План урока три вида минора

Обновлено: 30.06.2024

Уфа, Степана Кувыкина, 17

МЕЛОДИЧЕСКИЙ ВИД МИНОРА

Вспомним, что в мелодическом - при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).

И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока с прохождением новой темы и закреплением предыдущей. Урок содержит в себе элементы детского творчества, импровизации.

Предмет: сольфеджио

класс: 2

Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.

Вид урока: групповое занятие.

Цель урока: развитие у детей чувства ритма и лада как средство раскрытия личности учащихся в процессе воспитания их художественного мышления в музыкальной деятельности.

Задачи урока:


образовательные: закрепить понятия о ритмической группе ; натуральном, гармоническом и мелодическом видах минора, закрепить практические навыки и умения их исполнения и использования в творческих формах работы;

развивающие: развивать образно - эмоциональное восприятие, творческие и познавательные способности учащихся – память, внимание, ритмический и мелодический слух;

воспитательные: воспитывать целеустремлённость, активность, организованность, самостоятельность учащихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический (исполнительский).

Оборудование: фортепиано, дидактические средства – ритмические карточки, аккордовые карточки.

Организационный момент.

Цель этапа – сконцентрировать внимание учащихся, заинтересовать, настроить на работу.

Цель этапа – проверка знаний учащихся о видах минора, навыков вокально – интонационного исполнения.

Пение гамм а - moll , e-moll, d-moll и т.д. в заданном ритме с дирижированием (ритм выложен на доске с помощью карточек)

Пение ступеней в a - moll с показом ступеней (цифровки в тетрадях):

I – II – III – I – V – VI – V – I;

I – VII(н) – I – III – V –I ;

I – VII(↑) – I – III – V –I;

V – VI – V – III – II – VII(н) – I;

V – VI – V – III – II – VII(↑) – I ;

V – VI (↑) - VII(↑) – I и т.д.

Сольфеджирование (№ 175, 174 Калмыков, Фридкин).

Задания 1 – 3 проводятся поочерёдно с группой, индивидуально, по партам. Устраиваются устные мини – конкурсы на лучшее исполнение.

Проверка досочинения в a – moll (нат.) мелодии на слова:

« Белый снег пушистый в воздухе кружится

Учащиеся исполняют (поют и проигрывают на фортепиано) свои варианты, преподаватель даёт оценку – отмечает положительное, указывает на ошибки.


Цель этапа – закрепить знания учащихся о ритмическом рисунке ;

его образно – эмоционального восприятия; навыки исполнения и применения данного ритма в творческих заданиях.


Задание 1. Проговорить ритмическую группу с названием ритмослогов и показом длительностей по карточкам ( ТА – А – руки на колени, ТИ – хлопок в ладоши). .

Затем предлагается составить ритмический рисунок из карточек (8 тактов в размере 2/4, 3/4) и прохлопать. Объявляется конкурс на лучшее выполнение задания.

Задание 2. Пропеть гамму a – moll (натуральный вид) в ритмическом рисунке:



Задание 3. Сочинить, записать и прохлопать ритмическую цепочку с на текст

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

Задание 4. Слуховой анализ.

С. Майкапар. Тревожная минута. (звучит на фортепиано в исполнении преподавателя).


Дети обсуждают, приходят к выводу, что придаёт взволнованность, динамичность, порывистость, тревожность).

Задание 5. Определение на слух интервалов и аккордов вне тональности.

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Цель этапа – закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроке, настроить на творческое выполнение домашнего задания.

Выводы: итак, каковы итоги нашего урока, чему вы научились?


Учащиеся: «Слушать и определять в музыкальных примерах;

исполнять данный ритм и использовать его в сочинении.

Петь гамму a – moll (три вида) в заданном ритме.

Учебная и методическая литература

Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 2 класс. – М., 2002.

Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 3 класс. – М., 2005.

Андреева М. От примы до октавы. – М., 2001

Баева Н и Зебряк Т. Сольфеджио. – М.,

Барабошкина А. Сольфеджио второй класс. – М.,

Фролова Ю.В. Сольфеджио. 2 класс Ростов н/Д; 2002.

Фролова Ю.В. Сольфеджио. 3 класс Ростов н/Д; 2002.

Интернет – ресурсы

Обобщение и закрепление пройденного материала

Васильева Елена Анатольевна

IV. . Подведение итогов урока. Домашнее задание.


При подготовке к уроку были учтены программные требования: пение гамм в натуральном миноре до двух знаков включительно, пение тонических трезвучий, разрешений неустойчивых ступеней в натуральном миноре, разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога в минорном ладу, проработка ритмического рисунка в пройденных размерах.

Урок проводился в традиционной форме и явился обобщением и систематизацией знаний по данной теме в курсе сольфеджио второго года обучения; началом для дальнейшего изучения видов минора и ритмических групп .

Подобранные методы обучения (словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический (исполнительский) способствовали повышению мотивации детей к обучению. Задания на сочинения мелодико-ритмических построений, а также объявления конкурсов на лучшее исполнение позволили создать творческий микроклимат в классе, дух соревнования. На уроке была создана атмосфера бла­гоприятного психологи­ческого климата, доброжелательности и комфорта, взаимной заин­тересованно­сти в работе друг друга, сотрудничества.

Оптимизировать процесс проблемно-поискового метода, направленного на развитие умения сопоставлять и анализировать полученные данные, применять знания, умения, навыки при изучении предметов по специальности позволила четкая структурированность урока, полнота изложения материала, доступность информации.

Активность и работоспособность учащихся наблюдалась на протяжении всего урока. Удалось избежать перегрузки и переутомления; решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты обучения.

При подведении итогов урока выяснилось, что всем детям было интересно, они научились применять теоретические знания на практике. Учащимся необходимо продолжить вокально – интонационную и метроритмическую работу в натуральном миноре с использованием новой ритмической формулы, анализ элементов музыкального языка.

Использована максимальная плотность урока. Урок достиг поставленной цели, был целостным и законченным.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП

Белобородова Виктория Викторовна

Тема: Три вида минора

Цель: закрепить с обучающимися построение трех видов минора на примере гаммы фа минор

Задачи: 1. Образовательная:

Три вида минора – правило.

Построить и спеть гамму f - moll (3 вида), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t 5/3- t 6- t 6/4- s 5/3- D 5/3- D 7- t 3; ув.2 с разрешением в гармоническом миноре.

Спеть секвенцию № 1 в тональности C - dur .

№ 301 ( I ч.) – простучать ритм, сольмизация, спеть с листа.

№ 357 ( I ч.) – спеть по нотам.

№ 45 ( II ч.) – спеть 2-хголосно.

Творческое задание – досочинить мелодию № 11 в тональности h - moll , на предложенный ритм.

2 .Воспитательная : воспитание у обучающихся осознанного отношения к построению 3-х видов минора и их интонации.

3 .Развивающая : слух, ритм, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.

Оборудовани е: фортепиано, доска, мелки.

Раздаточный материал: клавиатуры, ластики, карандаши.

Название ресурса : учебно-методический материал

Список литературы и средств обучения

Учебная и методическая литература

Перечень учебно-методических материалов

2.Карточки музыкальных обозначений: ритм восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, пунктирный ритм.

1.Спеть гамму f - moll (3 вида), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t 5/3- t 6- t 6/4- s 5/3- D 5/3- D 7- t 3; ув.2 с разрешением в гармоническом миноре.

4.Спеть секвенцию № 1 в тональности C - dur .

hello_html_4f70b4a7.jpg

1.Три вида минора – правило.

hello_html_70e09c50.jpg

2. Построить гамму f - moll (3 вида), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t 5/3- t 6- t 6/4- s 5/3- D 5/3- D 7- t 3; ув.2 с разрешением в гармоническом миноре.

Сольфеджирование и пение с листа

№ 301 ( I ч.) – спеть с листа.

№ 357 ( I ч.) – спеть по нотам.

№ 45 ( II ч.) – спеть 2-хголосно.

Воспитание чувства метроритма

№ 301 ( I ч.) – простучать ритм, сольмизация.

Воспитание творческих навыков

hello_html_m6bf2324a.jpg

hello_html_m7b710783.jpg

hello_html_m72b3b73e.jpg

1.№ 357 ( I ч.) – выучить наизусть.

2.Подобрать аккомпанемент к досочиненной мелодии, используя пройденные аккорды.

3.Построить гамму cis - moll (3 вида), в ней вводные звуки, ув.2 с разрешением, аккорды t 5/3- t 6- t 6/4- s 5/3- D 5/3- D 7- t 3

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 223 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.04.2016 3033
  • DOCX 593.3 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белобородова Виктория Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора:

3 вида минора: второй – гармонический

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Вот пример мелодического вида того же ля минора:

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО!

Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . Ключевые знаки – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления странички сайта в контакте, чтобы быть в курсе всех обновлений и быстро находить нужный материал.

Читайте также: