Какую роль играет сознание человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

В повседневной жизни достаточно часто понятия "сознание" и "душа" употребляются как синонимы. Но если углубляться в их точный смысл, становится понятно, что понятие души немного шире понятия сознания. С понятием души скорее синонимично понятие психики.

Сознание – это существенная форма проявления нашей души, которая наполнена глубоким и важным содержанием.

Сознание – это высшая функция мозга, которая присуща только людям, основана на речевой способности, смысл которой основывается на обобщённом и целенаправленном отображении реальности, в заранее выстроенной мысленной перспективе действий и предвидении итогов, в адекватном упорядочивании и самоконтроле поведения человека.

Проблема активности и творческой силы сознания

Являясь объективным результатом мышления действительности, сознание реализуется посредством практической и теоретической деятельности. Исполнение этого действия подразумевает формулирование замысла, цели или идеи. Стоит отметить, что идея в данном контексте значит не только то, что есть, но и то, что запланировано. Иначе говоря, идея – это термин, который предполагает практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания плотно завязана на практической деятельности человека и основывается на его потребностях, которые, в свою очередь, возникают под воздействием внешних факторов. Потребности превращаются в цели в голове человека.

Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета реальности, в идеальной форме которого предполагается результат этой деятельности.

Цели вырабатываются под воздействием совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления под видом социальных, этических и эстетических идеалом.

Способность к целеполаганию – специфическая способность, которая характерна только людям, которая составляет кардинальную характеристику сознания.

Сознание без целеполагания не имело бы никакого смысла, иначе говоря, утратило бы способность мысленно преобразовывать вещи в соответствии со своими потребностями. Логично сделать вывод, что взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не могут быть сведены к элементарному совпадению случайностей. Основой целеполагания деятельности человека является неудовлетворённость миром и необходимость поменять его, найти новые формы, которые нужны человеку и обществу в целом. Таким образом, цели человека зарождаются, базируясь на общественной практике и объективном мире.

Человеческая мысль имеет свойство не только отражать действительность, но и отрываться от неё. Многообразие мира отражается в человеческом внутреннем "Я", тем самым образуя непростой, красочный достаточно изменчивый, но удивительно прекрасный мир. В этом причудливом пространстве и творит человеческая мысль. Сознание людей открывает дорогу и верным, и неверным представлениям. Мысль, проходя по этим иллюзорным коридорам, может двигаться по шаблонам, или прокладывать себе новые неизведанные пути, или вовсе круша старые шаблоны на своём пути. Мысли присуща невероятная способность – творить и придумывать новое.

Структура сознания

Термин "сознание" имеет множество значений. Более широкий смысл относится к психическому отражению реального мира вне зависимости уровня, оно может осуществляться биологическим или социальным, чувственным или рациональным, тем самым выделяя его отношение к материи, минуя определение структурной специфики организации.

Узкое и специальное значение понятия "сознание" – это не просто психическое состояние, а наивысшая человеческая форма психического отражения реального мира. Сознание в этом контексте представляет собой организованную структуру, которая имеет единую систему, состоящую из различных частей, в свою очередь, они находятся между собой в закономерных отношениях. Структура сознания состоит из осознания вещей и переживаний, т.е. определённого отношения к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания подразумевает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей может происходить на разных уровнях, а также на разной глубине проникновения в объект и степень ясности понимания. В силу этого происходит различение обыденности, научности, философии, эстетического и религиозного осознания мира, а также чувственного и разумного уровня сознания. Основу сознания образуют ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление. Но они не могут полностью исчерпать его структуру, потому как сознание состоит ещё и из акт внимания, который также является его частью. Исключительно из-за сосредоточенности внимания конкретные объекты находятся в фокусе сознания.

Окружающая действительность, а именно предметы или события могут оказывать негативное влияние на сознание, тем самым вызывать эмоциональные "бури", следствием которых будут трепет, волнение, боязнь, страх, слёзы, ненависть и даже любовь и восхищение. Познание и творчество – это пристрастный поиск истины, но никак не холодно-рассудочное проявление эмоций. Обширнейшая область человеческих эмоций состоит из чувств, которые представляют собой отношение к воздействиям из вне, настроения, эмоционального самочувствия и т.п. Здесь имеется в виду и удовольствие, и радость, и горе, и ярость, и отчаяние.

Знания могут быть менять уровень своей значимости для человека в соответствии с его отношением к ним. Наиболее яркая демонстрация выражается в убеждениях: они пронизаны сильными и стойкими чувствами, это показывает, насколько они ценны для человека, и насколько они могут влиять на направление его целей и сознания.

Компонентами структуры сознания являются чувства и эмоции. Процесс познания всесторонне затрагивает внутренний мир человека, его потребности, интересы, свободу и чувства. Познанием мира человек отражает в себе и чувственное, и образное.

Сознание не ставит рамок действовать в ограниченном пространстве и останавливаться на познавательных процессах и эмоциональной сфере. Сознание не ставит рамок действовать в ограниченном пространстве и останавливаться на познавательных процессах и эмоциональной сфере. Наши цели осуществляются благодаря усилиям воли. Но в этом контексте стоит заметить, что сознание – это не совокупность его частей, а достаточно сложное, имеющее свою структуру целое.

Память является ядром для всех психических процессов. Она является уникальной способностью мозга принимать, сохранять и воспроизводить информацию. Сила сознания, которая оказывает поступательные действия в отношении поведения, является потребность или неустойчивое состояние организма как системы, его необходимость в чём-то. Это состояние будит поисковую активность, волю. В момент обнаружения необходимого предмета, влечение перерастает в желание.

Воля – это факт сознания, является его практическим обнаружением.

Воля – это не только желать. Это психический процесс, который отражается в действиях, сконцентрированных на удовлетворении потребности. Эволюция психики от элементарных форм до высшего уровня сознания происходит на фоне качественных сдвигов характерных потребностей.

Приручение животных происходит только посредством биологического сближения видов.

Человек приобретает новые потребности, обусловленные с социальной и психологической точки зрения. Появляется жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное удовлетворение, стремление к подвигам во имя народа и всего человечества. Причина кроется, прежде всего, в потребностях людей. Цель – потребность, которая отражается в сознании. Однако потребность – это не конечная точка причин человеческих потребностей. Внешний мир является тем фактом, который выступает определяющим при появлении потребностей, стремлений и желаний. Он определяет поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно посредством сложной сети предшествующих поступков, мыслей, чувств, при этом не только своих, но и чужих.

Человеческие чувства – это факт сознания, который отражает мир и выражает отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-то его представлениям и понятиям.

Ничто в человеческом сознании не может происходить без эмоциональной составляющей, которая играет наиважнейшую роль в определении жизненного смысла. Для достижения какой-нибудь цели должен сработать эмоциональный стимул, который заставит мысли действия предпринимать что-то.

Сознание человека — это состояние психической жизни организма, которое выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и тела самого организма вместе с отчетом об этих событиях и ответной реакцией на них.

Способность реагировать на происходящее и формировать отчет о своем внутреннем опыте необходима для организации совместной деятельности. Сознание отражает наше представление о мире и своем месте в нем. Это элемент нервной деятельности, центром которой является головной мозг. Механизм сознания связан с речью, мыслительной деятельностью человека, способностью к рефлексии и самоконтролю.

Изучение сознания

Проблема сознания возникла с философским учением Рене Декарта еще в XVII веке нашей эры. Французский мыслитель разделил тело и душу, посчитав, что тело омрачает человека, а душа как разумное начало борется с негативным телесным влиянием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Немецкий психоаналитик Зигмунд Фрейд полагал, что сознание — это одна из трех систем психики — наряду с бессознательным (подсознание) и предсознательным, — которая отражает только то, что осознается в определенный момент времени.

До сих пор мы не имеем точного и исчерпывающего понимания о том, что такое сознание и как оно соотносится с физической реальностью. Проблема определения сознания и его рамок является предметом исследований философии сознания, психологии, биологии, научных программ по изучению искусственного интеллекта.

Трудности в исследовании этого явления обусловлены тем, что к сознанию мы имеем только внутренний доступ и не можем наблюдать его работу со стороны. Известно, что человеческое сознание — это естественное явление, но, в то же время, для изучения проблемы соотношения сознания с мозгом и поведением человека не достает экспериментальных средств.

Признаки и свойства сознания

В описании сознание с психологической точки зрения, необходимо учитывать, что, помимо мышления и рефлексии, оно заключает в себе широкий и разнообразный спектр явлений.

В механизм сознание включены элементы:

  • познавательно-логический;
  • телесно-перцептивный;
  • эмоционально-волевой;
  • творческий;
  • социальный и другие.

Обычно считается, что сознание присуще только людям, как существам общественно-историческим.

С психологической точки зрения сознание можно охарактеризовать в следующих пунктах:

  • набор знаний об окружающем мире;
  • активность;
  • четкое различение субъекта и объекта;
  • направленность на предмет;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • способность к рефлексии и самонаблюдению;
  • различная степень ясности;
  • наличие эмоциональных факторов во взаимодействии между людьми;
  • осознание собственного я.

Сознание каждого человека уникально и обусловлено внешними факторами. Такими, как социальная система, в которой он живет, уровень общественного развития и т. д.

Основополагающим фактором работы сознания является восприятие.

Восприятие — система интерпретаций чувственных данных, чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Система совместной деятельности общества формирует структуру и ключевые свойства сознания:

  1. Социальный характер — только через совместное знание формируется индивидуальное сознание человека, поэтому основными составляющими сознания являются смыслы и языковые значения.
  2. Способность к рефлексии — это деятельность сознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику самого сознания: рефлексия представляет собой имманентное свойство сознания, благодаря которому поток сознания обретает структуру и форму.
  3. Внутренний диалогизм — диалог является одним их технических средств сознания для получения, передачи и переработки информации в форме внутреннего обсуждения.
  4. Предметность — индивидуальное отражение реального мира в субъектах.

Теории о сознании человека

К вопросам, которые особенно остро стоят в рамках изучения объекта исследования, можно отнести суждения о природе сознания и логике его взаимодействия с физической реальностью и человеческим телом.

Среди разнообразных теорий современной философии о природе сознания наиболее популярными являются следующие направления:

Сознание, как свойство мозга

Сознание — это свойство функционирующего мозга, которое представляет собой сложнейший психологический механизм, позволяющий человеку контролировать свое поведение, объяснять его, формулировать интерпретации событий, происходящих вокруг него, давать им оценку и т. д.

Сознание отражает сущность личности и его индивидуальные черты, так как строится на рациональном и эмоциональном отображении действительности человеком. Оно не может находиться в пассивном состоянии, так как человек постигает внешний мир и формирует свое оценочное мнение в ходе практической деятельности.

Осознанность не является функцией какой-то конкретной части мозга — она формируется в целостную систему благодаря совместной работе отдельных компонентов мозга, каждый из которых вносит свой незаменимый вклад.

Структурными элементами сознания являются:

  • разум;
  • память;
  • воля;
  • воображение;
  • чувства;
  • эмоции;
  • внимание;
  • речь;
  • ощущения и т. д.

В процессе мозговой деятельности сознание отвечает за обработку информации, идущей как из внешнего мира, так и из внутренних органов. При этом главную роль в возникновении сознания играет активация временных связей между воспринимающими и гностическими участками коры больших полушарий с двигательно-речевой областью.

Основным и самым важным свойством человеческого сознания является способность создавать и хранить внутри себя картину мира. Это умение позволяет любую проблему или ситуацию осмысливать через сопоставление с уже имеющимися представлениями о мире и собственным ранее полученным опытом.

Примеры функционирования сознания

В человеческом сознании непрерывно идут сложные и многообразные процессы, благодаря которым мы познаем мир, окружающих людей и самих себя. Все наши рутинные действия невозможны вне функционирования механизма сознания. Его работу можно рассмотреть на примере чтения любого текста. По сути, текст представляет собой всего лишь последовательный набор слов, каждое из которых может иметь несколько значений. Однако читатель, как правило, без труда понимает написанное и даже улавливает интонационную и эмоциональную окраску текста.

Этот процесс можно представить в виде следующих этапов:

  1. Когда прочитанные слова доходят до сознания, ум реконструирует, какое именно определение подходит к каждому слову.
  2. Воспринятый текст формируется в сеть определений, среди которых ум выделяет самые важные.
  3. В результате читатель понимает предложение, а затем и мысль, которая за ним стоит.

Любое действие человека отражается и перерабатывается в его сознании. Процессы, которые происходят в нем, очень сложны для понимания, но при этом безупречно структурированы и отрегулированы. При нормальном функционировании мозга, процессы, протекающие в сознании, настолько слажены, что мы даже не замечаем его работу.

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.

СОЗНАНИЕ.

Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире

Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.

Характеристика особенностей сознания:

Функции сознания:

  • отражательная (познавательные процессы и память);
  • креативная (воображение, творчество);
  • преобразующая (определение целей и их достижение),
  • оценочная (формирование эмоций);
  • рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.).
  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).

Структура сознания

Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.

К интеллектуальным способностям относятся:

  • свойства мышления (быстрота, системность, гибкость);
  • свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);
  • свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость);
  • свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:

  • сильной — слабой,
  • устойчивой, неустойчивой.

Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.

В эмоциональную сферу входят:

  • чувства,
  • настроения,
  • аффекты,
  • переживания,
  • эмоциональные стрессы.

Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).

Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.

Бессознательные психические процессы:

  • бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
  • неосознаваемые зрительные ощущения,
  • бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач,
  • бессознательная речь — это внутренняя речь.
  • бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.

Отличие сознания от психики живот­ных.

  • наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением вос­производить характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;
  • целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  • самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
  • наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.

Но при этом это не просто условная языковая конструкция, а слово, указывающее на реально существующий, неописуемый, трудно уловимый референт — причём такой референт, который объединяет всех людей и, по-видимому, всех сознающих существ.

[К] концу двадцатого века сформировались три крупных и, как казалось, конкурирующих друг с другом эпистемологических подхода к реальности: 1) первый подход (предмодернистская эпистемология) говорил о важности данных от первого лица; 2) второй подход (модернистская эпистемология) говорил о важности данных от третьего лица; и 3) третий подход (постмодернистская эпистемология) говорил о том, что любое познание опосредуется межличностными реальностями второго лица. Несмотря на то, что противостояние этих подходов обострилось именно в двадцатом веке, все они имеют долгую историю, корнями, по всей видимости, уходящую в самые основы человеческого сознания.

Таким образом, интегральная теория подразумевает, что сознание — это не просто размерность субъективного опыта, доступная исключительно феноменологической методологии: это размерность субъективного опыта, имеющая свои корреляты в виде объективных процессов (нейрональные корреляты сознания) и вплетённая в тесную сеть социокультурных взаимодействий (культурный фон), — причём все эти аспекты имеют свои собственные уровни развёртывания. Это означает, что, к примеру, нейрональные корреляты психического следует рассматривать, учитывая все уровни — спинномозговых рефлексов, ствола мозга, коры больших полушарий и т. д.; сосредоточение только лишь на одном уровне (например, изучение неврологических основ сознания на уровне рефлексов без учёта более комплексных уровней организации), как и игнорирование какого-либо сектора (например, игнорирование вопросов субъективного опыта), в вопросе междисциплинарного исследования сознания не сможет привести к более полному и более целостному пониманию картины сознания. Как мы видели, современная наука пришла к пониманию, что только согласованный междисциплинарный (трансдисциплинарный) подход способен расширить горизонты нашего понимания проблем и задач, стоящих перед сферой исследований сознания.

Рис. 1. Интегральная модель AQAL Кена Уилбера применительно к человеку

Соответственно, что же такое именно человеческое сознание?

Человеческое сознание — это сознание, воплощённое в Homo sapiens (биологическом виде — носителе этого сознания, имеющем определённые биологические и социальные характеристики).

Рис. 2. Чем выше сложность организации материи, тем больше (глубже) сознание

Сознание, когда оно воплощено через биологического индивидуума, всегда есть со-знание, совместное ведание мира, пребывание в культурных полях межсубъективных резонансов и нетворках (сетях) опосредуемых материальными знаками коммуникаций.

Само сознание в индивидууме в плане той глубины, которую оно таит и потенциально может раскрывать, структурировано иерархически, многоуровнево (см. рис. 3). Мы содержим в себе этажи архаического и личного бессознательного (которые упластовались туда как филогенетически, так и в результате онтогенеза, или индивидуального развития), а также, по-видимому, и даже субчеловеческие эволюционные структуры сознания (которые, на каком-то уровне, возможно, уместнее называть уже протосознанием).

Также сознанию присуща полифазность — динамизм состояний сознания (все люди проходят цикл бодрствование — сновидение — глубокий сон без сновидений), также всем людям, как и, вероятно, другим животным, свойственна способность вхождения в изменённые состояния сознания (ИСС), как, например, описанные Абрахамом Маслоу пиковые переживания.

Рис. 3. Абрахам Маслоу, Жан Гебсер, Клэр Грейвз, Кен Уилбер. Уровни развития и эволюции сознания

Зачем сознание?

В завершение приведу созвучное высказывание Алана Уотса, знаменитого писателя-автодидакта, просветителя, буддолога-востоковеда, друга Олдоса Хаксли и популяризатора восточных философий и медитации:

Сознание человека – это великое поле для исследований. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, что такое сознание. Однако в определениях разных исследователей есть общие моменты. Существуют научные и псевдонаучные подходы к трактовке этого понятия. Есть религиозные и духовные определения того, что лежит в основе сознания. В этой статье рассмотрим, как определяют, что означает такое понятие, с использованием точных естественно-научных методов, а не философских взглядов и абстрактных суждений.

История изучения сознания

Первые серьезные работы, пытающиеся объяснить, в чем суть сознания, откуда оно появляется, на чем основывается, приходятся на конец XIX века. В 1872 году немецкий физиолог Дюбуа-Реймон представил миру теорию биопотенциалов, согласно которой исключительно физико-химические законы движут организмом человека. Физиолог пессимистично полагал, что человек никогда не узнает, что является сознанием. И судя по тому, что до сих пор точного ответа на этот вопрос нет, его взгляд можно считать оправданным. Коллега же Дюбуа, Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, утверждал, что если бы не было сознания, у человека не было бы чувств и ощущений.


Некоторые ученые считают, что сознание рождается в процессе поиска мозгом информации. Другие предполагают, что на основе имеющейся в головном мозге информации происходит формирование сознания. В любом случае мысль о том, что именно мозг порождает и определяет сознание человека, на сегодняшний день является общей. Хранящаяся в мозге информация получает своеобразные коды. Так и появляется сознание, которое можно охарактеризовать как процесс, при котором человек понимает, что происходит с ним в данный момент.

Сознание в современном понимании

Сегодня, как и раньше, человеческое сознание изучают медики, психологи, физики и другие научные деятели. Можно сказать, что это одно из главных направлений в современной науке. И сейчас ученые сходятся во мнении, что мозг моделирует внешний мир. К примеру, если закрыть глаза, то мы можем представить окружающий мир, причем гораздо ярче и интереснее, чем он есть на самом деле. То есть, мозг создает модели реальности.

Психологи утверждают, что реальность носит субъективный характер. Каждый воспринимает мир по-своему. На восприятие влияет богатство ощущений. Благодаря рецепторам мы определяем запах и вкус. Краски мы видим благодаря восприятию электромагнитных волн разной длины. Таким образом, индивидуальные особенности человека делают его сознание.

В свою очередь за восприятие, ощущения, эмоции и мысли отвечают нейроны, из которых состоит мозг. Сознание включает в себя образы, которые создают нейроны. Совокупность этих образов называют внутренним миром. С биологической точки зрения к проявлениям сознания относятся многомиллиардные физико-химические реакции, которые происходят из-за связи нейронов. Любая мысль рождается, когда нейроны активируются и образуют нейронные сети. С ходом мысли взаимодействие нейронов меняется. Таким образом, ученые пришли к выводу, что мозг – инструмент познания. При этом до сих пор невозможно определить, насколько точно и полно мозг отражает реальность. Этот орган изучен не до конца, и никто не знает, возможно ли это в принципе. Но мыслители полагают, что если это когда-либо удастся, человек сможет силой собственного разума изменить мир.

Меняя мышление, меняем сознание

То, как человек воспринимает окружающий мир, зависит от его индивидуальных особенностей, ощущений и эмоций. Если у человека много негативных эмоций, его сознание формируется не в самых радужных красках. В свою очередь это ведет к эмоциональной нестабильности и даже серьезным расстройствам психики. Чтобы это изменить, необходимо начать с мышления. Меняя свое мышление, учась понимать, контролировать и управлять собственными эмоциями, человек постепенно начинает по-другому относиться в реальности. А чем ярче в его сознании представлен окружающий мир, тем легче ему выполнять повседневные задачи, достигать цели, добиваться успехов.

Читайте также: