифметической. Этот показатель рассчитывается как сумма всех имеющихся в выборке обработанных зарплатных значений, деленная на количество источников, предоставивших данные по конкретной позиции. Например, (550 + 600 + 720 + + 730 + 750) / 5 = 670.

Шаг 3. Определение медианы. Медиана (Md) - это число, находящееся ровно в середине числового ряда. Середина числового ряда определяется как (n + 1) / 2, где n - количество значений в ряду. Например, в ряду 550 600 720 730 750 представлено пять значений. Следовательно, Md = (5 + 1) / 2 = 3, то есть нам следует выбрать третье по счету число, в нашем случае это 720. Если числовой ряд имеет четное значение, медиана определяется как среднее арифметическое соседних значений в середине.


Шаг 4. Определение квартилей. Квартиль - это 1/4 рассматриваемого ряда. Выделяют три квартиля. Для этого нужно разделить общее количество показателей на четыре части и отметить каждый квартиль. Нижний квартиль Q1 отделяет 1/4 от начала ряда, верхний квартиль Q3 - 3/4 ряда, средний квартиль Q2 совпадает с медианой (в числовом ряду с нечетным количеством значений он совпадет с нечетным числом).

Шаг 5. Определение экстримов - крайних значений ряда - минимум (min) и максимум (max).

Анализ квартилей предлагает получение более конкретной информации. Нижний квартиль свидетельствует о том, что 25% компаний выплачивают заработную плату ниже Q1. А верхний квартиль скажет нам о том, что 75% компаний выплачивают заработную плату ниже Q3, а 25% - выше этой отметки.

Первый квартиль помогает ответить на вопрос, какая оплата может быть установлена на испытательный срок, второй квартиль (он же медиана) - это средняя заработная плата на рынке труда, третий квартиль ориентирует работодателя на установление конкурентоспособной заработной платы для привлечения ценных работников.

Подведем итог. Умение применять методики сбора, анализа и интерпретации данных помогает получить надежную информацию о рынке труда. Это позволяет руководству принимать взвешенные управленческие решения по оплате труда. Кроме того, результаты мониторинга помогут расставить приоритеты в кадровой политике и подготовить программу действий. О том, как использовать результаты анализа в процессе корректировки системы мотивации, размеров и структуры компенсационного пакета, мы расскажем в одном из следующих номеров.

Анализ заработных плат. Обработка результатов (пример)

Продемонстрируем последовательность действий при проведении обзора заработных плат тренинг-менеджера. Определяем критерии формирования выборки: российские компании, территориально расположенные в Москве, с численностью сотрудников от 300 до 500, основные требования - опыт работы в должности от двух лет. Функциональные обязанности: определение потребностей в обучении, подготовка и проведение внутрифирменных тренингов продаж, оценка эффективности обучения, участие в деловой оценке персонала. Сформируем выборку из 12 значений по компаниям, характеристики которых совпадают с выделенными критериями.

Уровень заработной
платы,

Как устроен сервис

С помощью этого инструмента можно проанализировать все вакансии, которые были опубликованы на сайте в период с 2015 по 2018 год. На карте обозначаются регионы — наводя на них курсор, пользователь может визуализировать текущую ситуацию на рынке труда, получив информацию о размещенных в регионе вакансиях.

Люди и цифры: как и зачем анализировать рынок труда

Гибкая система настройки дает возможность выставить нужный период — как по годам, так и по конкретным датам, и применить фильтры — в зависимости от существующего запроса. Это могут быть профессиональные области, отрасли компаний, регионы и ряд уточняющих деталей, а также ключевые слова.

На основании того, какие фильтры применялись, программа строит отчет по вакансиям, размещенным в установленный период в указанном регионе или городе. Пользователь сервиса увидит общее количество вакансий, диапазон зарплат, график с динамикой вакансий. Здесь же выводятся названия наиболее активных конкурентов — компаний, которые больше всего размещают вакансий в интересующей области или по конкретной позиции.

Обзор по компаниям показывает, кто ищет или искал специалистов в указанный временной период, в определенных городах, по определенным профессиональным областям или по определенным позициям. Эти данные вместе с зарплатными предложениями и ссылками на каждую вакансию экспортируются в таблицу Excel, что позволяет проводить детальную аналитику. Таких документов можно создать сколько необходимо, меняя параметры под свои задачи.

Отдельная вкладка по регионам пригодится, чтобы сделать выводы об активности регионов с точки зрения поиска тех или иных сотрудников и о востребованности этих специалистов. В особенности эта опция актуальна для крупных компаний с региональными отделениями, а также для тех, кто делает обзор заработных плат по стране, чтобы разобраться с собственным бюджетом.

Эта опция показывает информацию по сотрудникам компании, менеджер которой пользуется сервисом. Донорами называются предприятия, из которых специалисты приходят в компанию, а акцепторами — предприятия, куда они уходят.

Здесь также можно установить параметры поиска: профессиональные области, демографические характеристики, география. В отчете будет выведена статистика по сотрудникам в заданные периоды времени: половозрастной состав работников, средний срок работы в вашей организации, текучесть кадров и готовность уйти к конкурентам (чтобы судить об этом, достаточно посмотреть, сколько сотрудников недавно обновляли резюме и откликались на вакансии).

Зачем нужны данные о вакансиях и резюме

Зная, какие вакансии существуют, представляя себе их динамику и диапазон зарплат, можно эффективно отслеживать рынок труда, быть в курсе всплесков и тенденций, которые повлияют на работу компании.

Информация о вакансиях конкурентов необходима, чтобы разобраться, какие условия предлагают другие. Вооружившись этим знанием, можно скорректировать свои предложения таким образом, чтобы они вызывали интерес у соискателей. А отследив динамику внутри профессиональной области по месяцам, HR-менеджер поймет, в каком сезоне или месяце выгоднее искать того или иного специалиста.

При открытии регионального отделения не обойтись без аналитики, показывающей, какие существуют запросы и с какими трудностями предстоит столкнуться. Например, речь идет об открытии кол-центра в небольшом городе. Хватит ли потенциальных работников, чтобы укомплектовать штат? Или, может быть, в этом населенном пункте уже есть несколько кол-центров и нужно задуматься, как сделать работу в новом офисе более привлекательной?

Оценив средний срок работы в своей компании, менеджер может сделать выводы о том, когда сотрудники, которые являются ключевыми фигурами для важных проектов и коммуникаций, задумываются об уходе. Конечно, реальные решения конкретных людей зависят от многих факторов, однако, обладая данными о том, как в среднем идут процессы, проще быть подготовленным к перестановкам и новому рекрутингу.

Словом, существует множество примеров использования информации по вакансиям и резюме. Конкретные ситуации, которые прогнозируются с помощью аналитических инструментов, могут быть разными — все зависит от задач, которые в данный момент хочет решить HR-специалист.

Как понять, сколько платить работнику

Аналитика по вакансиям помогает определиться с зарплатным предложением. Размер заработной платы определяет рыночная цена. Проанализировав рынок труда и собрав информацию об интересующей профессии, легко определить среднюю заработную плату, которую предлагают компании, а также составить представление о зарплатных ожиданиях соискателей.

Задача усложняется, если вакансия редкая, находится на стыке разных сфер и почти не представлена на рынке. Здесь работодателю нужно как следует задуматься, как, с одной стороны, обеспечить достойную заработную плату, а с другой — не действовать себе в убыток.

Кейс Альфа-Банка

В Альфа-Банк требовались специалисты по доставке пластиковых карт. С одной стороны, это курьеры, с другой — представители банка. Предполагаемый размер заработной платы вызывал сомнения, поскольку банк не имел исторических данных, которые бы позволили с чем-то сравнить новую должность. География присутствия при этом была широкой — такие сотрудники требовались по всей России.

Возможный вариант решения для работодателя в такой ситуации — заказать обзор заработных плат, в котором указываются минимальные и максимальные зарплаты по специальности и отрасли. Однако в данном случае это не сработало. Отраслевые финансовые обзоры предлагают данные только по Москве, Санкт-Петербургу и 2–4 другим крупным городам. К тому же такие обзоры по отдельной должности недешевы, а данные в них привязаны к конкретной дате и быстро становятся бесполезными, если набор персонала идет постепенно.

Екатерина Кобзарь, руководитель по управлению постоянными вознаграждениями и рыночными данными Альфа-Банка:

Таким образом, постепенно вводя в течение года должность в разных городах, мы имеем актуальную информацию по зарплатам (поскольку в стандартном обзоре информация по зарплатам есть на определенную дату).

Узнайте о зарплатах конкурентов

Рынок труда сегодня быстро меняется. Чтобы уследить за ним и всегда быть в курсе актуального положения дел, нужно анализировать различные факторы. Именно поэтому самые универсальные инструменты для исследований не только предлагают многокомпонентный анализ, но и позволяют видеть ситуацию в динамике.


Анализ рынка труда предназначен в первую очередь для того, чтобы оценить стоимость услуг квалифицированного специалиста в той или иной области, имеющего опыт работы и знания в определенной области. Анализ рынка требуется и российским, и зарубежным компаниям. Он позволяет найти сотрудников с уникальными или комплексными обязанностями на определенную должность, оценить среднюю стоимость труда специалиста на рынке. Результаты такого анализа помогают точно установить стоимость труда специалистов, в которых нуждается компания.

Виды анализа

Существует несколько методов анализа, которые используются для исследования рынка труда. Чаще всего выделяют следующие методы анализа рынка труда:

  • Описание общих тенденций по уровню заработных плат с учетом региональных и отраслевых особенностей, должности и специальности, а также прогнозирование динамики рынка заработных плат.
  • Определение диапазона заработных плат, которые предлагаются кандидатам и запрашиваются ими.
  • Исследование стоимости труда специалиста.
  • Изучение уровня соответствия уровня заработной платы в компании рыночным показателям.
  • Формирование оптимального соцпакета, учитывающего предложения на рынке и специфику должности.

При описании тенденция уровня заработной платы и прогнозировании ситуации на рынке необходимо учитывать особенности определенного сектора рынка, особенностей заработной платы в регионе, а также специфики уровня заработных план для специалистов в конкретных областях и определенным должностям. При этом необходимо получить ответы на вопросы, сколько необходимо платить за работу специалиста на конкретной должности в том или ином регионе? Сколько должен составлять фонд оплаты труда в определенном подразделение в целом? Изменятся ли условия в ближайшие несколько месяцев или лет, если да, то в какую сторону? Ответив на эти вопросы, можно управлять затратами на персонал наиболее эффективно, без лишних расходов, но при этом обеспечивая достойные условия для настоящих профессионалов.

Определение диапазона совпадений между запрашиваемой зарплатой и предлагаемой проводится с целью привлечения кандидатов, не затрачивая на поиск персонала лишних средств. Этот вид анализа позволяет ответить на вопрос, который неизбежно появляется при поиске новых сотрудников: какую минимальную сумму следует предложить кандидатам на должность, чтобы зарплата их устроила?

Анализ стоимости специалиста на рынке и функционала его должности позволяет решить сразу несколько задач. С его помощью можно правильно сформировать позиционирование должности на рынке труда, определить стоимость труда определенного специалиста на рынке и сферы его поиска. Используется такой анализ как при поиске специалиста с комплексными обязанностями, так и с функциональными.

Анализ соответствия зарплаты в компании предъявляемым на рынке труда требованиям необходим для индексации заработной платы, подбора персонала, разработки систем оплаты труда и пр.

Разработка соцпакета с учетом специфики должности и предложений рынка помогает сделать вакансию более привлекательной для соискателя. Должности, для которых предлагается соцпакет, пользуются большей популярностью. Часто соискатели выбирают работу с более низкой заработной платой при условии наличия на ней социального пакета. Этот вид анализа необходим также для разработки системы компенсаций и льгот, построения системы грейдов и т.д.

Значение анализа рынка труда

Проведение профессионального анализа рынка труда позволяет получить массу преимуществ:

  • Получение актуальной и достоверной информации о рынке труда.
  • Возможность оценки уровня заработной платы в компании и того, насколько она соответствует квалификации и опыту сотрудников компании.
  • Создание комплексной системой по материальному поощрению и мотивации сотрудников.
  • Экономия ресурсов компании для других задач, также обладающих высокой важностью.

Комплексный анализ рынка труда – это процедура, которая будет полезна для каждой компании. Исследования зарплаты позволяют каждой компании получить преимущество в поисках квалифицированных сотрудников и минимизировать затраты на оплату их труда. При этом минимизация не означает слишком низких зарплат – заработная плата устанавливается на таком уровне, который устраивает и работодателя, и сотрудников, присутствуют материальные поощрения, льготы и т.д.

В каких случаях проводится исследование рынка труда?

Исследование рынка труда, размера заработной платы и других аспектов рынка труда может быть полезно в следующих ситуациях:

  • Необходимо оценить конкурентоспособность компании по уровню оплаты труда и адекватности установленной в компании заработной платы среди других работающих на рынке компаний.
  • Необходима мотивация сотрудников для удержания перспективных особо ценных кадров.
  • Проводится разработка системы оплаты труда и материальных поощрений для сотрудников.
  • Открываются новые филиалы компании, региональные представительства и иные способы территориального расширения.
  • Проводятся изменения в штатном расписании, добавляются новые должности.
  • Проводится подбор дополнительного персонала.
  • Индексируется размер заработной платы сотрудникам компании.

Анализ спроса и предложения на труд может быть стандартным или расширенным. В первом случае исследованию подвергаются исключительно статистические показатели по уровню заработной платы, а во втором учитываются также такие составляющие зарплаты как премии, бонусы, доплата и иные способы материального поощрения. Профессиональное изучение заработной платы позволяет руководителям компании и менеджерам по персоналу получить актуальную информацию о текущем состоянии рынка, благодаря чему они получают возможность управлять деятельностью организации самым рациональным способом.

Анализ рынка заработных плат России в 2020 году

Рынок зарплат в России последние полгода находился в зоне турбулентности. Работодатели вынуждены были массово сокращать места, соискатели — заметно урезать ожидания. Согласно исследованиям Сбербанка с марта по май 2020 года оплата труда снизилась у половины всех работников. Что ждет зарплаты к концу года?

В минусе оказались не все

Во втором квартале было зафиксировано рекордное за двадцать лет падение доходов россиян — на 8 % по сравнению с прошлым годом. Особенность российского рынка в том, что выражалось это не столько в массовых увольнениях, сколько в переводе на неполный день, неоплачиваемых отпусках, уменьшении стимулирующих доплат. По факту — выполнение тех же обязанностей за меньшие деньги.

Оперируя официальными данными, нужно понимать методику анализа рынка. Росстат не добавляет в статистику доходы граждан, которые работают в сером секторе и ИП. В то время как именно здесь люди оказались в самой тяжелой ситуации. Согласно опросам, три четверти работников серого сектора рассказали о снижении оплаты труда. В среднем по стране зарплаты стали меньше на 6 тысяч рублей, в финансовых организациях — на все 10 тысяч.

Ряд отраслей оказался в плюсе. Ожидаемо поднялись заработки работников почтовой связи, трубопроводного транспорта, здравоохранения — на 10-19 %. В период карантина анестезиологов-реаниматологов готовы были взять за полмиллиона рублей в месяц.

Выход из крутого пике

В третьем квартале рынок зарплат значительно оживился. В августе страна вышла на пик по увольнениям, в ближайшие месяцы ситуация начнет стабилизироваться. Как сообщает Сбербанк, в августе выплаты в сфере малого и среднего бизнеса стали выше докарантинного уровня на 11 %. Постепенно восстанавливается докризисный уровень зарплат в торговле, строительстве, сельском хозяйстве.

По данным Росстата по итогам первого полугодия ситуация в целом немного выправилась. Уровень трудовых доходов чуть вырос, достигнув в среднем по стране чуть более 52 тысяч рублей. Отдельные провалы по динамике наблюдаются в сфере права, бухучета, рекламы.

Есть позитивные тренды. Минтруда отмечает, что с июля впервые количество принятых на работу превысило число уволенных. У предприятий появились деньги, в том числе и на восстановление зарплат. В целом за год в ЦБ прогнозируют рост в 2 %. Если, конечно, снова не наступит карантинный кризис.

Читайте также: