План урока сложные слова

Обновлено: 05.07.2024

Цель : знакомство со сложными словами, с соединительными гласными. Развитие умения видеть сложные слова.

1) познакомить обучающихся со сложными словами, с соединительными гласными;

2) обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

3) способствовать развитию умений учащихся пользоваться полученными знаниями.

Этапы урока

Формируемые УУД

1. Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Минутка чистописания

Откройте тетради, подготовьте их к работе (число, классная работа).

Посмотрите: на доске для вас записаны несколько букв, найдите среди них лишнюю и объясните, почему она лишняя. (БХГДВ)

Х лишняя – потому что глухая или потому что непарная. (Назвать оба признака).

Верно! Именно с этой буквой мы поработаем на минутке чистописания.

Хорошо учиться всегда пригодится.

Найдите в записанном предложении словарное слово. Почему оно так называется?

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Постановка проблемы

Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот что от них осталось:

Парные Безударные Непроизносимые

Назовите полные названия этих орфограмм. А где они находятся? Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?

Прочитайте слова, которые даны на доске. На сколько групп вы могли бы разделить эти слова? Какие это группы?

Вода, водный, падает ,водопад, водичка, падение, упаду.

Распределите слова на 2 группы. (2 ученика работают у доски)

Почему не взяли слово водопад? Кто считает, что оно относится к 1 группе? А кто считает иначе?

Что вас удивило? Какой возник вопрос?

Что означает слово водопад ?

(Поток воды, который падает с высоты).

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации;

ПУУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, осуществлять анализ и синтез.

Формулирование темы, цели и задач урока

Это слово получилось не просто так, мы сложили два корня. Как бы вы могли назвать это слово. (Сложное).

Проверим свой вывод по учебнику. Откройте его на стр. 106. (Чтение правила).

Это и есть тема нашего урока: Сложные слова.

Какую цель мы поставим перед собой?

Знакомство со сложными словами.

Посмотрите на слова, данные на доске, и попробуйте сформулировать задачи нашего урока.

РУУД: формулирование цели урока; формулирование задач урока.

КУУД: умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации.

Работа с учебником.

Упр. 125. Прочитайте задание. Выполняют самостоятельно.

Проверка. Взаимооценка по волшебным линеечкам.

А сейчас посмотрите на те корни, которые вы выделили в этих словах. Смогли бы образоваться слова, если бы были только эти корни?

С помощью чего соединяются эти корни? С помощью каких гласных? Как бы вы могли назвать эти гласные буквы?

Проверим по учебнику. Чтение правила на стр. 106.

РУУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы других;

ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Физкультминутка

Итак, а сейчас давайте немного поиграем. Встаньте все. Я буду называть слова. Если в слове будет соединительная гласная о, тогда вы приседаете, а если буква е, тогда поднимаете руки вверх.

Водолаз, камнепад, листопад, одноклассник, пылесос, скороход, путеводитель, самолёт, Синеглазка.

Закрепление изученного

А сейчас возьмите карточку синего цвета. (Карточка №1). Всем ли хватило карточек? (Нет). Как вы думаете почему? (Наверно, потому, что будем работать в парах). Почему мы будем работать в паре? (Работаем в паре, потому что задание может быть сложным). Назовите правила работы в паре.

Посмотрите на карточку и подумайте, какое задание вам будет предложено? ( Данное предложение заменить словом).

Верно! Приступайте к выполнению задания .

Проверка. (Объяснение смысла слов)

Оцените работу вашей пары по алгоритму.

Встаньте те, кто выбрал задание необходимого уровня. Проверка. Индивидуальная самооценка по алгоритму.

Встаньте те, кто выбрал задание программного уровня.

Встаньте те, кто выбрал задание максимального уровня.

Какие сложные слова вы услышали? Из чего сложены эти слова?

КУУД: умение слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению;

ПУУД: осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно – следственные связи, извлекать информацию, представленную в разных формах.

РУУД: составлять план решения учебной проблемы, определять степень успешности выполненной работы.

Подведение итогов урока

Какую цель мы поставили перед собой на уроке? Все ли задачи мы выполнили для достижения данной цели? Достигли ли мы поставленной цели?

Оцените свою работу с помощью листа самооценки, продолжив данные предложения.

Вклейте листы самооценки в тетрадь.

РУУД: умение оценивать степень успешности выполнения работы по заданным критериям.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

На протяжении всего урока идёт формирование следующих личностных УУД : любовь и уважение к языку, интерес к письму, к изучению языка, осознания ответственности за произнесенное и написанное слово.

Приложения к конспекту урока

Аппарат, которой сам летает по воздуху. (самолёт)

Поток воды, который падает с большой высоты. (водопад)

Одежда, которая греет тело. (телогрейка)

Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня. (бронежилет)

Кастрюля, которая быстро варит. (скороварка)

1. Н Вставь пропущенные буквы.

Сам_вар, каш_вар, пыл_сос.

2 .П Составить 3 сложных слова с корнями –воз-, -ход-, -пар-, -сам-, -лёт-.

3 . М Составьте сложные слова, но вам дается только одна часть слова: -лес-, -ход-, -пад-.

Лист самооценки

Я узнал ______________________________________________.

Я понял ______________________________________________.

Было интересно____________________________________________.

Было трудно________________________________________________.

Алгоритм самооценки:

Что нужно было сделать в этом задании?

Удалось получить результат?

Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)?

Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

Каков был уровень задания?

Определи уровень успешности, на котором ты выполнил задание.

Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

Задачи:

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения:

  • Проблемный
  • Исследовательский
  • Информационно-коммуникативный

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ВложениеРазмер
razrabotka_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.doc 665.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку

Развивающая : развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая : воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : урок-исследование.

  • Проблемный
  • Исследовательский
  • Информационно-коммуникативный

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1.Организационный момент. (2 мин)

Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности

- Дети, вам тепло? (да)

- В классе светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- А хотите вы учиться? (да)

- Значит можно вам садиться!

(Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки.)

Ребята, отгадайте , какие буквы будем писать на уроке:

1.Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву (о)

2.Енот жуёт, жуёт енот,

Ежевику он жуёт,

И на розовой стене

Он рисует букву (е)

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь

Открываем тетради, пишем число, классная работа.

оео еое оео еое

Эти буквы нам понадобятся в дальнейшем на уроке.

3.Актуализация знаний(3 мин)

- Прежде, чем мы начнём работать дальше, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Вам нужно выбрать правильное утверждение. Если вы согласны хлопните в ладоши один раз, если не согласны не хлопаете, садитесь прямо.

1.Корень – это главная часть предложения (-)

2 Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

3.Берёза, осина, дуб - это однокоренные слова.(-)

4. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

4. .Суффикс помогает образовывать новые слова (+)

5 Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

6. Основа – это часть слова без окончания(+)

3.Самоопределение к деятельности (2 мин)

Рассказать секреты слова,

Я для вас всегда готова,

На уроке будь готов, сам раскрыть секреты слов.

В стране родного языка не всё известно нам пока,
Но мы исследовать начнём и сами до всего дойдём.

Вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов.

Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными ….

  • Начинаем наше первое исследование – открытие нового знания

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

1. Введение нового понятия.(4 мин)

Школа (Это учебное заведение) школьник, школьный

Альбом (книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций)альбомный, альбомчик

Книголюб (Любитель книг, книги любит) книга, книжный, книжечка, любовь, любимая

1.Объясните лексическое значение этих слов.

2.Подберите однокоренные слова

2.Выделите в этих словах корень.

В словах: школа, школьник, школьный – корень школ,.В словах альбом, альбомный, альбомчик – корень альбом.

Сколько корней в слове книголюб ?

. Для ответа на этот вопрос предлагаю провести 1 исследование.

( Нужно подобрать однокоренные родственные слова: книга, книжный, книжечка. Во всех этих словах общая часть – корень -книг- (г//ж).

Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-.)

В слове книголюб два корня.

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями ? Сложные (Ответы учащихся)

(Потому что слова образовались от сложения корней.)

4.Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели мы перед собой поставим по теме урока?

1. Научиться отличать сложные слова от других слов.

2.Учиться выделять корень в сложных словах.

5.Работа по учебнику(парная) (5 мин)

Предлагаю закрепить новое знание.

Первый ряд под цифрой 1.

Второй ряд под цифрой 2.

Третий ряд под цифрой 3. ( Ветромер - прибор для измерения силы ветра .)

6. Физкултминутка(2 мин)

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

7.Самостоятельная работа в группах.(10 мин) –

Предлагаю закрепить новое знание.

Для этого организуем исследовательские группы.

План работы в группе:

Взять пакет с заданием для группы.

Выполнить задание на рабочем листе.

Подготовить отчёт по плану.

Представить отчёт группы.

Капитану поднять сигнал об окончании работы.

Задания для групп.

  1. Соедините фломастером по точкам предмет:
  2. Разделите слова на 2 группы. Выделите корень. Докажите, что одна из групп - сложные слова.

Ледокол, снежок, пешеход, островок, землекоп, моряк.

План отчёта группы №1.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________

2.Наша группа разделила слова на 2 группы.

Это 1 группа: 2 группа:

Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

1.Соедините фломастером по точкам предмет.

2.Замените словосочетания одним словом. Выделите корень. Докажите, что это сложные слова.

План отчёта группы №2.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________

2. Наша группа составила слова.

Это (прочитать слова):

Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

1.Соедините фломастером по точкам предмет.

2.Составьте сложные слова с данными корнями.

Назовите слова, которые у вас получились. Докажите, что это сложные слова.

Устно приготовьте отчёт по плану.

Карточки с корнями слов:

План отчёта группы №3.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________

2. Наша группа составила слова с данными корнями.

Это (прочитать слова):

_________ о _________,

_________ о _________,

_________ о _________.

2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

Слова: носорог, шелкопряд, утконос.

Носорог – крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Шелкопряд – бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк.

Утконос – кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа.

- Выслушаем отчёт каждой группы.

Задание для группы №4.

1.Соедините фломастером по точкам предмет.

2.Прочитайте загадки. Отгадки запишите, выделите корень. Докажите, что это сложные слова.

1.Под ногами всё куда-то

Ускользает и плывёт.

И смешно, и страшновато:

2.Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

3.Ох, упала речка вниз,

Со скалы отвесной!

Тут не спрятаться от брызг.

Что это за место?(…….)

План отчёта группы №4

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________

2.Наша группа отгадала загадки.

Это слова ____________________

Так как имеют в своем составе _____________

Задание для группы №5.

1.Соедините фломастером по точкам предмет

2.Замените предложение одним словом. Запишите слова, выделите корень. Докажите, что это сложные слова.

2.Человек, занимающийся отловом змей.

3.Машина для уборки пыли и загрязнений с поверхностей за счёт всасывания потоком воздуха.

Запишите на лист. Докажите, какие это слова.

План отчёта группы №5

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________

Это слова ____________

Так как имеют в своем составе _____________

8. Разноуровневые задания.(6 мин)

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить, корень.

Скал:лаз, камн:пад, вод:лаз, скор..ходы, мор:ход.

Составьте и запишите сложные слова с основой: пар, снег, лист, лес.

Придумать по два слова с соединительными гласными о, е. Составить и записать предложения с этими словами.

- Оцените свою работу.

9.Итог урока.(2 мин)

Ребята, вот мы и раскрыли еще одну тайну русского языка. Какую же тайну?

С какими словами мы сегодня познакомились на уроке. Что это за слова?

Чему вы научились?

Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

10. Рефлексия.(2 мин)

- В конце урока предлагаю побывать скалолазами (альпинистами). Знаете, кто это? ( Люди, достигающие вершин гор ). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

-Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. ( Ученики размещают фигуры альпинистов ).

- Молодцы! Спасибо всем за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.

Открытый урок по русскому языку: "Фонетический разбор слова".

Фонетический разбор слова.


На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр.


План-конспект открытого урока русского языка во 2 классе.

План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)

План - конспект урока русского языка по ФГОС.


Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему: "Слова- антонимы". УМК "Начальная школа XXI века"

Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Учащиеся в занимательной форме повторяют изученное, подбирают ключи к открытию новых знаний, составляют алгоритм действий и, открыв тайны русского языка,.знак.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задачи урока :

1) обогащать словарный запас учащихся;

2) развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;

3) прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда.

Тип урока : урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность.

Методы обучения : проблемный, исследовательский, практический, деятельностный.

Формы организации деятельности : индивидуальная, дифференцированная,

Образовательные технологии : технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая технология, ИКТ.

Цели урока обуславливают выбор методов (проблемный, исследовательский, практический, деятельностный) и форм обучения (индивидуальная, групповая, дифференцированная).

Применение проблемно-диалогической технологии принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности.

Применение инновационных методов и технологий обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.

научиться учиться («умею учить себя);

Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся, через:

создание проблемной ситуации;

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;

использование компьютерной презентации, разноуровневых и дифференцированных заданий в учебной деятельности;

стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения;

поощрение стремления ученика находить свой способ решения, анализировать ответы свои и другие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: углубить знания о сложных словах, познакомить учащихся с условиями выбора соединительной гласной в сложных словах.

Развивающие: обогащать словарный запас учащихся, обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать

Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений, воспитание познавательного интереса к языку.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ; находить ответы на вопросы в тексте, строить речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач , структурирование знаний

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками, планировать учебного сотрудничества , умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, карточки, таблицы, компьютер, проектор, толковые словари С.И. Ожегова.

1.Организационный этап

Здравствуйте! Сядьте поудобнее. Сделайте глубокий вдох. Улыбнитесь. Представьте, что окружающие радуются за вас. Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно работать.

А наш урок пройдет под девизом

Внимательно слушайте – и всё услышите.

Внимательно смотрите – и всё увидите.

Думайте – и всё поймёте.

Итак, открыли тетради, записываем число… (оформление тетрадей)

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запись числа и темы урока в тетрадь.

На доске приведены примеры сложных слов: книголюб, пулемёт, самовар, рыболов, землемер, пешеход

- Как вы думаете, почему их называют сложными? (сложили 2 корня)

3.Актуализация опорных знаний.

1.Из данных слов составьте предложение:

Давайте понаблюдаем, что помогло бы им сдружиться, как соединяются слова и составим схему (алгоритм) ( слайд № 2)

Учитель: как вы считаете, какой новый для вас способ словообразования мы сегодня откроем?

Учитель: давайте понаблюдаем, когда же пишется гласная Е-О и сделаем вывод. Слайд №3.

Как бы вы назвали такие гласные? Ответы учащихся :соединительные

4.Первичное усвоение новых знаний

1.Изучение теоретического материала учебника § 15 стр.54

2. Упражнение № 117 по схеме (слайд №10) стр.54

Параллельно выполняются индивидуальные задания.

А) Придумать слова с корнем

Магнитофон, патефон, смартфон…

Следующее задание мы будем выполнять в группах. Для этого объединяются

1 ряд - 1 и 2 парты – явления природы (снегопад, листопад, водопад, ледоход, половодье…)

3 и 4 парты-дом и его окружение(мясорубка, дымоход, автодорога, спортплощадка,физкультура, лесопарк, сенокос, турпоход…)

5 парты работа в парах-люди (садовод, пчеловод, птицелов, землекоп, собаковод, водолаз, животновод…)

2 ряд – 1 и 2 – Транспорт: (вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз).

3 и 4 парты - Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн, сенокосилка.

3 ряд – 1 и 2 – Сложные прилагательные: железнодорожный, одноэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко-красный, сероглазый, белоснежный.

3 и 4 парты – предметы быта- (хлеборезка, соковыжималка, скороварка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, пылесос…)

Физкультминутка

5.Первичная проверка понимания

Аппарат, который летает по воздуху? (самолёт)

Поток воды, который падает с большой высоты? (водопад)

Одежда, которая греет тело? (телогрейка)

Жилет, который защищает солдата от пуль, как броня? (бронежилет)

Человек, который пашет землю? (землепашец)

Ученик, назвавший слово правильно, записывает его на доске и определяет корни.

- Ребята, обратите внимание на гласные буквы о и е между корнями. Это соединительные гласные. В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о , после мягких согласных и шипящих - е.

К написанным на доске словам составить схемы.

6.Первичное закрепление

Разноуровневое творческое задание (слайд № 11)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

§ 15 , стр. 54. (по уровням)

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
1-й уровень:
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пек, мор…ход

Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.
2-й уровень:
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3-й уровень:
Придумайте по 2 слова с соединительными гласными – О -, - Е -.

Читайте также: