План урока в классе интегрированного обучения

Обновлено: 02.07.2024

За последнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям школьного обучения – дифференциации и интеграции.

Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у одного ребенка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленивши по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира.

Потребность преодолеть указанное противоречие привела в свое время к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении.

Интеграция и дифференциация – это взаимообратные процессы. Они взаимодополняют диалектически равновесное состояние целостной системы любого уровня. Именно поэтому в идеале на всех ступенях образования нужно стремиться к созданию системы, оптимально сочетающей идеи интеграции и дифференциации.

В начальной школе роль интегрирующего звена осуществляет сам учитель, который обучает детей всему: и арифметике, и грамоте, и начальному пониманию природы, и многому-многому другому.

Различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учетом возрастных (физиологических и психологических) особенностей учащихся всех уровней образования. Такая постановка проблемы, как кажется, должна удовлетворить признанному многими факту, что интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности.

В чем же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения понятие “интеграция” может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения Должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе. Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении." В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Сложность проблемы заключается в динамическом развитии интеграции от начала к концу обучения. Если в начале наиболее целесообразно усвоить “немного обо всем”, затем необходим синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать “все о немногом”, т. е. это уже специализация, хотя и на новом, интеграционном уровне.

Как показал анализ литературы, на сегодняшний день ни в одном педагогическом словаре, педагогической энциклопедии или справочнике нет сформулированного определения понятия “интеграция”, хотя в педагогической, методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова “интеграция”, например: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное

обучение, интегрированный урок и т.п. На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции:

– интеграция – “процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму
воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения” (Н.С. Сердюкова);

– интеграция – “ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира” (Г.А. Монахова).

Очевидно, что большинство педагогов опираются на процессуальные характеристики явления педагогической интеграции.

Более полное понятие интеграции в педагогике, на мой взгляд, дает В.С. Безрукова.

Педагогическая интеграция – это создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких разделов подготовки учащихся. (Основание для определения – понятие укрупненных педагогических единиц.)

Так как мы выяснили, что интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что она должна иметь различные уровни, По вопросу определения уровней педагогической интеграции у педагогов мнения расходятся.

Так В.П. Аберган устанавливает такие уровни интеграции в учебном процессе: 1) межпредметные связи, 2) дидактический синтез, 3) целостность.

И. Коложвари, Л. Сеченикова выделяют четыре уровня интеграции: 1) интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений на интегрированном курсе; 2) объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов; 3) сравнительно-обобщающее изучение материала; 4) самостоятельное сопоставление фактов, установление связей и закономерностей между явлениями и событиями, применение совместно выработанных учебных умений.

Эти выделенные уровни отличаются различными подходами и являются многоаспектными. Я считаю, что различное выделение уровней в педагогической интеграции происходит от смешения понятий двух терминов “содержание образования” и “содержание обучения”, которые широко используются в педагогической литературе в последние десятилетия. Разница между ними обусловлена различием самих понятий “образование” и “обучение”.

Поскольку образование – это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступающих в нем в результате его собственной активности, выражающихся в овладении системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности, в сформированное™ мировоззрения, развитии качеств личности, то и содержание образования – это тот заданный (желанный) результат, который формулируется в Государственном образовательном стандарте в виде требований к знаниям, умениям и навыкам.

На мой взгляд, выделение уровней в педагогической интеграции должно быть одноаспектное. В рамках данного исследования рассмотрим выделяемые педагогами уровни интеграции содержания обучения.

Доктор педагогических наук В.Т. Фоменко, изучая интеграционные процессы в школе, выделяет: минимальный уровень интеграции содержания – это уровень традиционных межпредметных связей, “фрагментарного характера, так и значительного взаимопроникновения разнокачественных систем содержания”; высокий уровень интеграции определяется “органическим слиянием, глубиной взаимопроникновения разнородных и достаточно крупных массивов содержания”. Так же двухуровневую интеграцию видит Т.Г. Браже. По ее мнению, интеграция может быть внутрипредметной и межпредметной.

Помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются и ее виды. В.Т. Фоменко, А. Католиков, И.В. Кошмина различают горизонтальное и вертекальное интегрирование. Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов; под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания.

Уровни интеграции содержания учебного материала.

2. Вертикальный тематизм. Объединение несколько школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему.

– сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой;

– в целом сохраняется программа урока;

– тема может быть рассмотрена на программном учебном материале или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация и проведение уроков в классе интегрированного обучения

Василия Александровича Сухомлинского:

Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих школьников.

Такой ребенок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим с одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами, с другой стороны, из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития у детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности. Затруднения в обучении детей связаны с незрелостью личности и особенно мотивационной сферы, с несформированностью учебных интересов и преобладанием игровых.

Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам. Количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек.

Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

Этапы урока

Методы и приемы

Организация

работы по общеобразовательной программе

Организация

работы по программе для С(К)ОУ VII вида

Словесный (слово учителя)

Общий для всех детей класса

Проверка домашнего задания

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Повторение изученного материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам)

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Общий для всех детей класса

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный (слово учителя)

Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием

Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.

При обучении учеников, имеющих нарушения интеллекта, в общеобразовательном классе учитель нуждается в адресном (прежде всего рассчитанном на учеников) дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Педагоги и учителя-дефектологи составляют учебно-методические и дидактические комплекты. Предлагаем примеры комплектов, по которым осуществляется образовательный процесс в интегрированных общеобразовательных классах первой ступени образования.

Для тех учителей, которые работают с детками с ОВЗ я хотела бы дать несколько рекомендаций для поддержке развития таких деток:

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Педагогическое внушение - «Приступай же.

5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать. сможешь и сейчас).

6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

При работе с детьми с ОВЗ ФГОС предусматривает разные формы обучения: Дети интегрируются в среду своих сверстников, как у нас в гимназии, а могут получать образование в специализированных классах, а могут и на дому. Форма обучения вариативна, обязательно прописывается в протоколе ПМПК, т. е. прописывается вид программы, по которому следует обучать ребенка. При работе с детьми с ОВЗ используются разные формы работы, которые прописаны в образовательном стандарте именно для детей с ЗПР.

Хотелось бы отметить, что в основе обучения у детей с ОВЗ лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения

Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др. ;

• введения специальных видов помощи, а именно:

- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,

- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей) ;

- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,

- введение элементов программированного обучения и т. д.

Индивидуальный подход в обучении:

проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

учёт психофизических, личностных особенностей;

смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;

освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально

Поэтапное разъяснение инструкции;

выделение ключевых слов;

листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;

краткое содержание параграфа;

заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить

При организации обучения ребенка с ОВЗ следует учитывать следующее:

выбор места в классе;

заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;

предоставление дополнительного времени;

оценки понимания задания

В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;

Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;

Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;

К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.

Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов

помощь в заполнении оценочных бланков;

предоставление неограниченного времени;

возможность выполнения работы дома

Качественный подход при оценивании результатов

индивидуальную шкалу оценок;

меньшего количества заданий для получения оценки;

внимание на понимание прочитанного;

оценивать правописание отдельно от содержания работы

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику

В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения.

Наглядные методы в коррекционном обучении реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой, более низкий и доступный уровень их осуществления. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

В обучении детей с задержкой психического развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.

Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям.

Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.

Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.

При выполнении упражнений как наиболее распространенного практического метода школьнику с задержкой психического развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

При использовании словесных методов в работе со школьниками с задержкой психического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику

Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности)

Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;

Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;

На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;

Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;

Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;

Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать, поддерживать интерес к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности);

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ
требования к уроку с детьми ОВЗ:

Воздействие на все органы чувств;

2. Разнообразные виды деятельности;

3. Обращение к опыту ребенка;

4. Комфортные условия на уроке;

5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

6. Содружество учителя;

7. Задания малыми дозами;

9. Чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Методические приемы

Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностых умений. Система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между различными учебными дисциплинами, давать возможность приобретения ключевых компетенций. Введение интеграции предметов в систему образования предоставляет возможность решения педагогических задач, поставленных в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Интеграция в обучении создаёт ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, является одним из критериев компетентности современного образования.

Интегрированный урок – частная модель урока, объединяющая в себе

обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Цель интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Он направлен на решение целого ряда задач , а именно: повышение познавательной активности обучения, приобретение представлений о целостности картины мира, применение знаний и умений на практике. Такие уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку (в большей степени, чем обычные уроки). Не только углубляют представление о предмете, но и способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Особенно актуальным потенциал данного подхода становится в период обучения в младших классах. Педагог начальной школы один обучает детей сразу по нескольким дисциплинам, учитывает возрастные и личные особенностей младших школьников, владеет системой знаний и умений разных предметных областей. Поэтому ему не сложно организовать учебный процесс с целью интеграции знаний при изучении различных предметов, объектов, явлений.

Проектирование и проведение интегрированных уроков предполагает учет следующих условий :

-детальное проектирование и анализ содержания урока;

- привлечение обучающихся к процессу подготовки урока;

-применение методов проблемного обучения, благодаря чему происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока;

-применение технологий самообразования обучающихся (этот компонент выделяется УУД);

-учёт возрастных психологических особенностей обучающихся.

Педагогические технологии , используемые при создании интегрированных уроков, могут быть различными:

- ИКТ-технологии и др.

При создании интегрированного урока часто применяются несколько технологий одновременно.

Подготовку интегрированного урока можно разбить на несколько этапов:

1. Анализ и сопоставление программного материала, календарно-тематических планов учебных дисциплин для того, чтобы выделить темы, которые близки по содержанию или по цели использования.

2. Постановка целей. В качестве ключевых целей таких уроков могут выступать типизация и единство знаний, обнаружение причинно-следственных связей, обучение приемам и способам переноса знаний из одной науки в другую, формирование умственных умений.

3. Подбор материала. Следует разделить его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока: отдельные определения, законы, методы, умения или способы деятельности.

4. Разработка сценария урока.

Критерии эффективной реализации интегрированного урока:

-активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

-вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

-развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

-формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;

-формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Работа над интегрированным уроком способствует профессиональному развитию педагога, работа на самом уроке ведет к сплоченности детского коллектива.

РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

Предметная интеграция: математика и изобразительное искусство

Тема урока : Табличное сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление. Пальчиковый метод раскрашивания.

Цели урока : создать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах, вычислительных навыков, творческого воображения учащихся через повторение, закрепление материала, умения наблюдать, классифицировать, рассуждать и обобщать.

Задачи урока : совершенствовать вычислительные навыки; повторить последовательность и образование чисел первого десятка; закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц; закрепить знания учащихся о геометрических фигурах; развивать познавательную активность, внимание; продолжать учить рисовать на заданной форме; развитие изобразительных способностей, творческого воображения; укрепление межпредметных связей.

Оборудование : на доске изображение страны Математики с закрытыми элементами и динамической фигурой царицы Математики. В начале урока изображение закрыто боковыми створками доски.

Для учителя математики: числа от 1 до 10;задания для учащихся, маршрутный лист;

Для учителя ИЗО: шаблоны чисел от 1до 10, клей, звездочки по числу учащихся;

I . Орг.момент. Приветствие.

Долгожданный дан звонок

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для нас!

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час!

На уроке не болтай,

Как заморский попугай

II .Постановка целей и определение темы урока .

Учитель 2: - Сегодня у нас необычный урок.

Учитель1:Посмотрите на доску, что вы видите?

Учитель2: А кто пришёл к нам в гости? Как вы думаете, кто это?

Учитель2: Вы можете предположить, какая будет тема урока?

Учитель1: Какие задачи поставим:

Учитель 1: - Мы приглашаем вас совершить путешествие в страну Математики. Назовите жителей этой страны. ( Цифры, числа, математические знаки)

Учитель 2: - Правит этой страной, действительно, царица Математика. Вот она! Посмотрите на неё ещё раз. ( Открывается доска и ученики видят изображение доски с куклой. Лицо куклы закрыто руками, словно она плачет)

Учитель 1: - Посмотрите, она плачет. Недавно по стране Математики пронесся ураган. Он устроил беспорядок и унес всех жителей страны.

Учитель 2: - Ребята, сможем мы с вами помочь царице Математике навести порядок и вернуть жителей страны?!

Учитель 1: - Я думаю, что мы с вами обязательно справимся, все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики.

Учитель 2 : - Тогда отправляемся в путешествие по речке Знаний.

III . Математические задания.

1.Разминка. Геометрические фигуры.

Учитель 1: - На чем совершают путешествие по рекам? ( На корабле, лодке )

-Работать будем в группах (дети разбиваются на группы)

- Придумать названия командам

-Вспомним правила работы в группе

- Посмотрите на кораблик, на котором мы отправляемся в путешествие .Придумаем ему название. Что в нем необычного? ( Он состоит из геометрических фигур)

- Как называется фигура, которая изображает парус? ( Треугольник )

- Что вы знаете о треугольнике? (рассказывает первая команда)

- Как называется фигура, которая изображает флаг? ( Квадрат )

- Что вы о нем знаете? (рассказывает 2 команда)

- Как называется геометрическая фигура, которая изображает лодку? ( Четырехугольник)

- Как еще называется эта фигура? ( Трапеция ) ( рассказывает 3 команда)

Упражнения с числами.

Учитель 1:- Отправляясь в плаванье, мы должны сосчитать всех членов нашей команды. ( У учащихся карточки с числами, они выходят по порядку, называют число на своей карточке)

Учитель 1:- Возьмите карточки с числами и расположите их по порядку.

Учитель 1:- Итак, наш корабль отплыл от берега, но тут на пути нам встретился Остров Чисел. Сделаем остановку и выполним задание.(изучим маршрут, по которому будем путешествовать)

- Определите лишнее число: 5, 8, 2,0, 3, 6, 10.

- Почему число 10 лишнее? ( Оно двузначное )

- Увеличьте число 10 на 2. Сколько стало? (12)

- Какое это число? ( Двузначное)

- Какие ещё вы знаете двузначные числа?

- Определи лишнее число: 11, 14, 13, 15, 18, 16,7.

- Почему 7 лишнее число ? (Оно однозначное)

-Уменьшите 11 на2 ? (Сколько стало?)(9)

-Какок это число? (Однозначное)

-Какие вы знаете однозначные числа?

-Что вы записали?( Неравенства и равенства)

-Что мы называем равенством?

-Что такое неравенство?—

2. Решение примеров.

Учитель 1:- Молодцы! Отправляемся дальше. Мы подплываем к Горе Примеров. Давайте попытаемся взобраться на вершину Горы. А для этого решим примеры:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Задачи.

1. Закрепить знания о грамматических признаках имени существительного

2. Продолжать работу над развитием беглого, осознанного, выразительного чтения;

3. Познакомить с библиографическими сведениями о Н.Носове

4. Совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям; умением находить нужный ответ из текста,

5. Развивать умение анализировать рассказ.

6. Воспитывать трудолюбие, стремление к получению знаний, помочь понять смысл дружбы

Оборудование:

Тип урока: систематизация знаний

Форма урока: урок-практикум

Методы:

По источнику познаний: словесный, наглядный, практический.

По степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная, творческая работа в микрогруппах.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

Форма организации обучения: фронтальная, работа в микрогруппах (дифференцированные задания)

Принципы обучения:

  • Принцип доступности - материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
  • Принцип наглядности - наглядный и демонстративный материал.
  • Принципы дифференцированного подхода - микрогруппы создаются по уровням обучения.

Педагогические технологии или модули: ИКТ, развитие критического мышления, оценивание для обучения и оценивания обучения, новые подходы в преподавании и обучении, возрастные особенности, работа с талантливыми и одарёнными детьми

Интеграция с учебными предметами: русский язык + литературное чтение

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают сказку, анализируют ее; знают грамматические признаки имени существительного

В: Ученики могут давать характеристику героям сказки, оценивают их поступки; находить по грамматическим признакам имена существительные

С: Ученики могут моделировать вопросы, аргументировать свою позицию.

План-конспект интегрированного урока

Дата:20.01.2015 год

Тема урока: литературное чтение: Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”

русский язык: Повторение об имени существительном.

Цели урока : формирование эмоционально-ценностного отношения к труду через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения;

Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

1. Закрепить знания о грамматических признаках имени существительного

2. Продолжать работу над развитием беглого, осознанного, выразительного чтения;

3. Познакомить с библиографическими сведениями о Н.Носове

4. Совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям; умением находить нужный ответ из текста,

5. Развивать умение анализировать рассказ.

6. Воспитывать трудолюбие, стремление к получению знаний, помочь понять смысл дружбы

Оборудование:

Тип урока: систематизация знаний

Форма урока: урок-практикум

По источнику познаний: словесный, наглядный, практический.

По степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная, творческая работа в микрогруппах.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

Форма организации обучения: фронтальная, работа в микрогруппах (дифференцированные задания)

Принципы обучения:

Принцип доступности - материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Принцип наглядности - наглядный и демонстративный материал.

Принципы дифференцированного подхода - микрогруппы создаются по уровням обучения.

Педагогические технологии или модули: ИКТ, развитие критического мышления, оценивание для обучения и оценивания обучения, новые подходы в преподавании и обучении, возрастные особенности, работа с талантливыми и одарёнными детьми

Интеграция с учебными предметами: русский язык + литературное чтение

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают сказку, анализируют ее; знают грамматические признаки имени существительного

В: Ученики могут давать характеристику героям сказки, оценивают их поступки; находить по грамматическим признакам имена существительные

С: Ученики могут моделировать вопросы, аргументировать свою позицию.

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес

1. Приветствие

2. Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку, чтобы она улетела как можно дальше” (2-3 раза).

3. Совместная выработка критериев успешности работы в группах.

- Перед тем как начать работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе. Какие правила вы можете назвать?

4.Знакомство с листами- оценивания.

Предлагают правила для работы в группе.

Заполняет лист- оценивания спикер группы

(имена членов группы0


Правила работы в группе

Новые подходы в преподавании и обучении, возрастные особенности

5. Проверка домашнего задания

Что было задано на дом ?

По каким критериям мы будем оценивать чтение наизусть стихотворение?

Задание для групп

2. Оценить в листах оценивания

3. Выбрать самого лучшего чтеца из группы на прослушивание для всего класса

6. Работа в тетради

Каллиграфическая минутка: Нн

Дайте характеристику этому звуку.

Вспомните что вы знаете уже об имени существительном. Составьте кластер

7. Мозговой штурм

Назови неизвестного автора

8. Чтение название произведения и автора

Кто же автор этой книги?

Он написал много книг для детей (выставка книг).

Вот его портрет.

Что можно сказать о человеке по его виду? (жизнерадостный, веселый)

Обобщаю ответы детей:

Носов Николай Николаевич родился 10 ноября 1908 года в г. Киеве. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Автор книг для детей: повести “Витя Малеев в школе и дома” (1951), цикла юмористических рассказов “Фантазёры” (1957; одноименный фильм, 1966); “Приключения Незнайки и его друзей” (1954); “Незнайка в Солнечном городе” (1958); “Незнайка на Луне” (1964—65). “Повесть о моём друге Игоре” опубликована в 1972году. Эта повесть о формировании характера ребёнка-дошкольника.

В прозе Носова, насыщенной юмором и игрой, познавательный материал передается через любознательного и смешного мальчишку-непоседу. Некоторые произведения Носова переведены на иностранные языки.

Он награжден Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР им. Н. К. Крупской в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.

Другой детский писатель Лев Кассиль так отзывался о творчестве Носова: “Носов пишет с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надежным человеком…”

3. Жанр.

Чем же отличается “роман-сказка” от “сказки”? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий)

Читайте также: