План урока семья мармеладовых

Обновлено: 06.07.2024

Здесь сам хозяин семейства рассказывает о своей семье и жизни. Мужчина явно пьян и беден, он говорит, что все деньги тратит на выпивку. Стоит отметить его чувства, которые он испытывает в момент рассказа.

Вспомните историю девушки. Напишите почему она пошла по жёлтому билету, ради чего она делает это. Также сделайте акцент на её отношения с Раскольниковым. Как главный герой воспринимает её, что он думает о ней.

3)Соня спасает Раскольникова

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?

• Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступления, по мере работы над романом?

• В чём заключается жанровое своеобразие романа?

• Каково значение цвета и чисел в романе?

• Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, а остальные пять — наказанию?

— Романы Ф. М. Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей.

Ф. М. Достоевский в своём творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорблённых людей и выразил огромную боль за эти страдания.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Ф. М. Достоевским и полны глубокого смысла.

Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей идеи ассоциировались с расколом — определённой стороной самосознания русских людей.

Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова — смиренно несёт крест, выпавший на её долю, и верит в победу добра и справедливости

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублёвкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина

• Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

• Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.

• Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?

• Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.

• С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?

• Какие художественные приёмы использует писатель в этих эпизодах?

• Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнаёт о её внешности и о прошлом?

• На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

• Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребёнок, но жертвует собой, помогая детям?

• Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?

• Какие уроки даёт нам Мармеладов и его семья?


Предполагаемая запись

4) Обобщение учителя

— Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Её великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живёт семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Семёна Мармеладова к пьянству. Причины падения в общем-то хорошего и доброго человека, каким был Мармеладов, Достоевский видит как в слабости и несовершенстве человека, так и в отсутствии поддержки со стороны людей. Мармеладов и его семья становятся изгоями.

• Почему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из письма?

• Каковы отношения между членами семьи?

• Что мы узнаём о матери Раскольникова?

• Каковы судьба Авдотьи Романовны, её испытания в доме Свидригайлова?

• Как характеризует Дунечку её согласие на брак с Лужиным?

Обобщение учителя

— Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Чтобы поддержать брата и мать, она вынуждена работать гувернанткой в семье помещика Свидригайлова, где подверглась домогательствам со стороны развратного хозяина, с позором была изгнана из имения и незаслуженно ославлена в городе женой Свидригайлова. Чтобы помочь брату выбраться из нужды, она готова пойти на компромисс со своими чувствами и выйти замуж за дельца Лужина, который хочет жениться на бесприданнице, чтобы та всю жизнь чувствовала благодарность к нему как благодетелю.

• Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Постройте такую схему (запись на доске и в тетрадях), аргументируйте свой выбор.

• Ознакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

VI. Домашнее задание

Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно.

Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные.

— А! — закричала она в исступлении, — воротился! Колодник! Изверг. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори.

И она бросились его обыскивать. Мармеладов тотчас же послушно и покорно развел руки в стороны, чтобы тем облегчить карманный обыск. Денег не было ни копейки.

— Где же деньги? — кричала она. — О господи, неужели же он все пропил! Ведь двенадцать целковых в сундуке оставалось. — и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках.

— И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в на-слаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист.

— Пропил! все, все пропил! — кричала в отчаянии бедная женщина, — и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей). О, треклятая жизнь! А вам, вам не стыдно, — вдруг набросилась она на Раскольникова, — из кабака! Ты с ним пил? Ты тоже с ним пил! Вон!

Молодой человек поспешил уйти, не говоря ни слова. К тому же внутренняя дверь отворилась настежь, и из нее выглянуло несколько любопытных. Протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками, в ермолках. Виднелись фигуры в халатах и совершенно нараспашку, в летних до неприличия костюмах, иные с картами в руках. Особенно потешно смеялись они, когда Мармеладов, таскаемый за волосы, кричал, что это ему в наслаждение. Стали даже входить в комнату; послышался, наконец, зловещий визг: это продиралась вперед сама Амалия Липпевехзель, чтобы произвести распорядок по-свойски и в сотый раз испугать бедную женщину ругательским приказанием завтра же очистить квартиру. (вернуться к уроку)


Соня Мармеладова и Раскольников.
Иллюстрации Д. А. Шмаринова
к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Источник: Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман в 6 частях с эпилогом. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2017. — 512 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА МАРМЕЛАДОВЫХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема трагической судьбы Мар- меладовых и выделяются разные причины их гибели — онтологическая, нравственная, психологическая, социальная.

Ключевые слова: исповедь и проповедь, кабак и церковь, гордыня и бунт, истинное и ложное смирение, позиция героя и автора.

Abstract. The article is devoted to the problem of Marmeladovs’ tragic fate, va- rious causes of their deaths are highlighted in moral, psychological and social outcome.

Keywords: confession and preaching, tavern and church, pride and rebellion, true and false humility, author position and the book characters’ position.

150 лет тому назад в журнале М.Каткова

6 Литература в школе. 2016. № 10.

с идеей свободы выбора человека в самых разных ситуациях и его личной ответствен- ности за свою судьбу.

Однако заметим, что многие авторы работ о романе Достоевского в своих размышле- ниях о монологе Мармеладова опираются в основном или только на исповедь, или только на его проповедь, причём совершенно не учи- тывают того, что именно в грязном кабаке (дьявольском месте) громко звучит надрыв- ное2 слово пьяного человека, пьяницы, в ито- ге кончающего свой жизненный путь скрытым,

неявным самоубийством. И всё это, с нашей точки зрения, имеет определяющее и прин- ципиальное значение для выявления и осмысления позиции автора, когда герой и автор находятся в ситуации равноправного

Т.Касаткина, один из самых глубоких со-

«здесь впервые в романе начинает срабаты- вать эффект совмещения пространства,

М.П.Клодт. Раскольников и Мармеладов. 1894

нибудь стакан пива, кусок сухаря — и вот, в

В нашем восприятии — это дьявольское

8 Литература в школе. 2016. № 10.

И.С. Глазунов. Соня Мармеладова.

Современный философ С.Никольский ви- дит в образе Мармеладова обыденный тип

Отдельные исследователи, несмотря на естественное сострадание к несчастной Ка- терине Ивановне, говорят о проявлении в ней таких опасных человеческих пороков, как

Из надрывного монолога Мармеладова мы можем последовательно восстановить ис- торию возникновения и падения его семьи.

стоты, нет стремления через покаяние к очи- щению своей души.

Дальше он как будто противоречит себе и

ны несомненна. По существу, здесь и таким

Подтолкнув Соню на улицу, Катерина

О внутренней близости Катерины Ива-

Катерина Ивановна предстаёт истерично

10 Литература в школе. 2016. № 10.

Казалось бы, всё хорошо: снова есть служба, есть забота и внимание в семье, сно- ва можно выбраться из беспросветной ни- щеты и жить по-человечески. Но что же даль- ше произошло? Почему же случился этот по- следний и окончательный срыв вместо воскресения к жизни приниженной и забитой человеческой души?

ясь на Божие милосердие, попасть в рай с

души, полное изменение существа.

Об особом значении обращения Марме- ладова к Христу так сказал С.Аскольдов:

НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

4 ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Полн. собр. соч.:

В 30 т. — Л., 1984. — Т. 27. — С. 49.

5 Отметим, что неоднозначное отношение Достоевского к реальной исторической церкви — это отдельная и очень сложная проблема.

6 КАСАТКИНА Т.А. Категория простран- ства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) // До- стоевский: Материалы и исследования. Вып. 11. — СПб., 1994. — С. 84.

7 НЕЙЧЕВ Н. Таинственная поэтика Ф.М.Достоевского. — Екатеринбург, 2010. — С. 214 — 215.

9 КАСАТКИНА Т.А. Категория простран- ства… — С. 85.

10 КАСАТКИНА Т.А. Между Богом и… тео- рией? // Достоевский Ф.М. Собр. соч.:

В 9 т. — М., 2003. — Т. 3. — С. 108.

11 НИКОЛЬСКИЙ С.А. Горизонты смы- слов. Философские интерпретации отече- ственной литературы XIX—XX веков. — М., 2015. — С. 296, 302, 316, 318.

12 ДУГИН А.Г. Мартин Хайдеггер. Послед- ний Бог. — М., 2014. — С. 401.

С. 120, 239, 292, 412.

Т.А.Касаткиной. — М., 2005. — С. 188.

16 Антоний (Храповицкий), митрополит. Ф.М.Достоевский как проповедник воз- рождения // Ф.М.Достоевский и право- славие. 2-е изд. — М., 2015. — С. 145.

17 ГАЧЕВА А.Г. Творчество Достоевского и русская религиозно-философская мысль конца XIX — первой трети XX века // До- стоевский и XX век. В 2 т.— М., 2007. —

18 НЕЙЧЕВ Н. Указ. соч. — С. 213.

20 ШМЕМАН А., прот. Собрание статей. 1947—1983. — М., 2009. — С. 678.

23 МЕЙЕР Г.А. Указ. соч. — С. 111.

24 ШТЕЙНБЕРГ А.З. Система свободы До- стоевского. — Paris, 1980. — С. 53.

25 Ключевые понятия Библии в тексте Но- вого Завета: Словарь-справочник. — СПб., 2000. — С. 253, 254.

26 АСКОЛЬДОВ С.А. Достоевский как учи- тель жизни // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881— 1931 годов. — М., 1990. — С. 253.

27 ПОМЕРАНЦ Г. Разрушительные тенден- ции в русской культуре // Новый мир. — 1995. — № 8. — С. 139.

28 САЛЬВЕСТРОНИ С. Прп. Исаак Сирин и творчество Ф.М.Достоевского // Пре- подобный Исаак Сирин и его духовное наследие. — М., 2014. — С. 389.

29 Язык славян. — М., 2002. — С. 665.

Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова

- Страдания униженных и оскорбленных с наибольшей силой раскрыты в судьбах Мармеладовых.

Семен Мармеладов находится на последней ступени нищеты и нравственного падения. "В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!"

- Какие примеры из текста можно привести в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?

- Пропивает не только башмаки, но даже косыночку и чулки своей больной жены, выпрашивает на похмелье последние тридцать копеек у дочери, вынужденной пойти на панель, бахвалится о злой судьбе в грязном кабаке под шуточки и насмешки случайных собутыльников.

Образ Мармеладова показателен для Достоевского, в нем он стремится вскрыть противоречивость поступков и сознания человека. Автор с позиций "стороннего наблюдателя" раскрывает образ Мармеладова, мы узнаем его через восприятие окружающих и прежде всего Раскольникова. Исповедующийся старый чиновник воспринимается нами как доморощенный философ .

- О чем он любил порассуждать?

- О своих "чувствованиях", о себе, о своей семье.

Но есть в нем какая-то неоднозначность , которая передана в портретной характеристике героя. Найдем в тексте описание внешности Мармеладова: "Это был человек лет уж за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие".

- Что же было необычного в портрете Мармеладова?

- В опустившемся старом чиновнике Достоевский подмечает глубоко волновавшую писателя черту - внутреннее беспокойство, тоску.

Мармеладов - человек, задумавшийся о своем образе жизни, он поражен собственным бесчеловечным отношением к близким людям, он сломлен накалом страданий жены и детей. В нем живет чувство, которое, Достоевский считал, есть у каждого образованного человека и называл его "самоказнью" , "стремлением к лучшему и невозможностью достичь его".

"Позвольте, молодой человек, - обращается Мармеладов к своему собеседнику, - можете ли вы. Но нет, изъяснить сильнее и изобразительное: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?"

Вот что его тревожит, заслуживает ли он человеческого отношения со стороны жены и дочери, которых сам толкает на гибель.

Ему, слабому, очень хотелось бы, чтобы его пожалели, приняли и полюбили таким, каков он есть: "Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная. Пусть я подлец, она же сердца высокого и чувств облагороженных воспитания исполнена. А между тем. о, если б она пожалела меня!"

- Считает ли он виновным себя в трагедии Сони?

- Да, он страдает от своей слабости и беспомощности, считает, что по этой причине "его единородная дочь. по желтому билету пошла". "Соня! Дочь! Прости!" - кричит он перед смертью.

- Способен ли Мармеладов воспротивиться против безнадежности? Ведь даже бессловесный Акакий Акакиевич Башмачкин в предсмертном бреду начинает "сквернохульничать, произнося самые страшные слова", которые следовали за обращением "ваше превосходительство ".

- Нет. В нем созревает утопическая мечта , что всем воздается по заслугам. Должно быть на земле место, куда можно пойти несчастному Мармеладову, должен быть и тот, кто поймет, пожалеет всех "пьяненьких, слабеньких, соромников ". "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти".

- В чем причина падения Мармеладова?

- Нищета, несомненно, говорит о нравственном падении человека, но и о вине самого человека. Мармеладов снова стал пить не потому, что стал нищим, а напротив, он обнищал окончательно из-за пьянства.

Тогда возникает вопрос, почему он не может подняться "со дна"? Мармеладов сам отвечает: "Пью, ибо сугубо страдать хочу! " В разговоре с Раскольниковым герой называет себя "свиньей", "подлецом", "скотом". Скорее всего, он относится к тому типу людей, которые чувствуют наслаждение в своем пороке, в своем падении. Мучая себя, он испытывает удовлетворение в состоянии "свиньи", "подлеца", "скота". Порок безобразен и удовлетворителен одновременно.

- Выясним, с чего началось падение Мармеладова?

- Он протянул руку помощи Катерине Ивановне, оказавшейся "в нищете безнадежной с тремя маленькими детьми, ибо не мог смотреть на такое страдание". Герой почувствовал ответственность за принятое решение, год к вину не прикасался, "обязанность соблюдал". В этот год судьба испытывала его по двум направлениям: Катерина Ивановна не увидела принесенной ей жертвы от мужа-трезвенника и "по изменению в штатах" Мармеладов лишился места. И герой сорвался и "тогда прикоснулся" к вину, пустился во все тяжкие.

Итак, Мармеладов "не мог угодить" "даме великодушной, но несправедливой". Он сделал над собой усилие и сходил с нижайшей просьбой о службе к "его превосходительству" после того, как Соня первый раз пошла на улицу. Все разом изменилось: "Только что узнали они обе, Катерина Ивановна и Сонечка, Господи, точно я в царствие Божие переселился. Бывало, лежишь, как скот, только брань. А ныне: на цыпочках ходят, детей унимают: "Семен Захарович на службе устал, отдыхают, тш!" Кофеем меня перед службой поят, сливки кипятят!" Мармеладов окружен вниманием и заботой, но срыв наступает после первого жалованья. Им нужны только деньги: "А между тем. о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно место, где бы и его пожалели!".

Семья для героя - главная опора в жизни, она может дать ему силы и терпение вынести все. А если Катерина Ивановна его не любит, не жалеет, тогда все теряет смысл, тогда "всему конец", тогда лучше забыться в кабаке.

Последний срыв Мармеладова можно объяснить как эмоциональную реакцию на заботу Катерины Ивановны, как желание испытать наслаждение от окончательного падения.

- В чем трагедия судьбы Мармеладова?

- Нищета и безволие толкают героя к пьянству. Восторженное безумие в глазах его - это отблеск мечты Мармеладова о высшей справедливости, которую он топит в вине.

Судьба Катерины Ивановны не менее трагична.

- Что мы узнаем о прошлом героини?

- Первый муж сбежал, и осталась Катерина Ивановна "с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском. и оставалась в такой нищете безнадежной. что описать невозможно".

Образ Катерины Ивановны раскрывает социально-этическую тему в романе - безвинные страдания и их искупление. Понять Мармеладова и простить его - для нее не проблема. Она готова его простить, но что станет с ее детьми после смерти мужа?

- В каком эпизоде Достоевский показал предел отчаяния Катерины Ивановны?

- "Исповедь и причащение кончились. Катерина Ивановна снова подошла к постели мужа. Священник отступил и, уходя, обратился было сказать два слова в напутствие и утешение Катерине Ивановне. "А куда я этих-то дену?" - резко и раздражительно перебила она, указывая на малюток. "Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего", - начал было священник. "Эх! Милостив, да не до нас!" "Это грех, грех, сударыня", -заметил священник, качая головой. "А это не грех?"- крикнула Катерина Ивановна, показывая на умирающего".

- Каким образом Катерина Ивановна пытается защитить свое человеческое достоинство?

- В день похорон мужа ее выгнала из дому за долги квартирная хозяйка. Ей отказался помочь генерал, бывший начальник Мармеладова. Катерина Ивановна окружена злом. И она решилась выставить нищету и свой позор на всеобщее обозрение, показав всем, до чего ее довели злоба и равнодушие людей: ". она возьмет детей и пойдет на улицу шарманку носить, а дети будут петь и плясать, и она тоже, и деньги собирать, и каждый день под окно к генералу ходить. ". "Пусть, - говорит, - видят, как благородные дети чиновного отца по улицам нищими ходят!"

Смерть Мармеладова означает начало гибели всей семьи. Скоротечная чахотка его жены лишь подчеркивает объективную неизбежность подобного исхода. Умирая, Катерина Ивановна отказывается от Бога в пользу детей: "Что? Священника? Не надо. Где у вас лишний целковый? На мне нет грехов. Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала. "

- Зачитаем последние слова умирающей Катерины Ивановны: "Довольно! Пора! Прощай горемыка! Уездили клячу! Надорвала-а-сь! - крикнула отчаянно и ненавистно и грохнулась головой на подушку". Для чего Достоевский использует такое сравнение?

- Писатель соотносит умирающую Катерину Ивановну с замученной клячей из сна Раскольникова, убитой ради озорства толпой пьяных мужиков. Судьба бедной женщины схожа с судьбой доброго, умного, трудолюбивого животного.

Достоевский большое внимание уделяет изображению душевной жизни героев, используя такие художественные подробности , которые делают персонажей романа живыми, неповторимо своеобразными, например, "старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами", из которых "одна только держалась кое-как у Мармеладова". Или былинки сена, прилипшие к платью и волосам героя, и продранные его рукава на локтях. Или красные пятна на щеках Катерины Ивановны и ее хриплое, порывистое дыхание. Или фигурка девятилетней Полечки, "высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке". Девочка обнимает маленького брата "своею длинною, высохшею, как спичка, рукой". Спичка. мера судьбы Полечки - вспыхнет и тотчас сгорит.

"Маленькие" Мармеладовы находятся в тупике . Им "некуда больше идти".

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : Письменно ответить на вопрос: "С помощью каких художественных средств и приемов Достоевский раскрывает образы "маленьких людей?".

Читайте также: