Планы занятий по программе развитие для средней группы детского сада венгер

Обновлено: 06.07.2024

Авторы: О.М.Дьяченко, А.И.Булычева, Н.С.Варенцова, Т.В.Лаврентьева, И.В,Маврина, Л.Н.Павлова, Е.Л.Пороцкая.

Общая характеристика программы.

Программа состоит из следующих разделов:

1. Сенсорное воспитание (этот раздел направлен на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).

2. Ознакомление с пространственными отношениями (в ходе занятий, отнесенных к этому разделу, дети учатся использовать для ориентировки наглядные модели и составлять такие модели, например, составлять карту и самостоятельно отмечать на ней дорогу от детского сада к дому).

3. Развитие элементов логического мышления (данный раздел посвящен оперированию простейшими классами).

4. Развитие элементарных математических представлений (на занятиях этого раздела дети знакомятся с основными количественными отношениями).

5. Овладение основами первоначальной грамоты (раздел посвящен изучению звукового анализа слова, умению правильно ставить ударение и т.д.).

6. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (в ходе занятий данного раздела дети учатся строить свой собственный рассказ, рассказывать по плану, а также знакомятся с литературой).

7. Конструирование (на занятиях, относящихся к этому разделу, дети учатся конструировать по схеме, что способствует развитие пространственных представлений, необходимых в дальнейшем для освоения математики).

8. Развитие экологических представлений (на этих занятиях дети получают представления о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).

9. Изобразительное искусство (на занятиях дети обучаются композиции, рисунку, умению выражать свое отношение графические образы).

10. Игра (этот раздел посвящен свободной творческой игре, которая развивает произвольность и межличностные отношения).

11. Режиссерская игра (занятия, включенные в данный раздел, посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; дети учатся сопровождать действия словом и выражать голосом действия персонажа).

12. Художественное конструирование (на занятиях дети учатся строить композиции на разные темы, обучаясь при этом использовать сенсорные эталоны; при этом необходимое в ходе занятий преобразование объектов развивает мышление детей).

13. Выразительное движение (на занятиях этого раздела дети учатся передавать язык жестов и мимику).

Перерывы между занятиями - 10 минут, в середине занятия проводится физкультминутка статического характера (в движении) "Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет" Составители: Л.Н.Павлова, И.В.Маврина, Л.А.Малышева.

В пособие включены игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных способностей младших дошкольников. В каждом занятии указаны: развивающая задача, материал, который содержится в цветных таблицах, и рекомендации к проведению игр и упражнений.

Под редакцией Н.А.Федосовой.

Данная тетрадь предназначена для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв.

Выполняя задания, ребенок овладевает правилами работы в тетради (учится располагать лист, на котором он будет писать, правильно держать карандаш), приобретает умение работать в неограниченном и ограниченном (рабочая строка) пространстве, овладевает различными видами штрихования, тренируется в обведении предложенного образца по намеченному контуру, приобретает навыки моделирования и конструирования предметов и составляющих их частей (элементов).

Под редакцией Н.А.Федосовой.

Тетрадь содержит материал, с помощью которого дети учатся распознавать гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, что позволяет легко и быстро, без перегрузки научиться читать и писать.

Парциально в работе используются программы:

разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка.

(К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т.

Г. Рубан / Под ред. К. Л. Тарасовой) В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий.

Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей;

организован по блокам тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

Рекомендована Министерством образования РФ.

(К.В. Тарасова, доктор психологических наук, академик Российской академии естественных наук и Академии творческой педагогики) Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (3-й год жизни).

Рекомендована Министерством образования РФ Цель программы – развитие у детей 3 – го года жизни музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности.

музыкального репертуара с методическими рекомендациями и аудиокассета со студийной записью классической музыки.

Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркиной;

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;

способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Авторский коллектив: сотрудники факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г,Г, Григорьевой.

Научный редактор: Г.Г. Григорьева.

Цели программы:

Помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека;

Убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности;

Оказать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.

Программа составлена на основе достижений отечественной и, в определенной степени, зарубежной психолого – педагогической науке, в том числе она включает материалы исследований авторов программы.

Она состоит из следующих глав:

Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха. Плохое – принести непоправимый вред.

Методическое пособие для родителей и преподавателей, предназначенное для обучения английскому языку детей 4 -6 лет.

Профессор Н.А. Бонк.

авторы В.Н. Алексеева, Р.Г.Крот.

Главная задача программы:

- развитие у детей художественных и творческих способностей во всех доступных им видах театральной деятельности.

Эта задача определяет основное содержание и общую структуру программы.

Однако, эта задача не единственная, в соответствии с которой строится содержание и методы работы. Постоянно на занятиях решаются задачи общего психического развития (прежде всего развитие воображения, творческого мышления, памяти, коммуникативных способностей), нравственного и общекультурного воспитания детей.

Программа состоит из четырехразделов:

Занятия проводятся с детьми 5 -7 лет, один раз в неделю по подгруппам 10 -12 человек, продолжительностью 25 – 30 минут.

Могут проводиться индивидуально в совместной деятельности воспитателя с детьми во вторую половину дня. Цель таких занятий – пробудить внутренний мир ребенка.

Программа не ограничивает воспитателя жесткими рамками, дает простор его самостоятельности, творческому поиску.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Развитие”, основой которой является не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

Психологическое развитие ребенка отличается разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходит изменения в развитии личности, в общении с окружающим, углубляются познание и детская деятельность. Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?

В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В процессе реализации задач программы основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт: 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.

По программе “Развитие” Л.Венгера я работаю с 1995 года. За время своей работы я начала хорошо понимать необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу после освоения этой программы. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; – не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаем всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводим игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной, и свободной деятельности детей. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Работая по программе “Развитие” и поняв ее, я пришла к выводу, что существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

Знакомство детей с терминами "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

По программе “Развитие” работа начинается со знакомства с неречевыми звуками (младшая группа). Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие.

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен); Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек);

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко – тихо", "Кто сказал?":

Со средней группы знакомим детей с дифференциацией звуков по твердости и мягкости. Чтобы определить твердость и мягкость, предлагаем детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается; а при произнесении твердого согласного звука мы “ как будто сердимся”.

Начиная со старшей группы, знакомим детей со звуковым анализом слов: трех звуковые слова (дом, дым), четырех звуковые слова (лиса, паук), пяти звуковые слова. В этой же группе знакомим со смыслоразличительной функцией звука (дом-дым, меняем один звук, получается совершенно новое слово.) Подробно проводится звуковой анализ слова. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей фишкой, после этого слово прочитывается. После того, как воспитанники научатся различать звуки по их качественной характеристике, детей знакомят с ударением: ударный гласный звук, безударный гласный звук. Ударение помогает детям представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. В старшей группе дети уже не хлопают в ладошки при определении слогов, а применяют правило: “сколько гласных, столько и слогов”. В подготовительной группе знакомим детей с буквами русского языка и правилами написания. Дети проводят звукобуквенный анализ: вначале звуковой анализ, а затем подставляют буквы, знакомим с йотированными гласными. Даем детям понятие, что в русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных букв. На мой взгляд, когда начинается изучение правил написания йотированных гласных после согласных дети очень часто пишут ту букву, какой слышат звук (например: лето, л э т о). Большое внимание приходиться уделять правилам написания йотированных гласных после согласных. Продолжаем знакомить детей с предложением, даем знания о правилах написания предложений. Детям нравиться составлять предложения, поэтому часто использую на своих занятиях игру “Снежный ком”. Например: Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. и т. д. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. Например: Белоснежка – сон – жена – белок и т. д.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду.

  1. Системность. Планирование составляется на год, месяц, день.
  2. Доступность. Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей.
  3. Научность. Даем детям научные знания, используем проблемные ситуации, наглядное моделирование.
  4. Связь теории с практикой. То, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни. Например: С/р игра “Школа”, “Семья”; Настольные игры “школьная тропинка”, “составь слово” и т. д.
  5. Природосообразность. Дифференцированный подход к каждому ребенку, используется 3 уровня сложности. З уровня сложности помогают ребенку в воспитании самооценки.
  6. Интеграция. Идет взаимосвязь с другими видами деятельности.
  7. Региональность. Стараюсь для составления предложений, для звукового анализа вводить слова, характерные для нашей местности.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, открывает возможность обретения дошкольником осознания себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи. Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность, полноценный партнер. Главное условие разумного воспитания чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.

Работая по программе “Развитие” считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.

Занятие по грамоте в средней группе

Цель: Формирование представлений знаний детей о твёрдых и мягких согласных звуках.

2. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

3. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

4. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Воспитатель:

Тим и Том дружат друг с другом, хотя совсем разные. Наши новые друзья приглашают нас в путешествие в лес. А для путешествия в лес нам нужно туристическое снаряжение. Но Том и Тим совсем растерялись и не могут сообразить, что же они возьмут с собой для путешествия. А как вы думаете, ребята, какие предметы возьмут с собой Том и Тим? Том - звучит твердо и значит, он выберет предметы, в словах, которых первый звук звучит твердо, твердый согласный. А Тим – звучит мягко, он выберет такие предметы, в словах, которые их обозначают, первый звук звучит мягко, мягкий согласный.

Какой предмет выберет Том, в который можно класть вещи для путешествия? (Ранец). А Тим? (Рюкзак).

Что самое необходимое для путешествия возьмет с собой Том? (компас, карту). А Тим? (бинокль, веревку, спички). Кто какую удобную обувь наденет? Том? (кроссовки), а Тим? (кеды). А что они наденут на голову? Том? (панаму), а Тим? (кепка, берет).

Воспитатель:

Ну, вот мы вместе с Томом и Тимом подготовились к путешествию, и все дружно отправляемся в лес. Са-со-су-сы-си – мы в поход пошли! (Звучит музыка, ходьба детей с преодолением препятствий: массажная дорожка, перешагивание через кубики, затем звучит фонограмма с природными звуками.)

Воспитатель:

Вот мы и добрались до леса. Послушайте, какие звуки живут в лесу? (шумят ветви: ш-ш-ш; журчит ручеек: блям- блям- блям; поют птицы: фью-фью-фью; чик-чирик; жужжат жуки:

ж-ж-ж; рычат звери: р-р-р). А это что за насекомое? (комар), какую песенку поет большой комар? (з-з-з-з). А какую песенку поет маленький комарик? (зь-зь-зь-зь). Маленький комарик поет мягко, нежно (зь-зь-зь-зь). А большой комар - твердо, жестко (з-з-з-з).

(Воспитатель подводит детей к мольберту с изображением животных.)

Какие в лесу встречаются животные? (дети перечисляют названия). Правильно! Выберите себе каждый по картинке с животным. Назовите, кто на вашей картинке. Посмотрите, внимательно и расскажите, какой звук чаще всего встречается в названиях животных

А мы продолжаем свое путешествие. (Звучит музыка, ходьба детей с преодолением препятствий: массажная дорожка, перешагивание через кубики.) В лесу растет много растений, слышите, как они шелестят ветками и листьями:

шу-шу-шу-шу – листья шепчут на ветру; (имитация движений руками);

ша-ша-ша-ша – солнце светит не спеша; (руки вверх);

ши-ши-ши –ши – что-то шепчут камыши; (руки в трубочку возле рта (изображение шепота);

ше-ше-ше-ше – как приятно на душе;

Наше путешествие продолжается. Слышите? (запись звука воды) Что это звучит? (вода). Значит где-то недалеко бежит речка (на полу в группе разложена голубая полоса ткани, имитирующая речку, на ней разложены картинки-магниты с изображением рыб).

Мы пришли с вами на берег реки, много рыбы водится в реке, может нам порыбачить (детям раздаются магнитные удочки, По-очереди дети начинают поднимать картинки). Удачная у нас получилась рыбалка, назовите мне, какая рыба к вам попалась на крючок? (сазан, карп, сом, лещ, щука, язь). Поделимся с нашим уловом с друзьями Томом и Тимом? С Томом мы поделимся какой рыбой? (сазан, карп, сом), а с Тимом?

Пора нам возвращаться в группу: за-зо-зы-зи – в детский сад мы пришли.

Тому и Тиму так понравилось с нами дружить и играть, мы помогли им находить мягкий и твердый согласный звук, теперь они никогда не будут ошибаться.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Файлы из библиотеки

Читайте также: