План занятий перспективный занятий в доу педагога психолога с рас детьми
Обновлено: 02.07.2024
Краткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.
Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Ребенок 4,5 года, РДА.
Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.
Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.
У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.
Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу). Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться. Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.
Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.
Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.
Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.
Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.
Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.
Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.
В целом способность к подражанию практически не развита.
Математические представления не сформированы.
Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).
Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):
- I период сентябрь-октябрь-ноябрь
- IIпериод декабрь-январь-февраль
- III период март-апрель-май
Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.
Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.
По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.
Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.
I Этап
-сидение за столом
-подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках)
-подражание артикуляционным движениям
-обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла
-вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков)
II Этап
-подражание артикуляционным движениям
-рифмовки с движениями, хороводные игры
-Дай! (предмет, фото, картинка)
-Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела)
-предметы и фотографии этих предметов
-названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.)
-порядковый счет до 5
-вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч)
-различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего)
-нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок
-игры с песком и водой
-занятия с фитболом
-прохождение спортивных дорожек
-чиркание по бумаге, обводка по трафарету
-умение пользоваться ножницами
-разных вариантов одного предмета
-отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых
-названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)
-названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)
-слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек)
-ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь?
Аутизм и РАС © Autosanimus запись закреплена
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Составитель: М.В. Чаунина
Аннотация: рабочая программа педагога-психолога дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа обеспечивает развитие личности воспитанников со схожими диагнозами (РАС) в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Цель программы: создание специальных образовательных условий (далее - СОУ) для обучающейся с расстройствами аутистического спектра (РАС), включающих использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, дидактических материалов, проведение индивидуальных коррекционных занятий.
Рабочая программа направлена на решение задач:
1. охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанника с РАС, в том числе эмоционального благополучия;
2. создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также развития его способностей и творческого потенциала воспитанников с РАС;
3. объединения обучения, воспитания и коррекции в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
4. формирования общей у детей с РАС ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности;
5. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с РАС;
6. освоение воспитанником с РАС коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами;
7. предупреждения возможных трудностей у воспитанников с РАС в усвоении общеобразовательной программы и обеспечения равных стартовых возможностей воспитанника при поступлении в школу;
8. обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ С РАС В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Авторы: Большакова Л.Н., Бессонова В.В., Фомичева С.В., Голотина Л.А.
Аннотация: программа направлена на сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС, и взаимодействие со специалистами образовательных организаций по вопросам организации комплексного сопровождения детей с РАС и их семей. При реализации Программы используются индивидуальные и групповые формы работы с родителями (законными представителями) детей, со специалистами образовательных организаций, в которых обучались дети. Программа предполагает вариативность ее реализации в зависимости от запросов родителей, специалистов, возникающих трудностей в семье и с семьей в обучении и развитии детей, во взаимоотношениях семьи с социумом. Разработанная программа управляема, технологична и гибка, позволяет вносить изменения в зависимости от конкретного ребенка, группы детей, запросов родителей, специалистов, выявленных проблем, целей и задач на определённый период
Цель программы: своевременная организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), членам семей детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС) и информационно-методическое обеспечение деятельности педагогов, работающих с детьми с РАС и их семьями.
Задачи программы:
1. Предоставлять родителям адекватную профессиональную информацию о психических нарушениях детей с РАС, их проявлениях, диагностике и лечении.
2. Давать знания родителям об особенностях развития детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра.
3. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям, воспитывающим детей с РАС.
4. Способствовать организации общения и обмену опытом в воспитании детей между родителями, воспитывающих детей с РАС.
5. Обучать родителей психологическим приемам коррекции взаимоотношений с детьми, а также собственного эмоционально-психологического состояния.
6. Оказывать информационно-методическую помощь педагогам, работающим с детьми с РАС и их семьями.
Участники программы:
1. Специалисты Центра.
2. Семьи, воспитывающие детей с РАС (родители, законные представители, другие члены семьи). 3. Педагоги образовательных организаций, работающие с детьми, имеющими РАС. Члены психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций.
1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.
2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.
3. Учить выделять цвет и величину при выполнении практических действий.
4. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Занятие №1 Дата проведения___
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику.
Занятие №2 Дата проведения___
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику, усидчивость.
Ход занятия:
Занятие №3 Дата проведения___
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, развивать мелкую моторику, усидчивость, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. Оборудование: прозрачный платок, две маленькие матрешки, глубокая миска с фасолью, колокольчик.
Ход занятия:
Занятие №4 Дата проведения___
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, развивать мелкую моторику, усидчивость, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. Оборудование: прозрачный платок, две маленькие матрешки, глубокая миска с фасолью, колокольчик, кусок ваты.
Ход занятия:
Занятие №5 Дата проведения___
Цель: развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, развивать целенаправленные действия с несколькими однородными предметами.
Оборудование: прозрачный платок, доска с круглыми отверстиями и грибочки, которые вкладываются, вставляются в отверстия.
Ход занятия:
Занятие №6 Дата проведения___
Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить выделять цвет при выполнении практических действий, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Оборудование: прозрачный платок, коробочка, где находятся камушки и бусинки четырех основных цветов, глубокая миска с фасолью.
Ход занятия:
Занятие №7 Дата проведения___
Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить выделять цвет при выполнении практических действий, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Оборудование: прозрачный платок, коробочка, где находятся камушки и бусинки четырех основных цветов, глубокая миска с фасолью.
Ход занятия:
Занятие №8 Дата проведения___
Цель: развивать умение выделять цвет при выполнении практических действий, эмоциональную устойчивость с помощью психологических игр.
Оборудование: набор разноцветных шариков одинаковой фактуры и желобок, прозрачный платок, кусок ваты.
Ход занятия:
Занятие №9 Дата проведения___
Цель: развивать мелкую моторику, учить выделять величину при выполнении практических действий, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.
Оборудование: прозрачный платок, набор больших и маленьких медвежат одинакового цвета, кусок ваты.
Ход занятия:
Занятие №10 Дата проведения___
Цель: развивать мелкую моторику, умение выделять цвет и величину при выполнении практических действий.
Оборудование: коробочка, где находятся набор медвежат разного цвета, две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками
Ход занятия:
Занятие №11 Дата проведения___
Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, умение выделять цвет и величину при выполнении практических действий.
Оборудование: коробочка, где находятся набор медвежат разного цвета, две пирамидки: одна с маленькими, другая с большими колечками
Ход занятия:
Список использованной литературы: 1. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб. : Речь, 2007 2. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей - М. : ТЦ СФЕРА, 2008. 3. Н. А. Карпухина Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010. 4. Цикл для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии. Т. Б. Кротова, О. А. Минина, А. В. Можейко. М. : АРКТИ, 2010
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года. Ф. И. ребенка:.
Индивидуальный план коррекционной работы на логопедическом пункте Обследовав ребенка, мы заполняем речевую карту и протокол на каждого воспитанника логопедического пункта. Также составляется индивидуальный.
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня 1. Ф. И. О. педагога – Яковлева Вера Александровна 2. Образование – Среднееспециальное. Бугульминское педагогическое училище. 3. Категория.
Индивидуальный план работы с ФФН ___ 1. Развитие артикуляционной моторики: Комплексная артикуляционная гимнастика.
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение слуха Цель: Развитие речевого дыхания; работа над словесным ударением и слитностью произношения; работа над правильным звукопроизношением; дифференциация.
Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.
Система коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ Цель: Воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи Задачи:.
Календарно- тематическое планирование разработано индивидуально для ребенка с аутизмом. Ребенок не разговаривает, мелкая моторика рук не развита.Развитие ребенка на 2-3 года.
Коррекционно- развивающая программа для детей с особенностями психофизического развития (аутизм)
Данная программа рассчитана на детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Она охватывает важнейшие сферы развития, 7 из которых отвечают функциональным сферам развития:
- имитация (подражание действиям взрослым).
- координация глаз и рук.
Дополнительно к семи сферам программа охватывает и такие как:
Таким образом, благодаря развитию функциональных основных сфер реализуется цель данной программы:
- развитие познавательной сферы и коррекция поведения детей с тяжелыми нарушениями развития.
Социализация детей с РАС путем развития элементарных навыков самообслуживания.
Коррекция неравномерного распределения способностей, обусловленная отставанием в развитие.
Читайте также:
- Какое значение имеет коронарная кровеносная система кратко
- В каких средах жизни могут обитать животные кратко
- Какие общие черты и различия в строении больших полушарий и мозжечка кратко
- Почему заключение советско германского пакта было вынужденным для ссср кратко
- С кем сразился дефорж в доме троекурова кратко