План урока в малокомплектной школе

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Семенова Мария Анатольевна

Организация: ГБОУ ООШ с. Большая Константиновка

Населенный пункт: Самарская область, Кошкинский район, с. Большая Константиновка

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Урок актуализации знаний и умений.

Базовый учебник: Литературное чтение. 2 класс. Л.Ф, Климанова, часть 2-я, Москва, Просвещение, 2015

Цель урока: обобщить знания обучающихся по изученному разделу

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;

- ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов и названия;

- узнавать автора по портрету;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

- формулировать тему и цели урока;

- ориентироваться в учебнике;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;

- участвовать в диалоге на уроке;

- понимать и принимать задачу работы в паре, в группе;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

-вычитывать все виды текстовой информации;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих, окружающих людей, литературных героев;

- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- интерес к чтению, потребность в чтении;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Урок актуализации знаний и умений

Базовый учебник: Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф,Климанова, часть 2-я, Москва, Просвещение, 2015

Цель урока: обобщить знания обучающихся по изученному разделу

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

– воспринимать на слух отрывков из текстов в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- соотносить автора, его произведения; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.

- формулировать тему и цели урока;

- ориентироваться в учебнике;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;

- участвовать в диалоге на уроке;

- понимать и принимать задачу работы в паре, в группе;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения.

-вычитывать все виды текстовой информации;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих, окружающих людей, литературных героев;

- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- интерес к чтению, потребность в чтении;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.

Оборудование: ноутбук учительский, проектор, интерактивная доска, карточки с индивидуальными заданиями.

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

1)Расшифруйте записи. (Приложение 1)

- Вы видите на доске две зашифрованные записи - первая запись для обучающихся 2 класса, вторая запись для обучающихся 4 класса, расшифруйте записи и запишите их в листах достижений. (Приложение 10)

RИW YZВGШIVУRWQТКLJУ VИХ ZRYВСLJGEPSQWЬЁJNVSЗF

2)Узнайте авторов по портретам. (Приложение 2)

- Сейчас я буду демонстрировать портреты писателей, вы должны назвать их. Сначала отвечают ученики второго класса, а затем ученики 4 класса.

На интерактивной доске демонстрируются портреты писателей изученных разделов обоих классов:

Борис Владимирович Заходер, Валентин Дмитриевич Берестов, Эдуард Николаевич Успенский, Ирина Петровна Токмакова, Григорий Бенционович Остер, Виктор Юзефович Драгунский, Евгений Серафимович Велтистов, Кир Булычев.

III. Целеполагание. Разгадайте кроссворд. (Приложение 3)

На интерактивной доске кроссворд, обучающиеся называют слова, подходят к учительскому ноутбуку и печатают

- На доске вы видите кроссворд, вам нужно его решить и прочитать выделенное слово. Если узнали слово поднимаете руку, идете к ноутбуку и печатаете слово.

- Да. Сегодня мы будем повторять и обобщать полученные знания по изученным разделам, давайте их прочитаем хором.

- Давайте вспомним, чему вы научились на предыдущих уроках. (Анализировать заголовок произведения, сравнивать героев произведения, характеризовать поступки героев произведений, восстанавливать последовательность событий в произведениях, познакомились с научно-фантастической литературой, находить нужные отрывки в тексте).

- Сегодня мы проверим полученные вами знания и оценим их. В конце урока в листах достижений (листах самооценивания) вы выставите себе итоговую отметку за урок.

IV. Работа по теме урока.

- Ребята, вы получили индивидуальные карточки. Прочитайте и запишите пропущенные слова.

- Ребята, вы получили индивидуальные карточки, рассмотрите их, прочитайте и решите между собой, кто из вас будет отвечать первым, вторым и т.д.

- Если кто-то не узнал героя, ему помогает одноклассник, за каждый правильный ответ ставите себе отметку «5"

Кто из героев произведений мог бы обратиться к нам с такими словами:

3) «Я чувствую себя хорошо. Можно мне выбраться из чемодана? (Электроник)

2)Проверка работ по карточкам. Оценивание.

-Я читаю стихи, а вы проверяете себя и ставите отметку в листах достижений.

2)Самооценивание в листах достижений.

- Оцените друг друга при работе в группе.

3)Тест. Самостоятельная работа. (Приложение 5)

Физминутка

4)Проверка по учебнику и оценивание в листах достижений. Нефедов Евгений – самопроверка, остальные взаимопроверка.

5) Проверка и оценивание в листах достижений.

- Каждый ученик называет рассказ, а Рома называет неправильное слово и сразу правильное.

5) Самооценивание в листах достижений.

6) Самооценивание в листах достижений.

- Поставьте себе отметки за тестирование.

6) Проверка и оценивание в листах достижений.

- Я сейчас прочитаю отрывок, вы, ребята, проверьте и поставьте себе отметки.

V. Итоговая самооценка в листах достижений. Задание на дом.

VI. Задание на дом.

- Выполните задания в карточках (разноуровневые задания) (Приложение 9)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Цель: сформировать представление о наиболее распространенных комнатных растениях

  • Знать: наиболее распространённые комнатные растения
  • Уметь: ухаживать за комнатными растениями

2)Развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение), коммуникативные навыки

3)Воспитывающие: воспитывать ценностное отношение к окружающему миру, уважительное отношение друг к другу.

Цель: сформировать представление о живой и неживой природе

знать объекты живой и неживой природы,

уметь различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры живой и неживой природы

2) Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, и т.д., коммуникативные навыки

3) Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, бережное отношение к объектам природы и окружающему миру.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Актуализация полученных ранее знаний, выявление места и причины затруднения, целеполагание и построение проекта выхода из затруднения/ Тест по пройденному разделу

- Ребята, посмотрите на наши подоконники в классе. Кто скажет, что на них изменилось? (перед уроком учитель принес в класс новые комнатные растения и поставил их на подоконник)

- Да, верно, а кто-нибудь знает, как называются эти цветы?

- Давайте подумаем, если эти цветы стоят в комнате, значит это…

- Так какая у нас тема урока?

Проходит этап целеполагания – ставятся цель и задачи урока

Отвечают, что на подоконниках появились новые цветы.

Проходит этап целеполагания – ставятся цель и задачи урока

Реализация построенного проекта - самостоятельная работа с учебником в парах/ актуализация имеющихся знаний, пробное учебное действие, затруднение, построение плана, реализация

- А сейчас я вам раздам листы, на которых будут изображения различных комнатных растений. Вам нужно будет красным карандашом выбрать те комнатные цветы, которые растут в классе и синим карандашом отметить те цветы, которые есть у вас дома или дома у ваших знакомых.

- Итак, что же у вас получилось, какие растения вы подчеркнули?

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию, в которой собраны комнатные растения, которые можно увидеть чаще всего.

(В презентации фотографии растений + небольшая информация о них)

- Как вы думаете, а нужно ли ухаживать за комнатными растениями?

-Да, все верно, за комнатными растениями тоже нужно ухаживать. Сейчас я раздам вам на пару листы, на которых будут картинки с действиями, которые помогают растению оставаться таким же красивым и расти дальше, и будут те действия, которые могут погубить растение. Ваша задача – обвести те действия, которые будут помогать растениям расти дальше. После того, как вы выполните это задание, мы сверим ваше ответы с моими.

Проверка задания по эталону

- Ребята, о чем был рассказ, который я вам только что прочитала? Что вы представляли, когда слушали его?

Учитель предлагает сравнить два предмета – авторучку и комнатные растения. Просит описать эти предметы (к примеру: авторучка синяя, пластиковая, сделана человеком, комнатное растение – небольшое, с зелеными листьями, создано природой)

- Так делятся ли объекты на какие-то группы?

Проходит этап целеполагания: ставятся цель и задачи урока.

Делит класс на 2 подгруппы. Предлагает прочитать текст из учебника на странице 25, выделить признаки живой природы -1 группе, и неживой природы – 2 группе и опираясь на эти признаки придумать по 5 примеров объектов живой и неживой природы.


Цель: формировать у учащихся теоретическое понятия о предложении.

1. раскрывать существенные признаки предложения, законченность мысли, интонационная законченность, связь слов в предложении;

2. учить строить предложение; вырабатывать навыки грамотного письма.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Повторить знания о предложении, воспроизвести алгоритм разбора предложения;

Продолжить формирование умений делать син­таксический разбор простого предложения.

Развивать навыки полного синтаксического раз­бора простого предложения, память, орфографическую зоркость.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Методы: словесный, наглядный, частично-поис­ковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуаль­ные, коллективные.

Оборудование: запись на доске, таблицы, схе­мы, учебник.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Каллиграфическая минутка:

- Сегодня мы вспомним правописание соединения оро, с нижним и верхним правописанием.

- Прочитайте предложение: Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

- Верно ли это высказывание?

- Как нужно правильно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? ( поставить ударение на второй слог).

2. Словарная работа

- А сейчас мы проведем соревнование, между девочками и мальчиками, кто больше вспомнит словарных слов с сочетанием оро. ( сорока, сорок, ворона, воробей, корова, огород, хорошо, город, горох, дорога, мороз, скоро)

Актуализация опорных знаний

а) На доске ромашки:

с названиями частей речи: существительное, прилагательное, глагол.

- Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:

На какие вопросы отвечает?

с названиями главных и второстепенных членов предложения на обратной стороне лепестка: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

- Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:

На какие вопросы отвечает?

Какой частью речи выражено?

б) третья ромашка общая: что мы знаем о предложении?

- слова в предложении ….

- в конце предложения …..

- по цели высказывания….

- по грамматической основе….

- по наличию второстепенных членов….

Работа с учебником с. 198 упр. 532.

Определить начало и конец предложений. Списать, в конце каждого предложения поставить точку.

Курочка с цыплятами ходила по двору вдруг пошел дождь курочка стала звать цыплят цыплята прибежали курочка присела все цыплята залезли курочке под крылышки.

Работа с текстом.

- Я читаю текст, а вы выделяете простые и сложные предложения. Для этого, что следует сделать? (подчеркнуть грамматические основы)

Я начну, а вы кончайте-

Хором дружно отвечайте.

Много солнца, много света-

Значит наступило … (лето). (простое)

Мы корзиночки несем

За грибами мы … (идем). (сложное)

Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой. (сложное)

Дуб нам хочет поклониться,

Клен качает … (головой). ( сложное)

А с утра мы на площадке

Дружно делаем … (зарядку). (простое)

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!

Работа по карточкам.

Выписать только предложения. ( работа у доски)

1. Ветер тёплый дул летний.

2. Весёлые бегали по ребятишки берегу.

3. Озером над белые летали чайки.

4. Солнце на появилось небе

5. Днём солнце светило ярко.

6. Проснулись и запели птицы

7. Рыбаки тянули сети.

8. Ребятишки идут в лес за грибами.

Дописать предложения. Выделить грамматическую основу(самостоятельно)

Под (какой?) сосной грелась рысь. На ветку дерева села ( кто?). Ветка тихо закачалась. Маленький рысенок весело прыгает в ( какой?) траве. Ночью (кто?) уходит за добычей. Ловит хищница ловких (кого?), тяжелых (кого?).

Слова для справок: зайцев, сорока, глухарей, густой, рысь.

Работа в парах (пары формируются из учащихся 2и 3 класса).

Каждая пара получает карточку с набором слов. Учащиеся 2 класса составляют и записывают предложение на доске, учащиеся 3 класса делают синтаксический разбор предложения, совместно определяют части речи.

К окно прилететь синичка.

Она села стол на и клевать начала хлеб.

Я открыть форточка и синичка залететь в комната.

Поклевала почирикать и в форточка вылетела в.

- Из чего состоит предложение?

- Как связаны слова в предложении?

- Чем отделяется одно предложение от другого?

- Какие бывают предложения?

- Какие члены предложения называются главными?

- Назови второстепенные члены предложения.

- На какие вопросы отвечает дополнение?

- Какой частью речи выражается определение?

В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:

синий - я всё понял и усвоил;

желтый - знания нуждаются в повторении и закреплении;

красный - мне многое непонятно.

Домашнее задание

Стр. 198 упр. 531

Карточка с заданием.

Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.

Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикоснове ние ветра.

Как красиво вокруг!

Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина. Не прекращай своих встреч с родной природой в любое время года. Зимой ходи на лыжах в пригородном лесу, собирай грибы осенью, встречай весну на прелестной лесной поляне вместе с друзьями. Это поможет тебе сохранить здоровье и бодрость духа на долгое время.

Работа с текстом.

Как можно озаглавить данный текст?

Какова основная мысль текста?

Выполните синтаксический разбор предложения №7.

Составьте схемы предложений №1, №2, №3, №5

В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого?

Открытый урок в малокомплектном классе 2-3

по русскому языку

Учитель Пунда Н.И.

Новорыбинская СШ

Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.

Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.

Как красиво вокруг!

Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина. Не прекращай своих встреч с родной природой в любое время года. Зимой ходи на лыжах в пригородном лесу, собирай грибы осенью, встречай весну на прелестной лесной поляне вместе с друзьями. Это поможет тебе сохранить здоровье и бодрость духа на долгое время.

Работа с текстом.

Как можно озаглавить данный текст?

Какова основная мысль текста?

Выполните синтаксический разбор предложения №5.

Составьте схемы предложений №1, №2, №3, №7

В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого?

Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.

Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.

Как красиво вокруг!

Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина. Не прекращай своих встреч с родной природой в любое время года. Зимой ходи на лыжах в пригородном лесу, собирай грибы осенью, встречай весну на прелестной лесной поляне вместе с друзьями. Это поможет тебе сохранить здоровье и бодрость духа на долгое время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Тема 1 класс : «Слова- названия предметов, признаков предметов. Действий предметов."

Цель: познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов и действий предметов.

Конспект урока в 1 и 3 классе по русскому языку

Тема: 3 класс “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – изучение нового

Предмет – русский язык

Возраст детей – 9 лет, класс – 3

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Урок в 1 классе по теме: «слова- названия предметов, признаков предметов. Действий предметов.

Цель: познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов и действий предметов.

Общеучебные умения: научить различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Метапредметные

Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

проявлять познавательный интерес к новому знанию.

Тип урока – изучение нового

Предмет – русский язык

Возраст детей – 7лет, класс – 1

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

1. Орг. момент.

-Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь!

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

- Записываем число, классная работа

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

- о каком времени года идет речь?

Запишите по памяти словарные слова на букву –В.

При записи помните о том, что писать нужно красиво, без ошибок. первоклассники оценят сами свою работу, а 3 класс – взаимопроверка.

Стас- (проворонила ворона вороненка)

Вагон, вдруг, вокруг, восток, валенки, вместе, весело, вчера, ветер, воробей, ворона, воскресенье

Взаимопроверка (выставление оценок)

- выяснение у кого сколько записано слов?

3. Орфографическая минутка.

-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

На доске слова: ландыш, трава, солнце, ветерок, теплое, цветы, весенний.

На какие группы можно разделить слова? (затруднение)

Назовите слова, которые обозначают предметы, явления

На какие вопросы они отвечают?

Назовите слова, которые обозначают признаки предметов.

На какие вопросы они отвечают?

Какую группу слов мы ещё не назвали?

Слова, которые обозначают действие предметов.

На какие вопросы они отвечают?

Привести пример слов (бежит, светят)

Запись из каждой группы по одному слову:

цветы, теплое, светит.

Запишите эти слова и подчеркните орфограммы, и будет очень хорошо, если с одним из слов составите красивое предложение.

-повернитесь друг к другу проверьте все ли правильно нашли орфограммы, помогите дуг другу если это необходимо. Выберите самое удачное предложение. Прочитайте.

А теперь я проверю у Саши все ли правильно вы сделали.

4. Введение в тему урока.

Постановка проблемного вопроса

Кто может сказать, чем же мы будем заниматься на уроке?

(Продолжать знакомиться со словами – названиями предметов, признаками предметов, действиями предметов)

Составь предложение по схеме.

-Определите в словах род и число.

- во всех ли словах смогли определить род и число?

Определили только в именах существительных.

- что мы знаем об имени существительном?

(часть речи, отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет, изменяется по падежам и числам, может быть сред. рода, муж.р. жен.р.)

А какой частью речи являются остальные слова? (прил)

Сформулируйте тему нашего урока

5. «открытие нового знания

- что мы уже знаем об имени прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь, делают ее более выразительной….более точной).

Гимнастика для глаз стоя.

Запись предложений в тетрадь.

При записи будьте внимательны, аккуратны, старайтесь писать красиво.

Читайте также: