По каким линиям произошел раскол мира и европы кратко

Обновлено: 07.07.2024

I августа 1914 года человечество вступило в новую эпоху — эпоху кровавых мировых войн, потрясших до основания нашу планету в XX веке. Последствия Первой мировой войны были ужасны: уничтожены десятки миллионов людей, стерты с лица земли сотни цветущих городов и деревень, перестали существовать четыре некогда могучие империи. Вот почему выяснение причин этой глобальной катастрофы еще долгое время будет будоражить умы не только историков, но и простых обывателей во многих странах мира.

К началу 80-х годов XIX века совершенно новый характер приняли и германо-австрийские отношения. После завершения процесса объединения Германии под эгидой Пруссии сохранение австро-венгерской монархии стало для Берлина жизненной необходимостью, и все прежние распри с Веной были преданы забвению. Военный разгром или политический распад монархии, в которой господствующая немецкая нация составляла меньшинство, означали бы по меньшей мере создание нескольких независимых славянских государств, ориентированных на Россию.

Еще одним источником охлаждения русско-германских отношений стали конфликты между двумя странами в области экономики. Русско-германские экономические противоречия в те годы характеризовались как конкуренцией русского и прусского сырья и хлеба на германском рынке, так и острой борьбой между русской и германской промышленностью на внутреннем рынке Российской империи. Между двумя странами началась настоящая таможенная война. Германия первой ввела почти полный запрет на ввоз из России мяса, а затем и драконовские пошлины на хлеб, что очень больно ударило по русскому сельскому хозяйству — ведь в те годы Германия поглощала почти 30 % русского экспорта и была вторым после Англии торговым партнером нашей страны. Закономерным итогом такого развития внешнеполитической ситуации в Европе стало заключение 7 октября 1879 года австро-германского союза. Будучи по своей форме как бы оборонительным, он предусматривал обоюдную военную помощь в случае нападения России на одного из союзников. По мнению отечественных историков «австро-германский договор стал становым хребтом возглавляемого Германией агрессивного милитаристского блока. Австро-германский союз оказался источником неисчислимых международных осложнений и послужил впоследствии одним из главных дипломатических орудий развязывания первой мировой империалистической войны в 1914 г.". [1] Так было положено начало формированию военных коалиций, участники которых в августе 1914 года сошлись в смертельной схватке на полях Европы.

В конце 1880-х годов в недрах немецкой дипломатии начал формироваться "новый курс" в европейской политике. Бисмарк был приверженцем предотвращения непосильной для его страны войны на два фронта путем дипломатической изоляции Франции и подготовки локальной войны против нее. Следуя этой задаче и воспользовавшись острым конфликтом между Францией и Италией из-за Туниса, Бисмарку в 1882 году удалось присоединить к австро-германскому договору Рим, и таким образом был создан Тройственный союз. Но новый немецкий канцлер Каприви счел задачу предотвращения войны на два фронта невыполнимой для германской внешней политики. Теперь немцы стали исходить из предпосылки о неизбежности войны против франко-русского союза на два фронта, а посему поставили цель создать под своей эгидой такую группировку европейских держав, которая по своей мощи превзошла бы объединенные силы России и Франции. Ключ к решению этой задачи находился, однако, в руках Лондона.

Объективной предпосылкой для германо-английского сближения, казалось, могли послужить проблемы между Россией и Англией на Балканском полуострове, в Персии и Афганистане и в некоторых других частях света. Воплощением политики Каприви стал договор между Германией и Англией, заключенный летом 1890 года. По нему Германия уступала Лондону ряд важных территорий в Африке, в том числе и в верховьях Нила, а в обмен Лондон передавал Берлину остров Гельголанд — ключ к воротам Северного моря. Одновременно в Берлине демонстративно отказались возобновить "договор о перестраховке" с Россией, который предусматривал некие взаимные обязательства на случай войны в Европе. Политика эта, надо отметить, потерпела полный крах. Англичане напрочь отвергли все попытки втянуть их в Тройственный союз, а в 1894 году и сам Каприви был отправлен в отставку.

Грубая политика преемника Бисмарка заставила сделать соответствующие выводы в Санкт-Петербурге. Расплатой за близорукость и самонадеянность для германского правительства стал франко-русский союз, заключенный в 1891–1893 годах.

Итак, к концу XIX веке Европа разделилась на два лагеря — с одной стороны, Франция и Россия, а с другой — Германия и Австро-Венгрия плюс Италия.

По инициативе США и Канады 4 апреля 1949 года был создан Североатлантический альянс, больше известный под аббревиатурой НАТО. Кроме этих стран в НАТО вошли Исландия, Великобритания, Люксембург, Франция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Португалия, Италия. Сейчас в блоке 29 государств.

В ответ на создание Североатлантического союза по инициативе СССР была создана новая организация стран Варшавского договора. В нее вошли СССР, Польша, Албания, ГДР, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия. Прекратила существование в 1991 году.

Раскол мира прошел по Европе после Второй мировой войны, а противостояние двух систем вошло в историю под наименованием "Холодная война".

Тегеранская конференция - было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии; по вопросу о включении Прибалтийских республик в Советский Союз в соответствующий момент должен проходить плебисцит, но не под какой-либо формой международного контроля; Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств.

Крымская конференция - конференция приняла Декларацию об освобожденной Европе, в которой союзники заявили, что целью их политики в Европе является уничтожение нацизма и фашизма и содействие народам Европы в создании демократических учреждений по их собственному выбору. Конференция приняла также важное решение о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско Учредительной конференции Объединенных Наций с целью создания всемирной организации для поддержания международного мира и безопасности.

Потсдамская конференция - были согласованы политические и экономические принципы, которые необходимо было применить к Германии в начальный период (демилитаризация, демократизация, денацификация, декартелизация). Были в принципе решены вопросы о репарациях, о предании суду главных военных преступников, о выселении немцев из Польши, Чехословакии и Венгрии, о бывших итальянских колониях и др.

3. Какие противоречия между бывшими союзниками воспрепятствовали заключению мирных договоров с Германией и Японией?

1. Создание ФРГ и ГДР и противоборство США и СССР затянуло заключение договора с Германией.

2. Затянулось также заключение мирного договора с Австрией. Причиной было противоборство двух сверхдержав. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и приняла обязательство не вступать в военно-политические блоки. Эти требования, в том числе недопустимость аншлюса, т. е. поглощения Германией Австрии, были включены в мирный договор и австрийскую конституцию. В 1955 г. конфликт завершился подписанием мирного договора.

3. Противоречия между СССР и США по вопросу послевоенного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаратного мирного договора без участия СССР и ряда других заинтересованных стран, в том числе и Китайской Народной Республики, которая образовалась в октябре 1949 г. В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско состоялась конференция по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции не прислушивались к поправкам и дополнениям, внесенным делегацией СССР и рядом других участников. СССР добивался четких формулировок по вопросам территориального урегулирования, принятия статьи о выводе из Японии иностранных войск и пр. Однако поправки и дополнения СССР и других участников конференции не были учтены. СССР, Польша и Чехословакия отказались присоединиться к договору. Таким образом, вопрос о мирном договоре Советского Союза с Японией остался нерешенным.

4. Какие цели легли в основу Организации Объединенных Наций? Какой главный принцип отличал ее от довоенной Лиги Наций?

В Уставе ООН сформулированы цели этой организации: поддержание международного мира и безопасности, подавление актов агрессии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и религии.

От Лиги Наций ООН отличал принцип единогласия 5 постоянных членов при принятии решения по пресечению агрессии и поддержанию мира.

Устав Международного военного трибунала был составлен представителями стран антигитлеровской коалиции 8 августа 1945 года в Лондоне. Статья 6 Устава определяла преступления, подпадающие под юрисдикцию трибунала. К ним относились: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. Статья 6Устава Международного Военного Трибунала.

Из подсудимых на Нюрнбергском процессе виновными в преступлениях против человечества были признаны 16 человек: Борман, Геринг, Заукель, Зейсс-Инкварт, Йодль, Кальтенбруннер, Кейтель, Нейрат, Риббентроп, Розенберг, Франк, Фрик, Функ, фон Ширах, Шпеер и Штрейхер.

Военные преступления и преступления против человечества не имеют срока давности.

Данный термин был введен из-за политики немецких властей на оккупированных территориях и по отношению к другим нациям.

Признаки холодной войны:

• раскол мира на две системы

• соперничество сверхдержав во всех регионах мира (локальные конфликты)

• гонка вооружений (милитаризм в политике и мышлении)

• угроза применения ядерного оружия (пик – Карибский кризис)

• образование военно-политических блоков (НАТО 1946, ОВД 1955)

2. Какую роль сыграло в международных отношениях создание ядерного оружия?

Создание ядерного оружия обострило отношения между США и СССР. СССР принялся за создание своего ядерного оружия. В определенной степени наличие ядерного оружия как оружия массового поражения являлось сдерживающим фактором для предотвращения прямых военных конфликтов между двумя сверхдержавами.

3. Какие страны вошли в НАТО и ОВД? По каким линиям произошел раскол мира и Европы? Покажите на карте.

В 1949 г. была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Первоначально в НАТО вошли 12 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Исландия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Португалия, с 1952 г.— Греция и Турция, с 1955 г.— ФРГ, с 1982 г.— Испания, с 1999 г.— Польша, Венгрия, Чехия, с 2004 г.— Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва.

В 1955 г. появился военно-политический союз под руководством СССР — Организация Варшавского договора (ОВД). Варшавский договор 1955 г. был подписан Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (в 1962 г. Албания отказалась от участия в ОВД). (В 1991 г. ОВД была распущена.)

4. Объясните, какие цели преследовали доктрины Трумэна и Эйзенхауэра и план Маршалла.

Доктрина Эйзенхауэра: любая страна может запросить экономическую или военную помощь у США, если она подвергается военной агрессии со стороны другого государства.

План Маршалла об оказании помощи странам Западной Европы, вступивший в действие с апреля 1948 г., имел целью укрепить устои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи.

В 1955 г. появился военно-политический союз под руководством СССР — Организация Варшавского договора (ОВД). Варшавский договор 1955 г. был подписан Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (в 1962 г. Албания отказалась от участия в ОВД). (В 1991 г. ОВД была распущена.)

Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков.

Раскол мира постепенно становится всеобщим.

Противостояние двух сверхдержав, двух блоков, двух мировых систем отражалось на важнейших проблемах мирового развития. Такой мир получил название двухполюсный или биполярный.

Документы

Из заключительной речи главного обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге. 26 июля 1946 г.

Принято думать, что наше время является вершиной цивилизации, с которой мы можем покровительственно взирать на недостатки предшествующих веков в свете того, что взятая в перспективе история нашего столетия не будет выглядеть с благоприятной стороны, если только вторая его половина не искупит пороки первой. Эти четыре десятка лет XX столетия будут занесены в летопись истории в число самых кровавых в ее анналах. Мировые войны оставили столько убитых, что число их превышает численность всех армий, участвовавших в древних и средневековых войнах. Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных поступков, не производилось такого массового угона людей в рабство, такого уничтожения национальных меньшинств.

Террор Торквемады бледнеет перед нацистской инквизицией. Эти деяния войдут в историю как неопровержимые факты, по которым будущие поколения будут судить о нашем десятилетии. Если мы не сумеем уничтожить причины и предотвратить повторение подобного варварства, можно будет с основанием сказать, что XX столетие приведет к гибели цивилизации.

Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)

Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации. наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил.

Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил.

В июне 1947 г. государственный секретарь США А. Маршалл выдвинул идею помощи странам Европы в преодолении последствий войны.

Предполагалось, что страны, принимающие помощь, предоставят данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств. На основании этих данных Конгресс США определял размеры помощи, распределением которой занимался специальный комитет под руководством американского администратора.

К основным вехам формирования глобальной системы союзов относятся следующие.

Осенью 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро). Фактически это был орган политического и идеологического руководства Москвы правящими коммунистическими и рабочими партиями стран Восточной Европы, связи с не правящими партиями (из них в Информбюро вошли компартии Италии и Франции).

В 1948 г. Советский Союз заключил договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с большинством восточноевропейских стран.

Ответным шагом Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга было создание новой военной организации — Западного союза.

В январе 1949 г. СССР и большинство стран Восточной Европы декларировали заключение экономического союза — Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Со своей стороны, страны Запада 4 апреля 1949 г. сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО). Ее учредителями стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия. Договор о создании НАТО был дополнен договорами о взаимопомощи между ее членами. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ.

Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы.

4. Военное соперничество СССР и США.

Возникновение в Европе двух противостоящих друг другу военно-политических союзов было не просто порождением борьбы СССР и США за мировое лидерство. Каждый из них отстаивал определенную модель миропорядка, образа жизни народов, связывая с их утверждением реализацию своих национально-государственных интересов. Соответственно, выбор союзников определялся не только геополитическими соображениями, как это было в прошлом, но и готовностью правящей политической элиты того или иного государства проявить приверженность той или иной модели общественно-политического развития.




С появлением у СССР ядерного и термоядерного оружия, а затем и баллистических ракет, хотя по их числу США, вплоть до конца 1960-х гг., имели перевес, территории обеих великих держав стали уязвимыми для ядерных ударов. С достижением количественного равенства (паритета) в стратегических вооружениях соперничество охватило иную сторону — их качественного совершенствования. Повышением точности наведения ракет, количества боеголовок на одном носителе, развитием систем предупреждения ядерного нападения каждая из сторон стремилась решить двойственную задачу. С одной стороны, лишить своего потенциального противника возможности нанести внезапный, так называемый обезоруживающий удар, с другой, приобрести такую возможность для себя. Однако и по качеству вооружений ни одна из сторон не смогла добиться решающего перевеса.

Возникновение тупиковой ситуации в сфере военного соперничества стало тем более очевидно, когда и в США, и в СССР сформировалось осознание опасности последствий тотальной войны с использованием оружия массового поражения (ОМП). Понимание того, что в ядерной войне не может быть победителей и за уничтожение оппонента придется заплатить очень высокую цену, приближающуюся к самоуничтожению, побуждало обе сверхдержавы к принятию определенных правил игры. Эти правила формировались стихийно и носили противоречивый характер. Во-первых, они предполагали, что необходимо хотя бы в минимальной степени учитывать интересы другой стороны и даже при прямой конфронтации, сопровождающейся угрозами применения ОМП, видеть предел уступок, далее которых она не сможет пойти.

Во-вторых, как политика, так и осуществление военных программ не должны создавать у оппонента убежденности, что он может стать жертвой внезапного удара. Достижение взаимной предсказуемости могло быть гарантировано лишь при сочетании конфронтации с диалогом, поиском компромиссов, в том числе и в столь деликатной для обеих сторон сфере, как обеспечение военной безопасности.

В-третьих, при возникновении региональных конфликтов, в которые втягивались сами сверхдержавы или их союзники, не допускать безудержной эскалации военных действий, подводящей к порогу применения ядерного оружия.

В июне 1947 г. государственный секретарь США А. Маршалл выдвинул идею помощи странам Европы в преодолении последствий войны.

Предполагалось, что страны, принимающие помощь, предоставят данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств. На основании этих данных Конгресс США определял размеры помощи, распределением которой занимался специальный комитет под руководством американского администратора.

К основным вехам формирования глобальной системы союзов относятся следующие.

Осенью 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро). Фактически это был орган политического и идеологического руководства Москвы правящими коммунистическими и рабочими партиями стран Восточной Европы, связи с не правящими партиями (из них в Информбюро вошли компартии Италии и Франции).

В 1948 г. Советский Союз заключил договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с большинством восточноевропейских стран.

Ответным шагом Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга было создание новой военной организации — Западного союза.

В январе 1949 г. СССР и большинство стран Восточной Европы декларировали заключение экономического союза — Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Со своей стороны, страны Запада 4 апреля 1949 г. сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО). Ее учредителями стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия. Договор о создании НАТО был дополнен договорами о взаимопомощи между ее членами. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ.

Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы.

4. Военное соперничество СССР и США.

Возникновение в Европе двух противостоящих друг другу военно-политических союзов было не просто порождением борьбы СССР и США за мировое лидерство. Каждый из них отстаивал определенную модель миропорядка, образа жизни народов, связывая с их утверждением реализацию своих национально-государственных интересов. Соответственно, выбор союзников определялся не только геополитическими соображениями, как это было в прошлом, но и готовностью правящей политической элиты того или иного государства проявить приверженность той или иной модели общественно-политического развития.

С появлением у СССР ядерного и термоядерного оружия, а затем и баллистических ракет, хотя по их числу США, вплоть до конца 1960-х гг., имели перевес, территории обеих великих держав стали уязвимыми для ядерных ударов. С достижением количественного равенства (паритета) в стратегических вооружениях соперничество охватило иную сторону — их качественного совершенствования. Повышением точности наведения ракет, количества боеголовок на одном носителе, развитием систем предупреждения ядерного нападения каждая из сторон стремилась решить двойственную задачу. С одной стороны, лишить своего потенциального противника возможности нанести внезапный, так называемый обезоруживающий удар, с другой, приобрести такую возможность для себя. Однако и по качеству вооружений ни одна из сторон не смогла добиться решающего перевеса.

Возникновение тупиковой ситуации в сфере военного соперничества стало тем более очевидно, когда и в США, и в СССР сформировалось осознание опасности последствий тотальной войны с использованием оружия массового поражения (ОМП). Понимание того, что в ядерной войне не может быть победителей и за уничтожение оппонента придется заплатить очень высокую цену, приближающуюся к самоуничтожению, побуждало обе сверхдержавы к принятию определенных правил игры. Эти правила формировались стихийно и носили противоречивый характер. Во-первых, они предполагали, что необходимо хотя бы в минимальной степени учитывать интересы другой стороны и даже при прямой конфронтации, сопровождающейся угрозами применения ОМП, видеть предел уступок, далее которых она не сможет пойти.

Во-вторых, как политика, так и осуществление военных программ не должны создавать у оппонента убежденности, что он может стать жертвой внезапного удара. Достижение взаимной предсказуемости могло быть гарантировано лишь при сочетании конфронтации с диалогом, поиском компромиссов, в том числе и в столь деликатной для обеих сторон сфере, как обеспечение военной безопасности.

В-третьих, при возникновении региональных конфликтов, в которые втягивались сами сверхдержавы или их союзники, не допускать безудержной эскалации военных действий, подводящей к порогу применения ядерного оружия.

Читайте также: