Что дала островскому служба в совестном и коммерческом судах кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. Годы службы и общественная деятельность Александра Николаевича Островского

2. ЭТО СДЕЛАЛ ОН.

3. Биография

• Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в
Москве на Малой Ордынке.
• Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам
окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную
академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий,
занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился
до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство.
• Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни,
умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет.
• В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской
губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал
студентом юридического факультета Московского университета.

5. Университетские годы

• В университете студенту юридического факультета
Островскому посчастливилось слушать лекции таких
знатоков истории, юриспруденции и литературы, как
Т.Н. Грановский, Н.И. Крылов, М.П. Погодин. Здесь
будущему автору "Минина" и "Воеводы" впервые
открываются богатства русских летописей, язык
предстает перед ним в исторической перспективе. Но
в 1843 году Островский уходит из университета, не
пожелав пересдавать экзамен.
• Второй университет - Малый театр. Пристрастившись
к сцене еще в гимназические годы, Островский
становится завсегдатаем старейшего русского театра.

8. Служба

• В 1843 году по желанию отца, Александр Николаевич
Островский поступил на службу канцеляристом в
Московский совестный суд. В 1845 году он перешел в
Московский коммерческий суд. В московских судах
Островский служил до 1851. Службу в судах Островский
воспринимал как повинность. Но он ее добросовестно
исполнял.
• Впоследствии, опыт судебной работы очень помог ему
при создании злободневных произведений. Многие
идеи для пьес Островский взял именно оттуда.
Адвокатская практика отца и служба в суде в течение
почти восьми лет дали будущему драматургу богатый
материал для его пьес.

10. Общественная деятельность

• В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый
Артистический кружок. Он впоследствии дал московской сцене
много талантливых деятелей. У Островского бывали Д. В.
Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев и тд.
• В 1874 году в России было создано Общество русских
драматических писателей и оперных композиторов. Председателем
объединения был выбран Александр Николаевич Островский.
Фотографии известного общественного деятеля были известны
каждому любителю сценического искусства в России. Реформатор
приложил немало усилий для того, чтобы законодательство
театрального управления было пересмотрено в пользу артистов, и
тем самым значительно улучшил их материальное и общественное
положение.
• В 1885 году Александр Николаевич был назначен на пост
заведующего репертуарной частью театров Москвы и сделался
начальником театрального училища

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский родился в Москве 31 марта 1823 г. в семье чиновника -разночинца.

Семья Островских жила в то время в Замоскворечье, на Малой Ордынке. Замоскворечье было тогда районом

Москвы, где издавна обосновалось купечество. Здесь было много типичных купеческих особняков, окружённых глухими заборами, служебными постройками и садами. Картины быта и своеобразных нравов этого замкнутого купеческого мирка с раннего детства запали в душу будущего драматурга.

Первым учителем мальчика был семинарист, подготовивший его к поступлению в губернскую гимназию (единственную тогда в Москве). Гимназист Островский страстно увлекался театром и, посещая спектакли Московского Малого театра, где выступали замечательные актёры Щепкин и Мочалов, весь находился под обаянием их могучих артистических талантов.

Окончив гимназию, ОстроЕ-ский по совету отца поступил в 1840 г. на юридический факультет Московского университета. Но не юридические науки были его призванием. В 1843 г. он оставил университет, не окончив курса обучения, и решил полностью отдаться литературной деятельности.

Служба

Драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец – Николай Фёдорович — много лет работал в суде, а в 1839 он заслужил титул дворянина. Мальчик рано остался без матери, но и мачеха уделяла ему достаточно внимания. Она осознавала необходимость получения образования, потому старалась давать детям самое лучшее (Михаилу и Александру).

В их доме была огромная библиотека: Александр часто проводил в ней много времени. Он с детства осознал свою страсть к литературе. Кроме того, доход отца позволял обеспечивать сыновьям качественное образование. Александра обучали сразу нескольким языкам. Островский знал не только немецкий и французский, но и греческий. Позже он занялся освоением других языков.

Ранние годы. Образование и карьера.

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.

Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843), после работал писцом в суде по настоянию отца. В судах Островский служил до 1851 года.

Юность и образование

Отец всегда хотел, чтобы сын в будущем выбрал профессию юриста. Окончив гимназию, юноша поступил в Московский университет на юридический факультет (1840 год). Однако закончить его Островскому не удалось: после неудачной сдачи экзамена он отчислился из университета (в 1843 году). Писатель потерял тягу к юридическим наукам.

Сразу после этого отец устраивает сына в Московский совестный суд, где Александр служил на протяжении семи лет. Старик все еще не терял надежды воспитать в наследнике приемника и соратника, но молодого человека тянуло к богеме и творчеству.

Творческий путь

Важную роль Александр Островский сыграл в развитии русского театра. В 1866 году им был организован Артистический кружок. Благодаря нему многие русские актёры развили и улучшили свои навыки.

А.Н.Островский. Творческий путь.

Учитель русского языка и литературы Косумова З.З.

вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Наглядные пособия: портрет А. Н. Островского; презентация.

Эпиграф к уроку:

I. Организ. этап.

II. Проверка д/з

— Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (проверка конспекта статьи).

III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

2.Лекция учителя

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Личная жизнь

Александр Николаевич Островский состоял в гражданском браке с бедной девушкой Агафьей Ивановной. К сожалению, от этих отношений у драматурга не осталось ни одного ребёнка – все четверо младенцев умерли. Несмотря на то, что у женщины не было образования, она всегда первая читала и оценивала произведения Островского. Агафья отличалась тонкой и чуткой душой.

В 1867 году Агафья умирает, а спустя два года он женится на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой. Новая возлюбленная родила драматургу шестеро детей.

Интересные факты

Государственный человек русского театра (Драматургия А.Н. Островского)

Государственный человек русского театра (Драматургия А.Н. Островского)


И.Е. Зайцева

Формирование критического реализма в русском театре в середине XIX века исследователи связывают со множественными сдвигами, происходившими в ту пору в России во всех формах общественного сознания, в том числе и в искусстве.

Основное направление художественных исканий эпохи определяло познание реальной действительности во всех её социальных противоречиях. В середине 40-х годов возникла школа, утверждавшая верность правде жизни как главному критерию художественного произведения.

Одноактная комедия, рассказывающая о жизни купца Пузатова, поразила всех присутствующих знанием быта и купеческого сословия, блистательно продемонстрированных автором. Это была подлинная зарисовка с натуры мира Замоскворечья. Однако цензор, усмотревший в пьесе обидное для купечества, запретил её постановку (премьера состоялась лишь в 1855 году).

«– Шире дорогу – Любим Торцов идёт! – воскликнул по окончанию пьесы сидевший с нами учитель российской словесности, надевая пальто.

— Что же вы этим хотите сказать? – спросил студент. – Я не вижу в Любиме Торцове идеала. Пьянство – не идеал.

Островский продолжает оттачивать свой стиль, смешивая жанры и их границы. Наследуя традиции великих предшественников, он обогащает драму комедийными эпизодами, а в комедии вводит драматические сцены, наполняя их жизненной достоверностью, используя всю красоту и колористическое многообразие народного русского языка.

Как точно подметил исследователь В. В. Основин, в молитве, в службе, в восприятии красоты окружающего мира она ищет приложение своим духовным силам. И высшей точкой этого приложения для неё становится любовь. В любви проявляется вся Катерина. Она восстаёт против самодурства, вооружённая только одним – сознанием права на любовь. Открыв любовь, познав волю, свободу, она хочет жить. Жить для неё – значит быть самой собой. Но в калиновском царстве это невозможно. Выход один – смерть. В ней – свобода.

Такого характера ещё не знала русская сцена. Искусствоведы объясняют этим громадный общественный резонанс драмы и первых постановок её в Малом и Александринском театрах.

Немало воспоминаний об исполнении роли Тихона актером Александринского театра А. Е. Мартыновым оставили современники, считая эту роль вершиной творчества выдающегося актера, талантливо воплощавшего эстетику драматурга на петербургской сцене. Торжеством актера был последний акт, который он не играл, а проживал пронзительно-трогательно, искренне. Узнав, что Катерина ушла из дома, бросался он на поиски жены и тихо плакал, вернувшись ни с чем, обезоруживая зрителей глубиною любви и жалости к Катерине. Последние слова Тихона заставляли зрителей увидеть в нем рождение нового человека, способного отстаивать свое достоинство.

Однако в истории русской культуры Островский предстает не только как создатель русского национального театра, но и теоретик-искусствовед, наметивший новые пути развития русской театральной эстетики.

Выступая с чтением пьес, преподавая актёрское мастерство, Островский выдвигает проблему участия автора пьесы в режиссёрской творческой работе. Автор помогает актёрам понять суть пьесы и её образов, найти нужный тон.

В 1874 году при участии театрального критика и переводчика В. И. Родиславского Островский создаёт Общество русских драматических писателей. Пребывая неоднократно за рубежом, Островский интересовался развитием театрального дела в европейских странах. Накопленные впечатления, анализ зарубежного опыта были полезны при оценке драматургом отечественной театральной сферы. Он работает над рядом записок и статей, в которых даёт всестороннюю характеристику тогдашнего состояния русской драматургии и театрального дела, придя к выводу, что столичный императорский театр не может выполнять высокую миссию русского национального театра. Он видит выход в создании в Москве театра новой сценической культуры, общедоступного и демократического.

Незадолго до смерти Островский возглавил репертуарную часть Московских императорских театров. Пожилой драматург горячо берётся за дело, но проработать ему удается недолго – через полгода его не стало.

На сцене было всё, о чём Островский мечтал: правда жизни, блистательное партнерство, великолепно слаженная группа; в уникальном актерском ансамбле каждый был звездой, у каждого была своя мелодия, но всё это подчинялось общему замыслу – обличению Лыняева, лынявщины как опасного социального явления XX века.

Сегодня, уже из века XXI, с уверенностью мо­но сказать: Островский – наш современник.

Л-ра: Русская словесность в школах Украины. – 2002. – № 5. – С. 40-45.

Ключевые слова: Александр Островский,характеристика творчества Александра Островского,критика на творчество Александра Островского,критика,скачать критику,скачать бесплатно,реферат,русская литература 19 века,драматурги 19 века

Смерть

Драматург скончался на шестьдесят третьем году жизни (12 июня 1886 года) предположительно из-за стенокардии. Литературного и общественного деятеля похоронили рядом с отцом на кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

А. Н. Островский сделал неоценимый вклад в развитие театрального искусства, он сформировал русский национальный театр, который отличался самобытностью и неповторимым колоритом эпохи. Ему удалось дать исчерпывающую характеристику своей эпохе, тонко подметить общественные и политические изменения, происходящие в России. Он же создал галерею живых и естественных образов, отражающих русский менталитет. Глобальные социальные конфликты, которые он видел в бытовых мелочах и мимолетных беседах, до сих пор становятся интересными сюжетами для современного зрителя: они экранизировались и появлялись на сцене уже не раз. Все это доказывает значимость этой литературной фигуры для отечественной культуры.

Александр Островский

Самый знаменитый драматург, пьесы которого составляют основу репертуара современного российского классического театра, — Александр Островский. Биография писателя раскроет историю его творческого становления, влияние на развитие русской драматургии XIX века.

Александр Островский: детство и юность

Островский Александр Николаевич, биография которого изучается в школьном курсе литературы, — писатель-реалист XIX века. Чтобы понять, кто такой Островский, как сформировался его талант, рассмотрим основные вехи жизни творца. Биография Островского кратко расскажет о том, как проходило его личностное становление:

Основные вопросы, на которые ищут ответ школьники, — где родился Островский и когда это произошло. Вот краткий ответ:

  1. Место рождения писателя — Замоскворечье, Малая Ордынка.
  2. Время — 12 апреля (по новому стилю) 1823 года.

Отец Островского — выходец из духовного сословия — служил судебным стряпчим. Благодаря усердной службе он получил дворянство, когда Александру Островскому исполнилось шестнадцать. Мальчик рано осиротел: когда ему было восемь лет, умерла мать. Через пять лет после кончины супруги Николай Федорович привел в дом мачеху — баронессу Эмилию фон Тессин.

Она проявляла заботу и терпение в воспитании четверых детей мужа от первого брака — они получили отменное домашнее образование. Более всего юного Александра привлекала литература, но отец для сына планировал юридическую стезю.

Островский: биография, личная жизнь и творчество

  • Гимназические и университетские годы.

Систематическое образование А.Н. Островский получал в Московской губернской гимназии. В семнадцать он оставил гимназическую скамью и поступил на юридическое отделение Московского университета.

Учебу молодой Островский откровенно завалил: на третьем курсе не сдал экзамен по римскому праву и был отчислен. Причиной стало увлечение Александра театром, на подмостках которого в это время блистали Павел Мочалов и Михаил Щепкин.

Отец определил несостоявшегося юриста рядовым канцеляристом в Совестный, а потом Коммерческий суд. Чиновничья служба продолжалась семь лет и дала материал для создания художественных произведений.

Островский: биография, личная жизнь и творчество

Фото: Википедия: UGC

Островский, биография которого раскрывает процесс вызревания и реализации его таланта, преодолела немало преград на пути к славе.

Александр Островский: творчество

Жизнь и творчество Островского тесно переплетены: обыденность давала отличный материал для художественных изысканий, а талант расширял круг знакомств и делал писателя знаменитым. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского дарования:

На заре творчества Островский пребывал в плену таланта Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценить и выделить из потока жизни колоритные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя.

В манере писателя раннего периода критики отмечали такие черты:

  • семейно-бытовой конфликт становился призмой, через которую отражались глубокие социальные проблемы;
  • напряженная интрига сочеталась с широкими картинами быта и нравов;
  • драматизм сценического действия подчеркивался фоном.

В этот период Островскому был близок критический реализм.

Островский: биография, личная жизнь и творчество

  • идеализация патриархального быта купцов и мещан и противопоставление его европоцентризму дворянства;
  • утопичность в разрешении конфликта поколений;
  • создание сложных, диалектических характеров.

Островский: биография, личная жизнь и творчество

  • Творчество Островского в преддверии реформы (1855–1860).

В начале 1860-го Островский Александр Николаевич заинтересовался историей России периода Смуты, начал переписываться с украинским ученым и писателем Николаем Костомаровым. Результатом изысканий писателя стали пять исторических хроник в стихотворной форме.

  • Александр Островский: биография и творчество после реформы (1861–1886).

После отмены крепостного права драматург обратился к теме изменений, которые произошли в жизни русского общества. Его заинтересовала проблема разрушения устоев, падение нравственности, усиление власти денег над человеком. Он умело проникал во внутренний мир героев, углублялся в их психологию.

Александр Островский: личная жизнь, последние годы

Вызывает интерес не только творческая, но и личная жизнь драматурга. В его жизни было несколько трогательных увлечений и двадцатилетний гражданский брак с простолюдинкой. Расскажу об этом детальнее:

  • Театральная любовь: Любовь Косицкая.

Островский: биография, личная жизнь и творчество

Фото: Википедия: UGC

Они познакомились на бенефисе актрисы. Роман продлился три года, был напряженным, исполненным сильных эмоций и переживаний. Писатель, состоявший на то время в браке, сделал предложение. Любовь Павловна приняла его, но вскоре поняла, что не любит Островского, и ушла от него к богатому купцу.

  • Гражданский брак: Агафья Ивановна.

Эта девушка из простого сословия стала опорой и поддержкой для Островского. Они встретились в 1847 году и, вопреки запрету отца драматурга, начали жить в гражданском браке. У них рождались дети, которые умирали во младенчестве.

Островский: биография, личная жизнь и творчество

Добрый нрав и отзывчивость Агафьи скрашивали тяжелые испытания, которые выпадали на долю писателя. Она знала об изменах мужа, но была сдержанной и терпеливой. В 1867 году женщина умерла.

  • Семья Островского и Марии Бахметьевой.

Вскоре после смерти Агафьи Островский обвенчался с актрисой Марией Бахметьевой. В браке родилось шестеро детей.

Последние годы жизни Островского прошли в костромском имении Щелыково, где он умер 14 июня 1886 года.

Воспользуйтесь представленной в статье информацией, чтобы вспомнить основные вехи жизни и творчества Александра Островского, оценить его вклад в развитие русского драматического и театрального искусства.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: