План урока систематизация изученного лексического материала
Обновлено: 30.06.2024
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация к уроку (Приложение 1), дидактический материал.
1. Организационный момент
3. Теоретическое повторение
– Итак, лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть, представлен весь лексический состав языка, нет и быть не может. А почему? Подумайте сами. (Слайд 4)
Эти данные говорят о том, что вам есть к чему стремиться, чтобы не попасть вот в такую ситуацию.
4. 2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!
– Почему девочка ничего не поняла? Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать. Поэтому свой лексикон надо обогащать: больше читать, общаться друг с другом и , конечно, дружить с различными словарями. (Выставка словарей).
5. Работа с толковым словарем
– Скажите, ребята, в каком словаре можно узнать лексическое значение слова?
– Пользуясь толковым словарём, найдите соответствия :
а) брошюра б) жокей в) лексикон г) изморось | А) очень мелкий дождь Б) запас слов и выражений В) профессиональный наездник на скачках Г) небольшая книжка Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах |
– Вы знаете, что слова могут иметь одно или несколько значений.
6. Записать предложения, подчеркнуть многозначное слово, определить его значения.
1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (Почва)
2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (Суша)
3. Земля вращается вокруг Солнца. (Планета)
4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
7. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. (Слайды 6-7)
Идет человек
Идет поезд
Идет время
Идут письма
Идет наряд
Идет дым из трубы
Идут учиться
Идет дождь
Идет урок
– В каком значении может употребляться слово идёт? (В прямом и переносном)
– На основе чего образуется переносное значение?
– Как в литературе называются художественные приемы, основанные на переносном значении? (Метафора, олицетворение)
8. Физкультминутка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час. (Повороты головы вправо, влево)
Раз-два, три-четыре. (Хлопки в ладоши)
Мышки дёрнули за гири. (Приседание)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки над головой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте вокруг себя)
9. Омонимы, синонимы, антонимы
– Знакомясь с лексикой, мы обозначили с вами 3 большие группы слов. Какие?
– Приведите примеры омонимов.
– Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы. Слайд 8
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
10. Найди антонимы и синонимы (письменно). (Слайд 9)
– Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы. 2 человека у доски.
Антонимы: | Синонимы: | |
Весёлый | Печальный Тоскливый Невесёлый Скучный Унылый Грустный | Радостный Ликующий Мажорный Жизнерадостный |
11. Редактирование текста (на доске)
– Какую роль выполняют синонимы в речи?
Записать текст, вставьте пропущенные орфограммы, замените повторяющиеся слова синонимами.
В лесах под Москвой по…вились голубые белки. Откуда зав…зли их? Белки приехали из д…лёкой Сибир….Под…рили белок в одном из заповедников. Белки хорошо приж…лись в нашем лесу. (1 чел. у доски)
– Какую роль выполняют синонимы в речи?
12. Подведение итогов
– В качестве закрепления я вам предлагаю выполнить небольшой тест по нашей теме.
Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс)
1. Какое слово является многозначным:
2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:
3. Синонимы – это:
а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу;
б) слова, обозначающие одно и то же;
в) слова с противоположным лексическим значением.
4. Найдите синоним к слову огромный:
5. Подберите антоним к слову румяный:
6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:
а) они помогают точно и образно выражать мысли;
б) используются для раскрытия значения частей слова.
7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре;
б) в словаре антонимов русского языка;
в) в орфографическом словаре русского языка.
8. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением;
б) лексическим значением.
9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:
а) выпадение снега;
б) существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж.
10. Лексика – это:
а) все слова языка;
б) слова, которые даны в толковом словаре;
в) слова, которые я знаю.
13. Итог (Слайд 13)
14. Домашнее задание (Слайд 14)
Урок обобщения по теме "Лексика" проводится в виде игры, которая направлена на закрепление знаний обучающихся о группах слов в лексике, на совершенствовании навыки работ со словарями.
План – конспект урока
1.образовательные: повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания об особенности определения их лексических значений.
2.развивающие: продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки.
3.воспитательные: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка; формировать бережное отношение к русской культуре.
Оборудование: словарь заимствованных слов, раздаточные материалы.
Тип урока: урок обобщения.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент.
- Кто отсутствует на уроке?
- Чтобы определить какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать загадки и по первым буквам отгадок составить слово.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Метод: комбинированный, игровой.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, синонимах, антонимах.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
мультимедийная презентация к уроку;
тестовые задания по теме.
Структура урока:
Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению учебного материала.
Рефлексия учебной деятельности.
Информация о домашнем задании, комментирование, выставление оценок за урок.
Ход урока:
I .Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я очень рада, что у вас сегодня хорошее настроение. Значит, наш урок будет успешным и плодотворным.
II . Актуализация знаний .
Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
-Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)
- А для чего служат слова? Что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния.)
- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексика)
- Что такое лексическое значение слова?
-Ребята, о чем мы будем сегодня говорить? ( О лексике )
Что будем повторять?
(Синонимы. Антонимы. Переносное значение слова. Тропы.)
-Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым требуется ваша помощь. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения.
Наука, которая изучает словарный состав языка (лексикология).
Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение (синонимы).
Слова одной части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).
Употребление слова в переносном значении (метафора).
Неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (олицетворение).
Образное использование прилагательных (эпитет).
Слова, пришедшие в русский язык из других языков (заимствованные или иноязычные).
Слова, употребляемые жителями только одной местности (диалектизмы).
Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий (профессиональные).
Новые слова, появившиеся сравнительно недавно (неологизмы).
Проверка заданий
Учащиеся меняются тетрадями, проверяют ошибки.
Фронтальный опрос .
Назвать слово по его лексическому значению
1. Спортивная командная игра, которая заключается в том, чтобы забросить как можно больше мячей в корзину противника (баскетбол)
2. Назовите еще названия спортивных игр, какие вы знаете (футбол, хоккей, волейбол)
3. Отопительный прибор в помещении.
(Ответы детей)
-Вы записали слово батарея ( Слайд №3 ) , а какое это слово?
-Что называется многозначным словом?
-Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом?
Правильно, словари. Итак, мы прибываем в город Словарей ( Слайд №4) . Какие вам известны словари? (Выставка словарей)
Каждый словарь – почетный житель страны Лексика .
- Посмотрите внимательно, какие из лингвистических словарей вам уже знакомы?
(Толковый, орфографический, иностранных слов).
Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.
Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, – из 12 тысяч слов.
А словарь младшего школьника 10–12 лет – 3600 слов!
Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон
(М. Горький) (Информационный слайд №5)
Перед нами город Орфографии !
а) Вставьте пропущенные буквы.
б) В какой части слова пропущена орфограмма (в корне)
Сп…сать текст, не сп…шить при списывании, зап…вать песню, зап…вать водой, скр…пить листочки, скр…петь от ветра, пос…деть от горя, пос…деть на скамейке.
-Объясните написание слов. Что Вы учитывали при выборе пропущенных орфограмм? (Лексическое значение)
III . Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению нового материала
Движемся дальше. Перед нами город Тропов . (Слайд №6) Что такое тропы?
Найдём в тексте слова с переносным значением, выпишем и объясним слова с пропущенными орфограммами.
Осень по лесу шагает : (олиц.)
Будто пламень лес горит , (метафора)
Ясень листья осыпает;
Дуб нахмуренный стоит. (олиц.)
И берёзка молодая (олицетв./эпитет)
С каждым часом всё желтей.
Буйный ветер , налетая, (олиц./ эпитет)
Расплетает косы ей. (олиц.)
( По Н. Найдёновой)
Наше путешествие продолжается. Мы с вами попадаем в удивительный, богатый город Синонимов . (Слайд №7)
алфавит аккуратный огонь алый
шалун скакать чистый азбука
конница пламя прыгать озорник
бросить кавалерия красный кидать
Движемся дальше. Перед нами город Антонимов ( Слайд №8)
Задание в парах:
Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.
Старый друг лучше…………
Лучше горькая правда, чем……
IV . Закрепление изученного.
Подходит к концу наше путешествие по городам Лексики.
Завершаем мы его ТЕСТОМ, (Слайд №9) который подготовили для вас жители этого города, они хотят посмотреть, насколько вы хорошо усвоили знания, полученные в их стране.
(Раздаточный материал с тестом)
1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении? А) каменное сердце Б) каменное здание В) золотые серьги.
4. Найдите лишнее слово, которое не является синонимом: А) бросать, Б) кидать, В) ловить.
5. Найдите лишнее слово: А) водный Б) водяной В) водитель Г) наводнение.
Итак, проверим ответы!
V .Рефлексия учебной деятельности
Предлагается детям ответить на вопросы:
Доволен ли я собой?
Что интересного узнал на уроке?
Увидел ли я удивительное разнообразие русской лексики?
Какие затруднения я испытывал?
Над чем хотелось бы поработать самостоятельно? (Слайд №10)
Сегодня на уроке мне удалось . . .
Самым интересным для меня было . . .
Мне было не понятно…….
VI .Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Мы попадаем на Домашнюю станцию. Запишем домашнее задание.
Учитель:
Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.
-Молодцы! Спасибо за урок!
Учебно-методические средства обучения:
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 2004.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, 2008.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 2012.
4. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., Дрофа, 2009.
5. Мережинская Е.К. и др. Занимательная грамматика. Киев, Русская школа, 2010.
6. Чеснокова Л.Д. и др. Занимательный задачник по русскому языку. На берегах Лингвинии. М., Просвещение, 2011.
8. Толковый словарь иноязычных слов . Крысин Л. П. Москва: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
Данный урок был дан в конце изучения темы "Лексика" в 5 классе.цели урока: 1.Закрепить и систематизировать знания учащихся об изученных понятиях по данной теме.2.Упрочить лексикологические умения и навыки, создать базу для изучения новых лексических понятий, совершенствовать память, логическое мышление, навык связной монологической речи, развивать культуру речи учащихся, обогащать их словарный запас.3. воспитывать интерес к предмету, любовь и уважение к русскому языку, доброжелательность друг к другу, умение осознанно трудиться.
Читайте также: