Планы нато в отношении россии в 90 е годы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россия имеет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 23 декабря 2011 года возглавлял известный российский политик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Дмитрий Рогозин. [1] С 2012 года пост занимает Александр Грушко [2] [3]

  • в воздушном пространстве
  • в области тыла и материально-технического обеспечения
  • в области противоракетной обороны

Содержание

История

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года - Совет евроатлантического партнерства). [4]

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнерство ради мира. [4]

После подписания в Париже в мае 1997 года "Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности" [5] действовал Совместный постоянный совет (СПС). Встречи совета проходили в двустороннем формате "НАТО+1" [6] .

Дипломатическое представительство России при НАТО учреждено в 1998 году. [4]

В 2002 была подписана так называемая Римская декларация "Отношения Россия-НАТО: новое качество". В соответствии с ней 28 мая 2002 года был создан Совет Россия-НАТО [6] .

На 2004 год Россия не только участвует в совместных учениях, но и проводит совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России есть договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решается задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских Вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.

19 августа 2008 года — по инициативе Альянса, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО. [13] [14] Заседания СРН были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 - январе 2010 года. [15]

22 августа 2008 года — российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО. По заявлению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, это решение носит временный характер и будет оставаться в силе "до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет". [13] [16] Решение о восстановлении сотрудничества было принято в марте 2009 года. [15]

26 августа 2008 года — Генштаб Вооруженных сил РФ выразил недоумение по поводу высокой активности военно-морских сил НАТО в акватории Чёрного моря и наращивании группировки до 18 кораблей. [17]

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США (в 2009 г.) и ФРГ (в 2008 г.) соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности [20] [21] (См Северная распределительная сеть). До июня 2012 года через территорию России наземным и воздушным путем было транспортировано 379 000 военнослужащих и 45 000 военных контейнеров в поддержку операции в Афганистане [22] . В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику [23] .

В начале февраля 2012 года в российских СМИ появилась информация о переговорах по созданию в Ульяновске перевалочного пункта (логистической базы) НАТО. [24] (Подробнее см. статью Ульяновск-Восточный)

Сценарии возможной войны между Россией и НАТО

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вооруженные силы Североатлантического альянса.doc

Реферат к презентации по теме:

В 1955 году 15-м членом альянса стала Западная Германия. В таком составе альянс существовал все последующие 27 лет, до тех пор пока в него не вошла Испания. В 1990-м, вслед за появлением на карте Европы единой Германии, это объединившееся государство также вошло в НАТО. Процесс расширения НАТО продолжается.

В советский период политика США и практически любые действия НАТО рассматривались в советской литературе как враждебные и агрессивные.

Вместе с тем, еще в 1954 году СССР предпринял попытку отойти от политики жесткой конфронтации с Западом. На совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции советские дипломаты предложили проект вступления СССР в НАТО, но он был отклонен. Основные причины отказа - тоталитарный характер советского режима и идеологические расхождения.

С конца 80-х гг. в анализе отношений с НАТО, советские исследователи переходят от конфронтационного тона к идее равноправного взаимовыгодного сотрудничества основанного на сознании паритета военных возможностей НАТО.

В тот период ключевым элементом создания всеобъемлющей системы безопасности в военной области для СССР стало являться: недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация, запрет и уничтожение химического оружия, отказ от создания других средств массового истребления, строго контролируемое снижение уровня военных потенциалов государств до пределов разумной достаточности, роспуск военных группировок, а как ступень к этому - отказ от расширения и образования пропорциональное и соразмерное сокращение военных бюджетов.

Фундаментальное выражение нового советского подхода к внешней политике нашло отражение во многих публикациях. В них проявляется специфика советской позиции: с одной стороны сознание собственной силы, но одновременно, стремление к компромиссу их чего в качестве полемического приема используется критика за нежелание идти навстречу советским инициативам. Здесь отчетливо проявляется обеспокоенность СССР фактической подготовкой НАТО к расширению сферы ответственности за счет использования сил быстрого реагирования, перераспределения усилий с европейского направления на другие и ориентации на выполнение военно-политических задач по всему миру.

27 мая 1997 г. в Париже Россия подписала с альянсом Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности с целью ограничить ущерб от первой волны расширения НАТО. Однако время, прошедшее после подписания Основополагающего акта и до временного разрыва отношений России с этой организацией в связи с событиями на Балканах весны-лета 1999 г. показало, что расчеты экспертов не оправдались.

В условиях разрыва отношений с НАТО решение об участии российского миротворческого контингента в операции НАТО в составе Сил международного присутствия по безопасности в Косово (СДК) вызвало далеко не однозначную реакцию как в российском обществе, так и среди специалистов, выдвигавших три основных контраргумента.

Отсутствие ясности в вопросе о том, насколько такое участие соответствует интересам национальной безопасности России.

Лишь к осени 1999 г. отношения России с НАТО вернулись на уровень, предшествовавший заключению Основополагающего акта между ними, когда фактический бойкот Россией ПРМ сопровождался ее практическим участием в СВС НАТО в Боснии.

Таким образом, окончание холодной войны и распад СССР изменили характер отношений между США и Россией. Поворотным моментом в советско-американских отношениях стал приход к власти М.С. Горбачева и начало перестройки в СССР. Реформы, предпринятые советским руководством в конце 80-х годов, привели к глубоким переменам во внутренней и внешней политике, в результате которых коренным образом изменилась внешнеполитическая деятельность СССР, а затем произошел распад государства. Система политических ценностей одного из основных центров силы, во многом определявшего структуру международных отношений, была нарушена, и это означало перераспределение ролей на мировой арене, в понижении статуса России и возможностей ее влияния на ход событий в мире.

Несмотря на то, что руководством обеих стран было объявлено о стремлении к установлению взаимоотношений на принципах партнерства, таковыми они не стали. Более того, истинного понимания интересов и мотиваций другой стороны по вопросам ее национальной безопасности сегодня у Москвы и Вашингтона значительно меньше, чем это было в период холодной войны. Одним из значимых факторов, скрепляющих отношения двух стран сегодня выступает опасность международного терроризма, хотя и в этой сфере процесс сотрудничества протекает неоднозначно.

Исследовав вышесказанный материал, я думаю, что процесс "дозированного вовлечения" Москвы в натовские дела начался после окончания "холодной войны", после распада Советского Союза. С начала 1990-х годов отношения между РФ и НАТО пошли вверх по многим направлениям: установился политический диалог, оформилось военное сотрудничество, появились научно-технические контакты. И хотя Москву не все устраивало, а расширение альянса на восток вообще вызывало раздражение, стороны находили общий язык. Начал функционировать совет Россия-НАТО.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Россия и НАТО

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году . Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет евроатлантического партнёрства).

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира.

Дипломатическое представительство России при НАТО было учреждено в 1998 году.

В рамках контактов между Россией и НАТО функционировали рабочие группы по сотрудничеству:

- в воздушном пространстве,

- в области тыла и материально-технического обеспечения,

- в области противоракетной обороны.

Расширение НАТО в постсоветскую эпоху сопровождалось протестами России, которая утверждала (и продолжает утверждать) о существовании договорённости о нерасширении НАТО в Восточной Европе, достигнутой в ходе переговоров между СССР и США по объединению Германии в 1990 году.

С 11 августа 2003 года НАТО осуществляло оперативное руководство Международными силами содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Тема обеспечения стабильности и безопасности в Афганистане занимала одно из главных мест в политической повестке дня Совета Россия — НАТО.

Российские предложения о взаимодействии по Афганистану, включая транзит войсковых контингентов стран альянса и их переброску по воздуху с использованием российской военно-транспортной авиации. Совет НАТО эти предложения принял.

Осложнение отношений между Россией и НАТО в начале 2008 года вызвало обсуждение в НАТО обращений Украины и Грузии о присоединении к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ). США приложили значительные усилия, чтобы убедить своих союзников по НАТО в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДПЧ на Бухарестском саммите альянса в апреле 2008 года. Позиция США была поддержана прибалтийскими странами, Болгарией, Румынией, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, а также Канадой. В то же время резкое противодействие подключению Украины и Грузии к ПДПЧ оказали Германия и Франция, которых поддержали Италия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Бельгия, Португалия. Несмотря на то, что Грузия и Украина не получили официального приглашения стать участниками ПДПЧ, им дали понять, что дорога в НАТО для них расчищена и необходимо лишь немного подождать.

Отношения между Россией и НАТО пребывают в затяжном кризисе. 1 апреля 2014 года НАТО на фоне кризиса вокруг Украины объявило о приостановлении практического сотрудничества с Россией, сохранив при этом политический диалог на уровне послов и выше.

25 декабря 2014 года президент Владимир Путин утвердил новую редакцию военной доктрины России, в которой в качестве одной из внешних военных опасностей определено наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к российским границам.

В России неоднократно заявляли, что не Москва приостанавливала контакты с НАТО, поэтому именно альянс должен предпринимать шаги по реанимации взаимодействия.

В 2016 году после двухлетнего перерыва состоялись три заседания Совета Россия — НАТО на уровне постоянных представителей. На них обсуждались, в частности, ситуация на Украине, проводимые сторонами учения и меры по предотвращению опасных военных инцидентов в ходе совместной борьбы с ИГИЛ.

С начала 2016 года НАТО предпринимает шаги к усилению своего военного присутствия в Черноморском регионе, выдвигая в качестве основания размещение Россией дополнительных войск и вооружений в Крыму.

В июле 2016 года на саммите НАТО в Варшаве было принято решение о постоянном военном присутствии войск НАТО в прибалтийских государствах (Латвия, Литва, Польша, Эстония).

Россия сохраняет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 22 января 2018 года возглавлял Александр Грушко (с тех пор должность вакантна). Должность руководителя информационного бюро НАТО в Москве вакантна с 2015 года.

Взаимоотношения РФ и НАТО в 90-е гг. занимали одно из центральных мест в процессе становления нового постбиполярного миропорядка. Отношения с НАТО были одной из важнейших проблем российской внешней политики, что было обусловлено ролью НАТО в МО (крупнейший военно-политический союз в мире; ВС НАТО = 20% от всех ВС в мире; совокупная доля в военных расхода колебалась в 90-е гг. в пределах 41,5-55,5%).

Основные факторы эволюции взаимоотношений РФ и НАТО в 90-е гг.:

- динамика внутренних процессов в РФ и разработки концепции ее нац интересов;

- динамика эволюции НАТО (трансформация НАТО из военно-политического блока, ориентированного на жесткое противостояние с СССР, в организацию принципиального иного характера, нацеленную преимущественно на полит сферу деят-ти и миротворчество в рамках Устава ООН [i] );

- динамика изменений в м/н-ой и европейской среде безоп-ти.

Этапы:

1. 1991-1996 – поиски путей сотрудничества,

2. конец 1996-1997 – подготовка и подписание Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безоп-ти м/у НАТО и РФ,

4. 2000-2002 – нормализация отношений.

5. 2002- … - переход на качественно новый уровень сотр-ва.

1-й этап (1991-1995)

Взаимоотношения РФ-НАТО на начальном этапе формирования ВП-го курса в кач-ве самостоятельного направления не рассматривались. Они имели явно подчиненный хар-р в рамках решения одной из центральных для того времени задач – отхода от блокового противостояния времен холодной войны и закрепления наметившейся в конце 80-х гг. тенденции к поддержанию глобальной и региональной стабильности мирными средствами. Решение этой задачи, в частности, предполагало развитие диалога и сотрудничества с зап оборонительными структурами, в т.ч. и с НАТО.

1) Прямые контакты м/у НАТО и РФ были установлены в декабре 1991 г. 13 декабря 1991 состоялся визит в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе первого вице-премьера РФ Г.Бурбулиса. РФ поддержала идею НАТО о создании форума для консультаций м/у странами Альянса и бывшими странами ОВД – Совета североатлантического сотрудничества (ССАС). В ССАС вошли 16 государств-членов НАТО, страны ЦВЕ, ранее входившие в ОВД, и все бывшие советские республики, вкл. РФ. (консультативные функции, задача = организация диалога по конкретным вопросам европейской безоп-ти и разоружения. Планировалось проводить ежегодные консультации на уровне мининдел, в чрезвычайных ситуациях – спец-е встречи мининдел, регулярные консультации на уровне послов в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

Курс на расширение НАТО сразу же превратился в наиб сложную проблему во взаимоотношениях м/у РФ и НАТО. В принятой на саммите в Брюсселе Декларации четко обозначалась география расширения – за счет соседей НАТО на востоке. Вместе с тем, ни срока расширения, ни кандидаты на вступление в НАТО в Декларации не конкретизировались. РФ заявила о неприемлемости любых вариантов расширения НАТО на восток (аргументы: появление новых разделительных линий в Европе, право РФ принимать ответные действия в условиях приближения мощного военно-полит блока к ее границам, альтернатива расширению НАТО – создание в Европе системы коллективн безоп-ти при ведущей роли СБСЕ).

Индивидуальная программа партнерства РФ-НАТО в рамках ПРМ фиксировала конкретные области и методы военно-полит взаимодействия РФ-НАТО. Второй документ должен был отразить особую роль РФ во взаимоотношениях с НАТО. Документ создавал возможность для продолжения полит диалога по широкому кругу проблем м/н-ой и европейской безоп-ти.

4) Выход деят-ти НАТО за пределы евроатлантического региона, включенного в сферу ответственности Альянса Вашингтонским договором 1949. 1994-1995 – разногласия м/у РФ и НАТО по вопросу о правомерности применения Альянсом военной силы против боснийских сербов. Август-сентябрь 1995 – бомбовые удары авиации НАТО по позициям боснийских сербов. РФ: НАТО произвольно истолковывает положения резолюций ООН по Югославии, в к-х говорится о механизме принятия решения о применении военной силы.

После подписания Дейтонских соглашений и пакета Парижских документов в центре внимания РФ и НАТО оказались вопросы военного взаимодействия в ходе предстоявшей операции по восстановлению мира в БиГ. РФ категорически возражала против подчинения своих военнослужащих напрямую военному командованию НАТО, чьи формирования должны были составить костяк многонациональных сил по обеспечению мира в БиГ (IFOR, затем SFOR). Компромисс: предоставляя свой контингент для участия в IFOR, российское руководство оставляло его под своим полит и воен контролем.

5 января 1996 Совет Федерации РФ проголосовал за присоединение РФ к миротворческой операции на Балканах. 15 января началось развертывание российской миротворческого контингента на территории БиГ.

2-й этап (конец 1996-1997) в к.1996г была достигнута договоренность о комплексном обсуждении проблем взаимоотношений РФ и НАТО. В мае 1997 в Париже подписан Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотр-ве и безоп-ти м/у НАТО и РФ.

РФ в ходе переговоров настаивала на следующих принципиальных положениях:

1. Сроки подписания документа – до июля 1997 (до намеченного на этот срок Мадридского саммита НАТО, на к-м официально должны были определиться сроки расширения НАТО и первые кандидаты на вступление)

2. Юридическая сила документа: документ должен иметь обязывающий хар-р.

3. Гарантии безоп-ти РФ: в документы должно быть зафиксировано обязательство НАТО не продвигать военную инфраструктуру на территорию новых челнов, не размещать там ни ядерного, ни обычного оружия.

4. Принципы принятия решений: РФ должна иметь возможность полноправного участия в принятии решений, затрагивающих фундаментальные проблемы нац безоп-ти РФ и м/н-ой безоп-ти.

1. Сроки: разработка документа должна идти параллельно процессу расширения.

2. Юридическая сила: не должен носить обязывающего хар-ра (либо Хартия, либо Декларация).

3. Гарантии: обязательство не размещать на территории новых членов ядерное и обычное оружие не требует особого юридического оформления.

4. Принятие решений: РФ не должна иметь права вето.

Текст ОА = преамбула + 4 раздела (принципы взаимоотношений; механизм консультаций и сотрудничества; перечень конкретных областей консультаций и сотрудничества; военно-политические вопросы взаимодействия).

Основные принципы взаимоотношений:

1. не рассматривают друг друга как противников, намерены развивать прочное, стабильное и долговременное партнерство

2. неделимость безоп-ти гос-в евроатлантического сообщества

3. главная ответственность СБ ООН за поддержание м/н-ого мира и безоп-ти

4. ОБСЕ = ключевая роль в поддержании евр мира и безоп-ти

5. отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого др гос-ва

6. предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами ООН и ОБСЕ.

ОА – не юридически обязывающий документ. Радел 4 Акта: Государства - члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений, планов или причин для развертывания ЯО на терр-рии новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения яд-х сил НАТО или ядерную политику НАТО, + не предвидят необходимости делать это в будущем.

Что касается неразмещения обычных вооружений и вооруженных сил НАТО на тер-рии новых членов, то этот вопрос должен был рассматриваться в процессе адаптации ДОВСЕ.

1. проведение консультаций;

2. выработка на основе этих консультаций совместных инициатив, по к-м РФ и НАТО договорятся делать параллельные заявления или предпринимать параллельные действия;

3. в случае достижения консенсуса в ходе консультаций принятие совместных решений и осуществление совместных действий в каждом конкретном случае, вкл участие на равноправной основе в планировании и подготовке совместных операций, в т ч миротворческих операций под руководством Совета Безоп-ти ООН или под ответственностью ОБСЕ.

СПС задал новые институциональные параметры взаимодействия м/у РФ и НАТО. Как свидетельствует опыт последующих трех лет, формат двустороннего взаимодействия РФ с НАТО как единым целым существенно ухудшил позиции РФ при переговорах с альянсом по сравнению, например, с Советом североатлантического сотрудничества (в 1997 трансформировавшийся в СЕАП - Совет евроатлантического партнерства [ii] ), поскольку в рамках нового форума российские представители имели дело не с представителями индивидуальных членов и кандидатов в члены альянса, а с заранее консолидированной позицией натовской верхушки, к-я доводится до сведения РФ в готовом и не подлежащем модификации виде. + в отличие от импровизированного характера ССАС, СПС изначально действовал в рамках жестко ограниченной компетенции, исключавшей принятие решений, к-е накладывали ограничения на последующие действия сторон. → активность СПС и участие в нем РФ или, наоборот, замораживание его деят-ти (как это произошло после нападения НАТО на Югославию) имеют символическое значение.

18 марта 1998 – официальное открытие Постоянного представительства РФ при штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

28 мая 1998 – на заседании СПС на уровне мининдел в Люксембурге достигнута договоренность об учреждении военной миссии НАТО в Москве к к. 1998. В связи с агрессией НАТО против Югославии в марте 1999 вопрос об открытии миссии НАТО в РФ был отложен.

12 марта 1999 Польша, Чехия и Венгрия стали членами НАТО.

Действия НАТО по урегулированию Косовского кризиса неоднократно приводили к напряженности во взаимоотношениях м/у Альянсом и РФ еще в 1998 году. Реальное ухудшение отношений РФ-НАТО произошло с началом бомбардировок СРЮ авиацией НАТО.

24 марта 1999 ВВС НАТО приступили к бомбардировкам СРЮ под предлогом того, что президент СРЮ Милошевич, с т.зр. НАТО, не выполнял резолюций СБ ООН и поставил ситуацию в Косово на грань гуманитарной катастрофы.

РФ расценила действия НАТО как акт агрессии. Ввиду отказа НАТО вернуть решение вопроса в полит русло РФ вскоре после начала военных действий заморозила отношения с НАТО.

Концептуальная основа для обоснования Косовского прецедента появилась в апреле 1999 – новая Стратегическая концепция НАТО (подробнее см. вопрос 15).

В связи с натовской военной акцией против СРЮ РФ приостановила все свои контакты с альянсом, отказалась принять участие в его юбилейном саммите в апреле 1999 г в Вашингтоне. После возвращения ситуации в м/н-ое правовое поле и принятия резолюции СБ ООН 1244 контакты с альянсом возобновились, хотя и были ограничены исключительно вопросами взаимодействия в рамках миротворческих операций в Косово и БиГ.

4 этап.(2000-2002) В феврале 2000 года после визита в Москву Генсека НАТО Дж. Робертсона отношения РФ-НАТО были частично "разморожены". В мае-июне 2000 года после почти полуторагодичного перерыва прошли заседания СПС РФ-НАТО на уровне министров и.д. и обороны.

С дек. 2000 г. по май 2002 г. прошли 4 очередных заседания СПС на уровне мин-в и.д. и обороны; произошло постепенное укрепление доверия во взаимоотношениях РФ и НАТО, был расширен список тем, по к-м велся диалог. Особое внимание уделялось вопросам стратегической стабильности, нераспространения ОМУ и ракетных технологий, мерам доверия и безоп-ти в ядерной области, европейской нестратегической ПРО, а также проблемам борьбы с терроризмом. В Москве открылись Информационное бюро (февраль 2001 года) и Военная миссия связи НАТО (май 2002 года).

Генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон осуществил два рабочих визита в Москву (февраль и ноябрь 2001 года). Президент РФ В.В.Путин в ходе официального визита в Бельгию провел 3 октября 2001 года рабочую встречу с Дж.Робертсоном, на к-й было достигнуто важное политическое понимание онеобходимости перевода отношений РФ - НАТО на качественно новый уровень.

5 этап (2002 – по н.в.) Начало новому этапу сотрудничества положила встреча на высшем уровне РФ-НАТО в Риме 28 мая 2002 года. Главы гос-в и правит-в подписали Декларацию "Отношения РФ-НАТО: новое качество" (т.н. Римская декларация).В документе определены основные принципы взаимодействия с альянсом на базе учреждаемого Совета РФ-НАТО(СРН), а также области сотрудничества. Главные из них:

- работа в "национальном качестве", т.е. без предварительных внутриблоковых согласований,

- на основе постоянного политического диалога по широкому спектру вопросов безоп-ти; стремление к достижению консенсуса на равноправной основе;

- принятие совместных решений и осуществление совместных действий;

- общая и индивидуальная ответственность за реализацию таких решений;

- безусловное соблюдение всеми участниками Совета обязательств по м/н-ому праву, Уставу ООН и нормообразующих документов ОБСЕ.

Принципиальное отличие создаваемого Совета от прежнего СПС РФ-НАТО состоит в том, что это будет не консультативный, а исполнительный орган, работающий в формате "двадцатки". РФ и страны-члены альянса смогут действовать в его рамках как самостоятельные гос-ва, каждое из к-х получит право высказывать собственные суждения. РФ впервые получит возможность на равных участвовать в процессе выработки и осуществления совместных решений по таким вопросам, как борьба с терр-м, нераспространение ОМУ, урегулирование кризисных ситуаций, миротворческие операции, спасательные операции на море.

Создана стройная структура органов - от СРН, созываемого 2р в год на уровне министров и.д. и обороны и не реже 1 р в месяц - на уровне послов, до рабочих групп на экспертном уровне. Рабочие группы - по борьбе с терроризмом, по миротворчеству, нераспространению ОМУ, сотрудничеству в области ПРО ТВД и по управлению воздушным движением.

Под эгидой СРН в Брюсселе прошли встречи экспертов по вопросам адаптированного ДОВСЕ, ядерного оружия. Завершена работа над политической концепцией совместных миротворческих операций РФ-НАТО.

11.11.2002 в Брюсселе в ходе саммита РФ-ЕС состоялась рабочая встреча Президента РФ В.В.Путина с Генсеком НАТО Дж.Робертсоном, в ходе к-й был проведен обзор достижений в рамках российско-натовского сотр-ва. Генсек НАТО дал заверения, что новая волна расширения не направлена против интересов безоп-ти РФ.

22.11.2002 в Праге проведено первое после Рима заседание Совета РФ-НАТО на уровне мининдел, на к-м сделан вывод о том, что "двадцатка" становится эффективным инструментом сотр-ва и совместной деят-ти. Встреча в Праге имела важное полит-е значение как с т.зр. подведения итогов работы "двадцатки", так и выстраивания планов на будущее с упором на противодействие глобальным вызовам и угрозам и, прежде всего, угрозе м/н-ого терроризма.

Принципиально важно то, что по итогам заседания удалось выйти на Заявление Дж.Робертсона в качестве председательствующего в СРН, в к-м даны позитивные оценки выполнения Римской декларации и подтверждена приверженность НАТО всему комплексу обязательств, зафиксированных в Основополагающем акте РФ-НАТО и Договоре об ОВСЕ и гарантирующих безоп-ть РФ в условиях натовского расширения.

Главные проблемы м/у РФ и НАТО: расширение НАТО на Восток и активизация военной деят-ти блока за пределами зоны своей ответственности.

Генсек НАТО Джордж Робертсон, к-й ездил по миру с прощальным турне (в декабре он ушел в отставку), заявил, что доверие к НАТО будет подорвано, если миротворческая миссия организации в Афганистане закончится провалом. А для этого он предлагает европейским странам-членам альянса увеличить кол-во военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях. При этом он подчеркнул, что европ-м странам не стоит ожидать ввода в Афганистан дополнительных войск США, т.к. в стране уже находятся 11,5 тысяч американских военнослужащих.

В дек 2003 мин-р и.д. Нидерландов Яап де Хооп Схеффер назначен новым генсеком НАТО.

Читайте также: