План урока систематизация изученного лексического материала

Обновлено: 30.06.2024

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация к уроку (Приложение 1), дидактический материал.

1. Организационный момент

3. Теоретическое повторение

– Итак, лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть, представлен весь лексический состав языка, нет и быть не может. А почему? Подумайте сами. (Слайд 4)

Эти данные говорят о том, что вам есть к чему стремиться, чтобы не попасть вот в такую ситуацию.

4. 2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

– Почему девочка ничего не поняла? Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать. Поэтому свой лексикон надо обогащать: больше читать, общаться друг с другом и , конечно, дружить с различными словарями. (Выставка словарей).

5. Работа с толковым словарем

– Скажите, ребята, в каком словаре можно узнать лексическое значение слова?
– Пользуясь толковым словарём, найдите соответствия :

а) брошюра
б) жокей
в) лексикон
г) изморось
А) очень мелкий дождь
Б) запас слов и выражений
В) профессиональный наездник на скачках
Г) небольшая книжка
Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах

– Вы знаете, что слова могут иметь одно или несколько значений.

6. Записать предложения, подчеркнуть многозначное слово, определить его значения.

1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (Почва)
2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (Суша)
3. Земля вращается вокруг Солнца. (Планета)
4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

7. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. (Слайды 6-7)

Идет человек
Идет поезд
Идет время
Идут письма
Идет наряд
Идет дым из трубы
Идут учиться
Идет дождь
Идет урок

– В каком значении может употребляться слово идёт? (В прямом и переносном)
– На основе чего образуется переносное значение?
– Как в литературе называются художественные приемы, основанные на переносном значении? (Метафора, олицетворение)

8. Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час. (Повороты головы вправо, влево)
Раз-два, три-четыре. (Хлопки в ладоши)
Мышки дёрнули за гири. (Приседание)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки над головой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте вокруг себя)

9. Омонимы, синонимы, антонимы

– Знакомясь с лексикой, мы обозначили с вами 3 большие группы слов. Какие?
– Приведите примеры омонимов.
– Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы. Слайд 8

Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.

10. Найди антонимы и синонимы (письменно). (Слайд 9)

– Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы. 2 человека у доски.

Антонимы: Синонимы:
Весёлый Печальный
Тоскливый
Невесёлый
Скучный
Унылый
Грустный
Радостный
Ликующий
Мажорный
Жизнерадостный

11. Редактирование текста (на доске)

– Какую роль выполняют синонимы в речи?
Записать текст, вставьте пропущенные орфограммы, замените повторяющиеся слова синонимами.

В лесах под Москвой по…вились голубые белки. Откуда зав…зли их? Белки приехали из д…лёкой Сибир….Под…рили белок в одном из заповедников. Белки хорошо приж…лись в нашем лесу. (1 чел. у доски)
– Какую роль выполняют синонимы в речи?

12. Подведение итогов

– В качестве закрепления я вам предлагаю выполнить небольшой тест по нашей теме.

Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс)

1. Какое слово является многозначным:

2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:

3. Синонимы – это:

а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу;
б) слова, обозначающие одно и то же;
в) слова с противоположным лексическим значением.

4. Найдите синоним к слову огромный:

5. Подберите антоним к слову румяный:

6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:

а) они помогают точно и образно выражать мысли;
б) используются для раскрытия значения частей слова.

7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

а) в толковом словаре;
б) в словаре антонимов русского языка;
в) в орфографическом словаре русского языка.

8. То, что обозначает слово, является его:

а) грамматическим значением;
б) лексическим значением.

9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:

а) выпадение снега;
б) существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж.

10. Лексика – это:

а) все слова языка;
б) слова, которые даны в толковом словаре;
в) слова, которые я знаю.

13. Итог (Слайд 13)

14. Домашнее задание (Слайд 14)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения по теме "Лексика" проводится в виде игры, которая направлена на закрепление знаний обучающихся о группах слов в лексике, на совершенствовании навыки работ со словарями.

План – конспект урока

1.образовательные: повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания об особенности определения их лексических значений.

2.развивающие: продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки.

3.воспитательные: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка; формировать бережное отношение к русской культуре.

Оборудование: словарь заимствованных слов, раздаточные материалы.

Тип урока: урок обобщения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

- Кто отсутствует на уроке?

- Чтобы определить какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать загадки и по первым буквам отгадок составить слово.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Метод: комбинированный, игровой.

Задачи урока:

Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- развить умение находить синонимы, антонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения формулировать проблему;

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, синонимах, антонимах.

Метапредметные:

формирование ценностного отношения к русскому языку,

формирование нравственных ценностей.

воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку;

тестовые задания по теме.

Структура урока:

Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению учебного материала.

Рефлексия учебной деятельности.

Информация о домашнем задании, комментирование, выставление оценок за урок.

Ход урока:

I .Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я очень рада, что у вас сегодня хорошее настроение. Значит, наш урок будет успешным и плодотворным.

II . Актуализация знаний .

Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

-Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)

- А для чего служат слова? Что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексика)

- Что такое лексическое значение слова?

-Ребята, о чем мы будем сегодня говорить? ( О лексике )

Что будем повторять?

(Синонимы. Антонимы. Переносное значение слова. Тропы.)

-Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым требуется ваша помощь. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения.

Наука, которая изучает словарный состав языка (лексикология).

Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение (синонимы).

Слова одной части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).

Употребление слова в переносном значении (метафора).

Неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (олицетворение).

Образное использование прилагательных (эпитет).

Слова, пришедшие в русский язык из других языков (заимствованные или иноязычные).

Слова, употребляемые жителями только одной местности (диалектизмы).

Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий (профессиональные).

Новые слова, появившиеся сравнительно недавно (неологизмы).

Проверка заданий

Учащиеся меняются тетрадями, проверяют ошибки.

Фронтальный опрос .

Назвать слово по его лексическому значению

1. Спортивная командная игра, которая заключается в том, чтобы забросить как можно больше мячей в корзину противника (баскетбол)

2. Назовите еще названия спортивных игр, какие вы знаете (футбол, хоккей, волейбол)

3. Отопительный прибор в помещении.

(Ответы детей)

-Вы записали слово батарея ( Слайд №3 ) , а какое это слово?

-Что называется многозначным словом?

-Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом?

Правильно, словари. Итак, мы прибываем в город Словарей ( Слайд №4) . Какие вам известны словари? (Выставка словарей)
Каждый словарь – почетный житель страны Лексика .
- Посмотрите внимательно, какие из лингвистических словарей вам уже знакомы?

(Толковый, орфографический, иностранных слов).

Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, – из 12 тысяч слов.

А словарь младшего школьника 10–12 лет – 3600 слов!

Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон
(М. Горький)
(Информационный слайд №5)

Перед нами город Орфографии !

а) Вставьте пропущенные буквы.

б) В какой части слова пропущена орфограмма (в корне)

Сп…сать текст, не сп…шить при списывании, зап…вать песню, зап…вать водой, скр…пить листочки, скр…петь от ветра, пос…деть от горя, пос…деть на скамейке.

-Объясните написание слов. Что Вы учитывали при выборе пропущенных орфограмм? (Лексическое значение)

III . Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению нового материала

Движемся дальше. Перед нами город Тропов . (Слайд №6) Что такое тропы?

Найдём в тексте слова с переносным значением, выпишем и объясним слова с пропущенными орфограммами.

Осень по лесу шагает : (олиц.)
Будто пламень лес горит , (метафора)
Ясень листья осыпает;
Дуб нахмуренный стоит. (олиц.)
И берёзка молодая (олицетв./эпитет)
С каждым часом всё желтей.
Буйный ветер , налетая, (олиц./ эпитет)
Расплетает косы ей. (олиц.)

( По Н. Найдёновой)

Наше путешествие продолжается. Мы с вами попадаем в удивительный, богатый город Синонимов . (Слайд №7)

алфавит аккуратный огонь алый

шалун скакать чистый азбука

конница пламя прыгать озорник

бросить кавалерия красный кидать

Движемся дальше. Перед нами город Антонимов ( Слайд №8)

Задание в парах:

Продолжи пословицу, подчеркни антонимы.

Старый друг лучше…………

Лучше горькая правда, чем……

IV . Закрепление изученного.

Подходит к концу наше путешествие по городам Лексики.
Завершаем мы его ТЕСТОМ, (Слайд №9) который подготовили для вас жители этого города, они хотят посмотреть, насколько вы хорошо усвоили знания, полученные в их стране.

(Раздаточный материал с тестом)

1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении? А) каменное сердце Б) каменное здание В) золотые серьги.

4. Найдите лишнее слово, которое не является синонимом: А) бросать, Б) кидать, В) ловить.

5. Найдите лишнее слово: А) водный Б) водяной В) водитель Г) наводнение.

Итак, проверим ответы!

V .Рефлексия учебной деятельности

Предлагается детям ответить на вопросы:

Доволен ли я собой?

Что интересного узнал на уроке?

Увидел ли я удивительное разнообразие русской лексики?

Какие затруднения я испытывал?

Над чем хотелось бы поработать самостоятельно? (Слайд №10)

Сегодня на уроке мне удалось . . .

Самым интересным для меня было . . .

Мне было не понятно…….

VI .Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Мы попадаем на Домашнюю станцию. Запишем домашнее задание.

Учитель:
Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

-Молодцы! Спасибо за урок!

Учебно-методические средства обучения:

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 2004.
2. Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, 2008.
З. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 2012.

4. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., Дрофа, 2009.

5. Мережинская Е.К. и др. Занимательная грамматика. Киев, Русская школа, 2010.

6. Чеснокова Л.Д. и др. Занимательный задачник по русскому языку. На берегах Лингвинии. М., Просвещение, 2011.

8. Толковый словарь иноязычных слов . Крысин Л. П. Москва: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был дан в конце изучения темы "Лексика" в 5 классе.цели урока: 1.Закрепить и систематизировать знания учащихся об изученных понятиях по данной теме.2.Упрочить лексикологические умения и навыки, создать базу для изучения новых лексических понятий, совершенствовать память, логическое мышление, навык связной монологической речи, развивать культуру речи учащихся, обогащать их словарный запас.3. воспитывать интерес к предмету, любовь и уважение к русскому языку, доброжелательность друг к другу, умение осознанно трудиться.

Читайте также: