План урока видоизменения побегов 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок предназначен для учащихся 7 класса с ОВЗ. В ходе урока учащиеся знакомятся с разнообразием и видоизменением побегов. Для лучшего усвоения материала используется различные интересные факты, игры.

Содержимое разработки

Цель урока: Расширить знания учащихся о растениях, многообразии видов их стеблей.

Образовательная:

-актуализировать и углубить знания учащихся о побегах(стеблях) в связи с выполняемыми функциями,

- формировать представление о разнообразии стеблей и их отличительных признаках,

- изучить строение и функции видоизмененных побегов растений в связи с их средой обитания;

- научить распознавать разные виды стеблей и видоизмененных побегов;

Коррекционно- развивающие:

- учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы.

- развивать способность воспроизводить изучаемый материал, внимание;

- коррекция логического мышления.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через преподнесение интересных фактов из жизни растений, бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: интерактивная доска,ноутбук , карточки, презентация, гербарные экземпляры растений и натуральные обьекты ,рабочие тетради по биологии для 7 класса.

Добрый день, ребята.

Прозвенел и смолк звонок,

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

II .Слайд 1

Давайте наш урок начнем с загадки:

Дышит, растет, а ходить не может.

Правильно, это растение. Давайте вспомним, из каких органов состоит растение. Стебель, корень, цветок, листья, плод.Правильно ответили. Дополните предложения:стебель, листья, почки – это … побег. Любой побег развивается из… почки.

Слайд 2: Правильно ответили. Стебель, почки, листья - это побег.

Учитель: Нас окружают травы, деревья, кустарники, и все они отличаются именно особенностями строения стеблей. Именно они придают растениям неповторимую индивидуальность, которой просто не возможно не восхищаться. Сегодня, на уроке мы более подробно познакомимся с этой незаменимой частью любого растения.

III . Изучение нового материала. Запись темы урока в тетрадь.

Слайд 4:что такое побег?

Побег — это вегетативный орган растения, состоящий из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Осевой частью побега является стебель. На его верхушке расположена верхушечная почка. К боковым частям побега относят листья и боковые почки, которые расположены на стебле над листом. Угол, образованный листом и вышерасположенным участком стебля называют пазухой листа. Таким образом, боковые почки, находящиеся в пазухе листа являются пазушными почками.Побег состоит из повторяющихся участков: междоузлий и узлов с листьями и почками.

Давайте проверим ваши знания.

- Что такое стебель?

Слайд 5(проверка на экране)

Стебель – это центральная опора, которая соединяет подземные и наземные органы растений.

А какие же функции выполняет стебель?

Функции стебля:

- опорная - благодаря стеблю растения растут вертикально вверх - к солнцу;
- проводящая - проводит воду и неорганические вещества вверх - к листьям и вниз к органические - к корням растения;
- запасающая - откладывание питательных веществ;
- фототропизм

У стебля растений есть одно интересное свойство - фототропизм. Проще говоря, как бы вы не сажали семечко, стебель с листьями всегда будет прорастать вверх - к солнцу.

Учитель:Ребята, а как вы думаете, у всех ли растений форма стеблей одинаковая?Проверим ваше внимание?

Слайд 7:Формы стеблей

Если разрезать стебель поперёк, то мы увидим, что на поперечном срезе стебель в очертании чаще всего округлый, с гладким или ребристым краем. Но может быть и другой: трёхгранной (у осоки), четырёхгранной (у крапивы), многогранной (у многих кактусов), сплющенная или плоская (у опунций), крылатая (у душистого горошка).


Молодцы! А теперь приготовим ваши глазки к работе.

Слайд8. Физминутка для глаз

Как вы считаете, прав ли Миша?

Почему? (ель, дуб-дерево; малина, виноград -кустарники), а одуванчик - травянистое растение.

Чем отличаются деревья, кустарники и травы? (стеблями)

Все стебли растений различаются по толщине, по высоте и по расположению в пространстве.

Слайд 9, 10: Виды стеблей

Учитель: Разнообразие побегов по положению в пространстве. Побеги растений могут по-разному располагаться относительно почвы и рядом расположенных растений в зависимости от климата и их среды обитания.Побеги делятся на две группы: древесные (деревянистые) и травянистые.Травянистые побеги существуют один сезон. Это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. Травянистые растения лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны. Они растут и в воде и в очень засушливых местах, в жарких тропиках и в районах вечной мерзлоты.Древесные побеги приобретают твердость благодаря отложению лигнина. Одревеснение происходит у кустарников и у стеблей деревьев со второй половины лета первого года их жизни. У некоторых растений очень маленькие стебли, кажется, что листья растут прямо от корней. Укороченные стебли имеют некоторые овощи: морковь, свекла, лук- донце. Бывает, что они остаются очень короткими или их совсем нет. Есть только узлы, листья и почки. Такие побеги называются укороченными. Встречаются и у деревьев, и у трав. У деревьев они несут цветки и плоды. У травянистых растений укороченные побеги называют розеточные. У трав укороченные побеги чаще вегетативные, а репродуктивные у них длинные.Если междоузлия хорошо заметны, длинные, то побег называют удлиненным.

Отгадайте, о каком растении идет речь?

I .Слайд11.

1. Оно живет до 2000 лет, ствол в воде не гниет, а чернеет. Из него делают бочки, веники для бани. Пушкин писал, что на нем сидит русалка, и кот ученый ходит по цепи кругом. (Дуб).Стебель дуба – деревянистый.

Учитель: Правильно, тюльпан так же имеет прямостоячий стебель, но травянистый.

Прямостоячие побеги: у большинства растений стебли растут вертикально вверх, имеют хорошо развитую механическую ткань. Могут быть одревесневшими или травянистыми.Запомните, побеги такихрастений не нуждаются в какой- либо опоре, поэтому они называются прямостоячие.

Учитель:возьмите карточку № 1, запишите тип побега- прямостоячий и название одного растения, самостоятельно отметьте знаком +тип побега по положению в пространстве.

Типы побегов

Деревянистый побег

Травянистый побег

Я ведь ягода краса, очень любишь ты меня,

Ты найдешь меня в лесу, в огороде и в саду

Наклонись-ка, не ленись, красной ягодкой угостись.(Клубника)

Полосатые мячи к нам приехали с бахчи,

Сладок мяч такой на вкус,

А зовут его …(Арбуз)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек, держит алый огонек,

Разгибаем стебельки, собираем огоньки. ( Земляника)

Это не высокое растение известно людям свыше 5 веков. У этих растений побеги ползучие, они стелются по земле и укореняются в почве при помощи придаточных корней.

Слайд 13:Цепляющиеся побеги

Об этом удивительном растении сложено немало загадок, поговорок и скороговорок. Вот одна из них:

Сорок сорок воровали …горох.

Давайте повторим эту скороговорку несколько раз

Близнецы на тонкой ветке

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад

Это сладкий… виноград.

Учитель: Запомните, у этих растений цепляющиеся стебли.

Цепляющиеся стебли поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками (горох, виноград).

Вьющиеся побеги, поднимаясь вверх, обвивают опору в процессе роста. У вьющихся растений стебель недостаточно крепкий, чтобы самостоятельно остаться прямостоячим. Примеры: фасоль, хмель.

1.У меня ведь нет опоры,

Вьюсь по нашему забору,

имею шишки, но не ель,

а зовусь я просто хмель (фото хмель)

А зовут меня декоративнаяфасоль

3. Тот, кто на поле бывал,

Тот, наверное, замечал,

Как вьётся розовый цветок,

Он называется …(вьюнок)

Учитель: Запомните, у этих растений вьющиеся стебли.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что побеги растений бывают еще и лазающие. Давайте сейчас познакомимся с ними.( Плющ)

(СЛАЙД 15.)Лазающие побеги имеют слабые стебли, неспособные самостоятельно сохранять прямостоячее положение. К опоре они прикрепляются с помощью тонких вьющихся усиков, придаточных корней (плющ). Большое распространение имеют лазающие и вьющиеся стебли, объединяемые в группу лиан. Среди лиан имеются деревянистые и травянистые. Давайте посмотрим вокруг внимательнее, может лианы живут в нашем классе? Да, верно, эта лиана называется монстера.

Знакомьтесь: побеги – рекордсмены

Слайд 17: самый толстый ствол у американской секвойи, на пне может разместиться целый оркестр и несколько танцующих пар.Растение – долгожитель, живет 5000 лет, высота побега превышает 115 метровую отметку.Это дерево удивительно не только своими размерами — у него есть несколько других особенностей.Секвойя не горит, не гниет.

А вы знаете, что бамбук на самом деле — не дерево, а трава.Бамбук – самая высокая трава в мире.

Чтобы получить готовое для использования дерево, надо растить его 20-70 лет. У бамбука это время составляет 3-5 лет, поэтому бамбуковые леса намного эффективнее других лиственных.

Еще одно преимущество бамбука — если вы спилите его ствол, на этом месте начнет расти новый. Корни бамбука очень разветвлены, и пускают новые побеги на расстоянии до 6 метров от центра. На гектаре бамбукового леса находится около 180 центральных корней, которые поддерживают всю эту плантацию на протяжении десятилетий.

Бутылочное дерево (Brachychitonrupestris) или брахихитон наскальный.

Ствол бутылочного дерева имеет форму пузатой бутылки. В высоту дерево может достигать 15 метров, диаметр составляет три метра.

Карликовая береза ствол не толще карандаша.Низкорослая береза – листопадный, разветвленный кустарник высотой от 20 до 70 сантиметров. Некоторые экземпляры вырастают до 120 см. В тундре карликовые березы растут и выживают благодаря особой тактике. Их ветви разрастаются невысоко над землей, в постоянной готовности залечь под слоем снега, который защитит их от промерзания. В результате формируется не привычное для всех дерево с белой корой, а стелющийся кустарник с темной корой и извилистыми, медленно растущими побегами.

Самое маленькое дерево в мире. Перед вами настоящее дерево, которое все живое и растет в своем крошечном горшочке. Его высота – 2.54 см! Конечно, Момижи вырос не сам, а был выведен главным садоводомБонсая, знаменитого императорского сада.

Слайд 22, 23. Физминутка.

Сейчас мы немного отдохнём и в то же время, вспомним, о каких растениях вы узнали новое. Все встали у парт. Покажите, какой ствол у Американской Секвойи? (Самый высокий и толстый), Бамбук (самый быстрорастущий), (самый круглый ствол) у бутылочного дерева, У карликовой березы? (Самый низкий). У момижи? (самый крошечный). А теперь игра на внимание и скорость. Я буду называть растение, а вы, молча показывайте, какой у него стебель. Я буду вас запутывать. Кто ошибается, тот садится за парту. Секвойя –карликовая береза - момижи - бутылочное дерево – секвойя- бамбук:

Учитель: Посмотрите на следующий слайд 24 ( видоизменения побегов картофель, лук, корневище)

Теперь ответьте мне на вопрос. Есть ли побеги у этих растений?

Ответы детей если да , - то назови это побег.

Видоизменения побегов могут быть надземными и подземными.

Основными надземными видоизменениями побега является усики, колючки и усы. Усики есть удлиненными тонкими побегами, которые осуществляют прикрепления растений к предметам (огурцы). Колючки -это укороченные побеги, защищают растения от высыхания в засушливом климате. Если эти растения перенести в условии достаточного увлажнения, то колючки могут не развиваться. Наряду с этим колючки выполняют также и защитную функцию: они защищают растение от поедания. В землянике есть удлиненные тонкие побеги, которые называются усами . Они укореняются в узлах и с боковых почек дают начало новым растениям.

Подземные видоизменения побегов - корневище, клубень и луковица - выполняют функции запасания питательных веществ и вегетативного размножения.

Корневище - это подземная видоизменение побега, которая накапливает питательные вещества по всему участку стебли (например, у ландыша, валерианы). Стебель корневища может быть длинным (в пырея) и коротким (у петушков), на котором расположены верхушечная и пазушные почки. О том, что корневище является видоизмененным побегом, свидетельствуют следующие признаки: на корневище кроме корневого чехлика и корневых волосков, обязательно зачаточные листья в виде небольших чешуек, из узлов образуются дополнительные корни и др. Ежегодно из почек корневища весной развиваются молодые надземные побеги. Бульба - это подземное видоизменение побега, которая накапливает питательные вещества в области одного или нескольких междоузлий стебля. Клубни могут быть надземными (например, в кольраби, эпифитных орхидей) и подземными (в картофеле, топинамбура). В картофеле клубни являются частями подземных побегов, их остаточные листья называют бровками, а почки - глазками. Клубни отличаются от корневища шаровидной или овальной формой, большей толщиной, долговечностью, которая составляет 1-2 года. (корневища многолетние).

Луковица - это подземная видоизменение побега, которая накапливает питательные вещества во внутренних листьях (например, у лука, чеснока, тюльпанов, нарциссов ). У лука репчатого луковица состоит из укороченного стебля (донца), внешних сухих и внутренних мясистых листьев и почек. С верхушечной почки на дне образуется надземный побег, а с боковой пазушной формируется новая луковица. В чеснока из пазушных почек развиваются дочерние луковицы ("зубчики", или "дети"), образуя сложную луковицу.

Цель урока: Познакомиться с видоизменениями побега.

Образовательные (познавательные УУД):

  • Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица ;

Развивающие (регулятивные УУД):

  • С пособствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;
  • Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
  • Продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).

Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):

  • Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;

Оборудование : компьютер, лупы, луковицы, клубни картофеля, йод, листы с лабораторной работой, чистые листы, тесты и таблицы. презентация

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок. Урок у нас необычный. Проведем мы его в форме игры

(Учитель читает сказку)

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений

1.Какие главные вегетативные органы растения вам известны?

2. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

3.Основной надземный орган растения – это …

4.Он состоит из осевой части, которая называется …

5.К боковым частям побега относятся …

6.Новый побег развивается из …

7.Главный признак, отличающий побег от корня …

Я убедилась в том, что вы знаете строение побега.

3. Мотивация

На нашем пути препятствие – болото, но на нем кочки с загадками, догадайтесь, о каких растениях идет речь?(Учитель показывает угаданные ответы (презентация слайд 2.3.4))

1. Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)

2.. На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку.
Собираем что? . (Картошку)

3.Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету (Ирис)

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют - видоизмененные побеги.

Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?

4. Целепологание и формулировка темы урока. Следовательно, каковы цели урока?

- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги и для чего они нужны .А значит тема урока?

Цель: изучить строение подземного побега-луковицы

Оборудование: препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение целой луковицы.

2.Рассмотрите внутреннее строение разрезанной луковицы.

3.Зарисуйте в тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.

4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице и донце?

5.Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как__________________________________________

Группа II. Инструктивная карточка 2

Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Цель: изучить строение подземного побега-клубня

Оборудование: препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.

1.Рассмотрите внешнее строение целого клубня.

2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечную почку, глазки, основание.

3. Ответьте на вопрос: Что такое глазки? Какую они выполняют функцию 4.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_______________________________________________

Инструктивная карточка 3

Прочитайте материал учебника.

Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Цель: изучить строение подземного побега-корневища.

Оборудование: лупа, корневищное растение ириса.

1.Рассмотрите корневище ириса.

2. Воспользуйтесь лупой. Найдите на корневище узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?

4.Сформулируйте вывод: Корневище - это видоизмененный побег, так как_________________________________________

1. Корневище.

1. Откуда корневище получило свое название

2. Как отличить корневище от корня?

3. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

1.Как можно доказать, что клубень – это побег?

2.Какие части вы обозначили у клубня?

3. А как называются почки у клубня?

1. Что общего у луковицы с побегом?

Ученики заполняют таблицу слайд 7

стебель, листья (чешуйки) и почки

черника, сныть, пырей,ветреница, ландыш

укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные) почки.

Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля

7. Релаксация.физкультминутка.

Мы долго шли по лесу, искали тетушку Знание (смотрим в даль), и нашли ее– вот она(смотрим друг на друга) ,ура (подняли руки вверх и опустили.

1.Главная функция видоизменённых побегов:

Б) накопление питательных веществ

В) поглощение воды

Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

Б) почки и листья

В)стебель и почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

Б) древесина , сердцевина

В) только сердцевина

Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

А) не имеют листьев

В) не имеют почек

Взаимопроверка 1б 2в 3б 4в 5а ( слайд 8)

"5"- нет ошибок "4" -1 ошибка "3" - 2 ошибки "2" - 3 и более ошибки

6. Информация о домашнем задании. ( слайд 9)

Подумайте, почему цветок тоже является видоизмененным побегом, записать.

1. Все ли нам удалось сделать на уроке?

2. Было ли вам интересно на занятии?

3Смогли ли мы доказать, что братья Корневище, Клубень и сестрица Луковица – такие же побеги, так как имеют ____________________________________________________________ , но отличие их только в том, что______________________

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок биологии в 7 классе

Цель: Выяснение строения видоизмененных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.

Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами,

Научить исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Формировать научное мировоззрение на основе понимания познаваемости окружающего мира.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры или гербарные материалы корневища пырея ползучего, чашка Петри, стеклянная палочка.

Ресурсы: Знания и умения учителя, знания и умения обучающихся, презентация, оборудование.

1. Организационный момент

Наверное нужно Иванушке урок преподать, может, поможет он Ивану –стрельцу узнать о растениях диковинных?

2. Введение в тему.

ВНИМАНИЕ : Чёрный ящик.

- В черном ящике находятся те самые растения, за которыми царь Ивана- стрельца послал? отгадаем загадки.

1 .Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

2 .Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

3 .В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневище)

Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры

- Ребята, вы можете назвать эти объекты одним словом?

- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки.

Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2-6

Стоит он задумчивый,

На жёлтом лице. (подсолнух)

Горел в траве росистой

Потом померк, потух

И превратился в пух. (одуванчик)

И лист и почки - всё врачует,

И сок - целебное сырьё.

Шумит от ветра, если дует,

Краса России - ствол её. (береза)

По округе славится

Сарафан - как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка - с опушечкой,

С острою макушечкой. (ель)

Он стоит на ножке длинной,

Точно в пачке балерина.

Как букет, цветок один -

Тёмно-красный георгин. (георгин)

- Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования. СЛАЙД 7

Что такое побег? (Побег - это стебель с листьями и почками.)

Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)

По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)

Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)

Какие вегетативные органы растений вы знаете?( лист, стебель, почки)

Сможете ли вы назвать представленные объекты побегами? (затруднения учащихся)

Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? (Нужно изучить строение этих органов)

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

Следовательно, какова задача урока?(Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.) .

4. Изучение новой темы

- И так вы уже догадались, как будет звучать тема урока? Записываем тему урока в тетрадь. СЛАЙД 8

ФИЗМИНУТКА: Возьмите чистый лист бумаги. Повернитесь друг к другу спиной. Нарисуйте любой видоизмененный побег. Угадайте кто, что нарисовал?

-Для того, чтобы подробнее узнать о видоизмененных побегах предлагаю провести исследование.

-Выполним лабораторную работу стр 43 рабочая тетрадь (ЗАДАНИЕ 4)

Самостоятельная работа с учебником, натуральными объектами и инструктивной картой. СЛАЙД 8

Проверка результатов исследования.

Вывод исследования : Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

Учитель предлагает детям представить, что они маленькие побеги, зимующие в почве. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из побега растение :

- Маленькому побегу зимой в почве было холодно, он сжимался, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и побег отогрелся, расправил свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что он потихоньку выпускать почки, стал расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело побег , появившийся из почки, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на побеге расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения), что бы дать жизнь новым растениям.

5. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 2 стр 43

6. Обобщение и систематизация СЛАЙДЫ 9-11

1.Клубень картофеля - это не плод!

Он на подземном столоне растёт.

Вот кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень – это сам побег!

2.Корень будто бы повис

И растёт верхушкой вниз.

Корневище же, детально,

Растёт в земле горизонтально.

Хоть корневищу много лет,

Запомни – чехлика там нет.
В наличии здесь почки,

Чешуйки – листочки.

Не прожить ему, поверь,

Без придаточных корней.

Корневище, без сомненья,

Служит для возобновления.

3.На стебле укороченном

С названьем звонким – донце

Одеты в позолоту.

В сочных листьях сахар есть.

Фитонцидов здесь не счесть.

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать

Как вы думаете ребята, хорошо ли вы усвоили изучаемый материал? Появились ли у вас ко мне вопросы? Нет?

Выполните тест ( Приложение 2)

Вариант 1 1 – В 2 – Б 3 – В 4 – А 5 – Г

Вариант 2 1 – Г 2 – В 3 – Г 4 – Б 5 – В

После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка. СЛАЙД 12

6. Домашнее задание СЛАЙД 13

1. Параграф 20 стр.87-вопросы.

2. Сделать книжку-малышку в которой вы дадите советы Ивану – стрельцу, как с помощью изученных растений казну царскую пополнить.

3.Можно сделать книжку – раскраску для ГПД с загадками и стихами о них.

7 . Рефлексия СЛАЙД 14

А я и не знал, что :

Что нового вы узнали на уроке?

Какое настроение было у вас на уроке?

Используемая литература и сайты:

1. И.Н. Пономарева Биология. Растения . 7 класс. Учебник.

Приложение 1

Лабораторная работа

2. Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.

3. Зарисуйте и подпишите части корневища.

4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.

6. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель.

7. Зарисуйте и подпишите части клубня.

8. Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубень.

10.Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.

Цель: Выяснение строения видоизмененных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.

Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами,

Научить исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище сансевьеры или гербарные материалы корневища пырея ползучего, чашка Петри, стеклянная палочка.

Ресурсы: Знания и умения учителя, знания и умения обучающихся, презентация, оборудование.

1. Организационный момент

Наверное нужно Иванушке урок преподать, может, поможет он Ивану -стрельцу узнать о растениях диковинных?

2. Введение в тему.

ВНИМАНИЕ : Чёрный ящик.

- В черном ящике находятся те самые растения, за которыми царь Ивана- стрельца послал? отгадаем загадки.

1.Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

2.Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

3.В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневище)

Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища сансевьеры

- Ребята, вы можете назвать эти объекты одним словом?

- Предмет нашего исследования зашифрован в первых буквах отгадок на загадки.

Огадывание загадок и определение названия объекта исследования. СЛАЙДЫ 2-6

Читайте также: