План уроков по истории 6 класс на год

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Открытый урок по истории в 6 классе.


Провела: Абдулкадырова З.Х.

Учитель истории

Махачкала – 2021 г.

· сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.

Метапредметные:

· продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника; развивать умения работы с текстом и высказывать свою точку зрения

· способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Тип урока : комбинированный.

Ключевые термины: полюдье, погост, уроки, князь, дружина.

Персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

I. Организационный момент.

II. Опрос по домашней теме.

Фронтальный опрос

2.В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос (русь)? О чем говорится в этом источнике?

3. О чем свидетельствуют находки археологов в Ладоге и в Новгороде?

4. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий?

Самостоятельное задание (карточки 3 ученикам)

III. Мотивация учащихся.

Беседа учителя с учениками по вопросам с последующими комментариями.

-Итак, давайте рассмотрим, что из себя представляла Русь в IX в. К тому времени на территории, которую позднее назвали Киевской Русью, проживали различные славянские племена, объединенные в союзы. Центром их был город, находящийся на р. Днепр Киев. Но государство не возникает по воле одного человека, для этого нужны объективные причины. Для начало давайте выделим признаки государства, вспомним, что мы знаем об этом понятии.

(Учитель прикрепляет к доске слово – государство)

Ученики: Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения).

План уроков : (Слайд 2.)

1. Образование государств.

3. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства.

4. Борьба с древлянами и реформы Ольги.

5. Походы Святослава.

Вступительное слово учителя.

«Откуда есть пошла Руськая земля?

Кто первее в Киеве нача княжити ?

Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.

IV . Изучение нового материала.

1. Образование государств.

В Средние века в большинстве стран высшую государственную власть осуществляли правители, передовая эту власть по наследству – от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Такое государство называют монархией ( в переводе с греческого-единая власть). Народ русь, включавший в себя в течении IX – X вв. все больше восточнославянских племен, стал называть своих правителей славянским словом князь.

Запись в тетради

Князь-правитель на Руси.

Дан ь- ?

Купец - гость.

Дружина.

Работа с текстом учебника с.41 п.2

1. Чем завершился поход Олега на юг?

Запись в тетради.

Запись даты на доске.

882 год – объединение Киева и Новгорода. Образование Древнерусского государства.

Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства.

Отношение с Византийской империей, жителей которой на Руси называли греками, имели важнейшее значение для первых русских князей. Не всегда они были мирными. Византия всегда привлекала русов.

Повесть временных лет подробно рассказывает о походе князя Олега на Царьград.

Запись в тетради.

907г.- Поход Олега на Царьград. (опережающие задание)

Краткое содержание (Слайд 4.)

После смерти Олега к князем Древнерусского государства становится Игорь

(912-945гг.) – правление Игоря.

941г.- поход Игоря на Византию

4. Борьба с древлянами и реформы Ольги.

Работа с текстом учебника с.43 п.4

1.Что послужило причиной смерти Игоря.

2. Объясните значение слов полюдье, уроки, погосты

Запись определения в тетрадь .

Полюдье – объезд князем подвластных земель с целью сбора дани .

Погосты – место сбора дани

Уроки - размер дани.

Дайте характеристику правлению княгини Ольги, ответив на вопросы:

· Как Ольга изменила порядок сбора дани?

· Как вы думаете, почему Ольга решила принять христианство?

· Ученик выступит с докладом об Ольге. (Слайд 5.)

5.Походы Святослава. (Слайд 6.)

- Задание одному ученику прочитать исторический документ Честь и слава Отечества походы Святослава.

Составить исторический портрет Святослава из этого документа.

- Остальные учащиеся работают с текстом учебника с. 44 п.5.

1.Как строил отношения с соседями князь Святослав?

2. Где он добился успехов, а где потерпел неудачу?

Итак , мы изучили первый вопрос : “ Кто первее в Киеве нача княжити ?”

Переходим к изучению второго вопроса : “ Откуда Руськая жемля стала есть ?”

· Какие изменения произошли в жизни восточных славян в период правления первых князей ?

Рабочая программа по истории 6 класс

Учитель : Агульянова Виктория Игоревна__________

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты

освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Выпускник научится:

- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

- Выпускник получит возможность научиться:

- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Живое Средневековье

Становление средневековой Европы ( VI – XI вв.)

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого и ее распад.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Англия в раннее Средневековье Легенды и быль в истории Англии. Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.

Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.

Культура Византии. Развитие образования и науки. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.

Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.

Арабы в VI – XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия населения Аравии. Племена бедуинов. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата.

Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

В рыцарском замке. Замок феодала. Образ жизни средневековых рыцарей.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников.

Торговля в Средние века. Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.

Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане.

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап с императорами. Еретики и борьба с ними. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.

Крестовые походы. Причины Крестовых походов. Первый Крестовый поход. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Третий и Четвертый Крестовые походы. Крестовые походы детей Конец Крестовых походов на Восток и их последствия.

Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI – XV вв.)

Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.

Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Великая хартия вольностей. Парламент и его влияние на государственные дела.

Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Война бургундцев с арманьяками. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Жанна д’Арк. Конец Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Жизнь евреев в Испании. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец гуситских войн. Значение гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Культура Западной Европы в Средние века.

Образование и философия. Научные открытия и изобретения. Представления о мире. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Фома Аквинский и Роджер Бэкон. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Рыцарская и городская литература. Данте. Архитектура и живопись. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Империя Тан. Крестьянская война в конце IX века. Империя Сун. Завоевания монголов. Освобождение Китая от власти монголов. Художественные ремесла и изобретения. Образование и научные знания. Литература и искусство. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Наука и искусство средневековой Индии.

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Основные занятия жителей Северной и Южной Америки. Майя. Ацтеки. Инки. Африка.

Народы и государства на территории нашей страны в древности Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии Народы, проживавшие в Восточной Европе досередины I тыс. н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Великое переселение народов

Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Страны и народы Восточной Европы. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Русь в IX-первой половине XII века Причины и предпосылки образования Древнерусского государства. Первые древнерусские князья: Рюрик, Олег. Начало объединения земель восточных славян. Дань и полюдье. Первые древнерусские князья: Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святославич. Первые законы Древнерусского государства. Отношения с соседними государствами, племенами; Русь в международной торговле. Язычество и князья. Принятие христианства: причины, предпосылки, значение. Владимир Святославович. Новая система управления Русской землей. Волости. Князь и вече. Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.

Русь в середине XII– начале XIII века Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южнорусские княжества. Отношения с половцами. Обособление Ростово-Суздальской земли.

Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и его политика. Всеволод Большое Гнездо. Возвышение Новгорода. Установление республиканских порядков в Новгороде. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Начало формирования общерусской культуры. Картина мира. Смысл древнерусских изображений и текстов. Православный храм как образ мира древнерусского человека. Выдающиеся иконы и храмы XII – начала XIII в.

Русские земли в середине XIII–XIV веке Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден крестоносцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Раковорская битва.

Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества Начало соперничества Москвы и Твери. Борьба за великое княжение. Начало правления Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Русские земли в XIII– первой половине XV века Иван III. Завершение политического объединения русских земель. Ликвидация ордынского владычества. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством. Боярство и местничество. Государство и Церковь. Летописание. Литература. Зодчество.

Читайте также: