План урока склонение личных местоимений 4 класс
Обновлено: 05.07.2024
Тема урока : Склонение личных местоимений (закрепление).
Закрепить умения учащихся изменять местоимения по падежам.
Задачи урока:
Формировать у мения находить личные местоимения в тексте;
правильно склонять личные местоимения;
употреблять личные местоимения в нужной форме;
Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; способность анализировать предложенный материал; навыки устной и письменной речи; умение работать самостоятельно.
Личностные : проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимает причины успеха в учебной деятельности, умеет выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные : определяет цель деятельности на уроке; учится работать по совместно предложенному плану, умеет оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные : делает выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные : слушает и понимает речь других; умеет оформлять свои мысли в устной форме, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.
I . Организационный момент.
Откройте ваши тетради и запишите дату.
II . Актуализация знаний.
Словарь. (2-9 слайды)
Узнайте и запишите словарные слова по картинкам или описанию.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания вашим одноклассником. (слайд 10).
Оцените правильность и аккуратность выполнения задания с помощью линеечки. Верните тетради. Поднимите руки те, у кого не было ошибок. Замечательно.
Запись местоимений.
К какой части речи относятся записанные слова? (имя существительное)
Найдите внутри каждого слова спрятанное слово, которое относится к другой части речи. Запишите эти слова. (Работают цепочкой по 1 человеку у доски).
Прочитайте новые слова. К какой части речи они относятся? (местоимение)
Какое из них можно выделить лишним? Почему? ( ей , так как стоит в форме Д. п.)
III . Постановка учебной задачи.
Кто догадался, какая тема нашего урока? (Слайд 11 )
Какие цели поставите перед собой?
Сегодня мы будем закреплять умение склонять личные местоимения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи.
IV . Работа по закреплению и систематизации знаний.
Давайте проверим, как вы сможете узнать местоимения по описанию.
(слайд 12-13). У доски работает 1 человек с самооценкой.
Узнай местоимение:
1 лицо, мн. ч., в Р. п.
2 лицо, мн. ч., в Д. п.
3 лицо, мн. ч., в В. п.
3 лицо, ед. ч., ж. р., в Т. п.
Проверка: нас, вам, их, ею.
Тест. (слайды 14-20)
Проверьте себя. (слайд 21). Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Кто допустил ошибки, какой вывод сделаете? (повторить)
Работа с предложением. (слайд 22)
В следующем задании вам нужно составить предложение по схеме. Желательно использовать местоимения. Запишите предложение. Кто прочитает своё предложение? Оцените себя с помощью линеечки самооценки.
Работа с пословицами.
Откройте, пожалуйста упражнение 133. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (составить пословицы). Обсудите в парах. Кто хочет выполнить это задание у доски?
Как вы понимаете эти пословицы?
Запишите по 1 пословице и определите падеж местоимений (по рядам).
Кто хочет выполнить это задание у доски? (Самооценка) Проверьте себя.
Редактирование текста. (слайд 23-24).
Теперь я вам предложу побывать в роли редакторов. Кто знает, кто такой редактор?
Согласно толковому словарю, редактор – тот, кто работает с текстом, а именно проверяет и исправляет его содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, с целью улучшения композиции, структуры произведения, устранения стилистических, логических и иных ошибок и недочетов.
Сейчас вы будете снова работать в парах. На партах у вас лежат карточки с текстом. Прочтите его.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Что в нём не так? (Часто повторяется слово мама) Ваша задача заменить его местоимением так, чтобы получился красивый текст.
Проверять работу вы также будете в парах. Обменяйтесь работами, проверьте и оцените с помощью линеечки.
Творческая работа. (слайд 25).
Мы с вами многое повторили о местоимении. Теперь я вам предлагаю составить небольшой текст на тему “Мой друг”, используя в предложениях данные местоимения:
Я, мы, он, его, ему, у него, с ним, ко мне, со мной, о нём.
Подчеркните местоимения, которые были использованы вами в тексте.
Каким предложением можно начать рассказ? (У меня есть друг).
Кто прочитает свой текст? Оцените свою работу.
Загадки. (слайд 26-27).
А теперь отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.
Эти два местоимения мешают движению на дорогах.
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог.
Какое местоимение одинаково читается и слева, и справа?
Ответ: ямы, тыква, ящик, оно.
V . Итог урока, самооценка. (слайд 29).
Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какие цели ставили?
Возьмите, пожалуйста карточку самооценки и оцените свою работу на уроке.
Оценивание учащихся.
Я могу оценить работу следующих учеников: …..
Кто хочет, чтобы я поставила отметку за работу на уроке в журнал, может сдать мне отдельно тетради.
VI . Домашнее задание . Слайд 30
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
- Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
I. Организационный момент
– Какие мы должны быть на уроке? (Мы – талантливые, мы – умные, мы – грамотные, мы – внимательные, мы – старательные, мы – сообразительные, мы – мыслящие, мы – рассуждающие…)
1. Отгадайте загадку: Какие два местоимения мешают автотранспорту?
Я–МЫ. Сколько букв и звуков в этом слове? (3 б, 4 зв)
Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его)
Откройте тетради и запишите число.
2. Выпишите личные местоимения. Определите число и лицо местоимений.
Да, она, ну, он, но, вы , со, ух, я, ты, при, оно, обо, они, без, мы.
3. Посмотрите внимательно на таблицу. Что заметили? (Есть ошибки)
Исправьте их.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельная работа (2 чел. у доски)
Просклоняйте по падежам местоимения
1 вариант – местоим-я ед .ч – ты он
2 вариант – местоим-я мн .ч – мы вы
2. Записать словосочетания (в скобках написать начальную форму), указать число, лицо, падеж местоимений (работа по цепочке).
Играю с ним – … (она, 3л, ед.ч, Т.п.)
думаю о ней – … ;(она, 3л, ед.ч, П.п)
приходил к нему – … ;(он,3л, ед.ч., Д.п.)
встречался у них – … ;(они,3л, мн.ч., Р.п.)
споём с ней – … . (она, 3л, ед.ч., Т.п.)
– местоимения в начальной форме, которые записали в скобках, начинаются с какой буквы? (Гласной)
– Что произошло, когда эти личные местоимения употребили с предлогами? (При произношении добавился звук ( н ), писать стали с буквы Н.)
Физминутка
3. – Для чего в речи употребляют местоимения? (Они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.)
– На столе лежат распечатанные карточки с текстом жёлтого цвета. (Чтение учителем)
Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая. А на стенах были изображены картинки мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь?
– Вам предстоит поработать редакторами. Чтобы слова не повторялись, замените их местоимениями. Запишите слова прямо в тексте над повторяющимися словами.
– Что получилось? (Проверка по слайду)
Даны группы слов, одно из них в каждой группе лишнее. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
- Он, она, оно, я (я – 1л, остальные – 3л)
- Я, ты, они, он (они – мн.ч., остальные – ед.ч. )
- Мы, он, но, вы (но – союз, остальные – местоимения)
- Ты, к, от, за (ты – местоим., остальные – предлоги)
- Мне, мну, мни, мнём (мне – местоим., остальные – глаголы)
5) Перед вами пословицы. Ваша задача: Списать, вставляя пропущенные местоимения. Определить лицо, число, падеж:
1) Человека узнаешь, когда с _______ пуд соли съешь.
2) Если у ________ есть друг, советуйся с _________ .
3) Не хвали себя сам, пусть ________ другие похвалят.
- Местоимение – это часть речи? Да
- Личные местоимения ед.ч склоняются? Да
- Личные местоимения мн.ч склоняются? Да
- Предлоги с местоимения пишутся слитно? Нет
- Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.? нет
- В русском языке шесть падежей? Да
- Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок? Да
Оценка знаний.
– У вас на столе лежат красные круги и жёлтые квадраты. Оцените свою работу.
Красный круг – вы сегодня ответили на все вопросы правильно (даже если вас не спросили) и задания выполнены, верно.
Жёлтые квадраты – вы сегодня справились с работой чуть хуже, чем обычно, но затруднений в выполнении заданий не было.
На обратной стороне каждой фигуры записано домашнее задание.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Склонение личных местоимений единственного числа..docx
Тема урока : Склонение личных местоимений единственного числа.
Познакомить учащихся с изменением местоимений по падежам.
Формировать у мения находить личные местоимения в тексте;
правильно склонять личные местоимения;
употреблять личные местоимения в нужной форме;
Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; способность анализировать предложенный материал; навыки устной и письменной речи; умение работать самостоятельно.
Личностные : проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу понимает причины успеха в учебной деятельности, умеет выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные : определяет цель деятельности на уроке; учится работать по совместно предложенному плану - ?, умеет оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные : делает выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные : слушает и понимает речь других; умеет оформлять свои мысли в устной форме, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.
I . Организационный момент.
Мы начинаем урок русского языка.
Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Нужно быть внимательным и наблюдательным.)
Число, классная работа
II . Актуализация знаний.
Мы продолжаем с вами открывать тайны русского языка.
Перед вами словарные слова: Слайд 1
Б…га ты рь, в…р она , п…р он , агр он …м, я г…да.
Спишите их, вставляя пропущенные буквы, записав в алфавитном порядке.
Проверка (по образцу) слайда. Слайд 2
Если справился с заданием – нарисуй на полях солнышко
Есть ошибка - исправь
Это не простые слова, внутри каждого из слов спряталась известная вам часть речи.
Догадайтесь, какая? (личные местоимения)
Минутка чистописания Слайд 3
Выпишем из словарных слов личные местоимения, соблюдая правила каллиграфии и правильные соединения букв в словах.
Я, ты, он, она, оно
Какие соединения встретились?
Зачем мы их повторили (каллиграфическое письмо)
Для чего служат местоимения в речи?
(Они разнообразят речь, помогают избегать повторений одного и того же
имени существительного и служат для связи предложений в тексте)
Прочитайте предложения, вставляя подходящие по смыслу личные местоимения: Слайд 4
В воскресенье пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.
осветило вершины деревьев. Береза стояла в красивом уборе . была украшена серебристым инеем. Ее тонкие ветки сверкали в прозрачном воздухе. Вдруг увидели дятла. Своим крепким клювом долбил дерево.
А вот и белка. Ловко прыгала по веткам ели.
Вместо какой части речи мы употребили местоимения? (Личные местоимения употребляются вместо имени существительного.)
На какой вопрос они отвечают? (кто, что)
Выпишите предложение № 6 , разберите его по членам предложения.
Укажите части речи Слайд 5
(В процессе выполнения задания сложилась ситуация затруднения: слово ее является определением, а часть речи учащимся неизвестна.)
Чтобы разобрать предложение полностью, нам необходимо узнать что-то новое.
III . Постановка учебной задачи.
подумайте, о чём идёт речь в этом стихотворении?
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво – наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня,
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Сотворен совсем не Мной!
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Догадались, о чём?
Сформулируйте тему нашего урока Слайд 6
Какие цели поставите перед собой?
Сегодня мы будем учиться склонять личные местоимения единственного числа, узнаем об особенностях их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи.
IV . Открытие нового знания.
Назовите первое слово в стихотворении.
Еще раз перечитайте стихотворение иподчеркните. личное местоимение Я с падежом .
(Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение
Прочитайте, что у вас получилось в результате?
( Мы изменили местоимение Я по падежам)
Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением?)
Правило – с. 40
Что особенного вы заметили в склонении данного местоимения Я? Обратите внимание, что происходит с этим местоимением при склонении?
(Я - только в именительном падеже, в остальных падежах меняется все слово.)
Физвинутка (видео)
V . Формирование навыков и умений.
Узнаем, как склоняются другие личные местоимения.
В парах склоняют личные местоимения единственного числа ( по карточкам)
1. Создать условия для развития самостоятельности, как пути их личностного роста.
2. Обобщить знания о личных местоимениях, закрепить понятие местоимения, как части речи, уточнить знания детей о склонении местоимений.
3.Совершенствовать умения детей работать в коллективе, умения высказывать и доказывать свои суждения, формировать адекватную самооценку, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование : интерактивная доска, индивидуальные карточки – задания, таблица местоимений, лист контроля
Психологический настрой
2- похлопать по спине
3- улыбнуться всем
4- помахать рукой всем
5 – подмигнуть всем
7 – пожелать что-то хорошее
8 – воздушный поцелуй
Каллиграфическая минутка
Запись числа 22 декабря
- охарактеризовать числительное ( составное - двадцать – сложное, колич., второе – простое, порядковое)
II.Актуализация знаний
1) Чтение стихотворения
Я и мы, ты и вы, он, она. Оно, они
Все слова отличные, важные и личные. Это без сомнения, все ……….
3)Полиязычие
- Что мы знаем из формулировки темы урока? ( в группе цепочкой воспроизводят все о местоимении)
- Диаграмма Венна
- Знакомство с темой урока и вопросом, на который мы сегодня должны ответить
- Как изменяются личные местоимения?
5) Знакомство с критериями оценивания – в оценочном листе
III.Операционный этап
Просклонять по падежам местоимения ( по карточке)
1 уч. – я, ты 2 уч. – мы, вы 3 уч – он, она 4 уч. – они
Взаимоконтроль 1 уч-ся читает , другие проверяют по учебнику
Работа по учебнику ( устно, в паре)
- упр. 327 ( старый – 292) . Вставить пропущенные местоимения и существительные и указать лицо
Однажды……увидел верблюда на базаре. …стоял привязанный и жевал арбузную корку. … не побоялся подойти к нему. Хотел погладить ….по морде, но не достал. Верблюд смотрел на …. умными глазами и сам нагнул голову. …долго гладил … по голове. Наверное, у …дома тоже был мальчик, который …любил.
- Оценить парную работу
3) Проблемная задача
Я Вам пишу… Чего же боле?
Я вам уже рассказала о жизни пингвинов.
- Почему местоимение Вам пишется то с большой , то с маленькой буквы?
При письменном обращении к незнакомому человеку или старшему по возрасту нужно писать местоимение Вы и все его падежные формы – Вас, Вам, о Вас - с большой буквы.
IV . Закрепление. ( дифференцированная работа)
Уровень . Прочитай текст, найди местоимения, определи лицо и падеж
Книга! Она умная и хорошая. С нею всегда светло и надежно. Спасибо ей за советы и заботу. Будь внимателен к книге, заботься о ней, береги ее. Пусть с ней идут люди по жизни. Без нее жизнь будет скучной и неинтересной.
Уровень . Игра “Я утверждаю”. Вы можете со мной соглашаться или нет . Ставите знаки + или - .
Я утверждаю, что
1) Это личное местоимение
2) Начальная форма этого местоимения – он.
3) Это местоимение 2 лица
4) Это местоимение в ед ч.
5) это местоимение в Р.п.
Проверьте себя по ключу.
Поставьте себе оценку: 0 ош. –“5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”, 3 ош. – “-“
Кто поставил себе “5”, “4”, “3”, “-“ ?
Какие затруднения были у вас при выполнении этого задания.
Какие знания вам пригодились при его выполнении?
Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Какое местоимение можно записать одной буквой? (я)
Какие местоимения встречаются на дорогах? (Я-мы)
Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?
- Каждый получает “Лист контроля”.
Контрольный тест :
1.Местоимение – это часть речи, которая
а) обозначает предмет
б) обозначает признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его
2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения:
Тетрадь, она, гулять, мы, нос, нас, на улице,
ем, им, к тебе, с ним, окно, оно, сон, с нами.
3. Соедини линиями в правильном порядке:
ты, вы 1 лицо
он, она, они, оно 2 лицо
я, мы 3 лицо
4.Запиши начальную форму следующих местоимений:
у тебя _______ обо мне ________вами _______
5. Соедини линиями в правильном порядке:
VI . Домашнее задание на выбор:
1.в в учебнике - стр _____ упр. 329 ( 294).
2. Составить небольшой рассказ (5-6 ) предложений о своем друге, употребляя личные местоимения.
VII. Оценивание ( стикеры)
Написать свое имя и приклеить к лесенке успеха
- я затрудняюсь. мне нужна помощь
- я знаю, но были затруднения
Уровень . Прочитай текст, найди местоимения, определи лицо и падеж
Книга! Она умная и хорошая. С нею всегда светло и надежно. Спасибо ей за советы и заботу. Будь внимателен к книге, заботься о ней, береги ее. Пусть с ней идут люди по жизни. Без нее жизнь будет скучной и неинтересной.
2.Уровень . Игра “Я утверждаю”. Вы можете со мной соглашаться или нет . Ставите знаки + или - .
Я утверждаю, что
1) Это личное местоимение
2) Начальная форма этого местоимения – он.
3) Это местоимение 2 лица
4) Это местоимение в ед ч.
5) это местоимение в Р.п.
Какие три местоимения самые чистые? _________________
Какое местоимение можно записать одной буквой? _______________
Какие местоимения встречаются на дорогах? _________________
Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?________
1.Местоимение – это часть речи, которая
а) обозначает предмет
б) обозначает признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его
2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения:
Тетрадь, она, гулять, мы, нос, нас, на улице,
ем, им, к тебе, с ним, окно, оно, сон, с нами.
3. Соедини линиями в правильном порядке:
ты, вы 1 лицо
он, она, они, оно 2 лицо
я, мы 3 лицо
4.Запиши начальную форму следующих местоимений:
у тебя _______ обо мне ________вами _______
5. Соедини линиями в правильном порядке:
Самоанализ открытого урока русского языка в 4 классе
Психолого-педагогоческая характеристика класса
Для достижения поставленной цели урока – научиться учащимся склонять личные местоимения по падежам и определять их падеж в предложении были поставлены следующие задачи:
1. Создать условия для развития самостоятельности, как пути их личностного роста.
2. Обобщить знания о личных местоимениях, закрепить понятие местоимения, как части речи, уточнить знания детей о склонении местоимений.
3.Совершенствовать умения детей работать в коллективе, умения высказывать и доказывать свои суждения, формировать адекватную самооценку, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Для реализации намеченных задач были использованы средства - интерактивная доска, индивидуальные карточки – задания, таблица местоимений, лист контроля.
Считаю, что логично была построена структура урока :
Актуализация знаний пройденных двух уроков была проведена в игровой форме. проговаривания местоимений на 3 языках, сравнительной характеристике имени существительного и местоимения.
При изучении новой темы была организована частично-поисковая работа в индивидуальной и парной форме. Ребята самостоятельно пытались склонять данные им учителем местоимения, оказывали помощь ( Амангельдинова Е.) и коллективно проверяли по таблице. Также учащиеся совместно справились с проблемной задачей
Через систему дифференцированных заданий по 3 уровням и теста ребята учились по критериям оценивать себя. Не все ребята успели выполнить 3 уровня. В основном справились с двумя. Темп урока был средний.
Методы обучения – наглядный , самостоятельной работы, частично-поисковый, проблемный. Осуществлялась межпредметная связь – казахский и английский языки, физкультура – физминутка. Воспитательный момент урока – бережное отношение к книге и любовь к животным, правила работы в группе.
Учащиеся оценили свою работу формативно по лестнице успеха и суммативно по критериям. Домашнее задание было дано дифференцированное.
Считаю, что урок достиг своей цели. Ребята находят в предложении личные склонения в косвенной форме, определяют их лицо и падеж.
- Я, они, на, ты
- Но, оно, она, они
- Я , Яна, ты, вы
- Он, она, они, оно
- Мы, я, вы, они
- Он, она, они, мы
- Я Вам пишу… Чего же боле?
- Я вам уже рассказала о жизни пингвинов.
При письменном обращении к незнакомому человеку или старшему по возрасту нужно писать местоимение Вы и все его падежные формы – Вас, Вам, о Вас - с большой буквы.
Читайте также: