План урока тип членистоногие класс насекомые 7 класс

Обновлено: 04.07.2024


Класс Насекомые насчитывает более 1 миллиона видов. Это самый многочисленный и самый приспособленный к различным условиям существования класс Членистоногих.
Насекомые освоили все среды обитания и встречаются на всей Земле, кроме морей и океанов.
Как и у большинства других членистоногих, тело насекомых состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка и покрыто хитином.
На грудном сегменте находятся три пары ног – это признак всех насекомых.
У большинства насекомых есть одна или две пары крыльев.
Передние конечности насекомых в ходе эволюции превратились в ротовые органы. Они бывают разных типов, в зависимости от способа питания. Например, у кузнечика они грызущего типа, у комара – колюще-сосущего, у мухи – лижущего, у бабочки – сосущего.
Конечности многих насекомых приспособлены к особенностям образа жизни. Например, у богомола передняя пара конечностей – хватательные и предназначены для захвата добычи.
Задняя пара ног кузнечика вытянута и приспособлена для прыжков, а у жука-плавунца они расширены и покрыты волосками, что облегчает плавание.
Кровеносная система насекомых, как и у других членистоногих, незамкнутая. Особенность её заключается в том, что гемолимфа не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Эту функцию выполняют трахеи.
Дыхательная система насекомых состоит из трахей, которые разветвляются по всему телу и подводят кислород ко всем органам и тканям. По ним же удаляется углекислый газ.
Трахеи открываются наружу особыми отверстиями – дыхальцами.
В нервной системе насекомых выделяется крупный надглоточный нервный узел, который часто называют головным мозгом.
Вместе с подглоточным нервным узлом он образует окологлоточное нервное кольцо, связанное с брюшной нервной цепочкой.
Органы чувств насекомых очень разнообразны. Они способны воспринимать зрительные, механические, химические, температурные и другие раздражители.
На голове насекомых расположена пара чувствительных усиков.
Глаза насекомых – сложные фасеточные, схожие по строению со сложными глазами ракообразных.
Насекомые раздельнополы. После оплодотворения самка откладывает яйца, которые часто бывают упакованы в капсулы.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

План коспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве с использованием УМК Пасечника В.В.

Тип урока: урок обобщающего повторения с применением: тестового контроля, игровой технологии, групповой работы, технологии обучения в сотрудничестве.

ВложениеРазмер
План-конспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве для 7 класса по УМК Пасечника В.В. е 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7классе.

Цели и задачи урока:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;
  • сформировать навыки групповой формы деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Тип урока: урок обобщающего повторения с применением:

  • тестового контроля;
  • игровой технологии;
  • групповой работы;
  • технологии обучения в сотрудничестве.

1. Организационный момент

Акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.

2. Вступительное слово учителя

Фронтальная беседа учителя и учащихся.

1. назовите общие признаки членистоногих:

двусторонняя симметрия тела; членистые конечности; плотный хитиновый покров (роль наружного скелета);различают головной, грудной и брюшной отделы.

2. Какие способы дыхания у членистоногих?

дыхание лёгочное, трахейное или жаберное.

Какие особенности органов чувств?

сложные фасеточные глаза.

Какие особенности роста у этих животных?

рост возможен только путём периодических линек;

3. Представление групп учащихся (название и девиз)

В каждой группе на столе лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова. За каждое правильно вставленное слово команда получает –1 балл

Задание для первой группы "Ракообразные".

Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

Задание для второй группы "Паукообразные".

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.

Задание для третьей группы "Насекомые".

Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. Взависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.

Учащиеся представляют результаты работы в группах с использованием слайдов презентации, выполняющей одновременно и контролирующую функцию. Результаты работы заносятся в сводную таблицу всеми учащимися.

Выполнение заданий по слайдам 15-17:

1.Где мы используем знания о насекомых в своей жизни?

2.Люди каких профессий используют знания о членистоногих?

Учащиеся представляют результаты работы в группах с использованием слайдов презентации, выполняющей одновременно и контролирующую функцию. Результаты работы заносятся в сводную таблицу всеми учащимися.

7. Исключите лишнее (слайды 21-23)

На слайдах представлены три животных, нужно определить какое из них лишнее и объяснить почему. За правильно выполненное задание команда получает – 2 балла

  • Тарантул, крестовик, омар. Омар – ракообразное, а тарантул и крестовик – паукообразные;
  • Вши, блохи, пчела. Пчела – общественное насекомое, а первые два – паразиты;
  • Колорадский жук, бабочка капустница, божья коровка. Божья коровка – регулирует численность вредителей; колорадский жук, бабочка капустница – вредители огородных культур;

Учащимся предлагаются задачи, на которые по возможности они должны дать полный ответ. За каждую правильно объясненную задачу группа получает – 2 балла (Слайды 18,19).

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

а) головоногих;
б) ракообразных;
в) паук

2. Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного:

а) изнашивается;
б) теряет свою окраску;
в) становится нерастяжимым;
г) пропускает воду.

3. Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

а) таежный;
б) собачий;
в) чесоточный;
г) паутинный.

4. По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами;
б) внутренними паразитами;
в) хищниками;
г) потребителями мертвого органического вещества.

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

а) головоногих;
б) ракообразных;
в) паук

2. Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного:

а) изнашивается;
б) теряет свою окраску;
в) становится нерастяжимым;
г) пропускает воду.

3. Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

а) таежный;
б) собачий;
в) чесоточный;
г) паутинный.

4. По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами;
б) внутренними паразитами;
в) хищниками;
г) потребителями мертвого органического вещества.

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых;
б) ракообразных;
в) сосальщиков;
г) паукообразных.

2. Жук-навозник по характеру питания

а) хищник;
б) паразит;
в) растительноядное животное;
г) разрушитель органических веществ.

3. Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела;
б) при рукопожатии;
в) через укусы клещей;
г) через воздух.

4. Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения;
б) обогащают почву перегноем;
в) разрыхляют почву;
г) регулируют численность членистоногих.

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых;
б) ракообразных;
в) сосальщиков;
г) паукообразных.

2. Жук-навозник по характеру питания

а) хищник;
б) паразит;
в) растительноядное животное;
г) разрушитель органических веществ.

3. Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела;
б) при рукопожатии;
в) через укусы клещей;
г) через воздух.

4. Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения;
б) обогащают почву перегноем;
в) разрыхляют почву;
г) регулируют численность членистоногих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе"Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях"

Основной целью этого урока является развитие навыков пунктуационного анализа предложения, умение обобшать, сравнивать и делать выводы о бессоюзных сложных предложениях на примере отрывков из романа А.


Урок: Африка:контроль и обобщение знаний

Уроки обобщающего повторения позволя­ют учащимся приобретать новые знания на ба­зе систематизации и обобщения пройденного материала. Учитель, используя творческий под­ход, может провести эти уроки в н.

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы.

Урок в 9 классе: "Обобщение знаний по западным районам России"

Цель урока:закрепить знания об изученных экономических районах;повторить характерные черты каждого района.

Урок химии в 8классе Обобщение знаний по теме Первоначальные химические понятия

Сценарий урока химии в 8 классе. Тема - Обобщение знаний по теме первоначальные химические понятия. Урок систематизации, коррекции знанийи подготовке к контрольной работе.


Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р.


План-конспект интегрированного урока-обобщения английского языка и физкультуры во 2 классе.

Интегрированный урок английского языка и физкультуры обобщает знания учащихся 2 классов в области грамматики и лексики.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока будет удобен на уроке биологии для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему: Тип Членистоногие. Класс Насекомые

Цель: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными. Слайд №2

Задачи: Познавательные: выявить особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука (посредством выполнения лабораторной работы).

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком. На выполнение задания вам даётся 10 минут. Приступаем!

(смотреть приложение №1)

1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.

III. Работа по новой теме.

Объяснение учителя. Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности.

Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6

К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев.

В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов.

Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др.

1. История названия класса

Вопрос. За что они получили такое название?

- Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.

2. Условия жизни.

-Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.

Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду жизни (бабочки, кузнечики, жуки, мухи, стрекозы и др.). Имеются насекомые, живущие в воде (клопы - водомерки, гладыши, жуки плавунцы и др.). Бывают насекомые – паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы и др.). Слайды № 7-9

-Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0С.

3. Типы ротового аппарата.

– Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение.

Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10

4.Образ жизни представителей класса.

– Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11

-Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №12

5. Строение тела насекомого.

Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы, используя инструктивную карту. Слайды №13-15

(Учащиеся работают самостоятельно с инструктивной картой, делают записи в тетради в соответствии с планом, смотреть Приложение №2)

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Задание 1. (Слайд №16)

Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.

Оказывается, жизнь – бесконечная цепь явлений и существ. Всё перепутано, но в этом беспорядке рождается удивительная гармония, хрупкая и ранимая.

Бабочка.…Это всего лишь штрих на огромной картине, имя которой жизнь. Вот она прижалась к цветку, молчит, смотрит на нас сквозь густую траву так же как сотни глаз крошечных обитателей. Она надеется, что вы пройдёте мимо, только восхищаясь её красотой. И ты должен быть счастлив, что чувствуешь себя одним целым со всем этим прекрасным миром.

Давайте учиться не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, но и слышать. Сильные чувства рождают великие мысли. И рано или поздно мы осознаем свою неразрывную связь со всем окружающим нас живым миром и скажем:

Я жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить.

Фронтальный опрос

1. По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?

(длинное тело, состоящее из сегментов)

2. Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых червей?

(кожно-мускульный мешок, кровеносная система, пищеварительная система, нервная система, выделительная система в форме трубочек – метанефридий).

3. Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей? Её функции.

и выводит продукты распада)

4. Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?

(парные надглоточные и подглоточные нервные узлы – ганглии, соединённые в окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка).

5. Каково происхождение кольчатых червей?

(от древних свободноживущих плоских червей произошли многощетинковые (т. к. личинки многощетинковых сходны с планариями), затем малощетинковые, пиявки).

Задание на определение типа животных.


По первым буквам живых организмов, изображенных на картинках, определите тип животных, которых мы должны изучить.

1. Какие царства живых организмов изображены на картинках?

(царства грибов, царства растений, царства животных).

2. Какие царства отсутствуют на картинках?

Определите систематическое положение данного типа животных:

  • царство Животные;
  • подцарство Многоклеточные;
  • тип Членистоногие;
  • класс Ракообразные; класс Паукообразные ; класс Насекомые.

Учитель: Тип членистоногих животных очень многообразен. Около 1 миллиона видов населяет все среды обитания.

Это самый богатый видами и процветающий тип животных.

Проблемный вопрос. Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Рассмотрим многообразие типа членистоногих, используя компьютер

( электронный атлас для школьника – зоология 7-8класс).

Работаем по группам.

Особенности строения членистоногих

Паукообразные

Насекомые

голова, грудь, брюшко

Дыхание

выросты кожи - жабры

Кровеносная система

сердце трубчатое, состоит из нескольких камер

Выделительная система

( у основания усиков)

почки и выделительные трубочки

выделительные трубочки, мальпигиевые сосуды

Пищеварительная система

Нервная система

укрупнение надглоточного и подглоточного узлов,

брюшная нервная цепочка + органы чувств: зрение, обоняние, осязание

Половая система

Яйцо личинка взрослая особь

Яйцо личинка куколка взрослая особь

Физминутка

Проблемный вопрос.

Какие признаки внешнего строения позволяют объединить ракообразных, паукообразных и насекомых в тип членистоногие?

  1. Передвигаются с помощью конечностей.
  2. Членистоногие имеют членистые конечности, которые могут сгибаться.
  3. Тело подразделяется на отделы : головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко.
  4. Тело состоит из сегментов, правда при наружном осмотре сегменты не просматриваются у пауков и клещей, но наиболее отчётливо выражены у насекомых, мокриц, многоножек. (Сходство с кольчатыми червями).
  1. Тело покрыто плотной оболочкой (кутикулой), основой которой является органическое вещество – хитин.

Расскажите о значении кутикулы.

  • защита от повреждений;
  • защита от высыхания (потери влаги);
  • наружный скелет, к которому прикреплены мышцы изнутри.

Комментарий учителя. Покров очень прочный, плохо растяжим. Это мешает росту членистоногих, поэтому они время от времени линяют.

Рост прерывистый, сначала мягкая кутикула, позволяющая расти, потом постепенно твердеет до новой линьки.

Последний вопрос, который необходимо выяснить.

Происхождение членистоногих.

Не зря мы сегодня повторяли тип кольчатые черви. Их сегментированное тело, строение кровеносной и нервной системы указывает на родство с членистоногими. Однако, членистоногие выше по организации.

В процессе эволюции (исторического развития) у них определились отделы тела, расчленились конечности, появился хитиновый покров, усложнились системы органов дыхания, нервной, органов чувств.

Эти признаки способствовали их процветанию на Земле.

Пусть любое существо на земле ощущает себя необходимой частью природы.

Спасибо за урок!

Алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке (7класс).

Задание №1. Ответьте на вопросы.

  • По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?
  • Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых червей?
  • Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей? Её функции.
  • Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?
  • Каково происхождение кольчатых червей?

Задание №2

По первым буквам живых организмов определите тип животных, которых мы должны изучить.


Задание №3

Определите систематическое положение данного типа животных:

Проблемный вопрос. Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Задание №4

Работаем по группам.

Рассмотрите многообразие животных типа членистоногих. Определите особенности строения членистоногих.

Читайте также: