План урока степени сравнения прилагательных 10 класс

Обновлено: 08.07.2024

3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.

ВложениеРазмер
ivanova_n.v._konspekt_uroka.docx 24.95 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Называет степени сравнения имен прилагательных;
  2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;
  3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.
  1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Надеюсь, что сегодняшний урок получится плодотворным и интересным.

- Я попрошу вас поработать в парах для того, чтобы вспомнить тот материал, который вы уже знаете. Для этого я раздам карточки каждой паре. По очереди задавайте вопрос своему напарнику, указанный в вашей карточки, и сравнивайте ответы. Важно проговорить друг другу материал и подготовить самого себя к восприятию нового материала.

Что такое прилагательное? Назови, что обозначает и на какие вопросы отвечает? Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие?

Перечисли, какие разряды имен прилагательных ты знаешь? Качественные, относительные, притяжательные

Объясни, что обозначают качественные имена прилагательные? Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени

Объясни, что обозначают относительные имена прилагательные? Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству

Объясни, что обозначают притяжательные имена прилагательные? Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному

К какому разряду будут относиться слова ДОБРЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЛЕГКИЙ? Качественное прилагательное

К какому разряду будут относиться слова СОСНОВЫЙ, КАМЕННЫЙ, МОРСКОЙ? Относительные прилагательные

К какому разряду будут относиться слова ПАПИН, ЛИСИЙ? Притяжательные прилагательные

Перед вами три предложения. Запишите их себе в тетрадь

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красИвее предыдущего.

Перед нами открылся красИвейший пейзаж.

Поработайте в группах по 3 человека. Ваша задача – назвать степени сравнения имен прилагательных, на основе примеров и вопросов, на которые нужно ответить каждой группе.

- Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красивее)

- Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? (красивейший)

- Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

Пожалуйста, сделайте вывод и запишите его в виде ответа на вопрос – назови степени сравнения имен прилагательных?

Это и будет темой нашего урока (Записываем тему)

Запишите стихотворение Михаила Александровича Дудина, советского поэта. Найдите прилагательные, имеющие степень сравнения. Определите, с помощью каких суффиксов образовались эти прилагательные? Обозначьте эти суффиксы

Чистейшего снега, И, пухом легчайшим

Белейшего снега На солнце блистая,

Зима отряхнула Пустила гулять

На рощу с разбега. По лесам горностая

Слово учителя (схема на доске. Учащиеся переносят ее в тетрадь)

Сравнительная степень Превосходная степень

-ее- более -айш- самый

Я называю прилагательное в положительной степени, а вы меня дополняете, образуя сравнительную и превосходную степень

Красивый – красивее – самый красивый

Умный – более умный – умнейший

Чистый – чище – чистейший

Сделайте вывод, прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения? (только качественные)

Осмысление (работа в парах)

Сейчас ваша задача – проговорить новый материал друг другу и самому себе. Я раздам карточки, в которых будут прописаны вопросы, которые вы будете задавать друг другу.

Перечисли степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Назови все степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Объясни, какими способами может быть образована сравнительная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Сравнительная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-ее-, -е-, -ше-) и специальных слов (более, менее)

Объясни, какими способами может быть образована превосходная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Превосходная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-айш-, -ейш-) и специальных слов (самый)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень:

красивый, умный, добрый, нежный, синий Красивее (более/менее красивый),

Умнее (более/менее умный),

Добрее (более/менее добрый)

Нежнее (более/менее нежный)

Синее (более/менее синий)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень: ласковый, надежный, честный, хороший Ласковее (более/менее ласковый)

Надежнее (более/менее надежный)

Честнее (более/менее честный)

Лучше (более/менее хороший)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень:

красивый, умный, добрый, нежный Красивейший (самый красивый)

Умнейший (самый умный)

Добрейший (самый добрый)

Нежнейший (самый нежный)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень: ласковый, надежный, честный, хороший

Ласковейший (самый ласковый)

Надежнейший (самый надежный)

Честнейший (самый честный)

Какие сложности возникли во время работы в парах? Все смогли ответить на вопросы напарника?

1. Это путь гораздо длиньше, чем тот. 2. Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера. 3. Я никогда не видел книгу толстее. 4. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Нью-Йорке. 5. И продавала она все по самой выгоднейшей цене. 6. Голос этой девушки, по мнению слушателей, был звончее других.

Таким образом, для использования степени сравнения прилагательного, используем только один способ – либо добавляем специальное слово, либо суффикс. Не смешивать.

Объяснение домашнего задания:

По группам составить текст с использованием прилагательных в сравнительной, превосходной степенях сравнения (по профессиям).

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Лексико – грамматические разряды. Степени сравнения прилагательных. Полная и краткая формы. Морфологический разбор имени прилагательного.

Цели и задачи урока. Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; совершенствовать умения определять разряды и образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять их в речи; формировать культуру устной и письменной речи; осуществлять нравственно - эстетическое воспитание, внимание к слову и окружающему миру.

Формируемые УУД: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений; коррекция знаний и умений; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; осознание смысла учения, совершенствования имеющихся знаний и понимание личной ответственности за будущий результат.

Планируемые методы, приемы, технологии: лингвистический эксперимент, наблюдение, сравнение и сопоставление, практическая работа, творческая работа, тренинг

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

1. Поставьте ударение в словах. Подберите к ним имена существительные и произнесите полученные словосочетания.

2.Исправьте ошибки в словах.

Бесперестанный, высокосный, заведывающий, будующий.

( беспрестанный, високосный, заведующий, будущий)

II. Мотивация учебной деятельности.

а) Посмотрите на текст №1, который лежит перед вами, и определите, о чем в нем идет речь.

Много … можно увидеть в зимнем спящем. С … пролетит … или поднимется … Возятся под … лесные …

(Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется глухарь. Возятся под снегом лесные мыши.)

- Какие слова вы угадали? Почему?

б) Теперь работаем с текстом №2. Добавьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Какую роль они играют?

Слово - … прикосновение к сердцу; оно может стать и …цветком, и …водой, и …ножом, и … железом. … слово доставляет радость. (В. Сухомлинский)

( Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, и острым ножом, и раскаленным железом. Мудрое и доброе слово доставляет радость)

Трудно представить себе язык без имен прилагательных. Именно они делают наши высказывания яркими и выразительными, вносят точность в определение существенных признаков предметов и явлений.

IV. Работа по теме.

1.Используя кластер, расскажите об имени прилагательном как части речи.

Изменяется по …Синтаксическая роль

Имеет формы разряды

2. Что общего между именами прилагательным и существительным?

(Род, число, падеж)

3. Определите синтаксическую роль прилагательных в предложениях.

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там все прекрасно, там все мило.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(качественные прилагательные имеют краткую форму и степени сравнения - сравнительную и превосходную)

Мы видим в стихотворении любимый творческий прием Тютчева – проведение параллели между явлениями природы и состоянием души человека. А помогают в этом имена прилагательные. Благодаря им возникают, рождаются удивительные эпитеты, метафоры.

6.Работа в группах

Задание 1 группе:

Объясните правописание прилагательных осенних, таинственная, багряных, туманная, божественной.

Задание 2 группе

Что нужно сделать с существительным дорога, чтобы превратить его в краткое прилагательное, не меняя в нем ни одной буквы?

Как ты мне дорога (поменять ударение)

Задание 3 группе

Сравните словосочетания каменный дом – каменное сердце, заячий хвост – заячий тулуп. Какое явление мы здесь наблюдаем?

(переход прилагательных из одного разряда в другой)

7. Используя таблицу, расскажите о степенях сравнения имен прилагательных. Какую практическую пользу имеют знания о степенях сравнения?

(показывают культуру речи говорящего, помогают определить разряды прилагательных)

8. Практическая работа с языковым материалом.

Образуйте от прилагательных все возможные формы степеней сравнения.

Умный, сильный, красивый, глубокий, широкий, хороший, дорогой, чистый, сухой.

Спишите предложения, образуя от прилагательных в скобках сравнительную или превосходную степень (простую или сложную).

10.Морфологический разбор имени прилагательного.

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)

Моральный – имя прилаг., нач.ф. – моральный, полн., качеств., муж. род, ед., Вин., определение.

Вернейший – прилаг., нач. ф. – вернейший, полн., кач., простая превосх. степень, муж., ед., Им., определение

Достаточный уровень. Подберите прилагательные, характеризующие слово в предложении и запишите его.

Меткое, … (страстное, образное, глубокое) по смыслу слово влияет на людей, их убеждения и поступки.

Высокий уровень. Составьте стихотворение – синквейн о слове

Охраняет, оживляет, создает. Слово – могучая сила памяти.

Может выразить все.

Слово рождает яркие образы.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание. Повторить разряды и степени сравнения имен прилагательных. Выполнить упр.339, 340. Подобрать 5 пословиц с прилагательными в сравнительной степени, выучить, объяснить смысл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача: показать обучающимся, что благодаря прилагательным, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: частично-поисковый, игровой.

Оборудование: интерактивная доска, карты, опорные схемы, кластер, семантические карточки, оценочные листы, дерево Блоба, мяч, лестница успеха, стикеры, геометрические фигуры.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней работы.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

VI. Стадия рефлексии.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой формировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.

Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, геометрические фигуры ученикам и просит сгруппироваться по геометрическим фигурам. ( геометрические фигуры: квадрат, треугольник).

II. Проверка домашней работы.

- На дворе январь. Я вспомнила строки из стихотворения Михаила Дудина:

Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

IV. Новая тема. Давайте все сравнивать.

1. Составление кластера.

2. Словарная работа

Ж…в…писная мес…ность, ж…лищный …тдел, ш…рокое оз…ро, у…кая ш…нель, вкус…ный щ…вель, ч…дес…но с…бя ч……ствовать, ч…довищные щ…пальца, ч…чело ч…йки, щ…ч…я пасть, прищ…рит…ся на со…нце.

Проверка словарной работы.

Живописная местность, жилищный отдел, широкое озеро, узкая шинель, вкусный щавель, чудесно себя чувствовать, чудовищные щупальца, чучело чайки, щучья пасть, прищуриться на солнце.

4. Работа по учебнику.

Упражнение 189. Спишите, образуя от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени образуется от другой основы.

Чем (далекий) в лес, тем (большой) дров. Здоровье (дорогой) богатства. Маленькое дело (хороший) большого безделья. Ум да здоровье всего (дорогой). Грозен враг за горами, а (грозный) – за плечами. Знай (большой), а говори (малый). В гостях хорошо, а дома (хороший). (Ранний) начнешь, (ранний) и поспеешь. После работы еда (вкусный).

5. Физминутка

Я счастливая (ый)
Я умная
Я красивая
Я спокойная
Я нежная
Я добрая
Я веселая

Y. Закрепление

1. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных.

2. Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных.

3. Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных.

4. Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных.

2. Распределительный диктант.

- Распределите слова в два столбика.

Умнее, красивейший, теплее, сильнейший, светлее, умнейший, смелее, короче, слаще, больше, величайший, глубже, тяжелейший, великолепнейший, веселее, кратчайший, хуже, строжайший.

Распределительный диктант

Слабый, твердый, дорогой, редкий, сухо, жаркий, жесткий, молодой, богатый, крутой, простой, высокий, чистый, широкий, дешёвый, яркий, громкий, тонкий, густой, строгий, частый, легкий, полезный, сладкий, тихий.

4. Ромашка Блума

1. С помощью каких суффиксов образуется простая превосходная степень имени прилагательного?

2. Как изменяются прилагательные в форме превосходной степени?

3. Почему нельзя употребить простую и составную форму превосходной степени одновременно?

4. Чем отличается сравнительная степень имени прилагательного от превосходной?

6. Семантическая карта.

YII. Домашнее задание. Упражнение 193, страница 114

План урока: I. Организационный момент . II. Проверка домашней работы. III . Подготовка к восприятию новой темы. IV . Новая тема. V . Закрепление. VI. Стадия рефлексии. VII . Домашнее задание .

I. Организационный момент .

II. Проверка домашней работы.

III . Подготовка к восприятию новой темы.

VI. Стадия рефлексии.

VII . Домашнее задание .

Мне подарили белые ландыши .

Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая. М. Дудин

Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая.

М. Дудин

Давайте все сравнивать.

Коттедж больш е дома.

Тигр сильн ее котенка.

Такса меньш е овчарки.

Мед слащ е сахара.

Степени сравнения прилагательных

более (менее) красивый

Степени сравнения прилагательных

более (менее) красивый


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Ж…в…писная мес…ность, ж…лищный …тдел, ш…рокое оз…ро, у…кая ш…нель, вкус…ный щ…вель, ч…дес…но с…бя ч……ствовать, ч…довищные щ…пальца, ч…чело, ч…йки, щ…ч…я пасть, прищ…рит…ся на со…нце.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Ж…в…писная мес…ность, ж…лищный …тдел, ш…рокое оз…ро, у…кая ш…нель, вкус…ный щ…вель, ч…дес…но с…бя ч……ствовать, ч…довищные щ…пальца, ч…чело, ч…йки, щ…ч…я пасть, прищ…рит…ся на со…нце.

ПРОВЕРКА Ж и в о писная мес т ность, ж и лищный о тдел, ш и рокое оз е ро, у з кая ш и нель, вку сн ый щ а в е ль, ч у де сн о с е бя ч ув ствовать, ч у довищные щ у пальца, ч у чело ч а йки, щ у ч ь я пасть, прищ у рит ь ся на со л нце.

Ж и в о писная мес т ность, ж и лищный о тдел, ш и рокое оз е ро, у з кая ш и нель, вку сн ый щ а в е ль, ч у де сн о с е бя ч ув ствовать, ч у довищные щ у пальца, ч у чело ч а йки, щ у ч ь я пасть, прищ у рит ь ся на со л нце.

Работа по учебнику. Упражнение 189. Спишите, образуя от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени образуется от другой основы. Чем (далекий) в лес, тем (большой) дров. Здоровье (дорогой) богатства. Маленькое дело (хороший) большого безделья. Ум да здоровье всего (дорогой). Грозен враг за горами, а (грозный) – за плечами. Знай (большой), а говори (малый). В гостях хорошо, а дома (хороший). (Ранний) начнешь, (ранний) и поспеешь. После работы еда (вкусный).

Работа по учебнику.

Упражнение 189. Спишите, образуя от имен прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени образуется от другой основы.

Чем (далекий) в лес, тем (большой) дров. Здоровье (дорогой) богатства. Маленькое дело (хороший) большого безделья. Ум да здоровье всего (дорогой). Грозен враг за горами, а (грозный) – за плечами. Знай (большой), а говори (малый). В гостях хорошо, а дома (хороший). (Ранний) начнешь, (ранний) и поспеешь. После работы еда (вкусный).


Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 10 классе по УМК под редакцией Гольцовой Н.Г, Шамшина И.В.. "Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения прилагательных. Краткие и полные прилагательные"

Образовательные и дидактические задачи

методы и приемы работы

Здравствуйте, садитесь. Рада вас видеть.

диагностировать уровень подготовленности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем знакомство с частью речи именем прилагательным. Что нового вы узнали об имени прилагательном?

Настроить учащихся на повторение и обобщение знаний о прилагательном как части речи. Показать значимость имен прилагательных для повышения коммуникативного потенциала речи, точности, выразительности. образности высказывания.

беседа, слово учителя, ответы учеников.

III. Актуализация знаний.

Прочитайте выписанные вами из текста стихотворения имена прилагательные. Укажите их разряд, Какую стилистическую функцию они выполняют?

Сформулируйте самостоятельно цели урока.

Работающие у доски учащиеся предлагают пример морфологического разбора имени прилагательного, учитель и класс проверят правильность разбора.

Учащиеся читают выписанные прилагательные, отмечают разряд, указывают роль прилагательных как выразительных средств речи.

Учащиеся записывают тему урока, формулируют устно цели урока:

повторить знания о способах образования степеней сравнения имен прилагательных и кратких прилагательных.

С какой целью в речи используются степени сравнения прилагательных и краткие формы прилагательного.

Беседа, фронтальный опрос, устные монологические высказывания, индивидуальные задания. Работа с доской.

IV. Объяснение (обобщение) нового материала. 1.

Учащиеся перечитывают материал учебника на странице 147 и составляют таблицу:

стилистически нейтральные формы:форма простой сравнительной степени с суффиксом ее, формы сложной превосходной степени;

книжные формы: сложные формы сравнительный степени. Формы простой превосходной степени, формы сложной превосходной степени.

разговорные формы: форма простой сравнительной степени с суффиксом ей, формы сложной превосходной степени.

V. Промежуточный этап (Закрепление материала)

Обратитесь к упражнению 190. Прочитайте предложения. Продолжите таблицу примерами из текста, занося словосочетания в соответствующую графу, в зависимости от того того, какую стилистическую нагрузку несет сравнительная форма прилагательного. Проверим, что у вас получилось.

Обратитесь к упражнения 189. Прочитайте задание. Образуйте от данных прилагательных простые и сложные формы степеней сравнения. Обязательно поставьте ударение в словах. В случае затруднений обращайтесь к орфоэпическом словарю, лежащему у вас на партах. От всех ли прилагательных вы смогли образовать все формы сравнения? Какие слова вызвали у вас затруднения с точки зрения орфоэпии? Какой вывод вы для себя сделали после выполнения данного упражнения?

Учащиеся читают предложения. Находят в тексте формы сравнительной степени прилагательных. Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях с таблицей. В ходе коллективной проверки с помощью учителя отмечаются стилистическая функция форм сравнительной степени, особенности использования различных форм сравнительной степени разными поэтами, с целью достижения определенного художественного эффекта.

Учащиеся работают в тетрадях, со словарям, затем читают и проверяют написанное. Запоминают произношение некоторых слов. Учащиеся делают вывод, что не от всех прилагательных можно о образовать все степени сравнения.

VI. Объяснение (обобщение) нового материала. 2.

Как образуют краткую форму прилагательные на ЕНН? Составьте в тетради памятку: Правила образования кратких форм прилагательных. Какие еще сложные случаи нужно записать для памяти? (острый-остер, остр. Достойный-достоит (причастие). Составьте устно предложения используя краткую форму прилагательного на ЕНН. Запишите одно предложение в тетрадь. Подчеркните краткие прилагательные как член предложения.

Учащиеся перечитывают материалу учебника, составляют сравнительную таблицу признаков полных и кратких прилагательных (морфологические признаки, способность к склонению, синтаксическая роль). Читают и проверяют написанное.

Учащиеся составляют памятку двойных кратких форм прилагательных. Составляют и записывают предложения в тетрадь. Подчеркивают краткие прилагательные как предсказуемые.

Беседа, слово учителя, работа с текстом учебника, работа с таблицей, в тетради, устные высказывания.

VII. Закрепление материала.

Обратитесь к упражнению 192. Образуйте и запишите формы кратких прилагательных.

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, параллельно осуществляя проверку (по цепочке).

Работа в тетради, работа с текстом учебника, коллективная проверка.

VIII. Работа по развитию речи: актуализации навыка восприятия эстетических объектов и построения оценочного высказывания.

Обратитесь к упражнению 197. Разбейтесь на две группы, прочитайте каждая группа совй диалог сначала про себя, затем подготовьте выразительное чтение одним чтецом или по ролям (несколькими чтецами). Подчеркните интонационно особенности речи персонажей.

После прослушивания обоих диалогов скажите, какой темой они объединены? (характеристика жителей города) Какие части речи позволяют персонажам поэмы Н.Гоголя выразить свое отношение к объектам диалога? (формы сравнения прилагательных и существительные). Выпишите в тетрадь по группам формы сравнительной (1 вариант) и превосходной (2 вариант) степеней. Какова стилистическая окраска этих прилагательных? С какой целью их использует Гоголь? Как бы вы определили степень сравнения прилагательных превосходный, прекрасный?

Вспомните типы диалогов, какие типы использует Гоголь. Аргументируйте свой ответ. В чем особенность использования Гоголем этикетного диалога?

Учащиеся читают тексты диалогов про себя. Готовят выразительные чтение, определяют тему высказывания, какие средства языка помогли говорящему достичь цели высказывания: выразить отношение к объекту разговора.

Учащиеся выписывают формы степеней сравнения прилагательных. Делают вывод о их стилистической роли в тексте: использование формы превосходной степени как средства характеристики персонажа, выражение авторской иронии.

Учащие отмечают характер использования типов диалога Гоголем как средств характеристики персонажей выражения авторской иронии.

IX. Подведение итогов.

Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока? Какие цели мы достигли? С какой целью нужно использовать формы сравнения прилагательных в речи? В чем особенность употребления кратких прилагательных? Как повышают знания, полученные сегодня, культуру вашей речи?

Учащиеся отмечают возможности форм сравнения прилагательных как средств выразительности. Сложные случаи образования кратких форм прилагательных, роль знания способом образования и употребления форм прилагательных для повышения культуру речи.

Беседа. Аргументированные высказывания учащихся.

X. Запись домашнего задания.

В качестве домашнего задания вы получаете творческое задание: составьте и запишите в тетрадях диалог (одного из типов), в котором продемонстрируйте свои знания норм употребления форм прилагательных.

Учащиеся зписывают домашнее задание.

Слово учителя. Беседа. Слушание. Чтение.

Методическое обоснование урока.

Воспитательные задачи урока: донести до учащихся важность широкого использования стилистических возможностей форм прилагательных в речи, сформировать представление о важности богатства и выразительности речи для точной коммуникации, как свидетельство культуры речи;

Эстетические задачи: раскрыть перед учащимися эстетические возможности форм сравнения прилагательных, формировать у учащихся навык восприятия произведений искусства (словесных), анализа его с точки зрения стилистических возможностей форм прилагательных. Формирование личностно значимых оценочных суждений и тренировка навыка их выражения в форме речевого высказывания.

Задачи лингвистического развития учеников: повторение знаний об имени прилагательном как части речи, его грамматических категориях, синтаксической роли; актуализация знаний о способах образования форм сравнения прилагательных и кратких форм прилагательных, усвоение грамматических и орфоэпических норм, вызывающих затруднение у учащихся.

Задачи речевого развития учащихся: повторение знаний о тексте, стилях речи, выразительных средствах языка, формирование навыка стилистически и ситуативно оправданного использования в речи разных форм прилагательных.

С основными понятиями урока (прилагательное как часть речи, степени сравнения, полная и краткая формы прилагательного, стили речи, текст, диалог, его типы, и т.д.) учащиеся знакомились в курсе русского языка средней школы, в задачи данного урока входит их систематизация, тренировка и развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Домашнее задание имело индивидуальный и творческий характер. 2 учащихся получили индивидуальное задание сделать морфологический разбор прилагательного, учащиеся подготовили чтение наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева, выделили в нем прилагательные разных разрядов, определили их стилистическую роль. Чтение поэтического текста вводило учащихся в мир произведений искусства и подводило к активному анализу характера использования выразительных возможностей форм прилагательных, способствует развитию коммуникативной компетенции. Выступления учащихся органично входят в структуру урока, сопровождаются минимальными комментариями учителя. Готовит учащихся к дальнейшему восприятию художественных текстов и их анализа с точки зрения выразительных возможностей прилагательных. В процессе подготовки индивидуального домашнего задания сложность состоит в том, чтобы добиться адекватного восприятия поэтического текста учащимися.

На этапе работы с материалом учебника, составлением таблицы развивается навык исследовательской (самостоятельной поисковой) деятельности учащихся. Работа в группах способствует поиску моделей позитивной коммуникации между участникам группы.

На этапе выполнения упражнений тренируется морфологический,орфографический и орфоэпический навык учащихся; на этапе знакомством с художественным текстом (чтение, прослушивание) развивается эстетическое чувство учащихся, в процессе анализа текстов тренируется навык понимания темы, идеи высказывания, типом диалога, оценки использования в речи участников диалога выразительных возможностей форм сравнения прилагательных.

На 1-м этапе урока учащиеся должны знать понятия части речи, грамматических категорий имени прилагательного, понятие степени сравнения и способов образования форм сравнения прилагательных, понятие о краткой и полной форме прилагательного, способ образование краткой формы, грамматические и синтаксические отличия форм прилагательных, диалог, уметь оперировать ими. На последующих этапах закрепляются указанные выше понятия, тренируется грамматическая и орфоэпическая норма, стилистический анализа текста с точки зрения определения выразительных возможностей форм сравнения прилагательных. На этапах работы над упражнениями 189, 190 тренируется навык учащихся образовывать грамматические формы прилагательных, орфографический и орфоэпический. На этапе работы над текстом упражнения 191 формулируется навык определения типа диалога, определения стилистической роли частей речи, формируется способность определять тему текста, видеть роль форм прилагательных для такие качества речи. как выразительность, образность, оценочность (ироничность). На каждом этапе урока осуществляется тренировка навыка устной и письменной речи.

Работа на уроке предполагает смену видов деятельности, превалирования самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работы в группах, решение проблемных задач, развитие эстетического чувства, креативного и логического мышления, восприятия устной речи и построения устного и письменного высказывания. В ходе урока актуализируются межпредметные связи (апелирования к знаниями по литературе).

Домашнее задание имеет творческий характер, предполагает тренировку коммуникативного навыка устной и письменной речи, построения письменного высказывания разного типа, использования выразительных возможностей прилагательных, повторения знаний об имени прилагательном и правописании форм прилагательных.

Читайте также: